Что такое карамболь в бильярде. Карамболь — бильярдная игра

23.03.2022


Увеличить размер игры

Французский карамболь

Всё, что делают французы, имеет налёт шарма, изысканности, утончённости. Не является исключением и их национальная разновидность бильярда. В этом вы можете убедиться, сыграв в симулятор Французский карамболь. Сразу стоит отметить достаточно высокий уровень сложности этой онлайновой игры. Дело в том, что создатели ввели жёсткое временное ограничение. И дающихся двух минут хватит далеко не каждому, чтобы забить все выставленные на стол цветные шары в лузы (да-да, это не традиционная безлузовая версия карамболя, а оригинальная вариация). Просто и понятно, тут есть бильярд восьмерка бесплатно в онлайне.

По правилам все шары должны класться в строго определённом порядке. Так, под номером 1 всегда идёт жёлтый. Но, вам не надо запоминать эту последовательность, поскольку тот шар, чья очередь сейчас быть забитым, подсвечивается, поэтому случайную ошибку вы не допустите – разве что, собственное мастерство подведёт. И ещё одна особенность данной игры: сила удара кия набирается очень медленно, а затем также вальяжно и неторопливо катятся шары. А время тем временем идёт, все приближая твой проигрыш. Впрочем, всё это можно отнести, что называется, на «отговорки для бедных». Ведь настоящий мастер должен выигрывать в любых условиях, не так ли?

Бильярд (фр. billard, от фр. bille - шар) - собирательное название игр, сутью которых является передвижение шаров по бильярдному столу с помощью кия.

Долгое время считалось, что родиной этой весьма древней игры является Англия, и что именно в эту страну азиатские купцы завезли незамысловатую игру в шары, которую англичане с успехом усовершенствовали. Кроме того, по мнению некоторых ученых, слово бильярд происходит от сочетания двух английских слов: ball - "мяч" и yard - "двор", "надворье". Позже предположили, что бильярд впервые появился в Китае. Однако археологи доказали, что еще в 1500 году до нашей эры игра, напоминающая бильярд, была известна в Древнем Египте, откуда и распространилась по всему миру.

Вначале играли в бильярд только избранные - коронованные особы, знатные вельможи. Королева Шотландии Мария Стюарт обожала эту игру, Карл IX способен был играть в бильярд сутки напролет, и лишь сильная усталость могла заставить монарха завершить партию. А Генрих III приложил немало усилий, чтобы "благородная бильярдная игра" стала известна знатным господам в Англии, Германии, Испании, Италии. Однако лишь в период правления французских королей Людовика XIII и Людовика XIV бильярдные столы стали устанавливаться в общественных местах, что, кстати, приносило государству немалый доход.

Существует несколько разновидностей бильярда:

Карамболь (французский бильярд) - игра ведется за столом без луз, длина которого - 2,84 м, ширина - 1,42 м (±5 мм). Игровая поверхность, ограниченная резиновыми бортами, представляет собой грифельную плиту (толщина которой составляет не менее 45 мм), покрытую сукном из стопроцентной шерсти зеленого цвета. В комплект для карамболя входит три шара (диаметр которых составляет от 61 до 61,5 мм, а вес - от 205 до 220 гр.): белый биток, красный прицельный шар и белый биток с красными или черными точками (либо однотонный желтый шар). Выделяют однобортный, трехбортный, артистический карамболь, кадре 47/1, кадре 74/2, открытую партию.

Русский бильярд - разновидность лузного бильярда, предполагающая соблюдение особых требований к оборудованию для игры (крупные шары, диаметр которых (68-68,5 мм) незначительно уступает размерам створа лузы (угловая - 72-73 мм, средняя - 82-83 мм)). Все шары цвета слоновой кости, биток желтый или же красного цвета. Столы покрыты зеленым сукном с нанесенной разметкой. Разновидности русского бильярда:
"Американка" - игра ведется 16 шарами, причем любой из них может быть как битком, так и прицельным шаром;
"Московская пирамида" ("сибирская" или "комбинированная"), появившаяся в России во времена Петра I, отличается от других лузных бильярдов сравнительно строгими лузами и игрой на "свои" шары. Выделяют также комбинированную, динамичную, классическую, большую и малую русскую, Невскую пирамиды, пирамиду-подкатку, Арктику и т.д.

Снукер (от англ. snooker - "курсант первого курса Британских войск", аналог русского "салага") - разновидность бильярдной игры, широко распространенная в Великобритании. Считается, что данный вид бильярда был изобретен в 1875 году полковником британских колониальных войск Невиллом Чемберленом. На игровом столе располагается пирамида из 15 красных шаров, белый биток и 6 цветных шаров, находящихся на определенных отметках. От других видов бильярда снукер отличается значительными размерами стола, определенной геометрией губок луз и довольно сложными правилами. Например, просто попадания шара в лузу недостаточно - после очередного удара биток должен находиться в такой позиции, из которой будет удобно забивать следующий шар.

Пул (от фр. poule, "банк, пуля, ставка") или американский бильярд - разновидность лузного бильярда, появившаяся в 1857 году, когда американец ирландского происхождения Майкл Фелан изобрел лузы нового типа. Игра в пул ведется на стандартных столах с лузами соответствующей формы, комплект шаров состоит из битка белого цвета и 15 пронумерованных разноцветных шаров. Сущствует несколько разновидностей пула: пул-7, пул-8, пул-9, пул-10, стрейт, ротация, в одну лузу.

Мифы о бильярде

В Европе первой начала играть в бильярд Англия. Действительно, долгое время считалось, что бильярд возник в Англии, или, по крайней мере, был впервые завезен именно в эту страну. Но недавние находки археологов опровергают этот факт, неопровержимо доказывая, что родиной вышеупомянутой игры является Древний Египет. В Европу бильярд был завезен рыцарями, которые участвовали в крестовых походах (Х-ХI вв.). Поскольку большинство рыцарей были французами, именно Франция первая в Европе познакомилась с новой и весьма интересной чужеземной игрой.

К науке бильярд не имеет никакого отношения. Попытки исследовать математический базис бильярдной игры предпринимались неоднократно. Например, в 1835 году Гаспар Густав Кориолис написал книгу "Theorie mathematique du jeu de billard" ("Математическая теория явлений бильярдной игры"). Однако работа Кориолиса, в которой автор использовал элементы теории вероятностей, теории пределов и общего анализа, не заинтересовала ни игроков, ни математиков. Лишь через 150 лет теория биллиардов стала неотъемлемой частью эргодинамической теории и теории динамических систем, соединяя дифференциальные уравнения, геометрию, теорию вероятностей. Математик Гельперин создал способ определения числа с помощью биллиарда, исследованиями в данной области занимались также Альхазен, Гарднер, Штейнхауз. Кроме того, теория биллиардов связана с газовой динамикой, аналитической механикой и т.д.

Играя в бильярд, здоровье не поправишь - ведь эта игра не предполагает большой подвижности. Действительно, сверхподвижности от бильярдиста не требуется, но, например, правильную осанку бильярд поможет выработать, при этом избегая чрезмерной нагрузки на сердце и легкие. Подсчитано, что игрок, сам того не замечая, за время партии проходит около 2-3 км, при этом не ощущая ни усталости, ни особого напряжения. Кроме того, эта игра способствует развитию глазомера, координации и четкости движений, находчивости, скорости реакции.

Навыки, приобретенные во время игры в бильярд, в жизни неприменимы. Совершенно ошибочное мнение. Ведь кроме вышеупомянутого положительного воздействия на физическое тело (результатом которого является прекрасное самочувствие в повседневной жизни) бильярд способствует выработке у игрока спокойствия, хладнокровия, уравновешенности, умению концентрировать свои усилия на достижении поставленной цели. Здесь же человек может научиться правильно проигрывать - не впадая в панику и не теряя веры в себя при неудаче. Кроме того, бильярд - прекрасный способ снятия накопившегося нервного напряжения.

Пул назван так потому, что шары движутся по столу со скоростью пули. На самом деле слово "пул", являющееся производным от французского "poule", имеет несколько значений: "банк", "пуля", "ставка". Однако этот термин изначально никакого отношения к лузному бильярду не имел. Все дело в том, что бильярдные столы часто устанавливались в "pool room", то есть, в тех местах, где принимались ставки (например, на ипподромах), видимо, с целью дать возможность посетителям скоротать время между заездами. В наши дни об этой странице истории американского бильярда, давно обретшего популярность, напоминает лишь его название.

Шары для игры в бильярд могут быть окрашены только в белый, желтый или красный цвет, да и количество их для разных видов бильярда примерно одинаковое. Это не так. Если для карамболя достаточно трех шаров, то лузные бильярды предполагают наличие на столе 15-16 шаров. Окрашиваются шары для каждого вида бильярда по-разному. Наиболее широкую цветовую гамму можно наблюдать при игре в пул: в белый цвет окрашен только биток, а пронумерованные прицельные шары окрашены в разные цвета. Первые восемь из них имеют сплошную окраску, а именно: 1-желтый, 2-синий, 3-красный, 4-фиолетовый (пурпурный), 5-оранжевый, 6-зеленый, 7-темно-бордовый, 8-черный. Остальные семь шаров белые, с центральной полосой определенного цвета, в соответствии с номером шара: 9-желтого, 10-синего, 11-красного, 12-фиолетового (пурпурного), 13-оранжевого, 14-зеленого, 15-темно-бордового.

Лишь в наши дни бильярдные шары стали делать из искусственных материалов. Это не совсем так. Довольно долго для игры в бильярд использовали шары, изготовленные из бивней индийских слоних. Причина проста - у индийских слонов бивни больше, чем у африканских, следовательно, шаров из одного такого бивня получается больше - 4-5. Выбор бивней самок также неслучаен. Дело в том, что в бивнях слоних каналы, в которых располагаются капилляры и нервы, проходят точно по центру, а значит шар, выточенный из такого бивня, идеально сбалансирован. У самцов вышеупомянутый канал сворачивает к концу кости, потому их бивни шли на изготовление шаров второго сорта. Пока бильярд был привилегией знати, ни дороговизна, ни дефицит слоновой кости никого особо не занимали, но уже в середине XIX века начались поиски альтернативного материала для бильярдных шаров. Из природных заменителей (бивней моржей, зубов кашалотов, бегемотов, клыков диких кабанов) получались лишь второсортные шары, не отличавшиеся достаточной прочностью и сбалансированностью. Первым синтетический материал для бильярдных шаров (коллодий - нитрат целлюлозы, с добавлением камфоры) предложил изобретатель из Иллинойса Исаия Хайатс. Шары из коллодия были довольно прочными, легко окрашивались, но при сильных ударах трескались. В 1907 году шары изготовлялись из легкого, дешевого и негорючего бэйкелита, позже - из пластика. Начиная с 30-х годов прошлого века, шары для бильярда изготавливаются из фенолформальдегидной смолы.

Во все времена бильярдный стол имел прямоугольную форму и определенные пропорции. Это не так. Игра в шары (которая, например, в Англии именовалась Pall-Mall) вначале велась на утрамбованной земляной площадке. Однако плохая погода составляла непреодолимое препятствие для игр такого рода, потому через некоторое время игроки переместились под крышу, соответственно, для продолжения забавы потребовался стол.
Первое упоминание о бильярдном столе, найденное в инвентарной описи короля Людовика XI, относится к 1470 году. В те времена стол для бильярда представлял собой просто каменную плиту, установленную на деревянный помост определенной высоты. Но ведь поверхность камня невозможно сделать идеально ровной - едва заметные бугорки и впадины служили серьезным препятствием для движения шаров.
Выход был найден - столы для бильярда стали обтягивать тканью (методом проб и ошибок определили, что оптимальным вариантом является сукно, лучше всего шерстяное, с определенным наклоном ворса), причем довольно прочной, дабы выдерживать постоянное механическое воздействие ударов кия и катящихся шаров. Любопытный исторический факт: один из владельцев бильярда после дня игры вынужден был заштопать на сукне, покрывавшем игровой стол, более ста дыр.
В то же время совершенствовались формы бильярдных столов. Вначале столы для бильярда были круглыми, квадратными, шестиугольными, восьмиугольными, причем самых различных размеров. Однако большая часть вышеупомянутых вариантов была отвергнута по причине неудобства для игроков, и, в конце концов, была выбрана наиболее удобная форма бильярдного стола - прямоугольная, и оптимальные пропорции - длина стола в два раза больше его ширины. Именно такие пропорции, например, в лузном бильярде позволяют равномерно расположить 6 луз, легко достать шар из центра стола и т.д.

Сукно для бильярдных столов должно быть только зеленого цвета. Действительно, изначально был избран именно этот цвет сукна. Исследователи объясняют такой выбор несколькими причинами. Во-первых, цвет сукна напоминал зеленую лужайку, во-вторых, роднил бильярд с другими азартными играми, распространенными в те времена и проводящимися чаще всего за столами зеленого цвета. В наше время цвет покрытия бильярдного стола может быть не только зеленым, но и черным, коричневым, синим, красным, золотисто-желтым, цвета морской волны и т.д.

Чтобы научиться играть в бильярд, достаточно просто некоторое время гонять шары по столу - при наличии таланта умение придет само. Безусловно, способности к тому или иному виду деятельности чрезвычайно важны, однако не менее важны регулярные, и самое главное - правильно построенные тренировки. Например, отработка ударов будет, особенно на первых порах, гораздо полезнее обычной игры. При этом нужно помнить, что следует отрабатывать не только те удары, которые и так неплохо получаются, но и те, которые не получаются вовсе - только в этом случае вы сможете найти выход из любой ситуации, создавшейся в игре. Однако постоянно уделять внимание только тем ударам, которые вам не удаются, тоже не стоит - таким образом можно выработать устойчивую неприязнь к игре вообще. Оптимальный вариант - чередование ударов различного рода. Кроме того, следует постараться определить, в какую точку битка производится удар, а также уделить внимание ударам, из-за которых была проиграна партия, расчету угла, вызывающего затруднения во время игры и т.д. Также можно применить метод "прогрессивной тренировки", суть которого заключается в том, чтобы начинать с наиболее простых ударов, постепенно переходя к сложным.

Для игры в бильярд можно одеваться, как угодно. Действительно, никаких строгих требований к внешнему виду игроков в этой игре не существует. Однако в среде бильярдистов играть в верхней одежде считается дурным тоном. Потому перед игрой следует снять пальто (куртку, шубу, плащ), шарф и шапку. Желательно также, чтобы предметы одежды (например, галстук или пиджак) не сковывали движений игрока.

Отправляясь в бильярдный клуб, достаточно хорошо знать правила игры, чтобы стать в среде бильярдистов "своим". Безусловно, знание правил, как и игровые навыки, необходимы, но, кроме всего перечисленного, следует знать и соблюдать неписанные правила поведения в бильярдном клубе. Лишь в этом случае остальные игроки будут относиться к вам с уважением.
Правила этикета в бильярде просты: следует проявлять уважение и к своему игровому партнеру, и к игрокам за соседним столом, и к игровой поверхности (не только ничего не следует класть на бильярдный стол, но и курить или пить над его поверхностью не нужно).
Нельзя отвлекать вопросами или замечаниями игрока, готовящегося к удару, либо же находиться рядом с ним, стоять напротив лузы, в которую он целится, опираться на стол в том месте, куда будет направлен удар.
Если нужно пройти мимо игрока - подождите, пока удар не будет выполнен. Недопустимо совершение каких-либо действий на столе до момента остановки шара, даже если игрок ошибся. Кстати, совершивший ошибку или нарушивший правила должен сам объявить об этом.
Помните, что пристальное внимание к игре за соседним столом может отвлечь бильярдистов. Если есть желание понаблюдать, нужно обязательно спросить разрешение игроков. Кроме того, во время партии не приветствуются разговоры на посторонние темы.

Самостоятельно выбрать бильярдный стол довольно сложно. Конечно, при выборе стола для игры в бильярд лучше всего воспользоваться советами специалиста, но, поскольку такая возможность есть не всегда, перед тем, как сделать покупку, следует учесть, что:
1. Бильярдный стол может быть установлен лишь в помещении определенного размера. Потому, если у вас нет возможности выделить для бильярда свободное пространство минимум 4х5м - лучше вообще отказаться от покупки;
2. Различные виды бильярда предполагают разные размеры стола и, соответственно - помещения, отведенного для его установки. Но если вы можете выделить в помещении свободную зону размером 5х7 м - смело устанавливайте стол для любого вида бильярда;
3. Если вы приобрели стол небольшого размера, лучше осваивать соответствующий вид бильярда (например, пул), чем пытаться играть в русский бильярд за слишком маленьким столом, поскольку это чревато потерей интереса к бильярду вообще;
4. Обязательно обратите внимание на то, из каких пород дерева изготовлены несущие детали стола - рамы, ноги-опоры. Лучше всего остановить свой выбор на изделии из твердых пород древесины: ясеня, красного дерева, дуба, ореха. Именно в этом случае конструкция не покоробится под воздействием влажности или перепадов температур. Несущие детали, изготовленные из древесины мягких пород (ольхи, липы, сосны) стоят дешевле, но долговечностью не отличаются;
5. Обязательно проверьте стол на устойчивость - он не должен шататься и деформироваться;
6. Плита стола может состоять из трех или пяти частей, швы между которыми в процессе сборки шпаклюются, затем поверхность разравнивается. Проведите по столешнице ладонью - стыки не должны ощущаться;
7. Обязательно поинтересуйтесь, из какого материала сделана столешница. Помните, что идеально ровную поверхность, причем легко поддающуюся реставрации, можно получить только из сланца Ардезии. Более дешевые варианты обладают немалым количеством недостатков. Например, плиты из мрамора сложно поддаются шлифовке и чувствительны к повреждениям; из синтеграна (синтетического гранита) легко крошатся. ЛДСП (ламинированные древесностружечные плиты), ДСП (древесностружечные плиты), МДФ (древесноволокнистые плиты) стоят очень дешево, но быстро изнашиваются, легко деформируются, неустойчивы к перепадам температуры и воздействию влаги. К тому же шары на таких плитах создают повышенный шумовой фон, часто подскакивая из-за меньшей плотности ЛДСП;
8. Приобретая сукно для столов (особенно для тех, которые будут установлены в бильярдных клубах), лучше всего отдать предпочтение универсальному материалу, подходящему и для пула, и для пирамиды. А вот для игры в снукер придется приобретать специальное сукно (например, Hainsworth Snooker);
9. Чистить ворсистое сукно бильярдного стола следует вдоль волокон, пыль, собранную у бортиков, нужно сметать по направлению к лузам, через которые она удаляется со стола. Также можно чистить сукно пылесосом, желательно маломощным и без вращающихся щеток. Пятно с поверхности стола можно попытаться удалить с помощью щетки, смоченной в водке. При этом следует учесть, что одно пятно не следует чистить более пяти раз.

Карамболь. Общие правила

Карамболь представляет собой вид бильярда, в котором нет луз, а очки начисляются на комбинацию ударов битка о прицельные шары. История гласит, что карамболь появился во Франции - в 1775 году прошла первая партия в карамболь с участием трех шаров. Французский набор шаров - красный и два белых шара - дошел до наших времен. Первоначально партии в карамболь проходил на обычных бильярдных столах. Шли годы и к 1827 году появились усовершенствованные кии с кожаными наклейками. После были убраны лузы, значительно усложнились траектории. С отсутствием луз можно было без особых проблем проводить боковые удары (les effets) и использовать рикошет для построения комбинации.

Наборы для игры в карамболь проходят сертификацию BCA. Касательно шаров, используется красный шар и два белых для каждого и игрока. Они служат битками во время построения комбинации. Чтобы игроки не путали шары, на один нанесены черные точки - две или три в зависимости от набора. Стоит отметить, что красный шар никогда не используется, как биток. Для игры в карамболь с 4 шарами необходимо дополнить набор еще одним белым шаром.
Во время игры оценивается не только результативность исполнения комбинации, но и правильность удара. Последняя определяется, какой частью кия был нанесен удар по битку. В Карамболе разрешается ударять только наклейкой кия.

Определение игрока, который нанесет начальный удар , происходит посредством жеребьевки (только неофициальные матчи или чемпионаты низкого уровня) или раската. После получения права начального удара игрок может произвести удар или передать это право сопернику.

Поскольку в большинстве случаев определение права начального удара производится раскатом , поэтому остановимся на нем подробнее. На заднюю отметку выставляется красный шар. Это правило действует для всех разновидностей карамболя, кроме варианта с четырьмя шарами. Удар для раската производится с передней линии. При этом игроки становятся с разных сторон линии и одновременно бьют так, чтобы биток пошел в сторону задней линии, отразился и вернулся обратно. Тот игрок, чей биток остановится ближе всего к переднему борту, получает право начального удара. Шар должен коснуться заднего борта в обязательном порядке, касания иных бортов не имеют значения. Правда, в некоторых ситуациях раскат считаается проигранным в любом случае, если:
. Шар попал на половину стола, на которой производит раскат противник;
. Не произошло касания заднего борта;
. Биток вылетел за пределы стола
. Биток ударился о красный шар.

Порой оба игрока нарушают правила раската или нет возможности определить, чей шар оказался ближе, тогда раскат повторяется снова. Обязательным правилом является одновременность удара, однако это не означает, что раскат должен производиться синхронно в ту же секунду.

После получения права начального удара игрок выбирает белый шар, который будет использовать в качестве битка. После выбора сплошного белого или помеченного точками шара этот шар используется в течение всей игры. В карамболь может играть несколько человек. Тогда в качестве битка выбирается тот шар, который в прошлой игре не использовался для удара. Последнее правило не действует для разновидности карамболя с 4 шарами.



Расстановка шаров при игре в карамболь

Перед игрой на заднюю отметку выставляется красный шар, на переднюю - биток игрока, который проиграл раскат. Также на расстояние не ближе 6 дюймов от передней линии выставляется биток победителя раската. Расстояние вычисляется от центра битка. Для карамболя с 4 шарами применяется иная схема.
При проведении начального удара необходимо в обязательном порядке коснуться красного шара, а после этого битка противника. В случае обратного или сокращенного порядка удар признается неправильным, а серия игрока прерывается. Очко, которое было набрано в результате неверной комбинации, не засчитывается. Порядок проведения дальнейших ударов не регламентируется, поэтому в качестве первого прицельного шара можно использовать красный шар, биток противника или розовый шар в карамболе с четырьмя шарами.

Ограничения накладываются на положение игрока. Во время соприкосновения наклейки кия с битком хотя бы одна нога должна находиться на полу. При этом игрок не допускается к партии, если его ноги обуты в предметы, которые используются для иных целей, или обычная обувь слишком большого размера и формы относительно ноги.

Удар не засчитывается, если какой-либо шар или биток все еще двигался. При этом вращение шара на одном месте считается движением. Удар выполняется только после полной остановки всех прицельных шаров и битка.

Удар считается не завершенным до тех пор, пока хоть один шар находится в движении. Только после полной остановки прицельных шаров и битка производится оценка корректности удара: оцениваются позиции шаров, количество соударений.

Во время или перед выполнением удара запрещается касаться шаров предметами одежды, сопутствующими игре инструментами, а также любыми частями кия. Исключение составляет наклейка кия, если она одета на сам кий. В этом случае нарушения не будет при условии, что касание произошло только битка, которым в данный момент необходимо было нанести удар. Другой вопрос, что от такого случайного касания сомнительно, что получится комбинация. Поэтому даже касание наклейкой практически всегда приводит к нарушению правил и прерыванию серии.

Нарушением считается двойное касание битка или любого прицельного шара. Также запрещено касание битком прицельного шара одновременно с касанием битка с наклейкой кия.

Удар может расцениваться судьей как фол, если касание наклейки кия с битком было слишком длительным. В этом случае удар квалифицируется как пропих шара и не засчитывается. Кроме того, нарушением считается удар, при котором биток выскакивает за пределы стола.

В зависимости от типа карамболя и сложившейся ситуации наказания могут незначительно отличаться, однако есть несколько правил, которые выполняются неукоснительно:
. В случае нарушения правил, серия игрока прерывается;
. Набранные в результате нарушения правил очки не засчитываются.

При ударе по битку в место, значительно ниже центра, может происходит подскок битка, который выражается в отрыве шара от поверхности стола. Иногда это результат ошибки или непрофессионализма игрока, но порой прием может использоваться для обхода шара, который значительно мешает траектории. Конечно, это довольно сложный прием и его исполнение практически никогда не приносит результата, но правила подобные моменты запрещают. Кроме того, нарушением считается момент, когда касание битка произошло какой-либо частью кия, кроме одетой наклейки. В большинстве случаев подобные касания против правил происходят случайно, но порой это может привести к более выгодному стратегическому положению шаров на столе. Если судья полагает, что удар частью кия или касание предметом является не случайным, то судья предупреждает игрока о замеченном нарушении. В случае повторения ситуации игрок автоматически признается проигравшим.

Иногда происходит так, что шары двигаются без явного касания под воздействием физических законов, вибрации стола и т.д. В этом случае шары остаются на своих новых позициях, а игра продолжается. Во время игры каждый отвечает за собственные сопутствующие предметы - машинку, мел, приспособление для установки кия и любые другие, которые игрок принес с собой на игру - поэтому случайное касание и падание предмета является нарушением правил и наказывается по общим канонам.

Выскочившие шары

Любой шар, который после фронтального удара или рикошета вылетает за пределы стола и оказывается на полу или борте, считается выскочившим . Впрочем, если шар самостоятельно вернулся на стол, он не считается вылетевшим. Главное, чтобы шар вернулся исключительно под действием собственных показателей вращения или криволинейного движения: возвращение от касания с игроком или предметом на борте позиционируется как вылет. Стоит отметить, что стол должен быть выполнен по правилам, которые строго регламентируют составные части. В случае нарушения целостности игрового стола касание шара о лишние части не считается возвращением шара на стол. Вылетевшие шары выставляются на поле по особым правилам, но только после полного прекращения движения битка и прицельных шаров.

Иногда происходит так, что положение шаров на столе нарушается не по вине игрока. Любое стороннее вмешательство, как то физическое влияние окружающей среды, толкание игрока и т.д. не позиционируется как нарушение правил. В этом случае игровая позиция восстанавливается судьей или игроками на неофициальных матчах с максимальной точностью. После игра продолжается в том порядке, какой был установлен до нарушения игровой позиции.

Отыгрыш не наказывается в том случае, если после контакта битка с прицельными шарами, хотя бы один шар достиг борта. Правда, в США официально запрещены на соревнованиях преднамеренные отыгрыши. Кроме того, правилами запрещается совершать несколько отыгрышей подряд. Причем количество отыгрышей считается для всей партии, а не серии конкретного игрока. Т.о, если серия заканчивается отыгрышем, другой игрок должен начать игру с результативного удара (не действует для трехбортного карамболя по версии Ассоциации бильярда США)

После нарушения правил или преднамеренного отыгрыша серия прерывается. Следующий выход игрока должен начинаться с результативного удара. В случае, когда это правило нарушается, даже если отыгрыш прошел по всем правилам, игрок получает фол (не практикуется в трехбортном фоле).

После вылета шаров производится их выставление на стол по определенным правилам. Биток выставляется на переднюю отметку. В случае если последняя занята, биток попадает на заднюю и среднюю линию в зависимости от положения шаров. После вылета белого прицельного шара действия повторяются.
Несколько иное положение дел при вылете красного шара. Первоначально он выставляется на заднюю отметку. Если последняя занята, то выставление происходит на переднюю или заднюю отметку, в зависимости от игровой ситуации.

В случае, когда вылетает прицельный шар и биток, то устанавливается следующий порядок выставления: первоначально выбирается позиция для битка (по вышеописанным правилам), далее выбирается позиция для красного шара. То же правило действует для ситуации с вылетом обоих прицельных шаров. Порой случается так, что после вылета биток занимает отметку, на которую необходимо выставить прицельный шар. В этом случае первым на стол попадает шар, отметка которого, обозначенная правилами выставления, не занята. Оставшийся прицельный шар выставляется, исходя из правил выставления, при одной или нескольких занятых отметках.

– это одна из разновидностей бильярдной игры, а еще так называется удар, после которого шар (биток) по которому наносится удар кием, поочередно соприкасается с двумя прицельными шарами.

Инвентарь для игры в Карамболь:

Стол

На столе для игры в карамболь отсутствуют лузы. Стандартная длинна игрового поля составляет 2840 (± 5)мм., а ширина 1420 (± 5) мм. В основе игровой поверхности стола лежит грифельная плита толщиной от 45 мм. Высота резиновых бортов ограничивающих игровое поле равна 37 (± 1) мм.

Сукно

Сукно для карамболя грубое, изготовленное из чистой камвольной шерсти, такое сукно дает наименьшее сопротивление качению и придаваемому вращению шара. цвет сукна, как правило, зеленый.

Шары

Набор шаров для карамболя состоит из трех шаров (один белый шар, один белый шар с черными или красными точками или чисто желтый шар, а также красный шар). Размер шаров для игры в карамболь равен 61 – 61,5 мм в диаметре, вес шара 205 – 220 граммов. Различие в массе между шарами из одного набора не должно превышать два грамма.

Кии для игры в карамболь могут быть любого размера и конструкции (цельный, составной), они могут быть изготовлены из любого материала. В одной встрече игрок может играть несколькими киями.

Общие правила игры в карамболь:

Расстановка шаров

При расстановке шаров шар красного цвета выставляется на заднюю отметку, биток оппонента ставится на переднюю отметку, а биток игрока выставляется на переднюю линию на расстоянии не больше 15 сантиметров от передней отметки.

Начальный удар в карамболе

Начальный удар должен быть выполнен так, чтобы биток вначале соприкоснулся с красным шаром. Во всех последующих ударах биток может соприкасаться с красным и белым (желтым) шаром в любой последовательности.

Отыгрыш в карамболе

При выполнении отыгрыша нужно, чтобы после касания битка и прицельного шара хотя бы один из них соприкоснулся с бортом. Правилами запрещено отыгрываться два раза подряд.

Выставление шаров в карамболе

В случае, когда биток после удара останавливается за пределами игровой поверхности стола, его выставляют на переднюю отметку, если передняя отметка занята биток ставится на заднюю отметку, если заняты и передняя и задняя отметки шар выставляется на среднюю отметку. Если после удара за пределами игровой поверхности стола оказывается белый (желтый) прицельный шар его выставляют на стол по тому же принципу, что и биток. Если после выполненного удара за пределами игровой поверхности стола оказывается красный прицельный шар, его выставляют на стол в зависимости от занятости отметок по принципу задняя отметка – передняя отметка – средняя отметка. Когда после выполненного удара за пределами игрового поля оказываются два шара (биток и прицельный шар), биток выставляется в первую очередь, а затем выставляется прицельный шар, выставление происходит по вышеуказанным правилам. В том случае, когда после произведенного удара за пределами игрового поля оказываются оба прицельных шара, их выставляют на стол в соответствии с указанными выше правилами. При этом если место одного из прицельных шаров занимает биток, то сначала выставляется тот прицельный шар, место которого не занято, а затем на среднюю отметку выставляется второй прицельный шар. Ну а в случае если после совершенного удара пределы игрового поля покидают сразу все три шара, их выставляют на стол как при выполнении начального удара.

Биток вплотную к прицельному шару

Когда после удара биток останавливается вплотную к прицельному шару игрок, выполняющий следующий удар может:

— выставлять соприкасающиеся шары: красный на заднюю точку, свой биток на переднюю точку, а биток оппонента на центральную точку. Когда соответствующая отметка занята, шар выставляется на точку, которая предназначена мешающему прицельному шару;

— выполнить удар в сторону от прицельного шара, другими словами биток должен соприкоснуться с бортом или свободным прицельным шаром, после чего соприкоснуться с прицельным шаром, с которым до этого стоял вплотную.

Биток вплотную к борту

Когда после удара биток останавливается вплотную к борту игрок, выполняющий очередной удар может играть от этого же борта, но если правилами предусмотрено обязательное количество соударений с бортами, то первое соударение с этим бортом не засчитывается. Все последующие соударения с этим бортом учитываются.

Смысл игры заключается в наборе определенного количества очков быстрее своего оппонента. За каждый правильно выполненный удар игроку прибавляется одно очко. Удар считается результативным и за него начисляется очко если:

— биток соприкоснулся, по меньшей мере, с одним бортом, после чего поочередно соприкоснулся с двумя прицельными шарами;

— биток вначале соприкоснулся с одним из прицельных шаров, после чего отразился от борта и коснулся второго прицельного шара.

Основные правила: Каждый результативный удар дает право на выполнение еще одного удара. За каждый не правильный удар у игрока его исполнившего забирается одно очко.

Трехбортный карамболь

Цель игры аналогична с игрой в однобортный карамболь.

Удар считается результативным и за него начисляется очко если:

— биток соприкоснулся, по меньшей мере, с тремя бортами, после чего поочередно коснулся двух прицельных шаров;

— биток ударился о первый прицельный шар, после чего коснулся, как минимум, трех бортов, и затем соприкоснулся со вторым прицельным шаром;

— биток ударился о борт, после чего соприкоснулся с одним из прицельных шаров, а затем, отразившись еще, как минимум, от двух бортов, коснулся второго прицельного шара;

— биток отразился от двух бортов, ударился о прицельный шар, после чего коснулся еще одного борта и другого прицельного шара.

Основные правила трехбортного карамболя : В том случае, когда в результате совершенного удара за пределами игровой поверхности стола оказываются один или несколько шаров объявляется штраф. При выполнении отыгрыша, когда прицельный шар расположен вплотную к борту необходимо, чтобы после соприкосновения битка с прицельным шаром тот бы дошел до другого борта или же сам биток коснулся любого борта. Результативный удар дает право на следующий удар. Если игрок совершил ошибку, право удара переходит к его оппоненту, при этом очки с его счёта не списываются.

Открытая партия

При ударе битку не обязательно касаться бортов. Каждый результативный удар приносит игроку одно очко. По углам стола отчерчены зоны треугольной формы, в границах одной зоны разрешается сделать только один карамболь, после чего нужно выполнить удар, при котором хотя бы один из прицельных шаров покинет эту зону для возможности дальнейшего продолжения серии ударов. В том случае если один из прицельных шаров после удара не выкатился за пределы зоны, удар переходит к другому игроку, штраф не накладывается.

Игровая поверхность стола разделяется на девять квадратных зон (шесть квадратов 47×47 сантиметров у каждого из коротких бортов) и три прямоугольные зоны. В каждой отдельной зоне играется исключительно один карамболь собравшимися в ней шарами, при этом один из прицельных шаров обязан покинуть эту зону. Затем покинувший зону шар можно вернуть в ту же зону для игры очередного (и вновь только 1-го) карамболя. Разметка игрового поля стола на зоны во время проведения официальных турниров может быть выполнена начертанием на сукне тонких линий, но все же, на практике делается это редко. Для чисто визуального определения границ зон вполне достаточно специальных меток (бриллиантов) в виде кружков или ромбов, нанесенных на окантовку бортов стола.

Игровая поверхность стола разделяется на шесть зон (одна продольная линия разделяет стол на две равные половины, еще две линии проходят поперек стола параллельно коротким бортам на расстоянии 74 сантиметра от них). В каждой отдельной зоне подряд разрешается играть уже два карамболя.

Карамболь с фишками

Карамболь с фишками весьма популярен в Италии и других средиземноморских странах. В целом, правила карамболя с фишками очень похожи на правила однобортного карамболя. Главной особенностью этой разновидности карамболя являются пять фишек используемых в игре. Фишки представляют из себя деревянные кегли 7 – 9 миллиметров в диаметре, высота фишек 25 — 30 миллиметров. Одна из фишек называется «король», она выделяется другим цветом или немного крупнее остальных фишек. Кегли устанавливаются в центре стола в форме креста (вдоль осевых линий), расстояние между фишками немного превышает диаметр шаров, в центр креста ставят «короля». Очки набираются не только по принципу однобортного карамболя, но еще и за счет сбивания при этом фишек. Больше всего очков можно заработать, умудрившись сбить «короля» не задев при этом остальные фишки. Сбитые фишки перед очередным ударом заново выставляются на стол.

Артистический карамболь

Артистический карамболь отличается от всех остальных видов карамболя тем, что при игре в артистический карамболь игрок обязан производить удары с четко обозначенным, для каждого конкретного удара, числом и поочередностью соударения битка с прицельными шарами и бортами. Перед каждым ударом шары на столе выставляются определенным образом. В определенных ситуациях на игровую поверхность стола могут быть выставлены одна или несколько фишек, которые определяют траекторию движения шаров.

На выполнение удара игроку отводится 3 попытки, за каждый удачно выполненный удар ему начисляется 4 – 11 очков, точное количество очков зависит от сложности того или иного удара. Собрание позиций для отдельного соревнования определяется путем случайного выбора из 76 обязательных. В случае, когда во время удара выполнены все его условия, но при этом какой-либо из шаров остановился за пределами игровой поверхности стола, удар не засчитывается.

Для удачного выполнения ударов во многих позициях игрокам приходится использовать приемы (невероятные резки, сильные вращения битка), которые не часто применяются в остальных видах карамболя и других разновидностях бильярдной игры. Именно из за этого такие удары часто именуют трюковыми или артистическими, отсюда и название самой игры.

Данный материал появился на нашем сайте благодаря компании Solar-Tech. Эти ребята занимаются внедрением альтернативных источников энергии в Украине. Среди множества услуг предоставляемых компанией можно особо выделить продажу и установку

Для игры используются столы без луз, длиной 2,84 м, шириной 1,42 м (±5 мм). Основой стола является грифельная плита, толщиной не менее 45 мм. Игровая поверхность ограничена резиновыми бортами, высотой 37 мм (±1 мм) в точке наибольшего выступания. Максимальная ширина борта - 12,5 см (±1 см), цвет - матовый, гармонирующий с цветом сукна.

Сукно используется для покрытия бильярдных столов с 15 века. Сегодня бо́льшая часть сукна для карамбольных столов делается из грубой ткани, сделанной из стопроцентной камвольной шерсти, выкрашенной в зелёный цвет. Такое сукно является «быстрым», то есть обеспечивает достаточно маленькое сопротивление катящимся шарам. Зелёный цвет сукна используется с 16 века. По одной из версий, такой цвет был выбран для имитации травяного покрытия. Однако он выполняет и более практичную функцию. Зелёный цвет не раздражает глаза человека, что позволяет проводить более долгие матчи, не вызывая усталости глаз.

Бильярдные шары за время своего существования делались из множества материалов: глины, дерева, слоновой кости, различных пластиков и даже стали. Доминирующим материалом с 1627 года была слоновая кость. Необходимость замены этого сырья более современным стала очевидной в начале-середине ХХ века, и обуславливалась экономической эффективностью производства, а также угрозой истребления слонов.

Современные шары делаются из фенолоальдегидных полимеров или других упругих пластмасс. Диаметр шаров для карамболя колеблется от 61 до 61,5 мм, масса - от 205 до 220 гр. Разница в весе между самым легким и самым тяжёлым шаром в комплекте не должна превышать 2 грамм. В комплект входит три шара: однотонный белый биток, белый биток с красными или черными точками (также допускается однотонный жёлтый шар) и прицельный шар красного цвета.

Для игры в карамболь разрешается использовать кии из любых материалов и любых размеров. Они могут быть как цельными, так и составными. Игрок имеет право использовать несколько киёв в одном матче.

Общие правила

Расстановка шаров

Красный шар ставится на заднюю отметку. Биток соперника - на переднюю отметку. Биток игрока - на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.

Начальный удар

При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного шара в любом порядке.

При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром один из них коснулся борта. Запрещается отыгрываться 2 раза подряд.

Выставление шаров

Если биток покинул пределы стола, он выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята - на центральную точку). Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше. Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если пределы стола покидают сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе.

Биток вплотную к прицельному шару

    В этом случае игрок имеет право:
  • Выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток - на переднюю отметку и биток соперника - на центральную отметку. Если соответствующая точка занята, то шар выставляется на отметку, предназначенную для мешающего прицельного шара.
  • Произвести удар в сторону от прицельного шара, то есть биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную.

Биток вплотную к борту

Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определённое число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не учитывается. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.

Разновидности карамболя

Однобортный

Цель игры - набрать определённое количество очков раньше соперника. За результативный удар начисляется одно очко.

  • биток коснулся как минимум одного борта, а затем последовательно двух прицельных шаров;
  • биток коснулся прицельного шара, затем борта, а затем другого прицельного шара.
Основные правила: За каждую ошибку со счёта игрока списывается одно очко. Результативный удар позволяет продолжить подход.

Трёхбортный

Цель игры та же, что при игре в однобортный карамболь.

    Удар считается результативным, если:
  • биток коснулся как минимум трёх бортов, а затем последовательно двух прицельных шаров;
  • биток коснулся прицельного шара, затем трёх бортов, а затем другого прицельного шара;
  • биток коснулся борта, затем прицельного шара, затем еще двух бортов, а после этого другого прицельного шара;
  • биток коснулся двух бортов, затем прицельного шара, затем еще одного борта, а после этого другого прицельного шара.
Основные правила: Если в результате удара один или несколько шаров покидают пределы стола, объявляется фол. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта. Результативный удар позволяет продолжить подход. Если игрок допустил ошибку, право удара переходит к сопернику (очки со счёта не списываются).

Открытая партия

Особенности:
При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. За результативный удар начисляется одно очко. В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к сопернику, но штраф не взимается.

Особенности:
Стол делится на 9 зон: шесть квадратов у коротких бортов со стороной 47 см и три прямоугольных зоны. В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров (красный или биток противника) должен покинуть зону. Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (снова только одного) карамболя.

Особенности:
Стол делится на 6 зон: одна линия делит стол пополам вдоль длинных бортов, две другие параллельны коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.

Артистический карамболь

Удар массе вокруг фишки
В данной разновидности карамболя игрок должен выполнять удары со строго определенным для каждого случая количеством и последовательностью соударений битка с прицельными шарами и бортами. Для каждого удара шары выставляются в определенную позицию. Также в некоторых положениях на стол может выставляться одна или несколько фишек для определения траектории движения шаров.
Для выполнения удара играющему дается три попытки. В зависимости от степени сложности, за каждый успешный удар начисляется от 4 до 11 очков. Набор позиций для каждого соревнования определяется путем случайной выборки из 76 обязательных. Если один из шаров в результате удара покинул пределы стола, удар считается неудачным, даже если все прочие условия выполнены.
Для успешного удара в большинстве позиций используются приемы (экстремальные резки, удары массе́), которые чаще всего не находят применения в других разновидностях карамболя и прочих играх на бильярде. Поэтому такие удары зачастую называют трюковыми или артистическими, отсюда название игры.
По артистическому карамболю с 1986-го года проводятся чемпионаты мира. Самое большое количество очков, когда-либо набранное игроком на этих соревнованиях, 374, заработал француз Жан Ревершо в 1992-м году. В финале чемпионата 2008-го года в Бельгии турецкий игрок Хаси Арап Яман в упорном пятисетовом матче переиграл титулованного испанца Хавьера Фонеллосу.

Похожие статьи