Гулегина мария оперная певица о нетребко. Мария Гулегина, оперная певица: биография, личная жизнь, творчество

05.06.2022

Всемирно знаменитая оперная примадонна Мария Гулегина в последнее время всё чаще приезжает в Россию. Блистательно исполнила арию принцессы Эболи в опере «Дон Карлос» в Большом, активно сотрудничает с Мариинкой, готовит концерт в Кремле 26 февраля... И всерьёз задумывается о переезде из Люксембурга и покупке квартиры в Москве - исполнительница опер в Ла Скала, Метрополитен-опера и на других самых известных оперных площадках, обладательница шикарного драматического сопрано вышла замуж за государственного тренера России по греко-римской борьбе Вячеслава Мкртычева .

Венчание с борцом Вячеславом Мкртычевым состоялось в Нью-Йорке в 2010 г. Свадебный торт разрезали саблей... Фото из личного архива

Многих эта новость изумила - ведь Мария долгие годы жила в удачном браке с певцом Марком Гулегиным , родила от него сына Руслана (дочь Наталья - от первого мужа певицы). Но, как выяснилось, союз с Гулегиным был всего лишь декорацией, все эти годы она не знала любви в семье, а терпела, мучилась... И настоящее счастье Гулегина обрела только сейчас. Певица рассказала о своей женской доле в эксклюзивном интервью «АиФ».

Театр в жизни, театр на сцене...

Личная жизнь? А у меня её не было... Самое страшное - всегда петь о любви, но самой не любить и не быть любимой. Театр на сцене, театр в жизни - это слишком тяжкое бремя для женщины. Вы не представляете, как это больно - терпеть столько лет, лишь бы всё в семье было тихо. Поэтому сам развод боли уже не доставил...

Вот только суды изматывают: то из-за ребёнка, то ещё что-то… Три года назад я отменила постановку «Корсара» в Бильбао и сольный концерт в Греции - просто дышать не могла, пока не решилось, что сын остаётся со мной. Выходя на сцену, я должна отключиться от всех проблем. Но голос на нервных срывах не звучит свободно и легко, как если бы всё было в порядке.

С дочерью Натальей, 2013 г. Фото из личного архива

И всё же самые тяжёлые моменты в моей жизни - это смерть родителей. Сначала я росла «папиным сыном», потому что он мечтал о мальчике. А потом стала «маминой дочечкой». В школе вела себя очень тихо и скромно. Я ведь не всегда была сильной. Но жизнь заставила… Всё взвалила на свои плечи, когда умер отец. Стала мамой для своей мамы, создала ей все условия для жизни. Её болезнь стала ударом для меня. Парализованная мама лежала 7 недель в клинике в Мюнхене. Поэтому я перевезла туда из Люксембурга всю семью и поселила в отель поблизости от больницы. Естественно, отменила все контракты. В больницу ходила с маленьким Русланом в коляске по 6-8 раз в день и, когда меня уже не пускали, залезала на скамейку и стояла столбиком под её окном… Смотрела на экраны датчиков над её кроватью. Страшное время, но и счастливое, потому что мамочка ещё была жива. Я могла ей рассказывать, как её люблю, а она в ответ только правой рукой чуть пожимала мою. Пусть такое, но всё же общение... Мама на мой день рождения открыла глаза на несколько секунд и после этого продержалась чуть меньше трёх недель. Она ушла не при мне и не при моей дочери Наташе.

«Ежегодно езжу на голодание»

После смерти мамы я была в таком состоянии, что петь больше уже не хотела... И только Пласидо Доминго, его чуткость и понимание вернули меня на сцену после страшной потери...

Друг и наставник Пласидо Доминго помог Марии вернуться на сцену после смерти мамы. С маэстро, его женой Мартой и мужем. 2013 г. Фото из личного архива

Недавно я спела принцессу Эболи в «Доне Карлосе» в -Большом театре. Я очень горжусь тем, что исполнила здесь свой дебют. И конечно, с огромной радостью продолжу сотрудничество.

В конце февраля я представлю сольную программу «Мои любимые арии» Москве. Очень волнуюсь… Каждый концерт, каждая встреча со зрителем - это праздник и экзамен одновременно. Нужно каждый раз себе ставить новые артистические планки, каждый раз выходить как на сцену как в первый и последний раз...

Певица гордится, что дебютировала в Большом. «Дон Карлос», ГАБТ, 2013 г. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Говорят, что певица должна быть полной, чтобы диафрагма на что-то опиралась. Неправда. Должны быть мышцы, гибкость, упругость в движениях. Поэтому форму держу жёстко. Каждый год езжу на голодание и активно занимаюсь спортом.

«Порхаю вокруг мужа»

Моя дочь уже сама мама, а второй ребёнок - «маленький» - ростом 186 см и нога у него 46-го размера. И это в 14 лет! Каждый год на каникулы собираю теперь не только своих детей, но и ещё двоих детишек моей дочки в Италии. Когда вся семья в сборе, я чувствую себя по-настоящему спокойно и счастливо...

Счастье, когда все в сборе. С сыном Русланом и внуками Ники и Амели. 2012 г., Италия. Фото из личного архива

Мой муж Вячеслав Мкртычев - известный борец и государственный тренер России по греко-римской борьбе. Нас познакомили друзья. (К моменту знакомства c примадонной спортсмен три года был вдовцом. Они обвенчались с Марией Гулегиной в Нью-Йорке. - Ред.)

Слава очень уважительно относится к моему труду, он так и говорит: спортсмены готовятся к чемпионатам раз в год, к Олимпийским играм раз в 4 года, а певцы каждую неделю выступают на своих чемпионатах... Муж понимает оперу сердцем.

Нас часто спрашивают: две сильные личности в одном доме - спортсмен и певица, кто же у вас главный? Мы не выясняем, кто лидер, а кто не лидер, просто живём. Сейчас я более спокойная, чем была. И сегодня ничего такого нет, что могло бы вывести из себя. Стала мудрее, хочется верить. Хотя у меня взрыво-опасная смесь: в моих жилах не только армянская кровь, но и еврейская, украинская, польская, ой, столько всего намешано... (Улыбается.)

Слава - тренер, он знает, что необходимо человеку перед «чемпионатом»: когда мне предстоит выход на сцену, создаёт мне идеальный психологический комфорт. Всё делает для того, лишь бы я была спокойна и счастлива. А когда мне не нужно петь, уже я летаю вокруг мужа и забочусь о нём.

Мария Гулегина (девичья фамилия Мейтарджян) родилась в 1959 г. в Одессе. Окончила Одесскую консерваторию. В 1983 г. стала солисткой Большого театра Белорусской ССР. С 1987 г. выступает за рубежом (Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Гранд-опера и др.). В 1989 г. бежала из Белоруссии в Гамбург из-за конфликта с администрацией театра: её не выпускали за границу, но и в Минске петь не давали. В 2010 г. исполнила арию из оперы «Князь Игорь» на церемонии закрытия ХХI зимних Олимпий­ских игр в Ванкувере. Замужем. Двое детей.

Ее многие знают как «русскую золушку». Певица Мария Гулегина сегодня считается одной из самых известных мировых оперных див.

«Вокальное чудо»

Великолепное русское сопрано, у которой в крови «вердиевская музыка», она прославилась своим удивительным исполнением партий Тоски и Аиды в одноименных произведениях.

Главные роли в «Манон Леско» и «Норме», «Федоре» и в «Турандот» и «Набукко». Ее исполнением украшена не одна опера. Мария Гулегина спела партии Виолетты в знаменитой «Травиате», Лизы из «Пиковой дамы», Дездемоны в «Отелло» и многие-многие другие. Марина Агасовна Мейтарджян, а именно так звучит ее девичья фамилия, в 1987-м получила звание Заслуженной артистки Белорусской ССР. А совсем недавно - в 2013-м - в Республике Северная Осетия—Алания ей присвоили титул народной.

Биография

Мария Агасовна родилась девятого августа 1959-го года в Одессе в семье армянина и украинки. Она окончила местную консерваторию по классу вокала. Ее преподавателем была А. Джамагорцян. Основную свою деятельность на сцене Мария Гулегина, биография которой тесно связана с Белоруссией, начала в 1983-м, в качестве солистки Минского академического театра. Уже спустя год ею пригласили в Ла Скалу, где она дебютировала в опере «Бал-маскарад». Ее партнерами были многие знаменитости, в том числе и Паваротти, с которым она впервые выступила на этой известной во всем мире сцене под управлением маэстро Гаваццени.

Теплый и сильный голос, который от природы получила Мария Гулегина, ее актерские способности превратили ее в желанную гостью многих мировых театров. Интересно то, что звезда мировой оперной сцены, не знающая равных в исполнении партий драматического сопрано, дебютировала в качестве артистки в шестнадцать лет, но не певицы, а... танцовщицы. Она исполнила партию цыганки в опере «Травиатта», который поставили студенты Одесской консерватории. Дело в том, что Мария Гулегина закончила балетную школу и только после этого попробовпала свои силы в вокале. Вначале она училась как контральто, потом в качестве меццо-сопрано и только потом проявила себя как драматическое сопрано.

Профессиональная карьера

В Ла Скала Гулегина принимала участие в четырнадцати постановках, среди которых спектакли «Двое Фоскари» и «Тоска», «Федора» и «Макбет», «Пиковая дама» и «Манон Леско», а также «Набукко» «Сила судьбы» в постановке Риккардо Мути и т. д. После своего дебюта в Метрополитен-опера, где Мария Гулегина принимала участие в постановке «Андре Шенье» вместе с Лучано Паваротти в 1991-м, певица более ста тридцати раз выходила на эту сцену, в том числе в спектаклях «Аида», а также «Норма» и «Адриенна Лекуврер».

В том же 1991-м «русская золушка» дебютировала в в постановке «Андре Шенье». Здесь она спела партии Лизы и Тоски, а также Эльвиры в «Эрнани», Аиды и многие другие. Еще до своего выхода на сцену в Ковент-Гардене, где она выступала в «Федоре» с Пласидо Доминго, оперная дива приняла участие в Барбикан-холл в концертном исполнении бессмертного произведения «Эрнани» вместе с труппой Королевского театра. После этого последовало приглашение выступить в Вигмор-холл.

В 1996-м любители оперы могли наслаждаться ее голосом на сцене Арена ди Верона. Здесь за исполнение в «Набукко» роли Абигайль Мария Гулегина была удостоена премии Дзанателло. Позже она неоднократно пела в этом театре.

Личная жизнь

Удивительно, но в этой женщине прекрасно уживаются два образа. Ей удается легко совмещать в своей бурной и порой непредсказуемой жизни сразу две великие роли: великой певицы и талантливой матери. Ее дочь - уже взрослая Наташа от первого брака - сегодня помогает своей матери во многих вопросах. А десятилетний сын Руслан дарит ей возможность до конца ощущать радости материнской любви. И Мария Гулегина никогда не скрывала, что именно ее дети, а не большие гонорары и главные роли являлись и являются самым важным в ее жизни. Таких вершин в любимой профессии, которые покорила «русская золушка», удавалось достигнуть только считанным женщинам. За почти тридцать лет работы она успела спеть во всех известных мировых театрах. Ее приезд в любую точку - это событие для данной страны.

Мужья Марии Гулегиной были очень разными. Она впервые была замужем в восемнадцатилетнем возрасте. В результате родилась Наташа. После чего она сочеталась браком с известным пианистом, фамилию которого носит до сих пор. Именно с ним она в 1989-м году, покинув Советский Союз, переехала в Гамбург. В 2010-м дива сочеталась третьим браком с известным борцом и тренером российской сборной.

Давняя обида

В 1986-м в Москве Гулегина принимала участие в Конкурсе имени Чайковского. Тогда она заняла только третье место, хотя и заслужила золотую медаль, которую по вполне определенным причинам ей не присудили. Многих, вероятно, устроил бы и такой результат, но только не Марию - борца по натуре. После столь «неудачного» по ее мнению выступления и незаслуженного «засуждения» в Москве оперная дива уехала в Минск, где некоторое время исполняла ведущие партии в Театре оперы и балета.

Мировое признание

Мария Агасовна сегодня регулярно выступает на мировых сценах. Среди ее партнеров такие известные певцы, как Пласидо Доминго и Лео Нуччи, Сэмюэль Рейми и Хосе Кура, Ренато Брюсон и многие другие. Ей в разные время аккомпанировали оркестры, которыми руководили дирижеры Джанандреа Гаваццени и Зубин Мета, Мутти, Ливайн, а также и Клаудио Аббадо.

Гулегина является лауреатом многочисленных наград и премий. Певица награждена Золотыми медалями Марии Дзамбони и фестиваля в Осаке. Она проводит большую общественную работу. За свою деятельность Мария Агасовна удостоена Ордена святой Ольги - это высшая награда, присуждаемая Русской православной церквью. Певице ее вручал II. Кроме того, Гулегина - посол доброй воли ЮНИСЕФ. Она является также почетным членом ПОК.

Биография Марии Гулегиной соткана из противоречий. Болезненная девочка училась балету, затем стала великой певицей. Гулегину отлучили от сцены минского оперного театра – и она стала всемирно известной примадонной. И наконец, певица пела со сцены о любви – и при этом признается, что нашла настоящую любовь, будучи уже в зрелом возрасте.


Марию Агасовну Мейтарджан-Гулегину (в первом браке Мурадян) называют "русской Золушкой", хотя она родилась в Одессе, в смешанной армянско-польско-украинско-еврейской семье 9 августа 1959 года и до сих пор сохранила гражданство Белоруссии. Девочка появилась на свет очень слабой и болезненной, и начала ходить только в два года, да и то в ортопедических ботинках. Однако в четыре года, как только врачи разрешили надеть обычную обувь, мать Марии отвела ее в балетную студию, в надежде, что хореографическая подготовка укрепит здоровье дочери и научит ее красиво двигаться. Правда, со временем отец заявил, что хореография – не самое лучшее занятие для приличной девушки. Марию это не слишком расстроило – она решила, что станет певицей, такой же, как ее любимая литературная героиня Консуэло, тем более, что вся их родня и с материнской, и с отцовской стороны, отличались хорошими голосами, а у нее в 15 лет голос

стал очень сильным и низким. После окончания школы девушка пошла на прослушивание в консерваторию, где ее назвали "Фросей Бурлаковой" и посоветовали приходить через год. Мария проучилась год на дирижерском отделении музыкального училища, затем без труда поступила в Одесскую консерваторию. Своим лучшим наставником знаменитая певица называет Е.И.Иванова, сохранившего традиции старой итальянской школы. В процессе обучения голос Марии изменился от контральто до меццо-сопрано, а затем до драматического сопрано, что впоследствии очень расширило ее исполнительский диапазон. Сразу же после поступления в консерваторию будущая певица вышла замуж и родила дочь Наталью. Брак был недолгим – родня мужа не одобряла ее желания выступать на сцене. Вскоре Мария вышла замуж за Марка Гулегина, молодого преподавателя фортепиано.

После окончания консерватории Мария отправилась на прослушивание в Большой театр. Ей пре

ложили петь Ефросинью в "Сказании о граде Китеже", однако дали понять, что на большой репертуар молодой певице из провинции рассчитывать не придется. Однако член жюри, белорусская певица Светлана Данилюк предложила Марии петь в Минском оперном театре, где в то время работал дирижером знаменитый Ярослав Вощак. Гулегина с благодарностью вспоминает профессиональную школу, которую она прошла под его руководством. Молодая певица пела Джильду в "Риголетто", Розину в "Севильском цирюльнике", Елизавету в "Дон-Карлосе", сольные партии в "Кармина Бурана". В 1985 году на Всемирном конкурсе вокалистов в Рио-де Жанейро Гулегина получила Гран-при Театра муниципале и приглашение исполнить партию Аиды в десяти спектаклях, однако Госконцерт отказал ей в разрешении на гастроли. В 1986 году Мария Гулегина приняла участие в VIII Международном конкурсе Чайковского. Ее программа поразила знатоков, певице уверенно п

очили первое место – но она оказалась всего лишь третьей, и восприняла это очень болезненно.

Не слишком хорошо складывалась обстановка и в Минском оперном театре. Приглашения в Ла Скала в 1987 году, исполнение премьеры "Бала-Маскарада" вместе с Лучиано Паваротти вызывали зависть у коллег по сцене, которую непростой характер Марии только усугублял. В штыки было воспринято и ее предложение исполнять оперы итальянских композиторов на итальянском языке. Конфликт закончился коллективным письмом в ЦК компартии Белоруссии, после которого певице сначала запретили зарубежные гастроли, а затем стали сокращать ее репертуар и на минской сцене. В 1989 году, получив приглашение исполнить "Аиду" в театре испанского города Овьеда, Мария и ее оставшийся к этому времени без работы муж самостоятельно оформили туристические визы и уехали, взяв с собой только ноты и самые необходимые вещи.

Приезд "русской Золушки", ка

называла Марию западная пресса, привлек к ней внимание самых известных оперных театров. Певица заключала один контракт за другим, а родившегося в 1990 году сына Руслана повсюду носила с собой и кормила в перерывах между репетициями и в антрактах спектаклей. Мария Гулегина выступала в Метрополитен Опера, Ла Скала, Ковент Гардене, Венской опере, других знаменитых оперных театрах. Ее называли лучшей исполнительницей Царицы ночи, Манон Леско, Лизы из "Пиковой дамы", а коронную партию Гулегиной, Тоску, ставят в один ряд с исполнением великой Марии Каллас. Сама же певица считает наиболее близкими для себя произведения Верди и Пуччини. По таким известным оперным постановкам с участием Гулегиной, как "Пиковая дама", "Манон Леско", "Тоска", "Набукко", "Макбет", "Андре Шенье" созданы фильмы.

В настоящее время Марию Гулегину относят к одним из наиболее высокооплачиваемых оперных примадонн, при этом график

ее выступлений расписан на два года вперед. При этом певица дает и очень много благотворительных и бесплатных концертов. В 2010 году она пела на закрытии XXI Зимней Олимпиады в Ванкувере, а в 2012 году принимала участие в гала-концерте звезд мировой оперы в Санкт-Петербурге, когда у стен Михайловского замка собрались тысячи зрителей. Мария Гулегина с 2006 года является послом доброй воли ЮНИСЕФ и состоит в Международном параолимпийском комитете.

В 2009 году распался многолетний брак Марии и Марка Гулегиных, и сама певица утверждала, что счастливой в своей семейной жизни она никогда не была. В 2010 году она обвенчалась в армянской церкви Нью-Йорка с бывшим чемпионом Европы по греко-римской борьбе, а ныне тренером Вячеславом Мкртычевым, который за три года до этого похоронил свою супругу. У Марии уже двое внуков, и она признается, что очень счастлива, когда все родные ей люди собираются вместе.

Сильное, глубокое сопрано Марии Гулегиной захватывает целиком любого слушателя, даже равнодушного к опере.

Несмотря на то, что Гулегину называют русской примой оперного театра, она давно и плодотворно работает за рубежом и живет в Люксембурге.

Однако Гулегину с таким же успехом можно называть и великой армянской оперной певицей, поскольку она – армянка.

От Одессы до Милана

Выдающаяся оперная певица Мария Агасовна Гулегина (ее девичья фамилия – Мейтарджян) родилась в 1959 г. в знаменитом во всей Одессе районе Молдаванка.

Музыкой Мария Гулегина начала заниматься с четырех лет – сначала дома, а затем в музыкальной школе с дирижерско-хоровым уклоном. Кроме того, занималась балетом и художественной гимнастикой. Но вскоре занятия балетом пришлось бросить: ее отец, совершенно по-армянски, посчитал, что дочери негоже «задирать ноги».

Высшее музыкальное образование Гулегина получила в Одесской государственной консерватории имени Неждановой по классу вокала у А. Джамагорцян. Фортепиано в консерватории преподавал ей будущий супруг – Марк Гулегин.

Особенно признательна Мария Агасовна профессору Е. Иванову, у которого она занималась после окончания Одесской консерватории. Она считает Иванова выдающимся наставником, поскольку его воспитанники выступают успешно на сценах многих стран мира.

Профессиональная творческая деятельность Гулегиной началась в 1985 г. в Государственном театре оперы и балета в Минске. Петь в Одесском оперном театре ей не довелось, поскольку жены главного режиссера и главного дирижера, выступавшие в труппе этого театра, также обладали сопрано и конкурировать с ними было невозможно.

В Минском театре она выступала, в частности, в ролях Джильды и Элизабет в операх Дж. Верди «Риголетто» и «Дон Карлос», Розины в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник».

В 1987 г. ей было присвоено звание заслуженной артистки Белоруссии.

Хотя работа с главным дирижером Минского театра А. Вощаком для Марии Агасовны стала хорошей творческой школой, в этом коллективе ей довелось испытать тяжелые времена. Она считала, что, как и в других ведущих оперных театрах, оперные спектакли должны идти на языке оригиналов.

Такое требование вызвало сопротивление ее коллег по театру, и они стали писать возмущенные письма в руководящие органы с нападками на Гулегину.

Все началось с Амалии

В 1987 г. в жизни Марии Агасовны произошло чрезвычайное событие: руководитель знаменитой Ла Скалы Сезар Маццонис пригласил ее спеть партию Амалии в опере Дж. Верди «Бал-маскарад». Ее партнером в роли Рикардо выступил Лучано Паваротти.

В 1988-1989 гг. М. Гулегина в том же театре выступила в партиях Джильды и Элизабет в операх Дж. Верди и Розины в «Севильском цирюльнике».

В 1989 г. певица вместе с супругом Марком Гулегиным, известным профессором-пианистом, покинули Советский Союз и переехали в Гамбург. С этого времени началась блестящая гастрольная жизнь Марии Агасовны.

Одно за другим следуют приглашения выступать в знаменитых оперных театрах Берлина, Сан-Франциско, Чикаго, Лондона, Рима, Монте-Карло, Вены, в концертных залах многих стран мира. На своей исторической родине в Армении она выступала с сольным концертом в 1990 г. Кстати, в музыкальном мире она известна не только под девичьей фамилией Мейтарджян, но и Мурадян, доставшейся от первого брака.

Примадонна

Исполнительница главных партий в 17 операх Верди, во многих операх других выдающихся композиторов, является примадонной Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гардена, Венского оперного театра. Ее выступления в оперных спектаклях и концертах расписаны на пару лет вперед. А это говорит о том, что Гулегина – мега-звезда мировой оперы.

Гулегина признана лучшей исполнительницей ролей Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта», Леоноры в «Фиделио» Бетховена, Амалии, Аиды, Абигайль, Элизабет, Леди Макбет, Инессы, Елены в операх Верди, Манон в опере «Манон Леско» Пуччини, Лизы в опере Чайковского «Пиковая дама».

Флория Тоска в одноименной опере Пуччини в ее исполнении принесла ей всемирную славу. Об этом пишет в своей книге Елена Матеопозеос: «Тоска Гулегиной – единственная, которую можно сравнить с Тоской Марии Каллас». Более высокой оценки и быть не может.

Кстати, Гулегина считается самой дорогой оперной дивой. В Советском Союзе Марии Агасовне за ее первые гастроли в Милане выделяли 120 рублей, в то время как Ла Скала выплачивала ей гонорар в размере нескольких тысяч долларов за спектакль. Эта была одна из причин, почему семья Гулегиных навсегда покинула родину.

Творческая деятельность Марии Гулегиной удостоилась множества премий и наград. В 1984 г. в Москве она завоевала первую премию на Международном конкурсе имени Глинки; в 1986 г. на VIII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского удостоилась 3-й премии; в 1996 г. получила престижную премию Дзенателло – за блестящий дебют в Вероне.

Вот как певица отзывается о своем быте в Люксембурге.

«Мой дом – настоящее русское поместье. Я все сделала сама… мебель, обстановка в полумузейном стиле, вокруг поля, луга, леса… Наталья (дочь певицы) у меня автор, композитор, сочиняет и поет баллады. В этом году Наташа меня порадовала – стала помогать мне в качестве личного секретаря, у нее есть, безусловно, менеджерская хватка».

В 1990 г. в Москве гастролировала миланская Ла Скала. Во время интервью по телевидению директор театра заявил, что Мария Гулегина стала подлинным открытием для Ла Скала.

О корнях

В одном из интервью на вопрос о том, почему у нее грустные глаза и нос с горбинкой, Гулегина ответила:

«По отцу я армянка (отец – армянин из Ахалциха). Моя девичья фамилия Мейтарджян. А по матери украинка с примесью польско-еврейской крови.

Что касается горбинки, так это я в шесть лет упала с велосипеда. На взрослом велосипеде “Украина” мальчишки дали покататься. Я не знала, где тормоз, и не притормозила (на моем, детском, у меня был ручной тормоз). В результате – сотрясение мозга, лицо всмятку. Отсюда армянская горбинка».

К слову, Мария Гулегина помимо русского, украинского, английского, итальянского и «немного» немецкого, говорит и на армянском языке, что вдвойне радует армянских почитателей великого таланта певицы.

В одном из многочисленных интервью, на вопросы о партии Турандот в опере Пуччини, Мария Гулегина отвечала со всей страстностью армянской души.

«Кажется, что уже не осталось места на планете, где бы я ее не спела. Биргит Нильсон говорила, что оперы Вагнера сделали ее знаменитой, а опера «Турандот» Пуччини – богатой.

Но говоря о том, насколько Турандот меня обогатила, скажу, что для меня богатство заключается не в деньгах. Эта партия доставляет мне огромную радость. Мне нравится образ этой женщины – нежной, с болью – с генетической болью. Я, как армянка, понимаю это очень хорошо, и часть моей еврейской крови тоже дает почувствовать это.

В арии In questa reggia Турандот, когда ей приводят очередного принца, поет о том, как тысячу лет назад была захвачена ее страна, как насиловали и убивали ее прародительниц и как она сейчас мстит потомкам насильников, иностранцам».

О муже и детях

Года три назад Мария Гулегина вышла замуж за не менее известного российского спортсмена и крупного спортивного деятеля, тренера по греко-римской борьбе Вячеслава Мкртычева. Все-таки, будучи армянкой по крови, она тянется к армянским мужчинам. Вернее, потянулась. К нему любимому, единственному, и по ее словам, счастлива.

Свадьба и венчание прошли в армянской церкви, где присутствовали ее друзья: Барбара Фриттоли, Сальваторе Личитра, Пол Каран, Наталe де Каролис. Пласидо Доминго с женой Мартой также присутствовали на венчании в церкви.

Лена Заремба (коллега по цеху, живет с семьей в Люксембурге) была свидетельницей.

Гулегина говорит, что очень рада, что в ее жизни появился Вячеслав, который все понимает – и ее работу, и ее материнское стремление в освободившееся между спектаклями время лететь не в Москву, а в Люксембург – к сыну, поэтому он тоже летит туда.

Ко времени их встречи Вячеслав Мкртычев овдовел, Гулегина была разведена. Ну что ж, находчивая судьба подарила Марии все. И это «все» она более чем заслужила.

Она сейчас в Нью-Йорке с мужем, который ради этой поездки прервал свою ответственную деятельность государственного тренера России по греко-римской борьбе. На вопрос как уживаются два разных в профессиональном плане человека, она отвечает:

«Прекрасно. Он как-то говорит, «Я зайду к тебе в антракте». А я – «А как бы ты среагировал, если бы к твоему бойцу между раундами жена пришла?».

…Он очень достойный и скромный человек, притом что очень знаменит как спортсмен. Если честно, я надеюсь не столько в Москве с ним быть, сколько ездить вместе по миру. Свадьбу, например, сыграли в Нью-Йорке.

Слава имеет много обязательств в России, но временем располагает довольно свободно. Летает на все мои спектакли. Так что можно считать, одно доброе дело я точно сделала – пристрастила к опере человека, который раньше был от нее далек (смеется). Впрочем, это было нетрудно, у него очень чуткое сердце.»

С пару лет назад, по собственному признанию, ей, наконец-то, впервые, с момента рождения сына, удалось провести на отдыхе целый месяц без перерыва. Они отдыхали всей семьей в Италии: дочь, сын, муж и дочь мужа.

«Я всегда отдыхала урывками, уезжая то на один фестиваль, то на другой, так что непрерывного отдыха больше двух недель не было. Сын никак не мог поверить, что я с ним целый месяц!

Это было замечательно, хотя если мне скажут – не пой, я буду заниматься хозяйством, я вам приготовлю все что хотите – и голубцы, и гефилте фиш, – но долго я не выдержу. Максимум три дня. А потом снова начну петь.

Мария Гулегина с гордостью и нежностью рассказывает о детях. Дочь Наталья – менеджер матери и, судя по всему, очень неплохой. Внешне Наталья – вылитая армянка. Все-таки гены – очень таинственная вещь. Иногда во внуках они проявляются даже больше, чем в детях. Она – как писалось выше – главный помощник, менеджер, ближайший друг.

«Тут я должна маме сказать спасибо – царствие ей небесное! Это она Наташу растила… Сын Руслан – ему 11 лет, он сейчас в Люксембурге, где у нас дом, он чудесный мальчик, необыкновенно ко мне относится, прекрасно учится и хочет быть актером, с будущего года пойдет в специальную школу».

Отвечая на вопрос, в какую профессию она могла бы пойти, Мария Гулегина, не задумываясь, отвечает, что в повара:

«Для своих накрываю поляну с большим удовольствием. Особенно удается моя родная кухня – армянская. Я же по крови армянка».

О Ла Скала, Паваротти, Травиате, Турандот и многом другом

Мария Гулегина буквально ворвалась на мировую сцену, ведь ее, молодую певицу из Минского оперного театра, пригласили петь в миланском театре Ла Скала в одном спектале с Лео Нуччи и Лучано Паваротти.

Это еще были советские времена, и Госконцерт, экономя те четыре доллара в день, которые они должны были платить Гулегиной для проживания, выпустил ее не за 25 дней до спектакля, как просил Ла Скала, а за три.

Хорошо, что тогдашний директор театра понимал, с кем имеет дело, и ждал и не разорвал контракт, раз певица вовремя не приехала. Гулегина прямо с аэропорта помчалась в театр.

«Я в первый раз в зале Ла Скала, в голове туман, на сцене репетирует Паваротти, а у меня от потрясения текут слезы. Подходит режиссер и спрашивает – по-итальянски, конечно, ну что – ты смелая? Я отвечаю, смелая. Пойдешь на сцену? И я иду на сцену. Репетировать со всеми».

Много лет Мария открывала сезон в театре Ла Скала. Партнером ее был Паваротти. Ее сильный голос необычайно красивого тембра сначала принимали за контральто, потом за меццо-сопрано. Сегодня уже установили окончательно, что это драматическое сопрано.

Голоса такой мощи и богатства вообще появляются редко, а сегодня она чуть ли не единственная, кто может с таким блеском петь партии Турандот, Тоски и Манон Леско в одноименных операх Пуччини или Леди Макбет в «Макбете» Верди. Она была бы прекрасной Чио-Чио-Сан, но сложение не позволяет: из высокой статной Гулегиной хрупкую маленькую японку не сделаешь. Вот Абигайль – страстная, неудержимая, отчаянная дочь вавилонского царя Навуходоносора (Набукко) в «Набукко» Верди – это по ней, несмотря на немыслимые трудности партии.

Некоторым певицам, в том числе жене Верди, она стоила голоса, но Гулегина ее даже усложнила по сравнению с оригиналом. Не для того, чтобы поразить особенно высокой нотой, но чтобы усилить эмоциональный эффект.

Между прочим, Гулегина поет эту партию с 1996 года (что делает ее пример особенно редким!) и сегодня ее называют «царствующей» Абигайль оперного мира. С 2002 года она поет эту партию и в постановке Мет, которая только добавила сложностей: надо бегать по гигантским лестницам, карабкаться по плитам, петь, стоя на узкой площадке высоко над сценой. Один спектакль кончился сломанным ребром. Но следующий спектакль она не пропустила. Только болела левая сторона, даже думали, что инфаркт, к счастью, обошлось.

Сама Мария Гулегина говорит, что быть на сцене – это счастье, вся боль, все трудности забываются. За день перед спектаклем примадонна молчит.Однако, как она советует, слишком беречь голос не надо:

«Надо давать ему работать, только правильно. Я много занимаюсь между спектаклями, оттачиваю то, что исполняю в данный момент, готовлю следующие партии. Главное – постоянная работа. Физические упражнения тоже помогают: певцу необходимы крепкие мышцы во всем теле. У нас ведь особый инструмент – если он сломается, другой не купишь».

Мария Гулегина вместе с Димой Биланом и рэпером Ромой Жиганом исполнила гимн сочинской Олимпиады. Как объяснила Гулегина, вот уже несколько лет она поддерживает олимпийское и паралимпийское движение, была на Паралимпиаде в Китае.

О молодом поколении

“Сегодня все происходит слишком рано и слишком быстро. Иногда я думаю, что лучше быть Золушкой и работать с утра до ночи, а не избалованными сестрами, которым все дано. Раньше ты должен был сначала спеть во всех главных театрах, и только потом тебя приглашали сделать запись и показаться по телевидению. Теперь – наоборот.

Человеку 19-20 лет, у него за плечами одно-два удачных выступления, но телевидение, интернет, журналы – всюду о нем трубят, потому что звукозаписывающая фирма должна продавать диски. Легко успокоиться, зазнаться.

О драматическом сопрано , физической форме и нюансах оперных партий

Ради Травиаты с помощью диеты, физических упражнений, Мария Гулегина сбросила 15 килограмм веса. Голос она тоже поддерживает, оберегает от негативных воздействий. Но есть то, что автоматически может привести к потере уже сыгранной партии.

Эта разность подачи образа героини, где, к примеру, Травиата поется с более легким голосом, а Турандот – более глубоким, может привести к срыву. Сама Гулегина долгие годы считала, что после Турандот вернуться к Травиате будет невозможно. Поэтому спела ее не сразу:

«Спела Турандот в Метрополитен и теперь пою ее повсюду. Уже вышли записи, одних только видео три варианта, фильм в формате high definition идет в кинотеатрах.

Раньше я все считала себя молоденькой, а сейчас более глубоко вникла в этот образ, и он мне очень понравился. Не зря считается, что «Турандот» – опера для зрелой певицы. Это не должно быть соревнование – кто громче, я или валторна, я или Биргит Нильссон (великая певица второй половины ХХ века, чьей коронной партией была Турандот).

Суть в другом – в тайных человеческих страданиях этой, на первый взгляд, бессердечной героини, в ее душевной травмированности, в жажде нежности, которую она от всех скрывает. И как защита у нее – нападение».

«Я не перейду к эстрадному пению,

– отвечает Гулегина на вопрос смогла бы она перейти в другой жанр.

Вряд ли. Мужскому голосу это более свойственно, он не меняется так сильно от перехода из оперы в эстраду. А женский эстрадный или джазовый вокал это совершенно другая постановка. Тут надо как бы мухи отдельно, котлеты отдельно (смеется).

И чтобы не портить хорошую музыку, которой я, будем считать, не научена, разрешите мне остаться при своем любимом деле – при опере. И беречь голос в том плане, в каком я его всегда берегла. Я ведь никогда не пела современную музыку, чтобы не нарушать какие-то естественные законы звуковедения.

Единственное, что могу себе позволить, и мне это очень нравится, – народные песни. Народным голосом я иногда дома пою. Но это не означает, что такое пение понравится публике.

Но я остаюсь одесской девчонкой, и для меня ныряние с волнорезов было главным развлечением на море. Я любила делать кульбиты в воду, и сегодня показываю это своему сыну, когда встречаемся с ним на каникулах, и он меня останавливает, понимая, как я рискую.

Сегодня я чувствую, что голос находится в поре расцвета – он может быть и бронебойным, и тихим, нежным, выражать всю гамму чувств. Ревнители барокко, ненавидящие Пуччини и Верди, пишут, что у меня «много голоса». Какой ужас! Большой бриллиант – фу, какая мерзость! Нам, пожалуйста, посыпьте мелко битым стеклом, которая знает меня как ту самую Гулегину, которая поет в опере.

P.S.: На вопрос – чего бы Мария Гулегина никогда не сделал, она ответила так же искренне, как и всегда при общении с журналистами: «Никогда не пою, если публика сидит за накрытыми столами».

Гулегина Maria Gulegina Карьера: Опера
Рождение: Россия
Мария Гулегина фирменная вердиевская певица, лучшая Тоска своего времени. Пятнадцать лет назад строптивая певица, какой ее числили по месту работы в родном Белорусском театре, устремилась на штурм международного оперного Олимпа. Начала с Ла Скала. Сейчас Гулегина часто приезжает в Россию. Недавно она приезжала петь в благотворительном концерте-телемосте памяти жертв терроризма в храме Христа Спасителя. Еще первая леди оперы успела посвятить время репетициям Набукко в Геликоне, с которым с недавнего времени сотрудничает, и дать интервью НГ.

Мария, образ жизни певцов, как правило, делает их совами, а мы встречаемся с вами в десять утра...

Баронесса изволит почивать не мой манера. Если у меня репетиция с оркестром в десять утра, я встаю в пять, чтобы раскочегариться.

Как вы оказались в Люксембурге?

Когда уезжали из России, то думали, что едем в эмиграцию, навечно, и первоначально поселились в Германии. По мне там оказалось все излишне сухо и чопорно. К тому же если не говоришь на дойч, тебе прямой капут. А Люксембург больше теплый, терпимый, интернациональный. Мой жилище настоящее русское поместье. Я все сделала сама, как Виолетта, только, конечно, без дзеффиреллиевских шестиметровых потолков. Мебель, ситуация в полумузейном стиле, кругом поля, луга, леса.

Ваша нимало взрослая дочка также оттого что поет...

Ваш супруг Марк также продолжает подсоблять вам в этом качестве?

Наверное, причиной вашего возвращения на родину стали какие-то изменения: в вас или в нас?

Тут самым трудным было переступить черту вспять, и я весьма благодарна Паате Бурчуладзе, тот, что уговорил меня спеть на своем бенефисе в Большом театре он посулил, что я не узнаю страну и людей. Так и вышло. До этого на все приглашения я отвечала только "нет", вкалывать с советскими структурами было нельзя.

Главный заинтересованность профессии в чем он ныне?

Как и некогда не стопориться. У меня неизменно есть амбиции работать лучше, чем вчера. Сейчас мне нужно снова выдумать новую сверхзадачу на грядущее. Для выполнения прежней потребовалось 10 лет затем всех своих кровавых героинь как будто леди Макбет, Абигайль и Тоски я приблизилась к бельканто и наконец-то спела Норму (четыре года обратно в театре Маэстранца в Севилье, а этим летом на фестивале в Сантандере в постановке Дмитрия Бертмана) и вот-вот спою Травиату. А дальше? Пока не придумала, но, очевидно, я Царицу ночи должна спеть.

Как вообще возникла Травиата в вашей жизни?

Судьба давала какие-то знаки. В 16 лет меня не взяли по возрасту в консерваторию, и я на год пошла в музучилище, откель меня позвали танцевать цыганку на балу у Флоры в спектакле, тот, что шел в оперной студии нашей Одесской консерватории. На начальный точка зрения галиматья, но вслед за тем говорили, что у меня излишне немалый звук для Виолетты, что мне не приподнять колоратуру и так дальше. Это также разжигало самолюбие. А ещё меня неизменно раздражало, когда Виолетту поют кукольные колоратурные сопрано. Как таким голоском не возбраняется передать боль, мучение, в конце концов, истерику измученной жизнью женщины? Ведь, к примеру, Sempre libera в первой арии это же истерика чистой воды. И вот я созрела, и мои менеджеры стали выискивать театр не из самых крутых, в котором позволительно было бы испытать. А так как риск все же велик, одним из моих условий было предоставление достаточного количества моих личных репетиций (оттого что у нас в оперном конвейере крайне многое делается на лету, и зачастую мы влетаем в спектакль практически из аэропорта). Такой театр нашелся, это Братиславская опера, и премьеру мы сыграем нимало быстро на гастролях в Токио.

Какая ваша Виолетта?

Сейчас принято рисовать молодую такую Виолетку, первую влюбленность. Я вижу нимало по-другому. Ведь это уже пожившая, потрепанная жизнью дама. Ей лет 35, и она сознает, что очень старше Альфреда, что он посредством какое-то время ее бросит. И когда к ней приходит папаша Жермон, то он просит Виолетту бросить его сына не только по сословным соображениям, но и потому как, что она уже как бы старая, и намекает, что когда-нибудь, и резво, может быть, он сам придет к ней клиентом. Умирает Виолетта не от чахотки, а от предательства.

Должен ли режиссер в опере становить натуральный драматический спектакль или его проблема, используя другие выразительные средства, покинуть певца в покое?

Ох, серьезный вопросительный мотив. Начнем с того, что режиссер должен быть впрямь режиссером. Его первейшая проблема объединить всех одной идеей в занимательный спектакль. Как он будет действовать это (растолковывать психологическую мотивацию или нетрудно ориентировать мизансцены) не существенно. У Бертмана в Сантандере не было, грубо говоря, домика Нормы, но всем и все было ясно. Сложить руки на сиськах, извиняюсь, и проскулить два часа кому это нужно? И мы с Димой сошлись в том, что необходимо работать этакий веристский по духу спектакль, когда каждая мысль не нетрудно красивое сольфеджио, а идет из жизни.

Сейчас говорят, что звук на шестом месте, и немалый международный оперный тотализатор вращают игры агентов и круговорот капитала, а ни капли не творческие импульсы...

Я особняком от этой машины, я киска, которая гуляет сама по себе. Не могут меня заполучить и придумывают всякие глупости, что у меня скверный нрав и крутой нрав. А у меня не скверный нрав, а качество натуры такое я ни в жизнь не буду действовать то, что мне не нравится. Застрелитесь я ухожу и меня нет. У меня искренний нрав.

Правомерно ли в текущее время гутарить о славянских певцах на Западе как о дешевой рабочей силе?

Да, пожалуй, это уже не зависит от национального фактора. Молодому и в то время как ещё дешевому певцу значимо распевать так, чтобы произвольный следующий раз его стоимость повышалась. Я также начинала с малого. Да ещё и Госконцерт меня грабил вы не представляете как, хотя времена уже были ни капельки не советские. А как они по-хамски обращались с людьми, если б вы знали! Как с крепостными. Поэтому я и уехала подальше от этого хамства и грабежа. Мой самый-самый первостепеннный итальянский гонорар в Ла Скала равнялся нескольким тысячам долларов за спектакль, а Госконцерт оставлял мне 120! И на эти денежки надобно было весь месяц существовать в Милане. Западные театры и импресарио, безусловно, использовали то, что русских так нагло грабят на их родине и что русские могут распевать за копейки, только бы выскочить. Вот откель пошло, что раньше мы стоили так дешево. Покажите мне нынче в оперном театре певицу, которая получает больше, чем я, а я из России.

Ну, допустим, кто-то ещё может стоить не меньше.

Да, вы можете наречь ещё с десяток популярных имен с обложек компакт-дисков, но это все артисты, чей имидж упрочен не только их собственным талантом, но и звукозаписью с ее рекламной раскруткой. Пластиночный коммерциал в текущее время крутится по принципу не обманешь не продашь. А что мы все о грустном?

Хорошо, а ваши собственные записи вам нравятся?

Нет. Мне нравится активный театр. Во-первых, все открыто и без обмана. Оперный звук для того и создан, чтобы удивлять и покорять людей вживую. На записи же теряются обертоны голоса, в то время как живая акустика украшает его. Журавлик, как в той песне из фильма, должен лететь в небе.

Может ли у вас явиться возделение спеть в Большом?

А к чему? Я пою, когда у меня совпадают артистический и финансовый интересы. Правда, иной раз насущный артистический заинтересованность способен пересилить, но это на другую тему.

Говорят, был дебош с вашим отказом от эпохальной постановки и работы фильма в Запретном императорском городе в Китае, что вы запросили немыслимый гонорар, что начали обучать партию и испугались.

Есть тенденция, что начинающие напевать Турандот сквозь 34 года уходят. Но это и немудрено, когда идет соревнование, кто споет громче Биргит Нильсон. Если я спою ее ныне, то меня станут звать только на Турандот, так как распевать некому. Короче говоря, поначалу мы должны были вписать фонограмму, но в Пекине оказалось, что распевать надобно живьем на площади. Я мужчина экспансивный и могла бы подключить форсаж. А это мне совершенно не необходимо. И что я придумала? Согласилась, но запросила миллион долларов. Они начали полемизировать за 750 тысяч. Я объясняла, что это не гонорар, а некая болевая компенсация за допустимый ущерб. Самое ужасное, что народу сообщили, что я там буду, и мои фанаты поперли в Китай. Так меня достаточно зачастую подставляют пишут в афишах и анонсах Гулегина ещё до того, как подписан контракт, а следом говорят: вот, не приехала, подвела... Кто кого подвел, спрашивается? Но если контракт есть умри, но пой. Пунктуальность мое качество, опоздание конец.

Похожие статьи