Глагол, его грамматическое значение и система грамматических категорий. инфинитив глагола, его морфологические особенности, модальные и синтаксические функции

27.09.2019

Служебные и знаменательные части речи содержит русский язык. Глагол относится к самостоятельным частям речи. «Глаголить» в древнерусском языке обозначало «говорить». Таким образом, еще предками было доказано, что грамотная речь невозможна без динамики повествования, которая достигается использованием глаголов.

Что такое глагол: морфологические и синтаксические признаки

Глагол говорит о действии предмета. Определяют глагол по вопросам «что делать?», «что сделать?». Характеризуя глагол, обращают внимание на грамматическое его значение, морфологические признаки и функцию в предложении. Грамматические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные.

Точки зрения ученых по поводу выделения глагольных форм расходятся. До сих пор идут споры, выделять ли причастие и деепричастие в знаменательные части речи, или они являются лишь формами глагола. Будем рассматривать их как самостоятельные.

Грамматическое значение глагола

Грамматически глагол говорит о действии предмета. Выделяют несколько групп действий, которые выражаются глаголами:

  1. Работа, труд предмета речи: «точить», «водить», «строить», «копать».
  2. Речевая или умственная деятельность: «говорить», «предполагать», «думать», «выяснять».
  3. Движение предмета в пространстве, его положение: «ездить», «находиться», «сидеть», «располагаться».
  4. Эмоциональное состояние предмета речи: «грустить», «ненавидеть», «лелеять», «любить».
  5. Состояние окружающей среды: «вечереет», «морозит», «моросит».

Помимо общего грамматического значения глагола стоит сказать о его синтаксической функции. В предложении он является одним из главных членов, сказуемым. Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим и образует с ним предикативную основу предложения. От глагола ставят вопросы к второстепенным членам группы сказуемого. Как правило, это дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, наречиями или деепричастиями.

Как изменяется глагол: постоянные и непостоянные признаки

Морфологические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные. Градация эта происходит с точки зрения изменения самого слова или только его формы. Например, «читать» и «прочитать» - это два разных слова. Разница в том, что «читать» - глагол несовершенного вида, а «прочитать» - совершенного. Они и изменяться будут по-разному: у глагола совершенного вида «прочитать» не предполагается наличие настоящего времени. А «читаю» - читаем лишь указывают на число глагола читать.

Постоянные признаки глагола:

  • вид (несовершенный, совершенный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый);
  • возвратность (невозвратный, возвратный).
  • род (женский, средний, мужской);
  • наклонение (сослагательное, изъявительное, повелительное);
  • число (множественное, единственное)
  • время (настоящее, прошедшее, будущее);

Данные признаки являются формообразующими. Поэтому при разборе глагола говорят, что он стоит в форме определенного времени, наклонения, рода и числа.

Наклонения глагола

Грамматические признаки глагола содержат наклонение. Один глагол можно употреблять в форме изъявительного, сослагательного (условного) и повелительного наклонений. Таким образом, эта категория включается в непостоянные признаки глагола.

  • Изъявительное наклонение. Характеризуется тем, что глагол в данной форме возможно употреблять в настоящем, будущем и прошедшем временах: «ребенок играет» (настоящее время); «ребенок играл» (прошедшее время); «ребенок будет играть» (будущее время). Изъявительное наклонение позволяет изменять глагол по лицам и числам.
  • Условное (сослагательное) наклонение. Представляет собой действие, которое может случиться лишь при определенном условии. Образуется присоединением к основному глаголу частицы бы (б): «С твоей помощью я бы справился с трудностями». Возможно изменение глаголов условного наклонения по числам и родам, в этих формах они согласуются в предложении с подлежащим: «Она бы решила эту задачу сама»; «Они бы решили эту задачу сами»; «Он бы решил эту задачу сам»; «Большинство бы решило эту задачу самостоятельно». Важно отметить, что условное наклонение не предполагает изменение глагола по временам.
  • Повелительное наклонение. Обозначает побуждение собеседника к действию. В зависимости от эмоциональной окрашенности побуждение выражается как в форме пожелания: «Ответьте, пожалуйста, на вопрос», так и в форме приказа: «Перестаньте кричать!». Чтобы получить глагол повелительного наклонения в единственном числе необходимо присоединить к основе в настоящем времени суффикс -и: «спят - спи», возможно образование бессуффиксальным способом: «едят - ешь». Множественное число образуется с помощью суффикса -те: «рисуй - рисуйте!». Изменение глаголов повелительного наклонения происходит по числам: «ешь суп - ешьте суп». Если необходимо передать резкий приказ, используется инфинитив: «Я сказал, всем встать!».

Время глагола

Морфологические признаки глагола содержат категорию времени. Действительно, у любого действия можно выделить время, в которое оно происходит. Так как глагол изменяется по временам, эта категория будет непостоянной.

Спряжение глагола

Грамматические признаки глагола невозможно охарактеризовать в полной мере без категории спряжения - изменения их по лицам и числам.

Для наглядности приведем таблицу:

Другие признаки глагола: вид, переходность, возвратность

Помимо спряжения, постоянные грамматические признаки глагола содержат категории вида, переходности и возвратности.

  • Вид глагола. Различают совершенный и несовершенный. Вид совершенный предполагает вопросы «что сделать?», «что сделает?». Указывает на действие, которое достигло результата («выучить»), началось («запеть») или завершилось («спеть»). Для несовершенного характерны вопросы «что делать?», «что делает?». Предполагает действие, которое продолжается и многократно повторяется («прыгать»).
  • Возвратность глагола. Для нее характерно наличие суффикса -ся (-сь).
  • Переходность глагола. Определяется возможностью управлять без предлога именем существительным в винительном падеже («воображать будущее»), если у глагола значение отрицания - при переходности существительное будет стоять в родительном падеже: «Я его не наблюдаю».

Итак, признаки глагола как части речи разнообразны. Чтобы определить его постоянные признаки, необходимо поставить часть речи в начальную форму. Для определения непостоянных признаков необходимо работать с глаголом, взятым в контексте повествования.

Данный урок предполагает использование интерактивной доски ACTIVboard, которая сопровождается программным обеспечением ActivStudio. В этой программе создаются ФЛИПЧАРТЫ (аналог рабочей области на обычной школьной доске). Чтобы представить, как выглядят флипчарты, они были экспортированы в PowerPoint.

Цели:

  • повторить сведения о глаголе, известные учащимся с 5 класса,
  • учить определять глагол как часть речи: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, применять знания на практике, развивать навык аргументированного ответа;
  • воспитывать уважение к человеческому достоинству другого, формировать стремление развивать милосердие в себе.

ХОД УРОКА

I. Организация класса. Прием "Мордашки": ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками, например:

II. Словарный диктант.

Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами Н.В.Гоголя, которые уже звучали на наших уроках: "Перед вами громада - русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его:"

Мне хочется верить, что постижение великого, могучего, прекрасного языка доставляет вам удовольствие. Вы получаете удовольствие от того, что стремитесь говорить красиво, грамотно, правильно, соблюдая нормы литературного русского языка.

Позвольте начать наш урок со зрительного диктанта, который и подскажет вам, насколько вы уже владеете нормами и знаете, как пишутся словарные слова.

(Зрительный диктант с использованием Презентации PowerPoint.)

Сувенир, металлический, каникулы, вестибюль, инициатива, дизайн, лазурь, нарцисс, офицер, терраса, секунда, единый, фойе, расстояние, декада, аннотация, институт, аттракцион, ещё.

(Запись слов под диктовку, взаимопроверка по образцу на доске, выставление оценок в лист контроля.)

III. Словарная работа.

Обратите внимание, что некоторые слова выделены красным цветом. Как вы думаете, почему? (Это новые слова, с ними не работали на уроках.)

Выпишите эти слова в столбик, подчеркните те буквы, которые могут вызвать в дальнейшем затруднение, на которые мы должны обратить внимание.

(Работа у доски. Открыт флипчарт ActivStudio , страница 1)

Все ли слова вам понятны?

(Объяснение в случае затруднения.)

Попробуйте определить, какое слово будет ключевым словом нашего урока. Каким ключом мы как бы откроем дверь в огромный, прекрасный мир русского языка?

(Милосердие.)

IV. Работа с текстом. Определение темы урока.

А как вы понимаете значение слова "милосердие"?

(Флипчарт, страница 2).

Какой из предложенных вариантов будет правильным. (Варианты ответов детей.)

Я предлагаю обратиться к тексту . Может быть, он поможет вам выбрать верное определение слова "милосердие"?

(Флипчарт, страница 3.)

О чем этот текст? Какова его тема? (Взаимоотношения между людьми.)

Вернёмся к слову "милосердие".

(Флипчарт, страница 2).

Можете ли вы после знакомства с размышлениями Сухомлинского дать определение этого слова?

(Милосердие - готовность помочь или простить из сострадания.)

Как бы вы озаглавили наш текст? (Будьте милосердными. Развивайте милосердие.)

(Флипчарт, страница 3, запись заглавия.)

Что помогло дать вам верное определение слова "милосердие"? Обратите внимание: какая часть речи активно используется в тексте? Почему? (Глаголы; помочь или простить - это действие, поступок.)

Определите тему нашего урока. Мы продолжаем изучение морфологии. Ключевое слово нашего урока "милосердие" связано с глаголом, нуждается в использовании глагола:

(Запись темы на доске и в тетрадях: Глагол как часть речи.)

Как бы вы определили итог своей работы на уроке? К какому результату вы должны прийти?

V. Предупредительный тест. Определение целей урока.

Прежде чем вы определите цель нашей работы, я предлагаю выполнить небольшой тест, а затем вернуться к результатам, которые мы должны достичь.

(Тест через Activstudio. Результаты записываются на лист контроля.)

Проанализируйте итоги, определите цель вашей работы на уроке.

(Повторить сведения о глаголе, известные с 5 класса, учить определять глагол как часть речи: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, применять знания на практике, развивать навык аргументированного ответа.)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

1. "Цветочек"

2. "Китайский болванчик"

3. Взгляд вправо - влево - вверх - вниз.

VI. Повторение и систематизация изученного. Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Найдите в тексте, который уже знаком вам, глаголы. Укажите над каждым найденным словом часть речи.

((Флипчарт, страница 3. Выделение цветом глаголов в тексте на доске.)

Как можно доказать, что выделенные слова - глагол? Что такое часть речи?

(Флипчарт, страница 4.)

(Заполнение таблицы в тетради по мере открытия доски инструментами "Шторки" и "Ластик".)

Проанализируйте итоги нашей работы. Определение каких морфологических признаков вызывает затруднение? (Ответы детей, выделение предложенного цветом.)

(Повторение понятий, вызвавших затруднение)

Я думаю, что вы согласитесь со мной, что одним из самых непростых для определения морфологических признаков глагола является спряжение. Я попросила Алёну Синёву помочь вам и мне. Помочь мне напомнить вам, как определить спряжение глагола и в будущем избежать ошибок в написании глагольных окончаний. Алёна использовала при подготовке алгоритм, который перед вами.

(Флипчарт, страница 5,6.)

(Демонстрация алгоритма.)

Как вы думаете, готовы ли вы теперь доказать, что вы правильно выделили в тексте глаголы? (Ответы детей.)

Проверим. Докажите, что слово "говорим" является глаголом.

(Флипчарт, страница 4.)

(Записи делаются в третьей колонке схемы в тетрадях и на доске.)

VII. Подведение итогов. Оценивание результатов повторения.

(Флипчарт, страница 7.)

(Тест "10 шагов" , занесение результатов на лист контроля.)

Как вы думаете, важно ли уметь определять морфологические признаки глагола? Почему? (Ответы детей.)

Проанализируйте глаголы нашего текста, обратив внимание на то, в каком наклонении они употреблены. Какую особенность вы заметили?

(Большинство глаголов употреблены в повелительном наклонении.)

Как вы думаете, почему?

(Текст представляет собой наказ, совет, наставление.)

А вы могли бы дать совет себе, другу, однокласснику, как стать или быть милосердным? Запишите свои варианты советов, подсказок в тетрадь.

(Чтение работ детьми.)

VIII. Рефлексия. "Мордашки".

IX. Домашнее задание:

Подготовить рассказ "Глагол - часть речи", № 112.

Ю. С. Маслов определяет глагол как часть речи, которая выражает грамматическое

значение действия, т. е. признака динамического, протекающего во времени. Грамматическое значение действия понимается широко: это не только деятельность в собственном смысле этого слова, но и состояние и просто указание на то, что данный предмет существует, что он относится к определённому классу предметов (лиц): A chair is a piece of furniture.

He wrote a letter. He will soon recover. Важно то, что глагол передает признак не статически, не как приписываемое предмету (лицу) свойство, а как признак, обязательно протекающий в каком-то временном (хотя бы и неограниченном) отрезке. Этот признак - не отвлеченное название действия; так называемые личные (Finite) формы глагола всегда передают действие как исходящее от некоего агенса, поэтому синтаксическая функция личных форм глагола однозначна: они всегда являются сказуемым предложения.

Словоизменительная система глагола богаче и разнообразнее, чем у других частей речи; она включает не только обычный для флективных языков синтетический способ, т. е. присоединение формантов к основе, но и аналитические формы. Следует отметить, что глагол - единственная часть речи, имеющая аналитические формы; выше мы привели причины, по которым представляется неоправданным взгляд на сочетания существительного с артиклем и на сочетание прилагательного с more, most как на аналитические формы (1.2.8, 1.3.3).

Еще по теме 1.6.1. Грамматическое значение глагола.:

  1. § 24 Особое значение целого семейства в торгующем купечестве и в бывших податных сословиях. – Финансовое и хозяйственное значение семейного раздела. – Особое значение семейства в отправлении рекрутской повинности. – Семейная община у Индусов.
  2. § 8 Значение формы в договоре. – Римская стипуляция и правила иностранных законодательств. – Историческое значение формы в русском законодательстве. – Правила о совершении актов. – Отсутствие руководящего начала. – Колебания судебной прак- тики и наклонность ее к формализму. – Значение явки в актах договора. – Домашние акты. – Словесные соглашения. – Можно ли доказывать их свидетелями? – Гербовый сбор.
  3. § 40 Условия об очистках. – Понятие об очистке (garantie). – Практическое значение иска об очистке. Особенное значение вотчинной очистки (gar. reelle)
  4. § 3 Содержание обязательства. – Положительное и отрицательное. – Обязательство дать или исполнить. – Взаимное обязательство. – Нераздельные и делимые обязательства. – Действие возможное и невозможное; известное и неизвестное. – Разделительное обязательство и значение выбора. – Определение предмета родом, видом и особью. – Значение денег.
  5. § 37 История вотчинной записки в России. – Явка актов в приказах. – Справка. – Юридическое и финансовое ее значение. – Аналогия нашей формы с западными. – Изменение старой формы при Петре I. – Новый крепостной порядок и новое значение справки и отказа. – Форма нового отказа и ввода во владение
  6. § 84 Значение писцовых книг и межевых актов по делам специального межевания и отношение их к вотчинному праву. – Может ли разрешенный по межевым правилам вопрос о владении внутри общей дачи служить к предосужде- нию вотчинного права? – Случаи, в коих требуются доводы от перводачников. – Нынешнее значение писцовых книг как доказательства в делах вотчинных
  7. § 83 Историческое значение писцовых книг. – Писцовые книги как доказательство по межевым делам. – Отношение межевых доказательств к вотчинным. – Могут ли межевые акты служить к предосуждению вотчинных прав? Значение межевых актов и планов в спорных вотчинных делах. – Общее замечание об отношении вотчинного права к межевому

Глагол - часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (писать - написать, работать - поработать, экономить - сэкономить, нести, учиться, соревноваться, объединяться, встречаться).
Глаголы бывают несовершенного (строить, делать, объединять, опираться, достигать, исчезать) и совершенного вида (построить, сделать, опереться, достигнуть, исчезнуть).
Глаголы делятся на переходные (читать газету, строить дом, выпил воды, не написал письма) и непере х о дные (ходить, расти, обедать, радоваться).
Глаголы изменяются по наклонениям: 1) Мы смотрим кинофильм. Пароход прибыл вчера. Туристы приедут па следующий день. Мы будем писать сочинение - глаголы смотрим, прибыл, приедут, будем писать в изъявительном наклонении; 2) Я пошел бы в бассейн, если бы мне предложили - глаголы пошёл бы, предложили бы в условном наклонении; 3) Читай громко. Читайте выразительно; Век живи, век учиеь (пословица); Семь раз отмерь, а один отрежь (пословица) - глаголы читай, читайте, отмерь, отрежь, живи, учись в повелительном наклонении.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам: 1) Светит месяц в окно... Петухи пропели. Погасил я свечку и лежу в постели (И. Никитин) - глаголы светит, лежу употреблены в форме настоящего времени, а глаголы пропели, погасил-в форме прошедшего времени; 2) Узнаем мы дальние страны, изучим строенье земли, и вырастем мы, капитаны, в моря поведём корабли (В. Гусев); В деревне мы будем помогать колхозникам в летних полевых работах - глаголы узнаем, изучим, вырастем, поведём, будем помогать употреблены в форме будущего времени.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам (я пишу, ты пишешь, он пишет, мы пишем, вы пишете, они пишут; я напишу, буду писать, ты напишешь, будешь писать, он напишет, будет писать, мы напишем, будем писать, вы напишете, будете писать, они напишут, будут писать), а в прошедшем времени - по числам и родам (в единственном числе): я, ты, он писал; они писали; я, ты, она писала; мы, вы, они писали.
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределённой формой глагола (или инфинитивом): ходить, стоять, участвовать, расти, стеречь, беречься, откликнуться, тренироваться, заниматься. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в предложении являются сказуемыми.
Неопределённая форма глагола может входить в составное сказуемое (Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов), может
быть подлежащим (Учиться - всегда пригодится (пословица), дополнением (Прошу вас подождать), определением (Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов),
обстоятельством (Ребята побежали прятаться).
- - -

Еще по теме ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА:

  1. Глагол 172. Значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола
  2. § 20. Приемы и принципы смешения грамматических признаков глагола и имени прилагательного в строе причастий
  3. §20.Приемы и принципы смешения грамматических признаков глагола и имени прилагательного в строе причастий

Общее грамматическое значение. Глаголы называют различные действия: действия, связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, вязать, шить и др.; действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, наблюдать, воображать, говорить, решать и др.; действия, называющие перемещение и положения в пространстве: идти, лежать, лететь, сидеть, стоять и др.; действия, называющие различные состояния: грустить, любить, ненавидеть, болеть, спать и др.; действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, смеркается и др.

Слайд 3 из презентации «Признаки глагола» . Размер архива с презентацией 340 КБ.

Русский язык 11 класс

краткое содержание других презентаций

«Проблемы экологии русского языка» - Этикет речевого общения. Общение и речевой этикет. Глубокое знание родного языка. Экология языка. Причины кризисного состояния языка. Хорошая речь должна быть правильной. Коммуникативная функция. Аккумулятивная функция языка. Номинативная функция языка. Культурные условия. Необходимость экологии русского языка. Сознание человека. Функции языка. Культура общения в современном мире. Осознание причин кризисного состояния языка.

«Новый учебник русского языка» - Русский язык. От практики – к теории. Условия для успешной подготовки к экзамену. Учебники для 10, 11 классов. Создание развивающей среды. Ключевые положения. Кандидат педагогических наук. Работа с поэтическими текстами. Культуроведческий подход. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. Памятки. Организация учебного материала. О музыке Шостаковича. Формирование способности к самооценке.

«Сочинение части С в ЕГЭ» - Основные проблемы. Пишем вступление. На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. Требования к части С. Формулируем вывод. На что способно настоящее искусство. Формулируем позицию автора. Сформулировать – значит растолковать. Позиция автора. Учимся писать сочинение-миниатюру. Пишем основную часть. Совет. Что у нас получилось.

«Грамматические нормы» - Выберите правильную форму слова. Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных. Предлог должен быть употреблен с существительным. Два студента. Морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм. Ошибки в форме слова. Культура речи – это раздел языкознания, посвященный нормам. Существительные мужского и среднего рода. Отметьте примеры с ошибкой в форме слова. Числительное ОБА имеет две формы рода.

«Часть С в ЕГЭ по русскому языку» - Соблюдение фактологической точности. Число допустимых ошибок четырёх видов. Часть С: критерии оценивания сочинения. Блок «Человек и язык/речь». Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Соблюдение пунктуационных норм. Требования к содержанию части С. Позиция автора по прокомментированной проблеме. Часть С: проблема прочитанного текста. Структурные компоненты задания. Часть С: аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

«Способы связи слов в словосочетании» - Задание В3. Виды связи в словосочетаниях. По своему значению все словосочетания отнесены к одной из групп. В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний. Как определить словосочетание. Отточенная художественно. Мой мозг. Записать предложения, выписать из них словосочетания. Тесты. Грамматическая основа. Согласование. Сколько простых словосочетаний со связью управление. В каком примере неверно указан вопрос к зависимому слову от глагола.

Похожие статьи