Последний год правления князя святослава. Главные битвы князя Святослава Игоревича

13.10.2019

Ок. 942 года — 972 год

Князь Новгородский (945-964 гг.) и Великий князь Киевской Руси (964-972 гг.). Сын княжеской четы - Игоря Старого и Ольги. Прославился своими походами на хазар, Дунайскую Болгарию и войной с Византией.

Святослав Игоревич - биография (жизнеописание)

Святослав Игоревич (ок. 942-972 гг.) - правитель Древнерусского государства. Формально начал княжить в Киевской Руси, будучи еще ребенком, с 946 г. после смерти своего отца - князя Игоря Старого , но до 964 г. руководство страной было полностью в руках его матери, княгини Ольги . После достижения совершеннолетия князь Святослав почти все время проводил в походах, мало пребывая в столице. Государственными делами в основном по-прежнему занималась княгиня Ольга, а после ее смерти в 969 г. сын Святослава - Ярополк .

Святослав Игоревич прожил короткую (ок. 28 - 30 лет), но яркую жизнь и занимает особое и в какой-то мере противоречивое место в русской истории. Одни видят в нем только наемного предводителя дружины - романтического «последнего викинга», ищущего славу и добычу в чужих землях. Другие - блестящего полководца и политика, деятельность которого полностью была обусловлена стратегическими интересами государства. Радикально по-разному оцениваются в историографии и политические результаты многочисленных походов Святослава.

Первое сражение

О рождении сына по имени Святослав у княжеской четы - Игоря и Ольги, сообщается в летописях в связи с заключением их брака. Правда, из-за неясной даты последнего события остается спорным вопрос и о годе рождения Святослава. Некоторые хроники называют 942 г. Видимо, эта дата близка к действительности. Ведь в русско-византийском договоре 944 г. Святослав уже упомянут, а в летописном описании битвы войска Ольги c древлянами в 946 г. именно он, совсем еще ребенок (видимо, в возрасте 3- 4 лет), символически начал этот бой, метнув копье в сторону врага. Копье, пролетев между конских ушей, ударило в ноги коню.

О дальнейшей жизни юного Святослава Игоревича мы узнаем из произведений Константина Багрянородного. Император ромеев писал о нем, что он «сидел» в Новгороде еще при Игоре. Некоторые ученые, например, А. В. Назаренко, учитывая «младенческий» возраст Святослава при жизни Игоря, полагают, что это происходило позднее - при правлении Ольги. Однако русские летописи сообщают и о самом Святославе, как он в 970 г. «посадил» княжить в Новгороде своего малолетнего сына Владимира .

Согласно известиям Константина Багрянородного, Святослав был в составе посольства Ольги в Константинополь в 957 г. Как считают историки, княгиня Ольга хотела заключить династический брак между своим сыном и дочерью византийского императора. Однако этому не суждено было случиться, и империя ромеев через десять лет встретилась со Святославом уже в совсем другой роли.

Русский гепард

Под 964 г. Повесть временных лет сообщает о Святославе, как о молодом, но уже очень серьезном воителе. Хрестоматийным стало описание летописью киевского князя: он много воевал, был быстр, подобно пардусу, в походах не возил обозов, спал под открытым небом, ел мясо, испеченное на углях. Перед нападением на чужие земли предупреждал врага своим знаменитым посланием: «Хочу на вас идти!».

Исследователи давно пришли к выводу, что это описание восходит к древнейшему дружинному преданию о первых русских князьях, а вот сравнение Святослава с пардусом (гепардом) находит параллели в описании подвигов Александра Македонского в греческих источниках.

Любопытно, что «книжный» гепард отличался не столько скоростью бега (на эту роль претендовали, по традиции, другие животные), сколько внезапностью прыжка, нападения на свою добычу. Текстологический анализ отрывка во всех летописных списках позволил известному филологу А. А. Гиппиусу сделать вывод о том, соединение летописцем фрагментов предания с «книжными» элементами привело к определенному искажению смысла этого известного пассажа о Святославе. Красочное сравнение князя с самым быстрым из млекопитающих означало не скорость передвижения, а внезапность нападения и движение налегке. Впрочем, о последнем говорит и смысл всего летописного пассажа.

Борьба за «хазарское наследство»

Под 965 г. Повесть временных лет скупо замечает о походе Святослава Игоревича против хазар. В битве с войском, возглавляемым хазарским каганом, победил русский князь, после чего он взял и одну из важнейших крепостей каганата - Саркел (Белую Вежу). Следующим шагом была победа над аланами и касогами.

В историографии, как правило, высоко оценивали успехи Святослава в восточной кампании. Например, академик Б. А. Рыбаков сравнивал этот поход русского князя с сабельным ударом. Безусловно, он способствовал обращению западных земель Хазарского каганата в зону влияния Руси. В частности, в следующем, 966 г., Святослав подчинил вятичей, до этого плативших дань хазарам.

Однако рассмотрение этой ситуации в более широком политическом контексте позволило исследователям, в частности, И. Г. Коноваловой, придти к выводу, что дальнейшее движение Святослава на восток имело лишь относительный успех. Дело в том, что во второй половине Х в. Хазарский каганат стремительно слабел, и в борьбу за его «наследство» включились все сильные соседние державы - Хорезм, Волжская Булгария, Ширван и кочевники-огузы. Боевые действия Святослава не привели к закреплению Руси на Нижней Волге и вовсе не открыли, как писали ранее некоторые историки, для русских купцов путь на Восток.

Просчет византийского императора

В 967 г. Святослав Игоревич вмешался в крупную международную политическую игру. В это время обострились взаимоотношения между Византийской империей и дружественными между собой Германией и Болгарией. Константинополь был в состоянии войны с Болгарией, вел сложные затяжные переговоры с Германией. Боясь русско-германского сближения и опасаясь за безопасность своих крымских владений после успешной войны Святослава против хазар, византийский император Никифор Фока разыграл «русскую карту». Он решил ослабить одновременно и Болгарию, и Русь и послал в Киев свое доверенное лицо - патрикия Калокира, с 15 кентиариями (ок. 1500 фунтов) золота с заданием склонить Святослава к походу на Дунайскую Болгарию.

Святослав взял золото, но вовсе не собирался быть пешкой в руках византийцев. Он согласился, так как понимал выгодное стратегическое и торговое значение этого региона. Полководец совершил поход на Болгарию и одержал ряд побед. Но после этого, вопреки воле Константинополя и, несмотря на предложения новых щедрых даров, русский князь остался на Дунае, сделав своей резиденцией Переяславец.

«Русская» война Цимисхия

Получив в результате своей ошибки по соседству с собой вместо Болгарии еще более сильного соперника, византийская дипломатия приложила немало усилий, чтобы убрать Святослава с Дуная. Историки полагают, что именно Константинополь «организовал» набег печенегов на Киев в 968 г. Летописец передает полные горечи слова киевлян к Святославу о том, что он, мол, ищет чужой земли и о ней заботится, а свою землю покинул на произвол врагов. Русский князь едва поспел с дружиной к Киеву и отогнал степняков.

Уже в следующем 969 г. Святослав заявил матери и боярам, что «не любо» ему в Киеве, хочет жить в Переяславце, где «середина земли его» и куда «стекаются все блага». И только болезнь и смерть Ольги приостановили его немедленный отъезд. В 970 г., оставив княжить в Киеве своего сына Ярополка, Святослав Игоревич возвращается на Дунай.

Пришедший к власти в Византии новый император Иоанн Цимисхий вначале путем переговоров и предложением богатой компенсации попытался вытеснить Святослава с Подунавья. Русский князь отказался, и начался взаимный обмен угрозами. Византийский историк Лев Диакон, современник этих событий, писал, что Святослав даже пригрозил императору разбить свои шатры у ворот Константинополя. Начались военные действия, которые, судя по всему, не дали перевеса ни одной из сторон. Летом 970 г. был заключен мир. Как оказалось, ненадолго.

Весной 971 г. Иоанн Цимисхий вероломно нарушил перемирие и с огромными силами совершенно неожиданно для русского князя атаковал его войска, распыленные по болгарским городам. Оставляя город за городом, Святослав оказался осажденным в Доростоле. И русские, и византийские источники сообщают о героизме русских воинов и лично Святослава, проявленных при Доростоле. После одной из вылазок русских, греки на поле сражения обнаружили среди тел павших русских воинов и тела женщин. Кто они были - русские или болгарки, - остается тайной до сегодняшнего дня. Длительная осада, несмотря на голод и лишения русских, не принесла успеха грекам. Но она не оставляла надежды на победу и Святославу.

Заключение мира стало неизбежным. После подписания мирного договора летом 971 г. Святослав обязался сдать Доростол, почетно уйти из него с войском и с оружием, но должен был покинуть Болгарию.

Дунайская война русского князя Святослава произвела такое впечатление на греков, что вошла в фольклор византийцев как «русская» война Цимисхия. Так византинист С. А. Козлов на основании анализа текстов целого ряда источников предположил отражение в героических песнях или новеллах о ратных подвигах византийских императоров цикла сказаний и о Святославе.

Сын великой Евразии

После подписания мира произошла встреча двух выдающихся исторических личностей - Иоанна Цимисхия и Святослава. Благодаря рассказу Льва Диакона мы знаем, как на этой встрече выглядел русский князь. В отличие от роскошно одетого императора и его свиты Святослав и его люди были одеты совершенно просто. Русские припыли на ладье, и Святослав сидел на веслах и также греб, как остальные, «ничем не отличаясь от своих приближенных».

Святослав Игоревич был среднего роста, с мохнатыми бровями и голубыми глазами, курносый, безбородый, но зато с густыми длинными усами. Голова была совершенно выбрита, но с одной стороны ее свисал клок волос, как полагал Лев Диакон, - признак знатности рода. В одном ухе была золотая серьга с жемчужинами. Одежда его была белой и отличалась только чистотой от одежды его приближенных. Образное описание Святослава Львом Диаконом оставило глубокий след и в восприятии современников, и в памяти потомков. «Вылитый запорожец на киевском столе», - писал о нем известный украинский историк М. Грушевский. В обличье типичного казачьего атамана вошел Святослав и в искусство Нового и Новейшего времени.

Однако современными исследованиями вполне убедительно доказывается, что и подобная прическа, и ношение мужчинами одной серьги в ухе - были в эпоху раннего средневековья образцами престижной моды и воинской субкультуры евразийских кочевников, которые очень охотно перенимала элита оседлых народов. А Святославу, как нельзя лучше, подходят слова О. Субтельного о нем: славянин по имени, варяг по кодексу чести, кочевник по образу жизни, он был сыном великой Евразии.

Кто виноват в смерти Святослава?

После заключения мира с Византией Святослав, согласно русской летописи, направился к днепровским порогам. Свенельд, воевода князя, посоветовал ему обойти пороги на конях, а не идти на ладьях. Но Святослав не послушался его. Путь преградили печенеги, и князь был вынужден зимовать в Белобережье. Пережив чрезвычайно голодную зиму, Святослав со своими людьми весной 972 г. опять двинулся к порогам. На его дружину напали печенеги во главе с ханом Курей. Они убили Святослава, а из его черепа сделали чашу, оковав его.

Гибель Святослава, вернее, вопрос о том, кто предупредил или подговорил печенегов, вызывает давние споры в историографии. Несмотря на то, что в русской летописи сказано, что печенегов подговорили болгары-переяславцы, в науке господствует мнение, что нападение степняков организовала византийская дипломатия. Константинополь, мол, не мог допустить, чтобы Святослав вернулся домой живым.

Однако в последние годы появились и иные точки зрения на причины гибели русского князя. Известный польский историк А. Паронь доказывает, что печенеги на самом деле проявили самостоятельность, возможно, отомстили за поражение под Киевом в 968 г. Мирный договор 971 г. давал грекам возможность нормализовать отношения с Киевом и вернуть их на уровень, на котором они были во времена Ольги. Поэтому Константинополь не был заинтересован в смерти русского князя.

Согласно мнению историка Н. Д. Руссева, Святослав сам медлил у порогов, потому что он ждал возвращения из Киева Свенельда с новыми дружинами. Русский князь собирался вернуться обратно в Болгарию, он жаждал реванша, а возвращаться в Киев он не хотел. Там Святослава уже не ждали. В Киеве уже вошел в силу его сын Ярополк, там по отношению к нему сформировалась сильная боярская оппозиция, которой дунайские земли не были нужны. И Святослав предпочел Руси Дунай.

Послужит чашей в назидание …

Косвенно о том, что Святослав действительно не собирался возвращаться в Киев, может свидетельствовать … чаша из его черепа. В целом ряде поздних русских летописей - Уваровской, Ермолинской, Львовской и др., есть дополнения к эпизоду Повести временных лет о гибели Святослава, касающиеся надписи на роковой чаше. Они незначительно отличаются между собой, но общий смысл их сводится к тому, что Святослав, желая чужого, своё погубил. Во Львовской летописи даже уточняется, что погубил из-за большой ненасытности.

То, что такая чаша действительно была, говорит запись в Тверской летописи, датированная XI-XII вв., о том, что «… это чаша до сих пор хранится в казне печенежских князей». Были ли предшественники у несчастного Святослава? В хрониках есть сведения о том, что в 811 г. болгарский хан язычник Крум угощал славянских князей из подобного сосуда. В этом случае материалом послужил череп побежденного болгарами византийского императора Никифора I.

Любопытные параллельные сведения о гибели Святослава предоставляет булгарская летопись Гази-Бараджа. Она подтверждает сообщение русских летописей о том, что печенеги были в сговоре не с византийцами, а с дунайскими болгарами, и содержит подробности о последних минутах жизни киевского князя. Когда Святослав оказался у него в плену, Кура-хан сказал ему: «Твоя голова, пусть и с хинской косой, не прибавит мне богатств, и я охотно даровал бы тебе жизнь, если бы ты действительно дорожил ею…. Пусть твоя голова послужит чашей для напитка в назидание всем чрезмерно гордым и легкомысленным».

Святослав - язычник!

Читая древнерусские летописи, складывается впечатление о двойственном отношении летописцев к Святославу. С одной стороны, симпатия и гордость за блистательного полководца, «Александра Македонского земли Русской», с другой - явное неодобрение его делам и поступкам. Особенно не одобряли летописцы-христиане язычества Святослава.

В русских летописях рассказывается о том, что княгиня Ольга , приняв крещение, стремилась приобщить к христианству и сына. Святослав отказывался под предлогом, что, если он один примет крещение, то дружина его станет над ним насмехаться. Мудрая Ольга справедливо на это отвечала, что если князь крестится, то и все сделают то же самое. Исследователи давно пришли к выводу о том, что указанная летописью причина отказа Святослава креститься, не серьезна. Права была Ольга, никто бы не посмел перечить князю. Как совершенно справедливо заметил исследователь А. В. Назаренко, для того чтобы крестить Русь, Ольге нужно было крестить сына, за ним бы последовало и все общество.

Однако в чем же причина упорного нежелания Святослава стать христианином? В булгарской летописи Гази-Бараджа есть на этот счет любопытное известие. Когда еще, будучи ребенком, Святослав смертельно заболел, и ему не могли помочь ни русские, ни византийские врачи, Ольга позвала булгарского лекаря Отчы-Субаша. Тот взялся исцелить мальчика, но в качестве условия попросил, чтобы Святослав не принимал христианства.

И объяснение булгарского летописца, как видим, выглядит несколько фольклорно. На этом фоне чрезвычайно интересна гипотеза А. В. Назаренко. Он считает, что причина отказа Святослава креститься таится в Константинополе, который он посетил вместе с матерью в 957 г. Византийский император в честь русской княгини Ольги устроил два приема. На первом приеме присутствовали «люди Святослава», где они в качестве даров получили денег гораздо меньше, чем даже рабыни Ольги. Это был прямой вызов русской стороне, ведь, например, в русско-греческом договоре 945 г. послы Святослава были упомянуты вторыми после Игоря , даже раньше Ольги. Видимо, унижение «людей Святослава», а значит и его самого, было вызвано нежеланием императора выдавать замуж свою дочь за правителя варваров. «Люди Святослава» были оскорблены и на втором приеме уже не присутствовали. Очень вероятно, считает А. В. Назаренко, что отказ Святославу в греческой невесте и повлиял на его (и его советников) решение остаться в язычестве.

Повесть временных лет, как бы пытаясь оправдать язычество Святослава, «смягчает» его воинственность в религиозном вопросе и сообщает: если кто-то хотел принять крещение, то он не запрещал, а только над ним насмехался. Однако в Иоакимовской летописи есть шокирующий рассказ о том, как Святослав, потерпев неудачу в одном из важных сражений с болгарами и греками, решил, что виноваты в этом христиане, находившиеся в составе его войска. Многие христиане были по его приказу казнены. Он не пожалел даже своего ближайшего родственника Глеба, который приходился ему сводным или, по другим источникам, двоюродным братом.

Авантюрист, государственный деятель, духовный лидер

Возможно, воинствующее язычество Святослава было обусловлено той особой ролью, которую он играл в обществе своего времени. Любопытно, как в историографии менялось восприятие образа этого воителя. В научной литературе первоначально преобладало мнение о Святославе, как о «последнем викинге», искателе приключений, наемном полководце, ищущем славу в чужой земле. Как писал Н. М. Карамзин , он славу побед уважал больше чем государственное благо. Война была единственной страстью Святослава, - вторит ему О. Субтельный. Болгарская исследовательница Г. Цанкова-Петкова назвала его «принцем-мечтателем».

Со временем утвердилась в ученом мире репутация Святослава, как мудрого государственного деятеля. За его воинственностью и, казалось бы, непредсказуемыми и спонтанными бросками на Восток, Юг и Юго-Запад ученые, наконец, смогли, - как пишет Н. Ф. Котляр, разглядеть определенную систему проведения внешней политики. Киевский князь решал вопросы отношений с другими странами сугубо военными средствами, - продолжает он же, еще и потому, что мирной дипломатией их, видимо, было уже не решить.

В последнее время появились гипотезы о третьей ипостаси Святослава Игоревича - сакральной стороне столь привычного нам образа воителя. К этой интерпретации уже давно подталкивало исследователей само имя Святослава. Оно относится к разряду теофорных имен и соединяет два смысловых контекста, которые могут указывать на две функции его носителя: сакральную (Святость) и воинскую (Слава). Как косвенное подтверждение подобной интерпретации можно рассматривать известие упоминавшейся булгарской летописи: после чудесного исцеления Святослав стал именоваться Ауданом - носителем сакральных жреческих функций среди степных язычников.

Ряд аргументов о выполнении Святославом сакральных функций собран исследователем С. В. Черой:

  • Внешний вид князя. Сходство с обликом языческого бога Перуна (длинные усы, но отсутствие бороды);
  • В последней битве под Доростолом, согласно рассказу греческого автора Иоанна Скилицы, Святослав отказался принять вызов на личный поединок от Иоанна Цимисхия;
  • Во время сражений Святослав находился, по-видимому, не в первых рядах и даже, возможно, позади своего войска. Согласно греческой хронике, некий Анемас, чтобы лично сразиться со Святославом во время одного боя, должен был вырваться вперед и разорвать вражеский строй;
  • В скандинавских сагах есть сообщения о том, что конунги брали в бой своих совсем крошечных детей, например, мальчиков двух лет. Их держали за пазухой, как талисман, они должны были принести удачу в сражении. И Святослав символически начинал битву с древлянами, будучи 3-4 лет отроду.

Былинный Дунай Иванович

Киевский князь Святослав Игоревич относится к разряду тех исторических личностей, интерес к которым никогда не угаснет, а со временем их образ будет только развиваться и даже обрастать новыми и важными «историческими» подробностями. Святослав навсегда останется в памяти русского народа, как герой легендарный. Исследователи полагают, что былинный Дунай Иванович и он же, Дунай Переславьев, это и есть никто иной, как Святослав. И историческое стремление Руси к Дунаю произрастает со времен легендарного киевского князя. Именно он был своеобразным предтечей великих русских полководцев - П. А. Румянцева , А. В. Суворова , М. И. Кутузова , И. В. Гурко, М. Д. Скобелева и др., которые ратными успехами прославили силу русского оружия на Балканах.

Роман Рабинович, канд. ист. наук ,
специально для портала


годы правления: 957-972 )

  СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ (?- 972) - князь киевский с 957 г.

Сын князя Игоря Старого и княгини Ольги . Впервые имя Святослава упоминается в летописи под 945 г. После гибели в древлянской земле его отца он, несмотря на то что был еще очень мал, участвовал с Ольгой в походе против древлян.

Святослав рос истинным воином. Жизнь он проводил в походах, ночевал не в шатре, а на конской попоне с седлом под головой.

В 964 г. дружина Святослава покинула Киев и, поднявшись по р. Десна, вступила в земли вятичей, бывших в ту пору данниками хазар. Киевский князь повелел вятичам платить дань не хазарам, а Киеву и двинул свою рать дальше - против волжских булгар, буртасов, хазар, а затем северокавказских племен ясов и касогов. Около четырех лет продолжался этот беспримерный поход. Князь захватил и разрушил столицу Хазарского каганата г. Итиль, взял хорошо укрепленные крепости Саркел на Дону, Семендер на Северном Кавказе.

В 968 г. Святослав по настойчивым просьбам Византии, основанным на русско-византийском договоре 944 г. и подкрепленным солидным золотым подношением, отправился в новую военную экспедицию - против Дунайской Болгарии. Его 10-тысячное войско разгромило 30-тысячное войско болгар и захватило г. Малый Преслав. Этот город Святослав назвал Переяславцем и объявил столицей своей державы. В Киев он возвращаться не хотел.

В отсутствие князя печенеги напали на Киев. Но приход небольшой рати воеводы Претича, принятой печенегами за передовой отряд Святослава, вынудил их снять осаду и отойти от Киева.

Святославу с частью дружины пришлось вернуться в Киев. Разгромив печенежское войско, он объявил матери: "Не любо сидеть мне в Киеве. Хочу жить в Переяславце-на-Дунае. Там средина земли моей. Туда стекается все добро: от греков - золото, ткани, вина, овощи разные; от чехов и венгров - серебро и кони, из Руси - меха, воск и мед ". Вскоре княгиня Ольга умерла. Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями: Ярополка посадил княжить в Киеве, Олега послал в Древлянскую землю, а Владимира - в Новгород. Сам же поспешил в свои владения на Дунае.

Здесь он разгромил войско болгарского царя Бориса, пленил его и овладел всей страной от Дуная до Балканских гор. Весной 970 г. Святослав перешел через Балканы, штурмом взял Филипполь (Пловдив) и дошел до Аркадиополя. Разбив армию византийцев, Святослав, однако, не пошел далее. Он взял с греков "дары многие" и вернулся назад в Переяславец. Весной 971 г. новое византийское войско, усиленное флотом, напало на дружины Святослава, осажденные в г. Доростол на Дунае. Осада продолжалась более двух месяцев. 22 июля 971 г. русские войска под стенами города потерпели тяжелое поражение. Святослав вынужден был начать переговоры о мире с императором Иоанном Цимисхием.

Встреча их произошла на берегу Дуная и подробно описана византийским хронистом. Цимисхий в окружении приближенных ожидал Святослава. Князь прибыл на ладье, сидя в которой греб наравне с простыми воинами. Отличить его греки смогли лишь по рубахе, которая была чище, чем у других дружинников, и по серьге с двумя жемчужинами и рубином, вдетой в его ухо.

Заключив мир с византийцами, Святослав пошел к Киеву. Но по дороге, у Днепровских порогов, его поредевшее войско поджидали извещенные греками печенеги. В неравном бою дружина Святослава и он сам погибли. Из черепа Святослава печенежский князь Куря по старому степному обычаю приказал сделать чашу для пиров.

Его практически не интересовали. Решение подобных вопросов князь полностью доверил своей мудрой родительнице. Поэтому походы Святослава кратко описать достаточно трудно, ведь каждый его день - это сражение. Как свидетельствуют летописцы, война была его смыслом жизни, страстью, без которой он не мог существовать.

Жизнь бойца

Походы Святослава начались, когда мальчику исполнилось четыре года. Именно тогда его мать Ольга предприняла все, чтобы отомстить древлянам, жестоко убившим ее мужа Игоря. По традиции, сражение мог возглавлять только князь. И тогда рукой ее малолетнего сына было брошено копье, отдавшее первый приказ дружине.

Возмужав, Святослав взял бразды правления в руки. Тем не менее он почти все время проводил в сражениях. Ему приписывается много черт, характерных для европейских рыцарей.

Военные походы Святослава никогда не начинались неожиданно. Князь побеждал только в честной битве, всегда предупреждая врага о нападении. Его дружина двигалась чрезвычайно быстро, поскольку походы Святослава - человека, не признающего роскоши, проходили без сопровождения из обозов и шатров, которые могли бы замедлить движение. Сам полководец пользовался среди воинов немалым уважением, он разделял их трапезу и быт.

Хазары

Это тюркоязычное племя проживало на территории современного Дагестана. Оно основало собственную империю - Каганат. Как и другие племена, хазары завоевывали чужие земли, регулярно совершая набеги на территории своих соседей. Каганат смог подчинить себе вятичей и радимичей, северян и полян, которые после перехода под его власть вынуждены были выплачивать постоянную дань. Все это продолжалось до тех пор, пока их постепенно не стали освобождать князья Древней Руси.

Многие из них вели продолжительную борьбу с этим тюркоязычным кочевым племенем, которая проходила с переменным успехом. Одним из самых знаменитых сражений можно считать поход Святослава на хазар, состоявшийся в 964-м году.

Союзниками русских в этой кампании были печенеги, с которыми киевский князь воевал неоднократно. Русское войско, дойдя до столицы каганата, сокрушило местного правителя и его многочисленную армию, по пути захватив еще несколько крупных городов.

Разгром хазар

Замысел князя поражает своей широтой и зрелостью. Надо сказать, что стратегической грамотностью отличались все походы Святослава. Кратко их, по словам летописцев, можно охарактеризовать как открытый вызов врагам.

Не стал исключением и хазарский поход. Святослава интересовало одно: найти в числе враждебных государств, которые окружали Древнюю Русь, самое слабое звено. Оно должно было быть изолировано недоброжелательными соседями и разъедено внутренней «ржавчиной».

О том, что пора сбить хазарский замок с направления торговли с Востоком, говорилось уже очень давно. На тот момент разгром каганата был для Руси просто насущной необходимостью. Замедлилось движение князей киевских на окраину славянских земель (они споткнулись на вятичах). Причина заключалась в том, что последние продолжали выплачивать дань хазарам. Чтобы распространить над ними Киева, сначала нужно было сбросить с вятичей каганатское иго.

Поход Святослава на хазар очень сильно отличался от прежних дерзких рейдов за добычей или пленниками. Князь на этот раз подбирался к границам каганата исподволь, собирая на каждом шагу союзников. Делалось это для того, чтобы до вторжения иметь возможность окружить врага войсками недружелюбных к ним народов и племен.

Тактика

Поход Святослава на хазар представлял собой грандиозный обходной маневр. Для начала князь двинул на север, покорив зависимые от каганата славянские племена вятичей и освободив их от хазарского влияния. Очень быстро перенеся ладьи из Десны на берег Оки, дружина поплыла по Волге. Разгромив зависимые от хазар племена буртасов и волжских булгар, Святослав тем самым обеспечил надежную безопасность для своего северного фланга.

Хазары совершенно не ожидали удара со стороны севера. Их дезорганизовал подобный маневр, и поэтому они не смогли достойно организовать оборону. Тем временем поход Святослава в Хазарию продолжался. Достигнув столицы каганата — Итиля, князь атаковал попытавшееся оборонять населенный пункт войско и в жестоком сражении разбил его.

Походы Святослава продолжились в Северо-Кавказском регионе. Здесь киевский князь разгромил другой опорный пункт этого тюркоязычного кочевого племени - крепость Семендер. Кроме того, ему удалось покорить касогов и основать на Таманском полуострове новое княжество с оригинальным названием - Тмутараканское, со столицей - городом-крепостью Матархой. Оно было образовано в 965-м году на месте древнего поселения.

Войско Святослава

Летописных трудов, описывающих биографические подробности этого очень мало. Но то, что военные походы Святослава значительно усилили Киевскую Русь, сомнений не вызывает. В период его правления продолжилось объединение славянских земель.

Походы Святослава Игоревича отличались стремительностью и характерной комбинированностью. Он старался уничтожать силы противника по частям - в двух или трех сражениях, перемежая битвы быстрыми маневрами своих сил. умело использовал распри и разногласия между Византией и подвластными ей кочевыми племенами. Он заключал с последними временные союзы, чтобы успеть разгромить войска своего основного противника.

Походы Святослава обязательно предварялись изучением обстановки отрядом разведчиков. В их задачу входили обязанности не только вести наблюдение, но и брать пленных или местных жителей, а также направлять во вражеский отряд лазутчиков для получения максимально полезной информации. Когда войско останавливалось на отдых, вокруг стана выставлялись сторожа.

Походы князя Святослава, как правило, начинались ранней весной, когда реки и озера уже вскрывались ото льда. Продолжались они до осени. Пехота по воде двигалась во ладьях, конница же - вдоль побережья, по суше.

Дружинами Святослава командовал приглашенный еще его отцом Игорем Свенельд, под руководством которого были и свои отряды из варягов. Сам же князь, как свидетельствуют летописцы, приняв командование киевским войском, никогда не хотел нанимать варягов, хотя и благоволил к ним. И это стало для него судьбоносным фактором: именно от их рук он и погиб.

Вооружение войска

Наступательная тактика и стратегия вырабатывались и самим князем. Им умело сочеталось применение многочисленного войска с маневренными и молниеносными точечными действиями конной дружины. Можно сказать, что именно походы Святослава положили начало стратегии бить врага на его же земле.

Киевские дружинники были вооружены копьями, обоюдоострыми мечами и Первые были двух типов - боевые, с листовидными металлическими тяжелыми наконечниками, насаженными на длинное древко; и метательные - сулицы, которые были ощутимо легче в весе. Ими забрасывалась приближающаяся вражеская пехота или конница.

На вооружении были также секиры и сабли, булавы, палицы, окованные железом, и ножи. Чтобы воины издалека могли узнавать друг друга, щиты дружинников окрашивались в красный цвет.

Дунайская кампания

Походы князя Святослава развалили и стерли с карты огромную Хазарскую империю. Расчистились торговые пути на Востоке, завершилось объединение восточнославянских племен в общее Древнерусское государство.

Укрепив и обезопасив свои границы в этом направлении, Святослав перенес внимание на Запад. Здесь был так называемый Остров русев, образованный дельтой Дуная и излучиной, оборонительным огромным Трояновым валом с заполненным водой рвом. Согласно историческим данным, его образовали дунайские переселенцы. Торговля Киевской Руси с Болгарией и Византией сближала ее с приморскими народностями. И эти связи особенно сильно укрепились в эпоху Святослава.

В ходе трехлетнего восточного похода полководец захватил огромные территории: начиная от окских лесов и до Северного Кавказа. Византийская империя в это время хранила молчание, поскольку еще действовал военный русско-византийский союз.
Но теперь, когда северным исполином начало оказываться давление на крымские владения, в Константинополе стали проявлять признаки беспокойства. В Киев срочно был направлен гонец для урегулирования отношений.

Уже в это время в Киеве назревал поход Святослава на Болгарию. План вторжения в Подунавье для присоединения к Руси устья Дуная у князя назревал давно. Однако эти земли принадлежали Болгарии, поэтому он заручился обещанием Византии сохранять нейтралитет. За то, чтобы Константинополь не вмешивался в походы Святослава на Дунай, ему было обещано отступление от крымских владений. Это была тонкая дипломатия, которая затрагивала интересы Руси как на Востоке, так и в западном направлении.

Наступление на Болгарию

Летом 967-го года русские войска, возглавляемые Святославом, двинулись на юг. Русская рать поддерживалась венгерскими отрядами. Болгария же, в свою очередь, опиралась на враждебных русичам ясов и касогов, а также на немногочисленные хазарские племена.

Как рассказывают летописцы, бились насмерть обе стороны. Святославу удалось одолеть болгар и захватить около восьмидесяти городов по берегам Дуная.

Поход Святослава на Балканы был закончен очень быстро. Верный своей привычке проведения молниеносного ведения боевых действий, князь, прорвавшись через болгарские форпосты, в чистом поле разгромил войско царя Петра. Противнику пришлось заключить вынужденный мир, по которому нижние течения Дуная с очень сильным городом-крепостью Переяславцем отошли к Руси.

Истинные замыслы руссов

Вот тут-то и выявились настоящие планы Святослава, которые князь лелеял очень давно. Он перенес в Переяславец свою резиденцию, заявив, как пишут летописцы, что ему не любо сидеть в Киеве. В «средину» земли киевской стали стекаться дань и блага. Греки сюда везли золото и драгоценные ткани, вина и многие диковинные по тем временам плоды, из Чехии и Венгрии доставлялись серебро и отличные кони, а из Руси - мед, мех воск и рабы.

В августе 968-го года его войска уже достигли пределов Болгарии. По данным хронистов, в частности, византийца Льва Диакона, Святослав привел шестидесятитысячную армию.

Однако, по некоторым сведениям, это было слишком большое преувеличение, поскольку киевский князь никогда не принимал под свои знамена племенных ополченцев. За него воевала только его дружина, «охотники»-добровольцы и несколько отрядов печенегов и венгров.

Русские ладьи беспрепятственно вошли в устье Дуная и стали быстро подниматься вверх по течению. Появление столь многочисленного войска стало неожиданностью для болгар. Бойцы стремительно выпрыгнули из лодок и, закрывшись щитами, бросились в атаку. Болгары, не выдержав, бежали с поля боя и укрылись в крепости Доростол.

Предпосылки для византийского похода

Надежды ромеев на то, что русы увязнут в этой войне, не оправдали себя. После первых же боев болгарская армия была разбита. Русские войска, разрушив всю ее оборонительную систему на восточном направлении, открыли путь к границам с Византией. В Константинополе реальную угрозу увидели для своей империи еще и потому, что столь победное шествие киевской армии по захваченным болгарским землям не закончилось грабежами и разорением городов и поселений, не было также насилия над местными жителями, характерного для предыдущих войн ромеев. Русы видели в них братьев по крови. К тому же в Болгарии хоть и утвердилось христианство, простой люд не забыл своих традиций.

Вот почему симпатии незнатных болгар и части местных феодалов немедленно обратились к русскому князю. Русские войска стали пополняться добровольцами, проживающими на берегах Дуная. К тому же некоторые феодалы захотели присягнуть Святославу, поскольку основная часть болгарской элиты не принимала царя Петра с его провизантийской политикой.

Все это могло привести Византийскую империю к политической и военной катастрофе. К тому же болгары под предводительством своего чересчур решительного вождя Симеона чуть самостоятельно не взяли Константинополь.

Противостояние с Византией

Попытка Святослава превратить Переяславец в столицу своего нового государства, а может быть, и всей Древнерусской державы, успехом не увенчалась. Этого не могла позволить Византия, увидевшая смертельную угрозу для себя в этом соседстве. Святослав Игоревич, первоначально следуя пунктам заключенного с Константинополем договора, не вторгался вглубь Болгарской державы. Как только он занял земли по Дунаю и город-крепость Переяславец, князь приостановил боевые действия.

Появление Святослава на Дунае и поражение болгар сильно встревожило Византию. Ведь рядом с ней поднимал голову беспощадный и более удачливый соперник. Предпринятая византийской дипломатией попытка стравить Болгарию с Русью, тем самым ослабив обе стороны, потерпела поражение. Поэтому Константинополь стал спешно перебрасывать из Малой Азии свои войска. Весной 970 года Святослав совершил нападение на фракийские земли Византии. Его войско дошло до Аркадиополя и остановилось в ста двадцати километрах от Константинополя. Здесь и произошла генеральная битва.

Из трудов византийских летописцев можно узнать, что были перебиты в окружении все печенеги, кроме того, разгромили и основные силы Святослава Игоревича. Однако древнерусские историки по-другому излагают события. По их сообщениям, Святослав, подойдя вплотную к Царьграду, все же отступил. Однако он взамен взял достаточно большую дань, в том числе и на своих погибших дружинников.

Так или иначе, самый крупный поход Святослава на Византию бал завершен летом того же года. В апреле следующего года византийский правитель Иоанн I Цимисхий самолично выступил против русов, направив на Дунай флот из трехсоткорабельной флотилии, чтобы отрезать им путь для отступления. В июле произошло еще одно большое сражение, в котором Святослав получил ранение. Битва закончилось безрезультатно, однако после нее русы вступили в мирные переговоры.

Смерть Святослава

После заключении перемирия князь благополучно добрался до устья Днепра, направившись на ладьях к порогам. Его верный воевода Свенельд настоятельно советовал обойти их на конях, чтобы не наткнуться на печенегов, но тот не послушался. Попытка Святослава в 971-м подняться вверх по Днепру не завершилась успешно, поэтому ему пришлось перезимовать в устье, чтобы весной повторить поход. Но печенеги по-прежнему ждали русов. И в неравной схватке оборвалась жизнь Святослава...

Мать старалась привить сыну христианство. Но Святослав Храбрый так и остался язычником. Он был воспитан в армейских условиях и подвержен влиянию своих дружинников, которые оставались сторонниками давних славянских обычаев.

Существует неподтвержденная теория о том, что в Константинополе Ольга пыталась найти сыну жену из числа греческих царевен. Император отказал посольству, что, конечно, оскорбило Святослава. Как покажет время, его отношения с Византией стали для него роковыми.

Война с вятичами

Князь Святослав Храбрый мало интересовался внутренними и административными делами страны. Его жизнью была армия. Все свое свободное время он проводил с дружиной. Из-за этого князь отличался свирепым нравом и самыми простыми бытовыми привычками. Он мог спокойно лечь спать в поле рядом со своим конем, при этом отказываясь от собственного шатра и других удобств.

Поэтому неудивительно, что как только князь Святослав Игоревич Храбрый вырос, он начал вести активную внешнюю политику. Первый его поход датируется 964 годом. В то лето он атаковал вятичей, живших на Оке и плативших дань хазарам.

Падение Хазарского каганата

Уже на следующий год каганату пришлось столкнуться с хорошо организованной славянской армией. Хазары были тюркоязычными кочевниками. Их политическая верхушка приняла иудаизм. Отличия каганата от Руси были налицо, что, конечно, давало Святославу дополнительный повод пойти на соседей войной.

Князь захватил несколько хазарских городов: Саркел, Итиль, Белую Вежу. Его дружина прошлась огнем и мечом по всем важным экономическим центрам каганата, из-за чего тот пришел в упадок и скоро совсем исчез с карты. Князь Святослав Храбрый старался не только разрушить чужую державу. Он приказал занять крепость Саркел на реке Дон. На некоторое время она стала славянским анклавом в южных степях.

Вмешательство в греко-болгарский конфликт

Хазарские Храброго были лишь репетицией главной военной кампании его жизни. В это время началась война между болгарами и Византией. Император Никифор Фока отправил в Киев посольство, которое уговорило Святослава помочь грекам. В обмен славяне получили щедрое вознаграждение.

Так, благодаря своей смелости и предприимчивости, прославился Святослав Храбрый. Фото новгородского памятника, открытого к в 1862 году, подтверждает этот факт. Святослав занимает свое место среди других великих военачальников, рядом с Пока киевский князь успешно воевал на берегах Дуная, в Константинополе произошла важная политическая перемена. Император Никифор Фока был убит в ходе государственного переворота. Новый правитель Иоанн Цимисхий отказался платить Святославу, и тогда война приняла неожиданный поворот.

Славянский князь заключил с болгарами союз и теперь шел с дружиной на императора. Пока Святослава не было в Киеве, там умерла его мать Ольга, которая фактически правила страной в отсутствие сына.

В 970 году князю удалось заручиться поддержкой не только болгар, но также венгров и печенегов. Его армия несколько месяцев опустошала Фракию. Это наступление было остановлено после битвы при Аркадиополе. Византийцы разбили печенегов, которые бежали с поля боя и предали Святослава.

Теперь война переместилась на север - на берега Дуная. Здесь Святослав планировал обосноваться насовсем. Он даже сделал своей столицей здешнюю крепость Переяславец. Возможно, южные земли нравились ему больше Киева.

Мирный договор с императором

Император Иоанн Цимисхий также был полководцем. Он лично повел войска в новой кампании 971 года. В апреле его армия захватила болгарскую столицу и пленила царя Бориса II. Таким образом, Святослав остался один на один против греков. Вместе со своей армией он перебрался в хорошо укрепленную крепость Доростол.

Вскоре греки окружили последний славянский бастион в регионе. Святослав не желал сдаваться без боя и три месяца удерживал крепость. Его отряды проводили смелые вылазки. В одной из них византийцы лишились всех своих осадных орудий. Славяне как минимум четыре раза выходили в поле, чтобы прорвать блокаду.

В этих боях погибли сотни и тысячи ратников с обеих сторон. К концу июля князь и император наконец договорились о заключении мира. Согласно договору Святослав вместе со своим войском мог спокойно вернуться на родину. При этом греки снабдили его всем необходимым для путешествия. Через несколько дней после встречи правителей славянские ладьи покинули бассейн Дуная.

Гибель

Святослав отказался от всех приобретений в Болгарии. Но нет сомнения, что молодой тридцатилетний князь не собирался опускать руки. Вернувшись домой и накопив новые силы, он мог снова пойти войной на империю. Но планам князя не суждено было сбыться.

Путь его войска пролегал через дельту Днепра и его нижнее течение, где были опасные для судоходства пороги. Из-за этого князю с небольшим оставшимся отрядом приходилось выходить на берег, чтобы преодолеть природное препятствие. Именно так Святослав попал в засаду печенегов. Скорее всего, кочевники заключили договор с византийским императором, желавшим расправиться с заклятым врагом.

В 972 году Святослав погиб в неравном бою. Вести об этом пришли в Киев вместе с чудом выжившими дружинниками князя. В столице начал править его сын Ярополк. Через восемь лет на его место придет Владимир Красное Солнышко - креститель Руси.

Будущий князь Святослав родился в семье князя Игоря и Ольги и получил славянское имя, однако отличался варяжским духом язычника. Едва возмужав, он собрал вокруг себя бесстрашную боевую дружину и вышел с ней в поисках добычи и вечной славы.

Князь Святослав совершил множество успешных славных походов ещё при жизни княгини Ольги. Он ходил на Оку, подчинив вятичей, которые в то время платили дань хазарам, а потом пошёл на самих хазар, разгромив их царство и захватив основные населённые пункты – города Итиль и Саркел. Вместе с этим Святославу удалось победить племена черкесов и ясов на Кубани, а также овладеть территориями на Азовском побережье и в устьях Кубани.

Кроме того, князь Святослав смог проникнуть на Волгу, разорить земли камских болгар и захватить их главный город Болгар. Одним словом, Святославу удалось победить и разорить всех восточных соседей Киевской Руси, которые входили в общую систему Хазарской державы. Отныне лишь Русь являлась основной силой в Черноморье! Однако падение Хазарского царства смогло достаточно усилить кочевых печенегов. Теперь в их распоряжении находились все южнорусские степи, которые ранее были заняты хазарами.

Придя обратно в Киев после военных походов на Восток, князь Святослав получает приглашение от греков прийти и помочь им в войне с дунайскими болгарами. Князь, собрав много воинов смог завоевать Болгарию, оставшись в городе Переяславец, что на Дунае, считая захваченные земли собственностью Киевской Руси.

В этот период к Святославу добираются посланники княгини и извещают князя о том, что пока его не было был осаждён печенегами Киев, а сама Ольга с внуками едва спаслась от врагов и послала их к сыну с упрёками. Вернувшись, княжеская дружина прогнала кочевников в степь, но надолго не осталась. Однако, княгиня попросила сына не уходить пока она не умрёт.

Похоронив мать, князь собрал войско и ушёл в Болгарию, оставив княжить в Киеве своих сыновей. Но греки не пожелали впускать Святослава в Болгарию и начали военные действия в которых победила Византия.

Вынужденный подписать перемирие с греками, князь Святослав пошёл обратно домой, однако его войско было захвачено в днепровских порогах и перебито. Там же был и убит последний языческий русский князь.

После кончины князя начался период междоусобиц и борьбы за власть в Киеве.

Похожие статьи