Как реализуются права инвалидов в системе образования. Старт в науке

26.06.2020

Образование инвалидов представляет собой доступное средство развития, адаптации лиц с отклонениями состояния здоровья на основе льготных условий, предусмотренных законодателем. Учеба для инвалидов организуется учреждениями власти, обеспечивается законодательными актами (), предполагает варианты реализации такого права. Обучение инвалидов предусмотрено как по общеобразовательной программе, так и при получении гражданами с инвалидностью высшего профессионального образования.

Право на образование

Независимо от того, определен ли факт наличия инвалидности, статуса ветерана или иного звания, отличающего человека, субъект наделен возможностью получать профессиональное образование, а также обязан проходить дошкольные и школьные программы обучения. Установление у лица каких-либо отклонений не может стать причиной упразднения такого права.

Инвалид, согласно , - человек с заболеваниями, травмами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и самостоятельного удовлетворения потребностей. Поэтому такие лица требуют специального подхода, обеспечения для них отдельных условий при реализации предусмотренных законом прав, в частности на получение образования.

В первую очередь, право на дистанционное обучение для инвалидов, образование в школе или на дому, при других условиях закрепляется в международном акте «Конвенция по правам инвалидов», которым должны соответствовать нормы федерального законодательства. Указанный пакт предполагает следующие положения относительно получения инвалидами образования:

  • недопустимо исключать инвалида по причине отклонений из системы образования;
  • обеспечение доступа к бесплатному общему образованию, а также среднему и высшему по месту проживания;
  • организация условий, которые делали бы комфортным обучение согласно индивидуальным потребностям инвалида;
  • поддержка инвалидной группы лиц на всех этапах получения образования;
  • организация обстановки, которая помогала бы инвалиду при получении знаний (домашние условия, специальные учреждения, дистанционный характер обучения, заочный режим и так далее).

Общие принципы реализации рассматриваемого института распространяются на каждого человека, получившего групповую инвалидную принадлежность, невзирая на то, взрослые ли это нетрудоспособные граждане или дети-инвалиды.

Опираясь на международные принципы, (статья 19) формирует направления при обеспечении учебы инвалидам:

  • обеспечение условий для использования инвалидами прав наравне с другими гражданами в части получения образования;
  • способствование развитию личности, адаптации, реабилитации, в особенности при обучении детей-инвалидов;
  • интеграция лиц с отклонениями в общество, развитие социальных, коммуникативных возможностей.

Наличие ограничений для указанной категории населения в период прохождения обучения считается прямым нарушением конституционных прав, что недопустимо и дает возможность инвалидам обращаться в уполномоченные органы для защиты собственных интересов.

Виды образовательных программ

В России положение граждан с инвалидностью, без учета конкретной группы, тяжести приобретенного заболевания, приравнивается к общему для остального населения. Ограниченный спектр возможностей из-за отклонений здоровья должен возмещаться не человеком, а государством. Одним из таких мероприятий выступает организация образовательных программ для инвалидов.

Инвалид имеет возможность свободно получать образование. Ребенок может сначала быть дошкольником, посещать детский сад, как и другие дети, после пойти в школу или специализированное учреждение, а далее поступить в вуз. Отсюда выводятся следующие направления образования:

  1. Дошкольное обучение. Доступность такого варианта не может быть ограничена. вправе проходить необходимые надомные мероприятия или же посещать школы.
  2. Общеобразовательные процессы. Здесь предполагается школьное обучение. Для некоторых детей можно организовать либо домашнюю программу, либо посещение школ, в том числе определяющих специфику работы с инвалидами.
  3. Среднее образование. Доступ в техникумы и училища не ограничивается. Подросток по возможности может выбрать то, что подходит.
  4. Профессиональное образование. Вузы принимают на учебу инвалидов и обеспечивают . Например, прохождение обучения бесплатно или упразднение вступительных испытаний.

Кроме того, даже при наличии инвалидности человек может проходить дополнительные виды образования, повышать профессиональные навыки, обучаться в автошколе и тому подобное.

Обеспечение образовательного права ребенка-инвалида в школе и иных учреждениях осуществляется государственными органами, ответственными за разработку специальных программ, направленных на адаптацию детей и реализацию ими своих возможностей. Подключаются также органы социальной защиты, которые непосредственно предоставляют условия для воспитания и развития малышей. Тот же принцип действует и при получении образования взрослыми инвалидами.

При реализации рассматриваемого права определяется такой вопрос: как оплачивается обучение ребенка-инвалида на дому, в школе, вузе и прочих заведениях? В большинстве случаев льготные программы предусматривают как бесплатное образование, так и организацию специальных условий для обучения.

Формы реализации права

Учебные планы для инвалидной категории граждан разрабатываются отдельно уполномоченными органами с учетом специфики состояния таких лиц, особенностей каждой группы и детской личности. При этом для использования конкретной формы следует установить ряд условий.

По общим правилам, ребенок-инвалид может учиться в обычных школах, не входить в специализированный класс, что в большей степени способствует социализации, поступать в вуз и готовиться к экзаменам, как и другие дети. Однако устанавливаются особые случаи, когда требуется применение специальных форм организации обучения таких граждан. К ним относят домашнее обучение, дистанционное, посещение специальных учреждений и программу семейного образования.

Первый вариант - позволить ребенку учиться дома. Здесь важно установление одного из видов заболеваний, предусмотренных . Согласно указанному акту, обучение детей-инвалидов на дому возможно при следующих болезнях:

  • новообразование злокачественного характера;
  • заболевание крови, эндокринной системы, иммунных механизмов;
  • расстройства психики;
  • заболевание глаз;
  • болезнь кровеносной, нервной системы, органов дыхания и пищеварения;
  • заболевание кожи, соединительных, костно-мышечных тканей;
  • нарушение мочеполового механизма;
  • последствия тяжелых травм.

Такой вариант не просто упраздняет необходимость посещать школу, но и предполагает дистанционное обучение детей-инвалидов на дому.

Второй вариант - удаленное или дистанционное обучение детей-инвалидов. Такой методический подход помогает колясочникам, травмированным, иным не передвигающимся лицам получать общее и высшее образование. Причем форма обучения в вузе может быть как очной, так и заочной.

Третий вариант - специализированные учреждения. Такие организации формируют коррекционные, компьютерные, иные специальные классы, направленные на индивидуализацию проблем обучающихся и приспособленные исключительно для детей с отклонениями. Также предполагается подготовка тех, кто получил тяжкие заболевания, ограничен в возможностях и не способен обучаться совместно со здоровыми людьми.

Еще один вариант - семейное образование. Этот вид предусмотрен в

Сущность государственной политики Российской Федерации в отношении инвалидов

В соответствии с Законом СССР, принятым Верховным Советом СССР, 11 декабря 1990 г., "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.

Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав.

Государство устанавливает инвалидам гарантии для реализации их прав и законных интересов, проявляет особую заботу о детях-инвалидах.

К наиболее актуальным задачам социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.

Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов

Государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения, частные инициативы призваны осуществлять меры, направленные не только на охрану здоровья населения и профилактику инвалидности, но и на создание условий для реабилитации инвалидов, их интеграции и реинтеграции в общество и профессиональную деятельность.Эффективным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. В 1994 г. начато финансирование программы "Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов". Разработана также федеральная программа "Социальная поддержка инвалидов". В рамках Федеральной комплексной программы "Дети России", распространяющейся на все детское население Российской Федерации предусмотрена такая программа как "Дети-инвалиды".

Реализация федеральных программ должна создать условия, отвечающие требованиям и нормам цивилизованного государства, при которых инвалид, как и любой гражданин, имеет возможность на равных условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, производственной и хозяйственной инфраструктуры.

В этих условиях основной задачей социальной работы с инвалидами является деятельность по объединению усилий, как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребности данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.

Развертыванию социальной работы с инвалидами по их интеграции, общество должно способствовать созданию сети реабилитационных центров для лиц с ограниченными возможностями, где осуществлялась бы профориентация; проводились бы профобучение, консультирование по психологическим правовым и организационным проблемам; предлагалась бы конкретная помощь по обеспечению и в трудоустройстве.

Нормативно-правовая база работы с инвалидами Российской Федерации

В Российской Федерации права инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах как: "Декларация прав и свобод человека и гражданина", принятая Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. (ст. 26, 28). Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ст. ст. 2, 6, 7, 17, 38-42, 45, 46, 55, 72); "Закон об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", принятый Верховным Советом СССР 11.12.1990 г.; Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 г.; Указы Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов среды жизнедеятельности" от 2.10.1992 г., Постановления Министров Правительства Российской Федерации от 1993 г. "О научном и информационном обеспечении инвалидности и инвалидов" и др.

В зависимости от степени нарушений здоровья человека, со стойким расстройством функций организма, приводящие к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни, выделяются три группы инвалидности. При наступлении инвалидности, в зависимости от установленной группы, причины, а при необходимости и времени наступления назначаются пенсии, устанавливаются льготы, предоставляются другие виды социального обеспечения и обслуживания.

Первая группа инвалидности устанавливается для лиц с полной постоянной или длительной потерей трудоспособности, нуждающихся в постоянном уходе (помощи или надзоре), в том числе и тем, которые могут быть приспособлены к отдельным видам трудовой деятельности в особо организованных индивидуальных условиях (специальные цехи, работа на дому и др.).

Вторая группа инвалидности дается при полной или длительной потере трудоспособности лицам, не нуждающимся в постоянной посторонней помощи, уходе или надзоре, а также в тех случаях, когда все виды труда на длительный период противопоказаны из-за возможного ухудшения течения заболевания (например, при тяжелых хронических заболеваниях, комбинированных значительных дефектах верхних и нижних конечностей и других повреждениях, значительной потере зрения).

Третья группа инвалидности устанавливается при необходимости перевода лиц по состоянию здоровья на менее квалифицированную работу вследствие невозможности продолжать работу по своей прежней профессии (специальности); при необходимости по состоянию здоровья значительных изменений в условиях работы по своей профессии, приводящих к сокращению объема производственной деятельности: при значительном ограничении возможности трудового устройства лиц малой квалификации или ранее не работавших; при анатомических дефектах или деформациях, значительно затрудняющих выполнение профессионального труда.

Поскольку в результате лечения, а также под влиянием благоприятных социальных факторов степень утраты трудоспособности может меняться, установлены сроки переосвидетельствования инвалидов – для инвалидов первой группы проводится один раз в два года, а для инвалидов второй и третьей групп – один раз в год. Инвалидность, обусловленная анатомическими дефектами или необратимыми хроническими заболеваниями в любом возрасте, а также инвалидами-мужчинами старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, устанавливается бессрочно.

Условия, определяющие право на получение пенсии по инвалидности, регулируются Федеральным законом "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 г., а также актами соответствующих органов государственной власти и в том числе общественных организаций и предприятиями (доплаты к пенсиям и т.д.).

Социальное обслуживание инвалидов регулируется Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", принятым Государственной Думой 17.07.1995 г. Преамбула закона констатирует, что социальное обслуживание является одним из направлений деятельности социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста, инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей инвалидов в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг: уход; организация питания; содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи; профессиональную подготовку, трудоустройство, организацию досуга; содействие в организации ритуальных услуг и другие, которые предоставляются инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм их собственности.

Участие государства, в частности, через реализацию таких программ, как Федеральная программа "Дети России", всегда будет ограничено ресурсами. Усугубляется социально-экономическая ситуация бюджетным дефицитом, внутренним долгом государства, продолжающимся спадом производства и инфляцией.

В этих условиях особую актуальность приобретает объединение усилий правительственных органов, предпринимательских структур и неправительственных организаций, в формировании и реализации социальных программ и социальной политики.

Сравнительное изучение законодательства различных стран и международного права позволяет выделить следующие принципы социальной политики:

Принцип социального партнерства
, предполагает союз и совместную деятельность правительственных кругов и политических партий, объединение работодателей и лиц наемного труда (профессиональные союзы, различных неправительственных организаций в решении самого широкого спектра проблем в области социальной политики);

Принцип социальной солидарности
, реализуемый через налогообложение и обозначающий готовность трудоспособных граждан поддерживать лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а также людей с ограниченными возможностями;

Принцип участия
, осуществляемый путем привлечения лиц с ограниченными возможностями и их общественных формирований к непосредственному участию в формировании и реализации социальной политики и социальных программ, касающихся этих лиц и всего гражданского общества в целом.

Реализация этого принципа на практике позволит, в частности, не допустить принятие законопроектов, противоречащих интересам определенных слоев населения, в поддержку которых эти законы и предназначались.

Выступая перед участниками международного семинара, посвященного участию правительства, бизнеса и неправительственных организаций в формировании социальной политики, эксперт Международной ассоциации инвалидных организаций "Мобилити Интернэшнл" Хенк Виллемсен. обратил внимание, что принятие каких-либо законов или государственных решений по инвалидам в Нидерландах возможно лишь при согласовании и поддержке со стороны общественных объединений, представляющих их интересы.

Принцип социальной компенсации
призван обеспечить правовую и социальную защищенность лиц с ограниченными возможностями для восполнения этой ограниченности, что, в свою очередь, предполагает создание доступной среды жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания;

Принцип гарантий предусматривает предоставление лицам с ограниченными возможностями гарантированных государством социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

Принцип приоритета предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики.

Таким образом, речь идет об одном из самых фундаментальных принципов социальной политики, в первую очередь, в европейской социальной практике – принципа субсидарности , предполагающего законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере в поддержку последних. Широко применяемый в практике индустриально развитых стран с социально ориентированной рыночной экономикой западноевропейского социального пространства этот законодательно закрепленный принцип вменяет в обязательство государству осуществлять "поиск" так называемых "свободных носителей" в общественном секторе для привлечения их в реализацию социальных программ и проектов. Только тогда, когда такою рода предложения отсутствуют, создаются государственные учреждения. При наличии нескольких общественных предложений и инициатив государственные ведомства на основе конкурсного отбора финансируют наиболее перспективные проекты. Реализация принципа субсидарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на все вновь возникающие социальные запросы, привлекать к решению социальных проблем самих граждан в их собственных интересах и в интересах развития гражданского общества.

Специалисту по социальной работе и родителям необходимо знать основополагающие правительственные и ведомственные документы, предоставляющие детям с умственными и физическими ограничениями, в том числе детям-инвалидам, определенные льготы.

Семейный кодекс Российской Федерации

Все дети, независимо от состояния их здоровья, имеют право жить и воспитываться в семье (ст.54 Кодекса). Воспитание детей в семье обеспечивается наличием у родителей ребенка так называемых родительских прав. Родительские права фактически выступают и как обязанности родителей. Их ненадлежащее осуществление является основанием для лишения родителей таких прав или для ограничения их в правах (ст.69, 70 Кодекса).

Если у ребенка нет родителей, родительские права предоставляются другим лицам – усыновителям, опекунам либо попечителям. При отсутствии лиц, заменяющих родителей, дети помещаются на воспитание в государственные детские учреждения – дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома-интернаты.

Закон возлагает на родителей также обязанности по содержанию детей: родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Согласно ст.86 Кодекса, в случаях тяжелой болезни, увечья, инвалидности ребенка и других обстоятельствах родители, уплачивающие алименты на несовершеннолетних детей, могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах. Размер участия в таких расходах определяется судом с учетом материального и семейного положения родителя.

Признание детей инвалидами

Инвалидность у детей – значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля над своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

В соответствии с законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 11.07.1991 г. N 593-р приказом Минздрава РСФСР от 04.07.1991 г. N 117 разработаны и утверждены медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом. В их основу положены функциональные изменения и патологические состояния, дающие право на установление инвалидности на сроки от 6 месяцев до 2 лет, от 2 до 5 лет, до достижения 16-летнего возраста. Определены порядок выдачи медицинского заключения детям-инвалидам в возрасте до 16 лет, медицинские показания для обеспечения вспомогательными бытовыми средствами, автономными средствами передвижения.

В случае несогласия с медицинским заключением родители или опекун ребенка-инвалида имеют право обжаловать данное заключение в вышестоящих медицинских учреждениях или в судебном порядке в течение одного месяца.

Детские специализированные учреждения

Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

Ребенок-инвалид помещается в специализированное детское учреждение по желанию родителей. Дети раннего возраста – до 4 лет – принимаются в специализированные дома ребенка, находящиеся в ведении органов здравоохранения.

В системе социальной защиты населения существует два типа стационарных учреждений для детей-инвалидов: дома-интернаты для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и для умственно отсталых детей.

К числу специализированных детских учреждений, находящихся в системе народного образования, относятся в основном учреждения восстановительно-лечебного характера. Это школы-интернаты с особым режимом для слепых и слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с последствиями полиомиелита и церебральных параличей.

При приеме ребенка в специализированное учреждение государство принимает на себя все расходы по его содержанию, воспитанию и лечению, а также уходу за ним. Если же ребенок находится в семье, ему назначается социальная пенсия.

Социальные пенсии детям-инвалидам

В соответствии со статьей 114 закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" социальная пенсия детям-инвалидам устанавливается в размере минимальной пенсии по старости.

Согласно закону Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (ст. З), минимальный размер пенсии устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.11.1992 г. N 1365 с 01.12.1992 г. в 2 раза повышены размеры социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми, а также стипендий, установленных Указом Президента Российской федерации от 21.05.1992 г. N 515 "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат в 1992 г.".

Пенсионное обеспечение членов семьи, занятых уходом за ребенком-инвалидом

Согласно ст. 11 закона "О государственных пенсиях в РСФСР" (принят Верховным Советом РСФСР 20.11.1990 г.), матери инвалидов с детства, воспитавшие их до 8 лет, имеют право на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Смерть ребенка после достижения восьмилетнего возраста не лишает мать права на указанную пенсию.

Льготы для лиц, воспитывающих детей-инвалидов

В соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности от 12.10.1967 г. (с изменениями и дополнениями от 1985 г.) отсрочка от призыва на действительную службу по семейному положению предоставлена тем призывникам, которые имеют на своем иждивении:

1) Двух и более детей или жену-инвалида I - II группы.

2) Одинокую трудоспособную мать с двумя и более детьми до 8 лет.

3) Одного или более родных братьев или сестер в возрасте до 16 лет – инвалидов с детства.

Согласно постановлению Верховного Совета СССР от 10.04.1990 г. N 1420-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи":

Больничный листок работающему лицу, занятому уходом за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом, выдается в случае болезни матери лечащим врачом на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком;

Одному из родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка инвалида, устанавливаются:

А) выдача листка по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения (с учетом времени на проезд) ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ребенком;

Б) один дополнительный выходной день в месяц с оплатой его в размере дневного заработка за счет средств социального страхования.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 6.03.1992 г. N 2464-1 "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и финансовой поддержке системы этих учреждений" предусматривается освобождение родителей от уплаты за содержание в детских дошкольных учреждениях детей, у которых, по заключению медицинских учреждений, выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных детских учреждениях.

Дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке (указ Президента Российской Федерации от 2.10.1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов").

Льготы по проезду

Всем инвалидам с детства, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет, а также лицам, сопровождающим в поездках инвалидов 1 группы, предоставляется скидка в размере 50% со стоимости проезда по железной дороге, на водном, воздушном и междугородном автомобильном транспорте в период с 1 октября по 15 мая (если они не имеют права на более высокие льготы по другим основаниям) независимо от факта работы инвалида.

При проезде на воздушном транспорте указанная льгота предоставляется в сроки, установленные органом управления гражданской авиации.

Детям-инвалидам по зрению, детям-инвалидам, не имеющим двух конечностей или с параличом двух конечностей, а также инвалидам I и II групп других категорий этих же причин предоставлено право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), в сельских районах – в пределах административного района по месту жительства.

В сельской местности бесплатный проезд на автомобильном транспорте предоставляется инвалидам как по месту постоянного, так и временного жительства. В районах, где функция транспорта общего пользования по перевозке пассажиров осуществляется ведомственным автомобильным транспортом, бесплатный проезд инвалидам предоставляется на этом транспорте.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 2.10.1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" инвалиды в возрасте от 3 до 16 лет включительно (дети-инвалиды) обеспечиваются бесплатным проездом, бесплатной путевкой, а сопровождающие их лица (один из родителей, опекун, попечитель) при направлении в санаторно-курортное учреждение обеспечиваются билетами на проезд к месту лечения инвалида и обратно с 50-процентной скидкой.

Льготы по медицинскому обслуживанию детей-инвалидов

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.12.1992 г. N 970 детям-инвалидам в возрасте до 16 лет лекарства по рецептам врачей выдаются бесплатно.

Обеспечение детей-инвалидов специальными техническими средствами

Семьям, имеющим ребенка-инвалида старше 3 лет, в соответствии с медицинскими показаниями, предоставляются бесплатно кресла-коляски, прогулочные кресла-коляски (Приказ Минсобеса РСФСР от 15.02.1991 г. N 35). Эти средства передвижения выдаются на основании медицинского заключения детских лечебных учреждений на ребенка-инвалида в соответствии с "Медицинскими показаниями, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом", утвержденными приказом Минздрава РСФСР от 04.07.1991 г. N 117.

Льготы по протезированию

Инвалиды, нуждающиеся в протезировании, полностью или частично освобождаются от оплаты стоимости и ремонта протезно-ортопедических изделий (приказ Минсобеса РСФСР от 15.02.1991 г. N 35 "Об утверждении инструкции "О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов").

Предоставление тех или иных льгот инвалидам зависит от группы инвалидности, ее причин, видов протезно-ортопедических изделий, а также от того, находится ли инвалид на полном государственном содержании в учреждениях социальной защиты или нет.

Все инвалиды, находящиеся в профтехучилищах-интернатах для инвалидов, в детских домах-интернатах системы социальной защиты, получают протезно-ортопедические изделия бесплатно за счет средств указанных учреждений.

Всем гражданам, получающим протезно-ортопедические изделия бесплатно, ремонт этих изделий производится также бесплатно.

Жилищные и бытовые льготы

Согласно Жилищному кодексу РСФСР, в первоочередном порядке обеспечиваются жилой площадью лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний. Список заболеваний утвержден приказом Минздрава СССР от 28.03.1983 г. N 330 с изменениями, внесенными приказом Минздрава СССР от 23.12.1986 г. N 1650 и от 5.03.1988 г. N 187.

Медицинское заключение выдается больному по его заявлению, а в отношении больных, не достигших 16 лет, и психически больных, признанных судом в установленном порядке недееспособными, по заявлению их родителей, опекунов или попечителей.

Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен. Эти заболевания перечислены в списке болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью. Список утвержден циркуляром НКВД и Наркомздрава РСФСР от 13-19.01.1928 г.N 27/15 и в настоящее время является действующим, поскольку не противоречит Основам жилищного законодательства.

Льготы по налогам

В соответствии со ст.9 закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и ст. З закона РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц", пенсии не подлежат обложению налогом. В соответствии с законом РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц" (действует с 1 января 1992 г.) совокупный годовой доход одного из родителей, опекунов или попечителей (по выбору этих лиц), воспитывающих совместно проживающего и требующего постоянного ухода инвалида с детства или инвалида 1 группы, уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый проработанный месяц трехкратный размер минимальной оплаты труда.

Формирование доступной среды жизнедеятельности

Согласно указу Президента Российской Федерации от 2.10.1992 г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности", в целях обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной и производственной инфраструктуры, средств транспорта, связи и информатики не допускается:

1)проектирование застройки городов и других поселений, разработка проектов на строительство и реконструкцию зданий и сооружений без учета требований доступности их для инвалидов, разработка новых средств индивидуального и общественного пассажирского транспорта, связи и информатики без модификаций, приспособленных для пользования отдельными категориями инвалидов, – с момента вступления в силу настоящего указа;

2)застройка городов и других поселений, строительство и реконструкция зданий и сооружений без обеспечения требований доступности их для инвалидов, а также серийное производство средств индивидуального и общественного пассажирского транспорта, связи и информатики без модификаций, приспособленных для пользования отдельными категориями инвалидов – с 1 января 1994 г.

Научное и информационное обеспечение проблем инвалидности и инвалидов

27 июля 1992 г. Президент Российской Федерации подписал Указ N 802 "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов". Указом предусматривается, начиная с 1993 г., ежегодное целевое выделение финансовых средств и материально-технических ресурсов на организацию и проведение научных исследований - по приоритетным направлениям государственной политики в отношении инвалидов и мероприятий по научно-технической информации и пропаганде по проблемам инвалидности и инвалидов.

Правительству Российской Федерации было поручено разработать долгосрочную государственную комплексную программу научного обеспечения и информатизации проблем инвалидности и инвалидов на 1993-1997 гг., включающую создание национального банка данных по проблемам инвалидности и инвалидов, региональных центров информации и исследований по проблемам инвалидности, региональных научно-практических центров по профилактике инвалидности и реабилитации инвалидов.

В течение последних лет продолжалась законотворческая деятельность Российского государства, направленная на осуществление намеченной социальной политики в интересах детей, на выполнение Конституции российской Федерации в части защиты семьи и детства, прав и свобод граждан, на обеспечение соответствия национального законодательства требованиям международно-правовых документов, прежде всего Конвенции ООН, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В целях практической реализации принципа приоритетности проблем детства в социальной политике был издан Указ Президента Российской Федерации от 18.08.1994 г. N 1696, в котором Федеральная программа "Дети России" утверждена в качестве президентской,

В соответствии с Указом Президента Российской федерации от 10.12.1993 г. N 2122 "О совершенствовании системы социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размера". Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.1994 г. N 133 был утвержден порядок назначения и выплаты этих пособий.

Потребность в изменении законодательства, регулирующая алиментные обязательства, обусловила принятие в декабре 1994 г. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР".

Среди законов, соответствующих Конвенции ООН по проблемам детства, важным является закон "Об образовании", который восстановил право граждан на получение бесплатного среднего (полного) пользования. Постановлением от 5.06.1994 г. N 650 утверждено новое типовое положение начального профессионального образования и Постановлением от 31.08.1994 г. N 1008 типовое положение об общеобразовательном учреждении, которые распространяются и на категории детей, имеющих проблемы развития.

В Российской Федерации на всех уровнях действуют органы, занимающиеся проблемами семьи, женщин и детей. В настоящее время государственная политика в отношении детей-инвалидов направлена в основном на оказание различных видов социальной помощи, тогда как назрела необходимость изменить общественное сознание и деятельность государственных учреждений всех уровней в отношении этой части населения, создать условия для интеграции их в общество и укрепления предпосылок независимой жизни.

Нарушение здоровья должно быть:

  • стойким;
  • обусловленным заболеванием, травмой или дефектом;
  • очевидным, т.е. имеется полная/частичная утрата самообслуживания или не могут общаться, контролировать себя, обучаться.

Ребенок считается инвалидом с момента регистрации его статуса и как следствие получение им пенсионного свидетельства. О правах инвалидов 1 группы в России мы уже писали подробно в .

На образование

Статьей 19 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ государство обеспечивает необходимые права инвалидов детей для получения образования, которое является общедоступным. Бесплатно предоставляется в государственных и муниципальных учреждениях следующие виды образования:

  • дошкольное образование (детский сад);
  • общее образование: начальное, основное, среднее (школа: 1-4, 5-9, 10-11 классы);
  • среднее профессиональное образование(техникум, колледж);
  • высшее (институты, университеты, академии).

Общее и средне-профессиональное образование осуществляются по адаптированной и/ или индивидуальной образовательной программам реабилитации инвалидов.

Отдельно нужно сказать об обучении детей-инвалидов в школах. В зависимости от характера инвалидности дети могут учиться как в обычных школах, где им должна быть предоставлена психолого-педагогическая поддержка, так и в специальных коррекционных школах. Если в Вашем регионе нет коррекционной школы или ребенок не может по состоянию здоровья посещать школу, родители выбирают один из трех вариантов:

  • Обучение в Центре дистанционного обучения (ЦДО), куда учащиеся зачисляются; обучение осуществляется учителями ЦДО (Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»).
  • на дому: сотрудники образовательной организации приходят к ребенку домой или в медицинское учреждение, где ребенок находится на реабилитации. Для этого необходимо письменное обращение родителей/ представителей ребенка и заключение медицинской организации.
  • дома в форме семейного образования (Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»). В этом случае родители принимают на себя обязанность по обеспечению целенаправленной организации обучения и знаний, необходимых в повседневной жизни. При этом школа не несет ответственности за качество образования. Обучение происходит с одновременной обязанностью учащегося пройти в школе аттестацию промежуточную и государственную. Данная форма обучения может быть изменена с согласия родителей и мнения ребенка.

Дети-инвалиды могут поступить в рамках установленных квот на бюджетные места в высшее / средне профессиональное учебные заведения при условии если будут сданы вступительные экзамены.

Ст. ст. 17 и 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ предусмотрено, что за счет бюджетных средств федерального значения семьи с детьми-инвалидами обеспечиваются жилыми помещениями, если нуждаются в улучшении квартирного вопроса. Дети инвалиды имеют право на жилье! Порядок предоставления более детально регулируется каждым субъектом России в отдельности.

Порядок предоставления квартир для лиц поставленных на учет после 01.01.2005г. имеет два варианта:

  1. Получение квартиры по договору социального найма. Необходимо обратиться по месту жительства в уполномоченный орган для постановки на улучшение жилищных условий. Если инвалидность ребенка связана с хроническим заболеванием в тяжелой форме, по Перечню утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, то квартира будет предоставлена вне очереди.
  2. Получение квартиры по договору безвозмездного пользования. В Москве размер предоставляемого помещения должен быть не менее 18 кв.м. площади жилого помещения на одного человека по средней рыночной стоимости, которая определяется в каждом субъекте РФ отдельно. Заявление подается в Департамент Жилищной политики и Жилищного Фонда г. Москвы.

Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» семьям с детьми инвалидами предоставляются следующие льготы:

  • скидка 50% и более на оплату государственной или муниципальной квартиры, оплату коммунальных услуг и абонентской платы за телефон;
  • скидка 50% и более на оплату топлива в домах, где отсутствует центральное отопление;
  • предоставляется первоочередное право на получение земельного участка под частную застройку, ведения дачного хозяйства/ садоводства.

Право детей инвалидов и членов их семьи на получение денежных выплат

  • дети-инвалиды получают ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) , которая индексируется раз в год. В 2015 году составляет 2 123,92 руб. Если ребенок одновременно на ЕДВ по разным основаниям, то родителю/ представителю дается право выбора получения ЕДВ по какому-то одному основанию (ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
  • дети-инвалиды получают ежемесячную социальную пенсию по инвалидности и надбавки к ней. В 2015 году сумма составляет 10 376,86 руб. (ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ”).
  • трудоспособные лица, которые осуществляют уход за ребенком-инвалидом, получают ежемесячную денежную выплату (Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы»).: -родители/ усыновители/ опекуны/ попечители ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида детства I группы в размере 5 500 рублей; -другим лицам в размере 1 200 рублей.

Данная выплата суммируется с установленной ребенку-инвалиду пенсией за период, когда осуществляется ухода за ним. ЕДВ может получить один из неработающих родителей на период такого ухода за ребенком.

Права и льготы семей с детьми-инвалидами

Помимо получения денежных выплат дети-инвалиды и их родители/ представители имеют различные льготы не только в сфере жилья. Бесплатно можно получать:

  • Лекарства, предусмотренные законом;
  • Санитарно-курортное лечение 1 раз в год, при этом оплачивается проезд в оба конца;
  • Медицинские принадлежности (кресла-коляски, специальная обувь и т.д.);
  • Медицинское лечение;
  • Специальную литературу для детей, у которых проблемы со зрением;
  • литературу, издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля и т.д. a) права родителей ребенка-инвалида на работе Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрены дополнительные права матери ребенка инвалида.
  • Запрет к сверхурочным работам и направление в командировки без согласия женщины;
  • Право на сокращенный рабочий день/ сокращенную рабочую неделю, если имеются дети на иждивении в возрасте до 16 лет;
  • Запрет на отказ в приеме на работу или снижении з/п по мотивам, связанным с наличием ребенка-инвалида;
  • Запрет на увольнение одиноких матерей по инициативе администрации, за исключением случаев ливвидации организации или введения процедуры банкротства.

Одному из работающих родителей представителю ребенка-инвалида дается в месяц 4 дополнительных выходных. Права родителей детей инвалидов в трудовом законодательстве описывают сокращение рабочего дня в ст.93 ТК РФ.

Трудовой кодекс РФ, Глава 15, Статья 93. Неполное рабочее время

По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Если ребенок-инвалид, имеют ли право родители досрочно выйти на пенсию

В общем порядке мужчины выходят на пенсию по старости в 60 лет, а женщины в 55. Данный срок может быть сокращен одному из родителей на пять лет (соответственно для мужчин в 55, для женщин в 50), если родитель воспитывал инвалида с детства до достижения им 8 лет и при условии страхового стажа: для мужчин 20 лет, для женщин 15 лет.

Опекунам инвалидов с детства, установившим опеку до достижения ребенком-инвалидом 8 лет,назначается трудовая пенсия по старости с уменьшением возраста, на один год за каждые 1,5 года опеки, но не более чем на 5 лет.

Главное условие – наличие страхового стажа такого же как и для родителей. Пенсии опекунам могут назначаться при условии, что период опеки составляет не менее 1,5 лет.

Пенсия назначается, даже если ребенок-инвалид умер, важно чтобы родители/ опекуны воспитали его до 8 лет.

Защита прав детей инвалидов

Лица вне зависимости от занимаемой должности, которые виноваты в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность по ст.32 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

Все споры возникающие из установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер и нарушении иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

Заключение

Дети-инвалиды являются одной из уязвимых групп населения, поэтому законодатель с целью уравнения их в правах предусмотрел предоставление им и их семьям различные права и гарантии. О правах при инвалидности при эпилепсии ребенку читайте .

Несовершеннолетние являются одной из самых незащищенных категорий граждан. Каждый день особого ребенка посвящен борьбе с болезнью. Государство уделяет особое внимание лицам, состояние здоровья которых не позволяет им вести обычный образ жизни. Какими правами обладает несовершеннолетний инвалид и как обеспечить их защиту?

Каждый несовершеннолетний инвалид – в первую очередь человек и гражданин. Его отличительной чертой является состояние здоровья и сниженная способность к самообслуживанию. В связи с этим на каждого ребенка, обладающего таким статусом, распространяются общие права граждан (например, на имя), законодательство о детях в целом, а также нормативные акты, регулирующие вопросы получения статуса ребенка-инвалида, реабилитации, абилитации, выплат, льгот, защиты законных интересов:

  • Конвенция о правах человека.
  • Конституция РФ.
  • Гражданский кодекс.
  • Семейный кодекс.
  • закон об опеке.
  • Конвенция о правах инвалидов.
  • закон 1995 года о социальной защите граждан с ограниченными возможностями.
  • закон от 2014 года о внесении изменений в нормативные акты по соцзащите инвалидов.

Последний правовой акт имеет особое значение для детей с ограниченными возможностями. В частности, он закрепляет понятие «абилитация». В отличие от ранее действующего, единственного понятия «реабилитация», новый термин подразумевает полное обучение нуждающегося необходимым для него социальным навыкам, знаниям и умениям. Тогда как реабилитация – это восстановление навыков, утраченных вследствие заболевания.

80% несовершеннолетних инвалидов нуждаются именно в абилитации.

Далеко не все права совершеннолетних граждан со стойким нарушением здоровья распространяются на детей.

Перечень прав


Ребенок с ограниченными возможностями относится к одной из самых незащищенных категорий граждан, поэтому нуждается в особой защите со стороны государственных органов. Для этого законодатель предусмотрел ряд прав и льгот именно для них. Социальные права детей-инвалидов предусмотрены:

  • на образование;
  • на воспитание;
  • на лечение;
  • на материальное обеспечение;
  • на социальное обслуживание;
  • на участие в культурных мероприятиях;
  • на трудовую деятельность;
  • на дополнительные льготы.

Преимущественный перечень прописан федеральным законодательством, однако большинство регионов устанавливают дополнительные меры соцподдержки для детей с ограниченными возможностями. Многоуровневая структура является одной из причин проблем в реализации прав.

Обучение, воспитание и лечение детей-инвалидов

Воспитание детей-инвалидов может осуществляться как в специализированных организациях, так и на дому. Ребенок имеет право на посещение детского сада, если у него нет медицинских противопоказаний. Профильные учреждения имеют особые группы для инвалидов с одинаковыми заболеваниями.

В настоящее время многие детские сады комбинированного вида. Такие организации имеют в составе как общеобразовательные группы, так и для детей с ограниченными возможностями. Законные представители воспитанников таких групп обычно освобождаются от внесения родительской платы.

Воспитывать на дому детей-инвалидов рекомендуется при наличии заболеваний, препятствующих посещению группы или по желанию опекуна. В отдельных регионах осуществляется поддержка семей, реализующих дошкольное образование детей на дому, однако эти льготы не имею отношения конкретно к детям-инвалидам.

Обучение

Образовательная система Российской Федерации предусматривает специализированные программы для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок может обучаться как в общеобразовательных организациях, так и в профильных. Существует несколько видов учреждений для инвалидов, имеющих следующие стойкие нарушения здоровья:

  • слабовидящие;
  • слепые;
  • слабослышащие;
  • глухие;
  • глухонемые;
  • задержка психического развития;
  • легкая умственная отсталость;
  • нарушения опорно-двигательной системы (дцп).

Коррекционные образовательные организации могут быть профильные для одного вида заболеваний (слепые), комбинированные по диагнозам (слабослышащие, глухие и глухонемые) и по сочетанию расстройств (болезни опорно-двигательной системы и легкая умственная отсталость).

При этом поощряется обучение инвалидов с сохранным интеллектом в общеобразовательных организациях, если это позволяет состояние здоровья ребенка, например аутизм. Считается, что дети с ограниченными возможностями, получающие образование в общих школах, лучше адаптируются в дальнейшей жизни.

Документальное подтверждение

Одним из документов, необходимых для получения справки медико-социальной экспертизы (МСЭ), является заключение психолого-медико-психологической комиссии (ПМПК). Эта бумага содержит информацию о рекомендованном образовательном маршруте. Для ребенка-инвалида такой документ обязателен. В соответствии с ним определяется программа обучения. Оформление в специализированную школу также возможно только при наличии заключения.

Документ выдается на руки законному представителю после прохождения комиссии. Он содержит рекомендации для домашней коррекции ребенка и в условиях образовательной организации. На родителя или опекуна возлагается обязанность по передаче бланка в школу (лицей, детский сад).

Специализированные школы

В отличие от общеобразовательных школ, в которые набор осуществляется по территориальному признаку, выбор специализированного учреждения возложен на законных представителей. Родитель может обратиться в любую коррекционную школу, и при наличии мест в нужном классе, ребенок будет зачислен на обучение.

Коррекционных школ в стране значительно меньше, чем общеобразовательных.
Так как предугадать наличие инвалидов, нуждающихся в определенном обучении, практически невозможно, зачастую подходящее учреждение территориально отдалено от места жительства. Большинство таких школ являются интернатами.

Школа интернатного типа – это учреждение, реализующее не только специальные образовательные программы, но и воспитательные. Законный представитель может забирать ребенка домой ежедневно, на выходные дни, а при большой территориальной отдаленности места жительства – в каникулярные дни. При этом права родителей или опекунов не прекращаются.

Надомное образование

В соответствии с законом об образовании, при наличии заключения ПМПК, родители могут перевести ребенка на надомное обучение. Этот вид получения образования подразумевает посещение инвалида учителем по месту жительства. Например, 3 раза в неделю по 3 урока. Длительность домашнего урока составляет 30 минут.

Для перевода на надомное обучение специалистами ПМПК должна быть установлена невозможность ребенка получать образование в группах или специализированных организациях. Основными причинами перевода на дом является наличие заболевания, при котором обучение в коррекционной школе невозможно, например, шизофренические расстройства, или психологические сложности при расставании с родителями, например, если школа территориально удалена.

Отдельно стоит упомянуть вариант, когда инвалид получает образование дистанционно, при наличии специального оборудования с помощью системы Интернент. Компьютер и другие технические средства для обучения предоставляется ребенку безвозмездно. Уроки проводятся педагогами в соответствии с расписанием.

Обучение законным представителем

Закон об образовании 2010 года дал родителям или опекунам возможность самостоятельного обучения детей. Предоставление знаний реализуется в любой форме, выбранной законным представителем. При этом неважно, осуществляет родитель трудовую деятельность, или нет.

Дети, получающие образование в такой форме, подлежат ежегодной проверке знаний. По окончании обучения сдают экзамены, предусмотренные для их образовательного маршрута. Например, на итоговое тестирование детей с легкой умственной отсталостью выводится только технология.

Реализация права детей-инвалидов в РФ на домашнее образование особо актуально для маленьких населенных пунктов, в которых только одна школа. Как правило, такие учреждения испытывают дефицит педагогов для осуществления обучения на дому. Некоторые регионы оказывают материальную поддержку семьям, дающим детям-инвалидам образование самостоятельно.

Медицинская помощь

Каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право на бесплатную помощь врача в соответствии с законодательством. Лечение детей-инвалидов осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации.

Важно! Органы, указанные в ИПР, не знают о содержании конкретной программы, поэтому законный представитель, после получения документа, должен самостоятельно обратиться в каждый из перечисленных управлений.

Это документ, конкретизирующий специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Все услуги, предусмотренные программой, включая медикаменты, должны предоставляться бесплатно.

Ответственность за реализацию документа возложена на законного представителя. Если лицо нуждается в предоставлении средств реабилитации (инвалидное кресло), санаторно-курортном лечении или других услугах, необходимо обратиться с заявлением в соответствующий орган, например в фонд социального страхования.

Жилищные льготы

Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, имеют право на улучшение жилищных условий. Для этого законные представители должны подготовить пакет документов и подать заявление в органы местного самоуправления. Форма оказания помощи отличается в зависимости от даты постановки на учет:


В первом случае семья имеет право на получение денежной субсидии на приобретение жилплощади. Нормы обеспечения определяются законодательством субъектов. Финансирование программы планируется при утверждении регионального бюджета.

Во второй ситуации обеспечение производится в соответствии с новым жилищным законодательством. Квартира предоставляется не в собственность, а по договору социального найма. Нормы устанавливает субъект РФ.

Транспортные льготы

Закон предусматривает обязанность перевозчика обеспечить доступность для инвалидов объектов железнодорожного, водного, электрического и городского транспорта. Дополнительно устанавливаются права детей-инвалидов и их родителей на бесплатный проезд в городском транспорте. Кроме того, закреплена возможность 50% скидки на билет междугороднего сообщения в две стороны для ребенка и сопровождающего.

В особых случаях требуется проведение лечения в больнице, расположенной в другом городе или регионе. При этом стоимость билета компенсируется в полном объеме либо оформляются специальные документы на бесплатный проезд.

Денежные выплаты

Материальное обеспечение детей возложено на их родителей. Законные представители обязаны обеспечивать их всем необходимым для полноценной жизни. Даже при разводе родитель, с которым остается ребенок, может претендовать на взыскание повышенных алиментов (более 25% от всех доходов плательщика).

Однако семье сложно обеспечить все потребности инвалидов. В связи с этим дети с ограниченными возможностями получают дополнительное финансирование со стороны государства. Для всех несовершеннолетних граждан, имеющих статус «ребенок-инвалид», предусматривается ряд выплат. Среди них:

  • пенсия;
  • ежемесячная выплата;
  • дополнительная сумма для гражданина, осуществляющего уход.

Пенсия назначается со дня установления инвалидности. Для этого необходимо подать соответствующие документы в Пенсионный фонд по месту регистрации ребенка. Денежные средства перечисляются на счет законного представителя для дальнейшего расходования на нужды инвалида. Размер пенсии устанавливается федеральным законодательством и подлежит ежегодному индексированию.

Ежемесячная выплата назначается каждому несовершеннолетнему инвалиду и перечисляется Пенсионным фондом вместе с пенсией. Кроме того, законные представители ребенка могут отказаться от получения набора социальных услуг для последующей его замены на денежную компенсацию.

Дополнительная сумма для законного представителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, назначается по заявлению этого лица. Одним из условий предоставления выплаты является отсутствие официального трудоустройства у данного гражданина.

Досрочный выход на пенсию родителей

Одной из льгот является право родителей детей-инвалидов на досрочную пенсию. Период, в течение которого мать осуществляет уход за ребенком с ограниченными возможностями, подлежит включению в страховой стаж. При этом срок ухода законом не определен.

Досрочный уход на пенсию для матери возможен по достижению ей 50 лет. Однако для этого она должна работать не менее 15 лет.

Особым условием является обязанность воспитания ребенка-инвалида до 8 лет. После чего право на досрочную пенсию сохраняется даже в случае его смерти.

Защита прав детей инвалидов

Несовершеннолетние инвалиды не могут самостоятельно охранять свои законные интересы. Поэтому государством предусмотрено несколько уровней. Защиту прав детей-инвалидов должны обеспечивать:

  • законные представители;
  • районный отдел опеки;
  • органы соцзащиты населения;
  • прокуратура;

Обязанность по защите прав несовершеннолетних инвалидов возложена на их родителей/опекунов. Близкие люди должны обеспечить ребенка не только самым необходимым (еда, одежда, жилье), но и медикаментами и средствами реабилитации. Исполнение ИПР также возлагается на законного представителя.

Если родители/опекуны не выполняют возложенные на них обязанности, то несовершеннолетний инвалид передается на попечение районного отдела опеки. В зависимости от ситуации, специалисты подготавливают документы на лишение прав мамы и папы, отстраняют опекуна или предупреждают граждан о возможности подобной ответственности.

Органы социальной защиты должны осуществлять контроль за содержанием ребенка-инвалида. На них возложено право по посещению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, проверке условий жизни. При выявлении случаев злоупотребления или неисполнения обязанностями со стороны законных представителей, специалисты должны сообщить в отдел опеки.

Прокуратура осуществляет надзорную функцию за исполнением своих обязанностей специалистами опеки и соцзащиты. При возникновении ситуации, в которой нарушаются права граждан, ухаживающих за детьми-инвалидами, можно подать жалобу прокурору района.

Защита прав несовершеннолетних с ограниченными возможностями может осуществляться в судебном порядке. Если принятые меры не дали желаемого результата, родитель или другое лицо, представляющее интересы ребенка (опекун, специалисты опеки, социальной защиты, прокурор), должен подать исковое заявление.

Рассмотрев, на что имеет право ребенок-инвалид, можно сделать вывод о том, что законодатель уделяет особое внимание данной категории граждан. Однако реализация всех указанных возможностей на практике сильно ограничена в связи с большим количеством бюрократических проволочек. Для получения каждого конкретного вида помощи или льгот необходимо собирать пакет документов, предоставлять в определенный орган. Кроме того, эти действия зачастую связаны с очередями, что создает дополнительные трудности. Таким образом, данная сфера нуждается в доработке.

Похожие статьи