Каким чувством проникнуто размышление лирической героини. Почему размышления лирического героя проникнуто трагизмом? «Стансы»

20.11.2021

«15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России? В стихотворении А.А. Блока Россия обращение поэта к отчизне...»

15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

В стихотворении А.А. Блока "Россия" обращение поэта к отчизне

проникнуто любовью к родной земле и верой в то,что никакие

сильные потрясения не сломят страну.

Любовь лирического героя к родине проявляется в том,что он

принимает Россию и в нищете, и в унижении.Его любовь-это

кротость,терпение,невозмутимость перед преградами1:"крест свой

бережно несу".Герой не отделен от родины,она дорога ему "как слезы первые любви".Обращение к стране на "ты" подчеркивает единство героя и страны.

Лирический герой-патриот,поэтому он убежден в светлом будущем 2 страны:"не пропадешь,не сгинешь ты ".Его вера настолько сильна,что "невозможное возможно" Итак,поэт не только безмерно любит свою отчизну,но и твердо верит в нее.Такими чувствами проникнуто его обращение к России.

Критерии:

K1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов 2 K2 Следование нормам речи 1 ИТОГО: 3 из 4

Комментарий эксперта:

выдвинутые тезисы подтверждаются текстом, нет подмены анализа пересказом текста, но при ответе допущены недочеты и 1 фактическая ошибка (см. комментарии в тексте).

Выходные данные:



Предмет: ЕГЭ по литературе Отправитель: Алиса Дата отправки: 17.04.2015 Эксперт: А. Г. Маслова Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/284.html Комментарий к фрагменту: Этот тезис звучит странно, и цитата "крест свой бережно несу" не соотносится с этим тезисом.

Фактическая: О светлом будущем в стихотворении не говорится, наоборот, лирический герой упоминает о возможных потрясениях ("заманит и обманет").

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

8. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?

В данном эпизоде романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" основной конфликт произведения намечается с непонимания поколением "отцов" пренебрежительного отношения Базарова к своей одежде, а также с осторожного отношения Павла Петровича к новому другу Аркадия.Старшее поколение- аристократы, подчёркивающие свою принадлежность к сословию через внешний вид: изящная одежда, элементы убранства. Будучи дворянами, живущими по принципам аристократического общества, "отцы" недоумевают от слов Базарова "чемоданишко" и "одежонка". Такое непонимание объясняется разным мировоззрением героев: нигилист, отрицающий всё материальное1 и либералы, ратующие за установившиеся порядки2. Поэтому каждый из героев воспринимает слова "чемоданишко" и "одежонка" через призму своих убеждений. Лагерь "отцов" осторожно, с недоверием относится к проявлению всего нового. Павел Петрович осмотрителен с новым гостем, о чем говорит неполнота его действий3: "слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся". Не подав руки Базарову, Павел Петрович "не протягивает руку" всему новому, а именно нигилизму 4.Итак, основной конфликт произведения намечается с внешнего различия, "намекающего" на отличие внутренне.

Критерии:

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/286.html Фактическая: Нигилисты отрицают все, не имеющее практического значения, а материальное как раз имеет практическую пользу, так что материальное как таковое нигилисты отрицать не могут. Они отрицают возвышенное отношение к вещам, к природе, отрицают искусство.

Речевая: Надо: за сохранение установившихся порядков Комментарий к фрагменту: Наречие "слегка" свидетельствует не о неполноте действия, Павел Петрович так действует намеренно и сознательно, то есть совершает вполне завершенные действия. Наречие "слегка" подчеркивает в данном случае осторожность в проявлении чувств Комментарий к фрагменту: Павел Петрович еще не знает, что Базаров нигилист. Жест этот свидетельствует о том, что Павел Петрович сразу видит, что перед ним не аристократ, и демонстрирует свое высокомерие.

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

17. В чём причина "хандры" Онегина? (По роману "Евгений Онегин") Евгения Онегина, главного героя одноимённого романа в стихах А.С. Пушкина, многие называют "лишним человеком" своего времени. "Лишний человек" - это персонаж, который обладает удивительным потенциалом, но не имеет возможности его реализовать, из-за чего становится пассивным и скучающим, начинает пытаться разогнать2 эту скуку праздными развлечениями.

Что же дало основание причислить Онегина к данному новому типу проблемного героя, поставить его в ряд с Чацким3, Печориным и многими другими персонажами, олицетворяющими дворянскую интеллигенцию в произведениях отечественной литературы? Что положило начало онегинской пассивности?

На первых страницах романа мы узнаём о становлении личности, о воспитании и образовании молодого человека, родившегося "на брегах Нивы". Автор отмечает, что "ребёнок был резов, но мил". Онегин получил отличное образование4, что помогло ему оказаться принятым в свете. После этого момента жизнь героя приобрела цикличный характер:

Проснется за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера;

Бесконечные светские вечера, танцы, балы и любовные приключения превращают жизнь Онегина в замкнутый круг. Такое существование герою быстро наскучивает, он пытается предпринять некоторые попытки его изменить. Из лирического отступления мы узнаём, что Онегин планировал посетить Юг вместе с Автором. Намерениям героя не суждено было сбыться, ему достается наследство и он ограничивается "путешествием" в деревню. Поездка эта была своеобразной попыткой отказа от норм светского общества, подавляющего в человеке личность. Здесь показал он и своё вольномыслие, заменив барщину оброком, что очень удивило местных помещиков. Поначалу жизнь в деревне привлекает героя, но позже он осознаёт, что она так же циклична и неинтересна, как и жизнь в Петербурге.



Хандра ждала его на страже И бегала за ним она, Как тень иль верная жена.

Пытаясь побороть "хандру", Онегин берёт в руки перо, но это занятие ему быстро наскучивает. Я думаю, именно в нежелании приложить какие-то усилия к достижению душевного спокойствия и заключается одна из главных проблем протагониста5.

Пытаясь вернуть вкус к жизни за счёт мелких интриг, герой лишь больше запутывается в своём положении. Помимо собственной судьбы он рушит жизнь Ленского, убитого им на дуэли, Татьяны, на чувство которой он ответил довольно холодно, как того требовали рамки приличий. Эти события показали, что герой не был способен на настоящие чувства, не мог дружить и любить, боясь ограничить свою свободу.

И только трагические события дают герою какой-то толчок, направляют его на верный путь. В восьмой главе мы встречаемся уже не с тем Онегиным - рассудительным и мрачным, к которому привыкли, но с пылким влюблённым, не замечающим вокруг ничего, кроме предмета своей любви. У Евгения появился второй шанс. Финал романа открыт, А.С. Пушкин оставляет своего героя на перепутье, читатели могут лишь предполагать, что произойдёт с героем в дальнейшем. Возможно, Евгений полностью избавится от "хандры", вызванной внешними обстоятельствами и отношением героя к происходящим событиям. Я думаю, любовь к Татьяне сможет излечить Онегина.

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

В текст сочинения включаются теоретико-литературные понятия, но в их употреблении допущены ошибки (неверно употреблен термин "протагонист"). По второму критерию оценка снижена до 1 балла.

Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (приводятся цитаты с комментариями к ним, присутствует краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, есть обращение к микротемам текста и их интерпретация).

В сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями. Так, звучит вопрос: что получило начало онегинской пассивности? И далее пишется, что он получил отличное образование, был принят в обществе, и с этого времени жизнь героя приобрела циклический характер, и т.д. Из такого построения высказывания получается, что начало онегинской пассивности положено отличным образованием и тем, что он был принят в обществе. В целом сочинение построено так, что непонятно, о какой проблеме Вы рассуждаете: о хандре Онегина, или о возможности его возрождения, или о типе "лишнего человека". Оценка по критерию композиционной цельности и логичности изложения снижена до 1 балла.

В сочинении допущено 2 речевые ошибки, поэтому оценка за следование речевым нормам снижена до 2 баллов.

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/278.html Речевая: Понятие "лишний человек" связано с обозначением литературного типа, поэтому дополнение в виде "своего времени" не требуется. Это недочет, связанный с неверным употреблением литературоведческого термина.

Речевая: Надо: "начинает разгонять" или "пытается разогнать" Фактическая: Чацкого к типу "лишних людей" отнести нельзя, он никак не подпадает под Вашу же характеристику, данную выше, он не пассивный и не скучающий.

Фактическая: Что подразумевается под отличным образованием? Фраза "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь" или слова о французегувернере, который "Чтоб не измучилось дитя, / Учил его всему шутя" не подтверждают выдвинутого тезиса.

Комментарий к фрагменту: Протагонистом может быть назвать положительный герой (обычно в драме, или в произведении другого рода, если у него есть антагонист, то есть если есть конфликт, противостояние героев). Евгений Онегин не может быть назван протагонистом. Это ошибка в употреблении литературоведческого термина.

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

8. Какую роль в судьбе Родиона Раскольникова сыграл следователь Порфирий Петрович? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».) Следователь Порфирий Петрович сыграл важную роль в судьбе Родиона Раскольникова.

Догадывавшись, что именно Раскольников убил старухупроцентщицу и ее сводную сестру Лизавету, Порфирий Петрович понимает, что в основе этого преступления лежит нечто большее, идея, теория о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». А поэтому юридическое наказание вряд ли сможет исправить Родиона. Следователь хорошо знает психологию преступника, поэтому его план – держать подозреваемого в постоянном напряжении, ведя с ним тонкие беседы, делая недвусмысленные намеки, ведь натура человека сама его выдаст, рано или поздно душевные муки заставят прийти его «с повинной».

Порфирий Петрович хочет добиться того, чтобы Раскольников понял, насколько несостоятельна его идея, понес духовное наказание, осознал тяжесть совершенного убийства и раскаялся.

План следователя срабатывает: Раскольников испытывает муки совести, понимает, что по сути он сам является «тварью дрожащей», такой же «вошью, как и все». Его теория терпит крах1, и, наконец, герой совершает чистосердечное признание.

Таким образом, Порфирий Петрович помог Раскольникову встать на правильный путь, отказаться от ложной идеи 2.

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

Дан прямой, связный ответ на вопрос, с опорой на авторскую позицию, выдвинутые тезисы убедительно обоснованы (при этом допущены негрубые недочеты и одна фактическая ошибка). Сложно сказать, подтверждаются ли высказанные мысли текстом, так как ссылка на фрагмент, по которому выполнено задание, отсутствует.

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/277.html Фактическая: Когда Раскольников совершает чистосердечное признание, он еще не отказывается от своей теории. Не теория терпит крах, а он сам разочаровывается в себе, в своих возможностях соответствовать той роли, которую решил на себя взять. И в предыдущем предложении правильно указано, что он ощутил себя такой же "вошью", как все, а не тем, кто "право имеет". Однако это еще не свидетельствует о разочаровании Раскольникова в собственной теории.

Это произойдет уже на каторге, после пережитой болезни и увиденного героем символического сна о моровой язве.

Комментарий к фрагменту: Это роль Сони Мармеладовой. Порфирий Петрович не позволяет Раскольникову успокоиться, заставляет его все время пребывать в психологическом напряжении, толкающем в конце концов преступника к признанию.

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

8. Кто из героев одерживает победу в данном "поединке"?

В приведенном фрагменте показано развитие конфликта между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым. Аристократ с удовольствием провоцирует спор с молодым нигилистом, Кирсанов надеется, что сможет отстоять свои убеждения и доказать оппоненту глупость и безнравственность его идей. Однако Павел Петрович слишком возбужден: «губы его задрожали», он «побледнел», «взмахнул руками», это мешает герою сосредоточиться, четко аргументировать свои мысли. Базаров же совершенно спокоен: он лениво отхлебывает чай, говорит не торопясь, создавая впечатление очень уверенного в себе человека.

Большое значение имеет слово «эфто», использованное Кирсановым. С помощью него Павел Петрович старается подчеркнуть собственный статус. Базаров, наоборот, естественен в своем поведении, что лишний раз подтверждает убежденность героя в своей правоте.

Таким образом, можно сделать вывод, что победу в данном поединке одерживает Базаров. Спокойствие и уверенность нигилиста выгодно отличают его от разгоряченного Павла Петровича.

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

Дан прямой связный ответ на вопрос, с опорой на авторскую позицию;

убедительно обоснованы выдвинутые тезисы, которые подтверждаются текстом; нет подмены анализа пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

9. В каких произведениях русской классики отображены идейные столкновения с представителями разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневвскими "Отцами и детьми"?

Многие русские классики отображали идейные столкновения представителей разных поколений в своих произведениях.

Так, А.С.Грибоедов в комедии «Горе от ума» представляет конфликт Чацкого с фамусовским обществом. Главный герой – представитель молодого поколения. Вернувшись после долгого отсутствия в Москву, он пытается «разбудить» общество. Чацкий категорически заявляет: «дома новы, но предрассудки стары». И с этими предрассудками герой начинает идейную борьбу. Конфликт поколений хорошо прослеживается в монологах главных героев.

Чацкий обличает «отцов отечества» в грабеже, а Фамусов вспоминает дядю Максима Петровича, образ жизни которого является идеалом для всех представителей фамусовского общества.

Как в романе «Отцы и дети», так и в комедии «Горе от ума»главным героям приходится столкнуться с непониманием, несогласием с их идеями. Но если Чацкий остается верным своим убеждениям до конца, то Базаров в финале романа оказывается не таким уж и нигилистом по своей натуре, на смертном одре в герое раскрываются неведомые прежде качества 1.

Столкновение «отцов» и «детей» можно увидеть и в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Лопахин – представитель нового поколения капиталистов. Пытаясь спасти сад2, он предлагает единственное возможное решение – сдавать землю в аренду. Но Раневской чужды и непонятны идеи Лопахина, ведь для нее сад – это память о годах ее молодости. Главная героиня – типичная представительница дворянства. Но пришло иное время, которое требует от Раневской внутренних перемен, на которые она не готова. В итоге сад покупает Лопахин, что символизирует победу «нового» над «старым».

Лопахин, как и Чацкий вынужден столкнуться с непониманием и даже осуждением, но он является представителем своего времени, поэтому одерживает победу, главный герой комедии А.С.

Грибоедова – «лишний человек», для периода3, в котором ему довелось жить, поэтому он вынужден на время отступить.

Критерии:

K1 Включение в литературный контекст и убедительность 3 аргументов ИТОГО: 3 из 4

Комментарий эксперта:

Дан правильный ответ на вопрос, указаны названия двух произведений и их авторов, убедительно обоснован выбор каждого произведения (при этом допущены недочеты, не искажающие авторской позиции), убедительно сопоставлено одно произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа, второе произведение с романом Тургенева "Отцы и дети" не сопоставлено.

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/272.html Комментарий к фрагменту: Это происходит не на смертном одре, а раньше, когда он понимает, что отрицавшаяся им ранее любовь проникает и в его сердце (чувство к Одинцовой) Комментарий к фрагменту: Сад он не может спасти, он предлагает спасти имение от продажи, а сад для сдачи участков в аренду вырубить.

Фактическая: Чацкий "лишний" только в конкретном московском фамусовском обществе, а для своего периода он не "лишний". Чацкого не стоит причислять к типу "лишних" людей, которые не знали, куда приложить свои силы. Чацкий знает, что нужно служить отечеству, он готов действовать, понимает, что от него требует время, в котором он живет.

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

15. Каким предстает внутренний мир лирической героини стихотворения М.И.Цветаевой "Кто создан из камня, кто создан из глины"?

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

лирическая героиня противопоставлена остальным людям. В отличие от тех, кто создан из камня и глины, она отождествляет себя с морской пеной. Внутренний мир лирической героини непрестанно находится в движении1. «Беспутные кудри»

символизируют её «своевольный» характер. Эпитет «гранитные»

показывает, насколько жесток 2мир, окружающий героиню. Но несмотря на все поражения она вновь и вновь воскресает, что говорит о сильном характере героини, ее несломленности.

Таким образом, внутренний мир лирической героини характеризуется индивидуальностью, непосредственностью, более того, его нельзя сломить, подчинить своей воле, она олицетворяет собой свободу.

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

Дан прямой связный ответ на вопрос, с опорой на авторскую позицию;

убедительно обоснованы выдвинутые тезисы, но не все тезисы подтверждаются текстом, фактические ошибки отсутствуют

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/273.html Комментарий к фрагменту: Тезис выдвинут, но не аргументирован примерами из текста Комментарий к фрагменту: Образ гранита скорее свидетельствует о равнодушии, непонимании, чем о жестокости Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

16. В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чем они созвучны стихотворению М.И.Цветаевой?

Тема внутренней свободы звучит во многих произведениях русских поэтов.

Так, лирический герой стихотворения А.С.Пушкина «Узник», несмотря на заточение душой находится рядом с вольным орлом.

Стены темницы способны удержать его тело, но внутренний мир остается свободным и независимым. Дух лирического героя не сломлен, он стремится туда, «где гуляет лишь ветер».

Лирические герои обоих стихотворений независимы, их невозможно подчинить, все их естество стремится к единению с природой1. Но узник из стихотворения А.С.Пушкина не может преодалеть внешние преграды, чтобы обрести свободу.

О внутренней свободе писал и М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта». Автор произведения говорит о смелости, непокорности лирического героя2, который был свободен от предрассудков. Он никогда не боялся осуждения: «восстал он против мненья света».

Лирические герои стихотворений М. Ю. Лермонтова и М.И.Цветаевой очень сильные и свободные личности. Но в отличии от произведения поэтессы, герой «Смерти поэта» заканчивает свою жизнь трагически: «не вынесла душа поэта позора мелочных обид».

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

Дан правильный ответ на вопрос, указаны названия двух произведений и их авторов, убедительно обоснован выбор каждого произведения, убедительно сопоставлены оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа, при этом допущены негрубые недочеты.

В ответе допущена одна фактическая ошибка, авторская позиция при этом не искажается.

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/274.html Комментарий к фрагменту: Почему возникла эта мысль о стремлении героев к единению с природой? Если имеется в виду море, то у Цветаевой море олицетворяет собой идею свободной стихии (а не идею природы).

Фактическая: В стихотворении "Смерть поэта" лирический герой и поэт, о котором Вы пишете, - разные субъекты Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

16. Кто из русских поэтов XIX века и как писал о предназначении поэтического творчества?

М.Ю. Лермонтов в стихотворении "Поэт" рассуждает над предназначением1 мастера слова в этом мире. По его мнению, стихотворец, подобно кинжалу, должен служить своими способностями2, а не бездействовать; иначе он рискует покрыться "ржавчиной презренья" (метафора). Другие русские поэты XIX века также писали о предназначении поэтического творчества. А.С.

Пушкин, как и Лермонтов, говорит о том, что сочинитель должен выполнять миссию, определенную ему свыше, но в отличии он него дает наставления по этому поводу не от своего имени, а от лица Бога3: "...И обходя моря и земли, // Глаголом жги сердца людей!"Н.А. Некрасов в стихотворении "Поэт и гражданин", как и Михаил Юрьевич, выражает презрение к творческой личности, которая вместо того, чтобы служить людям своим божественным дарованием, бездействует: "С твоим талантом стыдно спать..." Но в отличии от мастеров слов, о которых говорилось выше, он утверждает: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином стать обязан4!", отмечая то, что у любого человека на первом месте должно быть служение Отечеству, даже у лирика.Таким образом, три автора в своих "плодах вдохновения"5 выражали свои концепции, относительно поэтического призвания, но их мнения все же различны.

Критерии:

Комментарий к фрагменту: необходимо уточнение: кому или чему служить?

Фактическая: Мы говорим о художественной реальности, поэтому нельзя смешивать автора и лирического героя. По сути, и в стихотворении Лермонтова призыв звучит не от имени автора, а от лица лирического героя Фактическая: Неточная цитата. Надо: "гражданином быть обязан" Комментарий к фрагменту: критический комментарий к подобной фразе см.

выше Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

17. Почему в поэме В. Маяковского "Облако в штанах" естьподзаголовок "тетраптих"?

"Облако в штанах - одно из самых лучших сочинений В.В.

Маяковского, в котором мы наблюдаем раскрытие "вечных" животрепещущих тем, сподвигших автора к написанию этого шедевра1.На мой взгляд, первой удивительной2 особенностью этого произведения является его подзаголовок ("тетраптих"), означающий то, что это лиро-эпическое создание состоит из четырех частей, соединенных в одно целое общим сюжетом и авторским замыслом. Сам Маяковский говорил об этом так: " "Долой вашу любовь!", "долой ваше искусство!", "долой ваш режим!", "долой вашу религию!" - это четыре крика четырех частей". Они несут в себе определенную мысль, идею, смысл3, которыми поэт желает достучаться до сердец читателей". В первом из них мы узнаем о любовной драме "жилистой громадины", лирического героя. Испытав душевное потрясение, он понял, что его любовь не только к женщине, но и ко всему сущему безответна в этом мире пошлости, поэтому неслучайно "громад любовь" соединяется в его душе с "громадой-ненавистью". Употребленная им метафора, "пожар сердца", свидетельствует о страданиях, переполняющих его сердце, из-за чего он отвергает это некогда "прекрасное" чувство.Вторым возгласом автор доносит до нас мысль о том, что творческие личности используют талант не по назначению. Он выступает против поэзии И. Северянина, считая, что "сегодня/надо/кастетом/кроить4 миру в черепе", а не заниматься сочинительством лирических стишков, не приносящих народу пользы. Таким образом эстетика также отрицается "златоустейшим" борцом за справедливость."Долой ваш строй!" - здесь мы слышим укоры в адрес господ жизни, равнодушных к бедам простых людей.

Автор не считает их великими и достойными уважения, поэтому, используя такой художественный прием, ка сравнение, пишет: "На цепочке Наполеона поведу, как мопса" 5.Но, как мне кажется, четвертый возглас является наиболее грубым, так как обращен ко Всевышнему. Персонаж возносится до богочеловека, потому что считает Творца Вселенной "недоучкой", неспособной сохранить гармонию, отчего не видит смысл в поклонении Ему.Данные размышления позволяют сделать вывод о том, что авторское определение жанра произведения помогает читателям понять, что речь в нем6 идет о четырех важных проблемах, которые по-истине волнуют сочинителя7, считающего себя "тринадцатым апостолом" нового Евангелия, соблюдение канонов которого, по его мнению, способствует постижению счастья на земле: А я у вас - его предтеча;я - где боль, везде...8

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

В сочинении употребляются теоретико-литературные понятия, есть попытки использовать их для анализа произведения, при этом обнаруживаются неточности (термин назван, например, сравнение, но не раскрывается смысл использования этого приема). Оценка по второму критерию снижена до 1 балла.

Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (присутствуют цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.).

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но текст не разделяется на абзацы, содержится вывод, не соответствующий заявленной в опросе теме.

Оценка по четвертому критерию снижена до 2 баллов.

По критерию "следование нормам речи" поставлено 2 балла, так как практически все речевые ошибки однотипные, но экзаменатор имеет право не объединять типовые ошибки, и в этом случае по данному критерию может быть выставлен 1 балл.

Выходные данные:

Предмет: ЕГЭ по литературе Отправитель: Игорь Дата отправки: 06.04.2015 Эксперт: А. Г. Маслова Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/228.html Речевая: Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов Речевая: неуместный эмоционально окрашенный эпитет Речевая: Плеоназм, то есть употребляются слова, дублирующие один и тот смысл Фактическая: Надо: "кроиться" Комментарий к фрагменту: при использовании литературоведческих терминов для анализа следует показывать, что дает это прием, как помогает он выразить авторскую идею. Надо прокомментировать цитату более четко, подчеркнуть, что сравнение Наполеона с мопсом "снижает" образ императора, подчеркивает его ничтожность Грамматическая: Неясно, к чему относится данное местоимение.

Речевая: Неуместное употребление эмоционально окрашенного слова Комментарий к фрагменту: Приведенная цитата не подтверждает выдвинутого тезиса. Не доказывается это мысль и в предыдущем тексте сочинения.

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

8. Как характеризует Печорина его отношение к девушке-"певунье"?

В данном фрагменте Григорий Печорин предстает перед нами человеком с исключительным вкусом, он с иронией1 говорит о внешней красоте девушки:" В ней было много породы... Порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело..."Манящие черты красавицы " длинные русые волосы, необыкновенная гибкость стана, правильный нос" обворожили молодого человека.

Необычайная сдержанность "певуньи" поразила героя:" я узнал, что ты вчера ночью ходила на берег. И тут я очень важно пересказал ей все, что видел, думая смутить ее, - нимало!" Мы видим Печорина настойчивым и решительным молодым человеком, без смущение он " остановил ее в дверях, завел с ней разговор".

Молодой офицер старательно пытался узнать имя красавицы:" а как тебя зовут, моя певунья?Но все попытки были тщетны: " Кто крестил, тот знает". Несмотря на свою серьезность и настойчивость, в минуты диалога с "певуньей" Печорин напоминал любопытного мальчишку, пытающегося разгадать тайну обворожительной красавицы.

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

Дан прямой связный ответ на вопрос, с опорой на авторскую позицию;

тезисы убедительно обосновываются текстом; нет подмены анализа пересказом текста. Допущена одна фактическая ошибка.

Наряду с отмеченными в ответе качествами Печорина (любопытство, настойчивость, решительность, исключительный вкус) необходимо говорить и стремлении лермонтовского героя произвести впечатление на девушку, смутить ее, вызвать ответную реакцию в ее сердце (когда он намеренно пересказывает ей все, что ему удалось узнать о девушке)

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/209.html Фактическая: В описании внешности девушки нет иронии. Ирония отмечается, скорее, в отношении героя к самому себе, к собственному восприятию женской красоты (особенно, когда он подчеркивает, что имеет собственные предубеждения на этот счет и начинает рассуждать об особенностях правильного женского носа).

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

9. Герои каких произведений русской классики попадают в чужой для них мир и в чем их можно сопоставить с Печориным? В романе М.Ю.Лермонтова " Герой нашего времени" мы видим Григория Печорина - лишним человеком. Он оказался в чуждом для себя мире, где его не понимает и отвергает общество. В романе А.С.Пушкина " Евгений Онегин" главный, также как и Печорин, добровольно отдаляется от общества, которое его окружает.

Онегин начинает " метаться по свету" в поисках места своим недюжинным способностям и уму1. Тема лишнего человека также развивается в комедии Грибоедова " горе от ума". Чацкий, как представитель века нынешнего, с новыми взглядами на мир становится поводом для шуток и насмешек. Он критически относится к высшему свету, сторонится чинопочитательства, искренне хочет служить на благо Отечества.

Однако фамусовское общество не понимает намерений Чацкого. Таким образом, мы видим, что в русской литературе 19 века встречаются герои, чуждые миру, в котором живут. Им приходится вступать в конфликт с несовершенным окружающим в миром, в котором процветает ложь, лицемерие и ханжество.

Критерии:

K1 Включение в литературный контекст и убедительность 0 аргументов ИТОГО: 0 из 4

Комментарий эксперта:

Вы неправильно поняли вопрос. Речь должна идти не чуждом для героев мире, а о "чужом мире", то есть о том мире, нравы и законы которого неизвестны герою. Печорин попадает в чужой для него мир "горцев" (глава "Бэла"), оказывается в обществе контрабандистов (глава "Тамань"). В этом русле и должны рассматриваться произведения русской литературы. Светское общество, в котором и Печорин, и Евгений Онегин были "лишними", не чужое для них, они оба прекрасно знают нравы этого общества, образ жизни их соответствует светскому типу поведения (несмотря на то, что они понимают всю пошлость и никчемность этого общества).

Что касается применения понятия "лишний человек" к образу Чацкого, то это спорно и может рассматриваться как фактическая ошибка. "Лишний человек" не может найти применения своим способностям, Чацкий же оказывается "ненужным" лишь в определенном обществе - в московском доме Фамусова, но из этого не следует, что он "лишний", так как у него есть твердые убеждения и ясная практическая цель - служить отечеству, служить народу.

15. Что дает основание отнести стихотворение Н.М.Рубцова "Зимняя песня" к философской поэзии? Николай рубцов в стихотворении " Зимняя песня" через образ природы и деревни изображает внутренние переживания лирического героя1. " в этой деревне огни не погашены", а значит близкие люди ждут лирического героя. Он ощущает покой и умиротворение, глядя на "светлые звезды", и чувствует единение с окружающим миром Природа будто замерла и позволила лирическому герою услышать "шум полыньи". Он надеется и верит, что все трудности будут забыты. Таинственный окружающий мир дарит лирическому герою надежду на счастливое будущее: Трудное, трудное - все забывается, Светлые звезды горят!

Отражение человеческих эмоций через природные явления 2 дает основание отнести данное стихотворение Рубцова к философской поэзии.

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

Суть вопроса понята, но неправильно определено понятие философской поэзии, в связи с этим ответ не соотносится с заданием. Только два предложения могут быть восприняты как тезисы, подтверждающие присутствие философской мысли в стихотворении - это тезис о том, что лирический герой стихотворения верит, что все трудности будут забыты, и надеется на счастливое будущее, а также цитата, этот тезис подтверждающая.

философская поэзия - это размышления о мироздании, и месте человека в мире, о смысле человеческой жизни, быстротекущем времени, осмысление трагических противоречий жизни. и т.п.

В стихотворении Николая Рубцова, предложенном для анализа, поэт обращается к теме осмысления собственной жизни. Наряду с этим поднимается тема извечного противостояния в мире света и тьмы, выраженная в стихотворении антитезой: "мгле заметеленной" противостоят "светлые звезды", нежно украшающие тихую зимнюю ночь.

Лирический герой, жизнь которого "трудна" и "печальна", исполнен веры в победу светлых сил, символом которых в произведении являются не только звезды, но и деревенские огни, подчеркивающие гармонию природного и человеческого существования в мире.

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

16. В каких произведениях русских поэтов отображена связь человека и природы и в чем эти произведения созвучны стихотворению "Зимняя песня" В стихотворении "Зимняя песня" мы видим неделимое целое природного и человеческого мира. Тихая звездная ночь рождает в душе лирического героя спокойствие и умиротворение. О "вечном союзе" природы и человека также говорит Лермонтов в стихотворении " Выхожу один я на дорогу". Несмотря на то, что лирический герой одинок, он чувствует единение окружающей среды и внутреннего мира1. "Говорящие звезды" на небе создают атмосферу покоя и безмятежности. А в стихотворении Пушкина "Вновь я посетил" лирический герой вспоминает о прошлом - о лучших временах его жизни. Глядя на некогда знакомые и родные пейзажи, он мысленно переносится в прошлое. Лирический герой переосмысливать прожитые года и приходит к выводу, что моменты истинного умиротворение ему может дать лишь общение с природой Таким образом, мы видим, что связь человека и природы неделима.

Именно красоты окружающего мира "открывают второе дыхание" у поэтов2.

Критерии:

K1 Включение в литературный контекст и убедительность 2 аргументов ИТОГО: 2 из 4

Комментарий эксперта:

Дан правильный ответ на вопрос, указаны названия двух произведений и их авторов, выбор их обоснован (при обосновании допущена фактическая ошибка). В ответе нет убедительного сопоставления названных произведений со стихотворением Рубцова. Сопоставление слишком обобщенно, что не позволяет считать эту часть ответа состоявшейся.

–  –  –

17. Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова? Роман Тургенева "Отцы и дети" - это уникальное по своему художественному своеобразию произведение 1. Несмотря на то, что роман был написан в 19 веке, темы, затронутые в этом произведении, актуальны и сегодня. Тургенев на примере главного героя показал, что возникновение новых философских течений вызывает диссонанс в консервативном обществе 2.

Главный герой романа - Евгений Базаров - молодой "лекарский сын". С помощью художественных деталей Тургеневу удается создать непростой образ героя 3: Базаров одет в балахон, который сам называет "одежонкой", его руки неухожены, а под ногтями грязь. В ходе монологов4 героя мы узнаем его жизненную философию. Базаров - нигилист, отрицающий красоту окружающего мира, он не любит искусство и считает это5 пустой тратой времени.

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!», резко замечает Базаров. Но несмотря на нигилистические взгляды главного героя, такие чувства как милосердие и сострадание ему вовсе не чуждо6. После дуэли с Павлом Петровичем, Базаров предлагает ему помощь, несмотря на то, что ранение было несерьезным - пуля попала в ногу.

Конфликт, который возникает между Кирсановыми и Базаровым возник7 потому, что браться воспитаны совершенно иначе8. Кирсановы не принимают позиции нигилизма. Николай Петрович высоко ценит искусство. Он любит поэзию, играет на виолончели. Тонкое эстетическое чувство не дает Николаю Петровичу принять убеждений Базарова, даже после глубоких размышлений. Непонятно Кирсанову и то, как можно отрицать природу, когда она пленяет своей красотой и заставляет восхищаться.

В продолжительных спорах с Павлом Петровичем Евгений не соблюдает никаких правил9. Кирсанов отстаивает идеалы аристократизма. Он не принимает свободной манеры обращения нигилиста, потому как это противоречит его понятиям о должном поведении, которое сосредоточилась для него «щегольством в деревне»10.

Таким образом, мы видим, что консервативность взглядов Кирсановых и любовь к природе и искусств, не позволяет понять 12 идеологию Базарова. Философия нигилизма полностью противоречит тем устоям жизни, которые привычны аристократическому обществу.

Критерии:

Сочинение

Лирический герой - это облик личности и тот строй мыслей и чувств, который возникает в произведениях того или иного поэта. Какова же лирическая героиня А. Ахматовой? Пожалуй, одной из главнейших ее особенностей является какая-то подчеркнутая зримость. Черты наружности поэта - ахматовская шаль, ахматовская стройность к худоба, ахматовская челка - перекочевали в стихи, мы, читая их, в результате можем себе представить вполне конкретного человека:

* Глаза рассеянно глядят
* И больше никогда не плачут.
* И кажется лицо бледней
* От лиловеющего шелка,
* Почти доходит до бровей
* Моя незавитая челка.

Женщина, о которой пишет А. Ахматова, - прекрасна и печальна. Печаль ее - любовь. Неразделенная любовь - это чувство пронизывает ахматовские стихи. Любовь - это всегда боль, всегда трудно. Потому что не всем дано любить, и лирической героине просто некуда деться со своей любовью. Поэтому лирическая героиня, по сути дела, бездомна («ах, я дома, как не дома»), все дома, в которых она могла бы жить, оказываются потерянными: Волынки вдали замирают, Снег летит, как вишневый цвет. И видно, никто не знает, Что белого дома нет. Неразделенная любовь становится источником творчества. Самая существенная черта лирической героини А. Ахматовой - то, что она - поэт. Поэтическое творчество постоянно сопровождает ее жизнь, являясь ее главным содержанием. В поэзии находят разрешение муки любви, и поэзия же является единственным способом сохранить то, что пережито:

* Тяжела ты, любовная память!

* Мне в дыму твоем петь и гореть.

Память, осуществляющая связь времен, - основа судьбы поэта. Для лирической героини А. Ахматовой важна не только «любовная память», но прежде всего память истории и память культуры. Пережив исторические катаклизмы, лирическая героиня А. Ахматовой понимает, что именно тогда, «когда погребают эпоху», - «слышно, как время идет», именно в эти моменты возникает необходимость показать, что погребенная эпоха не исчезла, прошлое присутствует в настоящем. Поэтому в поэме «В сороковом году», в самом названии которой - дата огромного социального катаклизма, воскресают уже прошедшие войны - Англо-бурская («с винтовками буры»), Первая мировая («Варяг» и «Кореец» ушли на восток»). Лирическая героиня А. Ахматовой не зря называет себя китежанкой - ведь в граде Китеже колокола начинали звенеть накануне великих бедствий. Действительно, лирическую героиню А. Ахматовой можно назвать пророчицей. Как и всех больших поэтов, ее одолевают предчувствия, которые неуклонно сбываются:

* Я гибель накликала милым,
* И гибли один за другим.
* О горе мне!
* Эти могилы
* Предсказаны словом моим.

Итак, поэтическое слово возвращает прошлое и предсказывает будущее. Именно поэтому в конце своей жизни А. Ахматова скажет: « Я никогда не переставала писать стихи. Для меня в них - связь с моим временем, с новой жизнью моего народа… Я счастлива, что жила эти годы и видела события, которым не было равных».


В стихотворении Цветаевой раскрывается глубокий внутренний мир лирической героини.

Во-первых, она сравнивает себя с «бренной пеной морской». Лирическая героиня, как пена, жива и энергична. Встречаясь с преградой, она на время утихает, но потом с новыми силами восстаёт перед трудностями и стойко преодолевает их.

Во-вторых, лирическая героиня полна жизнелюбия, энтузиазма и оптимизма. Размышляя о предназначении поэта, она искренне верит, что сможет затронуть сердце каждого человека и повлиять на него. Лирическая героиня не считает свою участь суровой: напротив, она с радостью и любовью проходит свой путь.

Таким образом, лирическая героиня стихотворения Цветаевой – сильная, непоколебимая и верная своему делу личность, встречающая любые испытания с улыбкой на лице.

___________________________________________

Тема внутренней свободы звучит во многих произведениях русских поэтов.

Например, в стихотворении А.С.

Пушкина «Узник». Лирические герои обоих стихотворений отождествляют себя с природными образами, наиболее точно олицетворяющими их личностные качества. Однако лирический герой «Узника», в отличие от произведения Цветаевой, находится «в темнице сырой» и поэтому ограничен в своей физической свободе.

Также данная тема звучит в стихотворении Лермонтова «Парус». Внутренний мир лирического героя, как и в произведении Цветаевой, передаётся через сравнивание его с другим образом. Однако если стихотворение Цветаевой проникнуто радостью и оптимизмом, то в лермонтовском «Парусе» преобладают чувства потерянности и одиночества. (Увы! Он счастия не ищет // И не от счастия бежит!)

Таким образом, во многих произведениях русских поэтов встречается тема внутренней свободы, но каждый автор изображает её по-своему.

Обновлено: 2018-03-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • По лирике М. И. Цветаевой 15. Каким предстает внутренний мир лирической героини стихотворения М. И. Цветаевой? 16. В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чем они созвучны стихотворению М. И. Цветаевой?

C3. Традиции какого популярного в XVIII веке литературного жанра продолжает Г.Р. Державин, создавая это стихотворение? (Свою позицию обоснуйте.)

C4. Кто из русских поэтов разрабатывал в своем творчестве тему "поэтического бессмертия" и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением Г.Р. Державина "Памятник"?

Пушкин (1799-1837)

С3. Как различные поэтические средства помогают выразить идею этого стихотворения?

С4. В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?

С3. Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения?

С4. В чем сходство и различие пейзажной лирики А.С. Пушкина и стихотворений о природе, созданных последующими поэтами?

С3. Что имеет ввиду лирический герой стихотворения, призывая поэта "не дорожить любовию народной"?

С4. Кто из русских лириков обращался к теме высокого назначения поэта и в чем их произведения созвучны пушкинскому стихотворению "Поэту"?

С3. Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о "бесценности" подлинной дружбы?

С4. Кто из русских писателей обращался в своем творчестве к теме дружбы и что сближает их произведения со стихотворением А. С. Пушкина?

Тютчев (1803-1873)

С3. Как различные поэтические приемы помогают автору "передать чувства, охватившие лирического героя?

С4. В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф.И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?

С3. С какой целью в последней строфе стихотворения упоминаются древнегреческие мифологические персонажи?

С4. Каковы основные темы поэзии Ф.И. Тютчева и традиции кого из русских поэтов он продолжает, раскрывая эти темы?

С3. Можно ли приведенное стихотворение отнести к философской лирике? Обоснуйте свою точку зрения.

С4. Каковы особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева и лирика кого из предшествующих и последующих поэтов близка Тютчеву?

C4. В стихотворениях каких руских поэтов можно найти продолжение традиции лирики Ф.И. Тютчева и в чем они соотносятся со стихотворением "Есть в светлости осенних вечеров..."?

С3. О чем, по-вашему, размышляет лирический герой стихотворения Ф. И. Тютчева?

С4. В творчестве каких русских поэтов возникает тема сочувствия, гуманизма и какие мотивы сближают их со стихотворением "Нам не дано предугадать..."?

Лермонтов (1814-1841)

С3. Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль?

С4. В чем своеобразие лирического героя Лермонтова и кого из русских поэтов можно назвать его творческим преемником?

С3. Какие проблемы нашли отражение в стихотворении?

С4. Каковы основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова и каких русских поэтов можно назвать продолжателями его традиций?

Молитва

С3. Какова основная мысль стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» (свой ответ аргументируйте)?

С4. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» с другими известными вам стихотворениями поэта. В чем, по-вашему, их сходство, а в чем отличия?

С3. Какими чувствами наполнено стихотворение Лермонтова «Молитва» (свой ответ аргументируйте)?

С4. В каких произведениях русской классической литературы обращение к Богу способствовало «перерождению» героев, и как их переживания соотносятся с чувствами лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»?

С3. Какова тематическая принадлежность стихотворения Лермонтов «Молитва» (свой ответ аргументируйте)?

С4. В каких произведениях русской классической литературы герои, желая обрести душевный покой, прибегают к молитве, и как их чувства соотносятся с переживаниями лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»?

С3. Какой представляется вам лирическая героиня в стихотворении Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски...» (свой от­вет аргументируйте)?

С4. В каких произведениях русской лирической поэзии автор рисует об­раз идеальной возлюбленной, и как эти образы соотносятся с обра­зом героини стихотворения М.Ю. Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски...»?

С3. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.

С4. Каково значение образа дороги, пути в этом стихотворении и в каких произведениях литературы XIX века мотив дороги играет ведущую роль?

С3. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского "Монолога"?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чем их произведения сопоставимы с приведенным стихотворением М. Ю. Лермонтова?

Фет (1820-1892)

Сияла ночь. Луной был полон сад

С4. В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

С3. Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?

С4. В чем особенности поэтического решения темы любви Фета и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

С3. Какие чувства и эмоции испытывает лирический герой стихотворения А. А. Фета "Это утро, радость эта..."?

С4. В чем, по-вашему, особенности синтаксического построения стихотворения А. А. Фета "Это утро, радость эта..." и в каких произведениях русской лирики поэтический синтаксис является важным художественным средством?

С3. К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведенное стихотворение А. А. Фета и почему?

С4. Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чем их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?

Некрасов (1821-1877)

Вчерашний день, часу в шестом

С3. Какие образы творчества Н. Некрасова стали воплощением авторского иделала?

С4. Вслед за А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем Н.А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Как изображает Петербург Н.А. Некрасов?

С3. Какие черты эпопеи присущи поэме "Кому на Руси жить хорошо"? (Охарактеризуйте в 2-3 словах.)

С4. Н.А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Как изображает Петербург Н.А. некрасов? Кто еще из русских поэтов и писателей обращался в своем творчестве к Петербургу?

C3. В чем, по-вашему, драматизм звучания любовной темы в данном стихотворении?

C4. Кто из русских поэтов близок Некрасову в изображении сложных отношений между мужчиной и женщиной?

Бунин (1870-1953)

С3. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.

С4. В чем своеобразие бунинского пейзажа и традиции кого из предшествующих поэтов он воплощает в своей лирике?

Блок (1880-1921)

Россия

С3. Что придаёт центральному образу стихотворения художественную яркость и глубину?

С4. В каких произведениях русских поэтов воссоздан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А.А. Блока?

С3. В чем заключается противоречивость отношения поэта к России?

С4. Какие произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России? (Свой ответ аргументируйте)

С3. В чем смысл отождествления Руси с образом женщины ("О Русь моя! Жена моя!") в лирике А.А. Блока?

С4. Расскажите об основных и любимых приемах, которые использовал А. Блок в своих произведениях. Кто еще из поэтов пользовался теми же приемами в своих произведениях?

С3. В чем смысл отождествления Руси с образом женщины ("О русь моя! Жена моя!") в лирике А.А. Блока?

С4. Тема Родины. Ее эволюция в творчестве А. Блока. Какие еще поэты Серебряного века воспевали так же свою Родину?

С3. В каких художественных образах воплощены представления поэта о любви?

С4. Какими чувствами наполнено стихотворение "В ресторане" и в чем оно созвучно любовной лирике других русских поэтов?

С3. Какие образы помогают читателю понять переживания лирического героя стихотворения "Ветер принес издалека..."?

С4. Как в стихотворениях А. А. Блока перекликается душевное состояние поэта и состояние окружающего мира и что сближает его стихотворение с произведениями других русских поэтов?

С3. Как кольцевая композиция стихотворения помогла поэту показать драму любви?

С4. В каких произведениях русских поэтов изображена драма неразделенной любви и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока?

С3. Что дает основание отнести рассматриваемое стихотворение А. А. Блока к философской лирике?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чем их произведения споставимы с приведенным стихотворением А. А. Блока?

А.К. Толстой (1882-1945)

С3. Почему поэт использует форму послания для выражения своей идеи?

С4. Творчеству каких русских поэтов XIX века близка поэзия А.К. Толстого и в чем именно проявляется их общность?

Ахматова (1889-1966)

С3. Почему стихотворение, в котором говорится о любви, А.А. Ахматова называет «Стихами о Петербурге»?

С4. В творчестве каких русских поэтов любовь предстает не сиюминутным чувством, а возвышается над временем и пространством и в чем их произведения можно сопоставить со стихотворением Ахматовой?

Творчество

С3. Охарактеризуйте изменение состояния лирического героя стихотворения.

С4. Традиции кого из предшествующих поэтов нашли воплощение в лирике А. Ахматовой, по-священной теме поэта и поэзии?

С3. Каким предстает внутренний облик лирической героини в стихотворении А. А. Ахматовой "...Мне голос был. Он звал утешно..."?

С4. Кто из русских поэтов обращался в своем творчестве к патриотической теме и что сближает их произведения со стихотворением А. А. Ахматовой?

Пастернак (1890-1960)

С3. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака?

С4. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными. Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

С3. В чем видит Б.Л. Пастернак трагедию лирического героя стихотворения «Гамлет»?

С4. В творчестве каких русских поэтов тема противостояния поэта и общества получает трактовку, сходную с трактовкой Б.Л. Пастернака, заданной в этом стихотворении?

С3. Какой смысл вложил поэт в заключительные строки стихотворения?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чем их произведения созвучны стихотворению Б. Л. Пастернака?

С3. Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения Б. Пастернака "Снег идет..."?

С4. В стихотворениях каких поэтов возникает образ быстротечного времени и что сближает их произведения со стихотворением Б. Пастернака?

Цветаева (1892-1941)

С3. Как вы понимаете смысл заключительной строфы стихотворения?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме родины и в чем их произведения созвучны стихотворению М. И. Цветаевой?

Маяковский (1893-1930)

С3. Как название стихотворения В.В. Маяковского "Прозаседавшиеся" соотносится с его проблематикой?

С4. В каких произведениях русской литературы изображены быт и нравы чиновничества и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В. Маяковского "Прозаседавшиеся"?

Лиличка! Вместо письма

С3. Как различные поэтические приемы помогают создать образ лирического героя этого стихотворения?

С4. В чем проявилось новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?

С3. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения и лирики Маяковского в целом.

С4. В чем главное новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?

Послушайте!

С3. Как различные поэтические приемы помогают автору передать главную мысль стихотворения "Послушайте!"?

С4. В каких произведениях отечественной лирики звучит "звездная" тема и в чем она близка тематике стихотворения В.В. Маяковского "Послушайте!"?

С3. Прочитайте стихотворение В. Маяковского "Послушайте". Дайте свое истолкование и оценку произведения.

С4. Как вы понимаете слова В. Маяковского, который осознавал себя художником, "революцией мобилизованным и призванным"? Кто еще из поэтов началал ХХ века ощущал себя так же?

ВАРИАНТ 2. ЛИРИКА.

Ким 1.

Задание1.2.1.


Задание 1.2.2.

Каково значение третьей строфы стихотворения для понимания его общего смысла?

Стихотворение Лермонтова наполнено печалью главного героя, который видит суету и несчастья своей земной жизни, мечтает о жизни иной. Хочет любить, но понимает невозможность этого:

Я люблю и страшусь быть взаимно любим...

Понимает: все, что любит его, «то погибнуть должно».

И в третьей строфе поэт сравнивает себя с утесом, который выдерживает натиск ветра и бури, но не может защитить от них растущие на скале цветы:

Так точно и я под ударом судьбы,

Как утес, неподвижно стою.

Но не мысли никто перенесть сей борьбы,

Если руку пожмёт он мою…

Это сравнение и помогает понять читателю трагичность чувств лирического героя, связанных с невозможностью любить.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Стансы» с приведенным ниже стихотворением А. С. Пушкина «Я вас любил». В чем сходство и различие отношения лирических героев к возлюбленной?

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Стансы» посвящено теме неразделенной любви. Такая тема прослеживается и в творчестве других русских поэтов. Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил, любовь еще быть может…» лирический герой понимает, что не может быть со своей возлюбленной. В стихотворении М.Ю. Лермонтова звучит тот же мотив: «Я люблю и страшусь быть взаимно любим». В этом сходство отношения лирических героев к возлюбленной.

Однако если в стихотворении А.С. Пушкина герой любит «так искренне, так нежно», но не хочет обременять возлюбленную своими переживаниями и желает ей счастья с другим человеком, то у М.Ю. Лермонтова лирический герой страдает от неразделенной любви и не желает быть любимым: «Я несчастлив пусть буду – несчастлив один…». Если у Пушкина остаётся на сердце печаль от безответного чувства, то у Лермонтова лишь страдание и мука – он несчастлив. В этом различие отношения лирических героев к возлюбленной.

Таким образом, и Лермонтов, и Пушкин показывают сильное, возвышенное чувство, всецело поглощающее их лирических героев, но показывают его по-разному.

Ким 2.

Задание1.2.1.

Над какими «вечными вопросами» размышляет М.В. Ломоносов в стихотворении «Я долго размышлял и долго был в сомненье…»?

М.В. Ломоносов размышляет над «вечными вопросами»: вечная борьба знания и незнания, духа и материи.

М.В. Ломоносов как ученый, который и сам сделал немало открытий, поначалу сомневался в том, что мир создан по воле божьей: «И промыслу с небес во всей вселенной нет». Как поэт-человек он понимает, что такое видение мира – плод человеческой гордыни, высокомерия: «…от высоты смотренья». «Однако, посмотрев светил небесных стройность», поэт убедился, «признал, что божеской мы силой созданы». В этом – основной смысл размышлений над «вечными вопросами»: мир существует по определенным законам, которые человечеству не дано осознать.

Задание1.2.2.

Каковы особенности композиции стихотворения М.В. Ломоносова «Я долго размышлял и долго был в сомненье…»?

Композиция стихотворения М.В. Ломоносова «Я долго размышлял…» представляет из себя внутренний монолог лирического героя, размышляющего о законах природы и человеческого бытия. Стихотворение представлено восьмистишием, в котором последовательно раскрывается главная мысль – признание божественного начала Вселенной. Особенностью композиции является антитеза, противопоставление материального и духовного начала в природе: «И промыслу небес во всей Вселенной нет» - «Признал, что божеской мы силой созданы», от отрицания духовного начала в природе до его признания на основе материального опыта:

Однако, посмотрев светил небесных стройность,

Земли, морей и рек доброту и пристойность,

Премену дней ночей, явления луны,

Признал…

Задание1.2.3.

Сопоставьте стихотворение М.В. Ломоносова «Я долго размышлял и долго был в сомненье…» с приведенным ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». Что сближает оба стихотворения?

Оба стихотворения представляют из себя размышления лирических героев о смысле человеческого бытия и связи человека и природы.

В стихотворении М.В. Ломоносова лирический герой поначалу высказывает сомнение в существовании «промысла с небес», но через материальный опыт приходит к выводу, что все вокруг создано «божеской силой», обладает гармоничностью, «стройностью», «добротой и пристойностью», то есть признает духовное начало в природе.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» поэт успокаивается, молодеет, забывает о своих невзгодах, радуется, обретает счастье на земле и верит в существование Бога, то есть обретает внутреннюю гармонию, только при определенных условиях. Что же может помочь человеку обрести гармонию? М.Ю. Лермонтов считает, что такой властью над сознанием и душой человека обладает природа.

Оба стихотворения сближает общая мысль – человек способен познать Бога только через гармонию с природой. Познав природу, он познает Бога.

Ким 3.

Задание1.2.1.

Почему лирический герой стихотворения В.А. Жуковского «Невыразимое» часто прибегает к риторическим вопросам?

Поэт определяет жанр своего стихотворения как отрывок. Это указывает на неразрешенность тех вечных вопросов, которые лежат в основе данного философского стихотворения. Начало его представляет собой философский вопрос: «Что наш язык земной пред дивною природой?» Основная часть стихотворения - развитие заявленной темы и попытка найти ответ на поставленный вопрос путем нанизывания целого ряда риторических вопросов, уточняющих и дополняющих главный. При этом движение поэтической мысли основано на контрасте. Все стихотворение пронизано противопоставлениями: мертвое - живое («Но льзя ли в мертвое живое передать?»); искусство - природа («Она (природа) рассыпала повсюду красоту и разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила?»); слово - создание («Кто мог создание в словах пересоздать?»); доступное выражению -- невыразимое («...Ненареченному хотим названье дать - и обессилено безмолвствует искусство?»). В конце стихотворения поэт приходит к выводу: «...И лишь молчание понятно говорит».

Как вы понимаете смысл последней строки стихотворения В.А. Жуковского?

Самое важное в жизни нельзя выразить словами: жизнь настолько прекрасная и сложная, что «земной язык» по сравнению с ней ничтожен. Это основная мысль стихотворения В.А Жуковского. Она выражена в последней строчке - «И лишь молчание понятно говорит». Элегия пронизана лёгкой грустью. Лирический герой размышляет над загадкой существования – «невыразимым». Мотив невозможности выразить глубинные переживания восходит в русской поэзии к идее невыразимости высших состояний души и смысла бытия: «Что наш язык земной пред дивною природой?»; “Невыразимое подвластно ль выраженью?»; “Ненареченному хотим названье дать – / И обессиленно безмолвствует искусство».

Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» с приведенным ниже стихотворением А.А. Фета «Как беден наш язык!-Хочу и не могу…» Какие темы сближаю оба произведения?

Именно в стихотворении В.А. Жуковского «Невыразимое» со всей отчетливостью была поставлена проблема «невыразимости», то есть поиска адекватного поэтического языка. В русской поэзии этой теме посвятили свои стихотворения многие романтики XIX века, такие, как Лермонтов, Фет, каждый из которых предложил свое оригинальное ее видение.

Искусство не способно выразить истинную суть явления. Лишь душа способна уловить «присутствие создателя в созданье». Мотив невозможности выразить глубинные переживания восходит в русской поэзии к идее невыразимости высших состояний души и смысла бытия: «Что наш язык земной пред дивною природой?»; “Невыразимое подвластно ль выраженью?»; “Ненареченному хотим названье дать – / И обессиленно безмолвствует искусство». Жу­ков­ский сам опре­де­лил свое­об­ра­зие сво­е­го твор­че­ства: пред­ме­том его по­э­зии было не изоб­ра­же­ние ви­ди­мых яв­ле­ний, а вы­ра­же­ние ми­мо­лет­ных не­уло­ви­мых пе­ре­жи­ва­ний. Сде­лать это очень труд­но, нужно найти слова, для всего, что чув­ству­ешь, ви­дишь, чем жи­вешь.

Эта же мысль зву­чит в сти­хо­тво­ре­нии Фета «Как беден наш язык…»:

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною,

Напрасно вечное томление сердец…

Ким 4.

Задание 1.2.1.

Как в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» раскрыто пушкинское понимание любви?

Лю­бовь для поэта - это глу­бо­кое, ис­крен­нее, вол­шеб­ное чув­ство, ко­то­рое пол­но­стью за­хва­ты­ва­ет его, высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь - и мир озаряется новым светом. Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Даже после пе­ре­жи­то­го в тя­же­лое время, пол­ное жиз­нен­ных ис­пы­та­ний, пе­ре­жи­ва­ний («В глуши, во мраке за­то­че­нья …»), когда жизнь поэта слов­но за­мер­ла, по­те­ря­ла смысл, Пуш­кин про­буж­да­ет­ся, воз­рож­да­ет­ся вме­сте с лю­бо­вью. Вме­сте с пре­крас­ной музой к поэту воз­вра­ща­ет­ся вдох­но­ве­ние, же­ла­ние тво­рить:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К***»(«Я помню чудное мгновенье…») с приведенным ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «К.Б.» что общего в решении темы любви в обоих стихотворениях?

Лирика любви занимает большое место в творчестве многих поэтов. Лирическими шедеврами являются стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», написанное в 1825 году и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…», написанное в 1870 году.

Эти стихотворения объединяет тема любви. Для обоих поэтов любовь – это поэзия, которая овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

(А.С. Пушкин)

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что – то встрепенется в нас…

(Ф. И. Тютчев)

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и «Я встретил вас – и все былое…» пронизаны грустью, воспоминанием, счастьем новой встречи. Слова:

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

раскрывают красоту, полноту внутреннего мира человека, когда он любит.

Произведения схожи по поэтическому сюжету («пробуждение» души лирического героя), по особой и возвышенности в его изображении, имеют идентичные образы («милые черты», «небесные черты»). Если душа лирического героя Пушкина спала («душе настало пробужденье»), то сердце лирического героя Тютчева было мертво («отжившее сердце»). Возвращение любимой «пробуждает» героя Пушкина и погружает в сон героя Тютчева («Гляжу на вас, как бы во сне»).

Оба стихотворения относятся к любовной лирике, к жанру лирического произведения. Ключевым, центральным словом является слово «любовь» («и та ж в душе моей любовь», «и жизнь, и слезы, и любовь»).

Таким образом, сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…» позволяют нам увидеть великих художников слова, создавших яркие образы русской поэзии, глубокие по содержанию и изящные по форме.

Ким 5.

Задание 1.2.1.

Стихотворение А. С. Пушкина «Туча» проникнуто чувством надежды на лучшее. Мы видим победу добра над злом. Настроение лирического героя меняется в ходе стихотворения. Сначала оно мрачное, и унылое, и печальное, но как после дождя и грома «возрождается» природа: «земля освежилась» и ветер «ласкает листочки древес» , так и душа поэта становится ясной и светлой.
Первой строчкой стихотворения «Последняя туча рассеянной бури! » лирический герой-автор показывает, что вся основная буря уже позади, гром, молния – все уже прошло. Значит, в композиции стихотворения словно отсутствует пиковый момент – кульминация. Последняя туча лишь остаток бушевавшей стихии. Так что все стихотворение «Туча» мы можем назвать развязкой какого-то действия: герой уже успокаивается, настроение улучшается, на душе его становится легко и свободно, да и природа постепенно оправляется от бури.

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

Ким 6.

Задание 1.2.1.

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…» с приведенным ниже фрагментом оды Г.Р. Державина «бог». Что общего и различного в оценке поэтами места человека в мироздании?

Ос­нов­ная мысль сти­хо­тво­ре­ния Дер­жа­ви­на за­клю­че­на в стро­ке «Я царь - я раб - я червь - я бог!» Поэт го­во­рит о том, что зна­че­ние че­ло­ве­ка на земле слиш­ком ши­ро­ко, не­объ­ят­но: он может быть богом и царем, но в срав­не­нии со все­лен­ной че­ло­век - червь и раб. У Тют­че­ва зву­чит по­доб­ная мысль в по­след­ней стро­ке сти­хо­тво­ре­ния: «Я, царь земли, при­рос к земли!..» Че­ло­век, счи­та­ю­щий себя царем, лишен сво­бо­ды, не может, как кор­шун, взле­теть в небо - такой ли уж он царь после этого? В этом общность позиций авторов.

Однако Г.Р. Державин идет дальше в воплощении замысла: человек - это не просто ничтожная пылинка, обреченная на приземленное существования, не знающая и не имеющая ничего, кроме земных, материальных оков. Человек - это и есть Бог, человек - тот, кто пробуждает Бога не только в себе, но и во всем окружающем мире. Такова оценка поэтом места человека в мироздании. У Ф.И. Тютчева же больше сарказма в оценке места человека в мироздании: «Я, царь земли, прирос к земли!» В этом различие авторских позиций.

Ким 7.

Задание 1.2.1.

Какова роль эпитетов в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в светлости осенних вечеров…»?

Эпи­тет - об­раз­ное опре­де­ле­ние, слу­жит для вы­ра­же­ния экс­прес­сив­ной оцен­ки яв­ле­ний, пред­ме­тов в ху­до­же­ствен­ном тек­сте. Эпи­те­ты, ис­поль­зу­е­мые в дан­ном от­рыв­ке, под­чер­ки­ва­ют на­стро­е­ние ли­ри­че­ско­го героя, его вос­при­я­тие ве­че­ра. У Тют­че­ва много эпи­те­тов. Боль­шин­ство из них свет­лые, опи­сы­ва­ю­щие пре­лесть осен­них ве­че­ров («умиль­ная та­ин­ствен­ная пре­лесть», «Ту­ман­ная и тихая ла­зурь», «лег­кий ше­лест»). Од­на­ко ве­чер­няя при­ро­да бы­ва­ет раз­ной: среди спо­кой­ствия может воз­ник­нуть «зло­ве­щий блеск», земля ка­жет­ся «си­ро­те­ю­щей».

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «есть в светлости осенних вечеров…» с приведенным ниже фрагментом стихотворения А.С. Пушкина «осень». Что общего в восприятии лирическими героями обоих стихотворений осенней природы?

Оба сти­хо­тво­ре­ния про­ник­ну­ты свет­лой пе­ча­лью. На фоне «свет­ло­го стра­да­нья» у Тют­че­ва по­яв­ля­ет­ся «зло­ве­щий блеск» ухо­дя­щей осени. Эпи­тет «зло­ве­щий» - ме­та­фо­ра, вы­ра­жа­ю­щая идею ав­то­ра о не­дол­го­веч­но­сти мира. По­это­му та­ки­ми близ­ки­ми и до­ро­ги­ми че­ло­ве­ку ка­жут­ся осен­ние ве­че­ра при­ро­ды и жизни. Для Пуш­ки­на осень - лю­би­мое время года, не­смот­ря на «при­ро­ды увя­да­нье» и «седой зимы угро­зы». Осень вос­при­ни­ма­ет­ся по­эта­ми как пе­ри­од раз­мыш­ле­ний о сущ­но­сти че­ло­ве­че­ско­го бытия, под­ве­де­ние опре­де­лен­ных жиз­нен­ных ито­гов.

Ким 8.

Задание 1.2.1.

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан» и «С поляны коршун поднялся…». В чем близость идей двух стихотворений?

Стихотворения Тютчева «Фонтан» и «С поляны коршун поднялся» можно сопоставить между собой тем, что в обоих произведениях тема взаимоотношений человека и природы является ведущей. Отмечу, что лирические герои стихотворений восхищаются силой и красотой природы и сожалеют об ограниченности человеческих возможностей познать Вселенную во всех ее проявлениях.

Тра­ги­че­ский смысл су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­ка за­клю­ча­ет­ся в том, что он не может не стре­мить­ся ввысь, слов­но мощ­ная струя фон­та­на, - та­ко­ва его че­ло­ве­че­ская при­ро­да. Од­на­ко он и не может по­стичь всего, чего бы ему хо­те­лось, по­доб­но водам фон­та­на. Та­ко­ва ос­нов­ная мысль сти­хо­тво­ре­ния «Фон­тан». В сти­хо­тво­ре­нии «С по­ля­ны кор­шун под­нял­ся…» эта же мысль рас­кры­ва­ет­ся через срав­не­ние че­ло­ве­ка с кор­шу­ном: не может че­ло­век, хоть он и «царь земли» под­нять­ся в небо, по­доб­но сво­бо­до­лю­би­во­му, воль­но­му кор­шу­ну.

Ким 9.

Задание 1.2.1.

Какое настроение преобладает в стихотворении С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»?

Сти­хо­тво­ре­ние «Гой ты, Русь, моя род­ная» про­ни­за­но чув­ства­ми и эмо­ци­я­ми поэта, пе­ре­пол­ня­ю­щи­ми его серд­це. Прежде всего, это просветленный восторг, гордость за родину, Русь.

Для поэта нет ни­че­го до­ро­же и глав­ней Рос­сии, без неё он не пред­став­ля­ет свою жизнь. Все дома де­ре­вуш­ки он срав­ни­ва­ет с чем-то воз­вы­шен­ным, бо­же­ствен­ным («хаты – в ризах образа»), ведь «риза» - это цер­ков­ное оде­я­ние, кра­си­вое, пе­ре­ли­ва­ю­ще­е­ся зо­ло­том. Есенин хмелеет от своей огромной любви к бескрайним полям, запаху яблок и меда на «кроткий Спас», упивается пронзительной синевой небес, которая «сосёт глаза», звонким «девичьим смехом», «приволью зеленых лех». Сам себя он называет «захожим богомольцем», а родину, Русь, «раем» И даже “рать святая” – ангелы, не могут соблазнить поэта жизнью в Раю, так как он уже обрел свой вечный Рай – свою Русь. Сти­хо­тво­ре­ние все - от на­ча­ла до конца - ис­крит­ся сча­стьем, ра­до­стью, лю­бо­вью к род­но­му краю.

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» с приведенным ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина». Что общего и различного в отношении поэтов к Родине?

Стихотворения Есенина и Лермонтова схожи по тематике, образам и различаются по мотивам. В обоих стихотворениях через восприятие лирического героя передаётся лю­бовь к Ро­ди­не, пре­кло­не­ние перед ней, без­за­вет­ное слу­же­ние ей. «Люблю отчизну я…» - утверждает лирический герой стихотворения «Родина», в стихотворении Есенина в последних строках «Не надо рая, дайте родину мою» звучит та же беззаветная любовь к отчизне.

В обоих стихотворениях присутствует образ родины. Этот образ и в том, и в другом стихотворении – образ России крестьянской, «неофициальной»: Русь с хатами у Есенина и отчизна с избами, «покрытыми соломой», у Лермонтова; «приволь зеленых лех» в есенинском произведении и «лесов безбрежных колыханье» в лермонтовском стихотворении.

Но если у Есенина пейзаж окрашен в светлые тона: «Синь сосет глаза», то в стихотворении Лермонтова звучат печальные, грустные мотивы: «Проселочным путем люблю скакать в телеге и, взором медленным пронзая ночи тень, встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень». Это было обусловлено и сословной принадлежностью поэтов, и их личной судьбой.

Ким 10.

Задание 1.2.1.

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

ВАРИАНТ 2. ЛИРИКА.

Ким 1.

Задание1.2.1.

Почему размышления лирического героя проникнуто трагизмом? «Стансы». М.Ю. Лермонтов.

"Стансы" - это преддверие всей трагической жизни поэта. Вот почему размышление лирического героя проникнуто такой безысходностью, трагичностью.

Свои "Стансы" ("Мне любить до могилы...") Лермонтов написал совсем молодым, но какая разочарованность и тоска звучит в словах его лирического героя. Он боится причинить горе, а может быть и даже смерть близкому человеку, который его полюбит. Возможно, поэтому он и говорит:
Я люблю и страшусь быть взаимно любим...

Похожие статьи