Как сосредоточиться на домашнем задании. Нет, родителям лучше всё же выйти за дверь

21.09.2019

Выполнение домашних заданий зачастую связано с достаточно серьёзными сложностями. Школьники испытывают трудности, поскольку устают после уроков, стремятся скорее заняться своими делами, отдохнуть. Им тяжело сосредоточиться и взяться за очередную работу. Нелегко вновь начинать учиться уже дома, подходить к каждому заданию ответственно. Для успешных занятий требуется сила воли, усидчивость. Разумеется, сказывается усталость, а некоторые дисциплины сами по себе вызывают отрицательное отношение. Например, всегда тяжелее выполнять домашнюю работу по тем предметам, которые менее понятны. Самое главное в таких случаях – сосредоточиться, следовать алгоритму работы, продумать план занятий, рационально распределять время и не отвлекаться. Учитывайте ряд нюансов, помните рекомендации, чтобы быстро делать домашнее задание и не допускать ошибок. Тогда вы сами удивитесь результатам: оказывается, можно заниматься гораздо эффективнее, тратить при этом меньше времени.

Как добиться высокой скорости и грамотности при выполнении домашнего задания?
В первую очередь вам понадобится запомнить важное правило: торопиться нужно медленно. Не следует спешить, стараться как можно быстрее писать, читать, решать задачи. С таким подходом сразу резко упадёт качество работы, а на проверку и исправления уйдёт дополнительное время. Чтобы действительно повысить скорость, но при этом избежать недочётов, вам нужно тщательно распределять время, действовать целенаправленно и сосредоточенно, не отвлекаясь.
  1. Начните с составления графика ваших домашних занятий. Желательно, чтобы какое-то время учёбе вы уделяли каждый день, а не только непосредственно перед походом в школу. Если вы распределите нагрузку более равномерно, вам будет гораздо легче работать. Всегда учитывайте в вашем распорядке дня, что на уроки может уйти чуть больше времени, чем вы рассчитывали. Оставляйте запас от 30 минут до 1 часа. Старайтесь выполнить всё в срок, но и не забывайте, что данный запас у вас остаётся. Пусть длительность периода, выделенного на выполнение заданий, вас не пугает: когда вы привыкнете работать внимательно, по плану, у вас будет уходить времени заметно меньше, чем обозначенный срок.
  2. Учитывайте разные факторы, связанные с другими делами, работой, когда определяете время занятий. Желательно не садиться за уроки сразу после прихода из школы. Лучше выделите время на отдых, отвлекитесь от учёбы, перекусите. Хороший вариант – погулять на улице, немного заняться спортом. Если вы устали, остановитесь на пассивном отдыхе: почитайте книгу, посмотрите телевизор. Однако не устраивайте слишком длительный перерыв. Нормальное время для отдыха после школы – 1-1,5 часа. Иногда ученики предпочитают немного поспать, вернувшись из школы, но это не очень хороший выход. Таким образом вы будете сбивать себе режим, сон урывками обычно плохо влияет на организм. Если вам это необходимо, надо посоветоваться с врачом. Хороший вариант – достаточное время спать ночью, тогда вам не будет хотеться лечь, когда вы придёте домой.
  3. Помните, что залог хорошей работы – порядок во всём. Составив график занятий, всегда ему следуйте. Чтобы не забывать вовремя сесть за уроки, ставьте будильник. Также он вам пригодится для обозначения периодов работы, между которыми надо сделать перерыв, примерно 10 минут. Когда уроков задано много, не нужно для экономии времени делать всё подряд. Вам понадобятся перерывы для отдыха, желательно делать их каждые 35-50 минут. Их частота может зависеть и от характера работы: ориентируйтесь на своё состояние. Если работа фрагментарная (например, вы решаете задачи по физике или алгебре), но вы от неё утомляетесь, можно отдохнуть через 35 минут. Когда задание даётся вам легче, но само по себе требует длительного времени выполнения (например, написание сочинения), стоит сделать перерыв через 50 минут, но немного дольше отдыхать.
  4. Держите в строгом порядке все ваши вещи, школьные принадлежности, учебники и тетради. Тогда у вас всегда всё будет под рукой, вам не понадобится долго искать потерявшиеся предметы или заводить новые тетрадки. Обратите внимание, что сама обстановка начнёт создавать у вас рабочее настроение, когда вокруг всё стоит на своих местах.
  5. Приступая к занятиям, заранее позаботьтесь о тишине и спокойствии. Вас ничто не должно отвлекать: выключите телевизор, уберите в сторону любимые книги, журналы. Желательно выключить компьютер и телефон. Это поможет правильно делать домашнее задание, не затягивать работу.
  6. Создайте для себя максимально комфортные условия. Стол должен быть удобным, уберите с него все посторонние предметы. Выберите самый подходящий стул, обратите внимание на его высоту, соответствие столу. Старайтесь сидеть прямо, не нагибаться слишком низко к тетрадям. Если будете сгибаться, в такой позе вы гораздо быстрее почувствуете усталость, потому что увеличится нагрузка на позвоночник, спину. Не следует заниматься на диване, лёжа, поскольку это негативно влияет на зрение.
  7. Постепенно создавайте собственную «базу знаний». Обязательно сохраняйте свои записи, тетради, контрольные и письменные работы, конспекты. Всё это вам непременно пригодится. Даже если вы уже перешли в другой класс, не выбрасывайте бумаги: потом темы могут повторяться, многие из них тесно связаны между собой. Ведите записи, когда занимаетесь самостоятельно. Например, если какая-то тема или предмет вызывают у вас трудности, сами старайтесь восполнить пробелы: перечитывайте теорию, конспектируйте сложные места, выполняйте практические задания. Все эти материалы помогут вам освоить информацию, овладеть нужными умениями, а в дальнейшем вы сумеете, просто просмотрев старые записи, воспроизвести всё в памяти.
  8. Подумайте, в каком именно порядке лучше делать домашнее задание. Можно начинать с более простого, если вы не сразу погружаетесь в работу, вам тяжело сконцентрироваться. Когда вы быстро утомляетесь, следует приступать сначала к более сложным заданиям, а простые оставлять на последний период работы.
  9. Быстро делать домашнее задание вам поможет рациональное распределение времени, сосредоточенность и ответственное отношение. Не отвлекайтесь на другие дела – время пролетит быстрее, не ослабляйте внимание – вам не придётся долго исправлять недочёты.
Примерный план быстрого и правильного выполнения домашнего задания
  1. Составьте распорядок дня и всегда ему следуйте.
  2. Отдыхайте после школы. Можно погулять или просто посидеть дома.
  3. Держите в строгом порядке все вещи, тетради и учебники, школьные принадлежности.
  4. Поставьте будильник, чтобы не пропустить начало домашних занятий.
  5. Сосредоточьтесь и устраните все факторы, которые могут вас отвлечь: выключите телевизор, не общайтесь по телефону с друзьями.
  6. Делайте перерывы в занятиях, чтобы не переутомляться.
  7. Рационально распределяйте время: примерно рассчитайте заранее, на какие уроки сколько времени у вас будет уходить, учитывайте особенности школьного расписания, ваш уровень подготовки. Что-то можно отложить, сделать в выходные. Но основную массу уроков лучше делать сразу, когда вы пришли из школы, у вас свежи воспоминания, тему недавно объяснил учитель.
  8. Подумайте, с чего вам лучше начинать: с более лёгких заданий, или сложных.
  9. Работайте не спеша, чтобы избежать появления ошибок.
  10. Когда всё сделано, обязательно проверьте выполненную работу, постарайтесь найти и исправить недочёты.
Занимайтесь тщательно, по графику, не отступая от плана, делайте перерывы, ответственно относитесь к каждому заданию, даже если оно кажется лёгким, всегда перепроверяйте ваши работы. Тогда вы будете правильно делать домашнее задание, тратить на это меньше времени.

Младшим школьникам на приготовление домашнего задания отводится 15-20 минут в день, однако ваш ребенок может справиться с заданием чуть быстрее или, наоборот, чуть медленнее (у некоторых детей приготовление домашнего задания занимает почти час).
Задавая детям задания на дом, педагоги, как правило, руководствуются следующим правилом. Время, которое отводится ребенку на приготовление уроков, вычисляется из расчета «номер класса х 10», то есть, например, ученик третьего класса должен тратить на приготовление уроков 30 минут в день, а ученик пятого класса - 50 минут. В начале учебного года обязательно поинтересуйтесь у преподавателя, какова его позиция в отношении домашних заданий. Задайте ему например такие вопросы: как часто он будет задавать детям домашние задания? Сколько времени отводится детям на приготовление домашних заданий по тому или иному предмету? Следует ли родителям предлагать ребенку свою помощь или, может быть, преподаватель предпочитает, чтобы дети готовили уроки самостоятельно?

Полезные навыки и привычки по выполнению домашних заданий

Помогите вашему ребенку правильно организовать учебный труд. Ваш ребенок должен иметь свой школьный уголок, где он будет делать уроки. Постарайтесь, чтобы ребенок садился готовить домашние задания в одно и то же время. Совсем не обязательно покупать младшему школьнику письменный стол - для приготовления уроков вполне годится и обычный кухонный. Место, которое вы отвели вашему ребенку для приготовления уроков, должно быть хорошо освещено. И еще одно условие: в комнате, где ребенок готовит домашние задания, должна -соблюдаться тишина, его не должны отвлекать никакие внешние раздражители (телевизор, телефон, шум из окна). Все школьные принадлежности ребенка (тетради, карандаши, словари) должны находиться у него под^ рукой - так он сможет быстро приступить к работе, не тратя времени на поиски ручки или карандаша.
Некоторые дети приступают к выполнению домашних заданий без каких либо напоминаний со стороны родителей. Иногда ребенку требуется какое-то время, чтобы переключиться, войти в рабочее настроение, настроить себя на деловой лад. В большинстве случаев ребенку достаточно для этого 10-15 минут, по истечении которых он усаживается за стол и начинает готовить уроки.
В какие часы ребенок должен готовить домашние задания? Мы не можем дать каких-либо универсальных рекомендаций по этому поводу. Некоторые дети предпочитают делать уроки в послеобеденные часы, сразу же после возвращения из школы. Другие школьники, наоборот, посвящают послеобеденные часы отдыху, развлечениям, играм со сверстниками, а по вечерам готовят домашние задания - в это время суток у них прилив свежих сил. Позвольте вашему ребенку самостоятельно решить вопрос о том, в какие часы он будет готовить уроки. Эта тема часто становится основной темой конфликтов между родителями и детьми. Родители вопрошают своего ребенка: «Джонни, ну почему мне приходится каждый день напоминать тебе об уроках!» Если ваш ребенок выполняет домашние задания в строго отведенные часы, такой проблемы просто не возникает.

Некоторые дети, однако, испытывают психологический дискомфорт, когда родители заставляют их выполнять домашние задания в строго определенное время (например с четырех часов дня до шести часов вечера). В таких случаях родителям не следует жестко контролировать распорядок дня своего ребенка, а можно ограничиться лишь самыми общими наставлениями. («Пока не приготовишь уроков, никаких видеоигр!») Определите, какая форма организации выполнения домашних заданий является оптимальной для вашего ребенка и всей семьи в целом. Придерживайтесь установленного распорядка дня в течение всего учебного года.
Очень часто ребенок просит родителей посидеть с ним, пока он делает уроки. Вам, вероятно, не составит особого труда выполнить эту просьбу (пока ребенок готовит домашние задания, вы можете читать, писать, работать с документами в той же комнате). Не следует, однако, заходить слишком далеко: вы не можете выполнять домашние задания вместо вашего ребенка. Вы должны помочь ему сосредоточиться, настроиться, сконцентрировать внимание. Время от времени ваш ребенок может обращаться к вам за помощью (например, если он никак не может справиться с задачей по математике). В этом случае сначала предложите ребенку самостоятельно решить несколько более простых задач, а затем уже переходите к той задаче, которая вызвала у него затруднения. Если ваш ребенок обращается к вам за помощью не от случая к случаю, а постоянно, обязательно поговорите с преподавателем. Может быть, ему следует более подробно объяснять ребенку его домашнее задание, уделять больше внимания тем или иным моментам. Если ваш ребенок выполняет задание большого объема (например пишет сочинение или готовит курсовой проект), вы должны помочь ему правильно организовать работу. Ежедневно ребенок должен выполнять некую строго определенную часть домашнего задания, а вы помогите ему составить план работы.
Иногда преподаватель просит родителей проверять домашние задания ребенка, но все же в большинстве случаев проверка уроков остается исключительно прерогативой преподавателя. Следует ли родителям оказывать ребенку помощь в приготовлении уроков? Если да, то какова должна быть эта помощь? У каждого преподавателя имеется на этот счет свое мнение. Иногда преподаватель задает детям задание на дом, чтобы проверить, как они усвоили тот или иной раздел учебной программы. Проверив его, преподаватель понимает, на какие моменты ему следует обратить больше внимания на занятиях. В данном случае родителям нет никакой необходимости вмешиваться и давать ребенку какие бы то ни было советы относительно его домашнего задания. Бывает, однако, и другая ситуация: преподаватель задает на дом несколько с иной целью. Он хочет, чтобы у детей сформировались прочные навыки выполнения того или иного упражнения, чтобы они лучше усвоили пройденный материал. В данном случае помощь родителей может оказаться далеко не лишней. Некоторые преподаватели считают, что домашние задания вырабатывают у ребенка дисциплинированность, ответственность, умение организовывать учебный процесс. Если ваш ребенок хорошо справился с домашним заданием, обязательно похвалите его: ваши теплые слова - это самый надежный стимул.

В итоге мы приходим к следующему заключению. Родители должны помогать ребенку в учебе, давать ему полезные советы, но при этом ни в коем случае не делать вместо него ту работу, которую он обязан выполнить самостоятельно. Ваша задача - предоставить ребенку тихий спокойный уголок, где он мог бы без помех заниматься, и обеспечить его необходимыми школьными принадлежностями. Время от времени вы можете оказывать ребёнку помощь в выполнении того или иного задания, но при этом не забывайте, что домашние задания - это работа вашего ребенка, а потому не пытайтесь выполнить эту работу вместо него.
Через несколько недель после начала нового учебного года поговорите с учителем вашего ребенка и поинтересуйтесь, справляется ли он с домашними заданиями. Если у вашего ребенка возникли с этим проблемы (может быть, он просто не понимает, как выполнить то или иное задание? А может быть, задания слишком легкие для него и он выполняет их за несколько минут?), обязательно сообщите об этом преподавателю, чтобы тот скорректировал задания с учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка.
Вы окажете вашему ребенку большую услугу, если по вечерам будете читать ему вслух. Это прекрасный способ пробудить у ребенка интерес к чтению. Помимо всего прочего так вы сможете хотя бы несколько минут побыть наедине с ребенком, уделить ему внимание. Если ваш ребенок получает домашние задания не каждый день, чтение вслух в определенные часы может стать для него своего рода «домашней работой», а сам он при этом приобретает навыки регулярного, систематического учебного труда.
Если вы хотите привить вашему ребенку вкус к чтению, вы должны стать для него примером: ребенок обязательно должен видеть в ваших руках книгу. Сходите с ребенком в библиотеку или в книжный магазин, помогите ему выбрать книги для домашнего чтения.. В некоторых семьях придерживаются следующего правила: каждый вечер приблизительно на полчаса в доме выключается телевизор, и все члены семьи погружаются в чтение. Ребенок среднего и старшего школьного возраста должен уделять чтению и другим видам познавательной деятельности не менее 1-2 часов ежедневно.
Учеба - это, конечно, очень важно, но не следует забывать и об игре. Игра, игровая деятельность имеют огромное значение для физического и духовного развития ребенка; в процессе игры ребенок приобретает необходимые социальные навыки. Когда вы предлагаете вашему ребенку выполнить то или иное задание преподавателя или просто почитать книгу, не забывайте, что после длинного напряженного дня в школе ребенку необходимо отдохнуть, поиграть.
Помогите ребенку выбрать такие игры и развлечения, которые будут соответствовать его характеру и темпераменту. Что предпочитает ваш ребенок - спорт, музыку, велосипедные прогулки или просто игры с друзьями?

Как разговаривать с ребенком о школе

«Что ты делал сегодня в школе?» «Да так, ничего особенного».
Вот типичный образчик диалога между отцом и сыном. Как поступить родителям в подобной ситуации? Вы проявляете искренний интерес к событиям школьной жизни вашего ребенка, вам хочется как можно больше узнать обо всех его успехах и неудачах, но в то же время вы не хотите докучать ребенку своими расспросами, боитесь показаться навязчивым. Дети среднего школьного возраста и подростки зачастую болезненно реагируют на любые расспросы родителей об их школьной жизни.
Дети, как правило, с большей охотой рассказывают о своих школьных делах, когда вы задаете им конкретные, четко сформулированные вопросы, причем для таких вопросов вам следует выбрать подходящий момент. Например, не стоит затевать с ребенком пространную беседу, когда он только что вернулся из школы. Ребенок устал, он голоден, ему хочется отдохнуть, поиграть с друзьями, и в этот момент он не испытывает ни малейшего желания вспоминать о событиях прошедшего дня, поэтому разумнее будет перенести разговор на вечер. Начните вашу беседу например так: «Мне кажется, ты здорово проголодался. Давай-ка перекусим, а потом ты расскажешь мне, что происходило сегодня в школе».
Ваши вопросы должны быть как можно более конкретными. Например, спросите ребенка:

  • Что нового ты узнал сегодня в школе?
  • Какие вопросы ты задавал в классе?
  • Понравилась ли тебе книга, которую вы читаете в классе? О чем в ней рассказывается?
  • Может быть, ты хочешь показать мне какие-нибудь рисунки, поделки?
  • Как ты справляешься с десятичными дробями? Мне кажется, сегодня ты выполнил это упражнение гораздо быстрее.
  • Расскажи, как прошел лексический тест. Наверное, тебе встретилось несколько незнакомых слов?

Учителя прекрасно знают, что ребенок может о чем-то забыть, что-то упустить из виду, поэтому очень часто пишут родителям записки с кратким отчетом о событиях школьной жизни. Каждый вечер спрашивайте вашего ребенка, не передавал ли его преподаватель письмо или записку для вас.
Иногда ребенок начинает рассказывать вам о школьных событиях в совершенно неподходящий для этого момент (например вы готовите обед или заняты какой-нибудь срочной работой). Покажите ребенку вашу заинтересованность, скажите например следующее: «Мне очень хочется послушать твои школьные новости, но сейчас я очень занята, мне нужно приготовить обед. Подожди минутку, я поставлю кастрюлю в духовку, мы сядем за стол и спокойно поговорим». Или: «Помоги-ка мне приготовить салат, мы будем резать овощи и разговаривать».

Рекомендации по выполнению домашних заданий для школьников 10-12лет

Когда ребенок переходит в четвертый класс, его учеба приобретает несколько иной характер: в частности, меняются цели и содержание домашних заданий. Ученик начальной школы просто учится читать, и на данном этапе чтение является целью обучения. Школьники среднего и старшего возраста уже не просто читают, а для того, чтобы чему-то научиться - таким образом, чтение для них становится средством обучения. Дети среднего школьного возраста выполняют уже гораздо более сложные задания, причем как дома, так и в классе. Теперь ребенку приходиться прилагать гораздо больше усилий, чтобы выполнить домашние задания. Их выполнение отныне становится неотъемлемым компонентом учебного процесса и существенно влияет на успеваемость. 10-12 лет - это как раз тот возраст, когда ребенок уже может проявить самостоятельность, ответственность, он уже почти не нуждается в родительской опеке.
Задавая уроки на дом детям среднего школьного возраста, учитель преследует сразу несколько целей. Во-первых, выполняя уроки, ребенок закрепляет полученные в школе знания и овладевает некоторыми практическими навыками. Во-вторых, домашние задания - это прекрасная возможность научить ребенка дисциплине, самоорганизованности, ответственности за порученное дело.
В предыдущей главе мы говорили о младших школьниках и давали родителям некоторые рекомендации относительно приготовления домашних заданий. Все советы в полной мере относятся и к школьникам среднего школьного возраста. Домашние задания лучше всего выполнять несколько часов спустя после возвращения ребенка из школы. Отдохнув после напряженного школьного дня и пообедав, он не будет испытывать голода и сможет полностью сосредоточиться на домашнем задании. Договоритесь с ребенком, в какие часы он будет делать уроки. Придерживайтесь установленного распорядка дня в течение всего учебного года. Так ваш ребенок научится организовывать свое время, приучится к порядку и дисциплине. Распорядок дня не должен, однако, быть слишком жестким: в течение учебного года у вашего ребенка могут возникнуть различные непредвиденные ситуации. Некоторые школьники предпочитают разделять домашние задания на несколько небольших частей. Приготовив одну часть, ребенок делает небольшой перерыв, а затем приступает к следующему заданию.
Родители должны помочь ребенку сосредоточиться, настроиться на выполнение домашнего задания. Ежедневно просматривайте полученные ребенком задания, посоветуйте ему, к кому обратиться за помощью в случае затруднений - к вам, старшему брату или сестре, к однокласснику. Самые трудные задания следует выполнять в первую очередь. Если ребенок готовится к сложному тесту, пройденный материал необходимо повторить дважды - вечером и утром. Школьники среднего школьного возраста, как и младшие школьники, должны готовить домашние задания в тишине, в комнате не должно быть никаких посторонних шумов, ничто не должно отвлекать ребенка от работы (телевизор, радио, телефон, компьютер, игрушки). Все необходимые школьные принадлежности должны находиться под рукой, чтобы не тратить времени на поиски ручки «ли карандаша.
Ниже мы приводим несколько полезных советов для школьников. Эти советы помогут детям приготовить домашнее задание по тому или иному предмету.

Задания по чтению

  1. Разделите главу на небольшие фрагменты, ориентируясь на те заголовки, которые дает в тексте сам автор.
  2. Определите главную мысль каждого смыслового фрагмента. Запишите ключевые фразы или предложения, которые отражают эту главную мысль.
  3. Составьте развернутый план всего текста: пункты плана должны содержать основную.идею каждого смыслового фрагмента. Оставьте свободное место для заметок. Когда в классе будут проверять домашнее задание, вы сможете записать здесь все замечания, высказанные преподавателем и одноклассниками.

Письменное задание (сочинение)

  1. Первое, что следует иметь в виду - на первом этапе работы перед вами находится всего лишь черновик, в который вы будете вносить множество изменений и дополнений. Окончательный вариант вашего сочинения будет значительно отличаться от черновика, причем отличаться в лучшую сторону.
  2. Записывайте любые мысли (даже самые, на первый взгляд, нелепые), которые приходят вам в голову в связи с темой вашего сочинения. Составьте «банк идей».
  3. Распределите все, ваши идеи по тематическим блокам. Получившиеся тематические блоки выстройте в логической последовательности.
  4. Запишите ответы на следующие вопросы: чем вы руководствовались, когда выделяли для себя именно эти тематические блоки? Почему вы выстроили их именно в такой последовательности?
  5. Используя тематические блоки в качестве плана, напишите самый первый, черновой вариант сочинения. На этом этапе работы вам не следует беспокоиться об орфографии и пунктуации.
  6. Внесите необходимые исправления в ваш черновик. Обратите внимание на следующие основные моменты.

Смысловая сторона текста. Раскрывает ли написанный вами текст тему сочинения?
Структура текста. Логично ли связаны между собой отдельные предложения и абзацы? Можно ли выделить в каждом абзаце главную, ключевую мысль?

Структура предложений. Содержит ли каждое ваше предложение законченную мысль? Соблюдены ли правила орфографии и пунктуации?
Лексика . Какие слова в тексте можно заменить другими, более близкими по смыслу? Все ли слова написаны правильно, соблюдены ли правила орфографии?
Общее впечатление о тексте. Легко ли читается текст? Отвечает ли он требованиям, которые предъявляет к нему преподаватель (стиль изложения, формат и т.п.)?

Математика

  1. Вы должны в совершенстве овладеть основными математическими операциями (сложение, вычитание, умножение и деление). Овладевайте навыками выполнения арифметических действий постепенно, ежедневно выполняя от трех до пяти упражнений. Выполняя упражнения, вы можете вести записи или использовать карточки с цифрами.
  2. Вы должны хорошо понимать правила выполнения арифметических действий. Домашнее задание по математике выполняйте не спеша, и обязательно проверяйте результаты ваших вычислений. Очень часто школьники совершают ошибки в вычислениях не из-за незнания того или иного правила, а по невнимательности.
  3. Если вы изучаете десятичную систему исчисления, денежные купюры в вашем кошельке могут послужить для вас наглядным пособием.
  4. Если вы изучаете дроби, воспользуйтесь наглядными пособиями - они дадут вам ясное представление о" сути этого математического понятия.

Подготовка к тестам

  1. Соберите все ваши черновики, домашние задания, заметки, наброски. Расположите их в хронологической последовательности.
  2. За четыре дня до теста просмотрите всю собранную информацию.
  3. За три дня до теста просмотрите заголовки основных разделов учебника.
  4. За два дня до теста проанализируйте всю собранную информацию и распределите ее по тематическим блокам.
  5. Накануне теста постарайтесь по памяти воспроизвести содержание ваших записей, конспектов, разделов учебника.

Другие способы улучшения процесса выполнения домашнего задания

Дома ваш ребенок обязательно должен читать, причем читать самостоятельно, для собственного удовольствия (не следует ограничиваться чтением вслух). Если у ребенка появился вкус к чтению, эта полезная привычка останется с ним на всю жизнь. Преподаватель родного языка или школьный библиотекарь поможет вам и вашему ребенку подобрать книги для домашнего чтения. Обязательно запишите вашего ребенка в публичную библиотеку. Если вам позволяет финансовое положение, вступите в детский книжный клуб или подпишитесь на журнал для детей соответствующей возрастной группы. Если ваш ребенок видит в ваших руках книгу, он скорее всего последует вашему примеру и станет вдумчивым читателем. Время от времени заводите с ребенком разговор о прочитанных книгах, обменивайтесь впечатлениями о том или ином писателе, литературном герое. Когда ваш ребенок был совсем маленьким, вы читали ему вслух. Теперь, когда ваш ребенок пошел в школу, он, вероятно, сам захочет почитать вам вслух ту книгу, которую вы читали ему в раннем детстве.
Даже если вы очень заняты, постарайтесь вечером выкроить хотя бы несколько минут для доверительной беседы с вашим ребенком. Расскажите ребенку, как прошел ваш рабочий день, расспросите его о событиях в школе.
Каждый ребенок - это созидатель, творец, поэтому предоставьте вашему ребенку возможность выразить себя: пусть он сочиняет, рисует, лепит, мастерит. Может быть, ваш ребенок напишет короткий рассказ, сочинит забавное письмо вашему другу или родственнику, нарисует поздравительную открытку? Бумага, карандаши, картон, фломастеры и прочие канцелярские принадлежности должны всегда находиться под рукой, чтобы ребенок в любую минуту мог воспользоваться ими. Многие исследователи придерживаются следующей точки зрения: когда ребенок пишет, у него формируются навыки чтения, а когда ребенок читает, у него формируются навыки письма.
Найдите себе какое-нибудь увлечение, хобби, которым вы могли бы заниматься вместе с ребенком. Пусть эти часы принадлежат только вам и вашему ребенку: никому не позволяйте нарушать ваше уединение, в случае необходимости даже можете отключить телефон (иногда дети жалуются, что с папой и мамой им проще всего общаться по телефону, поскольку на телефонные звонки родители отвечают гораздо быстрее).
Повесьте в комнате ребенка географическую карту и проследите, чтобы ребенок пользовался ею как можно чаще. Регулярно обращайтесь к ребенку с «географическими» вопросами «Покажи-ка мне на карте, где живет наша тетушка Линда? В каком городе живет наш президент? Покажи этот город на карте». Географическая карта сослужит вам хорошую службу, когда вы будете рассказывать ребенку о том или ином историческом событии (например в дни общенациональных праздников).
Дети, как правило, охотно ходят в библиотеку. Оказавшись в публичной библиотеке, школьники чувствуют себя в ней как дома, так как они достаточно часто посещают свою школьную библиотеку и имеют представление о правилах поведения читателя. (Во многих школах библиотеки превратились в образовательные центры: там имеются не только книги, но также видео- и аудиоматериалы).
Не следует забывать и о культурных мероприятиях. Посещая выставки, концерты, спектакли, ваш ребенок не просто развлекается, но расширяет свой кругозор, закрепляет полученные в школе знания, приобретает новый социальный опыт.

Постарайтесь привить своему ребенку навыки здорового образа жизни. В школе ваш ребенок уже получил определенные теоретические знания по этому вопросу, и вы должны научить его применять полученные знания на практике. Например, отправляясь вместе с ребенком в магазин, выбирайте для семейного стола только полезные для здоровья продукты. Если вы не придерживаетесь принципов здорового питания в своем повседневном рационе, ваш ребенок скорее всего последует вашему примеру. В подобной ситуации он не сможет применить на практике полученные в школе знания о принципах здорового образа жизни. Позвольте ребенку принять участие в приготовлении некоторых блюд: пусть он самостоятельно прочитает рецепт, отмерит необходимое количество того или иного продукта. Таким образом, ребенок будет приобретать необходимые знания и навыки, касающиеся семейного питания.
Вам необходимо позаботиться и о физическом воспитании вашего ребенка. Например, на уик-энд отправляйтесь всей семьей на природу, организуйте семейный спортивный праздник. Плавание, теннис, велосипедный спорт, коньки - вам остается только выбирать! Подружившись с тем или иным видом спорта, ребенок проносит это увлечение через всю свою жизнь; оно поможет ему сохранить здоровье на долгие годы. Не забывайте и о пеших прогулках: они прекрасный способ приобщить всю вашу семью к занятиям физкультурой.

Наталья Ард

Психолог, мама троих детей. Работает с подростками в сообществе подростков и родителей TulaTeens, г. Тула.

Давление и упрёки со стороны родителей. Чувство беспомощности и вины у ребёнка.

Мы попали в замкнутый круг. Каждый день не сделанные вовремя уроки, бесконечная работа над ошибками и новые упражнения. Снова ошибки, снова долгие, затяжные занятия. Ребёнок угасает, истощается и тупеет на глазах, а я… я уже не знаю, что делать. Мы тонем в домашних заданиях. Руки опускаются.

Мама третьеклассника

Что же пошло не так и можно ли помочь утопающему? Почему одни ребята быстро и легко справляются с домашними заданиями, а для других это непреодолимая преграда? Обсудим типичные ошибки при выполнении домашних заданий и расскажем, как их избежать.

1. Затянутый старт

«Моя дочь может 30 минут перекладывать учебники, ходить на кухню за стаканом воды, отвлекаться на младшего брата, ныть и объяснять, почему она не хочет делать уроки. Всё, что угодно, кроме выполнения домашней работы».

Привычка долго раскачиваться, откладывать дела и отвлекаться - бич большинства школьников. Привычка, которая незаметно и безжалостно съедает время.

Главное - начать быстро и весело. Как помочь? Пообещать сладкий приз по окончании или другое вознаграждение, например: «Успеешь сделать уроки до 17:00 - пойдёшь на тренировку или в театральную студию».

2. Попытка учить уроки за столом, заваленным тетрадками и книжками

Вы можете не обращать на это внимание, но на рабочем месте - бардак в голове.

Помогите ребёнку. Скажите ему: «Оставь на столе только дневник, учебник и материалы к одному уроку. Выучи и убери, затем доставай следующий». Удивительно, насколько эта простая рекомендация экономит время.

3. Привычка делать домашнее задание перед уроком, а не после

Делать уроки в последний момент, постоянно откладывать и жить с чувством опоздания. Вы не задумывались, что слово «успех» происходит от слова «успевать»?

Измените ситуацию и перестаньте догонять уходящий поезд. Опережайте, атакуйте! Пусть все задания будут сделаны сразу после уроков уже сегодня. Чувство свободы будет лучшей наградой.

4. Неограниченное время на выполнение домашних заданий

Заняты́е дети, у которых расписана каждая минута, делают уроки быстро и качественно. Они интуитивно правильно организуют работу, вычленяя суть и экономно расходуя время. Помните закон Паркинсона? «Работа заполняет время, отпущенное на неё».

Вам могут помочь таймер, звуковой сигнал, песочные часы, ритм чередования рабочих блоков и коротких отдыхов. Никогда не позволяйте детям до бесконечности растягивать выполнение уроков за счёт прогулок, друзей и .

5. Освобождение ребёнка от обязанностей по дому

«Что вы, Любочка учится каждый день до двенадцати или даже до часу. Она ложится позже нас и встаёт раньше. Как придёт домой, перекусит и сразу за уроки. Так и сидит».

Не позволяйте ребёнку сидеть. Домашние хлопоты - это продуктивный отдых. Научите ребёнка чередовать уроки с короткими полезными переключениями по 10–15 минут. Пусть он пропылесосит комнату, помоет полы, погуляет с собакой или уберёт покупки в холодильник. Усталые мозги за такое скажут спасибо. И уроки сделаются быстрее.

6. Обучение только по учебнику

Если ваш ребёнок занимается только по учебникам, он никогда не станет культурным и образованным человеком. Выучить, чтобы ответить и забыть? Да он просто тратит время впустую!

Давайте разберёмся, как же надо. В учебнике даны только выжимки знаний. Они плохо усваиваются, зубрить их бесполезно. Гораздо лучше глубоко и комплексно изучать тему, находить взаимосвязи между предметами, смотреть и читать художественные книги по теме урока.

За каждой фразой из учебника должны вставать картинки, образы, истории, факты. Так знания становятся образованием и остаются с человеком.

Конечно, в рамках учебного года с его калейдоскопической скоростью это нереально. Но выход есть. Откройте YouTube и поищите видео по теме урока. Как правило, по многим темам есть документальные фильмы по 10–20 минут с опорой на учебник.

Научите ребёнка смотреть ролики в ускоренном режиме. Через 15–20 минут он будет владеть материалом, приводить примеры. Отличные оценки в школе и репутация интересного человека гарантированы.

7. Выполнение всех заданий в полном объёме

Наиболее ярко это заметно в начальных классах. Прессинг на ребёнка со стороны родителей необходим традиционной российской школе как рычаг влияния.

Школа же оказывает давление на учителя, требуя хороших показателей по экзаменам, олимпиадам, конкурсам. Поэтому зачастую учителя ведут себя так, будто их предмет - единственный. Но учителей много, а ваш ребёнок один, его ресурсы ограничены.

Берегите силы ребёнка, не позволяйте переутомляться и истощаться. Выберите ключевые предметы, отдайте им предпочтение и спокойнее относитесь к остальным.

Способность ученика справляться с домашней работой - показатель успешности обучения в школе. Родители могут помочь ребёнку организовать этот процесс. Помните при этом, что уроки нужны для закрепления знаний, а не ребёнок для уроков. Будьте на стороне его интересов.

Рассказывает мама пятиклассника: «В школе я была отличницей и всегда делала все уроки. На это уходило всё мое время. Мне некогда было гулять с подругами, читать книги или просто ничего не делать. Моя двоюродная сестра, ровесница, не стремилась хорошо учиться. Она с мамой много читала, путешествовала, разговаривала, играла с подругами. Уроки делала по остаточному принципу.

Я выросла, стала бухгалтером и не очень довольна жизнью. Моя сестра - успешный человек. Она состоялась в семье, работе, бизнесе. Её уважают, у неё есть своё мнение, своя интересная жизнь. Этот пример всегда перед глазами, когда проверяю домашнюю работу сына».

Может быть, причина в отношении к домашним заданиям? Возможно, для в жизни не надо тратить всё время только на уроки?

Проанализируйте ошибки и помогите своему ребёнку подходить к выполнению школьных уроков более эффективно. Порадуйтесь вместе с ним тому, насколько быстрее он будет с ними справляться и как изменится его жизнь.

Чтобы закрепить успех, заранее придумайте, как вы будете вместе радоваться жизни в освободившееся от уроков время.

Не зная, как приучить ребенка делать уроки, родители обречены на ежедневное противостояние. Многие дети ни за что не хотят делать домашнее задание, объясняя это усталостью, скукой, непониманием материала, желанием играть, а не корпеть над школьными учебниками, в общем, находят множество отговорок – лишь бы не усаживаться за рабочий стол. И победить в этом извечном упорном противостоянии можно лишь при помощи разумных доводов и личного примера, конечно же, запасшись изрядной долей терпения.

Единственно верный вариант работы над ошибками демонстрируют нам годовалые малыши, которые только приступают к освоению нового для себя навыка - ходьбы. Вспомните, что делает ребенок после неудачи, если, конечно, это не сопровождается травмой? Он не плачет, не расстраивается, он пытается вновь встать на ноги, и вновь, и вновь. Это происходит до тех пор, пока результат его не удовлетворит. Освоившись на новом уровне своих возможностей, он доводит свои умения до совершенства и продвигается дальше. Трудно даже представить, научились бы дети ходить, если бы мы ругали их за неудачу или не давали возможности повторить попытку.

Когда малыш начинает переворачиваться, его перестают оставлять одного на пеленальном столике. Когда он постоянно падает, пытаясь научиться стоять, ему помогают найти опору. А неуклюжие попытки заговорить всячески помогают претворить в связную речь. Однако никто даже и подумать не может, чтобы запретить ребенку вставать, дабы он не ударился, запретить садиться, дабы он не упал, не разрешить лепетать несуразные слоги, пока не начнет говорить правильно.

Но к учебе, как ни печально, многие родители подходят именно так - ругают и выказывают неудовольствие различных степеней и окрасок по поводу ошибок и недочетов. Это происходит и при выполнении домашнего задания ребенка, и при просмотре прописей, а в дальнейшем - и дневника. Неудивительно, что вскоре уговорить ребенка делать уроки, как показывает практика, будет получаться только с боем, после многочисленных уговоров или окриков, а школьная учеба перестанет приносить удовольствие, и это при том, что познавательная деятельность у детей 6-7 лет является ведущей!

Помогать ли детям делать уроки, или с первых дней заставлять школьников заниматься дома самостоятельно? Как научить ребенка делать домашнее задание быстро? В этом вам помогут представленные ниже советы опытных педагогов и психологов.

Как выучить уроки, и почему детям нужна помощь

Ведущая деятельность означает приоритетная, приносящая удовольствие, та, которая легко удерживает внимание ребенка и позволяет ему долго оставаться включенным в работу. Согласитесь, завидный список качеств, особенно если отнести его к подготовке ребенком домашнего задания. Конечно, от ироничной улыбки трудно удержаться, но как практикующий специалист я настаиваю на правдивости всевозможных психологических трудов, утверждающих, что потребность приобретать знания максимальна именно у детей 6-7 лет.

Справедливость родительских вздохов при словах «домашнее задание» и «школа» также можно понять. А что делать с этими двумя правдами - наличием познавательной потребности и слезами при выполнении домашнего задания, как мотивировать ребенка делать уроки, предстоит разобраться.

Занимаясь работой над ошибками и поиском конструктивного способа этой работы, не стоит возвращаться к вопросу выбора школы и учителя: будем считать, что с этим вы удачно справились, и школа, как и педагог, подходят вашему ребенку. Теперь важно не испортить хороший старт. И поскольку основными атрибутами школьной жизни, благодаря которым мы соприкасаемся с учебной деятельностью нашего ребенка, являются оценки и домашнее задание, мы сначала обсудим проблемы, возникающие при выполнении последнего.

Почему же на начальном этапе обучения детям нужна помощь с уроками? Школьная атмосфера для первоклассника еще в новинку. Маленькому школьнику приходится решать массу новых и сложных задач: от необходимости продолжительное время усидеть за партой до поиска своего места в новом коллективе. И в таком, достаточно стрессовом, состоянии ребенку сложно оставаться собранным и сосредоточенным. Ворох эмоций необходимо переработать, осмыслить и пережить. Именно поэтому основное требование Министерства образования к работе учителя начальных классов - не заставлять детей выполнять домашние задания на первых этапах школьной жизни. К сожалению, это требование не выполняется повсеместно, хотя, по мнению психологов, оно невероятно полезно и важно.

Как показывает практика, выучить уроки ребенку не так-то просто. Наличие домашнего задания обостряет и без того наэлектризованные отношения между родителями и детьми. Ведь вся семья старается соответствовать новому статусу и требованиям. Для ребенка даже сбор школьного портфеля может стать невыполнимой задачей, что уж говорить о самостоятельном выполнении уроков. Будет логичным и естественным, если вы поможете своему ребенку, а не бросите его одного в бурный водоворот новых заданий, правил, обязанностей, а также незнакомых предметов, вещей и одежды. Согласитесь, ему есть от чего растеряться. Поэтому на первых порах помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, как говорят психологи, можно и нужно.

Советы, как правильно приучать ребенка делать уроки самостоятельно

Если вы попали к учителю, которому сложно придерживаться «попустительских» рекомендаций Министерства образования, и домашнее задание стали задавать уже в сентябре, желательно ежедневно помогать ребенку. Чтобы делать уроки с ребенком правильно, как советуют опытные педагоги, нужно поддерживать, вдохновлять, поощрять и контролировать. Именно в таком порядке. Дети до 12 лет могут менять и трансформировать свое поведение, ориентируясь только на положительные стимулы.

Если вам повезло, и домашнее задание стали задавать позже, схема действий все равно останется такой же, только вы получите большее удовольствие от процесса и ваши отношения с ребенком не подвергнутся испытаниям на прочность уже с первого сентября. Можно лишь позавидовать.

Сразу нужно предостеречь пытливых и добросовестных мам и пап от иллюзии, что хороший родитель всегда знает ответы на все вопросы. Это утопия и знакомый все перфекционизм. Далеко не всегда учителя остаются спокойными и сдержанными.

Внимательно прислушайтесь к себе: достаточно ли вы отдохнули, готовы ли к освоению нового для себя дела - выполнению домашнего задания с ребенком, да еще с учетом такого вороха всевозможных психологических рекомендаций! Да и хорошо ли вы знаете о том, как приучить ребенка делать уроки самостоятельно?

С другой стороны, следует помнить о том, что не существует нормы для хорошего ребенка. Невозможно сказать, что «нормальные» дети - это смелые, уверенные, никогда не сомневающиеся в себе или, наоборот, ласковые, послушные, старательные и застенчивые. И поскольку никакой нормы нет, для помощи конкретно вашему сыну или дочке понадобится найти уникальный рецепт. Одним детям, чтобы помочь делать домашнее задание, как показывает практика, необходимо больше поддержки, другим - больше самостоятельности. Предложенные рекомендации призваны облегчить взаимопонимание, а не подвести всех детей к одному знаменателю. И еще раз нужно подчеркнуть: воспитание - это именно процесс, так как ваши отношения с ребенком строятся здесь и сейчас, а не с расчетом на то время, когда он уже будет все знать, уметь и являть собой конечный продукт воспитания.

Помочь ребенку с уроками как можно эффективнее можно лишь в том случае, если вы будете соизмерять возможности малыша и свои амбиции «хорошего родителя» при составлении графика кружков и секций. Если ваш первоклассник посещает после уроков еще пару-тройку внешкольных занятий и приходит домой с продленки, то, скорее всего, к вечеру его познавательные потребности уже иссякли, а актуальными становятся потребности базовые: в питье, еде, сне и безопасности, что и призвано давать человеку его жилище.

Никакого урона развитию таланта это не принесет, как и не принесет вреда самоопределению. Сознательный выбор кружков и первая заявка на дело всей своей жизни происходят намного позже, в подростковом возрасте. Поэтому вы никуда не опоздаете, а вот подорвать психику и здоровье ребенка можете запросто.

Точно так же и ваш первоклассник, придя домой, может делать все вразвалочку, не слышать просьб и замечаний, долго бегать в одном носке и никак не хотеть делать уроки. У ребенка должно быть время для самого себя. Чтобы научить ребенка выполнять домашнее задание самостоятельно, как показывает практика, нужно дать ему насладится атмосферой дома, поделать какое-то время то, что малышу хочется. Необходимым условием плодотворной работы над уроками является наличие у ребенка сил на этот процесс. Если он сыт, погулял, не хочет спать, скорее всего, ему будет интересно или, как минимум, он будет готов выполнить свои обязанности ученика без лишних скандалов.

Под отдыхом не подразумевается время перед телевизором или компьютером. Виртуальная реальность делает мозг пассивным, настраивает его на получение яркого стимулирующего материала в виде картинок. Она не требует анализа и творческого подхода. После подобного «отдыха» в реальность, где ребенку необходимо делать домашнее задание, причем как можно лучше, вернуться очень сложно - и это верно практически для всех детей. Таким образом, отдых за компьютером или телевизором оставьте на потом. Для успешной разгрузки лучше подойдут разговоры с вами, прогулка, возможность повозиться на кухне с мамой, помочь папе, порисовать, поскучать и придумать игру. Итак, перед тем как заниматься с ребенком уроками, воздержитесь от телевизора или компьютерных игр.

Приготовление домашних заданий: как родителям помочь ребенку делать уроки

Следующий шаг на пути того, как научить ребенка делать уроки, - это принятие решения о количестве и качестве вашего участия в этом процессе. Некоторые родители решают вовсе не вмешиваться, оставив «школьное» школьникам. Другая часть приходит к выводу о необходимости сидеть над уроками вместе. Как же быть - помочь ребенку выполнить домашнее задание или отстраниться? Правда всегда находится посередине.

Любая помощь ребенку в новой деятельности схожа с обучением езде на велосипеде. Рассмотрим несколько способов обучения.

Вначале мы все время поддерживаем ребенка, подсказываем, стараемся быть рядом. Спустя какое-то время ребенок уже делает первые кратковременные самостоятельные заезды, затем больше, дальше. Наша помощь нужна все меньше и меньше, только для того, чтобы поддержать или утешить после падений. На следующем этапе ребенку просто спокойно, когда мы наблюдаем за его катанием, и приятно, что мы присутствуем при его успехах. Спустя еще какое-то время детям уже неважно наше присутствие, они просто получают удовольствие от процесса, с его сложностями и радостями.

Этот алгоритм действий подходит практически для любой новой деятельности, где ребенку нужна помощь взрослых. В том числе и в таком вопросе, как помочь ребенку в выполнении домашних заданий А пример с велосипедом показывает, с какой интенсивностью и как долго предлагать родительскую помощь.

Можно, в качестве примера, лихо продемонстрировать собственную езду на велосипеде: как вы здорово держите равновесие, можете отталкиваться, мастерски объезжаете препятствия - результатом может быть полное нежелание у ребенка вообще садиться за руль. Сложно радоваться своим скромным успехам, когда рядом такой виртуоз, к тому же кататься и учиться необходимо не вам, а ребенку, поэтому триумфальная демонстрация собственных навыков - изначально затея бесполезная.

Вывод: новое дело должен осваивать сам ребенок, а не взрослый вместо него, и активная демонстрация собственных доблестей, а на детском языке «хвастовство», успеху подопечного способствовать не будет.

Как заниматься с ребенком, чтобы научить быстро делать уроки

Другой способ обучения - делать уроки с ребенком, но так, как будто вас нет рядом, то есть использовать тактику невмешательства.

Вот велосипед, вот дорога. Вперед! Нельзя сказать, что так ребенок ни в коем случае не научится кататься. Многие освоили железного коня и без помощи родителей. Самая большая неприятность при таком способе обучения - высокая вероятность травм разной сложности и тяжести. И в этом причина того, что часть детей после подобных неудач попросту бросили все попытки освоить езду.

Вывод: для более мягкого, бережного и безопасного вхождения в новую сферу деятельности ребенка лучше поддержать.

Есть и такой способ обучения: вместо того чтобы дать ребенку в руки чудо механики под названием велосипед, вы будете долго и много про него рассказывать. Это никак не будет способствовать уверенной езде вашего ребенка.

Это касается и того, как научить ребенка быстро делать уроки: комментариев должно быть меньше, практики больше.

А теперь представьте, что при общении с новым механическим другом все действия ребенка будут оговариваться, направляться, усовершенствоваться и предвосхищаться нависающим над ним - в буквальном смысле - мудрым руководителем. При такой расстановке сил ученик или разозлится, так как личного пространства для мыслей и действий нет, или полностью подчинится воле руководителя.

Вывод: оставьте пространство для мыслей и действий малыша. В процессе того как делать уроки с детьми, родители и ни буквально, ни фигурально не должны «нависать» над его домашним заданием. Этим вы дадите ему возможность сформировать личный опыт и сделаете важное психологическое послание ребенку: «С тобой все в порядке, родители уверены в твоих силах!»

А бывает и так: бегущий за велосипедом взрослый старательно, крепко и настойчиво держит хорошо освоившего езду ребенка. Ситуация комичная, но нередкая. При этом скорость езды значительно замедляется, а тревога по поводу отрыва от спасительных родительских рук только увеличивается.

Вывод: отпускать надо вовремя.

Эти примеры достаточно наглядно иллюстрируют все возможные варианты крайних родительских позиций: полный контроль над деятельностью ребенка и полное невмешательство.

Из сказанного просится очевидный вывод: чтобы научить ребенка делать уроки самостоятельно, так, как того требуют учителя, и для того чтобы обучение происходило легко, новая деятельность вначале должна осваиваться совместно с родителями, а затем постепенно взрослым нужно отходить на второй план, уступая школьнику главную партию.

Как усадить ребенка за уроки, если он не хочет делать домашнее задание

Многие родители, желая помочь ребенку делать уроки и не зная, как реализовать этот план, сталкиваются с тем, что во время выполнения домашних заданий малыш не желает слушать их рекомендаций. Дело в том, что на фоне смены основной потребности с игровой на учебную главный авторитетный взрослый также меняется. Им становится учитель, или даже учитель с большой буквы. По этой причине от детей можно часто слышать фразы: «Нас так не учили!», «А Наталья Викторовна объясняла не так!». Сделать здесь ничего нельзя, да и нет необходимости. Это естественный процесс, который вначале проявляется достаточно ярко, но спустя какое-то время блекнет и теряет остроту. Ребенок начнет подвергать сомнению и слова учителя, впрочем, это не означает, что он начнет вновь слепо доверять вам. Взросление - это непрерывный процесс отделения, начиная с разрезания пуповины и заканчивая уходом в самостоятельное плавание по волнам идей, мировоззрений и жизненных позиций. Постарайтесь относиться с уважением к новым кумирам вашего ребенка. Не волнуйтесь, очень скоро они сойдут со своих пьедесталов и станут просто значимыми людьми.

Но даже если вы методом проб и ошибок на собственном опыте уже поняли, как усадить ребенка за уроки, может возникнуть другая проблема – выполнив работу неправильно, малыш не хочет исправлять ошибки. Поскольку избежать промахов нет никакой возможности, то, следовательно, эмоционально подкреплять необходимо не сами ошибки, а их исправление. Для начала предложите ребенку самостоятельно находить свои ошибки. Это, с одной стороны, снизит тревогу, а с другой - повысит самоконтроль.

Самым важным моментом в освоении любого навыка является его многократное повторение и исправление ошибок.

Сначала малыш учится переворачиваться, чуть позже осваивает речь, за ней - письмо и , но алгоритм освоения всех этих умений остается неизменным. Меняется только выражение лиц взрослых: после очередного приземления на попу маленького карапуза, пытающегося сделать первые шаги, мы умилительно улыбались, а теперь, заметив очередное исправление в тетрадке с домашним заданием, хмурим брови.

Как маме без крика уговорить ребенка делать уроки

Безусловно, папе и маме надо знать, как делать с детьми уроки, но не менее важно в процессе выполнения домашних заданий формировать у ребенка уверенность. А для этого необходимо предоставлять школьнику самостоятельность. Естественно, пытаясь научиться чему-либо, ребенок будет совершать ошибки (как тогда, когда учился ходить) и исправлять их. Именно поэтому в тетрадках появляются жирные наводки правильных букв и цифр, подтирки, зачеркивания, затирания пальцами. Эти яркие результаты самостоятельной работы настойчиво бросаются в глаза. Чтоб делать уроки с ребенком без крика, как показывает практика, нужно постараться не вмешиваться, не ругать, не сердиться. Своим невмешательством вы сообщите ребенку о своей уверенности в его силах и продемонстрируете готовность принять его несовершенство.

Использование черновиков предполагает выполнение работы дважды, а это дополнительная нагрузка на неокрепшую мелкую моторику ребенка, на его рассеянное внимание и ваши отношения. При старте на такой важной трассе, как школьная жизнь, аккуратность - не тот приз, за который стоит бороться с самого начала. Со временем ребенку самому захочется получать удовольствие от порядка в тетради. Как правило, это происходит во втором полугодии, когда у многих адаптация уже завершилась, внимание стало более устойчивым и появилось желание оттачивать приобретенные навыки.

Разрывая неопрятные тетради, заставляя переписывать по нескольку раз до получения идеального результата, переходя на крик из-за исправлений и затертостей, вы действуете вразрез с психофизическими возможностями шестилетнего ребенка. И что еще более важно - уводите его от любви к учебе в раздражение, усталость и неуверенность.

Затраченные усилия во время выполнения задания и работы по его исправлению

«Результат как желанная и единственная цель» - подобный настрой часто является у родителей основным. С другой стороны, результативность труда - это главная цена любой работы. Когда вы отдаете в ремонт фен, вы вправе требовать получение исправного электроприбора - это и будет результатом, заказываете копию ключа - ожидаете, что он откроет дверь, шьете платье - хотите, чтобы оно сидело отменно. К сожалению, или к счастью, в обучении и воспитании невозможно получить результат четко запланированный, так как объект ваших трансформаций имеет свои чувства, потребности и права, это не безмолвный фен или платье.

В процессе воспитания и обучения возникает огромное количество нестыковок, ошибок, непонимания, поисков договоренностей и компромиссов, объяснений. В этом и заключается взаимодействие и общение с ребенком. И если из всего этого многообразия оставить только результат, то выходит, что ребенок нами любим только при условии хороших оценок и полного послушания. Это - прямой путь к неврозам, и некоторые семьи проходят его до конца.

Если взрослые ценят только достижение ребенком результатов, игнорируя при этом неудачные попытки как потраченные впустую время и усилия, то через некоторое время ребенок, вполне вероятно, будет испытывать трудности при выборе того или иного способа действия. Заданный идеальный результат ему известен, но как найти путь, чтобы достичь его, избежав ошибок и исправлений, а значит, неудовольствия взрослых?

Советы психологов касательно того, как помогать ребенку в приготовлении уроков:

  • При неудачах констатируйте лишь факт их существования, избегайте эмоционального подкрепления, тем более негативного и яркого.
  • Эмоционально поддерживайте усердие и старание ребенка. Подмечайте, когда он сам решил что-то исправить, переделать. Подбодрите его словами: «Какой ты упорный, усердный…»

Статья прочитана 3 306 раз(a).

Часть 1

Создайте подходящую обстановку

    Найдите спокойное рабочее место. Вам будет непросто сосредоточиться в общей комнате, если рядом ваш брат шумно играет в видеоигры. Постарайтесь найти тихое место, где ничто не будет отвлекать вас и вы сможете сосредоточиться на своей работе. Если необходимо, сделайте перестановку в комнате.

    • Часто лучше всего заниматься в своей комнате, хотя подойдут и другие места. Попробуйте выделить отдельное место, где вы сможете выполнять домашнее задание каждый вечер (например, стол на кухне или в гостиной).
    • Если вы не можете найти подходящее спокойное место в доме или у вас нет отдельной комнаты, попробуйте задерживаться после уроков в школе и выполнять домашнее задание там. Можно также посещать с этой целью библиотеку.
  1. Приготовьте все, что вам понадобится. Прежде чем приступить к выполнению домашнего задания, соберите все необходимые принадлежности и аккуратно разложите их на столе. После этого вы сможете сконцентрироваться на работе, а не искать транспортир или вспоминать, где находится ваш конспект. Будьте аккуратны и позаботьтесь перед учебой , чтобы на столе был порядок.

    • Захватите стакан воды или полезный легкий перекус, чтобы вам не пришлось отвлекаться, если вы слегка проголодаетесь. Не вставайте из-за стола.
  2. Устраните все отвлекающие факторы. Выключите компьютер, выйдите из Фейсбука, Твиттера и других социальных сетей. Чтобы сосредоточиться, избавьтесь от всего, что может отвлечь ваше внимание, и сконцентрируйтесь на домашнем задании. Если для работы вам необходим компьютер, используйте его лишь для поиска нужной вам информации.

    Составьте список того, что следует сделать. Прежде чем приступить к домашнему заданию, составьте подробный список того, что необходимо выполнить. Даже если вы пользуетесь школьным дневником или чем-то подобным, лучше иметь подобный список перед глазами, чтобы сверяться с ним.

    • Запишите название предмета и кратко опишите то, что вам нужно сделать. Укажите текущую дату и оцените, как много времени вам потребуется на выполнение каждого задания. Занесите в список все задания.
    • Составьте список так, чтобы сначала шли самые трудные, а затем более легкие задания. Можно также упорядочить задания по примерному времени их выполнения (от продолжительных к более коротким), чтобы сначала заняться самыми трудоемкими вопросами. Эффективны оба метода.
  3. Составьте график. Подходящий план упрощает систематические занятия. Попробуйте отвести каждой задаче определенное время. Например, с 16:00 по 17:00 можно заниматься естественными науками, а следующий час посвятить изучению математики. Это дисциплинирует вас и не даст отвлекаться от работы. Фиксированное время поможет заниматься с большей эффективностью и не оставлять работу на последний момент.

    • Важно помнить о сроках сдачи той или иной работы, чтобы правильно распределить время. Не оставляйте все на последний момент: сложно выполнить за один вечер 4 различных домашних задания, которые необходимо сдать на следующий день.
    • Содержите в порядке свое рабочее место. Вам будет сложнее сосредоточиться, если конспект по математике затеряется среди материалов по русскому языку.

    Часть 2

    Выполните домашнее задание
    1. Настройтесь на выполнение домашнего задания. Бывает сложно сразу переключиться с повседневных дел на учебу. Дайте своему мозгу немного времени, чтобы он смог настроиться на работу. Например, перед выполнением домашнего задания можно немного полистать учебник.

      • Очень эффективно также быстро восстановить в памяти свои записи. К примеру, в понедельник можно просмотреть записи, которые вы делали на занятиях в пятницу. Таким образом вы повторите пройденный материал и настроитесь на выполнение домашнего задания.
    2. В первую очередь выполняйте самые сложные задания. Большинство людей считают, что эффективнее сделать сначала более тяжелые задания, а затем перейти к чему-то полегче. Если вам плохо дается математика, но нравится русский язык, выполните сначала задание по математике и оставьте язык напоследок. Под конец вы устанете, и вам легче будет выполнять более простые задания.

      • Можно также выполнять сначала более трудоемкие задания. Они могут как совпадать с более сложными заданиями, так и отличаться от них.
    3. Попробуйте говорить вслух в процессе выполнения домашнего задания. Если вам сложно сосредоточиться при решении математической задачи, попробуйте прочитать вслух ее условие, чтобы лучше понять его. Это поможет вам сфокусировать внимание на работе.

    4. Завершите одно задание, прежде чем переходить к следующему. Не перескакивайте с одного задания на другое. Вместо этого полностью закончите выполнять одну задачу, прежде чем приступать к следующей. Согласно недавним исследованиям, выполнение нескольких задач приводит к временному снижению коэффициента интеллекта (IQ) и когнитивных способностей, что еще более усложняет работу.

      • Проверяйте выполненные задания. Рядом с выполненным заданием проведите его проверку - можно даже разбить ее на несколько этапов в соответствии с различными частями задания. Отметьте выполненное задание галочкой и поздравьте самого себя с завершением очередной части домашней работы.
      • Если вы никак не можете решить какую-либо задачу, на время отложите ее в сторону. Безрезультатные попытки найти решение лишь расстроят вас и приведут к потере времени. Перейдите к следующему, более легкому заданию - возможно, когда вы вернетесь чуть позже к нерешенной задаче, то сможете взглянуть на нее под новым углом.
    5. Знайте, когда следует остановиться. Вам приходится иногда допоздна засиживаться за домашним заданием? Старайтесь не ложиться спать позднее, чем на один (максимум два) часа привычного времени. Выполните сколько успеете, и если что-то останется, доделайте утром. Если вы не успели выполнить домашнее задание, в следующий раз лучше планируйте время.

      • Если вы устанете, ваша работоспособность снизится, и вам будет сложнее сосредоточиться и на следующий день. Не засиживайтесь допоздна и вовремя ложитесь спать, иначе вам сложнее будет планировать учебу, правильно распределять время и оценивать объем работы.

    Часть 3

    Мотивируйте себя
    1. Время от времени делайте небольшие перерывы. Вместо одного длительного перерыва сделайте несколько коротких перерывов между различными заданиями. Например, после 30–60 минут работы можно 5 минут отдохнуть и слегка перекусить.

      • Выполняйте в течение 5 минут растягивающие упражнения, встаньте и пройдитесь или займитесь еще чем-нибудь подвижным, а не просто сидите и просматривайте ленту во ВКонтакте. Не сидите за столом в течение нескольких часов подряд.
      • Если не делать перерывов, работа может показаться бесконечной. При этом падает продуктивность и снижается концентрация внимания, и человек зря тратит время на социальные сети, рисование каракулей или ошибочную работу.
    2. Будьте осторожны с кофеином. Кофеин придает некоторым учащимся заряд бодрости и помогает сконцентрироваться. Однако других он заставляет действовать импульсивно и необдуманно, подобно бегающей в колесе белке. Не пейте больше обычной для себя дозы кофе или другого кофеинового напитка, так как это может помешать вам сконцентрироваться.

      • Вместо кофеина лучше просто поддерживайте водный баланс организма. Пейте воду или сок - это поможет нормальной и уравновешенной работе мозга.
    3. Попробуйте выполнять домашнее задание вместе с другими людьми. Бывает сложно сосредоточиться, когда вы находитесь в небольшой комнатке наедине со своими книгами и тетрадями. Иногда лучше заниматься совместно с другими людьми или даже большой группой. В этом случае можно контролировать друг друга. Если вы заявите, что работаете над эссе, а окружающие заметят, что на самом деле вы общаетесь в социальных сетях, они смогут напомнить вам о работе.

      • Совместное выполнение домашнего задания является вполне честным методом, если только вы не списываете друг у друга. Таким образом вы эффективно используете время и развиваете навыки учебы.
    4. Побалуйте себя, когда выполните все задания. После выполнения нелегкой работы следует поощрить себя. Займитесь любимым делом, съешьте что-нибудь вкусненькое или немного отдохните - это мотивирует вас не отвлекаться и быстро выполнять домашнее задание в следующий раз.

      • Попробуйте поступить следующим образом: порежьте цветную бумагу на полоски или прямоугольники и запишите все домашние задания на текущий день. Сложите все полоски в одну кучу. Сделайте вторую такую же кучу со списком поощрений: укажите на одной полоске проверку сообщений в мобильном телефоне или Фейсбуке, на второй - 10 минут видеоигры, на третьей - просмотр очередного эпизода сериала и так далее, чем вы хотели бы заняться в свободное время.
      • Когда вы завершите первое задание, достаньте полоску из кучи вознаграждений. Это прекрасный способ поощрить себя за выполнение домашнего задания. Однако не слишком увлекайтесь вознаграждениями: лишь один эпизод телесериала, а не весь сезон!
    • Как ни странно, у вас окажется больше свободного времени, если вы выполните работу сразу, а не будете откладывать ее на потом.
    • Чем бы вы ни занимались, не откладывайте работу на потом, так как это лишь понизит вашу мотивацию.
    • Если вам не хочется выполнять домашнее задание, подумайте о том, чем вы сможете заняться после того, как сделаете его.
    • Не садитесь рядом с надоедливым братом или сестрой.
    • Сосредоточьтесь на работе, а не на своих друзьях. Если вам позвонят, скажите, что вы перезвоните позже.
    • Выполняйте домашнее задание в чистой комнате, чтобы вместо учебы не заниматься уборкой.
    • Не выполняйте домашнее задание там, где есть телевизор, готовят пищу или неприятно пахнет.
    • Прежде чем приняться за домашнее задание, попробуйте слегка размяться, например побегать или попрыгать. Разминайтесь в течение нескольких минут, чтобы улучшить кровообращение.
    • В некоторых исследованиях было показано, что виды природы повышают продуктивность и способность к концентрации внимания. Попробуйте выполнять домашнее задание у окна, из которого открывается вид на задний двор, однако при этом проследите, чтобы ничто не отвлекало вас. Могут помочь также несколько пейзажей на стене или цветы в вазе.
    • Переоденьтесь в удобную одежду, чтобы ничто не отвлекало вас во время работы.
    • Не тратьте время на обдумывание того, как еще больше сосредоточиться, - просто делайте свою работу.
    • Заранее приготовьте все необходимые принадлежности.
    • Составьте график выполнения домашних заданий. Например, после математики и естественных предметов можно 15 минут посмотреть телевизор.
    • Поощряйте себя за выполненную работу.
    • Некоторые считают, что музыка помогает быстрее работать, в то время как других она отвлекает. Это зависит в основном от стиля учебы.
    • Не затягивайте работу и не занимайтесь тем, что никак не поможет вам. Возьмитесь за дело и как можно быстрее завершите его!
    • Отключите на телефоне звуковые сигналы и сообщения. В этом случае у вас не будет соблазна постоянно заглядывать в телефон. Можно полностью выключить его.
    • Прежде чем вы приступите к выполнению домашнего задания, избавьтесь от всех отвлекающих факторов (телефона, компьютера и тому подобного), чтобы они не мешали вам сосредоточиться.
    • Прикройте дверь, чтобы вам не мешали посторонние звуки.
    • Если вам необходим перерыв, сделайте его. Не давайте шуму или другим факторам отвлечь вас. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и отбросьте все посторонние мысли до тех пор, пока не выполните домашнее задание.
    • Послушайте инструментальную музыку - это помогает сосредоточиться.
    • Постарайтесь как можно быстрее выполнить домашнее задание. Это позволит вам сберечь время.

    Предупреждения

    • Не откладывайте работу на последний момент - это вызовет стресс, и выполнять домашнее задание захочется еще меньше! Последствия будут печальны: вы расстроитесь, что не выполнили задание, хотя у вас было для этого время. Кроме того, у вас накопится работа, ведь вам придется выполнять не только текущее, но и просроченное домашнее задание.
    • Заставляйте себя сосредотачиваться и фокусировать внимание. Если вы не будете как следует концентрироваться на домашнем задании, то можете получить плохую оценку по данной теме!
Похожие статьи