Поручни для инвалидов в коридорах требования. Нормативно-правовая база по приспособлению для инвалидов объектов городской инфраструктуры

20.06.2020

Для того чтобы проектировать здания и сооружения с учетом доступа инвалидов-колясочников, необходимо знать:
- габариты кресла-коляски;
- параметры инвалида в кресле-коляске.

В России большинство инвалидов и дома, и на улице обычно используют для передвижения так называемую "комнатную" инвалидную коляску (рис. 4.1). Ширина комнатной коляски, на которой предпочитают передвигаться большинство взрослых инвалидов, составляет около 620 мм. Именно коляска такой ширины с огромным трудом, но все же входит в узкий пассажирский лифт (обычно устанавливаемый в 9-этажных домах). Максимальная ширина коляски составляет 670 мм. Максимальная длина коляски составляет 1100 мм.
Таким образом, габариты комнатной коляски без человека составляют 670х1100 мм.
Габариты комнатной коляски с человеком несколько больше. Ширина самой коляски определяется расстоянием между ободами на колесах. Так как комнатная коляска приводится в движение руками инвалида, толкающего обода, то необходимо по бокам коляски дополнительное пространство для рук около 50 мм с каждой стороны (рис. 4.2). Ширина комнатной коляски с человеком составит 770 мм. Если при проектировании дверей ориентироваться только на ширину коляски 670 мм, то коляска в дверь пройдет, но инвалид должен быть в дверях осторожен, чтобы не поцарапать или не повредить кисти рук. По длине комнатная коляска с человеком будет тоже больше за счет выступающих за подножку стоп ног.
Часть инвалидов для поездки на улицу используют другую коляску – прогулочную (рычажную), которая тоже приводится в действие руками инвалида, но не за обода, а с помощью специальных механических приспособлений-рычагов (см. фото 4.1). Габариты и вес прогулочной коляски больше, чем у комнатной.

Габариты прогулочной коляски без человека составляют 703х1160 мм.
Размер прогулочной коляски, как более широкой, примем в качестве габаритов типовой инвалидной коляски без человека.
Чтобы инвалид на коляске чувствовал себя более ли менее уютно, не задевал при движении стены и косяки, ему необходима достаточная зона для размещения кресла-коляски: ориентировочно 850х1200 мм.
Однако иногда этой зоны может быть недостаточно. К примеру, некоторые инвалиды не могут передвигаться сами. Значит, необходимо позади коляски предусмотреть дополнительную зону для сопровождающего. Инвалидам, которые хотя и пользуются коляской, но могут вставать на ноги, необходима перед коляской свободная зона. Параметры комфортной зоны для размещения кресла-коляски составят не менее 900х1500.

Хочу сразу предупредить, что терминология "достаточная зона" и "комфортная зона" для размещения кресла-коляски в нормативной литературе не используется, а придумана мной для удобства объяснения. Цель всех этих рассуждений – объяснить, почему в нормативной литературе одни и те же параметры представлены разными цифрами. На мой взгляд, это определяется только субъективной позицией авторов нормативов. Получив необходимые знания, Вы сможете в каждом конкретном случае иметь свое собственное мнение. Особенно это важно при реконструкции зданий, когда возможности архитекторов по обеспечению доступа инвалидов весьма ограничены.

Таким образом, для проектирования зданий и сооружений с учетом особенностей инвалидов, передвигающихся при помощи кресла-коляски, можно использовать следующие параметры:

Ширина коридоров и проходов должна быть достаточной для свободного движения инвалидов, пользующихся креслами-колясками. Ширина зон прохода при различных видах движения представлена в таблице 4.1

Эта таблица – попытка логического обобщения имеющейся нормативной литературы, в которой логика цифр начисто (!) отсутствует, так как зоны прохода представлены самыми разнообразными цифрами. Но важно то, что "ширина пандуса должна соответствовать основным параметрам проходов" ("Рекомендации…Вып. 1", стр. 21). Вот почему возникла необходимость в создании унифицированной таблицы. Я думаю, она поможет Вам в каждом конкретном случае самим определить необходимую ширину зоны прохода, коридора или проектируемого пандуса. Но надо помнить одно правило:
Минимальная ширина коридора, в котором сможет повернуть или развернуться инвалидная коляска, составляет не менее 1200 мм.
При местном сужении прохода возможно уменьшение его ширины до 0,85 м.
Что такое "местное сужение прохода"? Например, два участка коридора разделены между собой стеной. Ширина каждого коридора – 1500 мм. Соединяет коридоры между собой открытый проем в стене. Его ширина может быть 850 мм.
Обращаю ваше внимание, что в таблице дана ширина зон прохода в чистоте. Объекты и устройства (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т. п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокращать пространство, необходимое для проезда и маневрирования кресла-коляски. Ни одно препятствие в коридорах не должно перекрывать минимально необходимую ширину прохода. В противном случае необходимо расширить ширину тротуарной дорожки или коридора с учетом возможных препятствий.
На стр. 42–45 можно увидеть пример неграмотно установленного информационного щита, перекрывающего доступ к пандусу инвалида на коляске, и познакомиться с образцом бездумной установки мусорного контейнера, который не дает инвалиду на коляске подъехать к кнопке вызова.
При повороте тротуарной дорожки, коридора, пандуса и т. п. на 90° должна соблюдаться минимально необходимая зона для поворота кресла-коляски, приведенная в разделе "Зоны разворота кресла-коляски". В тупиковой части пешеходных дорожек и коридоров необходимо обеспечить возможность разворота кресла-коляски на 180°.
Высота прохода до низа выступающих конструкций должна быть не менее 2,1 м.
Подходы к оборудованию и мебели должны иметь ширину не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° – не менее 1,2 м.
При расстановке оборудования в торговом зале необходимо оставлять проходы между стеллажами не менее 0,9 метра.
Если торговля осуществляется по системе самообслуживания, то на входе ширина одного из турникетов должна быть достаточной для въезда инвалида на коляске. На выходе ширина прохода возле хотя бы одного из контрольных кассовых постов должна быть не менее 1,1 м (минимально допустимая ширина – 0,9 м). Расчетная плоскость этого кассового поста должна быть расположена на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола.
В магазинах одежды хотя бы одна из примерочных кабин должна быть шириной не менее 0,9 метра, глубиной 1,2–1,5 метра. Но это минимальные стандарты. В СП 31-102-99 рекомендуется проектировать примерочную кабину с размерами, не менее: площадь – 2,0х1,7 кв.м, высота – 2,1 м, чтобы обеспечить инвалидам необходимый уровень комфорта. Хорошо было бы не забыть поставить во всех примерочных кабинках (или возле них) стул, который будет нужен не только инвалидам на костылях, но и обычным людям. А несколько крючков на разной высоте окажут покупателям незаменимую услугу. В примерочных кабинах для инвалидов необходимо предусматривать небьющиеся зеркала или выполнять противоударное ограждение нижней части зеркала на высоту 0,3 м.
Хотелось бы посоветовать шире использовать откидные сиденья (в лифтах, в телефонных будках, душевых и т. п.). Они создают дополнительные удобства для людей, передвигающихся с помощью тросточек и костылей, но при этом не сокращают пространство, необходимое для маневрирования инвалида-колясочника.
Около столов, прилавков и других мест обслуживания, у настенных аппаратов и устройств, которыми пользуются маломобильные посетители, следует предусматривать свободное пространство размерами в плане не менее 0,9х1,5 м.
Иными словами, необходимо всегда предусматривать свободную зону подхода (к телефону, к пандусу, к двери, к примерочной и т. д.).
Ширина галерей, а также балконов и лоджий (в санаториях, гостиницах и т. п.) должна быть не менее 1,5 метра в свету. Жилые помещения специализированных жилых зданий и территориальных центров социального обслуживания следует проектировать с балконами (лоджиями) глубиной не менее 1,4 м.

4.3. Зоны разворота кресла-коляски

В основе размеров пространства для разворота кресла-коляски лежат параметры инвалида в кресле-коляске.
Все имеющееся многообразие цифр, определяющих параметры пространства для маневрирования кресел-колясок, систематизировано мною для удобства пользования в виде таблицы 4.2. Замечу, что названия зон в таблице не являются нормативными, а предложены мною для придания таблице логической законченности.

В зависимости от конкретной ситуации возможны различные варианты устройства площадки для маневрирования коляски перед входной дверью в здание или помещение. Габариты данных площадок зависят не только от вида входных дверей и направления их открывания, но и от направления подъездов к дверям. При проектировании надо помнить габариты инвалида в кресле-коляске (850 х 1200 мм) и знать требования по глубине площадок и тамбуров (СНиП 2.08.02-89*, п.4.7.):
Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании "от себя" должна быть не менее 1,2 м, а при открывании "к себе" – не менее 1,5 м.
Следовательно, можно вывести "золотое правило" на все случаи жизни:
Глубина площадки перед входной дверью и глубина тамбура не могут быть меньше 1,2 м.
Сразу замечу, что такая глубина необходима не только для маневрирования инвалидов на креслах-колясках, но и для обычных людей. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Если глубина узкой площадки перед входной дверью всего 600 мм, а полотно распашной двери – 900 мм, то человек, открывающий дверь, должен сначала подняться по ступенькам на площадку, а затем, открывая дверь и пятясь назад, спуститься (!) на одну-две ступеньки, так как полотно распахнутой двери будет фактически нависать над верхними ступеньками лестницы. А как быть при этом с детской коляской, если по лестнице поднимается женщина с маленьким ребенком? Из этого можно сделать вывод: глубина и ширина площадки перед входной дверью должна быть не меньше ширины открываемого полотна дверей (рис. 4.3).

Для того чтобы на такой узкой площадке (рис. 4.3) человеку при открывании дверей не приходилось спускаться назад на ступеньки, глубина площадки должна быть еще дополнительно увеличена приблизительно на 300 мм (рис. 4.4). Общая глубина площадки составит 1200 мм.
Но и эта более глубокая площадка имеет существенный недостаток. Заключается он в том, что при открывании дверей человеку все равно придется пятиться назад по площадке. Чтобы решить эти проблемы, необходимо расширить площадку со стороны ручки двери.
На рис. 4.5 показаны недопустимый и правильный варианты установки дверей. Минимальное расстояние от двери до угла должно быть не менее – 300 мм. Этой зоны хватает для размещения сбоку от двери обычного человека.
Если же дверь, расположенную от угла на расстоянии 300 мм, будет открывать инвалид на коляске, то глубина площадки должна быть больше – не менее 1700 мм!
Можно расстояние от угла до двери увеличить до 500 мм. Тогда для маневрирования кресла-коляски будет достаточно обычной глубины площадки – 1500 мм. Именно поэтому, наверное, в нормативах нет упоминания о 300 мм, а говорится о 500 мм, но немного в другой форме:
Для дверей, расположенных в углу коридора или помещения, расстояние от ручки до боковой стены должно быть не менее 0,6 м.

Таким образом, размеры площадки перед входом должны быть такими, как на рис. 4.6.
Минимальная площадь тамбуров при входах в здания и сооружения должна устанавливаться в соответствии с возможностью беспрепятственного проезда и поворота инвалида на кресле-коляске. Габариты тамбура зависят от расположения дверей и направления их открывания.
На рис. 4.7 представлены для примера размеры тамбура при открывании двери внутри тамбура наружу на себя. Если расстояние от двери до стены Вы захотите уменьшить с 500 до 300 мм, то глубину тамбура Вам придется увеличить на 300 мм до 1800–2000 мм. Размеры входных площадок при оборудовании у входа одновременно лестницы и пандуса рассмотрены в разделе "Пандусы".

Для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств между разновысотными площадками применяют наклонную пологую конструкцию - пандус.

Проще говоря, для преодоления перепадов высот выстраивают под необходимым углом ровную поверхностную конструкцию, по которой беспрепятственно можно транспортировать механизмы на колёсах. Часто можно встретить пандусы на территории складских помещений, близ технической зоны крупных торговых комплексов, которые используются для удобства погрузочно-разгрузочных работ.

Пандусы складских помещений.

Мы же будем рассматривать пандусы, возводимые близ объектов городской инфраструктуры, которые упрощают доступ к ней разнообразной части населения, в основном маломобильным группам населения (МГН).

Так же коснёмся некоторых мероприятий связанных с беспрепятственным доступом МГН к элементам городской инфраструктуры – магазинам, аптекам, больницам и др. объектам социального значения.

Пандус с перилами для МГН у отделения Сбербанка.

Строительные нормы при установке пандуса для МГН.

Как вы знаете, наша страна осенью 2008 года подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Основываясь на принципах этой конвенции о полной и эффективной адаптации инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность в РФ был разработан и откорректирован нормативный документ СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.

Данный документ регламентирует мероприятия и описывает требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения. Требования данного свода правил необходимо учитывать как при проектировании, так и при реконструкции, капительном ремонте и приспосабливании зданий и сооружений.

Рассмотрим требования, предъявляемые для входа в здание (сооружение) касаемо пандусов:

  • угол наклона пандуса не круче 1:20 (5%), а длина каждого марша пандуса не должна превышать 9,0 м;
  • лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами, при высоте подъёма на высоту 3,0 метра и более – только подъёмными устройствами;
  • ширина пандуса должна обеспечивать расстояние между поручнями пандуса в пределах 900 – 1000 мм;
  • наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями;

Требования, предъявляемые к пандусам для МГН.

Основные требования при установке пандуса на пути движения МГН внутри здания:

  • максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 800 мм при уклоне не более 1:20 (5%);
  • при перепаде высот на путях движения 200 мм и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 1:10 (10%);
  • при перепаде высот более 3,0 м следует заменять пандусы лифтами, подъёмными платформами и т.п.;
  • через каждые 8,0 - 9,0 м длины марша пандуса, а так же при каждом его повороте должна быть устроена горизонтальная площадка не менее 1,5 м по ходу движения;
  • вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

Конструктивные особенности пандуса.

Пандус стационарный бетонный.

Стационарный бетонный пандус обычно закладывается на этапе проектирования здания или сооружения. Если же потребность в пандусе произошла в процессе эксплуатации здания, то его установка потребует определённых затрат. Это достаточно весомая и капитальная конструкция и решение о выборе данного типа пандуса принимается исходя из следующих факторов:

  • наличие свободного пространства перед входом, где планируется устанавливать бетонный пандус;
  • достаточно плотный грунт под планируемым пандусом;
  • наличие временного периода для монтажа бетонного пандуса, не повлияющего на работоспособность вашего учреждения;
  • согласованный проект установки пандуса в соответствующих организациях.

Подготовительные работы к бетонированию пандуса.

Если принято решение по установке бетонного стационарного пандуса и подписаны все разрешительные документы и проекты приступаем к планировке пандуса непосредственно на участке. Огораживаем место работ. Подготавливаем основание пандуса отсыпкой отсевом на глубину не менее 200 мм с дальнейшим его уплотнением трамбовкой.

Для уменьшения расхода строительных материалов бетоном будем выливать каркас пандуса – его боковые стенки и внутренние перегородки толщиной 100 - 200 мм в зависимости от размера пандуса. В качестве армирующего элемента используем разнообразную армирующую сетку или же арматуру. После застывания бетонных стенок пандуса засыпаем и уплотняем имеющимся грунтом, песком или же отсевом внутренние ниши секции до 100 – 200 мм от проектной высоты поверхности пандуса. Укладываем армирующую сетку по площади и делаем стяжку наклонных и горизонтальных участков пандуса.

Бетонный пандус под облицовку керамогранитом.

Бетонный пандус готов. Осталось облицевать торцевые стенки, уложить нескользящее покрытие и оборудовать с обеих сторон поручнями.

Пандус облицованный керамогранитом.

Пандус быстровозводимый металлический.

Установка металлического быстровозводимого пандуса менее трудоёмкий процесс по сравнению с установкой аналогичного по размерам пандуса из бетона. В первую очередь это связано с минимальными объёмами работ, проводимыми непосредственно на объекте и достаточно простой процедурой согласования проекта легковозводимой металлической конструкции пандуса, а так же его монтажа.

Установка быстровозводимого металлического пандуса.

Масса металлического пандуса значительно меньше массы бетонного пандуса, вследствие чего уменьшается давление на грунт и соответственно такой пандус можно установить практически на любых поверхностях. Возможность придания различной цветовой схемы легко вписывает металлический быстровозводимый пандус в общий архитектурный вид.

Наличие пологих спусков на входах обеспечивают людям с ограниченными возможностями передвижения свободный доступ в жилые и общественные здания наравне со здоровыми людьми. Поэтому такие конструкции должны создавать все необходимые условия для свободного подъезда без каких-либо ограничений.

Согласно существующим нормативам, каждое здание общественного пользования должно иметь хотя бы один вход, оборудованный специальной наклонной поверхностью, которую называют пандус, для проезда инвалидных колясок.

За последние годы в Российской Федерации этим вопросам уделяется большое внимание со стороны законодательных структур. Принятые законодательные нормативы содержат статьи, требующие обязательного строительства специальных конструкций и сооружений для возможности передвижения людей, находящихся в инвалидных колясках.

Существующие виды пандусов

По конструктивным вариантам установки все пологие спуски можно разделить на стационарные и съемные, предназначенные для временного пользования. Стационарные сооружения могут иметь капитальную фиксированную или откидную конструкцию. Неподвижные пандусы для инвалидов в общественных зданиях устанавливают на входах, подъемах на первый этаж и в местах общего пользования.

Откидные системы используют в подъездах или на других лестничных спусках небольшой ширины и длины. В этих случаях поворотные пандусные листы или рамы устанавливаются вертикально у стены, закрепляются защелкой и опускаются в рабочее положение только при необходимости проезда инвалида.


Телескопический пандус.

Съемные модели применяются в качестве мобильных съездов для установки в любом месте при необходимости. Наиболее распространены три переносные конструктивные версии:

  1. телескопические пандусы для инвалидов, с возможностью регулировки по длине;
  2. раскладные рамповые, отличающиеся набольшим весом;
  3. складываемые в рулон ролл-пандусы, легко помещающиеся в багажнике легкового автомобиля.

Рампа.

В качестве отдельной разновидности следует упомянуть о выдвижных конструкциях, установленных на общественном транспорте. Привести в действие такое устройство можно путем простого нажатия кнопки или это сделает водитель транспортного средства со своего места.


Ролл пандус.

Конструкции стационарных спусков

Капитально установленным пандусом для инвалидных колясок называют строительную конструкцию из бетона, каменных материалов или металла, имеющую ровную поверхность с нормативным углом наклона. В верхней и нижней точке такого сооружения расположены горизонтальные площадки для возможной остановки после спуска или подъема. Они значительно облегчают процесс пользования наклонным подъездом.

Требования норм и правил определяют монтаж пандусов во всех случаях несовпадения горизонталей примыкающих поверхностей более 50 мм. При перепаде высот более 200 мм конструкция должна состоять из трех основных элементов:

  1. верхней горизонтальной платформы;
  2. наклонного спуска для перемещения;
  3. нижней площадки или ровной прилегающей поверхности с твердым покрытием.

Размеры остановочных платформ и ширина пандуса должны соответствовать габаритам выпускаемых колясок. В случае длины наклонного спуска более 9 метров, предусматривается промежуточная поворотная площадка, от которой начинается второй маршевый подъем.

При разнице меньше 200 мм, горизонтальные платформы не устанавливаются, а конструкция проезда представляет собой упрощенный перекатный мостик. В отдельных случаях при крайне стесненном пространстве допускается возведение винтовых сооружений или установка механических подъемников.

Дорожка и площадки с внешней стороны должны ограждаться устойчивыми перилами с нормируемой высотой. Для обеспечения устойчивости стационарный пандус, как и любая капитальная строительная конструкция, должен иметь опорный фундамент, способный нести данную весовую нагрузку.

Действующие строительные нормы

Требования к конструкции пандусных спусков для передвижения инвалидных колясок определяются тремя действующими документами:

  • СНиП 35-01-2012;
  • Свод Правил 59.13330.2012;
  • ГОСТ Р 51261-99.

В СНиП подробно изложены все конструктивные требования к размерам пандусов для инвалидов при стационарных условиях монтажа. Указаны необходимые углы наклона маршей, их ширина, предельная длина, размеры площадок и дополнительные установочные элементы в виде перильных ограждений, страховочных бортиков и другого.

Свод Правил (СП) — это более актуальная расширенная редакция СНиП. Указанные в нем нормативы несколько отличаются в сторону уменьшения углов наклона пандусной дорожки и ее предельной длины, увеличения ширины проезда и габаритов площадок, устройства дополнительных элементов для обеспечения большей безопасности и удобного пользования.

Однако следует учесть, что СНиП законодательно выше по техническим указаниям, чем СП. Поэтому, если в технических условиях и проектной документации не оговаривается выполнение работ по требованиям Свода Правил, то выполняются обычные нормативы.

Требования Государственного стандарта и СНиП к устройству пандусов идентичны, но особенность ГОСТ заключается в более подробном изложении к установке перильных ограждений. В нем точно указано, в каких случаях установка перил является обязательной и изложены подробные требования к их конструкции.

Нормативные размеры и конструкции

Высота подъема одного пролета — не более 800 мм. Эта величина обеспечивает горизонтальную длину максимально возможного спуска до 9,0 м. Ширина пандуса для инвалидов-колясочников при движении только в одну сторону — от 1500 мм, в случае встречного пересечения — от 1800 мм.

Оптимальная ширина составляет 2000 мм. По краю дорожки устанавливается бортик высотой 50 мм или металлическая трубка на высоте 100 мм.


Подбор оптимальной ширины.

Изготовление двухколейных вариантов конструкций допускается только в случаях индивидуального пользования. В зоне общественной застройки пандусные спуски должны иметь единое сплошное покрытие. Для подъема сопровождающего помощника допускается наличие посередине дорожки полосы ступеней шириной до 400 мм.

Предельные углы спуска

Уклон пандуса для инвалидов по новым нормам не может превышать 8%-15%. Это означает, что на один метр горизонтальной длины величина подъема составляет 8-15 см. В практике строительства за оптимальную величину наклона принимают показатель 10% и увеличивают его только при невозможности принятия другого решения.

Предельная величина перепада высот никогда не должна превышать 18%.

На существующие лестницы установка пандусов запрещена из-за несоответствия уклона нормативным требованиям.

Требования к площадкам

Все пандусы оборудуются входными, верхними и, при необходимости, промежуточными площадками. Согласно указаниям СП 59.13330.2012, их размеры должны соответствовать следующим показателям:

  • ширина — не менее 1850 мм;
  • глубина при дверях открывающихся внутрь здания 1400 мм и наружу – 1500 мм;
  • размер места для разворота коляски — от 2200 мм.

При открывании входных дверей наружу, размеры площадки должны учитывать возможность маневрирования инвалидной коляски в этот момент. Поэтому ширина или глубина могут быть увеличены.

Для исключения возможного обледенения конструкций, расположенных на открытом воздухе и не имеющих навеса, их поверхность должна быть покрыта антискользящим материалом или иметь подогрев, работающий в холодное время года.

Ширина промежуточной площадки должна совпадать по размеру с подходящими к ней дорожками. Рекомендуемые планировочные решения соответствуют следующим размерам:

  • на едином прямом марше — 900х1400 мм;
  • при ширине дорожки 900 мм и наличии поворота на 90 градусов — 1400х1400 мм;
  • при ширине спуска 1400 мм и изменении направления под прямым углом — 1400х1500 мм;
  • на промежуточных площадках с полным разворотом — 1500х1800 мм.

Для обеспечения более удобного движения коляски, конфигурация поворотной платформы может иметь с одной стороны овальную форму. Края промежуточных площадок, так же, как и дорожки, должны иметь нижнее обрамление в виде бортика или металлической трубы.


Откидная платформа для подъема на площадку первого этажа.

Элементы ограждения

Определение высоты, крепления и типа конструкции ограждений пандуса должно выполняться в соответствии с требованиями изложенными в ГОСТ Р 51261-99. Любая сторона пандуса и площадки при отсутствии примыкающей стены должна быть ограждена. Конструкции ограждений должны предусматривать наличие одинарных или разновысоких парных поручней, перил и ограждающих бортов. Нормативные требования к ограждениям:

  • установка на всех участках наклонных дорожек и горизонтальных площадок;
  • высота расположения основных поручней — 700 мм от поверхности пандуса, вспомогательных — 900 мм;
  • расположение поручней должно быть в виде сплошной линии на одном расстоянии от поверхности спуска;
  • крепление ограждений производится только с наружной торцевой стороны;
  • на окончании нижнего марша перила и поручни должны выступать на 300 мм;
  • сечение поручней круглое, с поперечным диаметром 30-50 мм.

Материал конструкции ограждения должен быть защищен от возможного воздействия коррозии и иметь достаточную механическую прочность для сопротивления боковым нагрузкам.


Нормативные размеры поручней.

Как сделать пандус самостоятельно

Установка откидного пандуса для инвалидов в подъезде согласования от жильцов не требует. По закону каждый человек с ограниченной способностью к передвижению имеет право на создание условий, позволяющих ему перемещаться по своему дому. Единственное правило заключается в том, что установленная конструкция не должна создавать помех другим людям, проживающим в этом подъезде.


Чертеж пандуса.

Уклон въезда по направляющим, установленным на стандартный лестничный марш, конечно, не соответствует нормативным требованиям. Но, в присутствии сопровождающего, наличие складного пандуса для инвалидов на лестничный марш намного облегчает процесс подъема в коляске.

К тому же, длина лестничного пролета на первом этаже обычно не превышает 6-ти ступеней. Зато после этого инвалид колясочник сможет свободно въехать в квартиру или воспользоваться лифтом для подъема на верхние этажи.

Необходимые материалы и инструмент

Для изготовления двухколейного откидного пандуса для подъема на площадку первого этажа потребуется приобрести:

  • два гнутых металлических швеллера № 18-24 с толщиной стенки 3-4 мм или 4 неравнополочных уголка 100х65 мм длиной равной длине лестничного марша;
  • профильная труба 25х50 мм длиной ¾ лестницы;
  • 3 стальные дверные петли;
  • 2 метра профильной трубы 25х32 мм;
  • полоса стальная 50х2,5 мм – 0,5 метра;
  • анкерные болты для крепления конструкции к стене;
  • поворотную или сдвижную защелку;
  • сварочные электроды.

Обратите внимание, что для изготовления пандуса рекомендуется использовать не тяжелый горячекатаный, а гнутый тонкостенный швеллер. Он значительно легче, а его жесткости и прочности вполне достаточно для того, чтобы выдержать вес коляски и человека без прогиба. С целью удешевления швеллер можно заменить двумя неравнополочными уголками, сваренными вдоль широкой полки и образующими П-образную конструкцию.


Швеллера.

Из инструмента необходимо иметь сварочный аппарат, болгарку, перфоратор, молоток и монтировку.

Порядок выполнения работ

Положите швеллер на лестницу таким образом, чтобы его плоскость соприкасалась со всеми ступенями, а нижний край упирался в пол входной площадки подъезда. Сделайте отметки уровня верхней ступени, пустого пространства ниже первого и последнего подступенков, а так же в посередине между двумя последними отметками.

В этих трех местах будут приварены соединительные перемычки из профильной трубы, они не должны упираться в ступени лестничного марша. После этого:

  1. приложите второй швеллер к размеченному, скопируйте отметки и обрежьте болгаркой лишнюю длину;
  2. положите швеллера широкой полкой вверх таким образом, чтобы центральные продольные оси соответствовали расстоянию между колесами инвалидной коляски;
  3. измерьте расстояние между внешними краями швеллеров и добавьте к этой величине 300-400 мм, в результате вы получите размер заготовок для соединительных поперечных перемычек;
  4. отрежьте от профильной трубы 25х32 мм три куска необходимой длины и с одного края приварите к ним Т-образные поперечины из такой же трубы, по длине равные размерам поворотных петель;
  5. приварите петли одной стороной к поперечинам;
  6. положите заготовки перемычек на ранее нанесенные отметки так, чтобы один край совпадал с краем швеллера, а второй, с поперечиной, выходил за пределы конструкции на 30-40 см;
  7. приварите перемычки к швеллерам;
  8. положите на лестницу широкой стороной к стене профильную трубу 25х50 мм и с помощью анкерных болтов надежно закрепите ее;
  9. приставьте собранный поворотный каркас пандуса к закрепленной трубе петлями и сделайте несколько сварочных прихваток;
  10. после этого поднимите пандус вертикально и выполните окончательную приварку петель к трубе;
  11. для ровного съезда со швеллера приварите на его краях небольшие плоские пластины по уровню пола;
  12. на последнем этапе устанавливается фиксирующая защелка или задвижка, монтаж которой зависит от ее конструкции;
  13. после окончания монтажа все элементы пандуса необходимо покрыть грунтом и покрасить.

Как видим из инструкции монтаж поворотного пандуса в подъезде пандуса не отличается особой сложностью, но для выполнения работ необходимо обладать сварочными и слесарными навыками.

Видео по теме

В наше время все большее внимание уделяется решению проблем инвалидов. В строительстве находятся решения, помогающие и облегчающие инвалидам проход в различные виды зданий. Вспомогательными приспособлениями оборудуются входы. Лестничные марши уже заранее проектируются с дополнительными поручнями и поверхностями позволяющими движение на колясках. Каждый подъезд по законодательству должен иметь пандус, который позволит въезжать внутрь инвалидной или детской коляске. Что же такое пандусы, какие требования к их возведению, как следует обслуживать подобные сооружения и особенности их эксплуатации будут рассмотрены в данной статье.

Маломобильные группы населения

Вспомогательные сооружения типа пандусов, аппарелей и трапов призваны помочь категориям граждан, которые вынуждены передвигаться с чужой помощью и использовать устройства на колесах. Для подобных групп описаны правила применяемые в строительстве, которые носят название строительные нормы и нормативы (СНиП). Так в пункте № 35.02.2001, а также в правилах строительства № 35.102.2001 указано, что «Маломобильными группами населения (МГH) признаются граждане c проблемами самостоятельного перемещения и ориентацией в окружающей обстановке». Также, есть , и другие правила и требования.

К МГН этими нормами относят:

  • инвалидов;
  • людей с ослабленным здоровьем;
  • беременных женщин;
  • пожилых людей;
  • граждан перемещающих коляски для детей и инвалидов.

К маломобильным группам населения относятся также люди в возрасте; родственники, сопровождающие инвалидов; родители с детьми в колясках и т. п.

Основные правила возведения и монтажа пандусов

Пандус – бетонная или металлическая плоскость, расположенная под уклоном и позволяющая движение колесных механизмов с целью преодоления разновысоких уровней. Применяется в строительстве для движения маломобильных групп населения, инвалидов или транспортных устройств для перемещения грузов. Как правило, пандусы устанавливают вместе с лестницами, а в производственных сооружениях они должны быть в местах, где предполагается частое движение товаров – доставка и выгрузка. Аппарель, рампа, трап являются подвидами пандуса. В нынешнее время СНиП строго предусматривают для всех зданий и производственных помещений наличие подобных конструкций для маломобильных граждан и инвалидов. Альтернативой пандусам могут быть лифты или подъемные платформы. Но это уже более сложные и дорогостоящие конструкции.

Здания, построенные ранее, и не имеющие пандусов, требуют обязательной реконструкции с обустройством подобных сооружений. Делается это при проведении капитального ремонта или по заявлению пользователей. Законами России установлено, что все сооружения и здания должны иметь устройства, которые дублируют лестничные пролеты и облегчают перемещение маломобильных групп населения и колесных механизмов: инвалидных и детских колясок, тележек и носилок на колесах, установлено.

Строение пандуса

Конструкция пандусов состоит из 3-х частей:

  1. Верхняя часть, расположенная горизонтально.
  2. Наклонная плоскость для движения.
  3. Нижняя площадка, расположенная горизонтально.

Руководствуясь строительными нормами и правилами, наклон поверхности, по которой происходит движение, указывается в процентном отношении высоты пандуса (Н) и его длины (L). Величина наибольшего угла наклона пандусов определяется строительными правилами № 59-13330-2012, утвержденным и действующим с 01 января 2013. Эта величина не может быть более пяти процентов, т.е. соотношение Н и L аппарели должно быть 1 к 20, таким образом, для преодоления высоты в один метр требуется наклонная дорожка протяженностью в двадцать метров. Протяженность пролета пандусов у зданий не может превышать 9 метров. Если высота пролета превышает 80 см, следует спроектировать и установить дополнительные площадки, чтобы дать возможность передохнуть.

Важно! При небольших перепадах высот, не превышающих 20 сантиметров, разрешается увеличить угол наклона дорожки въезда до 10%, что составляет примерно 8°.

Поручни и ограждения

Ограждающие бортики, перила и поручни являются необходимыми элементами конструкций пандусов. Ограждение и поручни монтируются вдоль сторон конструкции для прохода маломобильных групп. Также на всех площадках и разновысоких поверхностях, превышающих 45 сантиметров, следует установить ограждающие конструкции. Установка поручней на пандусах производится на уровне 70 и 90 см.

Устройство поручней и перил должно осуществляться в виде непрерывной конструкции с внутренней стороны лестницы. На оконечностях маршей пандусов или лестниц поручни должны выступать на расстояние около 30 см. Внешние оконечности аппарелей должны быть оборудованы бортиками, выступающими на высоту пять сантиметров. Верхние горизонтальные площадки не могут примыкать к стене. Важно то, что ограждения, так же как и вся конструкция пандусов, должны изготавливаться по проектам, соответствующим нормам строительства.

Материалом поручней и бортиков может служить:

  • дерево, обычно твердых сортов;
  • металл – нержавеющая сталь или алюминий;
  • пластик или полимерные изделия.

При проектировании ограждений пандусов в подъездах домов и холлах общественных зданий необходимо рассчитать остаточное пространство на лестничном пролете после монтажа трапов.

Важно! Ширина свободного прохода по лестнице должна быть не менее 90 сантиметров в жилых домах.

Металлические конструкции пандусов

Пандусы бывают различных конструкций. Самые распространенный вид бетонно-кирпичные сооружения. Но иногда к зданию пристраиваются конструкции, сваренные из металла. Горизонтальные площадки и наклонные поверхности изготавливаются из металлических листов, имеющих рифленую поверхность или решетчатую структуру. Это зависит от функционального предназначения спуска.

Ограждения свариваются из стальных труб разного диаметра, швеллера и металлических уголков. Поручни могут также изготавливаться из стальной трубы, окрашенной водоотталкивающей краской, и покрытой антикоррозийными составами. Часто для устройства перил и поручней используют изделия из нержавеющей стали или алюминия. Многие производственные компании и строительные фирмы предлагают изготовление металлических пандусов. При заказе специалисты предприятия изготовителя выезжают на объект, производят оценку ситуации и проводят замеры. В соответствии с пожеланиями заказчика, фирма изготавливает проект и согласовывает его в компетентных организациях. Все это входит в стоимость изготовления всей конструкции, также как доставка материалов, и монтаж пандуса. Цены в зависимости от сложности конструкции варьируются от 14 000 до 20 000 рублей за погонный метр. Что касается металлических аппарелей, устанавливаемых в переходах и на существующих уже ступенях, представляющих собой два параллельных швеллера, то их угол наклона, зачастую, достигает 30 градусов. Поскольку монтируются такие устройства для перемещения на колесах на уже возведенных лестничных маршах, то угол наклона равняется углу подъема ступенек. Людям из маломобильных групп населения, передвигающимся самостоятельно, включая инвалидов на коляске подняться по такой конструкции весьма сложно. Кроме того подъем чреват возможностью опрокидывания или самопроизвольного скатывания. Требования к таким аппарелям предъявляются следующие:

  • ширина – не менее метра;
  • площадки по обеим оконечностям – не менее 1,6 х 1,6 метра.
  • устройство бортиков – высота пять сантиметров по всей длине пандуса.

Испытание пандусов на удобство

Откидные пандусы

Когда нет возможности возвести стационарные пандусы, существует вариант установить рядом с входом откидной вариант. Это весьма актуально для лестниц внутри подъездов, где ширина пролета небольшая и зачастую не превышает 1.6 метра. Стоимость таких конструкций не высока и зависит от его длины. Устанавливается быстро и несложно. Принцип работы откидного пандуса

Из преимуществ откидных пандусов следует отметить следующее:

  1. Монтируется практически на любой лестнице и закрепляется на стенах или на ступенях.
  2. В развернутом состоянии использовать конструкцию можно для любых типов колесных устройств.
  3. В закрытом состоянии не препятствует проходу и не загораживает пространство.
  4. Конструкция проста в использовании, быстро раскладывается и позволяет открыть и закрыть ее без посторонней помощи даже молодым мамам, поскольку вес 2-х метрового устройства всего 4 кг.
  5. Имеет элегантный вид, не требует ухода, поскольку изготавливается из оцинкованной стали.
  6. Не требует ежегодной покраски, из обслуживания необходимо только смазывание петель 1 раз в год.
  7. И самый важный момент – такая конструкция не требует согласований.

Размеры полозьев откидного пандуса в стандартном исполнении составляют 40х200х20 миллиметров, а расстояние между ними составляет 250-300 миллиметров. Такие параметры позволяют движение практически всех колесных конструкций, колясок для инвалидов и тележек.

Замеры для откидного пандуса

Сходы с тротуаров

Одним из разновидностей пандуса можно назвать подъемы и сходы с тротуаров и мостовых. Уровень пешеходной поверхности может значительно превышать проезжую часть. В этом случае следует сооружать конструкции для перемещения маломобильных групп населения. Следует помнить, что ширина подобных съездов не может быть меньше 1.80 метра, поскольку возможно одновременное перемещение инвалидов на встречу друг другу.

Также как и при сооружении пандусов, угол наклона не может превышать пяти процентов. Поскольку по данным сооружениям возможно перемещение колясочников, то при сооружении съездов с пешеходной части возле сооружений и в стесненных условиях, возможно увеличить угол наклона до 10%, но на расстоянии не превышающем десяти метров. Поперечный угол наклона необходимо выдерживать около 1-2%. Следует внимательно отнестись к бордюрам, ограждающим пешеходные дорожки, их высота не может быть более пяти сантиметров. Бордюрный камень на пересечениях проезжей части и пешеходной не следует укладывать выше четырех сантиметров. Аналогично и бордюрные камни ограждающие зеленые насаждения не могут превышать четырех сантиметровый перепад высот, дабы не затруднять движение колясочников.

Некоторые бытовые проблемы устройства пандусов

Нередки ситуации, с которыми сталкиваются жильцы многоквартирных домов, желающие установить в своих подъездах пандусы для облегчения движения колясок. Поскольку любая реконструкция мест общего пользования требует согласования с правлениями жилищно-коммунальных служб, то при проектировании конструкций и установке их проявляется противодействие коммунальщиков. ЖЭКи, ЖЭУ и прочие управляющие компании по разным причинам противятся установки аппарелей у жилых зданий, объясняя это тем, что, якобы, запрещено сооружение подобных устройств без различных согласований архитектурных служб и всех жильцов дома.

Управленцы ссылаются на «Жилищный кодекс РФ» («ЖК РФ»), а именно статью 36, в которой описаны отношения к оборудованию дома как общему имуществу всех жителей. Из чего следует что изменение его, увеличение или уменьшение легитимно, исключительно с письменного согласия всех собственников. Этим самым сильно ущемляются права маломобильных групп населения. В случаях, когда подобная ситуация имеет место, и граждане сталкиваются на почве установки пандусов с коммунальщиками, следует обратить внимание работников коммунальных служб, что ни в «ЖК РФ» ни в «Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, данного «исключительного» условия нет. А в части 3 статьи 39 “ЖК РФ” указано прямо, что «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» регламентируются Правительством Российской Федерации, а не владельцами и жильцами, в иных случаях подобные «Правила…» могут быть установлены организациями, отвечающими за содержание жилых зданий.

Пандус - конструкция, имеющая уклон, по которой маломобильные группы населения могут подняться к входу в общественных местах или жилых зданиях. На данный момент огромное внимание уделяется возможности инвалидов пользоваться услугами наравне с остальными группами населения, не имеющими проблем со здоровьем и комфортно чувствовать себя в жилых зданиях. Необходимость возведения пандусов регламентируется законом «О социальной защите инвалидов».

Нормативно-правовая база необходимости установки пандуса

На данный момент существует огромное количество правовых актов, которые регламентируют доступную среду для инвалидов и устанавливают требования для ее воплощения в жизнь:

Конвенция ООН по правам инвалидов. Это международный документ, согласно которому все страны - участники обязаны соблюдать его требования, то есть предоставлять инвалидам подобающий жизненный уровень и социальную защищенность наравне с другими гражданами. Данный документ ратифицирован и принят Россией в 2012 году. Инвалидам, в соответствии с текстом документа гарантируется равный и беспрепятственный доступ к городской и сельской инфраструктуре, транспорту и связи, а также к квартирам в жилых домах.

Конституция Российской Федерации. Согласно статье 17 данного документа, Российская Федерация относится к типу социального государства, которое должно социально защищать и обеспечивать подобающие условия жизни малозащищенным слоям населения.

Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». Принят данный закон в ноябре 1995 года и с того момента провозглашено право инвалидов на свободное посещение общественных мест, без ограничений.

С 1 января 2016 года в закон вошли поправки, которые в большей мере касаются создания комфортной среды для жизни инвалидов. Инвалиды, которые не в силах самостоятельно передвигаться из-за проблем со зрением, смогут получить бесплатное сопровождение на объектах инженерного типа (вокзалах, аэропортах). Все органы государственной и муниципальной власти, а также юридические лица обяжут предпринимать действия по обустройству объектов необходимыми для инвалидов пандусами и другими важными сооружениями.

Программа Российской Федерации «Доступная среда». Данная программа разработана в 2009 году. Ее целью является к концу 2020 года создать по всей стране беспрепятственный доступ инвалидов к городской инфраструктуре. Выполнены должны будут следующие требования:

  • Создание единой базы инвалидов в каждом регионе.
  • Организация межведомственного взаимодействия для проведения экспертиз.
  • Организация доступности государственной системы.
  • Выявление существующих в каждом регионе проблем, связанных с жизнью инвалидов.
  • Улучшение жизненных условий инвалидов.
  • Реализация каждым человеком с ограниченными способностями себя в профессиональной сфере, а также обеспечение всевозможной поддержкой государства и социальной защитой.
  • Создание необходимого количества пандусов, имеющих правильный уклон, а также других жизненно важных для инвалидов конструкций.

Нормативные акты регионов Российской Федерации и министерств, которые помогают в реализации описанных выше законов и документов конкретно в каждом регионе.

ГОСТы, по которым устанавливается доступность общественных объектов, а также устанавливаются требования по сооружению необходимых для беспрепятственного доступа конструкций в зданиях и около них.

Требования к конструкции пандуса

Мы подробней остановимся на последнем документе - это ГОСТы, которые регламентируют требования к построению пандуса, в частности, возьмем СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В нем освещена как основная информация по проектированию инфраструктуры для инвалидов в общественных и жилых местах, так и та, что касается каждой отдельной части пандуса, в частности, ширина, уклон, поручни.

Разновидности пандусов

Стационарный - конструкции, которые устанавливаются на длительное время, имеющие правильный угол наклона. Бывают одно- и двупролетные, у которых больше ширина, то есть они обеспечивают движение сразу нескольких колясок, изготавливаются непосредственно по замерам, установленным ГОСТом.

Откидной - конструкция, монтируемая в ограниченном по площади месте, поэтому имеющая возможность подниматься и крепиться к стене специальным механизмом, во избежание помех при движении пешеходов. Очень удобен для монтажа в жилых домах, в которых ширина лестничного пролета не позволяет установить стационарный пандус.

Съемные - конструкции малых размеров, которые можно достать в любое время и положить в нужное место, а после сложить и убрать. Делятся на ролл пандусы, раздвижные, телескопического типа, рампы. В основном используются для пересечения малых неровностей, где не требуется большой уклон.

Важно! Телескопические конструкции - пандусы универсального типа, подходят для внешних спусков и лестниц в подъездах.

Размеры пандусов

Установка пандуса обязательна, если уровень поверхности меняется более, чем на 4 см. При установке должны соблюдаться требования по размерам, которые прописаны в ГОСТе:


Важно! Площадки перед пандусом и выездом с него должны быть оформлены другим цветом и нескользящим покрытием.

Угол наклона пандуса

Данную характеристику измеряют в процентах. Она также очень значима при монтаже пандуса и должна выполняться в соответствии с нормами:

  1. В общественных зданиях устанавливают пандусы с углом наклона не более 5%. Это в общей сложности угол в 2,9 градуса, при этом высота конструкции должна быть равна 80 см.
  2. В исключительных случаях, при неровной поверхности с большими перепадами, допускается монтировать пандус, имеющий угол наклона до 10 %, что в градусах будет равно 5,7.
  3. В случае если вертикальный подъем пандуса не превышает 50 см, а сама конструкция временного типа, уклон может быть 8%, то есть угол будет составлять 4,8 градуса.

Поручни

Перила имеют огромное значение для инвалидов, так как без них просто невозможно без посторонней помощи подняться или спуститься, так как пандус имеет уклон. Именно поэтому устанавливать их нужно правильно, соблюдая нормы, чтобы человек с ограниченными возможностями не испытывал дискомфорт при эксплуатации пандуса:

  • Может производиться установка как парных, так и одинарных поручней.
  • Установка должна быть непрерывной на каждом участке конструкции.
  • Идеальный вариант сечения круглого металлического профиля для поручней - 40 мм.
  • Крепить перила нужно с внутренней стороны параллельно движению.
  • По окончании марша необходимо оставить небольшой выступ, равный 30 см.

Ответственность заинтересованных лиц за несоблюдение правил по установке пандуса

Несмотря на то что принят ряд законов и программ на поддержание подобающего уровня жизни инвалидов и предоставления им беспрепятственного доступа к общественным зданиям, а также созданы требования, соблюдение которых обязательно, множество входов в магазины, аптеки, кинотеатры, места общественного назначения не оборудованы достаточным количеством пандусов для инвалидных колясок. К тому же часто строители возводят конструкцию, имеющую такой уклон, по которому невозможно передвигаться, что является откровенным нарушением всех норм. Нередки случаи, когда не соблюдается даже ширина пандуса. Существует ответственность, которую несут государственные власти и частные предприниматели, а также юридические лица, не обеспечивающие безбарьерный доступ к своим заведениям:


Если установлен факт нарушения законодательства об инвалидах, то можно запросить установку пандуса в общественных зданиях. Для этого необходимо обратиться в отдел социальной защиты с письменным заявлением, в котором будет указана необходимость возведения конструкции, ее вид.

Пандус очень важен для передвижения определенных групп населения. Это единственная возможность для инвалида подняться и спуститься, попасть туда, куда ему нужно войти. На данный момент законодательство всячески защищает инвалидов и старается обеспечить им равные возможности при посещении общественных мест. Есть определенные требования по монтажу пандуса, которые устанавливаются ГОСТами и СниПами, в которые включается ширина, требования к поручням и промежуточным площадкам, уклон. Если требования не соблюдаются, то это ведет за собой административную ответственность и выплату штрафа.

Похожие статьи