Что является предметом изучения психологии. Шпаргалка: Предмет и задачи психологии

28.03.2021

Каждая наука имеет свой предмет, свое направление познания и с bow конкретный объект исследования. Причем с точки зрения современной науки объект - это не то же самое, что предмет науки.

Объект - далеко не весь предмет, а только тот аспект предмета, иногда совсем незначительный, который исследуется субъектом науки, т.е. ученым. Объект - это только аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта. Причем другая часть предмета, и нередко весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.

Учет этого различия особенно важен для понимания специфики отраслей науки, имеющих сложный, многоплановый предмет, к числу которых относится и психология, в которой, как мы уже видели, выявляются все новые и новые объекты исследования.

С учетом этого различия предмет и объект психологии определяются следующим образом.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

Масштабность предмета психологии и возможность выделения в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории. ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика, вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога - живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их. для психоаналитика - бессознательное и т.д.

Естественно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет и объект исследовании, или же следует признать наличие множества психологии?

Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, изменяя свой объект исследования и тем самым все глубже проникая в свой масштабный предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук.

Важнейшим итогом развития любой науки является создание своего категориального аппарата. Эта совокупность понятий составляет как бы скелет, каркас любой отрасли научного знания. Категории - это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия; это ключевые моменты, узлы, ступеньки в процессе познания той или иной сферы действительности.

Каждая наука имеет свой комплекс, набор категорий, свой категориальный аппарат имеет и психологическая наука. Он включает в себя следующие четыре блока основных понятий:

психические процессы - это понятие означает, что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.;

психические состояния - бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п.;

психические свойства личности - с с общая направленность на тс или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности. присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;

психические новообразования - приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.

Конечно, указанные психические феномены существуют не отдельно, не изолированно. Они тссно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так. например, состояние бодрости обостряет процесс внимания, а состояние подавленности приводит к ухудшению процесса восприятия.

Предмет, объект и методы психологии

Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и количественно.

Такие явления, как мышление, речь, внимание, память, ощущения, восприятие, воображение, открывают человеку возможность познавать мир, на основании чего их называют познавательными процессами . Другие явления регулируют общение человека с людьми, управляют его действиями и поступками; поэтому они получили название психических свойств и состояний личности . Эти процессы объединяют потребности, мотивы, цели, интересы, склонности, способности, знания и сознание, волю, чувства и эмоции. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, соответственно, обратную зависимость.

Следует отметить, что психология, как и любая другая наука, не может ограничиться только описанием фактов, в данном случае психологических. Научное познание диктует переход от описания к объяснению. Следовательно, предметом психологии являются и психологические законы . Например, некоторые психологические факты возникают всегда, когда для этого существуют соответствующие условия. Таким образом, речь может идти о закономерности психических процессов. К закономерным процессам можно отнести постоянство восприятия (цвета, величины, формы предмета).

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя они тесно связаны друг с другом и составляют единое неделимое, именуемое жизнедеятельностью человека .

Обобщая, можно дать следующее определение: «Предметом психологии являются закономерные связи объекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошев ский, В. А. Петровский ).

Психическая организация человека существенно отличается от биологической . У человека вследствие социокультурного образа жизни сформировано сознание. В межличностных контактах индивид получает способность познавать себя в качестве субъекта психической деятельности, объяснять внутренний план своего поведения. Однако не все его элементы могут быть определены с помощью языка сознания. Непереводимые на язык сознания составляющие образуют сферу бессознательного , также включаясь в структуру предмета психологии.

История развития психологии как науки свидетельствует о том, что знание о предметной области психологии непосредственно связано с естественно-научными, социальными и техническими науками.

Отдельно следует сказать о теоретической психологии , предметом которой является категориальный аппарат науки – основные принципы, позволяющие объяснить процессы и закономерности, ключевые проблемы, которые пытались объяснить ученые-психологи на всех этапах развития психологического знания.

Психология призвана объяснить то или иное поведение человека (или любого другого носителя психики).

Объектом психологии выступает психика – свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением, то есть внутренний мир личности, возникающий в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными ) процессами и оценивается по таким параметрам, как целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика человека начинает проявляться на определенной ступени его эволюции и характеризуется как высшая форма (сознание).

Приемы и средства, благодаря которым могут быть получены достоверные данные, необходимые для дальнейшего построения научных теорий и выработки практических рекомендаций, называются методами научных исследований .

К основным методам психологии относятся:

1. Наблюдение (внешнее – наблюдение со стороны, внутреннее – самонаблюдение, свободное, стандартизированное, включенное, стороннее).

Научное психологическое наблюдение отличается от житейского, поскольку предполагает переход от описания наблюдаемого факта к объяснению его внутренней психологической сущности. К одной из разновидностей наблюдения относится психологический анализ продуктов деятельности.

2. Опрос (устный, письменный, свободный, стандартизированный).

Опрос – это метод, при использовании которого человек должен ответить на ряд задаваемых ему вопросов. При устном опросе , как правило, ведется наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы, чем и обусловлено его использование. Наиболее распространенная форма письменного опроса – анкета – позволяет охватить большее количество людей. При свободном опросе перечень задаваемых вопросов и вариантов ответов на них не ограничен. Такой тип опроса позволяет изменять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов и получать на них нестандартные ответы.

3. Тесты (тест-опросник, тест-задание, проективный тест).

Методы, позволяющие психологу выявить определенные психологические качества личности, называются тестами. Тест – это кратковременное задание, результаты выполнения которого могут показать совершенство или расстройство некоторых психических функций. Психологические тесты применяются для выяснения готовности к обучению, уровня усвоения знаний в группе и т. д. Диагностическая ценность теста зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, послужившего основой для теста.

4. Эксперимент (естественный, лабораторный).

Психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Лабораторный эксперимент проводят с помощью специальной психологической аппаратуры. Действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что над ним проводят эксперимент. Естественный эксперимент должен быть перенесен в обычные условия, исключающие напряжение испытуемого, свойственное лабораторному эксперименту. Одна из его разновидностей – психолого-педагогический эксперимент, позволяющий изучить познавательные возможности учащихся различных возрастных групп и т. п.

5. Моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое).

Если исследование явления посредством простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно, применяется метод моделирования. В данном случае создается искусственная модель изучаемого феномена, повторяющая его основные параметры и предполагаемые свойства. Она позволяет детально исследовать явление и сделать выводы о его природе.

6. Интервью – это психологический вербально-коммуникативный метод, основанный на проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану. Выделяют стандартизированное (формализованное ) интервью , в котором заранее определяются формулировки вопросов и их последовательность. При проведении нестандартизированного, свободного или ненаправленного интервью психолог следует общему плану исходя из целей исследования, задавая вопросы исходя из ситуации. Полустандартизированное, фокусированное интервью основано не только на строго необходимых, но и на возможных вопросах.

В зависимости от стадий исследования могут использоваться предварительное интервью (стадия пилотажного исследования), основное интервью (стадия сбора данных) и контрольное интервью (проверка спорных результатов и пополнение банка данных).

По количеству участников интервью подразделяются на индивидуальные (психолог и испытуемый), групповые (участвуют более двух человек) и массовые (от ста до нескольких тысяч опрашиваемых, обычно в социологии).

Психология обогащает фонд знаний с помощью объективных методов. Современная психология предъявляет к научному исследованию важное требование, которое состоит в том, что изучение психических фактов должно осуществляться с точки зрения генетического (исторического ) принципа , сущность которого заключается в рассмотрении изучаемого психического явления как процесса. Исследователь должен стремиться восстановить все моменты развития последнего, увидеть и понять закономерности, причины смены ими друг друга, попытаться представить изучаемый факт в конкретной истории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

2. Предмет и объект исследования клинической психологии По направленности психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного). В соответствии с этим можно

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

автора Войтина Юлия Михайловна

16. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ Понятие «личность» используется в различных науках, так как имеет общее происхождение. В древности личностью называли маску, которую надевал актер перед спектаклем. Любая маска была характерной, это могла быть маска «злодея»,

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

20. ОБЩНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ Воспитывающее и обучающее влияние на человека окружающей его социальной, культурной, экономической среды рассматривалось в трудах философов, просветителей, педагогов, экономистов периода позднего Средневековья и эпохи

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ НЕОБХОДИМОСТЬ ОБСУЖДЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т. д.) как на предмет своего изучения. В других

автора Ритерман Татьяна Петровна

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Предмет, объект и методы психологии Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и

Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ Конфликт – многогранное социальное явление. От того, какие характеристики и параметры входят в определение понятия «конфликт», зависит предмет научной дисциплины, изучающей конфликты и связанные с ними явления.Конфликт в конфликтологии

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

8. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Хорошо известно, что в обычной русской речи реализуется огромное количество разнообразных гласных звуков. Другое дело, что не все они играют смыслоразличительную роль. Согласно современным представлениям, гласных фонем в русском языке

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

В силу специфики нашего курса и данного учебного пособия, мы остановимся подробнее лишь на некоторых отраслях психологии - общей, социальной, психологии управления и психодиагностике.

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии . Психея, младшая дочь царя была так прекрасна, что простой народ ходил любоваться на нее, забросив храм Венеры - богини красоты. Психею стали даже сравнивать с богиней. Страшно разгневалась Афродита. Узнав об этом. Она послала своего сына Эрота пронзить Психею стрелой любви к самому отвратительному из людей. Но ее сын сам влюбился в девушку. Чтобы стать достойной бога Психея переносит немыслимые испытания, совершенствует и тело и душу и добивается своего - она становиться богиней.

Для греков любовь простой девушки Психеи к сыну богини Афродиты (Венеры) Эроту (Амуру) была образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, пройдя все испытания, смогла обрести бессмертие, став богиней и символом души, ищущей свой идеал.

Слово "психология", образованное из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука), впервые появилось в 16 веке в книгах философа Токлениуса, однако всеобщее признание этот термин получил в XVIII веке после работ немецкого философа Христиана Вольфа (1679 - 1754) - учителя М.В. Ломоносова - "Рациональная психология" и "Эмпирическая психология", опубликованных в 1732-1734 годах. Душа - понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Психология как самостоятельная наука существует уже около ста лет. В этом качестве свой отсчет она ведет с 1879 года, в котором немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920) создал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. На базе этой лаборатории впоследствии был создан Институт экспериментальной психологии, в котором работали многие выдающиеся психологи всего мира. Почему же так поздно появилась наука, которая изучает человеческую сущность?

И это не случайно. Психология начала позднее других наук формироваться как самостоятельная область знания. Ее формирование не могло начаться прежде, чем другие науки не достигли определенного уровня развития, т.е. была создана необходимая научная база. Кроме того, сам объект познания чрезвычайно сложен. Легче всего оказалось приступить к познанию окружающей нас природы и первыми появились естественные науки. Познать общество, социальные явления, саму человеческую личность - оказалось очень трудным делом и попытки научного анализа оформились только в середине 19 века.

К настоящему времени психология изучает психические явления и процессы, их возникновение и развитие, психологические черты личности и психологические особенности человеческой деятельности.


За прошедшее с тех пор время было сформировано немало научных школ и направлений. Многие исследователи вписали свои имена в историю данной науки. Но и сегодня психология остается одной из немногих наук, которая продолжает искать свое научное лицо, т.е. свой объект и предмет.

Рассмотрим, что такое в науке вообще объект и предмет изучения .

Объект - внешне противостоящие субъекту предмет или явление, на которые направлена его познавательная или предметно-практическая деятельность.

Субъект - человек как носитель предметно-практической деятельности и познания. Особенность психологии: человек выступает одновременно и субъектом и объектом познания.

Часто объект фиксируется в самом названии науки: например, геология -наука о Земле, биология - наука о живой природе и др. Вместе с тем ни одна наука не в состоянии описать свой объект во всей полноте в силу различных причин: познание бесконечно, как бесконечен мир.

Предмет - аспект объекта, изучаемый данной наукой и выражаемый посредством научных терминов. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с наукой и фиксируется в ее системе категорий. В определенном отношении можно сказать, что развитие науки есть развитие ее предмета.

Объектом научного изучения психологии в широком смысле выступают психика и психические явления.

В узком смысле объектами изучения являются носители психики и психологических явлений, то есть человек и сообщества людей.

Для сравнения: объективная реальность - субъект, изучающий ее, выхватывающий из нее какую-то часть. Если субъект изучает психическую реальность другого субъекта, то это она станет объектом, по аналогии с ней объектом называют и субъекта.

Предметом научного изучения психологии на разных этапах ее развития рассматривались такие понятия, как душа, сознание, поведение, бессознательное, психика, конкретные факты психологической жизни и др.

В наиболее общем понимании психология - это наука о закономерностях, особенностях порождения, функционирования и развития психики.

Особенность психологии - это наука о самых сложных явлениях, которые пока известны человеку. Механизмы психики недоступны для непосредственного наблюдения, они очень подвижны и изменчивы.

При этом под психикой понимается системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении индивидом объективного мира, построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Законы психологии показываю, как происходит отражение объективного мира в мозгу человека, как человек познает окружающий мир, как с возрастом развивается психическая деятельность и формируется психика человека.

Основные формы психики: психические процессы, свойства, состояния.

Каждый человек отличается от других тем, что он обладает персональной психикой.

Психика - это особая форма отражения действительности, это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать субъектом объективный мир, строить картины этого мира в своём сознании и проводить на основе этого саморегуляцию своей деятельности и поведения.

Формы психики - психические процессы, свойства и состояния.

Они бывают индивидуальными и групповыми, внутренними (психическими) и внешними (поведенческими).

Психические процессы - это формы психики, обеспечивающие познание, деятельность и общение человека. Они бывают познавательными (ощущение. Восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь), эмоциональными, волевыми.

Психические свойства личности - это наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (потребности, интересы, способности, темперамент как проявление типа НС, характер).

Психические состояния личности - особая характеристика деятельности человека за некоторый период времени. Вызываются внешней ситуацией, самочувствием, индивидуальными особенностями человека (состояние рассеянности, волнения, равновесия, утомления, активности, раздражения, веселья).

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность исследуется отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Основной целью психологии является изучение законов психической жизни человека на разных этапах его развития, закономерности формирования психики человека как активного участника социального прогресса.

Лекция 1. Психология как наука и практика

Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Особенности психологии:

¦ психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;

¦ психология является сравнительно молодой наукой. Условно ее научное оформление связывают с 1879 г., когда немецким психологом В. Вундтом в Лейпцигском университете была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии, организован выпуск психологического журнала, положено начало проведению международных психологических конгрессов, а также образована международная школа профессиональных психологов. Все это обеспечило возможность формирования мировой организационной структуры психологической науки;

¦ психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как она позволяет глубже познать самого себя, свои возможности, достоинства и недостатки, а значит, и изменять себя, управлять своими психическими функциями, действиями и своим поведением, лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними; она необходима родителям и педагогам, а также каждому деловому человеку, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния коллег и партнеров.

1. Предмет, объект, задачи и методы психологии

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:

¦ душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;

¦ в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;

¦ в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;

¦ согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;

¦ процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;

¦ личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.

В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Основные задачи психологии:

– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

– изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;

– использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».

Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.

Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.

Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.

Все методы психологии могут быть разделены на три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.

Похожие статьи