«Н и НН в прилагательных» - В.) Воспитанник? воспитать – (сов.) Избранник? избрать – (сов. В суфф. –Енн–, –онн– утренний, огненный, пламенный, лекционный, агитационный, революционный. В.) Пудреница? пудрить – (несов. Отглагольные мученик? мучить – (несов. П.) Пишется всегда –н- комиссия образована. – (Тв.П.) (Кто-то образовал – кратк.
«Полные и краткие причастия» - Незаконченное, а начатое собрание. Замените письменно сочетание с действительным причастием сочетанием со страдательным причастием. Раздавшийся, меня, грохот, слева, заставил, оглянуться. Краткие и полные причастия. Причастия, заключенные в скобки, ставьте в нужном роде, числе и падеже. Формирование познавательных способностей учащегося.
«НН и Н в прилагательных» - Государство - государственный Традиция – традиционный Хозяйство – хозяйственный Мужество – мужественный Лекция - лекционный. К какой части речи относятся слова правых столбиков? Холод- холодный зима- зимний сон- сонный утро- утренний глина- глиняный. Вкусный сонный хрустальный лунный летний осенний.
«Предложения с причастиями» - Проверка домашнего задания. Большая вода». Образование причастий. Я в холодный, обнаж _(н,нн)ый сад войду. И. И. Левитан «Золотая осень». Задание 2. В данных предложениях вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Примерный план ответа: Делаем вывод о роли причастий в художественном тексте.
«Н и НН в суффиксах» - Тренировочные упражнения. Н и НН в суффиксах разных частей речи. Ветреный - жил ветрено, сумрачный – глядел сумрачно. Вставь пропущенные буквы. В отглагольном прилагательном Н Соленый, тушеный, крашеный. Н и НН в суффиксах прилагательных. Ключ к упражнению: Неожиданный – явился неожиданно, необдуманный – поступил необдуманно.
«Причастие» - Причастие – самостоятельная часть речи. Действительное причастие. Полная форма. Страдательное причастие. Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Настоящие время. Прошедшее время. Действительные причастия прошедшего времени. Причастие. Краткая форма. Несовершенный вид. Склонение причастий.
Тема урока: Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)
Цели урока:
Познакомить учащихся с правилом правописания гласных в суффиксах –ова-, (-ева-), -ыва- (-ива-);
Развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание;
Воспитывать интерес к предмету, самостоятельное мышление.
Оборудование: компьютер, алгоритм, карточки для домашнего задания, учебник.
Х о ду р о к а.
1. Организационный момент.
2. Повторение с использованием слайда «Уважаемое Словообразование»
Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?
Осенний ---осеньвидел ---- видеть
Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?
умываетСЯ, расчёсываетСЯ, одеваетСЯ, собираетСЯ.
Какая приставка поможет ученику завершить действие?
Учил -----выучил
3. Объяснение нового материала.
Постановка проблемы. Слайд «Загадки Словообразования»
Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?
Докладо ,ы вать, командо , ы вать, горе, и вать, настае , и вать
Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»
Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбирать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока – познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.
Знакомство с теоретическим материаломпо учебнику под редакцией Ладыженской.
Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию по применению правила.
Слайд «Алгоритм правописания суффиксов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»
Применение алгоритма. Объяснение орфограммы.
«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:
докладЫВАЮ – докладЫВАть
горЮЮ – горЕВАть
командУЮ – командОВАть
настаИВАЮ – настаИВАть
Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах –ова-, -ыва- показывают твёрдость предшествующей согласного, а гласные е, и в суффиксах –ева-, -ива- покахзывают мягкость предшествующего гласного.)
Грамматическая сказка, позволяющая представить правило и лучше его запомнить.
Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
Суффиксы –ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли своё место другим суффиксам:
рассказЫВАю
рассказЫВАешь
рассказЫВАет
Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
Так или иначе, но суффиксы –ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.
А вот суффиксы –ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали своё место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:
командОВАть
командУю
командУешь
командУет
Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё место, это –ыва-, -ива-., а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами -о, е.
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Какой урок даёт нам эта сказка? Сформулируйте правило ещё раз.
4. Закрепление нового материала.
Работа по алгоритму.
1.Слай с заданием: замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами.
(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе.)
Его усиленно угощали (потчевали – потчую )
Кучер подгонял лошадей (подстёгивал – подстёгиваю )
Улицу покрыли асфальтом (заасфальтировали – заасфальтирую )
На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать – опаздываю )
Слова для справок: п..дстёгивал, з..асфальтировали, потчевали, опаздывать
2.Слайд « Фразеологическая пауза».
Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы:
Подливать масла в огоньусердствовать
Набрать в рот водыподзадоривать
Из кожи вон лезтьбезмолвствовать
5. Промежуточный контроль
Слайд «Самостоятельная работа»
Из каждой пары глаголов выберите слово с требуемым суффиксом и запишите его в таблицу, выделяя суффиксы.
1. –ыва-оправд..вать – атак..вать
2. –ова-воспит..вать – торжеств..вать
3. –ова-лакир..вать – испыт..вать
4. –ова-доклад..вать – исслед..вать
5. –ова-запис..вать – чувств..вать
6. –ова-негод..вать – откус..вать
7. –ыва-действ..вать – образов..вать
Обведите столбик, состоящиц из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку
Слад «Проверь себя» (самопроверка)
о правдывать
т оржествовать
л акировать
и сследовать
ч увствовать
н егодовать
о бразовывать
Разбираем допущенные ошибки.
6. Слайд «Самостоятельная работа»
Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы
Использ..вать, жал..ваться, танц..вать,
расспрш..вать, отпляс..вать, откап..вать,
высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать,
склад..вать, попроб..вать, затраг..вать,
проветр..вать, дн..вать и ноч..вать.
Самопроверка по слайду:
ООЕ
ИЫЫ
ЫИЫ
ЫОИ
ИЕЕ
7. Подведение итога урока.
Используя данные на слайде слова, составьте предложение, соответствующее схеме:
[ =,=,=,= и=]. В своём предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.
Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.
(Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной ипробовали силы в самостоятельной работе.)
8. Домашнее задание (на карточках)
1) От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.
Команда -_______________________
расход - ________________________
Зависть - _______________________
участие - _______________________
Горе - __________________________
сочу..ствие - ____________________
2) К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.
обвинять- __________________________
копить - _____________________________
печалиться - _________________________
молчать - ____________________________
3) Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.
торжественно идти - __________________________
покрывать лаком - ____________________________
быть шефом - _______________________________
принимать участие - _________________________
ездить по новым местам - __________________________
проводить расследование - _________________________
посылать телеграмму -____________________________
дать совет -___________________________
18 Фев 2016
Урок русского языка: «Правописание суффиксов глаголов ова-ева и ыва-ива»
Цели урока:
познакомиться с правописанием суффиксов -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-);
научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.
Приложение: материалы для проведения занятия,
материалы для тестирования учащихся
Ход проведения урока по русскому языку:
1. Мотивация и актуализация знаний.
Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Вы выполняли домашнее упражнение. Кто сам выполнял, а кто просил помощи родителей?
Есть ли у вас вопросы?
Проведём самопроверку.
Кто не ошибся ни разу?
Появились ли теперь вопросы?
В чем причина ваших затруднений? (не выучил правило, не применял правило, не смог подобрать проверочное слово).
2. Создание проблемной ситуации.
Так как у нас еще есть ошибки, давайте продолжим тренировку. Перед вами слова, вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на группы и запишите столбиками.
Что объединяет эти слова?
Сколько столбиков получилось? Почему?
В 3 столбике слова не по правилу. Как же вы их написали?
Сформулируйте УЗ на уроке.
3. Гипотеза
Рассмотрим слова 3 столбика. Правильно ли вы написали?
Попробуйте сформулировать правило. Рассмотрим варианты. Выберем правильный.
4. Проверка гипотезы. Подведем итог.
К какому выводу мы пришли. (существуют 2 разных правила).
Давайте в парах составим шпаргалку на оба правила. Но, назовите, какими признаками она должна обладать? (Полнота, краткость, наглядность)
Представьте свой вариант. Давайте оценим по указанным критериям.
Но я могу сказать, что шпаргалка недостаточна полная. Есть в этом правиле слова-исключения: продлевать, затмевать, застревать.
5. Тренировка.
Посмотрите на шпаргалку и скажите, какими умениями должен обладать ученик, чтобы правильно написать суффиксы глаголов? (выделять суффикс и корень, знать правило, образовывать неопределённую форму и 1 лицо ед. ч. глагола).
Давайте проверим, обладаем ли мы такими умениями.
Задание 1. Определите, в какой части слова находится орфограмма. Выделите морфему.
ᴖ е | ᴧ е | ᴖ и | ᴧ и |
Подогревать Задевать |
Танцевать Врачевать |
Завивать Зашивать |
Заслуживать Подслушивать |
Какие слова пишутся по 1 правилу, а какие про 2.
Задание 2. Замените словосочетание словом с орфограммой. Запишите слова, обозначьте орфограмму.
Принимал участие - участвовал, делал запись - записывал, отдавал команды - командовал, проводил беседу - беседовал, испытывал радость - радовался, задавал вопросы - спрашивал, немного шутил - подшучивал, занимался колдовством - колдовал, приходил позже, чем нужно - опаздывал, пел вместе с исполнителем - подпевал, жил по указанному адресу - проживал, подвергся гниению - загнивал, выходил из моды, становился старым - устаревал, часто болел - заболевал, пил жидкость вместе с едой - запивал, делать еду горячей - разогревать.
6. Рефлексия.
Какова была УЗ? Удалось ли нам её решить?
Хотите проверить?
Тест.
В каком слове нет суффикса -ева?
А. во…вать
Б. забол…вать
В. буш…вать
Г. ноч…вать
В каком слове есть суффикс -ва?
А. закруч…вал
Б. запрыг…вал
В. заб…вал
Г. заворач…вал
В каком слове пишется буква Ы?
А. преслед…вать
Б. раскид…вать
В. обрад…ваться
Г. огранич…ваться
В каком слове пишется буква О?
А. адрес…вать
Б. насвист…вать
В. догад…ваться
Г. опазд…вать
В каком случае в глаголе пишется -ЕВА?
А. Если в неопределённой форме есть суффикс Е.
Б. Если глагол 1 спряжения.
В. Если в форме 1 лица ед.ч. происходит чередование с Ю.
Г. В словах- исключениях.
Определите, какое умение у вас «западает»?
Вспомните, какие затруднения у вас были в начале урока. Исчезли ли эти трудности? Вы довольны своей работой.
7. Домашнее задание
Приложения к уроку
Правописание окончаний глаголов
1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.
Ко II спряжению относятся:
· глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться , которые относятся к I спряжению),
· 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть ),
· 4 глагола на -ать (гнать, дышать, держать, слышать ).
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:
2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов , не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать .
ед.ч. 1 лицо читаю, беру 2 лицо читаешь, берешь З лицо читает, берет мн.ч. 1 лицо читаем, берем 2 лицо читаете, берете 3 лицо читают, берут | хочу хочешь хочет хотим хотите хотят | Бегу бежишь бежит бежим бежите бегут | едим едите едят | создам создашь создаст создадим создадим создадут | дашь даст дадим дадите дадут |
3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например , сравните спряжение глаголов обессилить (кого-нибудь ) и обессилеть (самому ).
4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -ете , а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)
Ь (мягкий знак) в глагольных формах.
1. Ь (мягкий знак) пишется:
· в инфинитиве (писать, печь, хотеться, мыться ),
· в окончаниях 2 лица единственного числа выберешь, помоешь, делаешь, умываешься ),
· в повелительном наклонении (исправь, спрячься ), НО ляг, лягте,
· в возвратной частице , которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь );
2. Ь (мягкий знак) не пишется:
· в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается ).
Правописание суффиксов глаголов
1. В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: -а - (слышать, делать) ; -я - (сеять, лаять) ; -е - (видеть, обидеть) ; -и - (нянчить, пилить) .
Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е - . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я - или -и - (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и - - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить ;
2) после мягких согласных (кроме ч ) в безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь ;
3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздоров е ть - выздоров е л, ла я ть - ла я л, кле и ть - кле и л.
2. Суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
В глаголах с суффиксом -ыва- (-ива- ) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и , например: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать .
Глаголы с суффиксом -ыва - (- ива - ) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом - ова - (- ева- ). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать ) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю ) (при отсутствии -ов-, -ев - ), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать ; у глаголов же на - ывать (-ивать ) форма 1-го лица оканчивается на -ываю (-иваю ) (с сохранением -ыв -, -ив - ), например: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать .
3. Гласные перед -ва- . В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ва- , имеющих форму 1-го лица на -ва-ю , безударные гласные перед в проверяются по общему правилу, например: одолева-ть (одоле-ть ), устарева-ть (устаре-ть ), запива-ть (запи-ть ), запева-ть (запе-ть ), засева-ть (засе-ять ), затева-ть (зате-ять ), застыва-ть (засты-ть ), застава-ть (заста-ть ).
Однако в следующих глаголах на - ва-т ь (в 1-м лице -ва-ю ) пишется особый суффикс -ева- с буквой е на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть (затми-ть, продли-ть, растли-ть ), застрева-ть, встрева-ть (застря-ть, встря-ть ); обурева-ть, увещева-ть, намерева-ться, сомнева-ться .
4. -е(ть), -и(ть). Различаются глаголы на -еть и -ит ь . Глаголы на -еть (в 1-м лице -ею ) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким-нибудь, приобрести признак’, например: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на - ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким?нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить . Сравните те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по )беле-ть и (по )бели-ть , (о )слабе-ть , (раз )весели-ть .
5. -ене(ть), – ени(ть). Приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на -ене-ть , в которых безударный гласный перед н передается буквой е : леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть . Соотносительные переходные глаголы II спряжения на -ени-ть , обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е : леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п.
Написание глаголов на - енеть и -енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я : ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т. п.
Исключение: в глаголах багряне-ть и багряни-ть (вариант: багря-нить ) пишется буква я , как в прилагательном багряный .