Интеллектуальная игра на мероприятие: «Что, Где, Когда? Открытое мероприятие: интеллектуальная игра "что? где? когда?".

29.09.2019

ПОЛОЖЕНИЕ

Об интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?»

Общие положения

Настоящее Положение определяет цели и задачи интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», проводимой Томской областной организацией ВОС, порядок организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.

Цели и задачи

Основной целью интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» является создание условий для проявления интеллектуально-творческого потенциала членов ВОС, пропаганда и популяризация интеллектуальных игр как действенной формы проведения содержательного досуга молодёжи.

Проведение Игры предполагает решение следующих задач:

Раскрытие интеллектуальных и познавательных способностей;

Развитие нестандартного мышления;

Использование возможности привлечения широкого круга потенциально талантливой молодежи к активной познавательной деятельности;

Содействие расширению сферы знаний;

Содействие развитию навыков межличностного общения, умения действовать в коллективе;

Апробация методики проведения турниров по интеллектуальным играм среди учащейся и трудящейся и наработка соответствующего опыта;

Привлечение внимания органов власти, средств массовой информации, общества к потребности молодёжи в повышении своего интеллектуального уровня.

Программа Игры

1. Чемпионат проводится по правилам Международной Ассоциации Клубов «Что? Где? Когда?» (приложение №1), в соответствии с «Кодексом спортивного ЧГК».

2. Вопросная дистанция чемпионата включает в себя сорок вопросов, разбитых на четыре тура по десять вопросов в каждом, нумерация вопросов сквозная.

3. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

4. По истечении каждого тура проводится сверка, в ходе которой игрокам сообщается количество засчитанных им ответов.

5. Основным показателем при определении итогового места команды является количество правильных ответов. В случае, когда несколько команд, имеют равный показатель, выявление победителя производится путём проведения мини-игры из трёх вопросов для данных команд.



Требования к участникам и сроки проведения Игры

В случае необходимости, оргкомитет имеет право переносить сроки и место проведения, а также изменять продолжительность Конкурса.

В интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» может принять участие команда, подавшая заявку по форме (приложение №2) и в срок.

Форма участия в играх – командная. Состав команды 4-6 человек. К участию в игре допускаются молодые люди в возрасте от 14 лет.

Заявки на участие в Игре представляются в Томскую областную организацию ВОС не позднее, чем за 10 дней до проведения Игры по адресу: 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, д. 6/2, тел/факс: 51-42-80, электронный адрес: [email protected].

По всем вопросам обращаться к Штанько Сергею Михайловичу, с.т. 8-923-404-2680.

Приложение №1

Правила игры «Что? Где? Когда?»

Игра «Что? Где? Когда» - это командная игра, в которой команды соревнуются между собой в умении находить правильный ответ на поставленный перед ними вопрос за ограниченное время. В соответствии с правилами спортивного «Что? Где? Когда?», определёнными в Кодексе спортивного «Что? Где? Когда?», игра состоит в следующем:

Играют одновременно все команды, участвующие в туре;

После окончания чтения вопроса, все команды получают одну минуту времени на размышление;

По окончании минуты на размышление команда должна сдать свой ответ на заданный вопрос на бланке;

Отсчёт времени начинается с команды «Время», подаваемой ведущим, сразу после завершения им чтения формулировки вопроса. По истечению 50 секунд ведущий объявляет: «Осталось 10 секунд». После того как время закончено ведущий подаёт команду: «Время вышло».

Командам даётся 10 секунд на написание и сдачу ответа после команды «Время вышло», поданной ведущим по окончании минуты на размышление. Бланк с ответом должен быть поднят вверх одним из членов команды не позднее 10 секунд, данных на запись ответа, иначе ответ не засчитывается. Ответы команд собирают секунданты и доставляют в жюри;

Жюри принимает решение о зачёте или незачёте ответа каждой команды;

Отсутствие ответа или сдача ответа не вовремя приравнивается жюри к неправильному ответу;

После завершения процедуры приёма ответов секундантами, ведущий объявляет правильный ответ и соответствующие вопросу комментарии;

Следующий вопрос тура зачитывается ведущим после краткой паузы длительностью от 5 секунд до 3-х минут;

Между 4 турами, каждый из которых состоит из 10-ти вопросов, предусмотрен перерыв для отдыха и подведения итогов длительностью от 5 до 10 минут;

Победитель определяется жюри на основании турнирной таблицы, содержащей число правильных ответов, данных каждой командой в туре;

В каждый момент за игровым столом может находиться не более 6 игроков. Никто не может в ходе турнира играть за две команды - ни одновременно, ни в разное время. Замены игроков могут производиться только в перерыве после тура;

Во время минуты обсуждения игрокам запрещается мешать другим командам, покидать свои места, возвращаться на свои места, пользоваться справочниками и изданиями любого вида, а также техникой, которая может использоваться для обращения к справочникам и изданиям, пользоваться устройствами связи любого вида, общаться любым способом с кем-либо, кроме игроков своей команды, играющих в данном туре. В частности, запрещается общение с ведущим и секундантами;

В случае нарушения командой требований данного Положения либо правил или этики игры, команде может быть вынесено предупреждение, заносимое в протокол соревнования;

При повторном вынесении предупреждения команде, она решением организаторов может быть отстранена от участия в соревновании с аннулированием ее результатов и пересчетом рейтингов сыгранных ей вопросов. Ответы от отстраненной от участия в соревновании команды не принимаются.

Приложение №2

Форма заявки команды

Внеклассное мероприятие

Игра «Что? Где? Когда?»

Цели :

повышение математической культуры учащихся, воспитание интереса к предмету и к истории математики;

развитие логического мышления, расширение кругозора;

Оборудование и материалы для мероприятия : проектор, экран, презентация для сопровождения мероприятия, микрофон, волчок, карточки с номерами вопросов, «черный ящик», циркуль.

Описание мероприятия : данная игра – аналог телевизионной игры: «Что? Где? Когда?».

В игре участвует одна команда - знатоки, учащиеся 9л класса. Оптимальное число участников в команде - 6 человек. В среднем на игру уходит 60 минут.

Игра содержит 12 вопросов, причем один из них - суперблиц (три вопроса, на ответ каждого отводится по 20 секунд). Знатоки играют против команды учащихся 5-11 классов. Каждый верно отвеченный вопрос дает 1 балл знатокам. В противном случае приз в 1 балл уходит автору вопроса. Слайды с вопросами содержат и правильный ответ. К вопросам «Черный ящик» применены звуковые эффекты. Предусмотрены две музыкальные паузы, с которыми выступают учащиеся 8л класса.

Правилами игры предусмотрено:

Игру ведет учитель

    Выбор вопроса осуществляется с помощью волчка.

    На каждый вопрос отводится 1 минута.

    По окончании игры подводятся итоги, и определяется победитель, проводятся награждения.

    Награды можно вручать какие угодно, в зависимости от того, какими средствами вы располагаете. Как один из вариантов можно предложить:

    утешительный приз на ваше усмотрение, возможно, что-то шуточное;

    – победителям игры достается «суперприз» (отметки «5» и сладкий приз или приз на ваше усмотрение).

    Лучше игроков усаживать спиной к зрителям, при этом зрителям нужно объяснить, что это условие предусмотрено правилами игры, чтобы у игроков не возникало желание искать помощи у своих товарищей.

    Также необходимо создать счётную комиссию из двух-трёх человек. В обязанности счетной комиссии входит подсчёт баллов

    и озвучивание промежуточных результатов.

    Удачнее игра проходит, если аудитория зрителей небольшая 20-30 человек.

    Заключительный этап: счётная комиссия объявляет итоги игры, награждает победителей.

    Приложения

    1.Литература

      Газета «Математика»

      Энциклопедический словарь юного математика;

      Труднев В. П. «Считай, смекай, отгадывай»;

      Минковский В. Л. «За страницами учебника математики»;

    2.Презентация игры.

    3.Музыкальное сопровождение.

    Играет музыка «Что есть игра». Двенадцать учащихся школы выступают против знатоков: (фамилии учащихся оглашаются ведущим):

    Начинается игра. За барабан приглашаются учащиеся 9 класса

    Звучит музыка, знатоки крутят волчок. Против знатоков поочередно в каждом раунде выступают учащиеся 5-11 классов.

      Сектор №1

      Уважаемые знатоки! Все знают, что тысяча тысяч – это миллион. Но мало кто знает, как называются следующие разряды. Для их названий приняты латинские наименования чисел.

      Тысяч а миллионов называется биллион (или как чаще мы называем – миллиардом), тысяча биллионов – триллион, дальше квадриллион, квинтилион и т. д.

      Внимание, вопрос! Что означает приставка «би», «три», «квадра», «квинта»?

      («би» -два, «три» - три, «квадра»-четыре, «квинта»-пять).

    Сектор №2

    Двенадцатый месяц у нас называется «декабрь». Это слово происходит от греческого «дека» - десять. Отсюда также слово «декалитр» - 10л, «декада» - 10 дней. И т. п. Выходит, что месяц декабрь носит название «десятый»? Уважаемые знатоки! Чем объяснить это несоответствие? (Раньше новый год начинался с марта)

    Сектор №3

      По мнению Л.Н. Толстого, каждый человек подобен дроби. Числитель дроби – это то, что человек собой представляет. А что представляет собой знаменатель?

      (знаменатель – то, что человек думает о себе)

    Сектор №4

      Уважаемые знатоки! Вам, наверное, знакома басня И.А.Крылова «Волк и ягненок». Автор утверждает: «У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примеров слышим». Внимание, вопрос! Какое число встречается в этих строках и как оно переводилось у народов?

      (Тьма. Очень много, десять тысяч, сотня сотен.)

    Сектор №5

    Уважаемые знатоки! Для измерения отрезков и нахождения расстояний на практике используют различные единицы измерения. Стандартной международной единицей измерения отрезков выбран метр – отрезок, приближенно равный 1/40 000 000 части земного меридиана. Эталон метра хранится в виде специального металлического бруска. Вопрос! Где хранится эталон метра? (во Франции)

    Сектор №6
    Черный ящик

      Внимание! То, что лежит в черном ящике, изобрел очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпея археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы..

      В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью-признаком высокого положения в обществе и высокого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник.

      Вопрос: что лежит в черном ящике?

      (ответ: Циркуль; Легенды Древней Греции утверждают, что циркуль изобрел Талос)

    МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

    Сектор №7

    Суперблиц

    Уважаемые знатоки! Я хотела бы узнать, кто из вас продолжает эту игру в этом раунде. Я прошу оставить меня один на один с этим игроком.

    Вопрос 1. Шоколадка стоит 150 тенге и еще половину шоколадки. Сколько стоит шоколадка? (300 тенге)

    Вопрос 2. Сколько земли в дыре глубиной 2м, шириной 2м, длиной 2м? (Нисколько)

    Вопрос 3. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

    Сектор №8

    Уважаемые знатоки! В глубокой древности, на одной из начальных стадий развития счета, это число долгое время считалось неопределенно большим количеством. Следы такого представления об этом числе сохранились до наших дней в пословицах и поговорках. Религия окутала его таинственной оболочкой. Древние вавилоняне считали это число священным. От них почитание этого числа перешло и к другим народам. В царской России оно применялось в колдовстве и заклинаниях. Вопрос! О каком числе идет речь?

    Сектор №9

    Различные открытия и изобретения в математике тесно связаны с жизнью. Появление дробей, например, связано с необходимостью справедливого раздела имущества. Как вы думаете. С чем связано появление в математике отрицательных чисел?

    Ответ: Основной целью расширения было желание сделать вычитание такой же полноценной операцией, как сложение

    Сектор №10

    Уважаемые знатоки! Великий русский писатель … проявлял особый интерес к математике и ее преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же знаменитой школе, написал оригинальную «Арифметику» и «Руководства для учителя». Своим гостям он нередко предлагал многие интересные задачи. Вопрос! О каком писателе идет речь?

    (Л.Н.Толстой)

    Сектор №11

    В Византии и на Руси арабских цифр не было. Что же использовалось в этих странах для составления чисел?

    (Буквы)

    Сектор №12

      В. Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них - буква и нота. А каков третий ключ?

      цифра

    Музыкальная пауза

    Продолжается век.
    И другой приближается век.
    По кремнистым ступеням

    Взбираясь к опасным вершинам,

    Никогда, никогда, никогда

    Не отдаст человек

    Своего превосходства

    Умнейшим машинам.

    П. Антокольский

    Сценарий игры: Что? Где? Когда? Цель: создать условия, способствующие расширить и реализовать через практическую деятельность знания учащихся по предметам гуманитарного цикла.Задачи:1. Формировать умение интегрировать знания по разным дисциплинам гуманитарного цикла (история, обществознание, литература, русский язык, философия, правоведение);2. Развивать слуховое и зрительное восприятия, коммуникативную речь учащихся; 3. Воспитывать интерес к предметам гуманитарного цикла;4.Формировать личностные качества учащихся: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.Оборудование: игровой стол, игровой круг, волчок, вопросы в конвертах для каждого сектора, чёрный ящик, оформление класса. Ход игры

    «Здравствуйте уважаемые гости!»(МУЗЫКА)

    Мы рады приветствовать вас в нашем интеллектуальном клубе на весенней серии игр «Что? Где? Когда?»!

    Сегодня против команды учителей играет команда знатоков.Уважаемые члены клуба и зрители, особенно хранители традиций клуба! Во время игры вы внимательно должны следить за ходом обсуждения и в конце выбрать лучшего игрока.

    В клуб приглашаются наши знатоки!

    (МУЗЫКА)1. Самый творческий – ФИО Салппагарова Маргарита 2. Самый сообразительный – ФИО Болуров Магомед3. Самый старательный – ФИО Чипчикова Лейла4. Самый наблюдательный – ФИО Гукасян Яна5. Самый загадочный – ФИО Алиев Амин6. И самый-самый-самый – капитан команды ФИО Кочкарова Регина(МУЗЫКА)

    А теперь я познакомлю вас с правилами игры!

    Вы видите на столе игровой круг с волчком, разделённый на сектора, в которых находятся закрытые конверты, содержащие вопросы. Волчок в движение будет приводить наш помощник-ассистент.

    Знатоки должны ответить на 12 вопросов, на обсуждение которых дается 1 минута. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко. Один конверт содержит БЛИЦ вопрос, в который заключены 3 вопроса, на обсуждение каждого дается 20 секунд. Если хоть на один вопрос они не ответят – очко присуждается команде учителей.

    По истечению минуты, капитан команды, либо сам дает ответ на вопрос, либо адресует его одному члену своей команды. Ответ должен быть чётким и при необходимости с пояснением. 1 раз в ходе игры знатоки могут взять помощь зрителей.

    Итак, мы начинаем игру!

    Знатокам удачи, а залу интересных и ярких впечатлений от интеллектуальной игры!

    Вопросы игры

    1 : По старой китайской традиции, во время беседы младший должен просмотреть в глаза старшего дважды. Когда?

    Ответ: В МОМЕНТ ПРИХОДА И ПРОЩАЯСЬ

    2. Однажды английский хирург Сэмюэль Шарп был вызван к одному лорду по поводу ничтожной царапины. «Пусть Ваш слуга бежит в аптеку за этим лекарством»,- распорядился Шарп. «А если не бегом, я могу умереть?» - Лорд побледнел. Что же произойдет, если слуга не поторопится?

    Ответ: РАНА УСПЕЕТ ЗАЖИТЬ

    3. За какое стихотворение М.Ю.Лермонтов был выслан на Кавказ?

    Ответ: СМЕРТЬ — ПОЭТА

    4. В Московском Кремле у колокольни Ивана Великого была Ивановская площадь. На ней во всеуслышание объявлялись народу важные государевы указы. Это крылатое выражение употребляется в смысле осуждения, когда человек разговаривает слишком громко.

    Ответ: КРИЧАТЬ ВО ВСЮ ИВАНОВСКУЮ

    1.Как звали младшую дочь Абу Бакра, которую он выдал замуж за пророка Мухаммеда, когда ей было 9 лет?

    Ответ: АИША

    2. В качестве свадебного подарка она получила от Марка Антония Крит и Киликию?

    Ответ: КЛЕОПАТРА

    3. Какая война началась в 1337 году и закончилась 1453 году?

    Ответ: СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

    6. Во время допроса подсудимого били кнутом, который назывался длинником. Считалось, что от боли человек скажет всю правду. О каком крылатом выражении идет речь?

    Ответ: ПОДЛИННАЯ ПРАВДА

    7. По словам родственника Достоевского, вернувшийся с каторги писатель всю оставшуюся жизнь делал ИХ. ОНИ когда-то были необходимым атрибутом женской привлекательности в Японии. Назовите ИХ двумя словами.

    Ответ: МАЛЕНЬКИЕ ШАГИ

    Зачёт: Короткие/мелкие/семенящие шаги.

    Познавательная и развлекательная программа для детей.

    Игра "Что? Где? Когда?" в начальной школе

    Цель: развивать мыслительную способность, находчивость, смекалку; укреплять навыки и знания по русскому зыку; воспитывать ответственность, организованность; учить детей проводить свободное время полезным для себя.

    Оборудование : плакаты «Один за всех и все за одного», «Что? Где? Когда?»; карточки кроссворды.

    Дорогие ребята, сегодня мы с мальчиками V и IV группы проведем мероприятие: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Будут соревноваться две команды:

    V гр: «Находчивые гномики» и IV гр: «Остроумные»

    Просим вас сидеть тихо, не шуметь и не подсказывать, если подскажите, снимут очко команды.

    Таким образом, открываем программу:

    1. Какой звук чаще всего слышим?

    Ведущий читает стих, а ребята записывают у себя на бумаге звуки:

    1к. А) У сени и Сани в сетях сом с усами;

    Б) Ученик учил уроки - у него в чернилах щеки;

    В) Мороза моржи не страшатся,

    Моржи на морозе резвятся;

    2к. Г) Про пестрых птиц поет петух,

    Про перья пышные, про пух;

    Д) Белый снег, белый мел, белый заяц, тоже бел;

    Е) Скажи по тише: « Шесть мышат»,-

    И сразу мыши зашуршат.

    2. Будь внимателен!

    Ведущий читает стих, а дети записывают заглавные буквы, о которых говорится в тексте.

    Что случилось? Очутившись на полу,

    Что случилось? Поломала хвостик у?

    С печки азбука свалилась! Ф, бедняжку, так раздуло-

    Больно вывихнула ножку Не прочесть ее никак!

    Прописная буква М, Букву Р перевернуло-

    Г ударилась немножко Превратило в мягкий знак!

    И рассыпалась совсем! Буква С совсем сомкнулась-

    Потеряла буква Ю Превратилась в букву О.

    Перекладинку свою! Буква А, когда проснулась,

    Не узнала никого.

    3. Загадки.

    Через речку лег, пробежать помог./Мост/

    1. Кто в дни болезней всех полезней

    И лечит нас от всех болезней?/Врач/.

    2. Крепка железная рука,

    Любая тяжесть ей легка /Кран/.

    3. Красна, вкусна, внутри косточка. /Вишня/

    4. Нет моей походки тише,

    И меня боятся мыши./Кот/.

    5. Когда со мной умываются,

    То слёзы появляются/Мыло/

    6. Солнце под потолком

    7. Светит вечерком./Лампочка/.

    8. Лёгкий, круглый, но не мяч,

    Не прыгает он вскачь.

    На веревочке висит, развяжется-улетит/Шар/

    9. Не жужжу, когда сижу,

    Не жужжу, когда хожу.

    Если в воздухе кружусь,

    Тут уж вдоволь нажужжусь /Жук/

    10. Не бьет, не ругает, а от него все плачут/Лук/

    4. Точка.

    Ведущий командам раздает карточки:

    1к: кис. 2к. кар.

    Из этих слогов добавляя слово/точка/ составить новое слово.

    5. Игротека.

    Южное дерево/пальма/

    Танец/полька/

    Одежда/пальто/

    Мелкая рыба/килька/

    Дорога для поезда/рельсы/

    Части руки/пальцы/

    (Карточки готовится обеим командам)

    6. Составление слов.

    Ведущий: из одного слова составить слова, нет других букв, которые не вошли в слово.

    Автомобиль: /атом, бом, моль, том, вал…/.

    7. Угадай последнее слово и запиши.

    1. Не поедет без бензина

    Наша быстрая…/машина/

    2. Ты к обеду положи

    Ложки, вилки и…/ножи/.

    3. Для мамы сегодня

    Внимательный сын

    Чудесные розы поставил в…/кувшин/

    4. Стали звездочки кружится,

    Стали на землю ложиться,

    Нет, не звезды, а пушинки,

    Не пушинки, а…/снежинки/

    5. Захотели малыши

    Поточить…/Карандаши/

    6. Наша Мурка спит и слышит,

    Как в углу скребутся…/мыши/

    7. Рыбалову, вот так штука,

    На крючок попалась…/щука/

    8. Удивляется наш Сашка:

    Блюдце есть, а где же…? /чашка/

    9. Собирают ребятишки

    В парке желуди и…/шишки/

    10. Я откликаться не хочу.

    Меня зовут, а я…/молчу/

    8. Заполни клетки.

    · Плод в скорлупе/орех/

    · Инструмент, которым рубят /топор/

    · Тот, кто носит красный галстук. /пионер/.

    · Много-люди, один-…/человек/

    · Завтрак, … , ужин/обед/

    · Водитель машины/шофер/

    · Место, где растут овощи/огород/

    Мелкая зимующая птица/воробей

    /первая карточка-1 команде, вторая-2 команде/.

    9. Игротека/вопросы/.

    1. Ночная птица /Сова/.

    2. Сигнал, предупреждающий о начале и конце урока /звонок/

    3. Столовая для зимующих птиц /кормушка/

    4. Нижняя конечность человека /нога/

    5. Дом диких животных в земле /нора/

    6. Домашнее животное, дающие молоко /корова/

    7. Капельки влаги на траве /роса/

    8. Узкая протоптанная дорога /тропинка/

    9. Свободное от деревьев место в лесу /поляна/

    10. Домашняя животное /коза/

    11. Птичий дом/гнездо/

    12. Ползающее животное с извивающимся туловищем/змея/

    13. Сиденье для езды верхом на лошади/седло/

    14. Человек, охраняющий лес /лесник/

    15. Маленький населенный пункт /село/

    16. Прибор, которым взвешивают /весы/

    17. Предмет, которым украшают верхушку новогодней ёлки /звезда/

    18. Холодное время года /зима/

    19. Предмет, на котором готовят пищу /плита/

    20. Столярный инструмент /пила/

    А теперь слово дается жюри. Награждение команд.

    Цель мероприятия:

    • Дидактическая - Некоторое углубление материала по предмету
    • Развивающая – воспитание мотивов учения, расширить кругозор учащихся, вызвать интерес к более глубокому изучению школьных дисциплин, развитие логики мышления, смекалки.
    • Воспитательная – воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитание патриотизма, воспитание культурно-эстетических взглядов, Воспитание дисциплинированности, сплочение коллектива и умение работать в команде.

    Тип урока: урок совершенствования знаний.

    Вид урока: игра.

    Используемые материалы:

    • карточки с вопросами;
    • бочонки или шары с номерами;
    • карточки с краткими ответами для жюри;
    • призы.

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

    Класс делится на три команды. Вначале игры команды приветствуют друг друга. Далее члены команд по очереди тянут номер вопроса. Команда обсуждает ответ (время ограничено) и дает предполагаемый ответ. Жюри оценивает ответ 1-2 балла. В конце игры объявляется команда-победитель. Игру можно разбить на два-три тура и в перерыве провести творческий конкурс (например, конкурс клипов или др.)

    Как на Руси было принято православие? Крещение Руси произошло в 988 году, оно связано с именем киевского князя Владимира.
    Когда появилась русская борьба? Русская национальная борьба впервые упомянута в летописи в 993 году. Самый сильный борец Киевской Руси был Ян Усмарь.
    Что ели в древней Москве? Главной едой москвичей были каши изо ржи, пшеницы, ячменя, овса, гречихи. В Москве было много садов, где выращивались – яблоки, груши, сливы и вишня. На зиму солились огурцы, и квасилась капуста.
    Какие меры длины были у древних славян? Сажень – это расстояние между разведенными в сторону руками. Пядь – это расстояние между вытянутыми большими и указательными пальцами руки, примерно 19 см.
    Локоть – это расстояние от локтевого сустава до вытянутого указательного пальца руки.
    Когда на Руси появились свои книги? Кто напечатал первую книгу в Москве не известно. Первая же книга появилась в 1553 году, тираж составлял 7 книг.
    Когда на Руси появились деньги? Первые русские монеты появились в конце 10 века, это были отчеканенные кружки, вырубленные из металлических листков. Бумажные деньги появились в России в 18 веке.
    Откуда по свое название Арбат? Арабское слово «арбад» означает пригород или предместье. Это место в те времена вокруг Кремля означало предместье.
    Кто изобрел типографическую печать? Голландец Лорран Костер был первым европейцем, который вырезал каждую букву алфавита из дерева. А немец Иоганн Гутенберг – отлил буквы из свинца, он так же изобрел печатный станок.
    Откуда произошло слово «Фаянс»? Название «Фаянс» произошло от названия небольшого города в Италии – Фаэнса.В нем изготавливали не дорогую, но очень красивую посуду из глины – столовый фарфор.
    Что такое шапка Мономаха? Шапка Мономаха это символ царской власти. Она изначально принадлежала византийскому императору Константину, который подарил ее Владимиру Мономаху. С тех пор она передавалась по наследству от царя к царю.
    Когда празднуется Рождество? Рождество Христово – один из главных христианских праздников. В католической церкви он празднуется ежегодно 25 декабря, а в православной – 7 января. В это день украшаются храмы и в них зажигаются все лампады.
    Что за праздник Сретение? В переводе «сретение» –это встреча. Это событие произошло на 40 день после рождения Христа.
    Что такое Благовещенье? «Благовещенье» – это значит благая весть. Это один из великих праздников, он отмечается 7 апреля и является не переходящим праздником.
    На чем писали в старину? В Древнем Вавилоне писали палочкой на мягкой глине. В Египте на папирусе. Бумагу же изобрели в Древнем Китае.
    Как считали годы на Руси? С принятием христианства на Руси распространилась система летоисчисления, принятая в Византии. Началом года считалось не первое января, а первое сентября.
    Почему в старину переписывали книги? Сейчас книги печатают в типографии, но было время, когда книги писались от руки. Когда книга старела, ее переписывали – монахи, одни из немногих грамотных людей.
    Какие виды письма существовали на Руси? Уставное письмо – буквы написаны прямо, ровно, с правильными линиями и округлениями. Ширина равна высоте. Полууставное письмо – отличалось большим расстоянием между буквами, их наклоном и наличием ударений.
    Как читали древние книги? Методом кустодов – внизу страницы писались слова следующей страницы, чтобы, когда чтец переворачивал страницу, чтение не прерывалось.
    Кто были предками русского народа? Предками были многочисленные славянские племена, жившие на территории Восточной Европы: поляне, древляне, волыняне, радимичи, северяне, вятичи, кривичи и т.д.
    Во что верили древние славяне? Восточные славяне были язычниками и не верили в единого Бога. Они верили в богов природы и предков.
    Когда произошло крещение Руси? В 988 году покрестился Владимир Святославович, князь киевский, и окрестил Русь.
    Когда на Руси появились крестьяне? В конце 9 века, когда пришел в упадок первобытный строй, но изначально это слово имело религиозный смысл.
    Кто такие Минин и Пожарский? Это были военноначальники Нижегородского войска, которое изгнало польских интервентов в 1611 году.
    Когда в России было отменено крепостное право? Манифест об освобождении крестьян был подписан 19 февраля 1861 года. Начал его готовить в 1855 году царь Александр 2.
    Когда начали выращивать репу на Руси? Репа самая древняя огородная культура. Еще 4 тыс. лет назад была известна в Греции, Персии, Египте.
    Как выглядело поселение древних славян? Оно располагалось на возвышенных местах, вблизи рек или озер, но главным это был частокол, окружающий деревню.
    Когда придумали русские былины? Их пели певцы, они передавались из уст в уста 800 лет, пока первое упоминание было описано в 1181 г.
    Откуда появляется молния? Грозовой заряд – это сильный искровой заряд,скапливающийся в облаках пока не станет слишком мощным, и вырывающийся между тучами и тучей и землей.
    Опасен ли гром? Нет гром не опасен, он является грохотом произведенным взрывом молнии. Если он отражается от поверхности земли несколько раз, то мы слышим раскаты грома.
    Как образуется радуга? Когда солнце светит сквозь пелену дождя, мы наблюдаем разложение белого солнечного света на составляющие цвета – это и есть радуга.
    Где находиться самая большая морская впадина? Она находиться около Марианских островов, ее глубина 11022 метра, для сравнения высота Эвереста – 8848 метра.
    Когда наступает равноденствие? Равноденствие – это момент, когда продолжительность темного и светлого времени суток одинакова. Это происходит –20-21 марта и 23 сентября, т.е. дни весеннего и осеннего равновесия.
    Где находиться самое сухое место на земле? Это пустыня Атакама в Чили, в некоторых частях этой пустыни не было дождя уже 400 лет. Почти 20% поверхности планеты это пустыни.
    Где находиться самый большой зоопарк? Один из самых больших и интересных зоопарков находиться вблизи Парижа, в Венсене.
    Где находиться родина шоколадного дерева? Шоколадное дерево было завезено в Африку из тропических лесов Америки и хорошо там прижилось. Его плоды называются какао-бобы.
    Зачем растениям нужна роса? Растения выделяют воду и с помощью это дышат, но эту жидкость нельзя называть росой. Роса – это вода, которая осела на растении за ночь из-за перемены температур окружающей среды.
    На какой планете самые высокие горы? На марсе расположены горы, которые на много выше Эвереста.
    Какая планета самая большая в солнечной системе? Юпитер – он так велик что все планеты могли бы поместиться в нем.
    Какая планета имеет зеленый цвет? Уран – газ метан, присутствующий в атмосфере планеты окрашивает ее в зеленый цвет.
    Какая планета самая дальняя? Плутон – удален от Земли на 5899 млн. км., он самая твердая планета, а так же маленькая и легкая.
    Чем телескоп отличается от подзорной трубы? В телескопе изображение формируется с помощью зеркала, не с помощью линз, поэтому изображение не мутнеет.
    Какой туннель самый длинный? Симплонский – он соединяет Швейцарию и Италию, его длина 19,8 км.
    Где находиться самый протяженный подвисной мост? Он построен через реку Хамбер в Англии, его длина 1410 м., он строился 9 лет.
    Что такое световой год? Небесные расстояния настолько велики, поэтому измеряются в других величинах – световых годах. Световой год – это расстояние, которое проходит солнечный луч за 365 дней.
    Какие бывают ветры? Сезонные ветры – муссоны, устойчивые в течение всего года – пассаты. Мистраль – холодный северо-западный. Сирокко – ветер пустыни в Африке. Торнадо – сильный, завихряющийся ветер.
    Какие бывают облака? Перистые – приносят дожди и плохую погоду. Слоистые – появляются на закате, означают моросящий дождь. Белые кучевые – бывают в ясную и солнечную погоду.
    Из чего состоит град? Капли дождя, пролетая через холодные слои атмосферы, замерзают и превращаются в град. Часто градом сопровождаются грозы.
    Как образуются водопады? Большинство рек текут мирно по равнинам, не встречая преград, но если есть естественный перепад высот рельефа, то река не течет, а падает.
    Сколько на земле океанов? Четыре: Тихий – самый большой, Второй по величине – Атлантический, третий – Индийский, последний – Северный ледовитый.
    Какие горы самые высокие на Земле? Самая высокая наземная гора – Эверест –8848 м, если считать подводную часть – Мауна Кеа на Говайских островах.
    Что делает закат таким прекрасным? Пыль, находящаяся в воздухе, отражая солнечные лучи, делает закат таким прекрасным.
    Почему на вершине горы прохладней? Чем выше мы поднимаемся по горе, тем иже температура в тропосфере, каждые 300 м. она опускается на 2 С.
    Как возник Ниагарский водопад? Он находиться на реке Ниагара в штате Нью-Йорка, и на середине своего 58 км. пути, река прерывается и образуется водопад.
    Почему Покровский собор называют Храмом Василия Блаженного? До 16 века это был храм святой Троицы, на кладбище которого был похоронен блаженный Василий. В 1555 г. по распоряжению Ивана Грозного был построен храм на месте старого в честь праздника Покрова.
    Почему некоторые народы носят грузы на голове? Потому что так легче, когда груз лежит на голове, он не колеблется, а, следовательно, надо меньше сил затрачивать энергии и работы на его передвижение.
    О чем может рассказать древний славянский календарь? Раньше месяцы назывались не так как сейчас. Месяц жатвы – называли серпень, месяц когда рубили лес – сечень, далее следовал месяц – сухий, когда сушили лес.
    Под чьим именем воевали знаменитые Илья Муромец и Алеша Попович? Под именем Владимира Святославовича, по прозвищу Красное Солнышко. Они защищали границы от печенег.
    Что такое фольклор? Созданная народом – музыка, песня, поэзия, театр, танец, изобразительное искусство – объединяется термином фольклор или народное творчество.
    Откуда произошло слово «фреска»? Фреска означает – «свежий». Это картина, которая рисуется красками на воде по еще не высохшей штукатурке.
    Сколько лет мозаике? Первая мозаика была изобретена еще в Древней Греции.
    Что такое витраж? Витраж – это картина сделанная из кусочков цветного стекла, вставленную в цинковую или свинцовую оправу.
    Как делают глазурь? На металлическое изделие наносят слой стеклянного порошка, который закрепляется обжигом в печи при температуре 800-1000 С.
    Как называется самый низкий женский голос? Контральто – он глубокий, грудной, с бархатистым тембром. Раньше его называли альтом, как инструмент.
    Как называется самый высокий мужской голос? Тенор – он светлый и звонкий, а так же имеет удивительно мягкий и бархатный тембр.
    Как устроены солнечные часы? Их изобрели более 4000 лет Египтяне. Люди заметили, что Солнце движется равномерно с востока на запад, вставив палку в землю, по отражению солнца всегда можно было узнать «какой час».
    Как работают песочные часы? Их изобрели римляне 1 в.н.э., они состоят из двух сосудов с перешейком, по которому перетекает песок, за определенное время.
    Зачем нужны благовония? Это вещества, обладающие приятным запахом. Они используются так же как лекарства, или сжигая их на Востоке,например, оказывают честь гостю. Так же их зажигают перед божествами.
    Почему в жаркую погоду вода в кувшине холодная? Глиняный кувшин ничем не покрыт, поэтому просачиваясь через поры, вода, испаряясь, отдает тепло, и оставшаяся вода остается холодной.
    Кто такой «шестикрылый серафим»? Это ангел, приближенный к Богу. « У каждого из них по шесть крыл, двумя он закрывал он лицо свое, двумя закрывал ноги свои и двумя летал».
    Что такое драгоценные камни? Это минералы, обладающие уникальными свойствами – исключительный блеск, прозрачность, способность принимать огранку и т.д. Самый известный драгоценный камень – это алмаз.
    Из чего делают мыло? Мыло делают на основе растительных или животных жиров с добавлением каустика. Любопытен тот факт, что мыло растворяет жиры.
    Как появился календарь? Раньше должники отдавали долг в первые дни месяца, поэтому на специальной бумаге отмечались дни и месяца, что бы следить за долгом. А слово «календарь» – означает «долговая книга». А 12-месячный календарь появился благодаря Ю. Цезарю, до него в не было 10 месяцев.
    Что такое Китай-город? Это территория в центре Москвы, расположенная около Кремля. Название этой местности произошло от слова «кита» – что в старину означало связку тонких жердей, из которых строились фасады домов, расположенных в этой местности.
    Кто старее Царь-пушка или Царь- колокол? Царь- пушка была отлита немного раньше, ее отлил литейщик Андрей Чохов. Через 200 лет отлили Царь-колокол.
    Кого в старой Руси называли людьми? Низшее население именовалось «людом». Так же часто слово «человек» имело пренебрежительный характер.
    Что такое церковь? Это здание где справляется христианский религиозный культ и куда собираются молящиеся. В переводе с греческого «церковь» – божий дом.
    Что означают слова «спасибо» и «пожалуйста»? «Спасибо» в старину звучало как «спаси Бог» – так говорили в знак уважения и благодарности. «Пожалуйста» – состоит из слова «пожалуй» – «окажи любезность» и «ста» – ударной приставки.
    Чем питались в старину русские люди? Ржаным хлебом, кашами и овсяным киселем. Из напитков употребляли квас, брагу, пиво.
    Когда в России появились железные дороги? В 1834 г. талантливые крепостные крестьяне Черепановы (сын и отец) построили первую дорогу.
    Что такое щи? Щи это основное горячее блюдо на русском столе уже более тысячелетия. Они состоят из: капусты, мяса, пряностей, кореньев и кислых заправок (сметаны, яблок).
    Что такое блины? Это блюдо русской кухни, которое появилось еще до 10 века. Они издревле символизировали солнце.
    Что такое каша? «Кашей» на Руси называли свадебный пир.
    Что такое красный угол? Это угол в избе, расположенный по диагонали от печи, в котором располагались иконы. Каждый, кто входил в избу сразу его видел.
    Как считали время в древности? Главным временем года считалось лето, когда собирали урожай, вот почему время считали от одного сбора до другого. Даже сейчас говорят «мне десять ЛЕТ, а не ЗИМ»
    Какие деньги были на Руси? До 10 века использовались шкурки животных и полотна, отсюда и слово «платить».
    Сколько в избе углов? Их больше четырех, так как печь образовывала дополнительные два угла, один из которых был «женским углом».
    Как чем торговали в средние века? Торговали на рынке, в котором ряды назывались по тому, что в них продавали: «свежий» и «просольный» – где торговали рыбой, «ленивый» по открытым небомквашеной капустой, «завязочном» – одеждой, «железный» – оружие.
    Что такое Английский двор? Это здание, где жили купцы, приехавшие из Англии, он был построен в 16 веке.
    Откуда взялась «говорящая голова»? Это курганы поросшие ковылем, на которых были захоронения воинов. Пушкин их поэтично назвал «говорящей головой» в «Руслане и Людмиле».
    Как посылались письма в прошлом? Изначально они были устными и посылались с гонцами, затем их стали посылать с почтовыми голубями.
    Почему чисто 13 считается несчастливым? Оно не считается несчастливым. А в Древнем Китае и Египте наоборот считалось счастливым.
    Кто первый испек хлеб на дрожжах? Дрожжевые грибы летают постоянно в воздухе и, попадая в тесто, разлагая сахар, выделяют углекислый газ, поднимая тесто, и первыми кто это заметил, были Греки.
    Когда женщины начали завивать волосы? Раньше считали, что кудрявые волосы очень привлекательны, поэтому еще древние люди их завивали.
    Почему на рождество наряжают деревья? Это традиция пришла из Германии, где ценились вечнозеленые деревья, поэтому их зимой украшали. В России их стали украшать на рождество.
    От чего курчавятся волосы? Чем площе волос человека, там он сильнее курчавится, если он округлый то волосы – прямые.
    Какая человекообразная обезьяна самая большая? Горилла – самцы достигают двухметрового роста и весят более 250 кг. Но опасным ее назвать нельзя – при виде человека она убегает.
    Как рыбы нюхают? Они так же нюхают носом, но через ноздри проходит не воздух, а вода с пахнущими веществами.
    Где живут бактерии? Они живут везде, как в нашем организме, так и воде, почве и даже в вулканах.
    Действительно ли у коровы 4 желудка? Корова это жвачное животное, поэтому для переваривания ему требуется больше времени и для этого желудок разделен на 4 отдела.
    Как черепахи дышат под водой? Они запасают в легких воздух, а не берут его как рыбы из воды.
    Почему у кошки светятся глаза в темноте? Сетчатка покрыта специальным веществом похожим на отполированное серебро, для того чтобы лучше видеть в темноте, поэтому свет и отражается.
    Почему детям необходимо играть? Детям и детенышам животных необходимо играть, т.к. через игры они получают опыт.

    Используемая литература:

    1. Энциклопедия для детей, серия «Все обо всем», Изд. Ключ-С, Слово,1994г.

Похожие статьи