Поведение личности в группах. Типы ролевого поведения в тренинговой группе Объект исследования - работники организации

30.12.2021

Каждая социальная группа выполняет определенную систему ролей в жизни организации, значимость которых зависит от значимости каждого ее члена. А последняя может быть как преувеличена, так и уменьшенная. Это зависит от характера человека, среды, из которой она пришла в группу, уровня ее интересов и тому подобное. Человек, присоединяясь к группе, должна четко и реально (по крайней мере для себя) определить свои намерения, права и обязанности по отношению к другим участникам. Однако, как отмечает американский социолог Д. Тарнер, если даже то или иное лицо и определит "свое" место в данной группе, это еще не значит, что ей будет легко решать свои вопросы в контексте жизнедеятельности других членов. Необходимо, чтобы место и функции данного лица были понятны и другим членам группы, хотя количество их будет определяться несколькими индивидами.

Типы поведения в группах

Каждый из нас, пишет Д.Тарнер, имеет множество ролей в жизни и в соответствии с ними много "лиц" и видов поведения. Например, мы ведем себя совсем иначе на работе, чем в семье, еще по-другому в кругу друзей и т. Д. От того, как ведет себя человек в малой группе, можно сказать очень много: имеет ли она собственное достоинство, или ее нет, или сердечная и вежливая, или хамовитые, склонен к компромиссу, или такой "правдолюб", что доказывает других к инфаркту и т. д. Именно в малой группе определяется суть человека.

Например, какой-то конкретным человеком - членом малой группы увлекается руководство организации, оно везде ее подает пример для подражания, отмечает наградами и т. Д., Но в малой группе о "передовика" совсем другое мнение, и там иногда не понимают, как этого не могут заметить там, "наверху". Исследования показывают, пишет Д.Тарнер, что со временем человек с "двойным", а иногда и "тройным" лицом терпит жизненную неудачу, потому что умение (приматы линию "требует огромных нервных усилий.

Может иногда возникнуть вопрос, где есть настоящей такая человек- в малой группе или в кабинете директора фирмы, в семье или где-то еще? Она является сама собой, считает Тарнер, и в первом, и во втором, и в третьем случаях. Человек - общественное существо, она аккумулирует в себе все то, что есть в обществе. Но если большинство людей под влиянием семьи, школы, литературы, искусства, религии и т. Д. Формируют в себе все лучшее, гуманнее, справедливое, то другая часть - худшие черты общественной жизни.

Есть еще и третий тип людей, пишет Тарнер. Этих есть меньше, и именно они, при выявлении их сути, вызывают отвращение (по крайней мере внешне) и осуждение не только первой, но и второй части общества.

Представители такого типа людей порой вполне искренне убеждены, что им нечего скрывать свое поведение. Такова жизнь, и люди, считают они, должны приспосабливаться к различным жизненным ситуациям. Жизнь - это океан, твое рождение бросает тебя в него, как и куда следуешь - твое дело.

Когда человек приходит в конкретную группу, она встречает здесь уже установленную более или менее систему ценностей, которые могут иногда существенно отличаться от тех, которые есть в организации в целом. Чтобы стать полноправным членом группы, человек должен принять "правила игры" других ее членов. Конечно, бывает и так, что одни ценности принимаются даже с удовольствием, а с другими - не можем согласиться. В таком случае, отмечает Ян Туровский, человек должен сделать выбор: либо "переломить" себя и подчиниться общим ценностям группы, или выйти из нее. Можно, конечно, жить в группе и с различными "лицами", о чем говорилось выше, но это не под силу честной, порядочному человеку.

Группы нормативного и относительного сопоставления

Каждый человек присоединяясь к какой-то группе, пытается априори определить: а) кого и представляет эта группа? б) кем она будет в этой группе? В западной социологии определяются два типа групп: нормативного и относительного сопоставления.

Впервые термин "группы сопоставления" в социологическую литературу ввел в 1942 году. X. Ньюмен. Он пришел к выводу, что каждый человек, будучи членом группы, время от времени задает себе вопрос: какой статус нашей группы? кто я здесь? кем мы были раньше и кем можем стать?

Согласно результатам исследования Р.Мертона, Л.Фестингера, С.А.Штройффера и др., Группой нормативного сопоставления есть такая группа, в которой ее члены определяют свой статус в соответствии с происхождения, уровня образования, экономической позиции в обществе, в политической и правительственном бомонде и тому подобное. Например, польский шляхтич, который хорошо знал, кем были его предки, был еще каких 70-80 лет назад готов работать на низко оплачиваемой умственной работы, но ни в коем случае не заниматься торговлей, а тем более физическим трудом.

Другой пример. Еще недалекие те времена, когда советские люди рассуждали подобным образом: есть хлеб, то к хлебу, выбранное на праздник и будни, в семье порядок, войны нет. Что еще нужно? Для большинства людей в нашей стране и сегодня это является достижением, но не секрет и то, что нормой для владельца нескольких фирм является владение несколькими хорошо меблированных квартирами, домом-имением, престижной иномаркой автомобиля, возможность отдыхать за рубежом.

Соответствующий статус (и не обязательно материальной) хотят иметь работники высшей школы (например, профессорско-преподавательский состав), государственные служащие, офицеры армии, дипломаты и тому подобное.

Группа относительного сопоставления - это такая группа, в которой люди сравнят свой прежний статус и сегодняшний. Американский социолог Теодор М.Ньюком, раскрывая содержание сравнительного сопоставления, только, что человек, который вышел из сельской среды и вошла в ряды интеллигенции, все время в своей ежедневной поведении будет не только утверждать свой сегодняшний, но и стараться как можно меньше вспоминать свой прежний статус.

Известно, что еще в 30-е годы XX века американские негры испытывали на себе отголоски прежнего расистского отношения к ним значительной части белого населения. Но ситуация кардинально менялась, когда негр попадал в американской армии. Здесь он ничем не отличался от своих белокожих коллег по взводу, роте, батальона и т. Д. Даже самый отъявленный расист не мог позволить себе каким-то образом обидеть чернокожего солдата и только потому, что тот носил мундир защитника государства, провозгласившего демократические права и свободы.

Некоторые социологи кроме групп нормативного и сравнительного сопоставления выделяют еще и группы совокупного сопоставления. Так, например, Н. Гудман пытается доказать, что некоторые группы сопоставления выполняют не одну, а больше функций. Например, семья, считает он, является совокупностью трех сопоставлений: родители учат детей, формируют у них ответственность перед Богом и законом (нормативное сопоставления), они же служат им образцом (сравнительное сопоставление), выражают свое одобрение или недовольство относительно поведения детей. Последняя, считает Гудман, является совокупным функцией.

Даже в совсем небольших группах начинают проявляться черты человеческой психики, малозаметные у отдельного человека. Начинают возникать ее социально-биологические потребности, большее значение приобретает униформа, борьба за лидерство, возникает понятие "мы" и "не мы", которые приобретают значительной силы в больших группах.

Поведение толпы

При общении с большой массой людей необходимо проявлять над осторожность. По неосторожного поведения огромные силы, как отмечает российский ученый AM Зимичев, могут быть потрачены впустую, и, иногда, даже маленькое усилие вызовет большие изменения. К особенностям психологии больших масс людей ученый относит:

1. В толпе приходит уравнивание индивидуальных особенностей между людьми, снимаются преграды, сдерживающие их в повседневной жизни.

2. Возникают предпосылки возникновения униформы, даже если ее не введут, она появится сама.

3. Повышается склонность к эмоциональным волнений. В толпе легко рождаются чувства: смех, ажиотаж, гнев, страх, восторг, радость. Одно может переходить в другое, при этом их сила, приумножена мощностью толпы, становится разрушительной.

4. Повышается роль примера окружающих как фактора мотивации. Если все вокруг будут выполнять то одно, то отдельное лицо будет делать то же самое, даже если одна она этого не делала.

5. Появляется способность активизироваться и пойти за лидером. В качестве примера, стадо баранов, бежит за вожаком.

6. Возникает возможность ориентации на выполнение невозможное задание. Толпа можно поднять на строительство невысокого сооружения, хотя более действенными становятся призывы что-нибудь разрушить; здесь не существует границ возможного.

7. Появляется неприятия доказательств, логики и здравого смысла. Если толпа поднять на штурм Белого дома, то несколько охранников его не остановят. Члены толпы готовы разбить себе голову, и хорошо, если бы только себе.

В социальной психологии выделяют четыре основных типа поведения людей в малой группе.

Обособляющий тип. Хорошо выражена индивидуальная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно только в условиях относительного обособления от группы, самостоятельно.

Ведомый тип. Выражена тенденция к конформности, подражательству, добровольному подчинению. Оптимальное решение групповой задачи возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.

Лидирующий тип. Индивидуум ориентирован на власть в группе. Оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других членов группы.

Сотрудничающий тип. Индивидуум постоянно стремится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.

Знание типов поведения участников группы помогает психологу при распределении ролей, способствует более глубокому пониманию механизмов психологической несовместимости отдельных ее членов.

Совпадение формального и неформального лидера в одном лице упрощает ситуацию, несовпадение делает групповой процесс более сложным.

26. Руководство группой

К. Левин и др. выделяют следующие три стиля руководства группой: авторитарный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль. Все виды поведения клиентов в группе определяются руководителем. Он дает задания, побуждает к действию, критикует или поощряет, разъясняет, руководит дискуссией и т.п. Психолог при этом стиле – самый активный и авторитарный участник работы группы.

Демократический стиль. Деятельность группы определяется коллективным разумом. Психолог направляет деятельность группы через дискуссию, групповое решение, а сам занимает позицию активного партнера.

Попустительский (антиавторитарный) стиль. Психолог полностью устраняется от руководства группой и занимает роль наблюдателя или беспристрастного комментатора. В крайних случаях он только задает наводящие вопросы, но не дает советов и не оценивает ход событий.

Специально проведенные исследования показывают, что оптимальный стиль руководства в психотерапевтической группе – демократический (Рудестам, 1990). Однако известно, что стиль руководства может меняться в зависимости от психологического климата и экстраординарных ситуаций, которые нередко возникают в группе. В таких случаях авторитарное руководство может быть более эффективным, чем позиция невмешательства. Существует определенная закономерность: чем более сплочена группа, тем менее активен и авторитарен руководитель.

Личность руководителя. Определенное влияние на эффективность руководства группой оказывают личные качества психолога.

Славсон (1962) выделяет следующие основные качества, которые, по его мнению, необходимы для лидера: уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила Я, высокий порог возникновения тревоги, восприимчивость, интуиция, эмпатия, богатое воображение, решительность, желание помочь людям, терпимость к фрустрации и неопределенности.

Рудестам (1990) специфическими лидерскими качествами считает: энтузиазм, умение убеждать и подчинять себе окружающих, уверенность в себе и ум.

Зачастую перед группой возникают задачи, в которых трудно найти объективный показатель правильности решения. Тогда мнение большинства оказывается единственным ориентиром поведения для каждого. Ситуация становится критичной, когда участник группы обнаруживает, что его точка зрения противоречит мнению других. Тогда у него возникает внутренний конфликт: «верить себе или мнению других людей». Одного только присутствия других людей достаточно, чтобы изменились ощущения личности, ее эмоциональные состояния и поведение.

О группе часто говорят как об организме. Одним из доказательств этого является готовность членов группы к сближению мнений и психологических качеств. В результате группа может решать совместные задачи.

Зачастую перед группой возникают задачи, в которых трудно найти объективный показатель правильности решения. Тогда мнение большинства оказывается единственным ориентиром поведения для каждого. Ситуация становится критичной, когда участник группы обнаруживает, что его точка зрения противоречит мнению других. Тогда у него возникает внутренний конфликт: «верить себе или мнению других людей». Выход из этой затруднительной ситуации зависит от целого ряда обстоятельств, среди которых главными являются следующие:

  • сложность задачи, которую приходится решать: увеличение сложности задачи ведет к уменьшению уверенности в себе;
  • опыт решения подобного типа задач: если опыт большой, задача решается легко, но если его мало, то возникают затруднения с ориентированием в задаче — ориентироваться на себя или на других людей?
  • авторитет личности в данной группе: если он высокий, то можно положиться на свои способности, но если он низкий, тогда мнение других может стать предпочтительнее;
  • значимость группы для того, кто принимает решение: если человек уважает мнение группы, и она ему необходима, то вопрос решается путем соглашения с мнением группы, если группа не является значимой, выбор ориентирован только на собственное мнение.
Исследованиями обнаружено, что одного только присутствия других людейдостаточно, чтобы изменились ощущения личности, ее эмоциональные состояния и поведение.

Обычно расхождения во мнениях в начале формирования группы больше, чем при сформировавшейся структуре отношений. В значительной степени на сближение мнений членов группы влияют единые задачи. В сознании каждого они формируют готовность скорее согласиться, чем оспаривать положение дел. Правда, возможны исключения, если в группе идет борьба за лидерство. Эта борьба диктует членам группы свои правила поведения. Борьба за лидерство часто разделяет группу на две, со своими лидерами в каждой. Эта ситуация называется двойным лидерством. Возникшие группировки питают самолюбие лидеров, и они завершают раскол группы. В этом случае единая задача приобретает два смысла — отдельный для каждой из подгрупп. Сближение мнений становится в такой ситуации самым проблематичным.

В основе изменения и сближения мнений лежит механизм подражания и внушения. Академик В. М. Бехтерев считал, что подражание и внушение зачастую слабо осознаются человеком. Люди различаются степенью осознанности и критичности в тех случаях, когда им приходится менять собственные суждения. Один, например, осознает факт противоречий и соглашается с мнением группы или лидера-руководителя, но затем возвращается к собственному суждению. Другой, неосознающий эффекта подражания и внушения, настолько поддается влиянию, что перестает замечать подмену собственного суждения чужим (групповым, лидерским). Исследователи выделяют следующие обстоятельства, определяющие меру податливости членов группы:

  1. Максимальное внушающее давление на члена группы оказывают три человека с единым мнением. Особенно если эти лица обладают авторитетом.
  2. Влияние группы зависит от положения человека в группе. Меньше всего подвержены внушению лица, слабо зависимые от группы, но высоко ценимые ею. Обычно способности этих людей большие, чем у остальных членов группы, что заставляет большинство идти за высоко ценимым лидером. Более способному легче выбирать между группами, в которых ему приходится функционировать.
  3. Единство мнений сильнее в группах с демократической системой отношений, чем в авторитарных группах, но порядка и точности больше в авторитарном типе групп. Это происходит из-за того, что в группах с демократическими отношениями ее члены переключаются на межличностное общение. Если ситуация далека от экстремальной, критической, то снижается и эффективность совместной деятельности. Авторитарная система отношений оказывается эффективнее в сложных, кризисных ситуациях. Более жесткое распределение ролей и функций не только упорядочивает поведение каждого, но и повышает точность решения управленческих задач.
  4. Мнения, высказанные вслух, оказывают большее внушающее воздействие, чем полученные в письменном виде. Исключение составляют документы вышестоящих инстанций, которые в авторитарных обществах имеют особое значение. Живые свидетели всегда ценнее, т. к. бумаги можно уничтожить.
  5. Податливость групповому давлению зависит от очередности высказываемых мнений. Члены группы, раньше других высказавшие свое мнение, оказывают большее влияние на поведение остальных. Единство мнений большой части членов группы сильнее влияет на высказывания последних выступающих. Для повышения внушающего эффекта лидер, руководитель может высказать свое мнение не только в начале, но еще и подвести итог в конце, выбрав оптимальную линию поведения.
  6. Подверженность влиянию со стороны других значительная, если расхождение во мнениях существует, но оно незначительно. Оптимальной является определенная степень достоверности расхождений, не доходящая до абсурда.
  7. В сплоченных группах давление единого мнения на отдельных ее членов сильнее, чем в менее сплоченных. Сложившиеся положительные отношения связывают членов группы обязательствами друг перед другом. В менее сплоченных группах ее членам нечем особенно дорожить, кроме собственного мнения, поэтому они и испытывают меньше давления со стороны друг друга.
  8. При угрозе наказания чаще всего возникает эффект публичного согласия при внутреннем неприятии. Инакомыслие, всячески подавляемое тоталитарными режимами, приводит к внешнему единомыслию, что обеспечивает самосохранение членов групп и общества в целом. Однако это внешнее единомыслие делает людей равнодушными, пассивными, безынициативными, что приводит к постепенному снижению эффективности труда при внешнем благополучии.
  9. Мнение, выработанное группой, более устойчивое, нежели индивидуальное мнение рядовых членов группы. Групповое мнение становится нормой, «образцом для подражания». Неслучайно законотворчество на этапе завершения, принятия требует обязательного обсуждения и голосования.
Психологами определены типы поведения людей, которым приходится решать дилемму: быть независимым, но отвергнутым группой или быть несамостоятельным, но принятым группой. Было выделено три независимых и три несамостоятельных типа поведения:
  • Первый тип независимых людей характеризуется полным доверием к собственным интеллектуальным способностям и жизненному опыту. Обычно это люди старшего поколения с высоким авторитетом в прошлом, и тем более в настоящем.
  • Второй тип независимых людей характеризуется их уходом от давления группы с сохранением своего собственного мнения. Такое поведение возможно при наличии других значимых групп и авторитетов.
  • Третий тип независимых людей отличается значительной напряженностью и сомнениями в условиях выбора решений. Но все же они, как правило, остаются при своем мнении.
  • Первый тип несамостоятельных людей проявляет достаточную уверенность в своих интеллектуальных способностях, но нежелание быть отвергнутыми группой заставляет их принять чужие суждения. Их можно считать осмотрительными людьми.
  • Второй тип несамостоятельных людей сравнительно легко принимает точку зрения большинства, т. к. мало доверяет собственным интеллектуальным возможностям.
  • Третий тип несамостоятельных людей не замечает, что их мнение определяется точкой зрения большинства.
Объяснения людей несамостоятельных типов разнообразны. Одни оправдывают свое поведение недостаточностью информации для правильного принятия решений. Другие однозначно считают, что большинство всегда право, поэтому нечего и напрягаться.

Подверженность влияниям группы зависит от рода профессиональной деятельности. Специалисты, связанные с техникой, больше доверяют собственным знаниям, и мнение группы для них менее значимо. Гуманитарии и особенно обществоведы менее уверены в достоверности и истинности гуманитарных знаний и скорее изменят свое суждение в условиях группового давления.

Податливость человека влияниям группы зависит и от его психологических качеств. Более внушаемыми оказываются лица со следующими личностными характеристиками:

  • тревожные, эмоционально неустойчивые, мечтательные и утонченные
  • имеющие тип темперамента, близкий к меланхолическому и чуть реже к холерическому (стабильные сангвиники и флегматики слабо реагируют на мнение других, даже авторитетных людей);
  • малообщительные, ответственные и любящие порядок;
  • имеющие оригинальное творческое мышление и хорошие показатели теоретического и практического интеллекта, хотя это может показаться и парадоксальным.
Таким образом, для управления группой менеджер должен знать о психологических механизмах, влияющих на поведение людей. Ситуации бывают разные, и в каждом случае необходимо максимально точно определять причины согласия или несогласия, податливости или сопротивления. Часто поведение людей зависит не от экономических факторов, а от его психологического склада, обстоятельств, в которых приходится принимать решение.

Цивилизованные отношения предпринимателей, менеджеров должны опираться не на сиюминутную выгоду, а на перспективу. Для этого нужно находить психологически приемлемые варианты деловых отношений.

Особенности личности и ее поведение особенно ярко проявляются в “групповой” жизни. И в первую очередь – это ближайшее окружения тех людей, с которыми общается человек в повседневной жизни, семья, коллектив и т. д.

К малым группам относится относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами: семья, трудовой коллектив, учебная группа, компания друзей, спортивная команда и т. д. Человек одновременно может являться членом нескольких малых социальных групп.

Размеры малой группы варьируются от 2–3 человек до 30–40. В качестве оптимального для функционирования группы указывается количество 7±2 человек.

Классификация малых групп. Малые группы делятся на формальные , возникающие на основе официального решения (школьный класс, трудовой коллектив), и неформальные , возникающие стихийно на базе личных интересов (компания приятелей).

Выделяют группы членства и референтные группы. Группа членства – это группа, членом которой считает себя человек. Человек не всегда разделяет нормы поведения той группы, членом которой он является. Референтная группа – группа, нормы и ценности которой разделяет и действует согласно этим нормам рассматриваемый человек. Референтная группа может существовать реально, а может быть условной. Человек ориентируется в своем поведении на референтную группу, использует ее в качестве эталона для сравнения с ней, оценки и регуляции собственного поведения.

По длительности существования малые группы делятся на временные и стационарные .

По уровню развития группы подразделяются на:

Коллектив – добровольное объединение людей, характеризующееся высоким уровнем опосредования межличностных отношений совместной деятельностью и наличием социально одобряемых целей (например, трудовой коллектив, достигший социально-психологической зрелости).

Корпорации я – группа, достигшая высокого уровня социально-психологической зрелости, но преследующая социально не одобряемые цели (высокоорганизованная преступная группа).

Просоциальная ассоциация отличается невысокой степенью опосредования межличностных отношений совместной деятельностью и общественным характером целей (например, только что созданная учебная группа).

Асоциальная ассоциация характеризуется антиобщественным характером деятельности, невысокой степенью опосредования межличностных отношений этой деятельностью.

Диффузная группа – скопление людей, которых объединяет лишь место и время, совместная деятельность практически отсутствует (пассажиры автобуса).

Динамические процессы в малой группе. К ним относятся различные групповые процессы и феномены.

Групповая динамика – вся совокупность процессов, которые имеют место в жизнедеятельности группы и характеризуют движение группы во времени, ее развитие.

Характеристики групповой динамики:

    цели и задачи группы;

    нормы группы;

    структура группы, групповые роли, лидерство;

    сплоченность группы;

    принятие решений в группе;

    этапы и механизмы развития группы.

Цели группы определяются тем, в какую систему практической деятельности включена группа.

Групповые нормы – стандарты поведения, разделяемые членами группы. Соблюдение групповых норм поддерживается позитивными и негативными санкциями . Групповые нормы могут быть зафиксированы в документах и существовать в имплицитном виде, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

Групповые нормы выполняют функции регуляции поведения членов группы, поддержки группового единства и развития группы.

Конформность – добровольное изменение взглядов или поведения в ситуации воображаемого или реального давления. Конформность может быть внешней , когда мнение группы принимается лишь внешне при внутреннем несогласии (мнимая конформность), и внутренней , когда человек действительно принимает мнение группы. Негативизм , то есть действие вопреки мнению и нормам поведения в группе, есть не подлинная независимость, а конформность со знаком “минус”.

Конформность есть результат нормативного (человек стремится быть принятым в группе, а значит, и соблюдать групповые нормы, чтобы избежать негативных санкций) и информационного (мнение и поведение других используется как “подсказка”) влияния группы.

Процесс нормативного изменения инициирует групповое меньшинство. Это та часть группы, которая обладает меньшими возможностями влияния. Меньшинство в группе может выступать проводником внешних социальных влияний.

Структура группы . Каждый член группы занимает в ней определенную позицию и обладает в соответствии с этой позицией определенным статусом . Другие члены группы ожидают от него определенного поведения. Роль есть нормативный образец поведения, обусловленный занимаемой человеком позицией внутри группы. В группе можно обнаружить такие роли, как координатор, генератор идей, энтузиаст, контролер-аналитик, искатель выгоды, исполнитель, работяга, шлифовщик.

Каждая группа имеет свою статусно -ролевую структуру . Элементом социально-психологической структуры группы является лидер.

Лидерство – динамический процесс в малой группе, в основе которого лежит влияние личного авторитета человека на других членов группы.

Существует целый ряд различных теорий лидерства:

Теория черт , с точки зрения которой лидером становится человек, обладающий определенными личностными характеристиками (ответственность, активность, образованность и т. д.).

Ситуативная теория , с точки зрения которой лидер есть продукт ситуации. Каждая ситуация предъявляет к лидеру определенные требования. Лидером становится человек, удовлетворяющий этим требованиям.

Синтетическая теория , с точки зрения которой лидер есть продукт и ситуации и особенностей личности.

Лидер в группе выполняет функции координации индивидуальных действий ее членов, стимуляции и направления активности группы на решение стоящих перед ней задач, поддержания групповой сплоченности. Часто лидерство описывается как идентичная руковод­ству деятельность. Руководитель назначается официально, выполняет функции управления, обладает официальной системой санкций. Лидер и руководитель могут совпадать в одном лице.

Сплоченность группы – совокупность всех сил, действующих в группе, заставляющих человека сохранять свое членство в группе и испытывать положительные эмоции от членства в ней. Сплоченность характеризует степень привлекательности группы для ее членов. Сплоченную группу характеризуют единство целей, ценностей, сотрудничество, дружеская атмосфера, неподдельная заинтересованность членов группы друг в друге и желание помочь. Наличие в группе общей цели, совпадение индивидуальных и групповых целей, межличностная симпатия, наличие внешней по отношению к группе опасности, угрозы и ряд других факторов способствуют росту групповой сплоченности.

Сплоченность есть фактор эффективности деятельности группы.

Феноменология принятия группового решения включает такие проявления, как социальная фасилитация, социальная ингибиция, сдвиг группового риска, групповая поляризация, огруппление мышления, социальная леность, групповая дискуссия и т. д.

Социальная фасилитация – улучшение выполнения задания в присутствии других людей. Социальная ингибиция – ухудшение выполнения задания в присутствии других людей. Зайонц показал, что фасилитация наблюдается при выполнении легких, а ингибиция при выполнении сложных заданий, что является доминантной реакцией на свойственное человеку возбуждение в присутствии других людей.

Сдвиг группового риска – принятие членами группы в ходе группового обсуждения более рискованного решения, чем в одиночку. Сдвиг группового риска есть частный случай групповой поляризации – возрастания экстремальности мнений в процессе принятия решений в группе.

Огруппление мышления (group-think) – единодушие группы, при котором члены группы не могут дать реалистичной оценки альтернативным вариантам действия или решения. Огруппление мышления часто препятствует принятию правильного решения, снижает качество групповых решений.

Социальная леность (social loafing) – уменьшение индивидуальных вкладов отдельных членов группы в ее деятельность по мере увеличения размеров группы. Это наблюдается, если вклад каждого отдельного индивида в деятельность группы не оценивается. Если человек оценивает свой вклад как очень малый и не влияющий на успешность конечного результата деятельности группы, наблюдается сходное по содержанию явление (free riding).

Эффективность деятельности группы . Слагаемыми эффективности группы являются групповая продуктивность и удовлетворенность от членства в группе. Продуктивность зависит от потенциальной продуктивности группы, ее размеров, структуры коммуникации в группе, типа выполняемой задачи, стиля управления, сплоченности группы и т. д. Согласие с распределением статусов в группе, приближение к поставленной цели, возможность реализовать свой потенциал, симпатии в межличностных отношениях и другие факторы повышают удовлетворенность индивида группой.

Основные этапы развития группы :

    этап проверки и зависимости. На этом этапе осуществляется ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;

    “внутренний конфликт”. На этом этапе происходит нарушение взаимодействия, наблюдается отсутствие группового единства. Каждый участник взаимодействия стремится навязать группе свое мнение, модель поведения;

    развитие групповой сплоченности. Складываются групповые нормы, общность взглядов и т. д.;

    “функционально-ролевая соотнесенность”. Происходит образование статусно-ролевой структуры группы, распределение задач.

Механизмы групповой динамики

Разрешение внутригрупповых противоречий . В группе постоянно возникают противоречия между возможностями группы и ее актуальной деятельностью, между стремлением членов группы к самоутверждению и тенденциями интеграции личности с группой, между индивидуальными потребностями и групповыми целями и т. д. Обострение этих противоречий является источником внутригрупповых конфликтов, разрешение которых ведет к развитию группы.

Идиосинкразический кредит представляет собой социально-психологический феномен, когда члены группы позволяют лицам с высоким статусом отклоняться от групповых норм, если такое отклонение способствует решению стоящих перед группой задач и соответственно развитию группы.

Психологический обмен , разновидностью которого является ценностный обмен. В качестве ценностей могут выступать значимые для групповой деятельности личностные характеристики человека, знания, умения, навыки.

Социально -психологический климат является интегральной характеристикой группы. Социально - психологический климат группы – устойчивое психическое состояние группы, отражающее особенности ее жизнедеятельности. Это совокупность условий, способствующих или препятствующих продуктивной групповой деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Это качественная характеристика межличностных отношений в группе, система отношений членов группы к условиям, характеру, содержанию совместной деятельности, к руководителю и другим членам группы.

Благоприятный социально-психологический климат характеризуют доверие, доброжелательность в отношениях, взаимопонимание, свободное выражение членами группы своего мнения и уважение к мнению других, конструктивность критики, чувство защищенности, оптимизм, уверенность, удовлетворенность от членства в группе. Неблагоприятный социально-психологический климат отличается напряженностью в отношениях между членами группы, конфликтностью, преобладанием подавленного настроения, неудовлетворенностью от членства в группе. Благоприятный психологический климат является условием эффективности деятельности группы.

Факторы, влияющие на социально-психологический климат: характер межличностных отношений, личность руководителя и реализуемый им стиль и методы управления, психологическая совместимость, наличие микрогрупп, характер взаимодействия между ними, влияние внешней социальной среды, а также физический микроклимат и т. д.

Психологическая совместимость – способность членов группы выполнять совместную деятельность. В основе психологической совместимости лежит оптимальное сочетание психологических характеристик участников взаимодействия по принципу их сходства или взаимодополняемости . Выделяют четыре уровня совместимости: физический, психофизиологический, психологический, социально-психологический.

Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы анализаторов и свойств темперамента. Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения. Социально -психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентаций, интересов. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию.

Социометрическая структура группы характеризует субординацию позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Речь идет о неформальной структуре группы, структуре межличностных эмоциональных контактов: симпатиях, антипатиях, предпочтениях в группе. Понятие социометрической структуры группы связано с именем Дж. Морено, автора получившей широкую известность социометрической методики. Методика предназначена для исследования в группе межличностных отношений неформального типа. Она позволяет установить положение индивида в группе, наличие микрогрупп в структуре изучаемой группы, наличие конфликтности, напряженности в отношениях, степень групповой сплоченности, мотивационную структуру отношений. Процедурно социометрическое исследование осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые, участники производят последовательный выбор предпочитаемых в описанной вопросом ситуации членов группы. Социометрический статус личности определяется числом полученных им в группе выборов. Наибольшей популярностью и симпатией пользуются “звезды” . Выделя­ют также категории предпочитаемых , игнорируемых , изолированных и отвергаемых членов группы.

Понятие «малая группа» в современной социологии

Определение 1

Малая группа – это понятие, которое используется специалистами для обозначения устойчивого объединения людей. Они обмениваются информацией, опытом и знаниями, и в целом их контакты носят взаимный характер. В отличие от больших групп, малые социальные группы очень немногочисленны (от 3 до 15 человек). Они объединены общей деятельностью, цель которой осмысленна, не обладает стихийностью и хаотичностью.

Поскольку в малой группе общение между каждым членом не определено какими-либо средствами (непосредственное), то это способствует возникновению некоторых эмоциональных отношений, которые могут носить не только положительный характер. Конечно, участники малых групп могут вступать в личные контакты за пределами совместной деятельности, создают семьи, общаются друг с другом как друзья. Но не стоит забывать о том, что в малых группах всегда предполагается наличие лидера, и за эту позицию может происходить в некотором смысле конкуренция, которая ведет к негативным последствиям.

Отличительными чертами малой социальной группы от остальных являются следующие:

  1. Соприсутствие каждого члена как в пространственном, так и во временном эквивалентах. Это дает возможности вступить в личные контакты, создать межличностные отношения, что укрепляет связи;
  2. Наличие единой, осознанной цели, к которой каждый член стремится, осуществляя какую-либо деятельность;
  3. В группе есть руководящее начало. Это человек, который или выбран членами группы, или определяется как неформальный лидер, который предлагает основные варианты развития событий и решения актуальных проблем, которые выделяются в процессе деятельности групп.

Классификация малых групп

Малые группы в общем виде могут подразделяться на формальные и неформальные. В формальных малых группах все члены объединены официальными связями, следуют за достижением предписанной цели. Структура данной группы регламентирована, есть четкое разделение на лидера и подчиненных.

Что касается неформальных малых групп, то они отличаются от формальных тем, что в них нет официально предписанной и установленной структуры. Все взаимоотношения членов группы и действия в отношении друг друга для достижения поставленной цели носят стихийный характер. В основном на первый план выходят их личные отношения как к проблеме, так и друг к другу. Тем не менее, их объединяют общие ценности, иерархия строится в соответствии с внутренними ценностями.

Одним из видов малых групп является референтная группа (или так называемая «эталонная»). Это особая группа, чьи нормы и ценности признаются личностью основными, наиболее ценными. Зачастую такая группа ставится в пример, за ней хочется двигаться вперед, повторять ее особенности для того, чтобы быть такими же успешными, как и ее члены. Например, специалист организации ориентируется на группу более успешных коллег, которые находятся на несколько ступеней карьерной лестницы выше, чем он сам. Для спортсмена референтная группа – это более успешные рекордсмены, чемпионы, чьи имена вписаны в мировой спорт.

Таким образом, социальная группа в основном направлена на усиление возможностей индивида. Но есть и такие малые группы, которые подавляют их. К ним относятся преступные группировки, лица, объединенные криминальными целями и девиантным (асоциальным) поведением. Данные малые группы разрушают ценностные установки индивидов, склоняют их к совершению преступлений, которые могут разрушить не только их жизнь, но и жизни близких.

Социальное поведение в условиях малой группы

Социальное поведение, которое формируется в рамках малых групп, всегда основано на поведении, которое связано с реализацией групповых норм и ценностей. Оно напрямую зависит от человека, который является носителем норм и ценностей.

Замечание 1

Поведение является приемлемым и адекватным, если внутренние установки человека не противоречат тем установкам, которые определяет для себя малая группа.

Исследователи рассматривают социальное поведение в малой группе с различных сторон. Безусловно, большое внимание уделяется именно адекватному поведению, когда предпочтения, ценностные ориентации и в целом потребности человека совпадают с групповыми установками. Сюда входит правильное поведение, которое соответствует принятым нормам и правилам, ответственное поведение, когда индивид осознает свои обязанности перед остальными членами малой группы. Также к адекватному поведению относят синтонное, которое порождает гармонию и лад, отвечает потребностям человека. Оно в некоторой степени выявляется еще и как жертвенное, ведь ради достижения целей группы отдельный человек может отказать от своих желаний ради чего-то большего.

Замечание 2

Но поведение в малых группах может развиваться и по иным аспектам. например, ошибочное поведение в малых группах, которое не соответствует нормам и правилам по причине незнания или ошибки участника группы. Конфликтное поведение отражает намеренное желание человека породить напряженность в малой группе, что ведет к конфликту и возможному развалу групповых отношений между людьми.

К иным разновидностям неадекватного социального поведения в малых группах относят следующие:

  • Виктимное поведение – действия человека, его намеренные поступки с целью провокации желания напасть на него, нанести увечья;
  • Девиантное поведение – асоциальное поведение, которое не соответствует общепринятым нормам и правилам поведения в обществе. иными словами, это проступок, намеренное действие человека, которое может нанести вред ему и окружающим;
  • Делинквентное поведение в малых группах – противоправное поведение, которое не просто отклоняется от норм, но и переступает рамки закона. Зачастую это поведение относится к разряду преступного, проявляется в поступках (действии или бездействии), которые наносят вред как отдельным людям, так и целым обширным социальным группам.
Похожие статьи