Фотографируем птиц. Фотосъемка птиц

13.10.2019

Птицы очень удивительные, но в то же время сложные объекты для съемки. Они быстры и неуловимы, биологически разнообразны и могут быть потрясающе красивы. «В мире различают около 10 тысяч птиц и их диапазон поведения очень широкий» - говорит Вильям Майорос, ученый и заядлый фотограф птиц из Северной Каролины. «Их сложно снимать на дикой природе, но все же интересно».

Перед тем, как стать фотографом птиц, Вильям был серьезным наблюдателем за ними, он считает что здесь интересна сама охота за птицами. «Я рекомендую тем, кто только начал фотографировать птиц, научится наслаждаться самим пребыванием вместе с птицами на природе и не стрессовать если вы упустили удачный снимок» - говорит он. Как говорят рыбаки, не нужно волноваться, чтобы что-то поймать. «Если вам удастся сделать несколько удачных фотографий, это как глазурь на пироге», добавляет Майорос.


Большая серая сова © Jari Peltomäki
Canon EOS-1D Mark III, Canon EF 300mm f/2.8 IS II. 1/125, f/4.5, ISO 1000

Мы взяли интервью у трех фотографов птиц, и хотя их подходы отличаются, через интервью мы увидели, что фотографирование птиц - это труд любви.

Датский фотограф Розеляйн Райнмонд, когда фотографирует птиц, делает акцент на их поведении. А финский фотограф Яри Пельтомеки экспериментирует с эстетикой птиц в движении. Майорос же использует научный подход, применяя точные настройки и мощное оборудование.

Подобраться ближе с базовым снаряжением

Розеляйн Райнмонд живет в Гоуде, Голландия и снимает не только птиц, но и другие виды диких живтоных. Она говорит: «Я интересуюсь секретами жизни животных. У птиц мой любимый момент для съемки - когда птица чувствует себя комфортно и не подозревает, что за ней шпионят. Это может быть спящий утенок или зимородок, чистящий свое оперение, или выпь, притворившаяся камышом».

Розеляйн предпочитает крупные планы птиц. Она носит с собой относительно темные объективы, потому что для нее важна портативность. «Я использую телеобъектив Canon EF 300mm f/4L IS, но для птиц он коротковат. Если у вас есть деньги, объектив с фокусным расстоянием 500 мм даст вам лучшие снимки с меньшими усилиями» - говорит фотограф. И по поводу фотоаппарата: «Мой Canon EOS 5D Mark III отличная камера, но скорость 6 кадров в секунду не самая быстрая. Для того, чтобы снимать птиц в полете лучше иметь камеру с возможностью скорости съемки до 10 кадров в секунду».


Скворцы © Roeselien Raimond
Canon EOS 7D, Canon EF 300mm f/4L IS. 1/500, f/6.3, ISO 200

Розеляйн по прежнему стремится подобраться к птицам как можно ближе, но в то же время, чтобы их не потревожить. Она говорит: «Многие птицы бояться людей. Остаться незамеченной помогает камуфляж. Птицы любят свою зону комфорта и фотографу важно уважать их границы. Как близко вы можете подобраться, зависит индивидуально от каждой птицы. В каких-то случаях вы можете завоевать у нее доверие и она вам позволит больше действий. Будьте спокойны, не действуйте как хищник, и всегда проявляйте уважение».

Как правило, птиц можно найти в заповедниках или на побережье. Райнмонд верит, что ключевой момент это искать тщательнее: «Я более успешно нахожу свои объекты съемки благодаря сбору информации и о месте, куда я собираюсь пойти. Иногда друзья сообщают мне место, а иногда я ищу информацию о местах и повседневном поведении того или иного вида птиц в Интернет - так начинается мое путешествие».


Стайка гусей © Roeselien Raimond
Canon EOS 5D Mark III, Canon EF 300mm f/4L IS. 1/2500, f/4.5, ISO 1000

Фотографирование птиц в полете и движении

Для фотографа дикой природы Яри Пельтомеки, который живет в Лиминке, Финляндия, птицы особенно красивы в движении. «Почему я снимаю птиц в полете размытыми? Я люблю, когда мы видим птицу в движении, из-за этого размываются в движении крылья и задний план, но голова птицы остается четкой» - говорит Яри.


Золотой орел в полете © Jari Peltomäki
Nikon D4S. 600mm f/4G ED VR AF-S Nikkor. 1/60, f/5.6, ISO 5000

В этом ключе Яри использует ручные настройки на своей камере Nikon D4s и объективе Nikkor AF-S 600mm f/4G ED VR (иногда он также использует объектив Nikkor AF-S 200–400mm f/4G ED VR с телеконвертером TC-14E 1.4X Nikon AF-S). «Я устанавливаю ISO, выдержку и диафрагму вручную, поэтому я полностью все контролирую. Если я хочу показать движение, то устанавливаю выдержку в диапазоне от 1/15 до 1/125 сек. Для больших птиц это часто 1/60 сек. С такой большой выдержкой многие кадры получаются браком. Но внезапно вы можете получить отличный снимок с красивым движением и четкой головой летящей птицы!» - говорит Яри.

И наоборот, Яри часто «замораживает» птиц в движении на коротких выдержках. «Если я хочу сделать четкое фото большой птицы в полете, например орла, я устанавливаю выдержку 1/1600 и диафрагму f/6.3 (зависит от объектива). Мое ISO зависит от того, насколько светло на улице, обычно это в диапазоне от 800 до 1600. Для маленьких и быстрых птиц иногда требуется более короткие выдержки: 1/3200 сек достаточно, чтобы «заморозить» любую птицу, но это также зависит от объектива и от дистанции съемки».


Стая пеликанов © Jari Peltomäki
Canon 1D Mark III, Canon EF 70–200mm f/2.8L. 95mm, 1/2000, f/10, ISO 800

Яри советует снимать птиц в горизонтальном полете. «Фотографам птиц лучше фотографировать рано утром или вечером, кода солнце низко в небе. Днем солнце высоко и вам не удастся заснять глаза птицы и полностью передать оттенки перьев» - говорит Яри.

Для съемки он часто использует охотничьи приемы маскировки, такие как камуфляж и деревья, чтобы спрятаться в окружении. «При съемке очень помогает если вы различаете песни птиц, тогда вы можете определить местонахождение тех или иных видов. Слушая птичьи призывы вы можете изучать, что птица сейчас делает. Я могу ждать своего орла вслепую и не буду высовываться из засады, но по звукам догадаюсь, кода он приближается. Это благодаря воронам, которые поднимают тревогу в случае опасности. Вороны подают разные сигналы: для беркутов, белохвостых орланов, тетеревятников, кречетов. Изучение таких моментов очень полезно».

Максимизируйте и демонстрируйте детали вашей птицы

Как автор книг о птицах, Вильям Майорос различает эстетические и образовательные фотографии птиц. «В художественной фотографии важно следить, чтобы задний план был лаконичным, если сцена содержит на заднем плане много каких-то элементов (листьев или веток к примеру), я не хочу делать снимок, потому что я знаю, что он не удовлетворит мои художественные требования». Однако для документальной работы я не всегда придерживаюсь таких стандартов, все интересуются также и окружением - это честная игра».


Синяя птица счастья © William Majoros
Canon 1D Mark III, Canon EF 600mm f/4L IS c телеконвертером 1.4X. 1/300, f/8, ISO 125

Вильям применяет разные подходы к съемке, в зависимости от вида птиц. «Одна из моих специализаций - фотографирование камышевок. Лучшая стратегия для фотографирования этих крошечных, быстро перемещающихся птичек, это не слишком длинный объектив. 400mm f/5.6 с близкого расстояния позволит вам оставаться мобильными, вы можете следовать за птицами и ориентироваться в толпах птиц в популярных для них местах, где слишком длинные объективы станут для вас обременением. Но для больших птиц, таких как цапли и пернатые хищники - для которых типичное поведение держать дистанцию, вам нужны объективы подлиннее, такие как 600mm или 800mm. Это также зависит от типа снимки. Например я люблю заполняющие кадр фотографии, с массивным количеством деталей и рисунком перьев» - говорит Вильям.

Майорос устанавливает вручную. «Это лучший способ выбрать настройки камеры на поле, чтобы игнорировать систему автозамера камеры и делать снимки как можно ярче, но без пересветов. На поле я делаю несколько тестовых фотографий сцены и потом проверяю каждый снимок, просматривая их на LCD дисплее, с включенным режимом подсветки пересвеченных участков. Это дает максимум информации о содержимом снимка и дает больше гибкости при дальнейшем редактировании на компьютере».

Вильям обычно снимает камерой Canon EOS-1D Mark III с внешней вспышкой Canon Speedlite 580EX II и линзой Френеля, которая равномерно рассеивает свет. «Я использую вспышку при фотографировании практически всех птиц. Исключение составляют некоторые птицы в полете. Когда окружающий свет слабый, вспышка помогает «заморозить» птицу на не таких коротких выдержках. Вспышки сделаны под цветовую температуру прямого солнечного света, так что цвета получаются приятными. Сильно направленный свет подсвечивает микрорисунок перьев и создает супер резкие и богатые текстуры. Прямой горизонтальный солнечный свет дает тот же эффект, но вспышка более удобна, поскольку ее легко переместить и направить в нужном направлении, в отличие от солнца» - отмечает Вильям.


Тулес © William Majoros
Canon 1D Mark III, Canon EF 600mm f/4L IS. 1/2500, f/5, ISO 800

Майорос часто ищет птиц для съемки в лесу, на болотах и на открытых просторах. Я нахожу их в городских парках, где ходят люди. Такая съемка более продуктивна, чем съемка на дикой природе, поскольку городские птицы привыкли видеть людей и они не такие пугливые» - говорит он. Но такие места могут быть переполнены другими «охотниками» за птицами.

Иногда можно обнаружить красоту даже во дворе у вас дома. «Я использую свой дом как приют для птиц. Я установил кормушки напротив окна и выжидаю, когда птицы прилетят клевать. Очевидно, снимки птиц в кормушке не очень эстетичны, но вы можете установить ветки за кормушкой и снимать птиц, чтобы захватывать в кадр более естественные сцены природы. В конце концов просто получать радость от их компании».

18087 Совершенствуем знания 0

Съемка животных и птиц – отдельный и очень специфический жанр. Он не похож ни на один другой, так как правила и принципы тут крайне своеобразны. Девиз фотографа, снимающего «дичь» - «Лови момент!». Девиз того, кто снимает домашних питомцев – «Знай правила!».

Давайте разберемся - проще или сложнее снимать домашних питомцев, чем диких животных? И какие при этом есть особеннности?

Сначала поговорим о братьях наших меньших, живущих в дикой природе. Ведь наиболее интересны фотографии в естественной среде обитания, где животные и птицы смотрятся естественно и гармонично с окружающим миром, который служит прекрасным фоном.

Оборудование. Кажется, что достаточно потратить 1-2 тысячи долларов на оборудование и через годик можно будет устраивать персональную выставку. Увы, это далеко не так. А уж в фотоанималистике и подавно. Во-первых, такой маленькой суммой обойтись не удастся, а во-вторых, фотосъемка животных требует не столько наличия профессиональной съемочной аппаратуры и навыков ее эксплуатации, сколько глубокого знания объектов съемки. Но, несмотря на очевидные сложности этого направления, фотоанималистика неуклонно совершенствуется.

Итак, Вам понадобится:

Оптика . Одна из отличительных черт съемки животных заключается в сильном влиянии, которое оказывает объект на работу фотографа. Выбор методики почти полностью зависит от поведения животного и особенностей местности. Многие существа весьма осторожны и не подпускают к себе человека на близкое расстояние, и тогда фотограф вынужден пользоваться телеобъективом. Некоторых животных можно сфотографировать только из укрытия, поэтому возникает необходимость устраивать засады, а порой пользоваться и дистанционным управлением. Хорошим вариантом могут стать телеобъективы с фокусными расстояниями 70-200 и даже 400 миллиметров. Для достижения ещё большей «дальнобойности» можно использовать телеконвертер с коэффициентом увеличения 1.4, 1.7 или 2, но поскольку его использование приводит к снижению светосилы оптической системы, телеконвертер лучше применять в комбинации со светосильной оптикой. Животных практически не снимают на открытой диафрагме, но фотографу-анималисту часто приходится работать в сумерках и под пологом леса, а поскольку яркость "картинки" в видоискателе камеры и точность фокусировки напрямую зависит от светосилы используемого объектива становится очевидной важность этой характеристики.

Выбор объектива часто зависит от особенностей поведения животного, которого вы собираетесь снимать. Большинство млекопитающих и птиц редко подпускают к себе человека на близкое расстояние, и тут полезен длиннофокусный объектив, увеличивающий изображение, а общие планы и местообитания животных удобнее всего снимать широкоугольными объективами. Мелких зверей в природе все же больше, чем крупных, поэтому фотографы часто прибегают к крупноплановым съемкам специальным макрообъективом. Эти три объектива - длиннофокусный, широкоугольный и макрообъектив - должны составлять основу снаряжения фотографа-анималиста. Стоимость такой аппаратуры значительна.

Камера . Для фотоохоты подойдет практически любая цифровая фотокамера со сменной оптикой и крупным сенсором (APS-C формата или FF)или же суперзум, но за качественный конечный результат последнего нельзя ручаться на сто процентов.

Штатив или монопод . При съемке длиннофокусными объективами велика вероятность смазывания изображения при съемке с рук. Чтобы избежать этого неприятного эффекта имеет смысл воспользоваться штативом или моноподом.

Теперь о приспособлениях : всего, что может пригодиться, с собой не возьмешь, поэтому, собираясь на съемку, берите без колебаний только то, что пригодится наверняка. Особенно важно быть налегке при съемке "с подхода", иначе вас ждет неудача. От большого количества приспособлений мало проку, если оно мешает двигаться быстро или бесшумно.

Теперь непосредственно разберемся с особенносями самой фотосъемки . Здесь необходимо помнить несколько простых правил. При этом речь не пойдет о съемке львов или медведей в саванне или таежных лесах - это удел опытнейших и профессиональных фотографов.

Есть два основных способа съемки диких животных , если не считать самых мелких существ, - с подхода и из укрытии. При съемке с подхода многое зависит от случая, здесь нужны опыт и терпение, зато требуется меньше аппаратуры и затрачивается меньше сил на приготовления, чем во время съемки из укрытий. Результаты съемке с подхода сложно предсказать, и они чаще оканчиваются неудачей, но для большинства новичков именно этот способ представляется не таким страшным делом по сравнению с тяготами переноски, строительством и ожиданием в укрытии.

Приемы съемке с подхода фотографа очень похожи на охотничьи, где многое заимствуется у самих животных. Надо учитывать трудности, возникающие подчас именно в тот момент, когда, казалось бы, все готово и можно приступить к съемке: внезапное ухудшение освещения, неудачное направление солнечных лучей, наличие препятствий между объективом и предметом съемки и т. п.

Для успешной фотосъемки вы должны знать образ жизни животных, которых собираетесь фотографировать, привычки, знать, когда они размножаются, чем питаются, в какой период к ним легче приблизиться, - словом, общую схему их поведения в течение года и в течение дня. Если все это вам неизвестно, придется заполнять пробел. Работая в официальном, хорошо организованном заповеднике, можно найти на месте специальную литературу, здесь вам помогут егерь, лесник или профессиональные гиды. Сказанное выше относится и к любым другим видам съемки животных, но при съемке с подхода - это единственный способ найти объект.

Некоторые животные проявляют особую активность ночью, на рассвете и на закате. От этого зависит выбор не только времени суток, но также аппаратуры. Если ваш объект живет в стаде или стае, вам вряд ли удастся выследить его, просто прогуливаясь по территории, где он обитает. И это лишь частица тех сведений, которые отделяют неудачу от удачи. Роль счастливого случая велика во всех видах фотоохоты, но знание повадок животных во многом повышает вероятность успеха, особенно при съемке с подхода.

Одна из главных забот фотоохотника - остаться незамеченным. В зависимости от того, какое животное вы пытаетесь сфотографировать, обратите особое внимание на шумы, движения или запахи. Как правило, обострение определенного органа чувств у животного или птицы обусловлено его образом жизни. Знание привычек и повадок животного подскажет, что для него главное: слух, зрение или чутье. Хищникам, например, необходимо хорошее зрение, чтобы выследить свою добычу. Животные, обитающие в местах, где видимость ограничена, скажем, в густом лесу, больше полагаются не на зрение, а на слух и обоняние.

Зрение почти у всех птиц очень острое. А главное, у них большая разрешающая способность в отношении деталей; у обычного ястреба плотность клеток сетчатки в восемь раз выше, чем у человека. Большинство птиц различают цвета, правда, ночные птицы (совы) почти лишены этого качества, зато они хорошо видят в сумерки. Кроме того, у большинства птиц глаза расположены по обеим сторонам головы, что обеспечивает широкий угол зрения. Утки, например, имеют угол зрения 360°. Многие птицы почти не обращают внимания на неподвижные предметы. Основным элементом в способе их восприятия является движение, поэтому во время скрадывания очень важно научиться "замирать". Слух у большинства птиц тоньше человеческого, а в жизни ночных птиц он имеет очень большое значение. Но в полете воздушный поток и шум крыльев, вероятно, снижают чувствительность органов слуха. Есть предположения, что птицы воспринимают звук очень низкой частоты, который распространяется на значительные расстояния. Обоняние, как правило, не играет у птиц заметной роли, возможно, потому, что в полете на любой высоте слабые запахи нельзя уловить.

Зрение у большинства животных, ведущих хотя бы отчасти ночной образ жизни, не играет важной роли, они склонны полагаться на другие органы чувств. К тому же у них нет цветового зрения, если не считать высших приматов и некоторых грызунов. Есть, правда, исключения, особенно среди кошачьих, которые настигают добычу за счет быстрого бега. Встречаются они и среди оленей, которые спасаются, благодаря той же скорости. Слух почти всегда развит хорошо, а животные с большими и подвижными ушами (копытные, зайцеобразные) обладают высокой направленной чувствительностью. Обоняние все млекопитающие имеют настолько тонкое, что человек не идет с ними ни в какое сравнение. Как правило, млекопитающие пользуются чутьем чаще, чем слухом или зрением.

Из вышесказанного возникает вопрос об экипировке .

Для начала оденьтесь так, чтобы не бросаться в глаза. Если вы по-настоящему увлеченный человек, можно с помощью маскировки постараться подойти к объекту съемки так, чтобы находиться совсем рядом с ним. Это возможно при условии точных знаний о поведении и повадках данного животного. В большинстве случаев вы вряд ли захотите или сможете готовиться чересчур основательно. Тем не менее, избегайте в своей экипировке всего яркого и броского. Одежда должна быть невзрачной, при передвижении через кустарник она не должна шуршать и цепляться за ветви. Скройте металлические части очков. При светлой коже лицо будет очень заметно даже на большом расстоянии. В холодную погоду его можно закрыть шерстяным шлемом, в иных случаях рекомендуется нанести несколько мазков темного грима или грязи (вспоминает кадры из боевиков!).

Запах, редко мешающий при съемке птиц, может вызвать трудности, когда имеешь дело с млекопитающими. Одной из основных составляющих человеческого запаха является масляная кислота, и собаки, например, почти в миллион раз чувствительней к ней, чем люди. Одежда немного ослабляет запах, однако очень важно делать как можно меньше движений и находиться против ветра по отношению к животным, которых выслеживаешь. Не пользуйтесь сильно пахнущими веществами: дезодорантами, лосьонами, репеллентами.

Одно из основных условий фотоохоты - плавная, бесшумная походка .

Обычно при ходьбе делают много резких, ненужных движений: идут вразвалку, покачиваясь из стороны в сторону, размахивают руками, шаркают ногами. При съемке с подхода всего этого следует избегать и двигаться более сдержанно, как бы скользить. Понаблюдайте, как домашняя кошка подбирается к птице, - она плавно крадется, а голова и туловище неподвижны. Она словно скользит вперед, и если не следить за ней нарочно, то ее движений можно вообще не заметить. Учитесь правильному шагу - ставьте пятку на землю, а затем как бы перекатывайте остальную часть стопы, опираясь на ее внешнюю сторону. Такой шаг может показаться неудобным, зато он плавный и бесшумный. Внимательно следите за тем, куда ставите ногу, не наступайте на сухие листья и ветки. Не беда, если на первых порах вам придется часто смотреть под ноги и упускать хорошие возможности для съемки, - со временем вы научитесь пользоваться периферийным зрением. Если уж вы наступили на сухую ветку - замрите. Этот звук насторожит всех животных, оказавшихся поблизости, правда, большинство из них обычно не срываются с места сразу, а стоят неподвижно, настороже, в ожидании других признаков опасности. На всякий случай подождите несколько минут. За это время животные убедятся, что тревога была ложной, и успокоятся.

Дополнительные трудности во время скрадывания создает фотоаппарат: он вызывает шум, необычно выглядит и имеет блестящие, отражающие солнечный свет части. С шумом бороться почти невозможно. "Мягкий" бокс, или звуконепроницаемый контейнер затрудняет пользование аппаратом, а при скрадывании снимать нужно быстро. А вот скрыть черной изолентой хромированные части, несомненно, стоит. Вдвойне важно находиться в тени, чтобы солнечные лучи не попали на поверхность объектива или другие части фотоаппарата.

Чтобы сделать хороший кадр стоит некоторое время понаблюдать за объектом съёмки . Изучив повадки птицы или животного, которых вы хотите сфотографировать, вам будет легче прогнозировать его перемещение и поведение.

Например, белочки имеют обыкновение время от времени привставать на задних лапках, чтобы прислушаться и осмотреться вокруг, довольно забавно складывая передние лапки на груди - это прекрасный момент для съёмки. Можно сфотографировать как белка, разгрызая орешек, обеими лапками подносит его ко рту, как карабкается по стволу дерева или выглядывает из-за него. В некоторых парках белки настолько привыкли к постоянному общению с людьми, что совершенно их не боятся, и можно попробовать снять их не только в режиме репортажа, но и постановочно, попросив ассистировать в этом мероприятии кого-нибудь из родственников или знакомых.

У синиц и многих других птичек есть привычка прилетать к кормушке с одного и того же места. Например, выбрав какую-то удобно расположенную ветку, они садятся сначала на неё, выжидают удобного момента, чтобы подлететь к кормушке, хватают еду и улетают, затем снова и снова повторяют свой маршрут. Таким образом, закрепив камеру на штативе и наведя резкость на эту самою ветку, вам останется лишь вовремя нажимать на кнопку спуска, подлавливая самые удачные моменты и ракурсы. Можно использовать при этом пульт дистанционного управления фотокамерой.

Оказавшись в парке и внимательно наблюдая за происходящим, вы можете заметить множество других интересных сюжетов для съемки. Ими могут стать играющие друг с другом собаки, красивый иней на деревьях, прогуливающиеся со своими домашними любимцами прохожие. Главное - будьте всегда начеку, чтобы, заметив интересный сюжет или ситуацию, успеть на неё отреагировать и сделать кадр, не упустив кульминационный момент.

Избегайте дрожания камеры.
Не забывайте про то, что при съёмке с рук длиннофокусной оптикой для получения резких кадров выдержка должна быть не длиннее, чем дробь «1/фокусное расстояние», выраженная в секундах, а на "кропнутых" камерах - в разы короче, пропорциональные кроп-фактору вашей фотокамеры.

Конечно, оптический стабилизатор изображения даёт возможность поставить на несколько ступеней более длинную выдержку. Но слишком длинные выдержки всё равно нежелательно использовать, поскольку фотография может получиться нерезкой не из-за дрожания рук фотографа, а из-за движения самого объекта съёмки. И против этого вида нерезкости даже самый совершенный оптический стабилизатор бессилен.

Сделать камеру более стабильной в момент съёмки можно и другими способами: например, прислонившись к дереву, забору или другой прочной и неподвижной опоре, например, оперевшись об колено. Можно залечь с камерой, подложив под объектив кофр.

Возьмите под контроль параметры съёмки .
Наводка на резкость по ближайшему объекту, а именно этот метод используется большинством камер в «зелёном» полностью автоматическом режиме, - далеко не самый лучший вариант для съемки птиц и животных. При использовании длиннофокусной оптики особенно при открытой диафрагме ГРИП очень невелика. Поэтому, чтобы резкой оказалась именно пернатая пташка, а не ветки перед ней, именно мордочка белки, а не только её нос, фокусироваться на них нужно исключительно точно - по центральной точке. Совместите в кадре сюжетно важную деталь (обычно, это глаз), на которую нужно навести резкость, с точкой фокусировки, наполовину нажмите спусковую кнопку и, услышав подтверждающий успешность фокусировки звуковой сигнал, сформируйте кадр и плавным нажатием кнопки спустите затвор.

Приступая к съёмке, настройте свою камеру таким образом, чтобы она записывала снимки в максимально возможном разрешении и максимально возможном качестве, но лучше в «сыром» формате RAW. Выставьте соответствующую условиям освещения светочувствительность ISO, настройку баланса белого (при съемке в RAW эта настройка не имеет смысла и выставляется в авто) и метод определения экспозиции.

Снимайте в ручном режиме экспонирования (M) или в режиме приоритета диафрагмы (А), чтобы осмысленно управлять значениями выдержки и диафрагмы, добиваясь нужной резкости и глубины резкости.

Старайтесь не использовать высокие значения ISO, чтобы избежать появления на фотографии шумов. Но и не забывайте о возможности повысить ISO, если при максимально открытой диафрагме выдержка оказывается недостаточно короткой для получения резкого снимка.

И помните, что часто у вас всего один шанс сделать снимок. Услышав звук камеры при спуске затвора - дикие животные и птицы вряд ли вам предоставят возможность более тщательно подготовится и сделать дубль.

Съемка домашних животных – это обособленный жанр. Он не похож на съемку дикой природы. С одной стороны, конечно, снимать домашних питомцев проще. И по лесам их искать не надо, и около решетки зоопарка сидеть не приходится, и даже можно с «моделью» договориться, дав пару-тройку команд или кусочек лакомства. С другой стороны, не всякая модель идет на контакт.

Съемку домашних любимцев можно разделить на три основных типа:

В завершении, в качестве напутствия, хочется сказать: хотите делать удачные снимки животных и птиц - совершенствуйте и технику съемки, и вашу фототехнику.

Надеюсь, материалы данного урока были интересны и будут вам полезны. Всего Вам фотографического!

В статье использованы материалы книг "Фотографирование диких животных и природы", Майкл Фримен; Canon Lens Work II и "Птицы перед микрофоном и фотоаппаратом", А.С. Мальчевский, Э.Н. Голованова, Ю.Б. Пукинский.

Редко кто в наши дни занимается фотоохотой. А зря. В былые времена фотоохота была весьма популярным увлечением, хотя заниматься ей по-настоящему мог далеко не каждый фотолюбитель. Специальная конструкция из зеркального фотоаппарата «Зенит», объектива с очень большим фокусным расстоянием и приклада как у ружья так и называлась - фоторужье. Всё это упаковывалось в достаточно больших размеров кофр и весило несколько килограммов. Да и стоило это фоторужье ой как недешево.

Фотоохота - дело очень увлекательное и интересное. Особенно фотоохота на птиц. Вот этой теме и будет посвящена наша сегодняшняя статья.

Первым делом следует сказать, что птицы - существа чуткие и пугливые. Вот почему и вам придется быть терпеливым. А еще рекомендуем взять с собой на фотоохоту запасные заряженные аккумуляторы для фотоаппарата и вставить в него карту памяти большой емкости. А может даже и запасную карту взять. Снимать-то вам придется очень много. Почему много? А вы разве не догадались? Птица никогда не будет вам позировать. Вам придется делать снимки, подстраиваясь под ее поведение. А значит - делать много снимков. Для того, чтобы потом выбрать лучший. Хорошо, если, как говорят, полезным будет один из двух-трех сотен сделанных снимков. Причем, полезный - это не означает идеальный. Полезный - это просто снимок, прошедший, так сказать, первый тур конкурса. Некий предварительный кастинг.

Какая фотокамера предпочтительнее?

Зеркальный фотоаппарат для фотоохоты на птиц, как вы понимаете, больше подходит, чем фотоаппарат компактный, проще говоря, мыльница. Зеракалка намного совершеннее, у нее оптика лучшего качества, что немаловажно для такого вида фотосъемки - ведь почти всегда в процессе обработки снимков их приходится значительно кадрировать.

Объектив для съемки птиц нужен, конечно же, длиннофокусный. Его фокусное расстояние должно быть не менее 350 миллиметров. Ну, а если уж у вас пока еще нет такого объектива, то не стоит делать из этого трагедию. Фотошоп поможет вам обрезать всё лишнее в кадре и оставить только самое главное - непосредственно саму птичку.

Если зеркалки у вас нет, и вы являетесь владельцем всего лишь «мыльницы», тоже очень расстраиваться не стоит. У компактных фотоаппаратов обычно бывает очень большая кратность зума. Правда, есть и несколько минусов. Первый - качество изображения хуже из-за маленькой матрицы. Второй - видоискателя обычно у мыльниц не бывает. А по дисплею очень тяжело наблюдать за птицами. В условиях сильного освещения на улице - птиц же мы на улице фотографируем - изображение на них почти не видно.

Как настроить фотоаппарат для съемки птиц

Маленьких и подвижных птиц, ну, например, воробьев или синичек, фотографировать нужно на короткой выдержке. От 1/800 секунды и менее. Птицы, которые покрупнее - вороны, например, или голуби, не такие шустрые, они менее подвижны. Их можно фотографировать и при выдержке 1/125 секунды. Но не забывайте и о том, что если вы снимаете в режиме приоритета выдержки, то автоматика фотокамеры для того, чтобы выровнять экспозицию, сама увеличит размер диафрагмы. А это неизбежно приведет к уменьшению глубины резко изображаемого пространства.

Если все же вы решили снимать птиц с длинной выдержкой, то для того, чтобы избежать смазывания изображения, фотоаппарат вам придется установить на штатив. И не забудьте включить режим стабилизации изображения. Иначе смазывание будет неизбежным.

Всё готово? Фотографируем!

Для того, чтобы заняться фотоохотой на птиц, совсем не обязательно выбираться в лес или снаряжать серьезную экспедицию в труднодоступные и экзотические места нашей любимой планеты. Мы же не попугаев в среде их естественного обитания снимать хотим, а наших любимых воробушков, голубей, трясогузок и других птиц, живущих рядом с нами на городских улицах, в парках и скверах. Это потом вы, возможно, и в Африку поедете. А начинать надо на родине. Экзотических пернатых и в зоопарке можно поснимать. При съемке в зоопарке старайтесь выбирать такие точки съемки, чтобы в кадр не попадали прутья решеток или ячейки сеток. Ну, в крайнем случае, сведите их присутствие до минимума. Эти элементы очень портят такие снимки. В некоторых случаях вам в этом деле поможет всемогущий фотошоп. Научитесь убирать из кадра ненужное и мешающее. Можно это сделать при помощи кадрирования, то есть обрезки всего лишнего по краям, а можно провести и более серьезное ретуширование изображения. Об этом читайте другие статьи.

Ну, а уж если вы решили всё-таки заняться реальной фотоохотой, пофотографировать птиц в их естественной среде, то вам, как мы уже говорили сегодня в начале этой статьи, придется запастись немалым терпением. И включить на полную мощность свое творческое мышление.

Прежде чем начать фотографировать птиц, внимательно понаблюдайте за ними. Присмотритесь к тому, как они двигаются, как себя ведут. Постарайтесь изучить их повадки. Возможно, посмотрите фотографии этих птиц, сделанные другими авторами. Почитайте что-то о птицах, которых вы собираетесь фотографировать.

Подготовившись таким образом, приступайте собственно к съемке. Прежде всего, вам будет необходимо, конечно же, найти птицу. Сделать это бывает порой совсем не просто. Обнаружив объект съемки, дождитесь, того момента, когда птица привыкнет к вашему присутствию, не будет обращать на вас особого внимания. Может быть, ждать придется долго. А возможен и такой вариант, что ожидания ваши и вовсе успехом не увенчаются. Птица улетит… Привыкайте к этому с самого начала. Мы вас об этом сегодня уже предупреждали.

Ну вот. Дождались? Успокоилась птица? Привыкла к вам? Переходим к следующему этапу. Выбору наиболее интересной и выигрышной точки съемки. Выбрали? Всё, можно снимать. Нажимайте на спусковую кнопку!

Если вы решили сфотографировать птицу в полете - то снимайте на короткой выдержке. В этом случае сама птица будет на снимке изображена четко, а фон получится смазанным.

Тем фотолюбителям, в аппарате которых есть режим «Спорт», можно сказать повезло. В этом режиме автоматика фотокамеры сама включает приоритет выдержки. То есть выдержку вы устанавливаете вручную, а автоматика подбирает к ней диафрагму.

Если вы работаете не компактной камерой, а зеркальной, то фотографировать птиц лучше всего, как мы уже говорили, длиннофокусным объективом. При этом рекомендуем включить режим следящего автофокуса (Al Servo). Этот режим автоматически настраивает фокусировку в случае резкого изменения положения объекта съемки, в нашем случае - движущейся птицы. Тем фотографам, камеры которых не обладают такой функцией, мы можем порекомендовать воспользоваться маленькой хитростью. Сфокусируйте объектив вашей фотокамеры на определенное расстояние (в этом случае лучше будет установить ее на штатив) и… ждите. Ждите, когда птица решит уважить вас и сядет именно на ту веточку, на которой вы сфокусировались. Да, конечно, чтобы так снимать, нужно обладать завидным терпением. Ну, а что делать? Как говорят, а кому сейчас легко? Мы с самого начала говорили: фотографирование птиц - дело сложное и хлопотное. Но ведь и интересное, правда?

Фотографирование птиц, особенно в полете – чрезвычайно сложная задача. Однако не менее интересные снимки можно получить во время отдыха, кормления или брачных ухаживаний пернатых. Приведенные ниже советы помогут вам гордиться собственным результатом.

1 В полете

Перед тем, как перейти к фотографированию летящих птиц, стоит потренироваться в фокусировке камеры: вы должны научиться делать четкие снимки движущихся объектов. Установите режим непрерывной фокусировки (AI Servo AF Canon/AF-C Nikon) – летящая птица всегда должна находиться в фокусе. Используйте выдержку от 1/1000 секунды или выше для фиксации эффекта движения. Используйте хороший зум и телеобъектив (как минимум 200 мм). Помните, что чем меньше объект, тем сложнее сфокусироваться на нем.

2 Съемка с близкого расстояния


Снимать птиц с близкого расстояния можно, например, в специальных птичьих парках, заповедниках или зоопарках. Тем не менее, вам потребуется хороший телеобъектив, чтобы максимально приблизить объект и получить по настоящему интересные снимки. Сфокусируйтесь на голове птицы, это не всегда возможно, но тем не менее попытайтесь. В качестве альтернативы, можно сфокусироваться на всем корпусе птицы. Возможно, вам придется последить за птицей, пока она не остановится. Используйте максимально возможную диафрагму для размытия фона.

3 Дистанционная съемка


В условиях дикой природы или естественной среды обитания птиц часто приходится прибегать к дистанционной съемке, поэтому прежде всего запаситесь телеобъективом. Маленький объект в кадре – очень скучное зрелище, постарайтесь максимально приблизить изображение – насколько позволяет зум. Возможно, для большего удобства вам понадобится штатив. Используйте диафрагму f/2.8-f/5.6, чтобы захватить окружающую обстановку, но основной фокус – на самой птице.

4 Зафиксируйте движение


Съемка птиц в движении может дать размытые снимки, поэтому используйте короткие экспозиции (не больше 1/200 секунды). При съемке колибри может потребоваться еще более короткая выдержка (например, 1/400 секунды) – эти крошечные птички машут крылышками чрезвычайно быстро. Увеличьте светочувствительность до 800-1600 единиц ISO, чтобы использовать меньшую диафрагму.

5 Ловите момент


Демонстрация объекта в движении – практически всегда беспроигрышный снимок. Особенно если фотосъемка птицы требует использования большой выдержки (около 1/60 секунды). Используйте этот прием, чтобы отследить птицу во время полета. Некоторое время держите птицу в объективе, следуйте за ней, потом быстро сделайте снимок. В этой ситуации практически невозможно пользоваться вспышкой, поэтому позаботьтесь о правильном угле по отношению к солнцу. Лучше всего – боковое освещение, поэтому подобную «фотоохоту» лучше проводить рано утром или в послеобеденное время.

6 Водоплавающие птицы


Интересным предметом фотосъемки являются водоплавающие птицы – утки, гуси, лебеди. Встретить их можно в городских парках, на реках и озерах, вблизи морских побережий. Вам потребуется скоростной телеобъектив (от 100 мм до 300 мм), близко подходить к птицам не стоит, чтобы не напугать их. Хотя многие утки и гуси столь прочно обосновались в наших парках, что абсолютно не боятся людей. Фотографирование водоплавающих птиц требует незаурядной выдержки и длительного времени. Особенно впечатляющие снимки получаются при хорошем естественном освещении. Чаще всего рекомендуют использовать выдержку от 1/500 секунды или меньше и светочувствительность ISO 400. Постарайтесь задействовать на снимках воду.

7 Дикие индейки


Дикие индейки водятся вблизи ферм и в лесах Северной Америки. Почувствовав опасность, эти птицы очень быстро скрываются с глаз. Поэтому в данном случае, помимо телеобъектива будет полезен и камуфляж. Что касается объектива, потребуется телезум от 85 мм до 200 мм, и режим светочувствительности 100 или 200 единиц ISO – чтобы можно было задать максимально короткую выдержку. Наилучшее время для съемки диких индеек – раннее весеннее утро, когда самцы демонстрируют всю свою красу, чтобы завоевать самку. Если вам посчастливится найти дерево, которое индейки облюбовали в качестве насеста, можно прийти сюда и на следующее утро, пораньше, чтобы не упустить интересные кадры.

8 Ястребы, орлы и совы


Ястребы, орлы и совы – птицы хищные, с хорошо развитым зрением. Поэтому остаться незамеченным для фотографа задача не из легких. Вам потребуется супермощный телеобъектив (300 мм) и штатив с панорамной головкой. Если вы научитесь распознавать этих птиц на расстоянии, то сможете сделать отличные снимки, например, из автомобиля. Для фотосъемки из автомобиля можно использовать штатив, который крепится к окошку. Никогда не приближайтесь к орлу сами – скорее всего, он заметит вас и улетит. Лучший сезон для фотосъемки – зима. При съемке парящих в небе птиц с земли рекомендуется передержка экспозиции на 2/3 шага и точечная экспонометрия.

Если вы хотите, чтобы птица выглядела резко и статично, используйте выдержку от 1/500 секунды и меньше. Пользуйтесь спортивными режимами и режимами серийной съемки. При фотографировании неподвижного объекта можно отрегулировать размытие фона подбором диафрагмы, для фиксации эффекта движения можно воспользоваться вспышкой. Выдержка 1/60 -1/200 секунды обычно подойдет для съемки движения.

Телезум для съемки с большого расстояния, лучше, если в нем будет функция стабилизации изображений. А чтобы не привлекать к себе внимания, можно воспользоваться камуфляжной одеждой. Возможно, потребуется даже водонепроницаемый камуфляж – в зависимости от условий съемки.

З Заключение

Фотографирование птиц требует терпения и навыков. Новичкам перед выходом в «полевые условия» рекомендуется для начала потренироваться на кошк…, простите, голубях или птицах в зоопарке. Поэкспериментируйте с временем экспозиции, чтобы понять, какого эффекта вы хотите добиться.

Какой же начинающий фотограф не пытался фотографировать птиц в полёте? А если вы никогда не фотографировали на спортивных соревнованиях, вряд ли вам удастся сфотографировать летящую птицу с первой попытки. Причём здесь спортивные соревнования? - спросите вы...

Фотосъёмка птиц в полёте и фотографирование спортивных соревнований имеет намного больше общего, чем вы могли бы подумать - ведь главный объект съёмки в обоих случаях очень подвижен и находиться на приличном расстоянии от фотографа!

При фотосъёмке спортвных соревнованияй частенько можно прогнозировать развитие ситуации, а вот птицы более непредсказуемы, чем спортсмены - поэтом, часто сделать классную фотографию летящей птицы бывает сложнее, чем сфотографировать голевой момент на футбольном матче!

Если вы любите фотографировать спорт, но совершенно игнорируете
фотосъёмку птиц - вы теряете уникальную возможность
быстро освоить или закрепить навыки спортивного фотографа

Какой фотоаппарат нужен
для фотографирования птиц в полёте
и спортивных соревнований

Несмотря на то, что фотографировать спорт и другие подвижные объекты часто рекомендуют с короткой выдержкой, иногда стоит отступить от общих правил фотосъёмки спортивных соревнований с замораживанием движения и использовать чтобы подчеркнуть динамизм снимаемого объекта, спортивный накал или динамику движения птицы в полёте.

Творчески используйте динамические эффекты экспозиции при съёмке спортивных соревнований.

Как настроить фотоаппарат для съёмки движения

Экспозиция с учётом динамических эффектов

Поскольку подвижность объекта съёмки подразумевает использование самым удобным для фотосъёмки спортивных мероприятий или птиц в полёте оказывается режим приоритета выдержки - в этом режиме вы можете задать короткую выдержку, а фотоаппарат автоматически подберёт диафрагму.

Попробовав выдержки разной длинны, вы сможете найти оптимальную для того, чтобы движения крыльев были слегка смазанными, а сама птица была чёткой - таким приёмом вы сможете подчеркнуть динамику полёта птицы. Если у вас совсем простая цифро-мыльница без ручных и полуавтоматических режимов - смело ставьте (или дети - в разных камерах похожие режимы съёмки могут называться по разному) - в этом случае ваш фотоаппарат сам установит максимально возможную короткую выдержку.

В большинстве случаев, самым оптимальным будет центрально-взвешенный, однако, в зависимости от фона, другой режим измерения экспозиции может дать лучший результат - экспериментируйте и проверяйте результат по

Фотосъёмка движения с проводкой

Фотосъёмка подвижных объектов с проводкой даёт потрясающие результаты! Техника съёмки с проводкой довольна проста: вам нужно удерживать летящую птицу в одной и той же точке кадра перемещая камеру (следить за ним перемещая фотоаппарат). Когда вы почувствуете, что пора делать снимок - плавно нажимайте кнопку спуска затвора не останавливая перемещение камеры (слежение за подвижным объектом) , пока не закроется затвор фотоаппарата.

Такой способ фотосъёмки птиц в полёте лучше всего применять при наличии длиннофокусного объектива. Однако, при съёмке довольно крупных птиц (например, чаек и крупнее) удачные кадры можно получить и с небольшой кратностью зум-объектива - просто после съёмке вы сможете увеличить и распечатать только часть снятого кадра - сделать кроп, как было сказано выше.

Во время съёмки с длиннофокусным объективом и использованием оптического видоискателя (например на зеркальной или псевдозеркальной камере с мега-зумом) очень часто трудно поймать летящую птицу в объектив. Вместо того, чтобы искать летящую птицу водя фотоаппаратом по сторонам, используйте один простой приём:

поймайте птицу в кадр при минимальном фокусном расстоянии
(минимальной кратности зума) и, удерживая её в кадре,
быстро измените фокусное расстояние объектива до максимального увеличения

Фокусировка при фотосъёме птиц и спортивных соревнований

Фотосъёмка птицы в полёте с проводкой

Canon EOS450D, объектив 250мм (13Х), 1/500 сек, F8, AI Servo

Фокусировку лучше производить по центральной точке (рамке) - в этом случае автофокус работает заметно быстрее. Совместно с центральновзвешенным замером экспозиции (приоритет отдаётся центру кадра) фокусировка по центральной точке позволит вам очень быстро установить все необходимые параметры съёмки, однако после не забудьте скадрировать летящую птицу (или бегущего спортсмена) так, чтобы впереди неё (него) было

Если в вашем фотоаппарате есть так называемый следящий автофокус (например, AI Servo) - обязательно попробуйте этот режим. В этом случае, ваш фотоаппарат будет автоматически подстраивать фокусировку во время изменения расстояния между фотоаппаратом и объектом съёмки (спортсменом или птицей), удерживая его в резкости. Это особенно важно, если объект очень быстро приближается к вам или удаляется от вас.

Если следящего автофокуса в вашем фотоаппарате нет, то можно попробовать установить фокус на определённое расстояние и подождать, пока движущийся объект окажется на нужном расстоянии. В сочетании с серийной съёмкой вы получите серию кадров из которых потом легко выберите самый резкий. В этом случае, начинайте снимать немного раньше, чем подвижный объект подойдёт в расчетную точку фокусировки и отпускайте кнопку спуска затвора уже после того, как он её покинет (или память фотоаппарата переполнится и нужно будет время, чтобы записать снятую серию кадров на карту памяти).

Отсутствие в вашем фотоаппарате следящего автофокуса можно компенсировать и по другому, однако только в том случае, если ваш фотоаппарат (или объектив) довольно быстро фокусируется в режиме AF. В этом случае вы снимаете только один кадр, но чтобы подстраивать фокусировку, всё время нужно нажимать и отпускать кнопку фотоаппарата наполовину. Таким образом вы в автоматическом режиме фокусировке можете сами подстраивать резкость приближающегося или удаляющегося от вас объекта съёмки. В тот момент, когда вы решите что пора делать снимок - плавно дожимайте кноку спуска затвора. не останавливая следящее перемещение фотоаппарата.

С первого раза может ничего и не получиться – оба этих способа фокусировки, так же как и фотосъёмка с проводкой, требуют некоторой практики.

Cмотрите видео и учитесь фотографировать птиц в полёте

Фотографирование птиц в полёте такое же увлекательное занятие как и фотосъёмка спортивных соревнований. Попробуйте поснимать птиц в полёте - вам обязательно понравится! К тому же это ещё и очень похоже на утиную охоту, только убивать никого не надо:о)

Eсли вы не очень любите фотографировать птиц или охотиться:о), но обожаете фотографировать спортивные соревнования, рекомендую вам выйти сегодня на улицу и потренироваться в фотосъёмке птиц в полёте - настройки камеры и приёмы фотографирования спортивных соревнований и летящих птиц практически ничем не отличаются...

Похожие статьи