Какая служба на вербное воскресенье. Где ставят освященные вербные веточки? Что называется обедней

22.09.2019

Службы в храме на Вербное воскресенье 2018 года будут проводиться 1 апреля, в актуальную дату праздника. Это торжественные литургии, после которых происходит обряд освящение букетиков вербы. В праздник верующий человек обязательно должен сходить в храм, чтобы помолиться, принять участие в торжественной литургии и просто насладиться красотой этого замечательного дня.

Вербное воскресенье - так праздник назывался издавна на Руси, хотя в южных странах или, например, в католической церкви, он называется Пальмовое воскресенье. Установлено событие в честь торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим, где его встречали как царя после событий субботы - воскрешение из мертвых праведника Лазаря.

Также читайте материалы по этой теме:

В честь приема столь важного и долгожданного человека, жители Иерусалима вышли встречать его помпезно - в пальмовыми ветками, которые клали с обеих сторон под ноги ослика, на которой ехал Иисуса. Вот так день и получил название Пальмовое воскресенье, но на Руси пальмовые листья ни летом, ни весной не найти, поэтому люди собирают вербу и другие веточки ранних деревьях в праздничные радостные букетики, которые и стали символом этого торжественного дня.

Итак, главным материальным символом праздника является букетик вербы, что касается символизма Вербного воскресенья, то о нем рассказывают во время проповеди после службы. Каждый священник к этому праздничному дню готовит свою проповедь, но в общем и целом они говорят о том, что встречать Господа и впускать его в свою жизнь нужно не только в дни больших церковных праздников, но и каждый день.

Веточки вербочки, окропленные святой водой на службе в храме, имеют целительную силу. Букетики принято хранить дома весь год, без воды они сохраняют свой первоначальный внешний вид. О том, какими целебными свойствами обладает верба, принесенная со службы в храме в Вербное воскресенье, написано в заключительной части этого материала, пока же хочется поговорить о том, когда вербу освящать.

На самом деле, уже вечером в Лазареву субботу в храмах проводится освящение вербы, но это можно будет сделать и после утренней службы непосредственно в Вербное воскресенье. Так что, тут каждый верующий решает, когда удобнее спокойно пойти в храм, чтобы отпраздновать эти прекрасные события праздничной субботы и воскресенья накануне Великого поста до наступления .

Важно! Первое освящение вербы происходит именно после вечерней службы в . Считается, что когда служба ночью окончена и священник освятил вербочки, началось Вербное воскресенье. Всю службу нужно стоять с зажженными свечками.

Праздник Вербное воскресенье встречают тихо и мирно дома в семейном кругу. Все таки, идет Великий пост, когда развлечения и большие сборища еще под запретом. Кроме постных блюд на стол в этот праздник можно ставить рыбу.

Что делать дома с освященной вербой:

  • Если слегка побить букетом по разным частям тела, это обеспечит здоровье на весь будущий год. Люди издавна верят, что человек станет таким же сильным как верба.
  • Чтобы найти наконец-то верное решение для важного дела нужно скушать почку вербы.
  • Хранить освященный букет нужно рядом с иконами дома в течение всего года. Если кто-то заболеет, то нужно будет оторвать от веточки почку и дать больному скушать.
  • Если в этот праздничный денек думать о молодом человеке, то на Руси было суеверие, что он обязательно придет.
  • В день праздника можно посадить комнатное растение, чтобы обеспечить себе богатство и привлечь в жизнь деньги. Но тут есть один нюанс: если цветочек завянет за неделю, то человеку всю жизнь жить в скромном финансовом состоянии, так что, в этот период посвятите определенный уход своему растению.

Все эти, конечно, народные приметы и суеверия, а вот что обязательно нужно сделать

Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение ) - праздник, который совершается в шестое воскресенье и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от . С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица - последняя и самая важная часть Великого поста.

Вербное воскресенье в 2018 году 1 апреля

Вербное воскресение. Событие праздника

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!», - сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название - Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника - Вербное воскресенье . В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних ». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.

————————

Библиотека Русской веры

Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне ». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

Џ бщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

Русский текст

Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе - Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Н а пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

Русский текст

Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама».

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим - конь светлой масти.

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти » было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя , или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с= жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! » В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди! » А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова »… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV - начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе - оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед.

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.

Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп . Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим или Неделя Цветоносная) – это весенний православный праздник, который ежегодно отмечается ровно за неделю до самого главного церковного торжества – Воскресенья Сына Господнего Иисуса Христа. Этот праздник как светлый, так и трагичный одновременно. Именно после Вербного воскресенья природа пробуждается после затяжного зимнего сна. Но также этот день дает старт самому траурному периоду для всех православных верующих – с понедельника начинается Великая Страстная седмица (Страстная неделя).

Содержание статьи:
1.
2.
3.

Когда освящают вербу в церкви?

Вербное воскресенье, как и Пасха, относится к переходящим праздникам. В 2017 году его дата припадает на 9 апреля.

На Вербное воскресенье принято святить вербу. Что касается того, когда освящают вербу: в субботу или воскресенье – то в некоторых регионах действительно принято делать это вечером в Лазареву субботу. Но все же большая часть верующих производят этот торжественный обряд на утренней воскресной церковной службе.

Откуда пришел обычай святить вербу

После того, как Иисус воскресил на четвертый день после смерти праведного Лазаря, слава о нем, как о Великом Спасителе, быстро разлетелась по всему Израилю. Те времена (события происходили примерно в 26-36 годах н.э.), были очень тяжелыми для иудеев, так как правили их страной кровожадные и жестокие римляне (Римская империя). Израильтяне устали от своего бесправья, рабства и нищеты, потому появление Иисуса Христа они приняли очень воодушевленно.

Особенно приезд Иисуса ждали в столице Иудеи, в Иерусалиме. Иисус въехал в Иерусалим так, как пророчил Ветхий Завет и как все великие правители той эпохи – верхом на осле. Встреча Иисуса была очень теплой и фееричной одновременно. Жители города стелили ему под ноги свои одежды и пальмовые ветки, старались дотронуться до его тела.

Увы, всеобщая любовь к Иисусу была недолгой. Уже через несколько дней большая часть израильтян утратили в него веру и стали считать его лжепророком. По требованию народа Понтий Пилат был вынужден отдать приказ казнить Иисуса через распятье. Сам же прокуратор в действиях подсудимого не видел ничего противозаконного.

Вербное воскресенье – это праздник, олицетворяющий триумфальный вход Иисуса Христа в Иерусалим, но немного видоизмененный в соответствии с особенностями климата северных стран.

Пальмы в наших широтах не растут, и их аналогом православная церковь выбрала тонкие вербовые ветви. Православные христиане в этот праздник освящают вербу в церкви потому, что именно этот кустарник первым просыпается после длительной зимней спячки.
Вербу принято заготавливать заблаговременно. Дома ее ветви ставят в сосуд с чистой водой, чтобы к моменту праздника они успели зацвести (пустить сережки или котики).

Для освещения в церкви считается пригодной лишь лесная верба, которая растет возле водоемов.
В народе бытует мнение, что веточки с такого кустарника обладают уникальными в своем роде защитными возможностями, также они лечат от сложных болезней, женского бесплодия и приносят в семью мир и достаток.

В некоторых регионах верба встречается очень редко. Особенно это касается больших централизованных городов. Но для решения этой сложности православная церковь разрешает освещать в этот праздник ветви таких деревьев, как ива и ветла.

Верующие теплых стран (обычно католики, православные, которые покинули родные края, а также некоторые протестантские церковные течения), отмечают Пальмовое воскресение.
Кроме пальмовых веток жители южных стран могут освещать еще ветки лавра, оливы и самшита. Сам сценарий праздника идентичен с Вербным воскресеньем: верующие освящают ветви в храме, украшают ими свое жилье и обмениваются между своими родственниками и близкими друзьями.

Что делать с освященной вербой

После освещения вербы в храме ее нужно доставить в собственный дом. По дороге домой этой вербой нельзя ни с кем делиться, даже с ближайшими родственниками. Это делается для того, чтобы из дома не ушли здоровье, благополучие и мир.

Дома ветвями вербы окропляют все углы (с помощью свяченой воды). В некоторых регионах глава семьи также обходил с вербой вокруг дома три раза, а также освещал ею все важные хозяйские сооружения и домашний скот.

После освящения жилого помещения ветками вербы в игровой форме «били» всех домочадцев, приговаривая: «Не я бью, верба бьет». Особое внимание уделяли детям, так как считалось, что этот ритуал избавляет от всех болезней и наделяет человека счастьем и везением.

Свяченая верба на Руси активно использовалась как лечащее средство. При мигренях ее прикладывали или приматывали к голове.

Женщины, у которых были проблемы с зачатием ребенка, в день праздника съедали несколько вербовых котиков. Точно таким же образом у больных лечили лихорадку.

В Чистый четверг также используются вербовые ветви. Их кладут в таз с водой или в ванну, чтобы до рассвета обмыть тело. Такой обряд совершается для общего оздоровления организма. Девушки умывают свое лицо такой водой, чтобы привлечь красоту и достойных женихов.

К освещенным ветвям вербы всегда относились уважительно. Их устанавливали возле икон, в самую красивую вазу.

Если верба пускает корни – это очень благоприятный знак. В таком случае ее принято высаживать на территории своего двора и послужит этот куст в дальнейшем мощным оберегом для всей семьи.

Если свяченая верба засохла, выкидывать ее нельзя. Хранить ее веточки можно ровно до следующего праздника, а в его преддверии вербу нужно поблагодарить за помощь и сжечь как можно дальше от дома (лучше всего на территории церковного двора).

Неделя Цветоносная – это важный двунадесятый православный праздник. В этот день нельзя говорить бранных слов, рукодельничать и тяжело физически работать. Хоть припадает этот праздник на шестую неделю Великого Поста, церковью дозволено в этот день употреблять блюда из рыбы.



Для многих верующих актуален вопрос, когда освящать нужно вербу: в субботу или все таки воскресенье. Потому что, с одной стороны именно воскресенье в народе называется , но с другой стороны, многие вечером в субботу Лазаря уже идут к храмам с праздничными букетиками. Попытаемся разобраться в вопросе как делать правильно и почему.

О традиции освящения

Вербные букетики в народе, действительно, принято заготавливать в Лазареву субботу. В этот день собирают у водоемов саму вербу, а вот веточки ивы и березы можно сорвать еще раньше и поставить их в вазу, чтобы они за несколько дней до праздника распустились. Свой букетик, чтобы он был еще более праздничным и нарядным, можно украсить дополнительно ленточками.

Затем уже на вечернюю праздничную службу в субботу Лазаря в храм можно отправляться с этими веточками. Но нужно понимать, что первое их освящение священник проведен только поздним вечером практически под окончание службы. Это уже бывает, как правило, ночью. Так что, если не планируется так много времени провести в храме, то в это раз букетики лучше с собой не брать. А проснуться утром в Вербное воскресенье и уже при параде со своими веточками отправиться в храм.




Как правило, праздничная утренняя служба в этот важный христианский праздник, последнее воскресенье перед Пасхой Христовой, начинается в девять утра и длится несколько часов. После этой службы проводится повторный обряд освящения праздничных букетиков.

Что делать с освященной вербой

Когда букетики вербы освящены, они становятся неприкосновенным. Ведь вместе со святой водой на них как бы снизошла благодать Святого Духа. Поэтому, это уже не просто красивые украшенные веточки, а настоящая реликвия. Нужно по традиции хранить букетик дома в красном уголке.

На Руси, если кто-то в течение года болел или у него ухудшалось душевное состояние, то обрывали несколько почек и добавляли больному в еду. Или же просто клали вербу у изголовья кровати, считая, что растение поможет излечить болезнь телесную или душевную, быстрее восстановить силы. Некоторые точно также поступают и сейчас, церковь ничего против этого обряда не имеет, но все таки в проповедях довольно часто можно услышать, что это все таки народные суеверия. Потому что, главное, что нужно сделать в день Вербное воскресенье - это поприветствовать Господа в своей душе, а уже вербные букетики и другие материальные ритуалы даны для того, чтобы лучше и проще понять суть происходящего.




Куда деть старый букетик?

Если верующий человек отмечает Вербное воскресенье каждый год, то дома у него должно быть много прошлогодних букетиков. По идее, на самом деле, когда новая верба этого года приносится в дом, то старую нужно утилизировать. Но утилизация происходит не просто, выкинув ветки в мусорное ведро. Как уже отмечалось выше, освященные веточки - это реликвия святая и то, что прошел год, реликвия не перестала быть святой.

Поэтому, имеются разные варианты предпочтительной утилизации. Как вариант, это может быть сжигание в огне (в храмах также ежегодно проводится ритуал сжигания старой вербы, так что, можно просто приносить ее в храм и складывать в специально выделенное для этого место, а там уже разберутся), можно пустить по реке (должен быть чистый водоем с течением), веточку можно даже закопать (но выбрать для этого тихое и уединенное место).

Освящение вербы происходит или в ночную службу с на Вербное воскресенье или после праздничной утренней литургии в сам день Вербного воскресенья. Желающих, как правило, очень много, поэтому обязательно продумайте заранее, куда поехать и сколько времени на все про все у вас будет: чтобы точно успеть получить свой свежий освященный вербный букетик.

В первый день апреля 2018 года мы будем отмечать светлый весенний праздник, который знают практически все – Вербное воскресенье. А ровно через неделю, как и обычно, предстоит отметить Пасху. Обе даты отмечаются уже почти 2000 лет. Интересно, что до сих пор многие люди задаются вопросом, что нужно делать в Вербное воскресенье и накануне этого дня. Попробуем подробно осветить этот вопрос.

Вербное воскресенье, как и Пасха – это одни из самых любимых весенних праздников практически всех людей. Далеко не каждый человек ходит в церковь в эти дни, однако вербочки со свежими почками можно увидеть практически в каждом доме.

А исторические события, связанные с Вербным воскресеньем, мы все знаем. Спаситель ровно за неделю до того, как воскреснуть, въезжает на ослике в священный город еврейского народа – Иерусалим. Восторженная толпа встречающих, которые поверили в него как в Мессию, устилают путь великолепными, пышными пальмовыми ветвями.

В древние времена люди обращали внимание на символы и знаки, пожалуй, больше, чем сегодня. Вот и въезд Христа в Иерусалим был воспринят не иначе как добрый символ: ведь он управлял не лошадью, а ослом. Получается, что Иисус въехал как Спаситель, но не как завоеватель.

Сегодня все верующие вспоминают эти интересные события с большим почтением. Для понимания основного смысла праздника даже необязательно владеть всеми тонкостями богословия. Очевидно, что Христос покорил сердца людей миром, а не войной. Вот и вошел он в город как победитель. Но люди, встречавшие Спасителя, не были его пленниками. Они разделили радость встречи с тем, в кого искренне поверили.

Поэтому Вербное воскресенье как праздник не утратил своей актуальности, да и нет оснований сомневаться, что люди не будут отмечать его и через 100 лет. Приятный весенний день, свежие вербы (ведь в наших краях пальмы, конечно, не растут) – все это зримый символ возрождения природы после длительной зимы. А главное – это основа наших добрых надежд на свершение всех благих планов.

Что нужно сделать перед праздником

Мало кто знает, что день перед праздником тоже почитается в христианстве. Он называется Лазаревой субботой, поскольку по преданию, накануне въезда в Иерусалим Спаситель воскресил из мертвых знакомого своих друзей – Лазаря. Это событие и само по себе является интересным символом. Да и сам факт воскрешения позволил людям еще раз убедиться в том, что Христос – это и есть обещанный Мессия от Бога.

Поэтому и накануне Вербного воскресенья лучше приготовиться к празднику. Как правило, стараются заранее приготовить вкусный стол (но, конечно, без чревоугодия), а еще – прибрать все вокруг. По возможности все эти работы выполняют в пятницу, поскольку в субботу лучше побыть с семьей и вспомнить о Боге, быть может, сделать какие-то добрые, бескорыстные дела.

Что делают в сам праздник Вербное воскресенье

Конечно, основной символ Вербного воскресенья – это свежие ветви ивы (вербы). Интересно, что это дерево первым набирает почки в наших широтах. Вы наверняка замечали, что когда бы ни выпало празднование Пасхи, а вербы все равно поспевают, ведь у природы нет плохой погоды.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

На Руси существовала добрая традиция ходить за вербами всей семьей. Накануне праздника домочадцы, соседи, целые деревни выходили в рощи, на побережья водоемов и срывали свежие ветви ивы с распускающимися почками. Вербами украшали дом, иконы, светлые углы в каждой комнате. И конечно, их дарили всем родным и близким.


Что нужно делать в церкви

Первым делом в этот день нужно отправиться за вербами и осветить ветви в церкви. Будет здорово купить их заранее, а с утра сразу пойти на праздничное служение. В принципе тут даже не играет особой роли, насколько часто человек ходит в церковь, крещен ли он. Никаких запретов нет – главное все делать искренне, от души, а не для формального соблюдения обычая.

К тому же именно в церкви можно почувствовать довольно необычную, особую праздничную атмосферу. Это особенно важно сделать людям, которые пока одиноки или переживают нелегкие времена. Порой ведь надо сделать маленький шаг, и перемены к лучшему могут произойти как будто сами собой.

Конечно, верующие знают, что делают в церкви на Вербное воскресенье. Пойти на богослужение необходимо с самого утра. Если человек придерживается строго поста, он просто обязан быть в собрании верующих. Ну а все остальные могут просто уделить немного внимания и насладиться атмосферой праздника.


Что делают дома

И вот самый главный вопрос – что делают в Вербное воскресенье дома. Конечно, первым делом нужно искренне поздравить всех домашних, близких, гостей и соседей с этим праздником. Кстати говоря, на Руси с незапамятных времен существует интересный обычай: освященными ветвями вербы легонько ударяют близкого человека и желают ему здоровья. А тем, кто планирует какое-то важное мероприятие, можно скушать три почки и искренне поверить в то, что ситуация сложится хорошо.

Из верб можно сделать маленькие букетики и поставить их пучками в воду – это самое главное, что нужно сделать в Вербное воскресенье у себя дома. Если в доме есть икона, то несколько веток надо обязательно разместить рядом со святым ликом. Так мы усиливаем полезное действие вербы и к тому же подзаряжаем домашнюю обстановку, настраиваясь на все самое доброе.

В такой прекрасный день лучше постараться уделить побольше времени своей семье. Почему бы не испечь вкусную домашнюю сдобу? Ведь, пожалуй, не найти запаха уютнее, чем тот, который идет от горячих булочек. Кстати говоря, на Руси пекли мучные шарики (как колобки) и прятали в некоторые из них почки вербы. Дети могут оценить это веселье и сегодня — попробуйте сыграть с ними в эту интересную игру.

Для тех, кто соблюдает пост, в такой день разрешается небольшое послабление: можно употреблять рыбные блюда, а еще – немного хорошего красного вина (например, церковного кагора). Конечно, не стоит устраивать пышные застолья и тем более злоупотреблять спиртным. Ведь смысл праздника – в приятном семейном общении, воспоминаниях о Спасителе, который уже совсем скоро, ровно через 7 дней, воскреснет. Ну а это, как говорится, уже другая история.

Похожие статьи