Праздник картошки сценарий взрослый. Сценарий внеклассного мероприятия "Праздник печёной картошки"

05.11.2021

Фото: Yana Gayvoronskaya/Rusmediabank.ru

Картошка стала национальным российским овощем с тех самых пор, как вытеснила репу при царе Петре I. И трудно представить, что когда-то крестьяне не желали выращивать картошку и даже устраивали, так называемые картофельные бунты.

Лично мне, кажется, что блюда из неё не надоедают никогда.

Вам потребуется:

400 г картофеля;
- 1 яйцо;
- 2 стакана молока;
- 1 стакан воды;
- соль по вкусу.

Способ приготовления:

Картофель очистить, натереть на мелкой тёрке, добавить яйца, соль, перемешать и сформовать небольшие клёцки, массой примерно в 10 г.

В кастрюлю налить молоко и воду, довести почти до кипения, запустить клёцки и убавив немного огонь, варить до их готовности.

При подаче к столу заправить сливочным маслом.

картофельная с овощами

Вам потребуется:

400 г картофеля;
- 2-3 свежих огурца;
- 2 яйца;
- 120 г зелёного лука;
- 15 г зелени укропа;
- 10-15 г зелени петрушки;
- 3-4ст ложки сметаны;
- 1 чайная ложка готовой горчицы;
- 1,5 л хлебного кваса;
- сахар, соль, перец по вкусу.

Способ приготовления:

Картофель очистить, сварить до готовности, остудить, нарезать кубиками. Огурцы нарезать крупной соломкой или дольками. Яйца сварить вкрутую. Белки мелко нарезать. Один желток растереть с небольшим количеством соли, другой с горчицей.

1 ст. ложку сметаны растереть с сахаром до получения однородной массы и соединить с охлаждённым хлебным квасом. Зелёный лук растереть с солью и добавить в квас.

В тарелки положить нарезанные овощи, яйца, залить квасом, добавить сметану, посыпать измельчённой зеленью укропа и петрушки.

Картофель с рыбным филе

Вам потребуется:

500 г рыбного филе;
- 400 г картофеля:
- 1-2 луковицы;
- 4 помидора;
- растительное масло;
-соль, перец по вкусу.

Способ приготовления:

Картофель очистить, промыть, нарезать ломтиками и обжарить вместе с нарезанным полукольцами луком.

Выложить сверху на сковороду нарезанное кусочками филе рыбы, сверху – ломтики помидоров, долить немного воды, посолить, поперчить.

Накрыть сковороду крышкой и поставить в предварительно разогретую духовку на полчаса. Можно готовить в жаровне.
При подаче к столу посыпать измельчённой зеленью.

Омлет с картофелем

Вам потребуется:

2 картофелины;
- 5 яиц;
- 15 г зелени укропа;
- 4 ст. ложки молока;
- сливочное масло;
- соль, перец по вкусу.

Способ приготовления:

Картофель очистить, сварить, протереть, добавить соль, молоко, яйца и взбить в миксере до однородной массы.

Смазать форму , выложить приготовленный фарш, запечь в предварительно разогретой духовке на среднем огне до готовности.

При подаче на стол посыпать измельченной зеленью укропа.

Голубцы с картофелем

Вам потребуется:

5-6 картофелин;
- 2 репчатые луковицы;
- 1/4 стакана молока;
- 100 г сыра;
- 4 ст. ложки растительного масла;
- 1 небольшой кочан капусты белокочанной;
- 1/2 стакана сметаны;
- немного муки;
- соль, перец по вкусу.

Способ приготовления:

Из кочана аккуратно удалить кочерыжку. Сам кочан промыть, проварить в подсоленной кипящей воде 5-7 минут.

Откинуть на дуршлаг, дать стечь воде, разобрать на листья. Если надо, отбить утолщённые листья.

Картофель отварить на пару и горячим протереть через сито. Лук мелко нарезать и обжарить в растительном масле до светло-золотистого цвета.

В горячее пюре добавить лук, горячее молоко, посолить, поперчить и хорошо взбить массу.

Выложить приготовленный фарш на листья, придав форму голубцов. Уложить в глубокую сковороду, залить сметанным соусом, посыпать тёртым сыром и запечь в предварительно разогретой духовке 10-12 минут.

Сметанный соус:

Муку залить сметаной и хорошо перемешать, чтобы не было комков, проварить 1-2 минуты.

Картофельное пюре запеченное

Вам потребуется:

500 г картофеля;
- 150 мл. молока;
- 1 яйцо;
- 1 ст. ложка сметаны;
- растительное масло;
- соль, перец по вкусу.

Способ приготовления:

Картофель очистить, сварить и горячим превратить в пюре. Выложить на смазанную маслом сковороду, разровнять, смазать смесью яйца со сметаной. И запечь в предварительно разогретой духовке.

Картофель, запечённый с сыром

Вам потребуется:

10 картофелин;
- 100 г плавленого сыра;
- 3 ст. ложки майонеза;
- 1 ст. ложка растительного масла;
- соль по вкусу.

Способ приготовления:

Картофель очистить, залить подсоленной кипящей водой так, чтобы она полностью покрывала клубни и варить на медленном огне минут 20.

Отвар слить, картофель уложить в форму, смазанную растительным маслом.

Плавленый сыр размять, влить майонез и тщательно вымешать смесь. Вылить её на картофель и запекать в духовке до образования румяной корочки, примерно минут 20.

Сабаева М. А. учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №7» г. Альметьевска, РТ

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов

Праздник картошки

Учитель: Декоративный цветок, лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых, средство для выведения пятен, универсальное удобрение, наконец, пищевое сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру, масло, кофе, дрожжи, шоколад и т.д – не правда ли, заманчиво обладать таким универсальным продуктом? Оказывается, нет ничего проще- ведь речь идет о самом обыкновенном картофеле.

Сегодня мы устроим праздник в его честь, мы будем говорить об этом овоще. Петь, будем играть с ним. Почему такое внимание уделяется этому овощу? Потому что, мы уже не мыслим жизни без этого овоща. Поэтому в его честь сочиняют стихи, песни, частушки. Ну а пока стихи про нашу любимую картошку.

Стихи:

1.Без картошки жить на свете

Очень даже трудно дети.

Выручает нас всегда

Эта скромная еда.

2.И в пюрешке, и в мундирах,

В первых блюдах, и в гарнирах,

И вареной, и печеной,

И хрустящей, и толченой.

Про нее сказать не грех,

Что картошка лучше всех!

3.Хороша во всяких блюдах

С аппетитом все подряд

Уплетают это чудо

– Ах, как вкусно говорят!

4.Раскудрявились листочки,
Зеленеет борозда.
От Камчатки до Опочки
Бульба – главная еда.

5.Как сорняк, неприхотлива:
Прополи да огреби.
Ей не надобно полива,
Были б во время дожди!

6.Ближе к осени нальется
Клубень соками земли
Да крахмал возьмет от солнца –
И в подвал ее вали.

7.Не страшны тогда метели,
Не застудят холода,
Если вы к столу присели,
Где есть главная еда.

8.Жизнь покажется не зряшной,
А картошка – как нектар,
И обычный день вчерашний
Вдруг сверкнет, как божий дар.

9.Без картошки на «отлично»

Ни поесть, ни поплясать…

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец!

Хоть сердит зеленый лук,

А картошке- лучший друг!

10.Из картошки там и тут

Нужный делают продукт,

И недаром ведь картошку

Вторым хлебом все зовут.

11.Жить не можем без картошки,

Едим ее мы каждый день!

Не оставляем мы ни крошки,

Хотя копать порою лень.

12. Люблю ее я в виде разном:

Картофель- фри, пюре, рагу.

И пусть я в настроении ужасном,

Но без картошки не могу!

Учитель: Как я уже отметила, сегодня мы с вами будем играть, проведем много разных конкурсов. Для этого ребята разделились на команды, их четыре. Сейчас я предлагаю познакомиться с командами поближе.

Представление команд (Название команды, девиз)

Представление жюри

Чтобы оценить знания каждой команды об этом удивительном овоще, чтобы оценить умение команд работать вместе, дружно нам нужно жюри.

На нашем празднике присутствуют представители разных профессий, так или иначе связанных с картофелем. Познакомимся с гостями: учитель русского языка, историк, биолог, агроном, селекционер, повар, артисты.

Итак, что же означает слово картофель, давайте вместе с учителем русского языка заглянем в толковый словарь.

Учитель русского языка: Слово заимствовано из немецкого языка. Картофель –огородное растение, овощ. Картофелем так же называют подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу.

Первое картошкино имя было «ПАПА»- так называли ее на родине в Южной Америке индейцы.

Англичане называли его ПОТАТО.

Голландцы и французы- ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО.

Итальянцы-ТАРТУФЕЛЬ.

А немцы переиначили ТАРТУФЕЛЬ на КАРТУФЕЛЬ, который позже стал называться КАРТОФЕЛЕМ.

Конкурс 1: Придумать фамилию, имя, отчество нашему картофельному другу.

Конкурс 2: А сейчас мы попробуем поиграть со словом «Картофель»

Если взять большое слово,

Вынуть буквы – раз и два!

А потом собрать их снова,

Выйдут - новые слова!

Найдите какие слова спрятались в слове КАРТОФЕЛЬ.

Как я уже отметила, о картошке издавна слагались песни. Ребята сейчас одну из них споют.

Песня «Картошка » (Музыка С. Попова)

Где нашли этот чудо овощ? Как стали выращивать его у нас на Руси? Как вы думаете, кто из наших специалистов лучше знает ответы на эти вопросы? Давайте дадим слово историку.

Историк В диком виде картофель рос в горных районах Южной Америки. Его выращивали индейцы. После открытия Америки клубни картофеля появились и в Европе, а называли их тогда «земляные яблоки». В нашу страну картофель попал при Петре I, который прислал из Голландии мешок картофеля своему приближённому графу Шереметьеву и приказал разослать клубни картофеля по всем районам России и выращивать их. Вначале картофель выращивали на клумбах как декоративное растение, позднее попытались использовать его плоды в пищу, но они горькие и несъедобные. Поэтому крестьяне отказывались выращивать картофель и относились к нему с недоверием. Люди заметили, что картофель родится с головой и глазами наподобие человека, а тот, кто ест картофель, тот ест души человеческие. Наши предки называли картофель «чертовым яблоком». Популярностью пользовались только цветки картофеля, особенно после того, как французская королева заколола их в прическу и украсила ими свое платье. Позднее картофель стал главной едой русских людей, и о картофеле стали слагать пословицы и поговорки.

Конкурс 3: Собери пословицу и объясни значение

Каждой команде собрать пословицу из слов, которые лежат в конверте.

  1. Картошка созреет – человека согреет.
  2. Без труда картошка не родится никогда.
  3. Картошка да каша- еда наша.
  4. Картошку копать, не руками махать.

Учитель: На Руси ценили картофель, считали его вторым хлебом и, конечно же, о нем пели частушки. Давайте пригласим артистов.

1. Лучше песен про картошку

В мире не было и нет,

Мы споем вам про картошку,

А вы хлопайте в ответ.

2. Ох картошечка, картошка,

Ах, какая тебе честь!

Кабы не было картошки,

Так чего бы стали есть?


3. Ах, картошечка-краса!
Не нужна мне колбаса,
Не хочу сосиску –
Дай картошки миску!

4. Цветет во поле картошка –
До чего ж красивая!
Пойду в поле поработать,
Я же не ленивая!

5. Надо мной смеялась мама:
«Сколько можно кушать?!»
Я картошку обожаю,
Как тебя мне слушать?!

6. Не иду гулять с друзьями,
Телевизор не смотрю,
И работайте вы сами –
Я картошку есть люблю!

7. Ах, душистая картошка,
До чего ж ты вкусная!
Наедимся до отвала,
Всем ты очень нужная.

8. Жили-были три соседа:
Кролик, пес и кошка,
Угощали каждый день
Друг друга все картошкой.

9. Ах, картошка, ты картошка1

До чего же хороша!

И пожаришь, и попаришь,

А как съешь- поет душа!

10. Наш картофель – хоть куда:
Вкусный, витаминный.
Если будешь есть всегда,
Здоровый будешь, сильный!

Учитель: кто знает, как называется наука, которая изучает растения? (биология)

Ребята, а кто такой биолог. Давайте пригласим биолога.Что же он нам расскажет о картофеле?

Биолог: Картофель вырастает высотой от 50 до 100 см, листья простые, цветки собраны в соцветия из 2-4 завитков. Окраска цветка бывает синего, тёмно-синего, фиолетового, белого цвета, что является одним из важных сортовых признаков. Картофель – самоопыляющееся растение. Плод – многосемянная ягода. На подземных частях стебля развиваются подземные побеги – столоны, на концах которых формируются клубни – видоизменённые подземные побеги. С помощью клубней картофель размножается. Ботаническое название картофеля – паслён клубненосный.

Сценка «Картошка»

Вот закончилась зима, пришла весенняя пора.

Надо сеять, поливать, где полоть, а где копать.

И в одной большой деревне

Под названьем Стары Певни

Жили-были пожилые дед да баба с внучкой.

Выходят по очереди дед и баба, дед начинает копать, сажать картошку. Бабка садится на лавку и вяжет. Выбегает внучка с мячом.

Жучка выбегает, начинает играть. Сначала ее отгоняет дед, она бежит к бабке, которая тоже ее прогоняет.

Дед.

Вот надумал, баба, я посадить картошку,

Чтобы на зиму еды было хоть немножко.

Баба.

Ты опять рехнулся, дед! Вспомни, в прошлом годе,

Провели мы целый день на нашем огороде.

Дед.

Как не помнить, пот со лба тек без остановки.

Репу вытащил один, без всякой тренировки.

Баба.

Что ты брешешь, старый лгун, мы тащили вместе,

А потом три месяца запекали в тесте.

Дед.

Нет! Я вытащил один, не упрямься, баба,

В доме я твой господин, хоть и вижу слабо.

Баба.

Не глаза твои слабы, а ума не стало:

Впятером тащили мы, мышка помогала.

Дед.

Что ты, матушка, расхвасталась,

Как наседка раскудахталась?

(Машет рукой, уходит со сцены.)

На сцене появляется декорация, где изображена картошка.

В спорах много дней прошло, выросла картошка,

Но у бабы и у деда сил совсем немножко.

Выходит дед, радуется, пытается тянуть - не получается, встает с лавки бабка, идет на помощь деду, с огорченным видом вдвоем садятся на лавку.

Бабка (с радостью ). У внучки есть силы, а ты совсем уж хилый. Матренка! Матрешка! Беги тянуть картошку!

Выбегает внучка, тянет картошку, устает, с грустным видом садится возле бабки.

Внучка.

Нам Жучка поможет, она-то верно сможет.

Эй, Жучка, ей Богу, беги же на подмогу!

Выбегает Жучка, роет «лапками» картошку, но вытащить не может.

Жучка. Мышка-норушка, помоги, подружка!

Мышка тоже не справляется, все сидят на лавке, опустив головы.

Все тащили: внучка с Жучкой, мышка помогала.

Обещали накормить, хоть и не сажала.

А картошка все росла, становилась выше,

И сарая, и окна, и дверей, и крыши.

Дед.

Кто поможет, кто придет - вытащит картошку?

Баба.

И до дому донесет частями, понемножку?

Внучка.

Баба с дедом.

Баба.

Внучка с Жучкой да еще и мышка.

Все.

Тужились и пыжились - ничего не вышло!

Только мимо червячок проползал тихонько

И задел картошку он совсем-совсем легонько.

Покатилась, понеслась с грядки на дорогу

И уперлась ненароком прямо деду в ногу.

Тут дедуля засиял, постоял немного,

А потом он всем сказал.

Дед.

Вот и, слава Богу!

Есть запасы, есть еда, остальное - ерунда!

Конкурс 4: «Посадка картофеля»

Нужно картошкой попасть в ведро. Команда делает 14 бросков (по 2 броска делает каждый участник). Каждое попадание – 1 балл команде.

Человек, какой профессии знает все про то, как правильно вырастить картофель. Правильно, агроном. Давайте послушаем его.

Агроном Всем, кто занимается выращиванием картофеля, следует знать, что в своём развитии это растение проходит 4 фазы: всходы, бутонизация, цветение, созревание.

Перед посадкой клубни проращивают не менее 30 дней. Весной вскапывают землю глубиной 30 см и высаживают картофель в почву на расстоянии не менее 60 см между рядами, а в ряду – 35 см. При появлении всходов и на протяжении роста растения проводят прополку – для разрыхления корки и уничтожения сорняков. Когда растение достигает высоты 15 см, проводят окучивание. Осенью, когда ботва начинает желтеть, собирают урожай.

Конкурс 5: «Сбор урожая»

2 человека от команды собирают картошку с закрытыми глазами.

Вырастить урожай картошки – это очень трудное дело, и лени здесь, конечно, не место. Я думаю, что многие из вас уже помогали своим родителям в огороде: пололи, собирали картошку, а не бездельничали, как в песне про Антошку.

Инсценировка песни «Антошка»

Учитель: Кто занимается выведением разных сортов культур? Выведением сортов занимаются селекционеры. Слово Селекционеру.

Селекционер : Выведением новых сортов растений занимается наука – селекция. Благодаря хорошим результатам работы селекционеров выводятся новые сорта картофеля. В мире существует 44 тысячи сортов картофеля. Кроме, привычного нам белого и желтого картофеля бывает еще красный, фиолетовый, синий, и даже черный. Этому овощу в мире уделяется огромное внимание. А 2008 год был объявлен Международным годом картофеля.

Благодаря селекционерам мы имеем высокоурожайные сорта картофеля, которые хорошо приспособлены к природным условиям. Собрать хороший урожай картофеля - конечно дело великое, но это еще не все. Нужно без потерь урожай вывести с картофельного поля.

Конкурс 6: «Перевозка картофеля» (каждой команде нужно перевезти ведро картошки на детских машинках)

Как вы думаете, можно ли использовать картофель в медицине? Давайте послушаем специалиста по этому вопросу.

Врач: картофель является лекарственным растением: свежий картофельный сок употребляется при язве желудка, гастритах, способствует снижению кровяного давления при гипертонии. Кашица из картофеля хорошо лечит ожоги, экзему. В зимнее время картофель является основным источником витамина C. Кроме витамина C в клубнях содержатся в небольших количествах витамины B1, B2, B6, A. Клубни картофеля богаты солями кальция, калия, железа, йода, серы. К сожалению, в погоне за большим урожаем в последнее время используют много минеральных удобрений. Нитраты накапливаются в клубнях и вызывают кислородное голодание тканей, чем отравляют организм человека и животных. С чрезмерным количеством нитратов организму помогают вести борьбу витамины и молочные продукты. Количество нитратов в картофеле можно уменьшить при его кулинарной обработке: очищенный картофель поместить на 15- 20 мин в холодную воду, затем слить её, залив новой порцией воды, довести до кипения и тоже слить, затем залить свежей водой до готовности.

Конкурс 7: «Танец с картошкой»

Два участника, зажимая между лбами картофелину, под мелодию исполняют любые танцевальный движения. Участвуют по 2 пары с каждой команды. Выигрывает та, которая дольше протанцует.

Учитель: Кроме минеральных удобрений люди еще используют ядохимикаты. Давайте дадим слово экологу, ученому, который знает все о связях между человеком и природой.

Эколог: Много горя приносит увлечение ядохимикатами. Ими обрабатываются поля для уничтожения вредных насекомых и сорняков. При этом погибают птицы, питающиеся отравленными насекомыми. Страдают люди, так как яды попадают в нашу пищу и воду. А ведь есть природные способы защиты урожая- их называют биологическими. Один из народных способов - развешивание скворечников. Можно найти и другие народные способы, которые помогут сберечь урожай.

Нарисовать знак запрещающий использование ядохимикатов или большого количества минеральных удобрений.

Учитель: Сегодня на нашем праздничном столе огромное количество блюд их картошки. А как правильно приготовить картофель, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить ее полезные свойства. Давайте послушаем повара.

Повар: В нашей стране картофель называют вторым хлебом, и это не случайно. Картофель обладает большой пищевой ценностью. Главным компонентом картофеля является крахмал, белки. Из картофеля можно приготовить различные блюда и гарниры. Его варят, жарят, тушат, фаршируют. Большое значение имеет правильное приготовление картофеля: почистив картофель, нужно опустить его в холодную воду. Надолго в воде не рекомендуется оставлять т. к. он теряет питательные вещества. Не рекомендуется варить картофель в жестяной или медной посуде, при этом теряется большое количество витамина С. При варке на пару потери витамина С в 2 раза меньше, чем при варке в воде. Картофель, положенный для варки в холодную воду, теряет до 50% витаминов, а опущенный в кипяток – 10-20%.

Конкурс 9

Каждой команде нужно вспомнить как можно больше блюд с картофелем. Выигрывает та команда, которая назовет последнее блюдо.

Выступления наших специалистов закончились, вы внимательно слушали, а сейчас пришло время провести небольшую викторину, правильные ответы принесут команде баллы.

Викторина

  1. Как назвать одним словом стебли и листья картофеля?(ботва)
  2. Назовите Родину картофеля(Перу и Чили)
  3. Сколько известно в мире образцов картофеля? (44000 образцов)
  4. Где первый раз человек варил картошку? (на огне)
  5. Какую часть картофеля мы используем в пище? (клубни)

6. О картошке сваренной или испеченной в кожуре, говорят что она в чем? (в мундире)

7. Как назвать одним словом удаление сорняков и рыхление земли (прополка)

Слово для подведения итогов предоставляем жюри

Учитель: Тот, кто умеет сочинять гимны, должны найти самые торжественные слова, а самые голосистые певцы споют картошке гимн на самой широкой площади при всём скоплении народа! Не знаю, кто как, а я бы плакал, слушая этот гимн!”
Вот такие замечательные слова написал сибирский писатель Виктор Астафьев о картофеле
в своей оде "Русскому огороду”. Гимна мы не знаем, а песню о картошке из кинофильма «Завтрак на траве» давайте исполним.

Песня «Ах, картошка!»


МКОУ «Украинская средняя общеобразовательная школа»

Омской области, Исилькульского района

Якоб Елена Алексеевна

Украинка 2012

Цели праздника :

- развивать творческие способности учащихся,

Предоставить возможность реализации творческого потенциала учащихся,

Выяснить и расширить знания учащихся о картофеле;

Развивать чувства взаимопомощи, соучастия, коллективизма;

Воспитывать разносторонне развитую личность.

Сценарий праздника «Раз картошка, два картошка!»

1 ведущий : Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, ребята! 2 ведущий: Ребята, мы предлагаем вам догадаться, чему посвящена наша программа. Для этого необходимо отгадать загадки. 1. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. 2. Орехи в земле, а листья на земле. 3. Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? 4. И зелен, и густ, На грядке вырос куст Покопай немножко, Под кустом …(картошка). 1 ведущий: Сегодня, ребята, мы поведем речь о ее величестве Картошке, которую в народе называют вторым хлебом. И я думаю, что каждый из вас знает, что картофель – самое распространенное огородное растение. Даже тот, кто не имеет сада, для картошки обязательно найдет местечко.

2 вед.

Внекотором государстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.

1 вед.

Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище,
Вам узнать не будет лишним.

2 Вед: 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений.

1 Вед.

Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола.

2 Вед. В Россию картофель прислал из Голландии в конце 17 века Пётр l. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его «чёртово яблоко». Их принуждали выращивать и употреблять в пищу картофель. Но крестьяне по незнанию употребляли в пищу плоды. Это привело к множеству отравлений. По всей России прошла волна «крестьянских бунтов». Бунты подавляли тем, что палили по крестьянам из пушек. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

1 Вед.

Мы привыкли к тому, что пшеницу называют "Первым" хлебом, а картофель "Вторым". Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

Картофелины (девочки 5 класса) рассказывают: - Может быть, вы знаете, что все растения живут семействами. Так вот картофель из семейства паслёновых. Вот его родственники: помидор, баклажан, стручковый перец.
- Картофель растение однолетнее, высотой до 150 см, в нашем климате ниже. Осенью на кустах образуются плоды – зеленые ягоды с мелкими семенами. Они ядовиты! - В сельском хозяйстве картофель сажают клубнями, которые и употребляют в пищу. В дикой природе насчитывается около 150 видов картофеля. - В картофеле много полезных веществ и витаминов: крахмал, сахар, белок. Хранить картофель нужно в прохладном темном месте. Но если картофель полежал на солнышке, то в нем образуется сильный яд, очень вредный для здоровья человека. Это соланин.

2 вед. Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых я приглашаю вас принять участие.

Ведь мы, играя, проверяем,

Что умеем и что знаем.

1 конкурс «Посадка картофеля»

1 вед. Сначала мы решили заняться посадкой картофеля. Для начала я приглашаю на сцену по 2 человека из 5 -х классов. Первые пары из разных команд принимаются за посадку картофеля. Участник вынимает из ведра по одной картофелине и «садит» рядом друг к дружке. Когда картофель посажен, за работу берутся вторые пары. Они с завязанными глазами собирают картофель и складывают в пустое ведро. Чья команда выполнит задание быстрее.

2 конкурс «Попади в ведро»

Ведущий 2. Конечно, работать такой бригадой одно удовольствие. А если одному приходится собирать картофель, то может пригодиться следующий способ уборки урожая. Чтобы его продемонстрировать, приглашаются по 1 участнику из 6,7,8 классов. Попасть картошкой в ведро. У кого будет больше попаданий.

3 конкурс «Презентация блюд из картофеля»

В
едущий
1. Всего несколько 10-летий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи (десертные) блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии. Блюда из картошки любят все люди. В городе Мариинск Ке́меровской области поставили памятник картошке. Автором скульптуры стал художник Юрий Михайлов

Наступает самый важный этап нашего праздника: презентация блюд из картофеля. (участвуют 8-11 классы)

4 конкурс «Танец Картошка»

Вед. 2. На следующий конкурс приглашаются по 4 человека из 10 и 11 классов. (Танцуют парами, упершись в картошку лбами. Темп мелодий меняется. Побеждает пара, не уронившая картошку.) Вед.2 . А сейчас музыкальная пауза в исполнении ребят 7 класса.

(частушки про картошку)

Частушки про картошку:

Вы не сварите обед

Если его в доме нет

С виду вроде бы простой

Это русский хлеб второй

Её люди прославляют

Даже песни сочиняют

Если вырос урожай

Смело лето провожай.

Под землёю как наседка

Она гнёздышко свела

И глазастых своих деток

Нам под осень привела.

Я и жарю, и варю

Её понемножечку

Спасибо русскому царю

За вкусную картошечку.

Я читала в букваре

И слыхала во дворе

Говорил мне старый дед:

Без картошки жизни нет.

Ложка дорога к обеду

К частушечке гармошечка

Мы пропели вам куплеты

Про русскую картошечку.

5 конкурс «Съешь меня вежливо!» Вед 1. Похвалить всегда прилично, и должна я вам сказать, Без картошки на «отлично» ни поесть, ни поплясать. Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец. Хоть сердит зеленый лук, а картошке лучший друг. Из картошки там и тут нужный делают продукт. И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.

Вед. 2. Ребята, а вы любите есть картошку? Сейчас мы это проверим. Я приглашаю на сцену по 2 девочки из 9-х классов. Нужно очистить и съесть запечённую картошку. Кто быстрее? Вед. 1. Мальчик по имени Антошка тоже любит ее кушать, а вот поработать не очень желает.

(инсценировка песни «Антошка», сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)

Вед. 2. В этом году из-за засухи урожай картофеля в нашей местности хуже обычного. Не смотря на то, что мы старались ухаживать за картошкой, уродилась ее мало, и крупной почти нет. Чтобы на следующий год урожай был богатым, посвятим картофелю гимн!

Гимн картошке

1
. Картофель – наш кумир народный!
Ему поем свой гимн земной.
С времен Петра в России модный,
Не зря зовется – «Хлеб второй».

2. То снег, то дождик с небосвода,
От неба милости не ждем.
Девиз у нашего народа:
Картошка есть – не пропадем!

3. Картофель и печём, и жарим,
Его кладем и в суп, и в борщ.


И эту истину мы знаем:
Вкуснее пищи не найдешь!

4. Беда и выручка картошка,
С ней жизнь течет навеселе.
Пустой не будет наша плошка,
Когда картошка на столе.

5. Едим картошку с хлебом, с солью,
Не мыслим без неё обед.
Мы все прониклись к ней любовью
На сотни лет, на сотни лет!


Ведущий 2 : И вот на этой торжественной ноте пришло время подвести итоги . по разным номинациям: (Оглашаются итоги выставки поделок из картофеля) "Самый творческий класс» - «Лучший класс по презентации блюд из картофеля» - «Самая лучшая поделка» - «Чья картошка больше всех?» - «Самый активный класс в уборке урожая» -

(Награждение)

Наша встреча заканчивается. Спасибо всем, кто принял участие в мероприятии и в его подготовке. Сейчас дискотека.

Использованная литература: 1. Я познаю мир/Детская энциклопедия/ Загадочные растения. Астрель, 2006г. 2. Ликум А.Всё обо всём/ Популярная энциклопедия для детей. Москва, 1994г. 3. Осипов Н./ Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу. Москва,1977г. 4. Петров В. М./Осенние праздники, игры, забавы для детей. Москва. Творческий центр «Сфера»,2000 5. Интернет-ресурсы

Осень - это пора сбора урожая, пора сбора картофеля. Поэтому можно провести праздник, посвящённый этому овощу.

КАРТОФЕЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «АХ, КАРТОШКА»

Организуйте выставку необычных клубней. Ребята могут дополнить их отдельными деталями: глазки, ручки — спичечные головки, палочки; волосы — нитки, бумага; головной убор — платочек, шляпа и т. п. Установите таблички с названием композиции и именем автора изделия. Хорошо запечатлеть выставочные экспонаты вместе с автором на фото или видео. Можно положить рядом с каждым экспонатом чистый листок бумаги, чтобы желающие могли сами дать название экспонату. Подписи огласите за праздничным ужином.

ПРАЗДНИЧНЫЙ УЖИН «ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КАРТОШКА»

Все блюда имеют непосредственное отношение к «виновнице» ужина. Вначале кулинары представляют свои блюда: сообщают название, ингредиенты, возможна творческая реклама (слоганы, частушки с подтанцовкой, куплеты и т. п.).

Парад блюд завершается беспроигрышной лотереей: билеты лотереи получают те участники, которые смогут что-то рассказать о картошке — из истории, рецепт блюда, о ценных свойствах картошки и т. д. К розыгрышу подготовьте жетоны с номерами билетов. Автор показывает свое блюдо, ведущий тянет из коробочки жетон, и обладатель номера получает это блюдо.

Затем проходит дегустация — заранее приготовьте индивидуальные тарелки, вилки, ложки.

КАРТОФЕЛЬНАЯ «УГАДАЙ-КА»

Игра проходит в несколько туров. Ведущий объявляет туры в течение всего вечера либо проводит игру единовременно. Победитель каждого тура награждается специальным призом или лотерейным билетом для участия в затее «Сюрприз из мешка» (из мешка вытаскивают подарки с номерами).

Примерные задания:

Определи вес мешочка с картофелем, подержав его в руке 10 секунд.

Сколько картофелин в прозрачном пакете? (В пакете мелкие клубни, смотреть можно в течение 10 секунд.)

Сколько весит картофельный клубень?

Сколько в прозрачном пакете красных и белых картофелин?

Сколько сантиметров между двумя тарелками с картошкой?

КАРТОФЕЛЬНЫЕ ИГРИЩА

Подготовьте ножи, посуду для отходов, сырую картошку.

Игра проходит в 7 этапов. За победу на каждом этапе присуждаются очки. Тот, у кого к концу соревнований очков оказывается больше, объявляется победителем и Великим Картофельным Магом. Очки выставляет жюри, состоящее из опытных «картофелеедов».

Конкурсные задания:

1. Кожура — очистить картофелину так, чтобы кожура образовывала непрерывную ленту. Побеждает тот, у кого лента из кожуры самая длинная.

2. Половинки — разрезать картофелину так, чтобы половинки были равны по весу. Побеждает тот, у кого разница в весе половинок самая минимальная.*

3. Дырокол — проделать в картофелине сквозное отверстие так, чтобы клубень не развалился. Побеждает тот, у кого отверстие самого большого диаметра.

4. Куб — обрезать картофелину так, чтобы получился правильный куб. Побеждает тот, у кого вырезанный многогранник наиболее похож на куб.

5. Пластинка — разрезать картофелину пополам, а затем отрезать от одной из половинок тонкую пластинку. Побеждает тот, у кого срезанная пластинка самая тонкая и притом — самая большая по площади.

6. Соломка — нарезать картофель «соломкой» так, чтобы длина каждой «соломки» была не менее пяти сантиметров. Побеждает тот, у кого получится больше всего пятисантиметровых «соломок».

7. Метаморфозы — путем обрезки превратить картофелину в любой другой овощ, фрукт или корнеплод, например в морковку или ананас. Побеждает тот, у кого получится самая оригинальная и точная копия.

ВИКТОРИНА по теме КАРТОФЕЛЬ

На карточках напишите вопросы и положите в специальный конверт. Участники викторины тянут карточку и отвечают на вопрос. Если ответ неверный, правильный ответ пытаются дать другие участники. Если и им это не удается, ответ озвучивает ведущий. За верные ответы даются призовые жетоны.

В финале участники, набравшие наибольшее количество жетонов, получают призы, остальные награждаются поощрительными призами за участие.

Вопросы:

Назовите родину картофеля. (Перу и Чили)

Где в наше время встречается дикорастущий картофель? (В Центральной и Южной Америке)

Когда, откуда и кем картофель завезен в Россию? (Петром Первым из Голландии)

Сколько существует способов размножения картофеля? (Три: клубнями, семенами и глазками)

Как называется насекомое-вредитель, поедающее ботву картофеля? (Колорадский жук)

Съедобны ли ягоды картофеля? (Нет, они ядовиты)

Какие вещества получают из картофеля? (Крахмал, патоку, глюкозу, спирт, клей и т. д.)

Что представляет собой клубень картофеля и является ли он корнем растения? (Нет, клубни — это мясистые утолщения на подземных частях стебля)

Когда и почему в России возникли картофельные бунты? (В 1834 и 1840-1844 годах после указа Николая I об обязательной посадке картофеля)

Как еще называют картофель? (Второй хлеб)

Как в России раньше называли картофель? («Чертово яблоко»)

ЗДРАВСТВУЙ, МИЛАЯ КАРТОШКА!

Программу можно проводить в течение дня или провести сразу, включив конкурсы для самых младших, старших, девочек, мальчиков и т. п. В финале вручите призы, разные и по разным поводам: самым быстрым, ловким, метким, смекалистым, артистичным, дружным, знатокам, и т. д.

Самый умелый

Кто быстрее и качественней почистит картофелину.

Самый меткий

Кто точнее попадет картошкой в ведро на определенном расстоянии.

Посади картошку

Участникам дается по ведру с картошкой. Задача — выложить ее в одну линию, клубень к клубню. Кто быстрее «посадит» картошку?

Сборщики картофеля

Задача — с завязанными глазами собрать как можно больше разбросанных вокруг картофелин.

Эстафета

Играют команды. Задача — наполнить кастрюлю картошкой. Картофелины переносятся членами команд по очереди на ложке, зажатой во рту.

Бег с картошкой

Участники соревнования зажимают картофелину между двумя палочками и бегут с ней к финишу. При потере надо поднять картофелину при помощи палочек, после чего двигаться дальше.

Червячки

Победит тот, кто за одну минуту проделает больше дырок в клубне картофеля так, чтобы он не развалился.

Сценарий внеклассного мероприятия

"Праздник печёной картошки"

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро наделяет нас спелыми плодами. Осенью люди собирают уро­жай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.

А наш праздник сегодня посвящен карто­фелю — главному овощу на нашем столе..

Картофель стал таким привычным и незаменимым, что мы совсем забыли, что прежде чем попасть на наш стол, ему пришлось много путешествовать. Как, где и откуда появилась картошка?

В Россию он был завезен при Петре I в XVII в из Голландии. Родиной картофеля считают Перу и Чили. Там он рос в диком состоянии. Позднее перуанцы стали сажать его у своих жилищ. Климат в Перу своеобразный: днем жарко, а ночью холодно. Индейцы замораживали по ночам картофель, а днем сушили его на солнце. Собрав урожай картофеля, индейцы устраивали праздник.

В Европу картофель был завезен испанцами и португальцами в XVI веке. А Петр I, путешествуя по Голлан­дии, послал мешок в Петербург с наказом: «Приглашать население заниматься разведе­нием картофеля», Но картофель разводили неохотно из-за суеверного страха перед ним, считали его чертовым яблоком Николай I в 1814 г.- издал Указ об обязательной посадке картофеля. Агрономы разъясняли населению полезность нового растения, богатого крахмалом. Постепенно в России картофель «прижил­ся», и не просто «прижился», а полюбился людьми, стал вторым хлебом.

1ученик: Под землей растет он летом,
Ну, а кормит круглый год.
Господин картофель это.
И всегда ему почет.

2 ученик. Знают о картошке все на свете:

Богачи и те, кто не богат.

Всяк ее по-своему готовит,

Каждый на столе картошке рад:

И кто жарит, и кто парит,

Кто печет и кто толчет,

Но едят ее повсюду.

Ей и слава, и почет!

3 ученик. Здравствуй, милая картошка,
Кормишь ты честной народ.
Если есть картошка в доме,
Сытым будешь круглый год.

4 ученик. Ах, картошка, объеденье,
Лучше вафель и конфет.
Ух, картошка, объеденье,

Ничего вкуснее нет.
5 ученик Мы возьмем ведерки,

Да и в путь-дорожку.

Дружба нам поможет

Выкопать картошку.

6 ученик. Эта скороспелка

Оттого вкуснее,

Что пришлось ребятам

Повозиться с нею.

7 ученик. Лишь закат осенний

Озарит окошки,

Мы в золе горячей

Напечем картошки.

8 ученик. Картошка, картошка —

Урожай богатый!

Вкусную картошку

Любят все ребята.

Сегодня у нас необычный день – «Праздник печеной картошки».

Все конкурсы сегодня будут связаны с картошкой. В конкурсах на нашем празднике участвуют три команды, которым предостав­ляется возможность показать свои знания, умение трудиться, общаться друг с другом.

Конкурсы будет оценивать жюри: наши учителя.

Ведущий:1 конкурс: “Что вы знаете о картофеле?”

Каждой команде задается по одному вопросу. За каждый правильный ответ команда получает балл. Выигрывает в конкурсе та команда, которая наберет больше баллов.

1.- Где родина картофеля? (В Перу и Чили).

2.- Откуда и кем был завезен картофель в Россию? (из Голландии Петром I).

3- Сколько есть способов разведения картофеля? (три: клубнями, семенами, глазками).

1- Как называется насекомое – вредитель, поедающее ботву картофеля? (колорадский жук).

2- Съедобны ли ягоды картофеля? (нет, ядовиты).

1- какие вещества добывают из картофеля? (крахмал, глюкозу, патоку, спирт, клей).

3- Как еще называют картофель? (второй хлеб).

2- Как в России называли картофель? (чертово яблоко)

3- Клубень картофеля – это корень? (нет, клубни – это мясистые утолщения на подземных стеблях).

Хоть хвалиться неприлично, но должна я вам сказать,
Без картошки на отлично ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец
Хоть сердит зеленый лук, а картошке – лучший друг.
Из картошки там и тут, нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.

Ведущий: Чтоб картошку собрать, ее надо посадить.

2 Конкурс: “Посадка картошки”

Для каждой команды: 5 маленьких кружков – лунки, корзинки с картошкой. От команды по 6 человек.

Первый участник подбегает к каждой лунке и кладет туда картошку, возвращается к команде. Второй участник собирает и возвращается к команде.

Ведущий: Молодцы! Картошку посадили, теперь надо ее собрать, ведь осень – время сбора урожая картофеля.

Ведущий: праздник “Куприян”. В этот день начинают дергать корнеплоды – копают картофель.

Ведущий:3 конкурс: “Сбор урожая”.

Два участника от команды собирают в свои корзины картошку, раскиданную по классу.

Жюри подводит итоги трех конкурсов

Ведущий. Лучше песен про картошку

В мире не было и нет,

Мы споем вам про картошку,

А вы хлопайте в ответ.

«Музыкальный» (частушечный)

1. Гармонист, гармонист,

Разверни гармошку,

Мы сегодня пропоем

частушки про картошку.

2 . Ох, картошечка, картошка,

Ах, какая тебе честь!

Кабы не было картошки,

Так чего бы стали есть?

3. Эх, картошка, ты картошка,

Ты любимая моя,

Беру ложку, ем картошку –

Не хожу голодный я.

4. Мы картошку убирали,

Я без дела не сижу:

Папа роет, мама носит,

Ну, а я руковожу.

5.Папе с мамой помогал

Собирать картошку.

Он – ведро, она – ведро,

Ну, и я немножко.

6.Посадили мы картошку,

Колорадский жук пришел.

Вышел дед копать картошку,

А картошку не нашел.

7Мы картошечку сажали

В огороде, у ворот.

Зацвели на ней цветочки,

Пусть любуется народ.

8. Повар жарил, повар парил,

На диване задремал.

А потом вместо картошки

Угольки одни собрал.

9. Ах, картошка, ты картошка!

До чего же хороша!

И пожаришь, и попаришь,

А как съешь — поет душа!

10. Мы все лето ели кашу,

Молоко, окрошку,

А сегодня будем есть

Печеную картошку.

Ведущий:4 конкурс: “Сварить картошку”.

Корзинки, в каждой по 10 картошин, 3 кастрюли, 6 ложек.

Участник переносит по 2 штуки, каждую держит на ложке в разных руках. Переносить из корзинки в кастрюлю.

Ведущий:5 конкурс: “Очисти картошку”.

По 1 человеку от каждой команды.

Кто быстрее очистит, тот и победитель.

Ведущий:6 конкурс: “Поджарь картошку”.

От команды выходят по два человека. У одного в руках глубокая сковорода, у другого корзинка с картофелем.

Забросить картофель так на сковородку так, чтобы они остались на ней.

Ведущий “Баллады о картошке”.

Дети рассказывают выученные дома стихи.

1.Ах, картошка, объеденье
Есть готов её весь день.
Только, жалко, настроенья,
У меня сегодня нет.
Но картошка так вкусна,
Настроенье подняла
Есть готов её весь день,
И, представьте, мне не лень!

2. И. Демьянов. Картошка.

Что черны мои ладошки,
Не бранит никто меня
Вместе с бабушкой картошку
Мы сажали у плетня!
Скоро здесь на мягких склонах,
Где пригрел бока сарай.
Много бантиков зеленых
На гряде завяжет май.
После желтый, белый, синий
Загорятся огоньки –
Будут так они красивы,
Наши грядки у реки!
Пусть грязны мои ладошки,
Я привык уже к труду…
И вкуснее нет картошки,
Что посадишь сам в гряду!

3. Л. Тихоненко.

Мы подумали немножко:
С чем рифмуется “картошка”?
Кошка, крошка, мошка, плошка,
Брошка, ножка и окошко…
Все срифмуем, нету спора…-
Но из этого набора
Ничего не получилось…
Как же нам всех накормить?
Есть спасение – окрошка:
Ведь уместна в ней картошка!
Есть еще сюжет с горошком:
Мы возьмем большую ложку:
Оливье перемешаем,
Всех отведать приглашаем!
Или испечем картошку,
Приготовим “фри” немножко…
Всех гостей мы угостим –
Будет коромыслом дым!
Все любители картошки,
Загляните к нам в окошко!
К нам на праздник приходите,
Угощенье оцените!

Ведущий:7 Конкурс: “Составить пословицу”.

Каждая команда получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны.

1. Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.

2. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

3. Картошка хлеб бережет.

4. Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

5. Без труда картошка не родится никогда.

6. Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.

Жюри подводит итоги трех конкурсов.

Ведущий: Молодцы! Справились с заданием. Самое время устроить…8 конкурс: “Картофельный аукцион”.

Команды по очереди называют блюда из картошки.

Ведущий: А теперь, друзья мои, я приглашаю сюда по одной смелой паре от каждой команды. 9 “Танец с картошкой”.

Зажав картошку между лбами, пары под музыку танцуют.

Ведущий: А сейчас самое время спеть песню “Про картошку.

1. Эх, споемте мы, ребята
Жили в лагере мы как.
И на солнце, как котята
Грелись эдак, грелись так.
2. Наши бедные желудки
Были вечно голодны.
И считали мы минутки
До обеденной поры.
3. Дым костра, углей сиянье,
Серый пепел и зола…
Дразнит наше обонянье
Дух картошки у костра.
4. Здравствуй. милая картошка,
Бьем поклон тебе челом,-
Даже дальняя дорожка
Нам с тобою нипочем!
5. Ах, картошка – объеденье,
Всех ребяток идеал!
Кто не знает наслажденья,
Тот картошки не едал!

Ведущий: Жюри подводит итоги. Награждение команд.

Ведущий: Все хорошее когда–нибудь заканчивается, подошел к концу и наш праздник. Но мы расстаемся ненадолго, ведь скоро, я надеюсь, мы встретимся вновь. Любите друг друга, берегите друг друга, не расстраивайтесь и ешьте…КАРТОШКУ! А сейчас мы приглашаем всех попробовать печеной картошки.

Похожие статьи