Дом с историей. Большой дом Большой дом на литейном 4

08.06.2021

1931-1932 гг., арх. Н. А Троцкий, А. И. Гегелло, А. А. Оль, Л. П. Шишко, Н. Е. Лансере и др.

В 1931-1932 годах на месте сожжённого в 1917 г. здания Окружного суда (здание Старого Арсенала - В. И. Баженова) на Литейном проспекте № 4 в квартале между улицами Шпалерной и Захарьевской, по инициативе С. М. Кирова было выстроено административное здание, предназначенное для ОГПУ-НКВД. Заложенное в 1931 году, оно было открыто 7 ноября 1932 года (проект архитекторов А. И. Гегелло, А. А. Оля, Н. А. Троцкого с участием Н. Е. Лансере, Ю. В. Щуко, А. Н. Душкина и др.)
В комплекс зданий, принадлежавших ОГПУ-НКВД, входят также «Дом пропусков» на Литейном проспекте 6, построенный И. Ф. Безпаловым в 1930-е гг. на месте Сергиевской Всей Артиллерии церкви, и старое здание царской тюрьмы - Дом предварительного заключения (ДПЗ) - знаменитая «Шпалерка», расположенной на участке № 25 по Шпалерной улице. Её аббревиатура известна расшифровкой «Домой Пойти Забудь» и «Шпалерными тройками» - внесудебными органами из трёх человек, назначенными от НКВД, ВКП(б) и прокуратуры.
Прекрасная отделка и высокое качество работ интерьеров и фасадов отличают этот памятник советской архитектуры от других зданий Ленинграда 1930-х годов. Решенный в монументальных формах конструктивизма и выходящий сразу на три городские магистрали, он занял ведущее положение в окружающей архитектурной среде и давно стал доминантой Литейного проспекта.
Объемное и плановое решение здания является примером поисков нового пути развития архитектуры в начале 1930-х годов. Один из авторов проекта, архитектор Н. А. Троцкий, считал, что это здание - «один из первых памятников нового направления, основанного на классических формах».
Внешняя архитектура здания проста и монументальна. Оно имеет симметричную объемно-пространственную структуру и лаконичный силуэт. Главный мотив центрального фасада состоит из чередующихся высоких пилонов и окон. Их подчеркнуто вертикальный ритм сочетается с горизонтальным несколько утяжеленным первым этажом, облицованным красным гранитом. Выразительны вертикальные объемы, угловые башни, контрастирующие своей остекленной поверхностью с центральной и боковыми частями. В то же время они спаяны в единую уравновешенную архитектурную композицию.
Главный фасад здания с парадным вестибюлем выходит на Литейный проспект. Архитектурно-пространственное решение вестибюля в уменьшенном объеме повторяется на всех остальных восьми этажах. На каждом этаже имеется небольшой холл с двумя круглыми столбами, облицованными искусственным мрамором черного цвета, который удачно сочетается с цветом стен, облицованных также искусственным мрамором светло-серого цвета с темными прожилками. Длинные коридоры освещаются с торцов и лестничных клеток. Вдоль коридоров по обеим сторонам расположены кабинеты, отделанные дубом. Мебель и архитектурное решение интерьеров составляют единый ансамбль.
В состав помещений здания входят зал заседаний, столовая, спортивный зал, библиотека и др. Наиболее интересно решен «Актовый» зал заседаний. Расположенный на седьмом этаже, он охватывает по высоте два этажа. Его архитектурное решение просто и торжественно. Пространство прямоугольного в плане зала с балконом перекрыто ребристым железобетонным потолком. Стены облицованы искусственным мрамором розового цвета разной степени интенсивности. Ограждение балкона выполнено из серого мрамора. Ритм отделки зала построен на чередовании вертикальных боковых простенков с оконными проемами, идущими от пола до потолка. Этот прием подчеркивается врезанными в простенки узкими вертикальными полосками из матового стекла, за которыми скрыто освещение. Две горизонтальные полосы встроенного освещения пересекают потолок по всей его длине. На стене, за эстрадой, находится барельефный профиль В. И. Ленина, выполненный в 1932 году из белого цемента, окрашенного в желтоватый тон. Автор барельефа - скульптор Т. Каспинов.

Дома и постройки. История Литейного проспекта Санкт-Петербурга. См. начало ".

На улице Пестеля достаточно оживленное движе-ние. И все же на Литейном вас невольно ошеломляет бесконечно движущийся поток транспорта на проспек-те. Иногда возникает ощущение, что весь транспорт города устремился к Литейному. И действительно, вы поминутно замечаете помимо обычного транспорта мощные автофургоны междугородных и международ-ных перевозок, могучие автотрейлеры, везущие различ-ные землеройные механизмы и полуфантастичзские конструкции.

И этот с утра заведенный ритм не прекращается до позднего вечера. Таков уж характер Литейного, слагавшийся у него с давних пор. Еще в 1847 году на Литейном проспекте появились омнибу-сы, а в 1875-м — родоначальница трамвая конка, свя-завшая его с Технологическим институтом. Да и элект-рический трамвай Литейный проспект получил одним из первых. И сегодня по всему Литейному проложены трамвайные пути, расходящиеся от него в разные сто-роны.

От угла улицы Пестеля по нечетной стороне, начи-ная от дома № 23 до дома 35, идет сплошная, в одну линию панель жилой застройки. Все дома в прошлом доходные с вереницей магазинов, ателье, мастерских. Типичный пример столичного проспекта конца XIX — начала XX века. Каждый из этой группы домов наде-лен своими чертами, своеобразием архитектурного ре-шения. В них проявление и характера заказчика и темперамента архитектора. Большинство из этих зда-ний построено известными петербургскими зодчими.

В 1872 году В. А. Кенель, строитель здания цирка, надстроил, расширил и изменил обработку фасадов дома № 23, выходящего также на улицу Пестеля. Богато декорированный эклектичный фасад позднее был испорчен изменением витрин первого этажа, что серьезно исказило замысел архитектора.

Следующие два дома решены в строгих классиче-ских формах, давших новые импульсы зодчим второй половины XIX века. Перестройку дома № 25 несколько раньше, в 1868 году, также выполнил архитектор В. А. Кенель. А. X. Пелем возведен в середине века следующий жилой дом № 27 — типичный для той поры на Литей-ной стороне.

А соседний с ним (№ 29) построен в 1911—1912 го-дах по проекту одаренного, рано умершего архитекто-ра С. А. Моравицкого. Постройка выделяется лако-ничностью, соразмерностью частей, исключительным благородством тона, полученного удачным сочетанием гранитной облицовки разных оттенков с декоративной каменной штукатуркой. Это одно из лучших зданий на Литейном.

Применение в различных вариациях гранитной об-лицовки с каменной, или, как еще называют, террази- товой штукатуркой, является отличительной чертой модерна. Именно с модерна пошло широкое примене-ние декоративных штукатурок на фасадах домов. По-строенный Моравицким шестиэтажный дом стал об-разцом искусного сочетания камня и штукатурки в архитектуре модерна. После смерти Моравицкого рабо-ты по дому № 29 завершал опытный военный инже-нер И. Л. Балбашевский, автор своеобразного по своей цельности жилого массива на углу Боровой и Расстан- ной улиц. Для дома № 29 характерна и художествен-ная обработка дворовых фасадов.

В связи с обзором архитектурных особенностей Дома офицеров мы уже коснулись так называемого «русского стиля» в архитектуре второй половины XIX века. И вот вторым, весьма своеобразным приме-ром этого стиля на Литейном проспекте является дом № 31, построенный в конце 1870-х годов для Челове-колюбивого общества по проекту видного мастера это-го стиля архитектора Ф. С. Харламова.

Обычно наиболее ярко «русский стиль» проявляется в архитектуре культовых, а также крупных общественных зданий (как, например, в ряде построек общественных комп-лексов и воинских казарм Царского Села). Архитектор Ф. С. Харламов весьма своеобразно и талантливо ис-пользовал «русский стиль» в решении фасада большого доходного дома. Конечно, здесь архитектура несет больше изобразительности, внешней эффектности, не-жели той функциональности, пусть и стилизаторской, которую предлагали творцы стиля в середине века для создания дворцов, музеев, театров, церквей, банков. И тем не менее стилизация архитектурного убранства под богатую пластическую филигрань древнерусского зодчества в этом доме дала яркое запоминающееся ре-шение фасада.

Следующий дом, № 33, с обильной рустовкой,— бывший доходный. Он построен в 1830-х годах, пере-строен архитектором П. И. Балинским в конце XIX ве-ка. Дом интересен тем, что здесь в 1917—1918 годах жил выдающийся русский и советский поэт Сергей Есенин. На фасаде с 1971 года висит мемориальная доска из серого гранита с вырубленным на ней пояс-ным портретом поэта. Впервые Есенин приехал в Пе-тербург в марте 1915 года, в октябре вместе с Н. Клюе-вым и С. Городецким выступал на вечере поэтов объ-единения «Краса» в зале Тенишевского училища на Моховой улице, 33—35. Это был первый публичный успех поэта, впоследствии не раз выступавшего в этом зале вместе с А. Ахматовой, А. Блоком и другими ли-тераторами. А в 1917—1918 годах поэт активно сотрудничал в петроградских альманахах «Красный звон», «Русский современник», «Звезда» и других.

В последние годы общественность Ленинграда ак-тивно выступает за создание музея Сергея Есенина в этом доме. Создан уже клуб Есенина. Толчком к это-му послужил снос бывшей гостиницы «Англетер», где оборвалась жизнь поэта. В те дни много говорили о том, что дом, где человек покончил с жизнью, не ме-сто для почитания. В таком случае дом на Литейном как раз и может стать таким мемориалом. С именем Есенина в городе на Неве связано так много, что есть все возможности для создания живого творческого культурно-просветительного центра. Ведь литературных музеев в Ленинграде мало. И потому, наверное, дом Булатова — уникальный литературный памятник, ка-ких немного во всей России, заслуживает музеефика- ции. И естественно было бы на Литейном и прилегаю-щих улицах создать комплекс литературных музеев с центральными звеньями — музеем Некрасова и пока несуществующим музеем Салтыкова-Щедрина.

А в 1982 году появилась на доме № 33 вторая ме-мориальная доска, посвященная памяти видного совет-ского писателя К. А. Федина. Она была открыта к 90-летию писателя. В этом доме Федин жил с 1919 года до своего отъезда в Москву в 1938 году. Здесь были написаны романы «Города и годы», «Братья», «Похи-щение Европы».

В квартире № 4 этого дома с 1919 года жил выдаю-щийся советский специалист-подводник Александр Николаевич Гарсоев (1882—1934). Во время первой ми-ровой войны Гарсоев командовал русским подводным флотом, став по существу одним из его создателей. Скромность сочеталась в нем с беспримерной храбро-стью. Друзья в шутку называли его Барсоевым, отда-вая тем самым дань смелости и хладнокровию подвод-ника. В 1920-х годах он возглавлял секцию подводно-го флота в научно-техническом комитете Военно-Мор-ских Сил СССР, преподавал в Военно-морской акаде-мии. Его деятельность имела исключительно важное значение в создании первых советских подводных лодок.

Район: Центральный

Адрес: Санкт-Петербург Литейный проспект

Большой дом (Литейный 4) – неофициальное название здания НКВД, ныне там находится управление ФСБ по СПБ и ЛО и Информационный центр ГУВД.

1) Приезжий выходит из Финляндского вокзала и останавливает прохожего:
– Простите, где здесь Госстрах?
Прохожий указывает на противоположный берег Невы, где высится здание «Большого дома»: – Где Госстрах не знаю, а госужас – напротив.

2) Согласно одной из легенд «Большой дом» под землей имеет столько же этажей, сколько над ней. В фольклоре это легендарное обстоятельство превратилось в расхожий символ: - Какой самый высокий дом в Ленинграде? - Большой дом на Литейном. Из его подвалов виден Магадан.

3) Известно, что за все время блокады в дом на Литейном не попала ни одна бомба. Существовала легенда, что на верхнем этаже «Большого дома» якобы содержались пленные немецкие офицеры, и немецкие лётчики, зная об этом живом щите, устроенном чекистами, щадили здание

Наверное, нет такого человека, который бы не мечтал найти свою любовь. Согласно старинной Питерской легенде, есть дворик, помогающий в это деликатном вопросе. Если вы знаете уютные дворики на ул.Правды, в одном из них находится фигура железного дровосека.

Так вот, необходимо в полночь положить железную монетку к сердцу железного дровосека и загадать желание о том, чтобы найти свою любовь. Согласно легенде, после этого ритуала в течение месяца вы встретите свою настоящую любовь.

Исаакиевской деревней называли петербуржцы строительную площадку, многие годы существовавшую вокруг Исаакиевского собора.

Вид Исаакиевского собора в лесах. Литография, 1845 г.

Первый камень в фундамент ренальдиевского собора был заложен в 1762 году, а освящение монферрановского состоялось в 1858. Три поколения петербуржцев были свидетелями небывалой стройки. Многие из них ушли из жизни, так и не подозревая, что первый собор не достроят в мраморе, а второй вообще разберут до основания и на его месте начнут сорокалетнюю эпопею по возведению третьего.

Кирпичная кладка, появившаяся во времена Павла I не соответствовала парадной застройке Центральной части Петербурга. В 1809 году Александр I объявляет конкурс на проектирование нового Исаакиевского кафедрального собора, торжественная закладка которого состоялась 26 июня 1818 года. Проект создал молодой французский архитектор Огюст Монферран, за два года до этого приехавший в Россию.

В 1820 году он опубликовывает альбом чертежей собора , в котором допускает ряд грубых ошибок и просчетов. Это вызывает резкую критику ведущих петербургских архитекторов. Создается специальный комитет по рассмотрению претензий к «императорскому архитектору». Комитет признает проект Монферрана неудачным и по распоряжению Александра I в полном составе принимает участие в его исправлении. Строительство приостанавливается и возобновляется только спустя пять лет.

Учитывая особенности петербургской почвы, в основание собора забивают 10 762 сваи. Только через три года началась изумившая и восхитившая современников установка колонн, каждая из которых весом в 114 тонн и высотой 17 метров поднималась и занимала свое место при помощи специальных кабестантов (рычагов) всего за 45 минут.

Давольно оригинальной особенностью строительства стала установка колонных портиков при полном отсутствии стен собора. Затем возвели стены, увенчанные купольным барабаном из 24 колонн, поддерживающих сам купол. Только процесс золочения купола, колоколен и крестов продолжался целых восемь лет.

Один из самых известных мостов Петербурга – Аничков на Невском проспекте. Его четыре скульптурные композиции “Человек, укрощающий коня” поставили это чудо инженерного искусства в один ряд с шедеврами мирового уровня.

Если верить старинному преданию, ваятель коней , барон Петр Карлович Клодт, пользовался особым расположением царя Николая I, слывшего большим любителем верховой езды.

Однажды во время конной прогулки, на которую был приглашен и барон, лошадь скульптора понесла, и тому с трудом удалось справиться с ней.

В пылу обуздания скакуна Петр Карлович обогнал императора, что было строжайше запрещено придворным этикетом.

Все замерли, ожидая государева гнева, но тот лишь рассмеялся и бросил Клодту с иронией: “Что ж, братец, ты лепишь коней куда лучше, чем ездишь на них”.

По другой версии, следующего по Невскому во главе кавалькады Николая I обогнал злополучный барон.

К счастью для последнего, процессия оказалась в этот самый момент на Аничковом мосту, и император лишь тихо произнес: “За этих – прощаю!” И Клодта помиловали.

Объезжая наиболее пострадавшие от наводнения прибрежные места на Петергофской дороге, Александр I посетил одно селение, которое было совершенно уничтожено стихией. Разорённые крестьяне собрались вокруг императора и горько плакали.

Вызвав из их среды старичка , “Всё, батюшка царь, всё погибло! Вот у афтова домишко весь унесло и с рухлядью, и с животом, у афтова двух коней, четырёх коров затопило, у афтова…” и т. д.

“Хорошо, – сказал император, – это всё у Афтова, а у других что погибло?” Тогда объяснили Александру, что старик употреблял “афтово” вместо “этого”.

Посмеясь над своей ошибкой, государь приказал выстроить на высокой насыпи деревню и назвать её Автово. В давние, допетербургские времена, как свидетельствуют топографические планы XVII века, в ряду других, более или менее мелких поселений, ютившихся невдалеке от залива, стояла небогатая финская деревушка Аутово. Как полагают исследователи, название это восходит к финскому слову “ауто”, что означает “пустошь”. Жизнь поселян из поколения в поколение сводилась к добыче пропитания в открытом море и к спасению нехитрого скарба, когда море обрушивалось на сушу.

Тогда предусмотрительно собранные дома превращались в плоты , умело управляемые терпеливыми поморами. Едва стихия сменяла гнев на милость, как Аутово вновь дымило кострами, мычало коровами и звенело ребячьим смехом.

Возможно, и не догадывались жители Аутова, что в нескольких верстах от их хижин перемещаются государственные границы, меняется гражданская принадлежность обывателей, возводится новая столица, определяется и их судьба.

В 1704 году вдоль взморья, сквозь глухие леса и цепкие кустарники пробивается благоустроенная дорога к строящимся Кронштадту и Петергофу.

Земли вдоль дороги щедро раздавались приближённым для освоения, благоустройства, строительства загородных особняков, путевых и увеселительных дворцов, разбивки садов и огородов.

Население придорожных деревень увеличивается и становится многонациональным, что вообще свойственно молодому Петербургу.

Постепенно финское Аутово русифицируется в Автово. Границы его раздвигаются и становятся расплывчатыми.

К началу 20 века Автово вмепсте с другими подобыными поселениями становится предместьями северной столицы.

В 1801 годуна Петергофское шоссе из Крондштадта переводят Санкт-Петербургский казённый чугунный завод, который в 1868 году приобретает чиновник Морского министерства инженер Н.И.Путилов.

Очень скоро Путиловский завод становится одним из крупнейших предприятий России.

Предприимчивый владелец завода пристраивает к нему судостроительную верфь(ныне Северную), строит Морской порт с судоходным Морским Каналом и железной дорогой.

Будничная жизнь путиловских предприятий становится жизнью Автова.А территория бывшей деревни стала территорией огромного юго-западного района.

Многие, вероятно, видели фигуры грифонов на Банковском мосту , который находится на канале Грибоедова, однако не все знакомы с их историей.

В 1936г мост был декорирован четырьмя скульптурами этих фантастических существ с позолоченными крыльями и фонарями над их головами. Изготовлены они были из чугуна выдающимся скульптором П. П. Соколовым.

Они не только украшают Банковский мост, но и выгодно скрывают закрепляющие цепи. В народе поверье, что если поцеловать златокрылого полу-льва полу-орла или оставить монетку на одной из его лап, то этот нехитрый прием поможет Вам решить Ваши финансовые проблемы.

Одна из самых ужасающих легенд Смоленского кладбища (которую, кстати, многие ученые рассматривают не как легенду, а как исторический факт) – легенда о сорока заживо погребенных священниках.

Вскоре после революции священников со всего города арестовали, привезли на Смоленское кладбище, выстроили на краю заранее вырытой огромной могилы и предложили либо отречься от веры, либо ложиться в землю заживо. Все священники предпочли мученическую смерть. Говорили, что еще в течение трех дней из могилы доносились стоны, а земля на этом месте шевелилась. Затем на могилу упал Божественный луч, и все затихло.

Сейчас на Смоленку лучше идти ночью и в будние дни, Идти от входа в глубь кладбища, а потом резко на лево, там кладбище будет по спокойнее, может быть вы встретите даже пару готов… Но если же вы хотите максимум приключений, то главного входа поверните направо….

Лидер рок-группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина влюбилась в Питер с первого взгляда. Она не побоялась оставить родителей, университет и переехать из родного Магадана в совершенно незнакомый город. Но, чтобы Питер принял ее, пришлось пройти инициацию – посвящение. Питерские друзья сказали Диане, что для этого нужно забраться на самую главную крышу города – крышу дома № 4 по Гороховой улице.

Диана Арбенина, музыкант: «Ты идешь тайком по лестнице, очень тихо пробираешься на последний этаж, а потом выходишь на маленький пятачок, откуда видно весь город. Там очень высоко – ты вровень Исаакиевскому собору. Эта крыша настолько проникновенное место, она даже стала местом паломничества наших фанатов. Потому что именно здесь, я считаю, началась группа «Ночные снайперы»».

Теперь певица уверена, что крыши – это самые мистические места в Санкт-Петербурге, здесь сбываются все желания. Сразу после этого восхождения на питерскую крышу Диана познакомилась со Светланой Сургановой. Так родилась группа «Ночные снайперы». Никому не известные девушки всего за два года покорили не только Питер, но и всю страну. Считается что эта крыша никогда не пустит на себя злых людей.

Многие полагают, что город Санкт-Петербург назван в честь своего великого основателя Петра I , однако это не так.

Это даже не совсем легенда, а скорее обычное заблуждение, которое основано на незнании фактов и совпадении имен.
Петр Алексеевич Романов родился 29 июня 1672 года в Петров день. Еще задолго до основания города Петр I мечтал назвать крепость в честь своего небесного покровителя. Причем, крепость эта должна была стать ключевой, стоящей у морских ворот Росси, так как св. Петру по христианским преданиям отводилась роль привратника и ключаря небесного.

Мечта Петра осуществилась, Санкт-Петербургская крепость выросла не невских берегах и дала имя городу. В XX веке Санкт-Петербург трижды менял имя (Петербург – Петроград – Ленинград) и крепость тоже его сменила, ее начали называть Петропавловской.

Во время осмотра острова Ени-саари Петр, вдруг остановившись , вырезал два пласта дерна,-положил их крестообразно и сказал: «Здесь быть городу».

Затем начал копать ров, в который поставили высеченный из камня ящик. Ящик прикрыли каменной плитой с надписью: «От воплощения Иисуса Христа 1703 года мая 16, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским». В это время в воздухе появился орел и стал парить над царем.

На месте закладки города Петр установил подобие ворот с перекладиной. Неизвестно откуда взявшийся орел опустился на перекладину. Петр взял его, посадил на руку и вошел в ещё не существующий город.

Военная весна 1703 года принесла, наконец, России долгожданную викторию. После ряда жестоких поражений, отброшенный на восток, почти прижатый к материку, отчаянно за него цепляясь, увязая в болотах и теряясь в практически на одном энтузиазме да на фанатичной преданности горстки единомышленников Петр овладевает шведской крепостью Ниеншанц.

Однако Петр отказывается закрепиться в Ниеншанце. так как считает, что «мал, далек от моря, и место не гораздо крепко от натуры». Выбор пал на удобно расположенный Заячий остров (по-фински Ени-саари). Даже не укрепленный, остров представлял собой естественную преграду в устье Невы. На нем и была заложена крепость. Под её защитой на соседнем Березовом острове возник город.

В угловых помещениях первого этажа размещался торговый дом «В. И. Черепенников с сыновьями». Он стал «прародителем» находящегося в настоящее время здесь гастронома «Литейный». Литейный проспект, 12.

Доходный дом купца Черепенникова был построен в 1902 году в стиле эклектика. Архитекторы Гилев и Дмитриев сделали здание на углу Литейного и Фурштатской на петербургский манер - угол здания отмечен скошенным углом и эркером.

Участок дома №12 по Литейному проспекту на углу с Фурштатской улицей впервые был застроен в 1790 -х годах. В конце XVIII века здесь находилось двухэтажное каменное здание, лицевым фасадом выходящее на Литейный проспект.

Участком владели различные люди. Среди них числился барон Борис Александрович Фредерикс. При нем в правой части участка со стороны Фурштатской улицы был разбит сад. Фредериксу же принадлежал соседний дом №4.

В 1876 году оба участка были приобретены купцом Василием Ивановичем Черепенниковым. Василий Иванович является основателем купеческого рода. Он и его потомки занимались торговлей колониальными товарами (чай, кофе, сахар, фрукты, вино). В 1883 году Черепенников решил строить здесь новый большой доходный дом.

Архитектором Н. В. Дмитриевым был разработан проект здания, который осуществлен так и не был. Новый проект появился в 1901 году, его автором стал Петр Иванович Гилев. Именно по проекту Гилева здесь было построено новое пятиэтажное здание. В угловых помещениях первого этажа разместился торговый дом «В. И. Черепенников с сыновьями». Он стал «прародителем» находящегося в настоящее время здесь гастронома «Литейный».

В 1980 годах в бывшей квартире Черепенниковых разместилась бухгалтерия гастронома. Здесь же была открыта столовая для его служащих.

7 ноября 1932 года в Ленинграде на литейном проспекте 4, открыто здание полномочного представительства Огпу в ленинградском военном округе. В народе его окрестили большим домом. Сегодня в нем размещается петербургское управление фсб.


В 1931-1932 годах на месте сожжённого в 1917 г. здания окружного суда (здание старого арсенала - в. и. Баженова) на литейном проспекте (проспекте Володарского) номер 4 в квартале между улицами шпалерной (ул. воинова) и захарьевской (ул. каляева), по инициативе с. М. Кирова было выстроено административное здание, предназначенное для Огпу - Нквд. Заложенное в 1931 году, оно было открыто 7 ноября 1932 года (проект архитекторов а. и. гегелло, а. а. Оля, Н. а. Троцкого с участием Н. Е. лансере, Ю. в. щуко, а. Н. душкина и др. В комплекс зданий, принадлежавших Огпу - Нквд, входят также "Дом Пропусков" на литейном проспекте 6, построенный и. Ф. Безпаловым в 1930-е гг. на месте сергиевской всей артиллерии церкви, и старое здание царской тюрьмы - дом предварительного заключения (ДПЗ) - знаменитая "шпалерка", расположенной на участке номер 25 по шпалерной улице. Её аббревиатура известна расшифровкой "Домой Пойти Забудь" и "шпалерными тройками" - внесудебными органами из трёх человек, назначенными от Нквд, ВКП (б) и прокуратуры.
Отделка и качество работ интерьеров и фасадов отличают этот памятник советской архитектуры от других зданий Ленинграда 1930-х годов. Решенный в монументальных формах конструктивизма и выходящий сразу на три городские магистрали, он занял ведущее положение в окружающей архитектурной среде и давно стал доминантой литейного проспекта.
Объемное и плановое решение здания является примером поисков нового пути развития архитектуры в начале 1930-х годов. Один из авторов проекта, архитектор Н. а. Троцкий, считал, что это здание - "Один из Первых Памятников Нового Направления, Основанного на Классических Формах".
Внешняя архитектура здания проста и монументальна. Оно имеет симметричную объемно - пространственную структуру и лаконичный силуэт. Главный мотив центрального фасада состоит из чередующихся высоких пилонов и окон. Их подчеркнуто вертикальный ритм сочетается с горизонтальным несколько утяжеленным первым этажом, облицованным красным гранитом. Выразительны вертикальные объемы, угловые башни, контрастирующие своей остекленной поверхностью с центральной и боковыми частями. В то же время они спаяны в единую уравновешенную архитектурную композицию.
Главный фасад здания с парадным вестибюлем выходит на литейный проспект. Архитектурно-пространственное решение вестибюля в уменьшенном объеме повторяется на всех остальных восьми этажах. На каждом этаже имеется небольшой холл с двумя круглыми столбами, облицованными искусственным мрамором черного цвета, который удачно сочетается с цветом стен, облицованных также искусственным мрамором светло-серого цвета с темными прожилками. Длинные коридоры с торцов и лестничных клеток освещаются. Вдоль коридоров по обеим сторонам расположены кабинеты, отделанные дубом. Мебель и архитектурное решение интерьеров составляют единый ансамбль.
В состав помещений здания входят зал заседаний, столовая, спортивный зал, библиотека и др. Наиболее интересно решен "Актовый" зал заседаний. Расположенный на седьмом этаже, он охватывает по высоте два этажа. Его архитектурное решение просто и торжественно. Пространство прямоугольного в плане зала с балконом перекрыто ребристым железобетонным потолком. Стены искусственным мрамором розового цвета разной степени интенсивности облицованы. Ограждение балкона выполнено из серого мрамора. Ритм отделки зала построен на чередовании вертикальных боковых простенков с оконными проемами, идущими от пола до потолка. Этот прием подчеркивается врезанными в простенки узкими вертикальными полосками из матового стекла, за которыми скрыто освещение. Две горизонтальные полосы встроенного освещения пересекают потолок по всей его длине. На стене, за эстрадой, находится барельефный профиль в. и. Ленина, выполненный в 1932 году из белого цемента, окрашенного в желтоватый тон. Автор барельефа - скульптор т. кспинов.
С 2001 года большой дом включён в перечень объектов исторического и культурного наследия общероссийского значения в Петербурге.
Согласно одной из легенд, "Большой дом" под землей имеет столько же этажей, сколько над ней. В фольклоре это легендарное обстоятельство превратилось в расхожий символ: - какой самый высокий дом в Ленинграде? - большой дом на литейном. Из его подвалов виден Магадан.
Известно, что за все время блокады в дом на литейном не попала ни одна бомба. По утверждению Н. а. синдаловского, существовала легенда, что на верхнем этаже "Большого Дома" якобы содержались пленные немецкие офицеры, и немецкие лётчики, зная об этом живом щите, устроенном чекистами, щадили здание. От_подписчика интересное_вч.


Похожие статьи