ПОЛОЖЕНИЕ
Об интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?»
Настоящее Положение определяет цели и задачи интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», проводимой Томской областной организацией ВОС, порядок организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.
Цели и задачи
Основной целью интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» является создание условий для проявления интеллектуально-творческого потенциала членов ВОС, пропаганда и популяризация интеллектуальных игр как действенной формы проведения содержательного досуга молодёжи.
Проведение Игры предполагает решение следующих задач:
Раскрытие интеллектуальных и познавательных способностей;
Развитие нестандартного мышления;
Использование возможности привлечения широкого круга потенциально талантливой молодежи к активной познавательной деятельности;
Содействие расширению сферы знаний;
Содействие развитию навыков межличностного общения, умения действовать в коллективе;
Апробация методики проведения турниров по интеллектуальным играм среди учащейся и трудящейся и наработка соответствующего опыта;
Привлечение внимания органов власти, средств массовой информации, общества к потребности молодёжи в повышении своего интеллектуального уровня.
Программа Игры
1. Чемпионат проводится по правилам Международной Ассоциации Клубов «Что? Где? Когда?» (приложение №1), в соответствии с «Кодексом спортивного ЧГК».
2. Вопросная дистанция чемпионата включает в себя сорок вопросов, разбитых на четыре тура по десять вопросов в каждом, нумерация вопросов сквозная.
3. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
4. По истечении каждого тура проводится сверка, в ходе которой игрокам сообщается количество засчитанных им ответов.
5. Основным показателем при определении итогового места команды является количество правильных ответов. В случае, когда несколько команд, имеют равный показатель, выявление победителя производится путём проведения мини-игры из трёх вопросов для данных команд.
Требования к участникам и сроки проведения Игры
В случае необходимости, оргкомитет имеет право переносить сроки и место проведения, а также изменять продолжительность Конкурса.
В интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» может принять участие команда, подавшая заявку по форме (приложение №2) и в срок.
Форма участия в играх – командная. Состав команды 4-6 человек. К участию в игре допускаются молодые люди в возрасте от 14 лет.
Заявки на участие в Игре представляются в Томскую областную организацию ВОС не позднее, чем за 10 дней до проведения Игры по адресу: 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, д. 6/2, тел/факс: 51-42-80, электронный адрес: [email protected].
По всем вопросам обращаться к Штанько Сергею Михайловичу, с.т. 8-923-404-2680.
Приложение №1
Правила игры «Что? Где? Когда?»
Игра «Что? Где? Когда» - это командная игра, в которой команды соревнуются между собой в умении находить правильный ответ на поставленный перед ними вопрос за ограниченное время. В соответствии с правилами спортивного «Что? Где? Когда?», определёнными в Кодексе спортивного «Что? Где? Когда?», игра состоит в следующем:
Играют одновременно все команды, участвующие в туре;
После окончания чтения вопроса, все команды получают одну минуту времени на размышление;
По окончании минуты на размышление команда должна сдать свой ответ на заданный вопрос на бланке;
Отсчёт времени начинается с команды «Время», подаваемой ведущим, сразу после завершения им чтения формулировки вопроса. По истечению 50 секунд ведущий объявляет: «Осталось 10 секунд». После того как время закончено ведущий подаёт команду: «Время вышло».
Командам даётся 10 секунд на написание и сдачу ответа после команды «Время вышло», поданной ведущим по окончании минуты на размышление. Бланк с ответом должен быть поднят вверх одним из членов команды не позднее 10 секунд, данных на запись ответа, иначе ответ не засчитывается. Ответы команд собирают секунданты и доставляют в жюри;
Жюри принимает решение о зачёте или незачёте ответа каждой команды;
Отсутствие ответа или сдача ответа не вовремя приравнивается жюри к неправильному ответу;
После завершения процедуры приёма ответов секундантами, ведущий объявляет правильный ответ и соответствующие вопросу комментарии;
Следующий вопрос тура зачитывается ведущим после краткой паузы длительностью от 5 секунд до 3-х минут;
Между 4 турами, каждый из которых состоит из 10-ти вопросов, предусмотрен перерыв для отдыха и подведения итогов длительностью от 5 до 10 минут;
Победитель определяется жюри на основании турнирной таблицы, содержащей число правильных ответов, данных каждой командой в туре;
В каждый момент за игровым столом может находиться не более 6 игроков. Никто не может в ходе турнира играть за две команды - ни одновременно, ни в разное время. Замены игроков могут производиться только в перерыве после тура;
Во время минуты обсуждения игрокам запрещается мешать другим командам, покидать свои места, возвращаться на свои места, пользоваться справочниками и изданиями любого вида, а также техникой, которая может использоваться для обращения к справочникам и изданиям, пользоваться устройствами связи любого вида, общаться любым способом с кем-либо, кроме игроков своей команды, играющих в данном туре. В частности, запрещается общение с ведущим и секундантами;
В случае нарушения командой требований данного Положения либо правил или этики игры, команде может быть вынесено предупреждение, заносимое в протокол соревнования;
При повторном вынесении предупреждения команде, она решением организаторов может быть отстранена от участия в соревновании с аннулированием ее результатов и пересчетом рейтингов сыгранных ей вопросов. Ответы от отстраненной от участия в соревновании команды не принимаются.
Приложение №2
Форма заявки команды
Внеклассное мероприятие
Игра «Что? Где? Когда?»
Цели :
повышение математической культуры учащихся, воспитание интереса к предмету и к истории математики;
развитие логического мышления, расширение кругозора;
Оборудование и материалы для мероприятия : проектор, экран, презентация для сопровождения мероприятия, микрофон, волчок, карточки с номерами вопросов, «черный ящик», циркуль.
Описание мероприятия : данная игра – аналог телевизионной игры: «Что? Где? Когда?».
В игре участвует одна команда - знатоки, учащиеся 9л класса. Оптимальное число участников в команде - 6 человек. В среднем на игру уходит 60 минут.
Игра содержит 12 вопросов, причем один из них - суперблиц (три вопроса, на ответ каждого отводится по 20 секунд). Знатоки играют против команды учащихся 5-11 классов. Каждый верно отвеченный вопрос дает 1 балл знатокам. В противном случае приз в 1 балл уходит автору вопроса. Слайды с вопросами содержат и правильный ответ. К вопросам «Черный ящик» применены звуковые эффекты. Предусмотрены две музыкальные паузы, с которыми выступают учащиеся 8л класса.
Правилами игры предусмотрено:
Игру ведет учитель
- Дидактическая - Некоторое углубление материала по предмету
- Развивающая – воспитание мотивов учения, расширить кругозор учащихся, вызвать интерес к более глубокому изучению школьных дисциплин, развитие логики мышления, смекалки.
- Воспитательная – воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитание патриотизма, воспитание культурно-эстетических взглядов, Воспитание дисциплинированности, сплочение коллектива и умение работать в команде.
- карточки с вопросами;
- бочонки или шары с номерами;
- карточки с краткими ответами для жюри;
- призы.
Выбор вопроса осуществляется с помощью волчка.
На каждый вопрос отводится 1 минута.
По окончании игры подводятся итоги, и определяется победитель, проводятся награждения.
Награды можно вручать какие угодно, в зависимости от того, какими средствами вы располагаете. Как один из вариантов можно предложить:
утешительный приз на ваше усмотрение, возможно, что-то шуточное;
– победителям игры достается «суперприз» (отметки «5» и сладкий приз или приз на ваше усмотрение).
Лучше игроков усаживать спиной к зрителям, при этом зрителям нужно объяснить, что это условие предусмотрено правилами игры, чтобы у игроков не возникало желание искать помощи у своих товарищей.
Также необходимо создать счётную комиссию из двух-трёх человек. В обязанности счетной комиссии входит подсчёт баллов
и озвучивание промежуточных результатов.
Удачнее игра проходит, если аудитория зрителей небольшая 20-30 человек.
Заключительный этап: счётная комиссия объявляет итоги игры, награждает победителей.
Приложения
1.Литература
Газета «Математика»
Энциклопедический словарь юного математика;
Труднев В. П. «Считай, смекай, отгадывай»;
Минковский В. Л. «За страницами учебника математики»;
2.Презентация игры.
3.Музыкальное сопровождение.
Играет музыка «Что есть игра». Двенадцать учащихся школы выступают против знатоков: (фамилии учащихся оглашаются ведущим):
Начинается игра. За барабан приглашаются учащиеся 9 класса
Звучит музыка, знатоки крутят волчок. Против знатоков поочередно в каждом раунде выступают учащиеся 5-11 классов.
Сектор №1
Уважаемые знатоки! Все знают, что тысяча тысяч – это миллион. Но мало кто знает, как называются следующие разряды. Для их названий приняты латинские наименования чисел.
Тысяч а миллионов называется биллион (или как чаще мы называем – миллиардом), тысяча биллионов – триллион, дальше квадриллион, квинтилион и т. д.
Внимание, вопрос! Что означает приставка «би», «три», «квадра», «квинта»?
(«би» -два, «три» - три, «квадра»-четыре, «квинта»-пять).
Сектор №2
Двенадцатый месяц у нас называется «декабрь». Это слово происходит от греческого «дека» - десять. Отсюда также слово «декалитр» - 10л, «декада» - 10 дней. И т. п. Выходит, что месяц декабрь носит название «десятый»? Уважаемые знатоки! Чем объяснить это несоответствие? (Раньше новый год начинался с марта)
Сектор №3
По мнению Л.Н. Толстого, каждый человек подобен дроби. Числитель дроби – это то, что человек собой представляет. А что представляет собой знаменатель?
(знаменатель – то, что человек думает о себе)
Сектор №4
Уважаемые знатоки! Вам, наверное, знакома басня И.А.Крылова «Волк и ягненок». Автор утверждает: «У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примеров слышим». Внимание, вопрос! Какое число встречается в этих строках и как оно переводилось у народов?
(Тьма. Очень много, десять тысяч, сотня сотен.)
Сектор №5
Уважаемые знатоки! Для измерения отрезков и нахождения расстояний на практике используют различные единицы измерения. Стандартной международной единицей измерения отрезков выбран метр – отрезок, приближенно равный 1/40 000 000 части земного меридиана. Эталон метра хранится в виде специального металлического бруска. Вопрос! Где хранится эталон метра? (во Франции)
Сектор №6
Черный ящик
Внимание! То, что лежит в черном ящике, изобрел очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпея археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы..
В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью-признаком высокого положения в обществе и высокого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник.
Вопрос: что лежит в черном ящике?
(ответ: Циркуль; Легенды Древней Греции утверждают, что циркуль изобрел Талос)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Сектор №7
Суперблиц
Уважаемые знатоки! Я хотела бы узнать, кто из вас продолжает эту игру в этом раунде. Я прошу оставить меня один на один с этим игроком.
Вопрос 1. Шоколадка стоит 150 тенге и еще половину шоколадки. Сколько стоит шоколадка? (300 тенге)
Вопрос 2. Сколько земли в дыре глубиной 2м, шириной 2м, длиной 2м? (Нисколько)
Вопрос 3. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
Сектор №8
Уважаемые знатоки! В глубокой древности, на одной из начальных стадий развития счета, это число долгое время считалось неопределенно большим количеством. Следы такого представления об этом числе сохранились до наших дней в пословицах и поговорках. Религия окутала его таинственной оболочкой. Древние вавилоняне считали это число священным. От них почитание этого числа перешло и к другим народам. В царской России оно применялось в колдовстве и заклинаниях. Вопрос! О каком числе идет речь?
Сектор №9
Различные открытия и изобретения в математике тесно связаны с жизнью. Появление дробей, например, связано с необходимостью справедливого раздела имущества. Как вы думаете. С чем связано появление в математике отрицательных чисел?
Ответ: Основной целью расширения было желание сделать вычитание такой же полноценной операцией, как сложение
Сектор №10
Уважаемые знатоки! Великий русский писатель … проявлял особый интерес к математике и ее преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же знаменитой школе, написал оригинальную «Арифметику» и «Руководства для учителя». Своим гостям он нередко предлагал многие интересные задачи. Вопрос! О каком писателе идет речь?
(Л.Н.Толстой)
Сектор №11
В Византии и на Руси арабских цифр не было. Что же использовалось в этих странах для составления чисел?
(Буквы)
Сектор №12
В. Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них - буква и нота. А каков третий ключ?
цифра
Музыкальная пауза
Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам.
П. Антокольский
Сценарий игры: Что? Где? Когда? Цель: создать условия, способствующие расширить и реализовать через практическую деятельность знания учащихся по предметам гуманитарного цикла.Задачи:1. Формировать умение интегрировать знания по разным дисциплинам гуманитарного цикла (история, обществознание, литература, русский язык, философия, правоведение);2. Развивать слуховое и зрительное восприятия, коммуникативную речь учащихся; 3. Воспитывать интерес к предметам гуманитарного цикла;4.Формировать личностные качества учащихся: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.Оборудование: игровой стол, игровой круг, волчок, вопросы в конвертах для каждого сектора, чёрный ящик, оформление класса. Ход игры
«Здравствуйте уважаемые гости!»(МУЗЫКА)
Мы рады приветствовать вас в нашем интеллектуальном клубе на весенней серии игр «Что? Где? Когда?»!
Сегодня против команды учителей играет команда знатоков.Уважаемые члены клуба и зрители, особенно хранители традиций клуба! Во время игры вы внимательно должны следить за ходом обсуждения и в конце выбрать лучшего игрока.
В клуб приглашаются наши знатоки!
(МУЗЫКА)1. Самый творческий – ФИО Салппагарова Маргарита 2. Самый сообразительный – ФИО Болуров Магомед3. Самый старательный – ФИО Чипчикова Лейла4. Самый наблюдательный – ФИО Гукасян Яна5. Самый загадочный – ФИО Алиев Амин6. И самый-самый-самый – капитан команды ФИО Кочкарова Регина(МУЗЫКА)
А теперь я познакомлю вас с правилами игры!
Вы видите на столе игровой круг с волчком, разделённый на сектора, в которых находятся закрытые конверты, содержащие вопросы. Волчок в движение будет приводить наш помощник-ассистент.
Знатоки должны ответить на 12 вопросов, на обсуждение которых дается 1 минута. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко. Один конверт содержит БЛИЦ вопрос, в который заключены 3 вопроса, на обсуждение каждого дается 20 секунд. Если хоть на один вопрос они не ответят – очко присуждается команде учителей.
По истечению минуты, капитан команды, либо сам дает ответ на вопрос, либо адресует его одному члену своей команды. Ответ должен быть чётким и при необходимости с пояснением. 1 раз в ходе игры знатоки могут взять помощь зрителей.
Итак, мы начинаем игру!
Знатокам удачи, а залу интересных и ярких впечатлений от интеллектуальной игры!
Вопросы игры
1 : По старой китайской традиции, во время беседы младший должен просмотреть в глаза старшего дважды. Когда?
Ответ: В МОМЕНТ ПРИХОДА И ПРОЩАЯСЬ
2. Однажды английский хирург Сэмюэль Шарп был вызван к одному лорду по поводу ничтожной царапины. «Пусть Ваш слуга бежит в аптеку за этим лекарством»,- распорядился Шарп. «А если не бегом, я могу умереть?» - Лорд побледнел. Что же произойдет, если слуга не поторопится?
Ответ: РАНА УСПЕЕТ ЗАЖИТЬ
3. За какое стихотворение М.Ю.Лермонтов был выслан на Кавказ?
Ответ: СМЕРТЬ — ПОЭТА
4. В Московском Кремле у колокольни Ивана Великого была Ивановская площадь. На ней во всеуслышание объявлялись народу важные государевы указы. Это крылатое выражение употребляется в смысле осуждения, когда человек разговаривает слишком громко.
Ответ: КРИЧАТЬ ВО ВСЮ ИВАНОВСКУЮ
1.Как звали младшую дочь Абу Бакра, которую он выдал замуж за пророка Мухаммеда, когда ей было 9 лет?
Ответ: АИША
2. В качестве свадебного подарка она получила от Марка Антония Крит и Киликию?
Ответ: КЛЕОПАТРА
3. Какая война началась в 1337 году и закончилась 1453 году?
Ответ: СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА
6. Во время допроса подсудимого били кнутом, который назывался длинником. Считалось, что от боли человек скажет всю правду. О каком крылатом выражении идет речь?
Ответ: ПОДЛИННАЯ ПРАВДА
7. По словам родственника Достоевского, вернувшийся с каторги писатель всю оставшуюся жизнь делал ИХ. ОНИ когда-то были необходимым атрибутом женской привлекательности в Японии. Назовите ИХ двумя словами.
Ответ: МАЛЕНЬКИЕ ШАГИ
Зачёт: Короткие/мелкие/семенящие шаги.
Познавательная и развлекательная программа для детей.
Игра "Что? Где? Когда?" в начальной школе
Цель: развивать мыслительную способность, находчивость, смекалку; укреплять навыки и знания по русскому зыку; воспитывать ответственность, организованность; учить детей проводить свободное время полезным для себя.
Оборудование : плакаты «Один за всех и все за одного», «Что? Где? Когда?»; карточки кроссворды.
Дорогие ребята, сегодня мы с мальчиками V и IV группы проведем мероприятие: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Будут соревноваться две команды:
V гр: «Находчивые гномики» и IV гр: «Остроумные»
Просим вас сидеть тихо, не шуметь и не подсказывать, если подскажите, снимут очко команды.
Таким образом, открываем программу:
1. Какой звук чаще всего слышим?
Ведущий читает стих, а ребята записывают у себя на бумаге звуки:
1к. А) У сени и Сани в сетях сом с усами;
Б) Ученик учил уроки - у него в чернилах щеки;
В) Мороза моржи не страшатся,
Моржи на морозе резвятся;
2к. Г) Про пестрых птиц поет петух,
Про перья пышные, про пух;
Д) Белый снег, белый мел, белый заяц, тоже бел;
Е) Скажи по тише: « Шесть мышат»,-
И сразу мыши зашуршат.
2. Будь внимателен!
Ведущий читает стих, а дети записывают заглавные буквы, о которых говорится в тексте.
Что случилось? Очутившись на полу,
Что случилось? Поломала хвостик у?
С печки азбука свалилась! Ф, бедняжку, так раздуло-
Больно вывихнула ножку Не прочесть ее никак!
Прописная буква М, Букву Р перевернуло-
Г ударилась немножко Превратило в мягкий знак!
И рассыпалась совсем! Буква С совсем сомкнулась-
Потеряла буква Ю Превратилась в букву О.
Перекладинку свою! Буква А, когда проснулась,
Не узнала никого.
3. Загадки.
Через речку лег, пробежать помог./Мост/
1. Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?/Врач/.
2. Крепка железная рука,
Любая тяжесть ей легка /Кран/.
3. Красна, вкусна, внутри косточка. /Вишня/
4. Нет моей походки тише,
И меня боятся мыши./Кот/.
5. Когда со мной умываются,
То слёзы появляются/Мыло/
6. Солнце под потолком
7. Светит вечерком./Лампочка/.
8. Лёгкий, круглый, но не мяч,
Не прыгает он вскачь.
На веревочке висит, развяжется-улетит/Шар/
9. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь /Жук/
10. Не бьет, не ругает, а от него все плачут/Лук/
4. Точка.
Ведущий командам раздает карточки:
1к: кис. 2к. кар.
Из этих слогов добавляя слово/точка/ составить новое слово.
5. Игротека.
Южное дерево/пальма/
Танец/полька/
Одежда/пальто/
Мелкая рыба/килька/
Дорога для поезда/рельсы/
Части руки/пальцы/
(Карточки готовится обеим командам)
6. Составление слов.
Ведущий: из одного слова составить слова, нет других букв, которые не вошли в слово.
Автомобиль: /атом, бом, моль, том, вал…/.
7. Угадай последнее слово и запиши.
1. Не поедет без бензина
Наша быстрая…/машина/
2. Ты к обеду положи
Ложки, вилки и…/ножи/.
3. Для мамы сегодня
Внимательный сын
Чудесные розы поставил в…/кувшин/
4. Стали звездочки кружится,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а…/снежинки/
5. Захотели малыши
Поточить…/Карандаши/
6. Наша Мурка спит и слышит,
Как в углу скребутся…/мыши/
7. Рыбалову, вот так штука,
На крючок попалась…/щука/
8. Удивляется наш Сашка:
Блюдце есть, а где же…? /чашка/
9. Собирают ребятишки
В парке желуди и…/шишки/
10. Я откликаться не хочу.
Меня зовут, а я…/молчу/
8. Заполни клетки.
· Плод в скорлупе/орех/
· Инструмент, которым рубят /топор/
· Тот, кто носит красный галстук. /пионер/.
· Много-люди, один-…/человек/
· Завтрак, … , ужин/обед/
· Водитель машины/шофер/
· Место, где растут овощи/огород/
Мелкая зимующая птица/воробей
/первая карточка-1 команде, вторая-2 команде/.
9. Игротека/вопросы/.
1. Ночная птица /Сова/.
2. Сигнал, предупреждающий о начале и конце урока /звонок/
3. Столовая для зимующих птиц /кормушка/
4. Нижняя конечность человека /нога/
5. Дом диких животных в земле /нора/
6. Домашнее животное, дающие молоко /корова/
7. Капельки влаги на траве /роса/
8. Узкая протоптанная дорога /тропинка/
9. Свободное от деревьев место в лесу /поляна/
10. Домашняя животное /коза/
11. Птичий дом/гнездо/
12. Ползающее животное с извивающимся туловищем/змея/
13. Сиденье для езды верхом на лошади/седло/
14. Человек, охраняющий лес /лесник/
15. Маленький населенный пункт /село/
16. Прибор, которым взвешивают /весы/
17. Предмет, которым украшают верхушку новогодней ёлки /звезда/
18. Холодное время года /зима/
19. Предмет, на котором готовят пищу /плита/
20. Столярный инструмент /пила/
А теперь слово дается жюри. Награждение команд.
Цель мероприятия:
Тип урока: урок совершенствования знаний.
Вид урока: игра.
Используемые материалы:
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Класс делится на три команды. Вначале игры команды приветствуют друг друга. Далее члены команд по очереди тянут номер вопроса. Команда обсуждает ответ (время ограничено) и дает предполагаемый ответ. Жюри оценивает ответ 1-2 балла. В конце игры объявляется команда-победитель. Игру можно разбить на два-три тура и в перерыве провести творческий конкурс (например, конкурс клипов или др.)
Как на Руси было принято православие? | Крещение Руси произошло в 988 году, оно связано с именем киевского князя Владимира. | |
Когда появилась русская борьба? | Русская национальная борьба впервые упомянута в летописи в 993 году. Самый сильный борец Киевской Руси был Ян Усмарь. | |
Что ели в древней Москве? | Главной едой москвичей были каши изо ржи, пшеницы, ячменя, овса, гречихи. В Москве было много садов, где выращивались – яблоки, груши, сливы и вишня. На зиму солились огурцы, и квасилась капуста. | |
Какие меры длины были у древних славян? | Сажень – это расстояние между разведенными
в сторону руками. Пядь – это расстояние между
вытянутыми большими и указательными пальцами
руки, примерно 19 см. Локоть – это расстояние от локтевого сустава до вытянутого указательного пальца руки. |
|
Когда на Руси появились свои книги? | Кто напечатал первую книгу в Москве не известно. Первая же книга появилась в 1553 году, тираж составлял 7 книг. | |
Когда на Руси появились деньги? | Первые русские монеты появились в конце 10 века, это были отчеканенные кружки, вырубленные из металлических листков. Бумажные деньги появились в России в 18 веке. | |
Откуда по свое название Арбат? | Арабское слово «арбад» означает пригород или предместье. Это место в те времена вокруг Кремля означало предместье. | |
Кто изобрел типографическую печать? | Голландец Лорран Костер был первым европейцем, который вырезал каждую букву алфавита из дерева. А немец Иоганн Гутенберг – отлил буквы из свинца, он так же изобрел печатный станок. | |
Откуда произошло слово «Фаянс»? | Название «Фаянс» произошло от названия небольшого города в Италии – Фаэнса.В нем изготавливали не дорогую, но очень красивую посуду из глины – столовый фарфор. | |
Что такое шапка Мономаха? | Шапка Мономаха это символ царской власти. Она изначально принадлежала византийскому императору Константину, который подарил ее Владимиру Мономаху. С тех пор она передавалась по наследству от царя к царю. | |
Когда празднуется Рождество? | Рождество Христово – один из главных христианских праздников. В католической церкви он празднуется ежегодно 25 декабря, а в православной – 7 января. В это день украшаются храмы и в них зажигаются все лампады. | |
Что за праздник Сретение? | В переводе «сретение» –это встреча. Это событие произошло на 40 день после рождения Христа. | |
Что такое Благовещенье? | «Благовещенье» – это значит благая весть. Это один из великих праздников, он отмечается 7 апреля и является не переходящим праздником. | |
На чем писали в старину? | В Древнем Вавилоне писали палочкой на мягкой глине. В Египте на папирусе. Бумагу же изобрели в Древнем Китае. | |
Как считали годы на Руси? | С принятием христианства на Руси распространилась система летоисчисления, принятая в Византии. Началом года считалось не первое января, а первое сентября. | |
Почему в старину переписывали книги? | Сейчас книги печатают в типографии, но было время, когда книги писались от руки. Когда книга старела, ее переписывали – монахи, одни из немногих грамотных людей. | |
Какие виды письма существовали на Руси? | Уставное письмо – буквы написаны прямо, ровно, с правильными линиями и округлениями. Ширина равна высоте. Полууставное письмо – отличалось большим расстоянием между буквами, их наклоном и наличием ударений. | |
Как читали древние книги? | Методом кустодов – внизу страницы писались слова следующей страницы, чтобы, когда чтец переворачивал страницу, чтение не прерывалось. | |
Кто были предками русского народа? | Предками были многочисленные славянские племена, жившие на территории Восточной Европы: поляне, древляне, волыняне, радимичи, северяне, вятичи, кривичи и т.д. | |
Во что верили древние славяне? | Восточные славяне были язычниками и не верили в единого Бога. Они верили в богов природы и предков. | |
Когда произошло крещение Руси? | В 988 году покрестился Владимир Святославович, князь киевский, и окрестил Русь. | |
Когда на Руси появились крестьяне? | В конце 9 века, когда пришел в упадок первобытный строй, но изначально это слово имело религиозный смысл. | |
Кто такие Минин и Пожарский? | Это были военноначальники Нижегородского войска, которое изгнало польских интервентов в 1611 году. | |
Когда в России было отменено крепостное право? | Манифест об освобождении крестьян был подписан 19 февраля 1861 года. Начал его готовить в 1855 году царь Александр 2. | |
Когда начали выращивать репу на Руси? | Репа самая древняя огородная культура. Еще 4 тыс. лет назад была известна в Греции, Персии, Египте. | |
Как выглядело поселение древних славян? | Оно располагалось на возвышенных местах, вблизи рек или озер, но главным это был частокол, окружающий деревню. | |
Когда придумали русские былины? | Их пели певцы, они передавались из уст в уста 800 лет, пока первое упоминание было описано в 1181 г. | |
Откуда появляется молния? | Грозовой заряд – это сильный искровой заряд,скапливающийся в облаках пока не станет слишком мощным, и вырывающийся между тучами и тучей и землей. | |
Опасен ли гром? | Нет гром не опасен, он является грохотом произведенным взрывом молнии. Если он отражается от поверхности земли несколько раз, то мы слышим раскаты грома. | |
Как образуется радуга? | Когда солнце светит сквозь пелену дождя, мы наблюдаем разложение белого солнечного света на составляющие цвета – это и есть радуга. | |
Где находиться самая большая морская впадина? | Она находиться около Марианских островов, ее глубина 11022 метра, для сравнения высота Эвереста – 8848 метра. | |
Когда наступает равноденствие? | Равноденствие – это момент, когда продолжительность темного и светлого времени суток одинакова. Это происходит –20-21 марта и 23 сентября, т.е. дни весеннего и осеннего равновесия. | |
Где находиться самое сухое место на земле? | Это пустыня Атакама в Чили, в некоторых частях этой пустыни не было дождя уже 400 лет. Почти 20% поверхности планеты это пустыни. | |
Где находиться самый большой зоопарк? | Один из самых больших и интересных зоопарков находиться вблизи Парижа, в Венсене. | |
Где находиться родина шоколадного дерева? | Шоколадное дерево было завезено в Африку из тропических лесов Америки и хорошо там прижилось. Его плоды называются какао-бобы. | |
Зачем растениям нужна роса? | Растения выделяют воду и с помощью это дышат, но эту жидкость нельзя называть росой. Роса – это вода, которая осела на растении за ночь из-за перемены температур окружающей среды. | |
На какой планете самые высокие горы? | На марсе расположены горы, которые на много выше Эвереста. | |
Какая планета самая большая в солнечной системе? | Юпитер – он так велик что все планеты могли бы поместиться в нем. | |
Какая планета имеет зеленый цвет? | Уран – газ метан, присутствующий в атмосфере планеты окрашивает ее в зеленый цвет. | |
Какая планета самая дальняя? | Плутон – удален от Земли на 5899 млн. км., он самая твердая планета, а так же маленькая и легкая. | |
Чем телескоп отличается от подзорной трубы? | В телескопе изображение формируется с помощью зеркала, не с помощью линз, поэтому изображение не мутнеет. | |
Какой туннель самый длинный? | Симплонский – он соединяет Швейцарию и Италию, его длина 19,8 км. | |
Где находиться самый протяженный подвисной мост? | Он построен через реку Хамбер в Англии, его длина 1410 м., он строился 9 лет. | |
Что такое световой год? | Небесные расстояния настолько велики, поэтому измеряются в других величинах – световых годах. Световой год – это расстояние, которое проходит солнечный луч за 365 дней. | |
Какие бывают ветры? | Сезонные ветры – муссоны, устойчивые в течение всего года – пассаты. Мистраль – холодный северо-западный. Сирокко – ветер пустыни в Африке. Торнадо – сильный, завихряющийся ветер. | |
Какие бывают облака? | Перистые – приносят дожди и плохую погоду. Слоистые – появляются на закате, означают моросящий дождь. Белые кучевые – бывают в ясную и солнечную погоду. | |
Из чего состоит град? | Капли дождя, пролетая через холодные слои атмосферы, замерзают и превращаются в град. Часто градом сопровождаются грозы. | |
Как образуются водопады? | Большинство рек текут мирно по равнинам, не встречая преград, но если есть естественный перепад высот рельефа, то река не течет, а падает. | |
Сколько на земле океанов? | Четыре: Тихий – самый большой, Второй по величине – Атлантический, третий – Индийский, последний – Северный ледовитый. | |
Какие горы самые высокие на Земле? | Самая высокая наземная гора – Эверест –8848 м, если считать подводную часть – Мауна Кеа на Говайских островах. | |
Что делает закат таким прекрасным? | Пыль, находящаяся в воздухе, отражая солнечные лучи, делает закат таким прекрасным. | |
Почему на вершине горы прохладней? | Чем выше мы поднимаемся по горе, тем иже температура в тропосфере, каждые 300 м. она опускается на 2 С. | |
Как возник Ниагарский водопад? | Он находиться на реке Ниагара в штате Нью-Йорка, и на середине своего 58 км. пути, река прерывается и образуется водопад. | |
Почему Покровский собор называют Храмом Василия Блаженного? | До 16 века это был храм святой Троицы, на кладбище которого был похоронен блаженный Василий. В 1555 г. по распоряжению Ивана Грозного был построен храм на месте старого в честь праздника Покрова. | |
Почему некоторые народы носят грузы на голове? | Потому что так легче, когда груз лежит на голове, он не колеблется, а, следовательно, надо меньше сил затрачивать энергии и работы на его передвижение. | |
О чем может рассказать древний славянский календарь? | Раньше месяцы назывались не так как сейчас. Месяц жатвы – называли серпень, месяц когда рубили лес – сечень, далее следовал месяц – сухий, когда сушили лес. | |
Под чьим именем воевали знаменитые Илья Муромец и Алеша Попович? | Под именем Владимира Святославовича, по прозвищу Красное Солнышко. Они защищали границы от печенег. | |
Что такое фольклор? | Созданная народом – музыка, песня, поэзия, театр, танец, изобразительное искусство – объединяется термином фольклор или народное творчество. | |
Откуда произошло слово «фреска»? | Фреска означает – «свежий». Это картина, которая рисуется красками на воде по еще не высохшей штукатурке. | |
Сколько лет мозаике? | Первая мозаика была изобретена еще в Древней Греции. | |
Что такое витраж? | Витраж – это картина сделанная из кусочков цветного стекла, вставленную в цинковую или свинцовую оправу. | |
Как делают глазурь? | На металлическое изделие наносят слой стеклянного порошка, который закрепляется обжигом в печи при температуре 800-1000 С. | |
Как называется самый низкий женский голос? | Контральто – он глубокий, грудной, с бархатистым тембром. Раньше его называли альтом, как инструмент. | |
Как называется самый высокий мужской голос? | Тенор – он светлый и звонкий, а так же имеет удивительно мягкий и бархатный тембр. | |
Как устроены солнечные часы? | Их изобрели более 4000 лет Египтяне. Люди заметили, что Солнце движется равномерно с востока на запад, вставив палку в землю, по отражению солнца всегда можно было узнать «какой час». | |
Как работают песочные часы? | Их изобрели римляне 1 в.н.э., они состоят из двух сосудов с перешейком, по которому перетекает песок, за определенное время. | |
Зачем нужны благовония? | Это вещества, обладающие приятным запахом. Они используются так же как лекарства, или сжигая их на Востоке,например, оказывают честь гостю. Так же их зажигают перед божествами. | |
Почему в жаркую погоду вода в кувшине холодная? | Глиняный кувшин ничем не покрыт, поэтому просачиваясь через поры, вода, испаряясь, отдает тепло, и оставшаяся вода остается холодной. | |
Кто такой «шестикрылый серафим»? | Это ангел, приближенный к Богу. « У каждого из них по шесть крыл, двумя он закрывал он лицо свое, двумя закрывал ноги свои и двумя летал». | |
Что такое драгоценные камни? | Это минералы, обладающие уникальными свойствами – исключительный блеск, прозрачность, способность принимать огранку и т.д. Самый известный драгоценный камень – это алмаз. | |
Из чего делают мыло? | Мыло делают на основе растительных или животных жиров с добавлением каустика. Любопытен тот факт, что мыло растворяет жиры. | |
Как появился календарь? | Раньше должники отдавали долг в первые дни месяца, поэтому на специальной бумаге отмечались дни и месяца, что бы следить за долгом. А слово «календарь» – означает «долговая книга». А 12-месячный календарь появился благодаря Ю. Цезарю, до него в не было 10 месяцев. | |
Что такое Китай-город? | Это территория в центре Москвы, расположенная около Кремля. Название этой местности произошло от слова «кита» – что в старину означало связку тонких жердей, из которых строились фасады домов, расположенных в этой местности. | |
Кто старее Царь-пушка или Царь- колокол? | Царь- пушка была отлита немного раньше, ее отлил литейщик Андрей Чохов. Через 200 лет отлили Царь-колокол. | |
Кого в старой Руси называли людьми? | Низшее население именовалось «людом». Так же часто слово «человек» имело пренебрежительный характер. | |
Что такое церковь? | Это здание где справляется христианский религиозный культ и куда собираются молящиеся. В переводе с греческого «церковь» – божий дом. | |
Что означают слова «спасибо» и «пожалуйста»? | «Спасибо» в старину звучало как «спаси Бог» – так говорили в знак уважения и благодарности. «Пожалуйста» – состоит из слова «пожалуй» – «окажи любезность» и «ста» – ударной приставки. | |
Чем питались в старину русские люди? | Ржаным хлебом, кашами и овсяным киселем. Из напитков употребляли квас, брагу, пиво. | |
Когда в России появились железные дороги? | В 1834 г. талантливые крепостные крестьяне Черепановы (сын и отец) построили первую дорогу. | |
Что такое щи? | Щи это основное горячее блюдо на русском столе уже более тысячелетия. Они состоят из: капусты, мяса, пряностей, кореньев и кислых заправок (сметаны, яблок). | |
Что такое блины? | Это блюдо русской кухни, которое появилось еще до 10 века. Они издревле символизировали солнце. | |
Что такое каша? | «Кашей» на Руси называли свадебный пир. | |
Что такое красный угол? | Это угол в избе, расположенный по диагонали от печи, в котором располагались иконы. Каждый, кто входил в избу сразу его видел. | |
Как считали время в древности? | Главным временем года считалось лето, когда собирали урожай, вот почему время считали от одного сбора до другого. Даже сейчас говорят «мне десять ЛЕТ, а не ЗИМ» | |
Какие деньги были на Руси? | До 10 века использовались шкурки животных и полотна, отсюда и слово «платить». | |
Сколько в избе углов? | Их больше четырех, так как печь образовывала дополнительные два угла, один из которых был «женским углом». | |
Как чем торговали в средние века? | Торговали на рынке, в котором ряды назывались по тому, что в них продавали: «свежий» и «просольный» – где торговали рыбой, «ленивый» по открытым небом – квашеной капустой, «завязочном» – одеждой, «железный» – оружие. | |
Что такое Английский двор? | Это здание, где жили купцы, приехавшие из Англии, он был построен в 16 веке. | |
Откуда взялась «говорящая голова»? | Это курганы поросшие ковылем, на которых были захоронения воинов. Пушкин их поэтично назвал «говорящей головой» в «Руслане и Людмиле». | |
Как посылались письма в прошлом? | Изначально они были устными и посылались с гонцами, затем их стали посылать с почтовыми голубями. | |
Почему чисто 13 считается несчастливым? | Оно не считается несчастливым. А в Древнем Китае и Египте наоборот считалось счастливым. | |
Кто первый испек хлеб на дрожжах? | Дрожжевые грибы летают постоянно в воздухе и, попадая в тесто, разлагая сахар, выделяют углекислый газ, поднимая тесто, и первыми кто это заметил, были Греки. | |
Когда женщины начали завивать волосы? | Раньше считали, что кудрявые волосы очень привлекательны, поэтому еще древние люди их завивали. | |
Почему на рождество наряжают деревья? | Это традиция пришла из Германии, где ценились вечнозеленые деревья, поэтому их зимой украшали. В России их стали украшать на рождество. | |
От чего курчавятся волосы? | Чем площе волос человека, там он сильнее курчавится, если он округлый то волосы – прямые. | |
Какая человекообразная обезьяна самая большая? | Горилла – самцы достигают двухметрового роста и весят более 250 кг. Но опасным ее назвать нельзя – при виде человека она убегает. | |
Как рыбы нюхают? | Они так же нюхают носом, но через ноздри проходит не воздух, а вода с пахнущими веществами. | |
Где живут бактерии? | Они живут везде, как в нашем организме, так и воде, почве и даже в вулканах. | |
Действительно ли у коровы 4 желудка? | Корова это жвачное животное, поэтому для переваривания ему требуется больше времени и для этого желудок разделен на 4 отдела. | |
Как черепахи дышат под водой? | Они запасают в легких воздух, а не берут его как рыбы из воды. | |
Почему у кошки светятся глаза в темноте? | Сетчатка покрыта специальным веществом похожим на отполированное серебро, для того чтобы лучше видеть в темноте, поэтому свет и отражается. | |
Почему детям необходимо играть? | Детям и детенышам животных необходимо играть, т.к. через игры они получают опыт. |
Используемая литература:
1. Энциклопедия для детей, серия «Все обо всем», Изд. Ключ-С, Слово,1994г.