Безопасность полета: кислородные маски. Как пользоваться и как все устроено

26.09.2019

Во время перелета на воздушном судне бортпроводники проводят краткий инструктаж безопасности, в котором всегда упоминается о наличии кислородных масок для пассажиров, закрепленных на верхней панели. Зачем нужны эти приспособления, и в какой ситуации ими следует воспользоваться?

Кислородные маски выпадают автоматически в случае снижения уровня давления в самолете, что может произойти в результате легких повреждений лайнера, приводящих к разгерметизации салона.

В масках есть небольшой запас кислорода, которого хватит не более чем на 15 минут. Однако этого времени вполне достаточно для снижения самолета на безопасную высоту, при которой уровень кислорода в салоне стабилизируется.

Кислородная маска также может пригодиться в случае задымления салона при возникновении аварийной ситуации. Впрочем, если на борту случится взрыв, такой аксессуар вряд ли сможет спасти жизнь пассажирам. При таких обстоятельствах разгерметизация салона происходит мгновенно, что влечет потенциальную угрозу для жизни всех пассажиров и членов экипажа, без исключения.

Отправляясь в полет на лайнере, лучше думать о хорошем, и не забывать данные статистики, согласно которым вероятность крушения самолета ничтожно мала.

Правила эксплуатации кислородной маски в аварийной ситуации

Маски в самолете закреплены на верхней панели. Случайное выпадение этого аксессуара исключено. Если из специального отсека выпала кислородная маска, значит, в салоне произошла аварийная ситуации, поэтому нужно принимать срочные меры для личной безопасности!

  • Незамедлительно надеть маску и следовать командам бортпроводника.
  • Во время путешествия с ребенком в первую очередь следует надеть кислородную маску маленькому пассажиру. Если не среагировать моментально, из-за нехватки воздуха малыш может потерять сознание и помочь ему в такой ситуации никто не сможет.
  • Кислородные маски автоматически подают кислород после надевания, поэтому никаких дополнительных манипуляций проводить ненужно.
  • Не стоит паниковать. Экипаж приложит все усилия, чтобы не допустить крушения лайнера. При небольших повреждениях корпуса самолета выполняется резкое снижение высоты, пугающее многих пассажиров, ведь в такой ситуации можно подумать, что самолет падает, не оставляя шансов на спасение. Но все же постарайтесь сохранять спокойствие и не делать поспешных выводов! Резкое снижение высоты полета выполняется с целью стабилизации давления в салоне, оптимального для человеческого организма.

Что будет, если не надеть кислородную маску

Последствием столь халатного отношения к собственной безопасности становится гипоксия, развивающаяся в первые секунды после разгерметизации салона, находящегося на большой высоте.

Симптомы гипоксии: нехватка кислорода, головокружение, тошнота. Из-за недостатка воздуха в головном мозге человека происходят необратимые изменения, что в конечном результате приведет к летальному исходу.

Кислородная маска на борту лайнера - важный аксессуар, необходимый для обеспечения дополнительной безопасности пассажирам при аварийной ситуации. В случае ее выпадения из верхней панели действуйте незамедлительно, ведь она может спасти вашу жизнь!

На той высоте, где летают пассажирские самолеты, воздух настолько разряженный, что им невозможно дышать. А того запаса кислорода, который есть внутри герметично закрытого самолета, хватит примерно на 15-25 минут полета, в зависимости от количества пассажиров, которые им дышат. В этой статье мы разберемся, откуда в самолете берется воздух во время полета.

Откуда берется воздух во время полета

Вы все прекрасно знаете, что дышать во время полета можно. Это заслуга компрессоров, которые буквально сжимают воздух из атмосферы, и плотность кислорода в нем повышается до тех отметок, на которых кислорода уже вполне достаточно для обычного дыхания здорового человека. То есть воздух в самолете берется за бортом, но перед тем, как первый раз его вздохнете, он проходит через компрессор.

На некоторых самолетах существуют и альтернативные источники подачи воздуха. Например химические. Данные источники способны химическим путем вырабатывать плотный воздух, которого будет достаточно для дыхания. В самолетах эти системы редко используются как основные, так как их запас сильно ограничен. Но подобные системы используются как основные в ракетных технологиях, а также в космических станциях. Однако там уже совершенно иные условия и иная физика процессов.

Воздух во время полета

Воздух во время полета, безусловно, необходим – иначе бы люди весь рейс сидели бы в кислородных масках и дышали из баллона. Воздух необходим и пилотам, которые управляют воздушным судном. Но больше всего воздух нужен двигателями. Так как, если бы они не работали, то вопрос о нехватке воздуха для людей в небе, просто бы не стоял, так как самолет не смог бы даже взлететь.

Двигатели работают от сжигания топлива. А топливо сжигается только при окислении воздухом. А значит, что воздух в любом случае есть, но на высоте полета, он, разумеется, разряжен. Дышать таким воздухом практически невозможно, но кислород там присутствует.

Во всех самолетах, которые способны подниматься на высоты примерно 7-10 километров есть специальная система кондиционирования воздуха. Данная система похожа на бытовые вытяжки, например такие как эти http://m.ua/kata/216/gunter-hauer/ , только засасывает она воздух не внутри самолета, а снаружи, и гонит его внутрь. Но таким воздухом было бы невозможно дышать, так как он сильно разряжен.

Обычный пассажир видит кислородную маску только во время предполетного инструктажа, да и то большинство почему-то во время их демонстрации смотрит куда-то по сторонам. А зря! Однажды маска может вам очень сильно помочь, а как и почему – мы сейчас расскажем.

Сама возможность летать быстро для самолета обусловлена сниженным сопротивлением воздуха: чем дальше от Земли, тем меньше его плотность (т.е. меньше на единицу объема молекул кислорода, азота и других газов, из которых состоит воздух). То есть, чем выше мы летим – тем выше возможная скорость.

Быстрые реактивные самолеты летают на высотах 10-12 км (а сверхзвуковые летали и вовсе на высотах 16-18 км), но плотность воздуха на таком расстоянии от Земли настолько низкая, что, окажись вы такой высоте, то примерно через 15 секунд потеряли бы сознание от кислородного голодания, а если бы вас оттуда быстро не вынесли, то, скорее всего, и вовсе умерли бы через несколько десятков минут, а если бы и остались живы, то долго бы лечили последствия гипоксии, баротравмы, высотной или декомпрессионной болезней: с этим не шутят.

Поэтому самолеты имеют герметичный фюзеляж, в котором во время полета поддерживается гораздо более высокое давление, чем за бортом. Отвечают за это две системы: СКВ (система кондиционирования воздуха) забирает воздух от компрессора двигателя, охлаждает, увлажняет его и под давлением подает в салон, а САРД (система автоматического регулирования давления) стравливает лишнее давление, поддерживая его на оптимальном уровне.

На протяжении полета давление в салоне разное. Когда самолет находится на земле, оно соответствует атмосферному давлению в аэропорту. При наборе высоты оно падает, в определенный момент фиксируется, а при снижении снова возрастает. Измеряется это давление неожиданно в метрах и называется “высотой в кабине” (cabin altitude) – то есть, если давление соответствует обычному атмосферному на такой-то высоте, то говорят: “высота в кабине столько-то метров”.

Максимально допустимой высотой в кабине считается 8000 футов (2,44 км), она поддерживается в старых самолетах (например, Ту-154, Boeing-727), в более современных она ниже (например, 6000 в Airbus A320, 6900 в Boeing-767), хотя не всегда – например, в Boeing-747 стандартная высота в кабине (5000) ниже, чем в Airbus A330 или Boeing-777.

Именно из-за изменения давления при наборе высоты и снижении закладывает уши. И чем выше “высота в кабине”, тем сильнее. По этой же причине на борт нельзя проносить аэрозольные баллоны и т.п. – они просто могут взорваться.

Почему бы не сделать высоту в кабине всегда равной высоте на земле? Можно. Такой самолет даже есть – это бизнес-джет SyberJet SJ30 . Более крупный самолет, однако, потребует для этого более прочных материалов, что или увеличит его массу и потребует более мощных двигателей с более высоким расходом топлива, или потребует использования гораздо более дорогих материалов – в общем, причина в любом случае в дороговизне.

Так вот. В силу разных причин (неисправность САРД, потеря герметичности фюзеляжа и т.п.) давление может начать падать – то есть, высота в кабине может начать повышаться, и дышать будет все труднее и труднее. Тут-то и помогут маски: они на большинстве современных самолетов выбрасываются автоматически из верхних панелей или спинок впереди стоящих кресел при превышении определенного предела (чаще всего 14000 футов), а на более старых типах самолетов еще на более низкой “высоте” (около 10000) срабатывает сигнализация и маски спешно разносит бортпроводник.

Пассажиры в момент выбрасывания масок обычно пугаются и демонстрируют полную неспособность запомнить предполетный инструктаж: маску нужно не только плотно прижать к носу и рту, но еще и дернуть за нее – только тогда открывается предохранительный клапан и кислород начинает поступать. Времени на раздумья нет – падение давления может быть очень резким и быстрым, и счет действительно идет на секунды. Именно поэтому всегда говорится о том, что сначала нужно надеть маску на себя, а затем на ребенка: если сначала инстинктивно броситься спасать ребенка, то вы имеете большой шанс остаться без сознания и оставить малыша беспомощным, просто не успев ему помочь.

Именно для детей (а также на случай того, что в момент разгерметизации кто-то из пассажиров или экипажа будет перемещаться по салону) предназначена “лишняя” маска – то есть, если кресел в блоке три, то масок на некоторых рядах – четыре. Именно поэтому пассажиров с детьми сажают на определенные места, а с двумя детьми не сажают рядом: кому-то в этом случае не хватит маски, так что самовольно пересаживаться все-таки не стоит, лучше заранее

Долго дышать через маску в любом случае не придется: химический генератор кислорода работает около 15 минут: за это время экипаж (кстати, кабина пилотов герметична и ее система подачи кислорода независима от пассажирской) должен успеть снизиться до безопасной высоты, т.е. 8000 футов, и заняться уходом на запасной аэродром. Не бойтесь, в панике искать его пилотам не потребуется: список (для каждого участка) заранее подготавливается при составлении плана полета. Не стоит бояться и быстрого снижения, при котором гарантированно (и крайне неприятно) заложит уши: самолет не падает, а быстро снижается. Дыма в салоне бояться тоже не стоит – это, скорее всего, облако конденсата, образовавшееся при разгерметизации, либо следствие срабатывания пиропатронов, активирующих подачу кислорода на некоторых типах ВС.

«В случае потери давления в салоне, с верхней панели упадут кислородные маски. Закрепите свою собственную маску, и только потом помогите это сделать другим.»

Мы столько раз слышали эту фразу, что уже знаем наизусть. Однако, на самом деле эти загадочные устройства используются крайне редко. Так для чего нужны кислородные маски в самолете, при каких обстоятельствах они выпадают и сколько кислорода содержат?

На , воздух разрежен и уровень кислорода очень низкий. Благодаря специальной технике, в салоне искусственно поддерживается давление, эквивалентное высоте 2000 метров над уровнем моря. Для сравнения, это высота, на которой расположены Мехико и Богота.

Изменение уровня давления — это серьезная и потенциально опасная проблема. Если разгерметизация салона произойдет внезапно, скажем, в результате взрыва, это может уничтожить самолет. К счастью, подавляющее большинство случаев декомпрессии происходит в результате более легких повреждений, дающих экипажу время для маневра.

Как только давление в салоне падает ниже определенного порога, кислородные маски выпадают автоматически. Плохая новость в том, что кислорода в них хватает лишь на 12-15 минут. А хорошая — обычно этого времени пилоту достаточно, чтобы опуститься на безопасную высоту, примерно 1000 метров. Поэтому, если выпали кислородные маски и самолет начал резко терять высоту — это не потому, что он падает, а потому, что экипаж делает то, что должен.

Что будет, если не надевать кислородную маску?

В считанные секунды после разгерметизации салона у пассажиров начинается гипоксия (недостаток кислорода в организме). Ее симптомы — головокружение, легкая тошнота и … чувство эйфории. Конечно же, оно обманчиво, и в этом состоит главная опасность.

Многие пассажиры, пережившие , рассказывали, что в первые секунды им казалось, что все хорошо, и они не нуждаются в кислороде. На самом деле, в резко снижающемся самолете у человека есть не более 18 секунд «полезного сознания». Если за это время организм не получит необходимого ему кислорода, это может вызвать повреждение мозга или даже смерть. Поэтому не стоит тянуть с одеванием кислородной маски в самолете.

И, наконец, откуда берется кислород. Если быть точным, это не совсем кислород в обычном понимании, как, например, в баллонах для . Кислородные резервуары слишком тяжелые и громоздкие, поэтому в самолете используется более сложная система.

Панель над каждым сиденьем содержит коктейль из химических веществ, которые при сгорании выделяют кислород. Как правило, это перекись бария , хлорат натрия , хлорат калия , а также некоторые составляющие пиротехнических изделий. Потянув маску на себя, вы активируете химический процесс, который невозможно прервать или остановить, пока все не сгорит (около 12-15 минут, как было сказано выше).

Если вдруг почувствуете запах гари — не пугайтесь, это не пожар, а последствия химической реакции. Безопасна ли вдыхаемая смесь? Относительно. Есть шансы вместе с кислородом вдохнуть небольшие частички химической пыли. Однако, в сравнении с гипоксией, это меньшая из бед…

Похожие статьи