История Адама и Евы. Первородный грех и изгнание из рая

29.09.2021

Сон о змеях – предупреждение о любых разновидностях и формах зла.

Если женщине снится, что ее кусает дохлая змея, то лицемерие друга заставит ее страдать.

Извивающиеся или падающие на кого-то змеи предвещают борьбу за существование и угрызения совести.

Убили во сне змею – наяву пойдете на все ради достижения своих интересов и скоро будете праздновать победу над врагами.

Проходили во сне среди змей – будете жить в постоянном страхе.

Если в вашем сновидении змея ужалила вас, то в реальной жизни вы подвергнитесь злобным проискам врагов, ужалила кого-то другого, – вы обидите вашего друга.

Если вам приснилось, что змея кольцами обвивается вокруг вас, то будете бессильны перед своими врагами.

Подержали в руках змею – разработаете свою стратегию борьбы с враждебными силами.

Наступили на змею – впереди вас ждет настоящая радость.

Нострадамус видел в змее символ грехопадения человека, зла, хитрости. Он трактовал сны о змеях следующим образом.

Увидели во сне ползущую по земле змею – опасайтесь годов, находящихся под ее влиянием, то есть 2013, 2025 и т. д. Именно в эти года над вами нависнет реальная угроза оказаться без крова и материальных средств. Скорее всего, рядом даже не окажется человека, который поможет вам преодолеть случившиеся с вами бедствия.

Увидели во сне неядовитую змею, приближающуюся к человеку, – впереди опасность, которой можно избежать.

Если вас во сне укусила ядовитая змея, то вы, сами того не желая, станете причиной очень большого скандала, возможно, по вашей вине или по вине кого-то из близких.

Если вам приснилась огромная змея, сдавливающая шею человека, то этому человеку угрожает реальная опасность.

Сон, в котором вы увидели черную, гигантских размеров змею, означает ни с чем не сравнимое зло.

Змея, обвившаяся вокруг жезла, означает зло, скрывающее истину.

Если во сне вы увидели змею, свернувшуюся кольцом, то у вас есть тайный недоброжелатель.

Нападающая змея снится к бедствиям и лишениям.

Убить во сне змею – избавиться от врага.

Увидеть во сне змею с несколькими головами – предостережение. Вы можете стать жертвой чудовищной лжи.

Змея, очертания которой скрыты за туманом, является символом ядерной угрозы и может означать ядерную ракету.

Сон, в котором вы чувствуете на себе змеиный взгляд, означает пристальное внимание к вам очень влиятельных и жестоких людей.

Увидеть во сне клубок змей – наяву стать жертвой интриг и сплетен.

А вот как трактовала сны о змеях болгарская прорицательница Ванга.

Ползущая по земле змея снится к схватке со злейшим врагом, который после тайных козней решится на открытую войну.

Если ползущая змея ядовита, то этот человек сильнее и коварнее вас и вам вряд ли вам удастся одержать победу.

Если же ползущая змея неядовитая, то вы с легкостью справитесь со своим врагом. А точнее, его козни обернутся против него.

Клубок змей – плохое предзнаменование. Такой сон говорит о том, что вокруг вас очень много злых, завистливых людей. Они желают вам краха карьеры, несчастья в семейной жизни и даже смерти. Вам следует быть осторожнее в общении со всеми своими знакомыми.

Если во сне вас укусила змея, то в реальной жизни вам предстоит глубокое разочарование в близком человеке. На протяжении долгого времени вы будете искать причины вашего постоянного невезения, но вам даже в голову не придет, что это дело рук человека, которому вы доверяете. Вполне возможно, что он прибегнул к силам черной магии, для того чтобы сделать вас несчастным.

Змея, мирно свернувшаяся колечком, предупреждает вас о том, что ваши враги только ждут подходящего момента, чтобы нанести вам сильный удар, от которого вам будет трудно оправиться.

Огромная змея, сдавливающая шею человека, – дурной знак. По всей видимости, первым узнаете о смертельной болезни близкого человека. Вам нужно будет проявить большую силу воли, чтобы сообщить о ней родственникам больного и помочь близкому человеку прожить последние дни.

Змея гигантских размеров во сне пророчит большую трагедию для всей планеты.

Если вы убили во сне змею, то окружающие вас люди станут милосерднее и мудрее.

А Д. Лофф писал: «Змея – это трудный символ, потому что в разных культурах его толкуют по-разному. Толкования имеют очень широкий диапазон: от страха, холодящего кровь, до мира и мудрости. Варианты определяются историей литературы и фольклором разных культур, а также личным опытом. В реальной жизни страх перед змеями – явление нередкое. У некоторых людей этот страх носит характер настолько разрушительный, почти патологический, что даже фотография змеи кажется угрожающей. Для таких людей сны со змеями не предвещают ничего хорошего.

Если во сне присутствует кто-то, кто держит змею в руках, то он, по всей вероятности, символизирует собой источник мудрости и управления порядком в мире грезящего и может представлять собой в некотором роде его самого или кого-либо из его знакомых.

В азиатских и североамериканских культурах змея – это символ мудрости. Мысль о мудрости вытекает из способности змеи сбрасывать кожу и обновляться.

Если кому-то снятся змеи в таком свете, то этот сон символизирует собой обновление, решение проблем и упорядочение.

В иудейско-христианских культурах змея является символом соблазна или духовного противодействия достижению поставленной цели. Такая трактовка вытекает из Библии, в которой сатана в обличье змеи соблазняет Адама и Еву в Эдемском саду. Иногда змея, приснившаяся в таком контексте, намекает вам на конкретного человека в вашей реальной жизни, с кем у вас сложились не совсем гладкие отношения».

Толкование снов из Психологического сонника

Подпишись на канал Сонник!

Подпишись на канал Сонник!

И создал Бог Адама и Еву. И поселил их в Райском Саду. И было у них всё чудно и замечательно. Они-то в раю, что им ещё надо. Но забыл он упомянуть, что в саду, уже задолго до них, жил коварный Змей-искуситель.
Стало Еве скучно жить. Пошла она к Богу
- Господи, вот ты меня из ребра Адама слепил, а теперь давай-ка из моего «чего-нибудь» слепи и мне подобие человеческое. Адам, конечно, хорош, но чего-то в нём не хватает. Может, ребра того самого?
Бог оказался тем ещё подстрекателем. Не успела Ева опомниться, как повстречала на своём пути Змея-искусителя. И Змею хорошо, и Еве веселее. Пошли они к Адаму знакомиться.
Как и полагается в раю, пили они вино, пьянели и долго болтали. Только у Змея при опьянении всегда наступал приступ честности. Взял он Адама под руку, повёл по саду и говорит
- Знаешь, Адам. Втроём, как ни крути, веселей. Да только есть у меня грешок один за душой. Вот как повстречал твою женщину, так и влюбился. И теперь – всё о ней, всё для неё. А коль уж я искуситель, то и участь моя такова – соблазнами проверять на прочность. Гони-ка ты меня в шею, оберегай свою ненаглядную. Нехорошее я существо. Не достойное. А оно ведь знаешь, как бывает.
- Знаю. Да только у нас так не будет. Еве я доверяю. Тебе, вродь как, тоже. Уж если и наворотим дел, так будем все втроём виноваты.
- Есть у меня опыт в таких делах. Бывали на моём пути и такие, кто верил, а потом всё равно обжигался. Больно будет. Давай я просто исчезну, как будто и не было меня. А вы уж как-нибудь вдвоём, без меня.
Толи честностью своей подкупил Адама Змей. Толи глупостью. Но стали они жить лучше прежнего. Адам, конечно, бдил верность возлюбленной, не оставляя Еву со Змеем, однако и не прогонял прочь. Иными словами, пригрел таки змею на груди.
- Отправляюсь я в дальнее странствие. Вас с собой приглашаю – сказал как-то Змей обращаясь, скорей к Адаму.
- Ты пока собирайся, а мы планы обсудим. Глядишь, чего и придумаем хорошего…
Долго думали. Да только в последний момент отказался Адам от странствий. Отпустил Еву со Змеем в дорогу дальнюю.
Ой, беда будет - сказал про себя Змей, прикрывая лицо руками. Пошел к Еве
– Люблю я тебя, Ева. Сил нет! Вот тебе яблочко за это. Хочешь?
- Неа. Не то время, не то место.
- Окей, буду ждать, пока место и время наступят…
Поехали они вдвоём путешествовать. Нежданно-негаданно, подошла Ева к Змею и откусила яблоко. Змей, бедняга, растерялся, но отступать не стал. Помолчали они и легли спать. Прошло ещё несколько дней, прежде, чем паршивец снова пришел к Еве и предложил ещё откусить. Ева молча опустила глаза. Не отказывалась, но и сама брать не хотела.
Что ж, подумал змей, так тому и быть. Завтра вернёмся в свой Райский сад, к Адаму, и забудем о том, чего не было.
Только отпустил мысль на волю, как подошла Ева, отняла у Змея яблоко и съела его. Может, так оно интересней: предлагают - откажись, а сама захочешь – бери не стесняйся.
Задержался в пути Змей. Проводил Еву в объятия Адама, а сам путь продолжил.
А по возвращению в Сад, получил по морде своей змеиной от Адама. Довыебывался. Знал, что заслужено. Сплюнул кровь, собрал все свои шкуры змеиные и переехал в соседний сад. Вы, мол, тут сами, без меня, такой ад устроите, что вам и искусителя никакого не надо.
Долго сидел Змей на берегу безымянной реки, залечивая перебитую Адамом челюсть. Думы думал. Что ж ты за ангельское создание, Ева, если при первой возможности, скрывшись от глаз Адама, яблоко то съесть не постеснялась? Что ж ты за мудрец такой, Адам, если был предупреждён мною, о том, что произойдёт, и всё равно допустил сие? Что ж я за зло вселенское, если яблоки мои всё едят-едят, а в любовь – настоящую, откровенную, не верят? Что ж это за сад такой, где яблоко, рано или поздно, пробует каждая, кому оно предложено? Что ж это за яблоки такие, если единственный ангел, в непорочность которого я поверил, съев яблоко тут же меня покинул? Что же это за человечность такая, где безоговорочно верят в подлость, не задумываясь о раскаянии. Что ж за рай такой, если в нём, все ангелы порочны, все люди слепы, все яблоки надкушены и гнилы?
Затосковал Змей, по Еве да по Адаму. Вот бы хоть глазком одним подглянуть, что там да как. Но по образу не положено. Я же дьявольское отродье, мне бы ехидно хихикать, а не слёзы в облако пускать. Так и остался в своём новом раю улыбаться да над жизнью подшучивать. Иногда лишь возвращался к мысли, что однажды Бог сжалится над миром, усовершенствует своё создание. И сбудется тогда мечта Змея, о которой не раз говаривал он за бокалом вина. Что будет у Змея дочь. И назовёт он её именем Ева. Да только воспитает её вовсе не ангелом, и даже не искусителем. Простым человеком, с простыми человеческими чувствами, по земле ходящую. Такую, какой видел когда-то ту, откусившую яблоко…

Любите ли вы яблоки, так как люблю их я? Угощайтесь. Забирайте все. А я пойду конфетки пожую. Они как-то слаще…

С другой стороны, в нескольких местах Нового Завета ясно указывается на реальность этих двух первочеловеков. Так, в двух книгах Нового Завета, в Послании к римлянам и в Первом послании к коринфянам, где св. апостол Павел говорит о связи человеческой греховности с Адамом, довольно сложно под словом «Адам» понимать лишь обобщающий термин (Рим. 5: 12–14; 1 Кор. 15: 47). Более того, в Послании к римлянам св. Павел несколько раз еще более конкретно говорит о грехе «одного человека».

Загадочный змей-искуситель

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

И сказал змей жене: нет, не умрете;

Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 1–5).

Итак, причиной Грехопадения человека стал Змей. Но, возлагая ответственность за столь грандиозное событие на Змея, Библия тем не менее уделяет этому существу относительно очень мало внимания. Поэтому природа Змея остается довольно загадочной. Хотя кое-какие особенности этого создания можно все же установить путем логических размышлений, а также исходя из толкований святых Отцов.

Так, по ряду внешних признаков, например, по своему названию, по принадлежности к животному миру, также по тому, что он наказан Богом ползанием по земле, – Змей, безусловно, изображается в Библии обычным представителем пресмыкающихся. Однако многие другие его особенности, к примеру, такие, как способность разговаривать, осведомленность о запрете вкушать плод с древа познания, невероятная хитрость и коварство, говорят о том, что Змей – существо разумное. Более того, он, скорее всего, существо высшего порядка.

Очень важны для понимания сущности Змея слова из «Откровения» св. Иоанна Богослова: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 9). Скорее всего, этот «древний змий» и уговорил Еву вкусить запретный плод. А так как, прежде чем оказаться на земле, Змей жил на небесах, он – существо духовное.

Грехопадение. Капитель каталонского монастыря. Конец XII в.

Поэтому, наверное, Змея следует представлять как существо, в котором соединены в единое целое все его особенности, указанные выше. Святой Иоанн Златоуст об этом единстве говорит следующее: «Всегда следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману своей завистью, а этим животным воспользовался, как удобным орудием к тому, чтобы, прикрыв обман свой приманкою, обольстить сначала жену, как всегда более способную к обольщению, а потом чрез нее и первосозданнаго» (И. Златоуст. Беседы на книгу Бытие. Беседа 16).

При внимательном чтении третьей главы Бытия можно заметить, что если строго следовать категориям современной зоологической науке, то описанный в Библии Змей до искушения Евы не имеет четких признаков пресмыкающегося и отнесен к этому классу животных исключительно в соответствии со своим названием. Более того, по «классификации» Бытия, Змей-искуситель относится к «полевым зверям»: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3: 1); «проклят ты пред всеми скотами и… всеми зверями» (Быт. 3: 14).

Действительно, если Змей – пресмыкающееся, то на каком основании он дважды упоминается именно со скотами и зверями, да к тому же перед ними он и проклят?

Продолжая изучать текст Шестоднева, мы снова убеждаемся, что первоначально Змей имел иное, не свойственное змеям, строение, и только по повелению Бога обрел характерные для пресмыкающихся внешние особенности. «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3: 14).

Таким образом, все приведенные выше цитаты из Бытия, посвященные Змею, очень ясно говорят, что первоначально он был в близком родстве со «зверями и скотами». Довольно сложно предположить, что пророк Моисей мог спутать «полевого зверя» с рептилией. И святой Иоанн Златоуст также говорит, что Змей первоначально был «зверем», и лишь после того, как его проклял Бог, он стал пресмыкающимся.

Но какой именно это был зверь? – узнать невозможно. Это является еще одной тайной Шестоднева.

Не менее любопытен вопрос: почему Змей обманул человека? Какие мотивы побудили его лишить человека тех благ, которые предоставил ему Бог в эдемском саду? В Библии об этом ничего не сказано. Хотя причины, скорее всего, у Змея были.

Каковы они? – сказать трудно. Ведь на первый взгляд от своего обмана никакой выгоды он не получал. Наоборот, этот коварный поступок стоил Змею многих потерь. И, прежде всего, он был проклят Богом.

Исходя из вышесказанного, трудно поверить, что самое хитрое существо на земле изменило всю будущую жизнь рода человеческого без всякой для себя пользы. Вероятнее всего, спровоцировав изгнание Богом Адама и Евы из Рая, Змей впоследствии воспользовался теми самыми благами, которые потерял человек по его наущению. Почему, например, не предположить, что, уговорив первых людей попробовать плод от древа познания, сам он вкусил плод от древа жизни и, таким образом, обрел бессмертие. Некоторые толкователи Библии предполагают, что не сам Бог предупредил Адама и Еву, чтобы они не пробовали плодов от дерева добра и зла, а послал с этим предостережением Змея. Змей же извратил слова Всевышнего, сказав, чтобы Ева, наоборот, вкусила плоды от древа познания. Глупая женщина так и поступила: причем не только сама отведала роковые плоды, но и уговорила сделать это своего мужа…

Но, помимо мотивов, толкнувших Змея на обман, существуют и другие вопросы, касающиеся этого коварного существа. Например, как он оказался в Раю? Или – почему Бог позволил Змею соблазнить Еву?

Что касается первого вопроса, то ответить на него не составит большого труда, если вспомнить, что Змей по классификации Бытия относится к полевым зверям. А в Рай, как известно, были допущены лишь звери и птицы. И, как и все эти животные, Змей получил свое имя в Раю. По этому поводу св. Ефрем Сирин пишет: «Творец… рабу предоставил наречь имена животных, чтобы помнил он… что сам дал имя змию». Возможно, ему, как самому «умному» из всех тварей, обитавших в Эдеме, и первому было дано имя?

На второй вопрос ответить тоже не трудно. Дело в том, что Бог, сотворив человека, дал ему право выбора того или иного пути. Посему он не мог воспрепятствовать Еве сорвать плод с дерева познания. И она, поддавшись уговорам Змея-искусителя, нарушила запрет Творца.

Тайна грехопадения

История грехопадения Адама и Евы, рассказанная в 3 главе книги Бытия, на первый взгляд довольно проста.

Сотворив человека и поселив его в Раю, «…заповедовал Господь Бог человеку, говоря, от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2: 16–17).

Но Змей уговорил Еву нарушить запрет Божий. И она «…взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковые листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3: 6–7).

«Внешнее око, – по глубокомысленному замечанию греческого теолога Оригена, – открылось после того, как закрылось духовное».


Искупительная жертва · Христология
Спасение · Добродетели
Христианское богослужение · Таинства
Церковь · Эсхатология

Грехопаде́ние - общее для всех авраамических религий понятие, обозначающее нарушение первым человеком воли Бога , которое привело к падению человека из состояния высшего невинного блаженства в состояние страданий и греховности.

В видоизменённых формах понятие грехопадения присутствует во многих (в том числе и неавраамических) религиях. По мнению исследователя мифологии Мирча Элиаде , подробно изучавшего эту тему, мифологема золотого века, и изгнания из рая восходит ко временам неолитической революции и является реакцией на появление земледелия . Золотому веку неизменно сопутствуют мифологемы «потерянного рая » и «благородного дикаря ».

В Библии

Трактовка грехопадения в богословии

В религиях и философии раскрываются различные аспекты смысла грехопадения, его значения и последствий.

В иудаизме

В каббале

Сначала Адам был создан из малхут мира Ацилут. Вследствие грехопадения Адама миры Брия, Ецира, Асия спустились на своё теперешнее место. После грехопадения его душа разделилась на 600 тысяч душ. Причина в том, что родившись и познав цель своего творения - получить всё уготованное ему наслаждение ради Творца, Адам тут же возжелал сделать это. Но начав получать это наслаждение, вдруг почувствовал, что не в состоянии устоять, и начал наслаждаться сам, не ради Творца, а от получения наслаждения - света для себя.

Вследствие использования света хохма ради себя (так как ещё отсутствовал экран на этот свет) упал со своего духовного уровня, и все его девять сфирот , кроме Кетэр , упали в клипот . После грехопадения Адам и шесть сфирот Ецира и десять сфирот Асия спустились в место, где был раньше мадор клипот .

В христианстве

Утверждается, что грехопадение изменило саму природу человека: «Естественные и беспорочные страсти вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения из-за преступления, как, например, голод, жажда, утомление, слеза, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, что по природе присуще всем людям ».

Изгнанные из рая люди потеряли способность жить вечно (отныне им был закрыт доступ к Древу Жизни), оказались вовлечены в борьбу добра и зла. Зло , персонифицированное в виде Змея (Сатаны), побудило человека нарушить волю Божию:

Отныне греховность препятствует свободе человека в решении этических вопросов добра и зла. Творец возвращает человеку свободу через благодать .

В исламе

Философия

Искусство и культура

См. также

Напишите отзыв о статье "Грехопадение"

Литература

  • Васильев П. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Александр Мень ,
  • Осипов А. И.
  • Осипов А. И. «Посмертная жизнь». - М.:Издательство «Даръ» , М: 2007
  • «Закон Божий» Руководство для семьи и школы. Сост. прот. Серафим Слободской . Второе изд. Типография преп. Иова Почаевского Holy Trinity Monastery , Jordanville, NY, USA, 1967
  • проф., к.б.н., арх. Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) «Священная Библейская история», Ч. I. Ветхий Завет. Часть II. Новый Завет. - СПб, 2003. - 472 с.
  • «Конспекты по Священной Библейской истории Нового Завета», МДА, Сектор заочного обучения, Учебное пособие для студентов 1 класса, Сергиев Посад, 2005

Примечания

  1. Быт. . См. также «Мидраш раба» 21:6.
  2. Мишна , Сота 10б. Другие мидраши и таргумы отождествляют Самаэля с ангелом смерти (Таргум Ионатан к Быт. ) и Сатаном и дурным побуждением (Талмуд , Бава Батра 15А)
  3. «Когда Святой Бог создал Свой мир, в нём не было ещё ангела смерти… Но когда Адам и Ева впали в грех, весь людской род был испорчен. Когда появился Фарес, через него начала осуществляться история, ибо от него надлежало произойти Мессии, и в его дни Святой Бог установил, что „поглощена будет смерть навеки“, как написано (Ис. )» МЕССИЯ в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. Ристо Сантала. Санкт-Петербург, 1995. стр. 30-31
  4. 1. Книга Зогар . 2. «Основы каббалы.» Часть «Схема мироздания». Глава «Возвышение и падение миров».
  5. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. Спб., 1994. Гл. XX. С. 185
  6. Сергей Булгаков .
  7. Митр. Иоанн (Зизиулас) . «Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви», Москва 2006, стр. 99.
  8. Архимандрит Алипий.
  9. Николай Бердяев .
  10. Н. Бердяев . «О назначении человека», гл. 2. Происходение добра и зла.
  11. Вышеславцев Б. П. "Журнал «Путь» № 34 июль 1932 г. стр. 3-18.

Отрывок, характеризующий Грехопадение

Как лошади шарахаются, толпятся и фыркают над мертвой лошадью, так в гостиной вокруг гроба толпился народ чужой и свой – предводитель, и староста, и бабы, и все с остановившимися испуганными глазами, крестились и кланялись, и целовали холодную и закоченевшую руку старого князя.

Богучарово было всегда, до поселения в нем князя Андрея, заглазное именье, и мужики богучаровские имели совсем другой характер от лысогорских. Они отличались от них и говором, и одеждой, и нравами. Они назывались степными. Старый князь хвалил их за их сносливость в работе, когда они приезжали подсоблять уборке в Лысых Горах или копать пруды и канавы, но не любил их за их дикость.
Последнее пребывание в Богучарове князя Андрея, с его нововведениями – больницами, школами и облегчением оброка, – не смягчило их нравов, а, напротив, усилило в них те черты характера, которые старый князь называл дикостью. Между ними всегда ходили какие нибудь неясные толки, то о перечислении их всех в казаки, то о новой вере, в которую их обратят, то о царских листах каких то, то о присяге Павлу Петровичу в 1797 году (про которую говорили, что тогда еще воля выходила, да господа отняли), то об имеющем через семь лет воцариться Петре Феодоровиче, при котором все будет вольно и так будет просто, что ничего не будет. Слухи о войне в Бонапарте и его нашествии соединились для них с такими же неясными представлениями об антихристе, конце света и чистой воле.
В окрестности Богучарова были всё большие села, казенные и оброчные помещичьи. Живущих в этой местности помещиков было очень мало; очень мало было также дворовых и грамотных, и в жизни крестьян этой местности были заметнее и сильнее, чем в других, те таинственные струи народной русской жизни, причины и значение которых бывают необъяснимы для современников. Одно из таких явлений было проявившееся лет двадцать тому назад движение между крестьянами этой местности к переселению на какие то теплые реки. Сотни крестьян, в том числе и богучаровские, стали вдруг распродавать свой скот и уезжать с семействами куда то на юго восток. Как птицы летят куда то за моря, стремились эти люди с женами и детьми туда, на юго восток, где никто из них не был. Они поднимались караванами, поодиночке выкупались, бежали, и ехали, и шли туда, на теплые реки. Многие были наказаны, сосланы в Сибирь, многие с холода и голода умерли по дороге, многие вернулись сами, и движение затихло само собой так же, как оно и началось без очевидной причины. Но подводные струи не переставали течь в этом народе и собирались для какой то новой силы, имеющей проявиться так же странно, неожиданно и вместе с тем просто, естественно и сильно. Теперь, в 1812 м году, для человека, близко жившего с народом, заметно было, что эти подводные струи производили сильную работу и были близки к проявлению.
Алпатыч, приехав в Богучарово несколько времени перед кончиной старого князя, заметил, что между народом происходило волнение и что, противно тому, что происходило в полосе Лысых Гор на шестидесятиверстном радиусе, где все крестьяне уходили (предоставляя казакам разорять свои деревни), в полосе степной, в богучаровской, крестьяне, как слышно было, имели сношения с французами, получали какие то бумаги, ходившие между ними, и оставались на местах. Он знал через преданных ему дворовых людей, что ездивший на днях с казенной подводой мужик Карп, имевший большое влияние на мир, возвратился с известием, что казаки разоряют деревни, из которых выходят жители, но что французы их не трогают. Он знал, что другой мужик вчера привез даже из села Вислоухова – где стояли французы – бумагу от генерала французского, в которой жителям объявлялось, что им не будет сделано никакого вреда и за все, что у них возьмут, заплатят, если они останутся. В доказательство того мужик привез из Вислоухова сто рублей ассигнациями (он не знал, что они были фальшивые), выданные ему вперед за сено.
Наконец, важнее всего, Алпатыч знал, что в тот самый день, как он приказал старосте собрать подводы для вывоза обоза княжны из Богучарова, поутру была на деревне сходка, на которой положено было не вывозиться и ждать. А между тем время не терпело. Предводитель, в день смерти князя, 15 го августа, настаивал у княжны Марьи на том, чтобы она уехала в тот же день, так как становилось опасно. Он говорил, что после 16 го он не отвечает ни за что. В день же смерти князя он уехал вечером, но обещал приехать на похороны на другой день. Но на другой день он не мог приехать, так как, по полученным им самим известиям, французы неожиданно подвинулись, и он только успел увезти из своего имения свое семейство и все ценное.
Лет тридцать Богучаровым управлял староста Дрон, которого старый князь звал Дронушкой.
Дрон был один из тех крепких физически и нравственно мужиков, которые, как только войдут в года, обрастут бородой, так, не изменяясь, живут до шестидесяти – семидесяти лет, без одного седого волоса или недостатка зуба, такие же прямые и сильные в шестьдесят лет, как и в тридцать.
Дрон, вскоре после переселения на теплые реки, в котором он участвовал, как и другие, был сделан старостой бурмистром в Богучарове и с тех пор двадцать три года безупречно пробыл в этой должности. Мужики боялись его больше, чем барина. Господа, и старый князь, и молодой, и управляющий, уважали его и в шутку называли министром. Во все время своей службы Дрон нн разу не был ни пьян, ни болен; никогда, ни после бессонных ночей, ни после каких бы то ни было трудов, не выказывал ни малейшей усталости и, не зная грамоте, никогда не забывал ни одного счета денег и пудов муки по огромным обозам, которые он продавал, и ни одной копны ужи на хлеба на каждой десятине богучаровских полей.
Этого то Дрона Алпатыч, приехавший из разоренных Лысых Гор, призвал к себе в день похорон князя и приказал ему приготовить двенадцать лошадей под экипажи княжны и восемнадцать подвод под обоз, который должен был быть поднят из Богучарова. Хотя мужики и были оброчные, исполнение приказания этого не могло встретить затруднения, по мнению Алпатыча, так как в Богучарове было двести тридцать тягол и мужики были зажиточные. Но староста Дрон, выслушав приказание, молча опустил глаза. Алпатыч назвал ему мужиков, которых он знал и с которых он приказывал взять подводы.
Дрон отвечал, что лошади у этих мужиков в извозе. Алпатыч назвал других мужиков, и у тех лошадей не было, по словам Дрона, одни были под казенными подводами, другие бессильны, у третьих подохли лошади от бескормицы. Лошадей, по мнению Дрона, нельзя было собрать не только под обоз, но и под экипажи.
Алпатыч внимательно посмотрел на Дрона и нахмурился. Как Дрон был образцовым старостой мужиком, так и Алпатыч недаром управлял двадцать лет имениями князя и был образцовым управляющим. Он в высшей степени способен был понимать чутьем потребности и инстинкты народа, с которым имел дело, и потому он был превосходным управляющим. Взглянув на Дрона, он тотчас понял, что ответы Дрона не были выражением мысли Дрона, но выражением того общего настроения богучаровского мира, которым староста уже был захвачен. Но вместе с тем он знал, что нажившийся и ненавидимый миром Дрон должен был колебаться между двумя лагерями – господским и крестьянским. Это колебание он заметил в его взгляде, и потому Алпатыч, нахмурившись, придвинулся к Дрону.
– Ты, Дронушка, слушай! – сказал он. – Ты мне пустого не говори. Его сиятельство князь Андрей Николаич сами мне приказали, чтобы весь народ отправить и с неприятелем не оставаться, и царский на то приказ есть. А кто останется, тот царю изменник. Слышишь?
– Слушаю, – отвечал Дрон, не поднимая глаз.
Алпатыч не удовлетворился этим ответом.
– Эй, Дрон, худо будет! – сказал Алпатыч, покачав головой.
– Власть ваша! – сказал Дрон печально.
– Эй, Дрон, оставь! – повторил Алпатыч, вынимая руку из за пазухи и торжественным жестом указывая ею на пол под ноги Дрона. – Я не то, что тебя насквозь, я под тобой на три аршина все насквозь вижу, – сказал он, вглядываясь в пол под ноги Дрона.
Дрон смутился, бегло взглянул на Алпатыча и опять опустил глаза.
– Ты вздор то оставь и народу скажи, чтобы собирались из домов идти в Москву и готовили подводы завтра к утру под княжнин обоз, да сам на сходку не ходи. Слышишь?
Дрон вдруг упал в ноги.
– Яков Алпатыч, уволь! Возьми от меня ключи, уволь ради Христа.
– Оставь! – сказал Алпатыч строго. – Под тобой насквозь на три аршина вижу, – повторил он, зная, что его мастерство ходить за пчелами, знание того, когда сеять овес, и то, что он двадцать лет умел угодить старому князю, давно приобрели ему славу колдуна и что способность видеть на три аршина под человеком приписывается колдунам.
Дрон встал и хотел что то сказать, но Алпатыч перебил его:
– Что вы это вздумали? А?.. Что ж вы думаете? А?
– Что мне с народом делать? – сказал Дрон. – Взбуровило совсем. Я и то им говорю…
– То то говорю, – сказал Алпатыч. – Пьют? – коротко спросил он.
– Весь взбуровился, Яков Алпатыч: другую бочку привезли.
– Так ты слушай. Я к исправнику поеду, а ты народу повести, и чтоб они это бросили, и чтоб подводы были.
– Слушаю, – отвечал Дрон.
Больше Яков Алпатыч не настаивал. Он долго управлял народом и знал, что главное средство для того, чтобы люди повиновались, состоит в том, чтобы не показывать им сомнения в том, что они могут не повиноваться. Добившись от Дрона покорного «слушаю с», Яков Алпатыч удовлетворился этим, хотя он не только сомневался, но почти был уверен в том, что подводы без помощи воинской команды не будут доставлены.
И действительно, к вечеру подводы не были собраны. На деревне у кабака была опять сходка, и на сходке положено было угнать лошадей в лес и не выдавать подвод. Ничего не говоря об этом княжне, Алпатыч велел сложить с пришедших из Лысых Гор свою собственную кладь и приготовить этих лошадей под кареты княжны, а сам поехал к начальству.

Х
После похорон отца княжна Марья заперлась в своей комнате и никого не впускала к себе. К двери подошла девушка сказать, что Алпатыч пришел спросить приказания об отъезде. (Это было еще до разговора Алпатыча с Дроном.) Княжна Марья приподнялась с дивана, на котором она лежала, и сквозь затворенную дверь проговорила, что она никуда и никогда не поедет и просит, чтобы ее оставили в покое.
Окна комнаты, в которой лежала княжна Марья, были на запад. Она лежала на диване лицом к стене и, перебирая пальцами пуговицы на кожаной подушке, видела только эту подушку, и неясные мысли ее были сосредоточены на одном: она думала о невозвратимости смерти и о той своей душевной мерзости, которой она не знала до сих пор и которая выказалась во время болезни ее отца. Она хотела, но не смела молиться, не смела в том душевном состоянии, в котором она находилась, обращаться к богу. Она долго лежала в этом положении.
Солнце зашло на другую сторону дома и косыми вечерними лучами в открытые окна осветило комнату и часть сафьянной подушки, на которую смотрела княжна Марья. Ход мыслей ее вдруг приостановился. Она бессознательно приподнялась, оправила волоса, встала и подошла к окну, невольно вдыхая в себя прохладу ясного, но ветреного вечера.
«Да, теперь тебе удобно любоваться вечером! Его уж нет, и никто тебе не помешает», – сказала она себе, и, опустившись на стул, она упала головой на подоконник.
Кто то нежным и тихим голосом назвал ее со стороны сада и поцеловал в голову. Она оглянулась. Это была m lle Bourienne, в черном платье и плерезах. Она тихо подошла к княжне Марье, со вздохом поцеловала ее и тотчас же заплакала. Княжна Марья оглянулась на нее. Все прежние столкновения с нею, ревность к ней, вспомнились княжне Марье; вспомнилось и то, как он последнее время изменился к m lle Bourienne, не мог ее видеть, и, стало быть, как несправедливы были те упреки, которые княжна Марья в душе своей делала ей. «Да и мне ли, мне ли, желавшей его смерти, осуждать кого нибудь! – подумала она.
Княжне Марье живо представилось положение m lle Bourienne, в последнее время отдаленной от ее общества, но вместе с тем зависящей от нее и живущей в чужом доме. И ей стало жалко ее. Она кротко вопросительно посмотрела на нее и протянула ей руку. M lle Bourienne тотчас заплакала, стала целовать ее руку и говорить о горе, постигшем княжну, делая себя участницей этого горя. Она говорила о том, что единственное утешение в ее горе есть то, что княжна позволила ей разделить его с нею. Она говорила, что все бывшие недоразумения должны уничтожиться перед великим горем, что она чувствует себя чистой перед всеми и что он оттуда видит ее любовь и благодарность. Княжна слушала ее, не понимая ее слов, но изредка взглядывая на нее и вслушиваясь в звуки ее голоса.

В райских кущах тишина,
Пахнет розами, левкоем…
Ева в сад пришла одна,
Наслаждается покоем…

Птицы росы пьют с куста,
Бьёт хвостом в запруде рыбка,
Дремлет Ева, на устах
Бродит сонная улыбка…

Вдруг умолкло пенье птиц,
Ева слышит странный шорох…
Сон слетел с её ресниц,
Затуманил разум морок…

Видит: Змей ползёт в траве,
Шевелит лениво жалом…
Мысль мелькнула в голове:
«Жаль, что раньше не сбежала…»

Змей на дерево заполз
И свернулся на пригреве…
Змей был скользким, слишком толст,
Цепкий взгляд застыл на Еве…

«Что за грудь! Какая стать! -
Зашипел Змей, - Ева! Дива!
Королевой можешь стать…
Хороша ты, просто диво!

Чтоб познать добро и зло,
Чтоб любви вкусить и гнева,
В жизни чтоб тебе везло,
Скушай плод запретный, Ева!»

Еве страшно, но чудно"
То, что Змей сказал ползучий,
Богом им запрещено
Этот плод вкушать пахучий…

Только Ева хочет знать,
Что за плод такой на древе,
Почему нельзя их рвать?
Любопытно смелой деве…

Пересилив трепет, страх,
Протянула Ева руку,
Сорвала она с куста
Плод запретный…Всем на муку…

Съела плод она сама,
Угостила им Адама,
И, довольная весьма,
Не заметила всей драмы…

Свет сияющий померк,
Стало холодно и мрачно…
Бог разгневанный низверг
Их с небес, лишив удачи…

Спор идет из века в век,
Словно бой, святой и смертный:
Счастлив был бы человек,
Не отведав плод запретный?

19.02.2016 год

Рецензии

Змей - он и есть Змей, в каком бы обличье ни был...))
В Библии не говорится, что Змей был человеком, там написано:
"Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог."
А как он выглядел раньше, знают только Ева да Бог...
С улыбкой.

Любовь, в Библии Змей говорил человеческим голосом.
Вообще-то я атеист ещё с советского времени. Хотя содержание этй книги знаю не по-наслышке. Она есть в моей домашней библиотеке.

В то время было только два человека: Адам и Ева...
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их." А в образе мудрого Змея прячется дьявол.
У меня тоже есть Библия дома. Но я не знаток её.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Похожие статьи