Дисциплина на уроке: нарушения и приёмы удержания. Как укротить строптивых

29.09.2019

Основной целью посещения детьми школы является обучение, то есть процесс получения новых знаний. Для этого в учебных заведениях всего мира используется классно-урочная система, дающая возможность чередовать умственные нагрузки (урок) с отдыхом (переменами). И именно от того, как пройдет урок, зависит уровень осмысления нового материала и дальнейшее обучение.

Поэтому, для того, чтобы обеспечить высокую эффективность урока, были составлены основные правила поведения учащихся на уроке, являющиеся частью общей культуры поведения в школе, с которыми и познакомимся в этой статье.

Формулировка таких правил в каждой школе может быть разная, но цель всегда остается одна: объяснить учащимся как надо вести себя на уроке.

Правила поведения ученика на уроке

1. Не отвлекайся!

На уроке, особенно когда идет объяснение нового материала, надо вести себя тихо и спокойно: не разговаривать и не отвлекаться на посторонние вещи. Если вам что-то не понятно или просто не расслышали, подняв руку, обратитесь к учителю.

2. Уважайте учителя и других учеников!

Желая ответить или выйти, обязательно поднимайте руку. Обращаясь к кому-то, используйте вежливые слова. Не перебивайте отвечающего и не выкрикивайте.

3. Соблюдайте правила техники безопасности.

По каждой дисциплине они свои, но основным для всех является быть внимательными при работе с опасными предметами, возле окон и дверей.

4. Порядок на столе.

Не допускайте беспорядка и наличия предметов, ненужных для данного урока (учебников, книг, игрушек и др.), которые будут вас отвлекать от процесса обучения.

5. Не опаздывайте!

Опоздание на урок, даже по уважительной причине, отвлечет и учителя и учащихся. Но если так все-таки произошло: постучите, извинитесь и как можно быстрее и тише сядьте на своё место.

6. Выключайте телефон.

7. Не ешьте.

Во-первых - это некрасиво, а во-вторых - процесс пищеварения не совместим с мыслительной деятельностью, поэтому были придуманы большие перемены, на которых дети имеют возможность спокойно перекусить.

8. Берегите имущество школы.

Не качайтесь на стуле, не рисуйте на партах и в учебниках.

9. Следите за осанкой.

Главной болезнью учеников называют , который развивается при неправильной посадке, поэтому в классах висят памятки и учителя постоянно напоминают, как надо сидеть.

10. Не подсказывайте и не выкрикивайте!

Подсказывая кому-то, вы только мешаете отвечающему, не даете ему собраться, подумать и дать ответ. Если ученик не выучил материал, никакие подсказки ему не помогут.

Помните, плохое поведение на уроке приводит к неусвоению материала всем классом.

Как наладить дисциплину в классе

Трудности во время уроков возникают не только у начинающих преподавателей, но и у опытных учителей. Однако молодому педагогу сложнее справиться с детьми, найти нужный подход и правильно избрать методику установления в классе порядка. Необходимо знать разные способы налаживания контакта с учениками, уметь поддерживать здоровую обстановку на занятиях, держать детей на необходимой дистанции и создавать нужную иерархию отношений. Педагог должен быть для своих учеников авторитетом, пользоваться их уважением и доверием. Молодые учителя вынуждены делать многое опытным путём, именно поэтому иногда они успевают быстро разочароваться в профессии, либо тратят слишком много времени и усилий, чтобы наладить дисциплину в классе. При этом установить правильные отношения с учениками очень важно, поскольку только так можно проводить обучение достаточно эффективно, все силы направляя непосредственно на образовательный процесс, не отвлекаясь на вопросы, связанные с порядком, тишиной, дисциплиной.

Дисциплина в классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить, когда педагог молод, а преподаёт он в средних классах. Ученики, находясь в переходном возрасте, достаточно непросто поддаются общим методикам воспитания, стремятся к самовыражению, быстро теряют интерес к занятиям и склонны высказывать своё мнение, демонстрировать личную позицию. Для учителя в таких случаях на первый план выходит сразу несколько важнейших задач:

    вызвать искренний интерес к предмету;

    грамотно создать свой образ педагога, который должен вызывать уважение;

    ни в коем случае не показывать свои слабые стороны: неуверенность, страх перед аудиторией, отсутствие готовых решений возникающих проблем и их поиск «на месте»;

    вести урок последовательно и логично, не терять его нить и не останавливаться, не прерываться, не сбивать темп, чётко следить за временем;

    контролировать поведение каждого ученика и всего класса в целом;

    установить контакт с каждым ребёнком, не оказывая излишнего давления;

    выработать собственную линию поведения, придерживаться её в любых ситуациях, даже критических.

Если педагогу удастся решить основные задачи, наладить дисциплину в классе не составит труда. Существует целый ряд нюансов, которые необходимо знать начинающему учителю. Несложные рекомендации помогут найти к детям подход, правильно организовать процесс обучения, верно выстроить отношения с ребятами.

    В первую очередь вам понадобится ответственно подойти к организации уроков. Каждый ваш урок должен быть детально продуман. Если вы сами не сумеете грамотно проводить уроки, распределять время, правильно чередовать разные занятия, увлекать детей и заставлять их постоянно думать, отвечать, рассуждать, работать, ученики почувствуют вашу неуверенность, поймут, что у вас не хватает личной дисциплины. В итоге установить порядок в классе будет гораздо сложнее.

    Каждый урок должен иметь чёткую структуру. Делите его на этапы, отграничивайте их друг от друга. Обязательно пишите конспекты уроков и постоянно ориентируйтесь на время. Отмечайте в ваших записях, сколько минут отводится на ту или иную работу в классе. Оставляйте всегда небольшой запас времени, но и планируйте заранее, чем вы займёте ребят, если все задания будут выполнены раньше срока.

    Выделяйте организационный момент, объясняйте ученикам в начале урока его задачи и цели. Постарайтесь своим вступительным словом настроить детей на ответственное отношение к занятиям. Обозначайте стимулы: роль темы или предстоящей работы в общем учебном процессе, значение для дальнейших занятий, проверочных работ, итоговых контрольных.

    Охватывайте на уроке всех учеников. Не допускайте «перекосов», когда основное внимание уделяется слабым ученикам, которых необходимо опросить, или, наоборот, отличникам, отвечающим на все вопросы.

    Избегайте ситуаций, в которых вы не сможете сориентироваться и точно направить ход урока. Незаметно смотрите на часы и не выходите за установленные вами рамки, постоянно руководите действиями учеников, избегайте пауз. Рассчитывайте время объективно, чтобы всё успевать. Не продолжайте урок после звонка – нужно укладываться в заданный период.

    Используйте различные средства и методы обучения на уроках, старайтесь делать их увлекательными, захватывающими. Если ваш урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо легче. Есть много способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия:

    • используйте иллюстрации, музыкальные фрагменты, проводите интегрированные уроки;

      создавайте специально для уроков презентации;

      выведите учеников на экскурсию, связанную с темой урока;

      проводите уроки в нестандартном формате: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие;

      используйте таблицы, карточки, проводите мини-соревнования между учениками.

    Работайте над собой. Обязательно следите за своим психологическим состоянием, тщательно его контролируйте, не позволяйте эмоциям брать верх. Заранее продумайте ваш образ педагога и неуклонно ему следуйте. Даже когда вы впервые входите в класс, вас ждут совершенно незнакомые ученики, вы чувствуете страх и неуверенность, демонстрируйте всем своим видом: вы полностью контролируете ситуацию и нисколько не боитесь, не стесняетесь. Если уверенности нет – сыграйте её. Ваш настрой обязательно почувствуют ученики. Будьте внешне абсолютно спокойны. Постепенно вы ощутите, что действительно берёте ситуацию в свои руки. Главное – убедите в своих возможностях себя и учеников.

    Настраивайтесь на занятия позитивно. Очень важно, чтобы вы действительно любили свою работу и детей. Временные сложности бывают у всех, но преодолеть их быстро и результативно поможет ваш правильный внутренний настрой. Не позволяйте себе раздражаться, расстраиваться на уроках, не паникуйте.

    Уважайте в учениках личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость, не допускается использование уничижительных характеристик, пренебрежение в тоне, оценках, комментариях. Почувствовав негативный посыл, ученики моментально ответят тем же. Очень важно, чтобы ребята начали уважать молодого педагога. Сдержанный, деликатный, корректный, настойчивый, но полностью уравновешенный учитель обязательно вызовет положительное отношение. Ребята, как и все люди, всегда оценят уважение к себе

    Когда ученики начали вам мешать вести урок, не теряйте контроль над собой. Ведите себя спокойно, не нервничайте. Пытаться продолжать говорить, перекрывая шум, чтобы наладить дисциплину в классе, не стоит. Лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу, успокоиться, а затем, если ученики не замечают вашего молчания, привлечь их внимания. Хорошо помогает в таких случаях лёгкий, но непривычный звук. Вы можете постучать по столу ручкой, указкой, обратиться к ученикам с какой-то побудительной фразой. Важно всем своим видом продемонстрировать уверенность и твёрдость. Это всегда хорошо действует. Также вы можете встать, подойти к доске, двери. Ваши действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей. Ещё один хороший вариант – определить самых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти к ним. Таким образом вы моментально отделите их от остальных детей: другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий и ожидая ваших дальнейших шагов. После этого достаточно строго напомнить ученикам о том, что идёт урок и есть ещё незаконченная работа, которую вам предстоит вместе с ними провести. Обратите внимание, что вам нужно не отделиться от детей, а объединить себя с ними – вы вместе трудитесь на уроках. Поэтому следите за вашими выражениями и формулируйте их тщательно, продуманно. Ученики обязательно обратят внимание на ваши слова, уловят все нюансы и оценят ваше отношение.

Помните, что даже опытные педагоги не всегда способны разрешить конфликт, справиться с конкретными учениками, успешно наладить дисциплину в классе. Иногда обстоятельства настолько серьёзны, что без вмешательства психолога, социального педагога, администрации школы и родителей не обойтись. Не торопитесь с выводами, снимая ответственность с себя, но и не снижайте объективность, анализируя положение в классе. В некоторых случаях помогают только экстренные и жёсткие меры. Если вы чувствуете, что столкнулись именно с такой ситуацией, посоветуйтесь с другими учителями, школьным социальным педагогом.

Методический семинар

для преподавателей

"Дисциплина на уроке"

С той же силой, с какой верим мы сегодня в строгую дисциплину, отметки, принуждения мы должны поверить, что ребенка можно учить по-другому, без принуждения.

С. Соловейчик

1. Введение.

С поступлением школьника в училище изменяется характер его жизни. Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины, усидчивости. Работа, начатая в школе по формированию дисциплинированности учащихся, находит свое дальнейшее продолжение в училище.

Процесс воспитания обучающихся в этом возрасте (особенно обучающихся 1 и 2 курсов) является наиболее сложным, так как этот возраст характеризуется интенсивными изменениями в анатомо-физиологическом, психическом и умственном развитии обучающегося, которые влекут за собой изменения в его поведении. У обучающихся отмечается быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости поведения.

Обучающий, особенно подросткового возраста, нередко не может осознанно управлять своими поступками и эмоциональным настроением, становится весьма чувствительным к интонациям и характеру предъявляемых к нему требований. Учебный процесс обладает большими возможностями для формирования у обучающихся понимания сущности дисциплины, роли дисциплинированности человека в достижении поставленных перед ним целей.

Каждый преподаватель из своего опыта знает, как трудно работать в группе, которая не слушает, не слышит педагога. Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение порядкам. Дисциплина - это подчинение. Обучающийся обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы группа и каждый обучающийся в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности группы и обучающегося.

Дисциплина - это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.

Дисциплинированная группа не та, где все сидят боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а та, которая работает на уроке. Все работают. Все заняты делом - слушают объяснения преподавателя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, проводят опыты. Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно. Дисциплина группы измеряется продуктивностью ее работы и больше ничем. (С. Соловейчик Воспитание школы, Москва "Первое сентября", 20002 г.)

Дисциплина обучающихся на уроке - это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Подлинная дисциплина обучающихся характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

2. МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОБЛЕМ НА УРОКЕ.

1. Занятость каждого обучающегося делом . Преподаватель понимает, что "владеть ситуацией" на уроке - значит вовлечь как можно больше обучающихся в работу и избегать концентрации внимания только на нескольких обучающихся. На уроке все имеют задания. Если кто-то решает пример на доске, остальные решают его в тетрадях. Преподаватель просит каждого написать ответ на вопрос, затем один обучающийся отвечает вслух, в то время как другие его проверяют. Если кто-то быстро выполняет задание, преподаватель держит наготове интересную дополнительную работу. В процессе занятия преподаватель должен умело распределять свое внимание, быть в курсе всего, что происходит в аудитории, уметь сосредотачиваться, следить за успехами каждого обучающегося. Необходимо предотвращать переход мелких неполадок в серьезные конфликты (памятка № 1).

2. Контроль темпа урока. Преподаватель должен понимать, что ритм жизни его и обучающегося различается. Помня об этом, педагог по возможности регулирует ритм жизни данной группы и ведет урок так, чтобы группа двигалась вперед с наименьшими остановками в нужном и гибком темпе. В так называемых "сильных" группах обучающихся особенно энергичны и шумливы. Работая с ними, педагог избегает ненужных и бесполезных остановок, иначе обучающиеся теряют интерес к занятию и начинают сами развлекать себя. Хотя темп жизни у молодежи выше, чем у взрослых, но со временем люди приспосабливаются друг к другу. Обращаясь ко всей группе, преподаватель останавливается, делает паузу, изменяет тон. Скоро обучающиеся по тембру голоса знают: разговаривает ли преподаватель с отдельным обучающимся или обращается ко всем сразу. Педагог не затягивает время при переходе к другому заданию, урок проходит "на одном дыхании" не дающем ни на секунду отвлечься от работы.

Многие преподаватели добиваются от обучающихся порой лишь ложного внимания, но еще великий В.С. Станиславский отмечал, что "внимание заключается не в том, чтобы пялить глаза на объект". Обучающиеся должны не просто смотреть на преподавателя и слушать его, а быть деятельными по отношению к изучаемому материалу, на уроке должна царить рабочая обстановка, способствующая эффективной деятельности.

3. Установка необходимых правил и процедур. Установление основных правил и процедур, - безусловно, важнейшая часть работы. Иначе преподавателю придется терять много времени, отвечая на вопросы: "Как исправить двойку?", "Кому и когда сдавать работу?", "У меня не пишет ручка", "Как дальше решать пример?" и т.д. Педагог должен понимать, что обучающиеся в ситуации неопределенности теряются и, пытаются избавиться от чувства неадекватности ситуации, начинают самоутверждаться, что интерпретируется как нарушение дисциплины. Нежелательно тратить время на выяснение причин опоздания отдельных обучающихся на урок, других нарушений дисциплины, об этом можно вести разговор после звонка. Первоначально неправильно созданные установки в дальнейшем очень трудно поддаются изменению. С целью поддержания дисциплины преподаватель должен проявлять определенную требовательность, сочетающуюся с уважением к личности каждого обучающегося. Создание и закрепление педагогом правил и норм позволит обучающимся помнить, что от них ожидают, без лишних указаний со стороны преподавателя. Необходимо добиваться, чтобы коллектив группы был нетерпим к нарушениям дисциплины, поскольку дисциплина на уроке - это основа для устойчивого внимания (памятка № 2).

4. Мотивирование учебы и организация группы. Преподаватель старается создать позитивное отношение к учению, повысить самоуважение обучающихся в их познавательной деятельности, стимулировать любознательность. Педагог постоянно должен думать о близости содержания занятия и интересов обучающихся, учить обучающихся сотрудничать, поддерживать хорошее поведение и опираться на сильные стороны каждого. Он не боится юмора, шуток, не говорит много и долго, отрабатывая четкую реакцию (на уровне рефлекса) на голос преподавателя, - если он говорит, это важная информация, надо слушать (памятка №3).

5. Тщательно разработанная программа обучения с ясными критериями достижения результатов. Преподаватель имеет полный план работы над предметом, программу и способы оценки знаний на каждом этапе обучения. Он стремится осведомить обо всем обучающихся. Педагог объясняет обучающимся все "правила игры", план действий на семестр, желаемый результат деятельности, сообщает о способах оценивания знаний, вариантах действий для достижения цели. Каждый обучающийся может видеть перспективу, фиксировать свой постепенный рост и продвижение от одного этапа к другому, что дает чувство удовлетворенности, развивает самоуважение и ощущение собственной компетентности.

6. Создание условий для повышения качества знаний. Преподавателю необходимо выбрать такие методы обучения, чтобы обучающийся мог достичь успеха, создать возможность повторного изучения материала. Для слабых обучающихся использовать конкретный материал, изучать каждый аспект отдельно, готовить специальные задания для отстающих. Практиковать работу в группах и парах смешенного состава, устраивать консультации (памятка № 4).

3. КОРРЕКЦИЯ УСТАНОВОК И ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ .

1. Измените свое восприятие обучающихся или группы. Найдите что-то хорошее и в "трудных" обучающихся. Один из способов облегчить задачу - начать воспринимать их слабости как сильные стороны. Избегайте несправедливых и импульсивных решений, не имейте любимчиков и отщипенцев, поощряйте заслуженной похвалой и реально значимыми для обучающихся стимулами.

2. По возможности действуйте уверенно. С "трудными" обучающимися особенно важен уверенный стиль общения. Даже когда вы не чувствуете уверенности в себе, делайте вид, что держите под контролем конфликтную ситуацию. Делая это постоянно, вы можете в какой-то момент действительно почувствовать уверенность.

Вашу неуверенность может выдать агрессивность, направленность на самоутверждение, что появляется в попытках использовать личную власть, а не правила. Это может быть замечено обучающимися и спровоцирует ответную агрессию. Говорите громким внятным внушительным голосом, короткими фразами, понятными обучающимся словами. Если обучающийся начинают высмеивать педагога это часто их защита в ситуации, когда они банально не понимают, не слышат. Реакция вполне законная, вы мямлите, а они будут в итоге виноваты, если сделают не то, что вы требовали.

3. Помните, что все обучающиеся имеют право на то, чтобы с ними обращались достойно и уважительно. Подростки нуждаются несколько в любви преподавателя, сколько в заботе и помощи. Педагог должен показывать обучающимся, что ему небезразлично то, что с ними случается. Забота - это действие, которое в отличие от чувств можно контролировать, даже если педагог переживает в это время совсем иные чувства. Преподаватель должен откликаться на просьбы о помощи, сам подходить и помогать в трудных решениях, предлагать варианты выхода из трудного положения, если он действительно хочет, чтобы "трудные" обучающиеся почувствовали себя достойными и начали уважать себя.

4. Акцентируйте внимание на поступках и поведении, а не на личности обучающихся. Обсуждая поступок обучающегося, говорите только о том, что случилось, не обобщайте, не приклеивайте ярлыки: "Ты как всегда:". Контролируйте свои негативные эмоции, лишите желаемой реакции "проблемного" обучающегося. Например, гнев - это то, чего добивается обучающийся, жаждущий власти. Мстительному обучающемуся нужны ваш страх или беспомощность. Готовьте почву для дальнейшего успешного взаимодействия. Думайте о деле, а не о самозащите.

5. Не добивайтесь напряжения ситуации. Не используйте позы превосходства, уничижительные жесты, оскорбительные выражения, сарказм. Не сравнивайте обучающихся друг с другом, не втягивайте в конфликт других ребят. Не давите, не командуйте, не настаивайте жестоко на своей правоте, не прибегайте к необоснованным изобличениям. Не обсуждайте ситуацию в состоянии возбуждения, дайте "остыть" и себе, и обучающемуся.

6. Позволяйте обучающемуся "сохранять свое лицо". Если обучающийся выполняет ваше распоряжение, но при этом "тянет" несколько секунд, прежде чем согласиться, делает какой-то жест свидетельствующий о неуважении, говорит "не буду, не хочу", чтобы оставить за собой последнее слово, делайте вид, что не заметили этого. Не делайте "из мухи слона", создавая "козла отпущения", не самоутверждайтесь за счет обучающегося.

7. Демонстрируйте неагрессивное поведение. Не позволяйте себе вспышек агрессии, таких как крик, обвинения, унижения, ругань. Показывайте выход из сложной ситуации без агрессии.

8. Умейте организовать себя и свой труд. Хорошая дисциплина обучающихся на уроке бывает тогда, когда педагог обладает способностью организовать целенаправленную деятельность обучающихся, увлечь их не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого обучающегося в работу. Многое зависит от умения преподавателя организовать себя и свой труд, направленный на руководство познавательной деятельностью обучающихся. К.Д. Ушинский писал: "Если ввели: порядок и стройность в занятиях: не оставляя ни на одну минуту одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас, - то классная дисциплина в наших руках."

Основными недостатками организации урока являются :

Слабая занятость всех обучающихся учебно-познавательной деятельностью в целом на уроке и отдельных этапах. Это проявляется в том, что деятельность обучающихся конкретно не определена: не поставлены задачи, не указано, чем, как и почему должны заниматься обучающиеся. Поэтому работа идет в основном с опорой на возможности сильных обучающихся.

Нерациональная занятость обучающихся на уроке. Недостатки такой организации состоят в том, что, хотя все обучающиеся на уроке участвуют в учебной работе, учебные задания по своей сложности не учитывают реальные возможности обучающихся. В результате организация учебного процесса на уроке закладывает предпосылки к низкой учебной продуктивности обучающихся и создает у них неудовлетворенность трудом, порождает недисциплинированность.

4. ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИЙСЯОВ

  • Правильно используйте поощрения.
  • Делайте упор на положительные начинания.
  • Убедитесь, что все обучающиеся, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее.
  • Хвалите обучающихся, учитывайте их индивидуальные особенности и недостатки, используйте индивидуальные нормы оценивания.
  • Соотносите успех обучающихся с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе.
  • Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается обучающимися.
  • Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения, хотя чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
  • Поощряйте признание обучающимся своих ошибок.

Одним из стимулов является оценка. Оценка стимулирует:

  • Если обучающийся уверен в ее объективности.
  • Если обучающийся воспринимает ее как полезную для себя.
  • Знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей.
  • Уверен в том, что ему окажут в этом достижении помощь.
  • Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.
  • Наказание - это негативное подкрепление, средство подавления нежелательного поведения посредством лишения чего-то позитивного.
  • Для того чтобы наказание обладало наибольшим эффектом, придерживайтесь следующих правил:

Будьте последовательны в применении наказания:

  • Опишите желаемую перемену в поведении, предложите модель правильного поведения.
  • Заранее сообщите о правилах и возможных последствиях их нарушения.
  • Предупредите обучающихся, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание, настаивайте на действиях, а не на обещаниях.
  • Избегайте случайного подкрепления авторитета хулигана среди одногруппников, наказывайте наедине.
  • Сделайте наказание неизбежным и непосредственно следующим за поступком, оценивайте только действия обучающегося, а не личные качества.

Делайте предупреждение в спокойной манере:

  • Говорите спокойно, но твердо.
  • Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе его повторят обучающиеся.
  • Сделайте акцент на необходимость остановить конкретное проблемное поведение, а не выражайте неприязнь в целом.

Используйте наказание применительно к конкретному нарушению:

  • Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе группы, останавливайте неправильное поведение взглядом или движением, адресованным нарушителям.
  • Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке.
  • Если обучающийся ведет себя демонстративно с целью привлечения к себе внимания, удалите его на время ("Выйди и подумай о своем поведении").
  • Выбирайте подходящий для конкретного обучающегося и случая вид наказания, иначе вы можете подкреплять негативное поведение, а не уменьшать его.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Умение предотвратить негативное поведение - один из важнейших организационных навыков педагога. Специалисты считают, что большинство проблем, связанных с поведением на уроке, возникает из-за того, что обучающиеся не знают правил и не следуют им. Взаимопонимание между обучающимися и преподавателями создаются похвалами, поощрением хорошего поведения и управлением доверия в группе. Дисциплинарные меры крайне редки в обстановке уважения и доверия между преподавателем и обучающимися.

Ключом к минимизации дисциплинарных проблем является именно умение преподавателя управлять группой. Хорошим преподавателям удается обратить должное внимание на потребности всех обучающихся во время урока. К сожалению, исследования показывают, что большинство преподавателей чаще всего уделяют внимание одним и тем же обучающимся, игнорируя других. Естественно, такое поведение преподавателя увеличивает вероятность плохого поведения обучающихся.

Хороший преподаватель умеет анализировать поведение обучающихся и делать вывод, поможет ли установленное им правило справиться с ситуацией. Поэтому преподаватели, устанавливающие ясные, прозрачные требования к поведению обучающихся, более успешны в управлении группой и сталкиваются с меньшим количеством дисциплинарных проблем, чем те, кто не формулирует подобных требований. Когда же четко сформулированное требование не выполнено, преподаватель дает обучающемуся возможность осознать проблему и приводит примеры, как обучающийся мог избежать совершения того или иного поступка. Заранее продекларированные правила предоставляют возможность педагогу решать дисциплинарные проблемы в индивидуальном порядке, и потому поступки нескольких обучающихся никогда не отразятся на поведении всей группы.

Важно помнить, что требования должны быть ясные и конкретные. Постоянство, с которым преподаватель реагирует на нарушение правил, важно так же, как и установление требований к поведению. Постоянство в сочетании с должным управлением помогает преподавателю снизить до минимума показатели плохого поведения обучающихся на уроке.

Чуткий преподаватель способен решать большинство дисциплинарных проблем, не прибегая к помощи администрации училища. Он понимает, что снизив количество дисциплинарных проблем в группе, сможет значительно повысить успеваемость обучающихся. Ведь чем меньше времени уходит на решение подобных проблем, тем больше его остается на обучение, а чем больше времени идет на обучение, тем больше знаний получают обучающиеся.

Сила преподавателя - в мастерстве, в умении вовлечь каждого, в умении организовать работу так, что каждому есть дело по его способностям. (Антология гуманной педагогики. С. Соловейчик, Москва Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007 г.)

ПАМЯТКА №1 Предотвращение конфликта и спасение ситуации

  • Не начинать с категорических требований.
  • Предоставлять выбор.
  • Предлагать действия, в которых взрослый может оказаться желанным помощником.
  • Искать поводы для взаимного соревнования.
  • Превратить задание в игру с неожиданным концом.

ПАМЯТКА №2 Начни урок как песню

  • Начинай урок со звонком.
  • Радуйся встречи с группой.
  • Организуй погружение в свой предмет.
  • Используй доску как информационное табло.
  • Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.
  • Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности группы.
  • Снимай трудности, предотвращай ошибки.
  • Слушай внимательно ответы, не перебивай.
  • Люби детей и себя.

ПАМЯТКА №3 Преподаватель - личность

  • Преподаватель учит внешним видом, делом, словом.
  • Требуешь от обучающихся - будь образцом во всем.
  • Не кричи, а учи!
  • Познай каждого обучающегося.
  • Преподаватель учится всегда.
  • Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо.
  • Дети - зеркало нравственной жизни взрослых.

ПАМЯТКА №4 Карта достоинств преподавателя - профессионала.

Для профессиональной подготовки и проведения урока:

  • Старается знать многое о новых достижениях в науке, которую преподает, в психологии и педагогике, а также в методике преподавания предмета.
  • Серьезно и обстоятельно готовится к урокам.
  • Очень точно и корректно формулирует учебные цели и задачи урока.
  • Владеет умением превращать организационный момент на уроке в организационно-психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность всему уроку.
  • Умеет увлечь обучающихся на уроке, мотивируя их работу, настойчиво и без раздражения работает с каждым обучающимся, стараясь добиться настоящего эффекта.
  • Умеет переключать виды деятельности на уроке и снимать усталость за счет специальных способов разрядки.
  • Знает и использует методику дифференциального обучения.
  • Создает творческую атмосферу на уроке; разработал и использует щадящую разумную систему неразрушающего контроля за знаниями и развитием обучающихся.
  • Владеет умением задавать проблемные вопросы, активизирующие мыслительную деятельность.
  • Постоянно работает с понятийной базой предмета.
  • Умеет обеспечивать активизацию познавательной деятельности в процессе работы над новым материалом.
  • Знает кого и как поощрять, в какой форме оценивать знания, умения и навыки.
  • Умеет организовать групповую творческую деятельность обучающихся.
  • Всегда внимательно и уважительно слушает и слышит обучающихся на уроке и справедливо выставляет отметки.
  • Подбирает и выдает разно-уровневые, интересные оригинальные творческие домашние задания.

ПАМЯТКА №5 Что должен уметь компетентный педагог?

  • Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.
  • Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются обучающимся, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха.
  • Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих обучающихся.
  • Проявлять уважение к обучающимся, к их суждениям и вопросам.

Педагог должен понимать, что:

  • Нужно быть готовым к постоянным переменам.
  • Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.
  • Главная задача - обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих обучающихся, поэтому родители - самые верные союзники преподавателя.
  • Любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать обучающимся.

ПАМЯТКА №6 Педагог должен остерегаться:

  • По привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний.
  • Передавать обучающимся свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам.
  • Придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем.
  • Следовать мелочным правилам и инструкциям.

Литература

  1. Абасов З.А. Завуч / З.А. Абасов // Проектирование и совершенствование контрольно-оценочного компонента учебной деятельности школьников. - 2004. - №8. - С. 21-45.
  2. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К.В. Бардин. - М.: Просвещение, 1998. - 252 с.
  3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. / А.А. Гин. - М.: Вита-Пресс. - 1999. - 88 с.
  4. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1990. - 62 с.
  5. Касицина Н.В. Как разбудить собственную активность ученика: педагогика поддержки: тактика защиты / Н.В. Касицина. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
  6. Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться? / М.Е. Литвак. - 16-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1992. - 64 с.
  7. Литвак М.Е. Психологическое айкидо / М.Е. Литвак. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического института, 1992. - 64 с.
  8. Маслоу А. Личность и мотивации / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
  9. Петрушин, В.И. Завуч / В.И. Петрушин // Психология крика. - 2002. - №2. - С. 109-119.
  10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов / И.П. Подласый. - М.: Владос,1999. - 576 с.
  11. Русаков А.С. С.Л. Соловейчик Антология гуманной педагогики / А.С. Русаков. - М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2007. - 224 с.
  12. Скороходова Н.Ю. Завуч / Н.Ю. Скороходова // Успешность педагогического труда. - 2004. - №7. - С. 50-74.
  13. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. / С.Л. Соловейчик. - 2-е изд. - М.: Первое сентября, 2000. - 496 с.: ил.
  14. Соловейчик С.Л. Статьи для своей газеты / С.Л. Соловейчик. - М.: Первое сентября, 2002. - 184 с.

Советы молодым учителям. Как установить дисциплину на уроках. Все меньше и меньше приходят молодые коллеги в школу. А если и приходят, долго не задерживаются. Причина - трудности из-за большого объема работы, документация, воспитательный процесс и т.д. Но первая причина любого педагогического провала - неумение справляться с плохим поведением учеников. Большинству типов поведения дети учатся незаметно, наблюдая за поведением авторитетного человека и перенимая его. Это верно для всего общества в целом. Часто ученики перенимают поведение своего учителя. У вежливых учителей ученики тоже вежливы. Учителя, которые спокойно справляются со сложными ситуациями, скорее всего воспитают учеников, также способных на это. Директор нашей школы говорил, что со временем школьники становятся похожими на своих классных руководителей. Учителя, даже не чувствуя этого, становятся примером поведения для учеников. Соответствие между образом поведения, ожидаемым от учащихся, и поведением самих учителей является мощным средством предупредительного планирования и одним из важнейших методов, которыми следует пользоваться хорошим учителям. Когда требования, предъявляемые к школьникам, расходятся с поведением тех, кто с ними работает, то это нередко становится причиной плохого поведения учеников. Таким образом, причиной проблемы в этом случае является сам учитель. Хорошие учителя умеют налаживать дисциплину всего класса. Вот некоторые способы поддержания дисциплины: . Планируйте вашу работу и следуйте разработанному плану. Готовьтесь к урокам заранее, так, чтобы ученики были достаточно загружены в течение всего времени занятий. Пусть у вас всегда будут альтернативные планы и материалы. . Держать класс постоянно начеку. Учеников вызывают не по порядку, а в разбивку. Когда они знают, что их могут вызвать, они более внимательны. . Отчетность. Вовлеченность учеников в работу класса проверяется вопросами, чтением вслух, проверкой правильности ответов. . Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр. Учитель должен подстегивать интерес школьников, их увлеченность и желание участвовать в работе на уроке. . Не раздражайте учащихся. Причиной раздражения является незнание того, что от них ожидают, не справедливое обращение с учениками, непоследовательные действия учителя, невозможность высказать свое мнение. .. Контролируйте свой гнев. Если вы чувствуете, что у вас возникает раздражение, всеми силами старайтесь не дать вашим чувствам выйти из под контроля и постарайтесь расслабиться, пусть руки будут ненапряженными, жесты - медленными, голос - тихим. . Задержите реакцию. Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться от ведения урока. "Факт незамечания" явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция часто дает психологический перевес учителю. . Переведи реакцию. Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку, казалось бы, не терпящую отлагательства. В итоге "герой" конфликта остается наедине с собой. Этим снижается "замысел" борьбы. . Постоянная близость. Во время урока учитель ходит по классу. Можно, например, продолжить объяснение, идя по направлению к ученику, который, как Вы заметили, собирается нарушить дисциплину. . Общение взглядом. Просто посмотреть ученику в глаза, как бы говоря: «Я все видел!» Иногда этого бывает достаточно, чтобы переключить его поведение. . Косвенное обращение. Учитель хвалит ученика за правильное поведение, которое ожидается от того, кто неправильно себя ведет. Например, Айдос подает реплики с места, а учитель говорит: « Молодец, Миша, что поднимаешь руку!» . Пауза. Учитель замолкает и ждет, пока ученик не перестает нарушать дисциплину. . Управление голосом. Понижение тона, высоты и громкости голоса можно использовать, чтобы уменьшить уровень шума в классе. Напротив, повышенный энтузиазм учителя может расшевелить учеников, повысить их интерес. . Переключение внимания. Когда ученик начинает шалить, учитель задает ему вопрос по учебному материалу. . Соблюдать дистанцию в отношениях. Ученикам нужен учитель, а не партнер по игре. Будьте всегда общительны, но не забывайте, что фамильярность воспитывает неуважение. Вы можете вполне успешно взаимодействовать с учащимися, не превращаясь в одного из них. Стоит только раз уступить назойливым просьбам отпустить пораньше, задать поменьше, и т. д., как можно смело ставить крест на своей репутации: класс очень остро чувствует твою слабину и всегда бьёт именно туда. . Напоминание о правилах. Простое напоминание о правилах положительно влияет на поведение. Например: во время самостоятельной работы вести себя тихо. Следует отметить, что ни один из этих моментов не является панацеей; важно, чтобы учитель был решителен. В определенный учитель должен дать твердо понять ученикам, что он совершенно серьезен: всему есть предел. Для этого необходимы решительность, ясный и твердый тон. Ведите себя так, чтобы было видно, что вы - руководитель. Проявляйте решительность. Будьте хозяином ситуации. Умейте направлять. Вы учитель, и ученики ждут, чтобы ими руководили. Они быстро распознают нерешительность. Отсутствие хорошей подготовки и четких распоряжений является стимулом к плохому поведению. Чем хуже ведет себя ученик, тем лучше должен вести себя учитель пред ним и по отношению к нему. К каждому ребенку можно найти ключик, но для этого нужно просто очень любить всех детей.

УЧЕНИЧЕСКАЯ ГАЛЁРКА: ЭКСТРЕННЫЕ МЕРЫ

«Режиссура урока» (В. Букатов, М. Ганькина)

Очень часто на задних партах класса во время урока имеется постоянный источник шума, что-то нечто галёрки. Это постоянно требует повышенного внимания, отрывает время от урока. Предлагаем несколько неординарных способов обыграть эту ситуацию и нормализовать дисциплину на уроке. Игровая неотложка в восьми подсказках.

ПОДСКАЗКА №1 Галерка существует хотя бы потому, что есть авансцена. Уйдите с авансцены в конец класса, и галерка превратится в партер.

Но это не значит, что первые парты тут же превратятся в галерку. (Первые парты – это особые парты, хотя бы потому, что там доска и учительский стол, так сказать, «постоянные величины») Более того, их внимание к вам повысится, вы увидите это по повороту детских голов на 180 градусов.

ПОДСКАЗКА №2 Галерка бывает особенно громкой (шумной), когда учитель сам говорит громко. Попробуйте перейти на шёпот или на басы . Не смущайтесь, если несколько первых реплик потонут в общем гаме. Продолжайте, как ни в чём небывало, и ученики постепенно, один за другим реагируя на привычное, начнут-таки к вам прислушиваться. Можно также вдруг начать говорить с каждым словом всё медленней и медленней – увеличивая паузы и растягивая гласные (в первую очередь те, что под ударением). В любом случае смена звукового ряда вашей речи заострит слух учеников и привлечет их внимание к вам.

ПОДСКАЗКА №3 Когда ситуация урока уже вышла из-под контроля и класс, как говорится, стоит на ушах, учителю иногда полезно сделать что-нибудь экстраординарное : например, внезапно сесть на корточки (или, наоборот, влезть на стул, написать что-то на доске) и как ни в чём не бывало продолжать урок оттуда.

ПОДСКАЗКА №4 Галерка – это, прежде всего, нерабочая атмосфера. Поэтому полезно время от времени проводить коротенькие эстафеты на скорость . Чтобы за короткое время мобилизовать весь класс, условия таких эстафет должны быть очень простыми. По очереди вставать с места и называть, например, находящийся в комнате предмет определённого цвета или качества (или с определённой буквой в названии). Можно называть любое слово: например, существительное женского рода, имя литературного героя или город (даже на математике!). Повторяться, чур, нельзя!

А можно провести эстафету с мелом у доски. Задание: написать любую букву или цифру – какой ряд быстрее? Чем проще задание, тем лучше.

Конечно, можно привязать эстафету и к нуждам урока (например, каждый выбегающий из ряда пишет на доске формулу по физике) Но будьте осторожны! Из-за дидактичности задания может существенно снизиться мобилизация.

Напоминаем, что популярная детская игра «Испорченный телефон» также строится на принципе эстафеты. В классе это можно сделать так: какое-то слово пускается по среднему ряду, а крайние ряды «Ловят слово», то есть пытаются его отгадать.

ПОДСКАЗКА №5 Предложите ребятам объединиться в несколько команд . Кто-то всё равно может выпасть из работы. Но в малой группе и проблемы галерки тоже малые.

ПОДСКАЗКА №6 В разгар неделового шума попробуйте чётко произнести: «Все встали!» - и встать самому . (Или наоборот: «Все сели!» - и сесть самому.) Если до этого вы стояли, то предварительно сесть (и наоборот).

Следующая ваша реплика должна быть неожиданной, например: «Посмотрели на потолок!» (варианты: улыбнулись, почесали в затылке, сели на корточки и так далее). При этом нужно обязательно и самому выполнить команду: посмотреть на потолок, почесать в затылке и т.д.

ПОДСКАЗКА №7 Начните задавать «нарушителям» конкретные вопросы : «Хочешь выйти? Выходи!» но это надо делать абсолютно деловым тоном, не впадая в амбиции и выяснение отношений.

Или: «Устал? Ну, пойди отдохни, поиграй на коврике…»

Или: «Давайте все послушаем, о чём это там говорят Петя и Вася. Наверное, о чём-то важном?..»

Но помните, что эти варианты – какими бы элегантными они ни казались – в конечном счёте работают на запугивание. Выделить кого-то одного – чтоб ему стало неловко – значит работать не на объединение класса, а на его разъединение.

ПОДСКАЗКА № 8 Хорошо налаживают общий ритм работы упражнения-разминки, связанные с одновременностью действий . Один из вариантов «Дружного эха» «Кто меня слышит» поможет ученикам, по той или иной причине выпавшим из контекста урока, испытать азарт, а вместе с ним желание включиться в общую работу и понять суть происходящего.

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ

Увы, учитель сам подчас создаёт галерку. Ведь шум на уроке – это расплата за то, что учителя устраивает тихая партизанская жизнь в классе (помните, как мы сами читали под партой «трёх мушкетеров» и делали домашнюю работу?), не имеющая отношения к предмету, но и не мешающая учителю мирно проводить своё урочное время или с энтузиазмом читать лекцию продвинутым.

Тихая галерка кочует по всему классу: тог на первой парте, то на четвёртой, то на последней кто-то да выключен из урока. Почему? Да потому, что на уроке не занят делом (точнее, учителю не удалось занять его делом).

Громкая галерка самозарождается по этой же причине – когда дети не заняты делом. Получается, что тихая партизанская жизнь и шумная галерка – это две стороны одной медали, симптомы одной и той же болезни.

Однако дырку в зубе анальгином не лечат! Можно, конечно, на какое-то время утихомирить боль, но она обязательно вернётся, и с новой силой.

Так что экзотические меры (например, №3 или №6) – это, конечно, здорово. Но давайте же и профилактику делать.

ПОДСКАЗКА № 9 «КТО МЕНЯ СЛЫШИТ»

В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а наоборот, очень тихо, себе поднос учитель говорит почти шёпотом: «Кто–о меня –я слы-ы-ышит…поднимите левую руку». Некоторые ученики наверняка начнут прислушиваться.

А учитель продолжает: «Кто-о меня-я слы-ы-ышит… погладьте себя по плечу». Несколько рук мелькают в воздухе, появляются улыбки.

«Кто-о меня-я слы-ы-ышит… - всё так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, - постучите по столу три раза». Раздаются рикошет лёгких постукиваний, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовёшься.

«Кто-о меня-я слы-ы-ышит… - дотроньтесь правой рукой до правого плеча соседа»

«Кто-о меня-я слы-ы-ышит…встаньте» Все дружно встают. В классе идеальная тишина: муха пролетит – слышно будет.

«Кто-о меня-я слы-ы-ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Все собраны.

Режиссёрский комментарий. Как уже отмечалось, этот игровой приём был апробирован в работе со всеми возрастными группами, начиная с пятилетних детей старших групп детского сада.

Но наиболее эффективен он на уроках со старшеклассниками. При условии неожиданных и разнообразных заданий-движений (почесать нос, погладить себя по голове, послать воздушный поцелуй, залезть под парту и т.п.). Конечно, в первый раз начинать нужно с простенького, а уж потом вовсю «поддавать» игрового жару!

ПОДСКАЗКА № 10 «РУКИ-НОГИ»

На один хлопок учителя класс поднимает руки, на два хлопка – встает. Если руки уже подняты, то на один хлопок их нужно опустить (соответственно, когда дети уже стоят, то на два хлопка они должны сесть). Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников с толку, тренируя их собранность.

Режиссёрский комментарий. Упражнение очень эффективно собирает внимание, ощутимо меняя мобилизованность каждого из участников. Справляется тот, кто способен чётко подчиняться «нехитрым» командам, не поддаваясь соблазну повторять движения соседей, которые могут быть неверными.

Моментальное включение учеников в упражнение заставляет их по ходу дела уяснять задание, полагаясь на свою сообразительность и находчивость. После нескольких конов большинство учеников уже хорошо ориентируются в задании и с удовольствием его выполняют, несмотря на быструю смену хлопков-команд.

«Руки-ноги» можно выполнять, поделив класс на две команды: одна работает, другая судит.

Похожие статьи