Кто входил в земский собор. Первый земский собор

26.09.2019

Земские соборы - русский вариант сословно-представительской демократии. Принципиально отличались от западноевропейских парламентов отсутствием войны "всех против всех".

Согласно сухому энциклопедическому языку, Земской собор – это центральное сословно-представительское учреждение России в середине 16-17 вв. Многие историки считают, земские соборы и сословно – представительные учреждения других стран есть явления одного порядка, подчиняющиеся общим закономерностям исторического развития, хотя в каждой стране были свои специфические черты. Параллели просматриваются в деятельности английского парламента, генеральных штатах во Франции и Нидерландах, рейхстаге и ландтагах Германии, скандинавских рикстагах, сеймов в Польше и Чехии. Зарубежные современники отмечали сходство в деятельности соборов и своих парламентов.

Необходимо отметить, что сам термин «Земский собор» - это позднейшее изобретение историков. Современники называли их «собор» (наряду с другими видами собраний) «совет», «земский совет». Слово «земский» в данном случае означает государственный, общественный.

Первый собор был созван в 1549 г. На нём был принят Судебник Ивана Грозного, утверждённый в 1551 году Стоглавым собором. Судебник содержит 100 статей и имеет общую прогосударственную направленность, ликвидирует судебные привилегии удельных князей и усиливает роль центральных государственных судебных органов.

Каков был состав соборов? Этот вопрос подробно рассмотрен историком В.О. Ключевским в работе «Состав представительства на земских соборах древней Руси», где он анализирует состав соборов на основе представительства 1566 г. и 1598 г. От собора 1566 г., посвящённого Ливонской войне (собор выступил за её продолжение) сохранилась приговорная грамота, полный протокол с поименным перечнем всех чинов собора, общим количеством в 374 человека. Членов собора можно разделить на 4 группы:

1. Духовные лица - 32 человека.
В неё входили архиепископ, епископы, архимандриты, игумены и монастырские старцы.

2. Бояре и государевы люди – 62 человек.
Состояла из бояр, окольничьих, государевых дьяков и других высших чиновников общим количеством 29 человек. В эту же группу входило 33 простых дьяков и приказных людей. представителей – они были приглашены на собор в силу своего служебного положения.

3. Военно–служивые люди – 205 человек.
В неё входили 97 дворян первой статьи, 99 дворян и детей
боярских второй статьи, 3 торопецких и 6 луцких помещиков.

4. Купцы и промышленники – 75 человек.
Эта группа состояла из 12 купцов высшего разряда, 41 человека простых московских купцов - «торговых людей москвичей», как они названы в «соборной грамоте», и 22 представителей торгово-промышленного класса. От них правительство ожидало советов в улучшении системы сбора налогов, в деле ведения торгово-промышленных дел, где требовалась торговая опытность, некоторые технические знания, которыми не обладали приказные люди, коренные органы управления.

В 16 веке Земские соборы не были выборными. “Выбор как специальное полномочие на отдельный случай тогда не признавался необходимым условием представительства, - писал Ключевский. - Столичный дворянин из переяславских или юрьевских помещиков являлся на собор представителем переяславских или юрьевских дворян потому, что он был головой переяславской или юрьевской сотни, а головой он становился потому, что был столичный дворянин; столичным же дворянином он становился потому, что был одним из лучших переяславских или юрьевских служилых людей ‘по отечеству и по службе’”.

С начала XVII в. ситуация изменилась. При смене династий новые монархи (Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов) нуждались в признании своего царского титула со стороны населения, что сделало сословное представительство более необходимым. Это обстоятельство способствовало некоторому расширению социального состава «выборных». В том же столетии изменился принцип формирования «Государева Двора», и дворяне стали избираться от уездов. Российское общество, предоставленное в Смуту самому себе, “поневоле приучалось действовать самостоятельно и сознательно, и в нем начала зарождаться мысль, что оно, это общество, народ, не политическая случайность, как привыкли чувствовать себя московские люди, не пришельцы, не временные обыватели в чьем-то государстве... Рядом с государевой волей, а иногда и на ее месте теперь не раз становилась другая политическая сила - воля народа, выражавшаяся в приговорах Земского Собора“, - писал Ключевский.

Какова же была процедура выборов?

Созыв собора осуществлялся призывной грамотой, послышавшейся от царя известным лицам и местностям. В грамоте содержались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население. В призывных грамотах четко оговаривалось, что избранию подлежат «лучшие люди», «добрые и смышленые люди», которым «Государевы и земския дела за обычай», «с которыми можно бы было говорить», «которые-б умели разсказать обиды и насильства и раззорения и чем Московскому государству полниться» и «устроить бы Московское государство, чтоб все пришли в достоинство» и т. п.

Стоит обратить внимание, что требований к имущественному положению кандидатов не предъявлялось. В данном аспекте единственным ограничением было то, что в проходивших по сословиям выборах могли участвовать лишь те, кто платил налоги в казну, а также люди, несшие службу.

Как уже отмечалось выше, иногда количество выборных людей, которое необходимо отправить на собор, определяло само население. Как отмечает А.А. Рожнов в статье «Земские соборы Московской Руси: правовая характеристика и значение», подобное равнодушное отношение правительства к количественным показателям народного представительства не было случайным. Напротив, оно очевидно вытекало из самой задачи последнего, заключавшейся в том, чтобы донести позицию населения до Верховной власти, дать ему возможность быть услышанным ею. Поэтому определяющим являлось не число лиц, входивших в состав Собора, а степень отражения ими интересов народа.

Города вместе со своими уездами составляли избирательные округа. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. По окончании выборов составлялся «выбор за руками» – избирательный протокол, скреплявшийся подписями избирателей и подтверждавший годность избранников к «Государеву и земскому делу». После этого выборные лица с «отпиской» воеводы и «выборным списком за руками» отправлялись в Москву в Разрядный приказ, где дьяки удостоверялись в правильности проведения выборов.

Депутаты получали от избирателей наказы, в основном устные, и по возвращении из столицы должны были отчитаться о проделанной работе. Известны случаи, когда поверенные, не сумевшие добиться удовлетворения всех ходатайств местных жителей, просили правительство выдать им специальные «береженые» грамоты, которые бы гарантировали им защиту от «всякого дурна» со стороны недовольных избирателей:
«велено их, выборных людей, в городах воеводам от городских людей ото всяково дурна оберегати для того, что у твоего государева у соборного Уложения по челобитью земских людей не против всех статей твой госадурев указ ученен»

Работа делегатов на Земском соборе осуществлялась преимущественно безвозмездно, на «общественных началах». Избиратели обеспечивали выборных только «запасом», то есть оплачивали их проезд и проживание в Москве. Государство же лишь изредка по просьбам самих народных избранников «жаловало» их за несение депутатской повинности.

Вопросы, решаемые Соборами.

1. Избрание царя.
Собор 1584 г. Избрание Федора Иоанновича.

По духовной 1572 г. царь Иван Грозный назначил своим преемником старшего сына Ивана. Но смерть наследника от руки отца в 1581 г. упразднила это завещательное распоряжение, а нового завещания царь не успел составить. Так второй его сын Федор, став старшим, остался без юридического титула, без акта, который давал бы ему право на престол. Этот недостающий акт и создан был земским собором.

Собор 1589 г. Избрание Бориса Годунова.
Царь Федор умер 6 января 1598 года. Древнюю корону - шапку Мономаха - надел на себя Борис Годунов, одержавший победу в борьбе за власть. Среди современников п потомков многие сочли его узурпатором. Но такой взгляд был основательно поколеблен благодаря работам В. О. Ключевского. Известный русский историк утверждал, что Борис был избран правильным Земским собором, то есть включавшим представителей дворянства, духовенства и верхов посадского населения. Мнение Ключевского поддержал С. Ф. Платонов. Воцарение Годунова, писал он, не было следствием интриги, ибо Земский собор выбрал его вполне сознательно и лучше нас знал, за что выбирал.

Собор 1610 г. Избрание польского короля Владислава.
Командир польских войск, продвигавшихся с запада к Москве, гетман Жолкевский, потребовал от «семибоярщины» подтверждения договора тушинской Боярской думы с Сигизмундом III и признания королевича Владислава московским царем. «Семибоярщина» не пользовалась авторитетом и приняла ультиматум Жолкевского. Она объявила, что Владислав перейдет в православие после получения русской короны. Для того чтобы придать избранию Владислава на царство видимость законности, наскоро собралось подобие Земского собора. То есть Собор 1610 г. нельзя назвать полноценным легитимным Земским собором. В этом случае интересно то, что Собор в глазах тогдашнего боярства являлся необходимым инструментом для легитимизации Владислава на русском престоле.

Собор 1613 г. Избрание Михаила Романова.
После изгнания поляков из Москвы встал вопрос о избрании нового царя. Из Москвы во многие города России были разосланы грамоты от имени освободителей Москвы - Пожарского и Трубецкого. Дошли сведения о документах, отправленных в Соль Вычегодскую, Псков, Новгород, Углич. Эти грамоты, датированные серединой ноября 1612 года предписывали прибыть в Москву представителям каждого города до 6 декабря 1612 года. В результате того, что часть кандидатов задержалась с приездом, собор начал свою работу на месяц позже - 6 января 1613 г. Численность участников собора оценивается от 700 до 1500 человек. Среди кандидатов на престол были представители таких знатных родов, как Голицыны, Мстиславские, Куракины и др. Свои кандидатуры выставляли и сами Пожарский и Трубецкой. В результате выборов победил Михаил Романов. Необходимо отметить, что в Соборе 1613 г. впервые в их истории принимали участие черносошные крестьяне.

Собор 1645 г. Утверждение на троне Алексея Михайловича
Новая царская династия на протяжении нескольких десятилетий не могла быть уверена в твердости своих позиций и на первых порах нуждалась в формальном согласии сословий. Как следствие этого в 1645 г., после смерти Михаила Романова, был созван очередной «избирательный» собор, утвердивший на троне его сына Алексея.

Собор 1682 г. Утверждение Петра Алексеевича.
Весной 1682 г. прошли два последних в истории России «избирательных» земских собора. На первом из них, 27 апреля, избрали царем Петра Алексеевича. На втором, 26 мая, царями стали оба младших сына Алексея Михайловича, Иван и Петр.

2. Вопросы войны и мира

В 1566 г. Иван Грозный собрал сословия, чтобы выяснить мнение «земли» о продолжении Ливонской войны. Значение этого совещания оттеняется тем, что собор работал параллельно с русско-литовскими переговорами. Сословия (и дворяне, и горожане) поддержали царя в намерении продолжить военные действия.

В 1621 г. был собран Собор по поводу нарушения Речью Посполитой Деулинского перемирия 1618 г. В 1637, 1639, 1642 гг. сословные представительства собирались в связи с осложнением отношений России с Крымским ханством и Турцией, после захвата донскими казаками турецкой крепости Азов.

В феврале 1651 г. состоялся Земский собор, участники которого единодушно высказались за поддержку восстания украинского народа против Речи Посполитой, однако конкретной помощи тогда оказано не было. 1 октября 1653 г. Земский собор принял историческое решение о воссоединении Украины с Россией.

3. Финансовые вопросы

В 1614, 1616, 1617, 1618, 1632 гг. и позднее земские соборы определяли размеры дополнительных сборов с населения, решали вопрос о принципиальной возможности таких сборов. Соборы 1614-1618 гг. принимали решения о «пятинах» (сборе пятой части доходов) на содержание служилых людей. После этого по стране разъезжались «пятинщики» - чиновники, собиравшие подать, используя текст соборного «приговора» (решения) в качестве документа.

4. Вопросы внутренней политики
Самый первый Земской собор, о котором мы уже писали, был посвящён как раз внутренним вопросам - принятию судебника Ивана Грозного. Земский собор 1619 г. решал вопросы, связанные с восстановлением страны после Смуты и определением направления внутренней политики в новой ситуации. Собор 1648 - 1649 гг., вызванный массовыми городскими восстаниями, решал вопросы взаимоотношений помещиков и крестьян, определил юридический статус поместий и вотчин, укрепил позиции самодержавия и новой династии в России, повлиял на решение ряда других вопросов.

На следующий год после принятия Соборного Уложения в очередной раз собор был созван для прекращения восстаний в Новгороде и Пскове, подавить которые силой не представлялось возможным, тем более что восставшие сохранили принципиальную лояльность монарху, то есть не отказывались признавать его власть. Последний «земский совет», касавшийся вопросов внутренней политики, был созван в 1681-1682 гг. Он был посвящен проведению очередных преобразований в России. Наиболее важным из результатов было «соборное деяние» об отмене местничества, давшее принципиальную возможность повысить эффективность административного аппарата в России.

Продолжительность собора

Совещания членов собора продолжались неодинаковое время: одни группы выборных совещались (например, на соборе 1642 г.) несколько дней, другие – несколько недель. Продолжительность же деятельности самих сборов, как учреждений, тоже была неодинаковой: вопросы решались то в несколько часов (например, собор 1645 г., присягнувший новому царю Алексею), то в течение нескольких месяцев (соборы 1648 – 1649, 1653 гг.). В 1610-1613 гг. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики и действует почти непрерывно.

Завершение истории соборов

В 1684 году состоялся созыв и роспуск последнего земского собора в российской истории.
Он решал вопрос о вечном мире с Польшей. После этого Земские соборы больше не собирались, что стало неизбежным результатом проводимых Петром I реформ всего общественного устройства России и укрепления абсолютной монархии.

Значение соборов

С юридической точки зрения власть царя всегда была абсолютной, и слушаться земских соборов он был не обязан. Соборы служили правительству прекрасным средством узнать настроение страны, получить сведения, в каком состоянии находится государство, может ли оно нести новые налоги, вести войну, какие существуют злоупотребления, и как их искоренить. Но соборы наиболее важны были для правительства тем, что оно пользовалось их авторитетом для проведения таких мер, которые при иных обстоятельствах вызвали бы неудовольствие, а то и даже сопротивление. Без нравственной поддержки соборов нельзя было бы собирать в течение многих лет те многочисленные новые налоги, которыми обкладывалось при Михаиле население для покрытия неотложных государственных расходов. Если собор, или вся земля, постановила, то тогда уже нечего делать: волей неволей приходится сверх меры раскошеливаться, а то и даже отдавать последнее сбережение. Необходимо отметить качественное отличие земских соборов от европейских парламентов – на соборах не было парламентской войны группировок. В отличие от аналогичных западноевропейских институтов русские Соборы, обладая реальной политической силой, не противопоставляли себя Верховной власти и не ослабляли ее, вымогая себе права и льготы, а напротив, служили упрочению и укреплению Русского царства.

Приложение. Список всех соборов

Цитируется по:

1549 г. февраля 27-28. О примирении с боярами, о наместничьем суде, о судебной и земской реформе, о составлении Судебника.

1551 г. с февраля 23 по мая 11. О церковных и государственных реформах. Составление «Соборного уложения» (Стоглава).

1565 г. января 3. О посланиях Ивана Грозного из Александровой слободы в Москву с извещением, что вследствие «изменных дел» он «оставил свое государьство».

1580 г. не позднее января 15. О церковном и монастырском землевладении.

1584 г. не позднее июля 20. Об отмене церковных и монастырских тарханов.

1604 г. мая 15. О разрыве с крымским ханом Казы-Гиреем и организации похода против его войск.

1607 г. февраля 3-20. Об освобождении населения от присяги Лжедмитрию I и о прощении клятвопреступления в отношении Бориса Годунова.

1610 г. не позднее января 18. Об отправке посольства из Тушина под Смоленск от имени земского собора для переговоров с королем Сигизмундом III о земских делах.

1610 г. февраля 14. Ответный акт от имени короля Сигизмунда III, адресованный земскому собору.

1610 г. июля 17. О лишении престола царя Василия Шуйского и о передаче государства до избрания царя под власть боярского правительства («семибоярщины») во главе с боярином кн. Ф.И. Мстиславским.

1610 г. августа 17. Приговорная запись от имени земского собора с гетманом Жолкевским о признании русским царем польского королевича Владислава.

1611 г. не позднее марта 4 (или с конца марта) по вторую половину года. Деятельность «совета всея земли» при первом ополчении.

1611 г. июня 30. «Приговор» (учредительный акт) «всей земли» о государственном устройстве и политических порядках.

1612 г. октября 26. Акт признания польскими интервентами и находившимися с ними в осаде в Москве членами боярской думы суверенитета земского собора.

1613 г. не позднее января по май. Об избрании на царство Михаила Федоровича Романова.

1613 г. до мая 24. О посылке по городам сборщиков денег и запасов.

1614 г. до марта 18. О пресечении движения Заруцкого и казаков.

1614 г. до апреля 6. О взыскании пятинных денег.

1614 г. сентября 1. О посылке посольства к восставшим казакам с увещанием покориться правительству.

1615 г. до апреля 29. О взыскании пятинных денег.

1617 г. до июня 8. О взыскании пятинных денег.

1618 г. до апреля 11. О взыскании пятинных денег.

1637 г. около сентября 24-28. О нападении крымского царевича Сафат-Гирея и сборе даточных и денег на жалованье ратным людям.

1642 г. с января 3 по января не ранее 17. Обращение к русскому правительству донских казаков по поводу принятия Азова в состав Русского государства.

1651 г. февраля 28. О русско-польских отношениях и о готовности Богдана Хмельницкого перейти в подданство России.

1653 г. мая 25, июня 5(?), июня 20-22(?), октября 1. О войне с Польшей и о присоединении Украины.

Между 1681 г. ноября 24 и 1682 г. мая 6. Собор государевых ратных и земских дел (о военных, финансовых и земских реформах).

1682 г. мая 23, 26, 29. Об избрании на царство Иоанна и Петра Алексеевичей, а верховной правительницей царевны Софьи.

Всего получается 57 соборов. Надо думать, что в действительности их было больше, и не только потому, что многие источники не дошли до нас или пока неизвестны, но и потому, что в предложенном списке деятельность некоторых соборов (при первом, втором ополчениях) пришлось указывать в целом, в то время как, вероятно, созывалось не одно совещание, и было бы важно отметить каждое из них.

В феврале 1549 г. по инициативе Ивана IV впервые был созван центральный сословно-представительный законосовещательный орган – Земский собор. Впоследствии (до середины XVII в.) использование земских соборов для решения важнейших государственных вопросов стало обычной практикой. Данный орган власти нельзя отождествлять с западноевропейскими сословно-представительными учреждениями (парламентами, генеральными штатами, кортесами, сеймами), так как земские соборы созывались нерегулярно, исключительно по воле государя, они не имели законодательной инициативы и, следовательно, никак не ограничивали самодержавную власть царя.

В соборе 1549 г., названном «Собором примирения», принимали участие Боярская Дума, церковные иерархи и представители дворянства. На первом же заседании государь обвинил бояр в «неправдах», злоупотреблениях и «нерадении». Бояре повинились и слезно умоляли о прощении, царь простил их и призвал всех жить в мире и согласии. В ходе Собора были приняты решения о судебной реформе, о подготовке к войне с Казанским ханством, об «устроении» местного самоуправления.

Судебник 1550 г.

В 1550 г. по решению Земского собора 1549 г. был принят новый Судебник. Он во многом повторял те положения, которые уже существовали в Судебнике Ивана III г., но учитывал накопившуюся юридическую практику и был значительно расширен.

За счет дворецких, казначеев, дьяков и всяких приказных людей расширялся состав судебной власти. Из юрисдикции бояр и наместников изымались помещики. Дворяне и купцы могли избирать специальных людей – целовальников, которые участвовали в наместничьем суде. Права наместников были урезаны также и тем, что обязанность взимания налогов переходила к выборным людям – излюбленным головам (старостам), чем подготавливалась отмена системы кормлений. Был установлен порядок подачи жалоб на наместников и волостелей. Служилые люди, являвшиеся опорой царской власти, защищались от попадания в холопство. Резко сократились и судебные привилегии удельных князей.

Новым в Судебнике было и понятие антигосударственной деятельности – «крамолы», к которой относились тяжкие уголовные преступления, заговоры, мятежи. В первых статьях этого свода законов устанавливались суровые наказания за мздоимство и умышленное неправосудие.

Касался Судебник и положения зависимых крестьян. Их прикрепление к земле усилилось, так как, несмотря на то, что право Юрьева дня сохранялось, плата за пожилое увеличивалась.

Приказная система

Начавшая формироваться при Иване III система органов центральной государственной власти, получила относительно законченный вид в середине XVI в. Ядром административного аппарата стала приказная система. В конце XV – начале XVI вв. приказами называли распоряжения, отдаваемые государем своим приближенным, – поручения «ведать» тем или иным делом. Но приказы середины XVI–XVII вв. это постоянно действующие ведомства, отвечавшие за определенные направления государственной деятельности. Первые подобного рода приказы возникли в системе дворцового управления: Казенный и Конюшенный приказы, приказ Большого Дворца и т. д. Внешней политикой занимался Посольский приказ, распределением земель среди служилых людей ведал Поместный приказ, сбором дворянского ополчения и назначением воевод – Разрядный, поимкой преступников – Разбойный и пр. Помимо отраслевых приказов, юрисдикция которых распространялась на всю страну, существовали и региональные, управлявшие определенными территориями: Новгородская Четь, Владимирский судный приказ, Казанский, Астраханский, Земский (управление Москвой) приказы и др.



Приказная администрация включала в себя приказных судей, приказных дьяков и подьячих. Приказной судья – это окольничий или боярин, поставленный царем во главе ведомства. Название этой должности указывает на то, что ее обладатель имел не только административные, но и судебные функции. Приказной дьяк – чиновник, получавший денежное, а иногда и поместное жалование, на котором лежала ответственность за организацию всей деятельности ведомства (в каждом приказе было несколько дьяков). Подьячие – это низший приказной чин, обыкновенные делопроизводители.

Стоглавый собор

В 1551 г. состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший сборник своих постановлений – «Соборное уложение», состоявшее из ста глав. Поэтому и сам собор стал называться Стоглавым. Этот церковный Собор принял следующие основные решения: 1) об унификации церковных обрядов и пошлин на всей территории России; 2) о создании общерусского пантеона святых; 3) о принятии единого монастырского устава; 4) об определении норм поведения духовенства и ужесточении наказания за их нарушение; 5) о регламентации (создании канонов) церковного искусства – иконописи и книгописания; 6) об учреждении училищ для священников; 7) о методах борьбы с ересями; 8) об утверждении структуры Русской православной церкви.

Под влиянием своего духовника Сильвестра Иван IV предлагал ограничить монастырское землевладение. Однако эта идея не нашла поддержки у большинства участвовавших в Соборе. Кроме того, духовенство отныне находилось в юрисдикции церковного суда. Стоглавый собор сыграл большую роль в укреплении духовного авторитета Русской православной церкви, а Стоглав стал одним из самых важных церковно-юридических документов.

С самых давних времен на Руси существовал порядок, по которому все возникшие проблемы решались коллективно, хотя созыв первого Земского собора произошел только в 1549 году. Чем занимался этот орган, что такое произошло в стране, что послужило причиной его появления, кто входил в его состав? Ответы на эти вопросы найдутся в статье.

Земский собор – высшее представительское государственное учреждение в Царской Руси с середины шестнадцатого столетия и до конца семнадцатого века.

В него входили:

  • боярская Дума – постоянный совет при князе, решавший важнейшие государственные вопросы и присутствующий в Земском соборе в полном составе;
  • освященный собор, представителями которого были высшие церковные иерархи;
  • выборные люди от служилых – лиц, известных на Руси в период с четырнадцатого века по восемнадцатое столетие, которые обязаны нести военную или административную службу на благо государства;
  • московское дворянство;
  • стрельцы – выборные служилые лица;
  • пушкари – русские артиллеристы в период с шестнадцатого по семнадцатый век;
  • казаки.

В эту организацию входили абсолютно все сословия населения, не считая крепостных крестьян. Первый Земский собор 1549 года был созван с целью познакомить всех участников этого учреждения с реформами нового органа Ивана Васильевича Грозного. Этим органом была Избранная рада.

К реформам относились следующие нововведения:

  • формирование стрелецкого войска – личной охраны Ивана Грозного;
  • создание нового Судебника;
  • централизация власти, ужесточение и укрепление системы приказов, принуждения.

Этот совет существовал во время сословно-представительной монархии – формы правления, при которой в решении политических, административных, экономических, социальных, международных проблем и вопросов в государстве принимают участие члены всех сословий.

Один из самых жестоких правителей Руси, желавший создать в своем государстве абсолютную монархию, 27 февраля 1549 года проявляет признаки демократической инициативы и организует созыв первого Земского собора – органа, включающего в себя людей самых разных социальных и экономических положений.

Однако на самом деле это большой шаг на пути к централизации власти. Следующие 130 лет этот совет имел решающее слово в решении важнейших внутри- и внешнеполитических проблем, экономических вопросов, избрании новых правителей государства и определении престолонаследия.

До зародившегося во времена Ивана Васильевича органа управления страна знала другое подобное учреждение – вече. Это своеобразная попытка привнести в систему управления государством демократию, ведь в этот орган входили также представители разных сословий. Вначале здесь обсуждались небольшие судебные и административные проблемы, а потом – вопросы на уровне международных отношений.

Важно! Земский собор в корне отличался от вече. Его деятельность была гораздо более обязательна к исполнению, регулируема, с самого начала решались важнейшие государственные вопросы. Соборы стали первым в стране демонстрированием парламентаризма – системы управления страной, где есть разграничение функций законодательной и исполнительной власти при значимом положении парламента.

Причины и предпосылки создания

В 1538 году Елена Глинская – княгиня, вторая жена московского князя Василия Ивановича, первая
властительница объединенного русского государства, умирает.

Ее период правления ознаменовался бесконечными внутренними противостояниями между боярами и другими представителями высших сословий, отсутствием поддержки среди бояр и обычного народа, жестокостью к конкурентам в борьбе за престол.

После ее кончины линия наследия царствования продолжалась двумя детьми – старшим Иваном и младшим Юрием.

Юные претенденты, ни один, ни второй, не смогли взять в руки управление страной, поэтому фактически власть над ними и государством осуществляли бояре. Наступает непрерывная борьба за престол между разными кланами.

В декабре 1543 года старший сын Елены Глинской готов заявить о намерениях начать самостоятельное царствование. Для получения власти он использует жестокий метод. От него был отдан приказ арестовать Шуйского – князя Руси на тот момент.

Шестнадцатого января 1547 года Иван венчается на царство. В этот период растет недовольство народа из-за плохого управления, которое толком не осуществилось, беспредела, что творили знатные люди по отношению к обыкновенным крестьянам. Феодальная борьба между сословиями и боярами нарастает. Царь понимает, что те условия, которые существовали до его начала управления, делали его полностью зависимым и подконтрольным знатным людям.

Таким образом, именно следующие причины и предпосылки положили начало истории Земского собора:

  • создание и узаконивание новых порядков особенностей управления, таких как установление абсолютной монархии (самодержавие), а также возвращение к положениям во власти, существовавшим в период правления Василия III;
  • объединение главных и самых влиятельных политических сил в государстве – феодалов и богатейших купцов, ведущих внешнюю торговлю;
  • необходимость заключение перемирия и дружеских, сотруднических договоров между сословиями;
  • необходимость распределить ответственность за осуществляемую политическую деятельность между представителями знатных сословий;
  • обостряющееся недовольство низших сословий – обыкновенного народа, которое усилилось из-за произошедших пожаров в Москве в 1547 году, где погибло более 1700 человек и было уничтожено около трети построек города;
  • необходимость проведения коренных реформ во всех сферах жизнедеятельности общества, государственной поддержки населения.

Учреждение получило неофициальное название «собора примирения». Он сделал вывод о плохих результатах правления бояр, которое осуществлялось после смерти княгини.

Однако сам Иван Грозный не винил бояр в плохом положении дел в стране – он взял большую часть ответственности на себя, в то же время дав понять, что готов забыть все грубые нарушения правил приличия, норм поведения и прошедшие обиды в обмен на верность самому царю, действующим законам и порядкам, приверженность идеалам общественных институтов.

Однако уже в то время было ясно, что боярское правление будет сильно ограничиваться в пользу власти дворян – юный царь не желал отдавать все полномочия управления государством в одни руки.

Если с главной предпосылкой созыва этого правительственного органа понятно – особенности личного видения Ивана Грозного и накопившиеся к моменту его вступления в должность противоречия на самых верхах власти, то касаемо основной причины создания среди историков споры ведутся до сих пор: одни ученые утверждают, что главным фактором послужил огромный московский пожар, унесший жизни тысяч людей, в котором народ обвинил родственников царя – Глинских, а другие уверены, что Иван боялся бесчинств обыкновенных людей.

Одной из самых правдоподобных считается теория о том, что юный царь опасался ответственности, которая на него взвалилась с приходом к власти, и решил создать орган, разделяющий с ним эту ответственность.

Отличия западного парламентаризма от российского

Все созданные социальные институты, государственные учреждения, в том числе и Земский собор были уникальными, имели свои особенности, непохожие на западные устои и порядки. Создание этого органа – шаг на пути к формированию такой системы управления, которая не раз помогала стране переживать и выходить из политических и международных кризисов.

Например, когда наступал период, в который не было явных претендентов на царствование, именно этот совет определял, кто возьмёт власть в руки, устанавливал новую династию.

Важно! Первый правитель, избранный Земским собором, – Федор, сын Ивана IV Васильевича Грозного. После этого совет собирался еще несколько раз, установив период правления Бориса Годунова, а затем и Михаила Романова.

В период царствования Михаила деятельность и история созыва земских соборов прекратилась, но дальнейшее формирование системы государственного управления осуществлялось с оглядкой на это
учреждение.

Земский собор нельзя сравнивать с подобными правительственными органами запада по следующим причинам:

  1. На западе представительские, правительственные, законодательные органы формировались с целью устранить и предотвратить произвол самодержавной «верхушки». Их учреждение было следствием политической конкуренции. Инициатива формирования подобных органов выдвигалась обыкновенными гражданами, в то время как в России формирование происходило по предложению самого царя, а главной целью служила централизация власти.
  2. Парламент Запада имел регламентированную систему управления, созывался через определенные промежутки времени, имел конкретное значение и функции, прописанные в законодательстве. Российский Земский собор созывался по желанию царя или по острой необходимости.
  3. Западный парламент – законодательный орган, а российский образец редко занимался изданием и принятием законов.

Полезное видео

Вывод

Первый Земский собор созвал Иван IV Грозный в момент начала своего царствования. Вероятно, молодой правитель хотел подтвердить свое право на престол, создать здоровую, крепкую систему управления, приблизить государство по уровню развития к западным странам.

Однако последующее развитие событий показало, что царь стремился централизовать власть, создать абсолютную монархию, сильнейшее самодержавие. В то же время этот орган сыграл большую роль - стал прообразом для дальнейшего формирования системы государственного управления.

Земские Соборы – это орган власти, где были представлены все сословия Российского царства в шестнадцатом и семнадцатом веках. Созывать мог их только царь. Решения Земских соборов за редким исключением имели совещательное значение . Первый Земский Собор в феврале 1549 года созвал царь Русского государства Иван IV Васильевич. Основной причиной созыва была уменьшение власти бояр и возвышение роли дворянства.

Детство и юность Ивана IV

Когда Ивану Васильевичу было три года, умер его отец Великий князь Василий III. Регентом при малолетнем Великом князе стала его мать. Елена Васильевна была энергичной и властной женщиной. Она посадила в тюрьму своего дядю Михаила Глинского и братьев покойного мужа Андрея и Юрия. Они оказывали сильное сопротивление её правлению. Из темницы они не вышли. А в 1538 году Елену Васильевну отравили недовольные бояре. Восьмилетний Иван и его пятилетний брат остались сиротами.

За малолетнего Великого князя стали править Московией бояре. Вначале власть захватили знатнейшие князья Шуйские. Братья до того узурпировали власть , что иногда не созывали Боярскую думу при решении важных государственных вопросов. У них власть отнял князь Бельский, но через некоторое время Шуйские опять вернули себе власть. Во время этой борьбы за верховенство бояре не слушали увещевающих слов митрополитов, которых они насильно сгоняли с митрополии. Не щадили великого князя , не оказывали ему никаких почестей. Малолетние дети Василия третьего и Елены Васильевны оказались в заложниках властолюбивых бояр.

Будущий царь Русского государства не видел любви и доброго отношения со стороны бояр. Только во время официальных церемоний перед народом выказывали знаки почтения. По воспоминаниям самого Ивана он с братом росли как «самая последняя чадь». Такое непочтение сильнейшим образом обижало Ивана . Мальчик постепенно озлоблялся. Не имея мудрого наставника и воспитателя, приобретал дурные манеры и привычки. Научился двуличничать и притворяться.

Мечта о мести боярам всё больше крепла. Злоба в нём стала уже постоянной. В тринадцать лет ему удалось отомстить одному из Шуйских, князю Андрею. Выбрав удачный момент, он и его псари натравили на Андрея собак, которые насмерть загрызли свою жертву.

Только одного доброго человека встретил Иван в отрочестве. Умный и образованный митрополит Макарий занялся образованием великого князя. Он привил ему любовь к чтению, развил его природный ум. Макарий внушил подростку, что Москва является третьим Римом и воспитал в Иване желание создать на базе Великого Московского княжества православное царство. Он воспитывал в Иване будущего государя. Внушал не наносить вред церкви. И действительно, пока был жив Макарий, царь Иван не конфликтовал с духовенством .

Но влияние и воспитание митрополита не смогло переломить в Иване озлобление на бояр, жестокость и лукавство. В шестнадцать лет объявил боярской думе о своём желании жениться и венчаться на царство. В начале 1547 года стал первым царём Русского государства и женился на Анастасии Юрьевой из рода Федора Кошки.

Боярство

Начиная с пятнадцатого века в Великом Московском княжестве, а потом в Русском царстве одной из острых проблем в государстве была проблема взаимоотношений великого князя (царя), боярства и дворян .

Бояре – это высшие аристократы, которые появились еще в Киевской Руси. Основными признаками, которые выделяли бояр, являлись:

  • Знатность. У бояр была прославленная и богатая родословная. Авторитет их был равен авторитету правителя государства. Боярами становились князья не ставшие великими князьями или царями. Или богатые родственники правителей государств.
  • Богатство. Бояре являлись крупнейшими землевладельцами .
  • Независимость. Бояре не были ничем не обязаны правителю и воспринимали его как равного себе.

К началу пятнадцатого века в Московии были несколько родов боярских, которые являлись властными центрами, полностью независимыми от правителей государств. Кто же были эти самые влиятельные рода? В эту когорту самых влиятельных родов входили:

  • Шуйские.
  • Голицыны.
  • Бельские.
  • Милославские.
  • Романовы.
  • Морозовы.
  • Годуновы.
  • Другие рода, равные им по знатности.

Боярство стремилось к ослаблению власти верховного правителя и возвышению своего рода над другими. Поэтому бояре были основными инициаторами интриг , заговоров и смут. Наиболее обострилось это противостояние в период правления Ивана Грозного.

Дворянство

Дворяне – это подданные государя, состоящие на державной службе и получающие за это вознаграждение. Слово «дворянин» первоначально определяло людей с княжеского двора. Они брались правителем на службу для выполнения воинской службы, судебных и административных функций и других поручений. Дворяне вначале составляли низший класс знати , прочно связанный с князем и его хозяйством. Отличительными особенностями дворянства были:

Наиболее бурное развитие дворянство получило в период правления Ивана IV Грозного. Они стали его опорой в противостоянии с боярством.

Земский собор

После венчания на царство молодой Иван четвёртый ставит основной своей целью урезание власти и влияния боярства и построения централизованной системы управления государством. Кто предложил государю созвать Земский Собор, как орган законодательной власти? В этом деле большое содействие ему оказывал Пересветов Иван Семёнович, писатель и один из ярчайших представителей политической и общественной мысли в середине шестнадцатого века.

В своих сочинениях Пересветов И. С. выступает яростным обличителем системы боярства и обосновывает полезность возвышения дворянства. Утверждал, что продвигаться по службе человек должен исходя из личных заслуг, а не по знатности рода. Его намерения проведения реформ в государстве в основном совпадали с политикой царя.

Созыв первого Земского Собора состоялся в 1549 году в феврале месяце. Что такое Земский Собор? Земский собор включал в себя представителей высшего духовенства, Бояркой думы, дворян, богатых горожан. Они избирались по сословному и территориальному признаку. Только Боярская дума не избирала своих представителей. Она присутствовала на Соборе в полном составе.

Функции Земского Собора разработал лично царь. Ими стали принятия определенных законодательных актов, остро необходимых на данный момент деятельности государства. Первый Собор был разделен по секциям, согласно положению и чинам участников. Решения считались принятыми, если за него проголосовали единогласно.

Избранный состав первого Собора в своей работе по времени уложился в два дня. Царь выступал на нём три раза. Он во всеуслышание обвинил бояр в бесконечных злоупотреблениях данной им властью . Призвал к совместным усилиям по укреплению могущества государства. Выступали именитые бояре. И в конце собора было проведено отдельно заседание думы боярской.

Впоследствии первый Земский Собор назвали «Собором примирения». Он положил начало перехода Русского царства в сословно – представительскую монархию путём образования головного сословно – представительного органа, в котором главенствовали представители дворянства. Принято было решение о составлении Судебника, который был утвержден царём в 1550 году. Согласно ему любой человек мог обратиться с челобитной в суд на боярина. Поэтому создаётся Челобитная изба.

Но и высшая аристократия не желала сдавать свои позиции. Они добились того, что если на какое-либо решение Земского Собора Боярская дума накладывала вето, то это решение носило только рекомендательный характер, а не становилось законом.

Заключение

Созыв первого Земского Собора имеет большое значение в истории Российского царства. Первый Собор стал начальным этапом в борьбе Ивана Грозного с боярщиной. Позже, через шестнадцать лет, последовало введение на Руси опричнины, мрачные семь лет в истории государства Российского.

Билет № 20 – Земские соборы Московского гос-ва

Земские Соборы суть представительные учреждения, органы общеземской власти, олицетворявшие все русское государство. Стоит отметить, что они имели иную природу, чем представительные органы на Западе. ЗС имеет с вечем идейную (участие народа во власти) и фактическую связь (бывали заменой), но не является историческим продолжением, а так же являются противоположными по составу. Духовные соборы стали прародителями ЗС.

состав:

    Царь - присутствует и председательствует или заменяет себя уполномоченным лицом (1682).

    Боярскую дума. БД – как бы верхняя палата, а не представитель интересов своего класса.

    – духовенство (Митрополит, потом Патриарх – Освященный собор), представляет не свой класс, а интересы церкви в государстве и общегосударственные.

    Дети боярские,

    Посадские люди,

    Черносошные крестьяне (присутствовали лишь на Соборах 1613г. и 1682г.)

    Головы и сотники стрельцов, старосты и сотские от черных сотен и слобод,

    Атаманы от казаков, татарские мурзы, гости и торговые люди;

Что касается территориального начала, то на Соборах были представлены практически все уезды (в 1613г. представлена была и Сибирь).

Земские Соборы представляли одновременно своеобразные законодательные и исполнительные органы, т.к. их члены, как правило, присягой подтверждали свою обязанность выполнить решение, принятое на Соборах.

Земские Соборы классифицировались на :

совещательные , которыми, в принципе, были все Соборы до 1598г.(пресечение рода Ивана Калиты)

избирательные - В.Н. Латкин.

По способу созыва делились на – Л.В. Черепнин:

Созванные царем

Созванные царем по инициативе населения

Созванные населением/по его инициативе в отсутствии царя.

Созыв и выборы в Земский собор:

Созыв Собора осуществлялся призывной грамотой , посылавшейся от царя известным лицам и местностям. Грамота содержала в себе перечень вопросов, которые будут обсуждаться на Соборе; также в грамоте обозначалось количество выборных, требуемых от данной группы или местности. Сроки созыва не определены.

Избирательный округ составлял город с уездом, а равно губной стан. Принимали участие в выборных собраниях полные плательщики налогов и несших службу. По завершению выборов составлялся протокол, заверяемый всеми принявшими участие в выборах, и отсылался в Москву (в Посольский или Разрядный приказ). Местным властям строго запрещалось вмешиваться в ход выборов.

Выборным запрещалось отлучаться из Москвы на время заседания Собора.

Порядок проведения Земского собора:

Собор открывался торжественной службой в Успенском соборе Московского кремля. Далее шло заседание Собора в полном составе, где произносилась царская речь. Объявлялась тема собора и давался отчет о выполнении предыдущего решения. После происходили совещательные заседания выборных – для каждого сословия в отдельности.

Каждая часть собора рассуждает отдельно и подает свое (письменное) мнение, когда обсуждение закончено. Каждый член собора мог подать отдельное мнение.

Решения оформлялись «сказку». Решение могло быть принять только единогласно! Если нет – то совместное заседание. То же самое на уровне всего собора.

Компетенция Земских Соборов:

    избрание нового царя и новой династии: первый избранный царь Федор Иоаннович (1584г.), последний – Петр I (1682г.); избранные династии суть Годуновы, Шуйские, Романовы-Юрьевы;

    осуществление Верховной законодательной власти (на Соборах приняты Судебник в 1550г. и Уложение в 1649г.);

    вопросы войны и мира;

    вопросы церковного устроения (конкуренция с Поместным собором Русской православной церкви)

    вопросы налогового управления. Пример – введение 5-й деньги в 1634 году;

    вопросы поддержания и развития отечественного народного хозяйства. В Смутное время вообще Земский Собор брал на себя всю полноту Верховной власти в России.

    право петиций, которое позже вылилось в формальное право законодательной инициативы – выделял М.Ф. Владимирский-Буданов.

Прошло на своем пути несколько этапов развития. Первый Собор был созван в 1549г., а последний в 1684г. (всего за 135 лет было созвано 57 Соборов). Их начало в 16 веке послужило мерой укрепления власти, расшатанной боярскими распрями. Затем созывались соборы только по ключевым вопросам государства, которые определяли его судьбу. Затем по мере укрепления власти их значение падало. В период с 1653-1676 Алексей Михайлович не созывал ЗС, это связано с тем, что СУЦАМ успокоил законодательные запросы. При Петре созывается последний, т.к. среди новых учреждений реформатора и благодаря утверждению абсолютизма места земским соборам не нашлось.

Идея созвания ЗС в условиях абсолютизма не умерла, хотели создать новое Соборное уложение: Законодательная и Уложенная комиссии. В дальнейшем – 1811 год – попытки реформ Сперанского, которого обвинили французским шпионом. Последняя крупная попытка – 1880-1881 – Манифест о созыве деловых людей. Наконец идея Земского собора, переработанная на западный рационалистский манер, послужила стимулом проведения конституционной реформы 1906 года. Земские соборы сыграли важную роль в сближении власти с народом коллективном решении вопроса, укреплении ослабшей власти, дало толчок дальнейшему развитию идеи представительства в России.

Отличие Земских соборов от представительных органов Западной Европы:

Сам факт существования земского собора служил доказательством для советской историографии, что Россия шла по тому же пути, что и Запад. В позднее средневековье(14-16 вв.) складывается сословно-представительная монархия, которая в 17 веке в Европе превращается в абсолютистскую монархию, которая, пройдя через революцию, превращается в конституционную монархию или буржуазное государство. Это дало советским историкам возможность полагать, что Октябрьская революция – закономерность.

В какой мере ЗС соответствует сословно-представительной монархии? Если сравнивать компетенции ЗС и западных органов, то найдём много общего.

Первая схожесть – финансы. ЗС утверждает все налоги.Вторая – ЗС и западные органы принимают общие для всего государства законы. Наконец, общий вопрос компетенции – вопрос войны и мира. На этом схожесть заканчивается.

Состав ЗС иной, нежели состав сословного представительства в Европе. В Основе представительства лежит сословие, когда на Руси сословие – явление слишком позднего рода. Сословия в России появляются в 18 веке, в эпоху абсолютизма.

В Западной Европе сословие – замкнутая группа людей, понятие замкнутости подкрепляется экзогамными браками. Общая профессия, которая является наследуемой в пределах сословия. Сословную норму обойти нельзя, нарушитель этих норм сталкивается с полнейшей абструкцией среди своего сословия, его не признают равным себе. Противопоставление сословий государству и охрана прав перед государственной властью. На Западе сословно-представительная монархия является результатом политической борьбы сословий.

Юридически всё свободное население московского государства является служилым населением, оно служит службу государству. Любой черносошный крестьян – государственный чиновник. На Руси не сложилась главная отличительная черта сословий, население не противопоставлено государству, оно обязано служить службу. В России представительство не привилегия, а вид службы. Поэтому земский собор становится особым институтом, в котором гос-во как в зеркале видит самого себя. У нас появление Земского собора является результатом «административной нужды».

Похожие статьи