Врожденные и наследственные заболевания органов слуха. Наследственная тугоухость: как развивается и можно ли от неё избавиться? Общие принципы терапии

30.06.2020

Анализ возрастной характеристики детей на момент выявления нарушений слуха показал, что 33% детей ставят на учет в возрасте от 3 до 7 лет, т. е. позже критического возраста (1-2 года), дети, взятые на учет от 1 года до 3 лет, составляют 21%, а выявляемость детей с нарушениями слуха до одного года жизни составляет 4%.

Это связано со многими факторами, но особенно с несвоевременным обращением родителей к врачу, непростительным откладыванием педиатром или ЛОР-врачомаудиологического обследования ребенка (даже при своевременном обращении родителей), а зачастую -- с неполным исследованием или низким его уровнем. В определенной степени это зависит от отсутствия современной диагностической аппаратуры. По данным зарубежных авторов, средний возраст ребенка, когда выявляется врожденная (ранняя) тугоухость, при недейственности скрининговых программ составляет 18-30 мес, и это только при наличии глубоких, двусторонних потерь слуха, без учета слабых и средних потерь.

В связи с этим анализ этиопатогенеза врожденной тугоухости, своевременное выявление этой патологии приобретают первостепенную значимость.

Формирование органа слуха у плода начинается уже с пятой недели внутриутробной жизни и продолжается в течение всего периода беременности.

К 20-й неделе беременности внутреннее ухо плода созревает до размера внутреннего уха взрослого человека. Доказано, что именно с этого момента плод начинает различать частоту и интенсивность звука. Однако созревание височной области коры головного мозга, «ответственной» за слуховое восприятие, продолжается как минимум до 5-6 лет жизни ребенка.

Причины, приводящие к врожденной тугоухости, весьма разнообразны. В зависимости от того, на какой отдел органа слуха было оказано патологическое воздействие, может возникать кондуктивная (поражение звукопроводящего аппарата -- наружное и среднее ухо), сенсоневральная (страдают рецепторный аппарат улитки или проводящие пути и кора головного мозга при ретрокохлеарномсенсоневральном поражении) тугоухость. Степень изменения слуха -- от незначительного снижения до полной глухоты -- зависит от силы патогенного фактора, сроков и продолжительности его действия, а также от сочетания различных факторов. При сочетанном поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего отделов наблюдается смешанная форма тугоухости.

В структуре всей детской тугоухости 91,4% этой патологии составляют сенсоневральные поражения, 7,1% -- кондуктивные. В последние годы отмечается тенденция к смешиванию этих форм.

Основными причинами, приводящими к кондуктивной тугоухости, являются заболевания наружного слухового прохода, барабанной полости и слуховой трубы (в том числе и пороки развития). В большинстве случаев тугоухость и глухота новорожденных и грудных детей носят сенсоневральный характер.

У детей с проявлениями тугоухости может иметь место и сложный дефект: поражение слухового отдела периферического анализатора и патология центральной нервной системы. Это сочетание объясняется как общностью происхождения и свойств рецепторов улитки и нервной системы, так и патологическими механизмами формирования нарушений слуха. Неблагоприятные факторы в большинстве случаев оказывают влияние не только на слуховой анализатор, но и на различные отделы головного мозга.

Факторы, ответственные за развитие нарушений слуха у детей, т. е. причины тугоухости, в зависимости от момента воздействия подразделяются на антенатальные, интранатальные и постнатальные.

Антенатальные и интранатальные этиологические факторы ведут к формированию врожденных поражений слуха, постнатальные -- к ранней тугоухости. Все нарушения слуха у ребенка, возникшие в перинатальный период, считаются врожденными. Отмечены наследственные факторы нарушения слуха, когда тугоухость или глухота наблюдаются у кого-то из близких родственников ребенка; до 50% глухих детей имеют патологию наследственного характера.

Наследственные потери слуха включают в себя большую разновидность генетических синдромов. Идентификация генов, ответственных за потерю слуха, возможна, однако генетически точный диагноз удается установить редко.

При генетической патологии тугоухость чаще проявляется на первом-втором десятилетии жизни и усугубляется с возрастом, а при рождении ребенка дифференциальная диагностика синдромальных и несиндромальных поражений слуха затруднена.

Среди антенатальных неблагоприятных факторов, действующих на плод во внутриутробный период, отмечают:

  • -патологическое течение беременности (токсикозы I и II половины, нефропатия, угроза прерывания, анемия, резус-сенсибилизация и др.);
  • -вирусные и бактериальные инфекционные заболевания матери во время беременности, к которым в первую очередь относятся цитомегаловирусная и герпетическая инфекции, грипп, краснуха, токсоплазмоз;
  • -соматические заболевания матери (сахарный диабет, холестеринемия, сердечно-сосудистые заболевания, болезни почек и др.);
  • -лечение матери во время беременности ототоксическими препаратами антибиотиками (аминогликозидовый ряд), диуретиками (фуросемид, этакриновая кислота), салицилатами;

употребление алкоголя, наркотиков, курение, воздействие ряда сельскохозяйственных и промышленных веществ, а также радиации во время беременности и др.

К интранатальным причинам относятся:

  • -действие неблагоприятных факторов в процессе родов, приводящих к асфиксии новорожденного, внутричерепной родовой травме;
  • -стремительные или затяжные, преждевременные роды;
  • -ягодичное, тазовое или лицевое предлежание;
  • -хирургические пособия в родах (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор, кесарево сечение);
  • -кровотечение в родах, отслойка плаценты, угроза разрыва матки и др.

Какой тип наследственной тугоухости наиболее часто встречается?

Около 75% всех случаев наследственной тугоухости относятся к рецессивным несиндромальным формам нарушения слуха (РННС) или рецессивной несиндромальной тугоухости.

При рецессивном типе наследования ребенок получает от каждого из родителей один и тот же патологический вариант гена, который вызывает данную форму нарушения слуха (см. рис.). «Рецессивный» ген проявляется лишь в паре с другим таким же геном. При этом родители ребенка не страдают нарушением слуха, так как они имеют один нормальный вариант данного гена в паре генов, полученных от своих родителей.

Тем не менее, они являются носителями гена рецессивной несиндромальной глухоты. Таким образом, у ребенка может быть нарушение слуха, тогда как его родители и все другие родственники имеют нормальный слух в любом возрасте.

Под несиндромальной формой понимают то, что снижение слуха не сопровождается другими признаками или заболеваниями других органов и систем, которые передавались бы по наследству вместе с тугоухостью, что имеет место при синдромальных формах (например, синдром Пендреда - это синдром, характеризующийся сочетанием нарушения слуха и нарушения функции щитовидной железы).

Когда же в идеале необходимо проводить диагностику слуха у малыша? По современным представлениям, которые подтверждаются данными наших исследований, диагностику целесообразно начинать в роддоме на третий-четвертый день жизни (в первые два дня в слуховом проходе еще могут сохраняться остатки околоплодных вод, первородной смазки, поэтому результаты более раннего исследования будут необъективными).

Существует современный, безболезненный, информативный (хотя, к сожалению, требующий дорогостоящей аппаратуры) скрининговый способ исследования слуха у новорожденного -- метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии. Диагностика обычно занимает 5-15 мин. Для регистрации задержанной вызванной отоакустической эмиссии используют вводимый в наружный слуховой проход зонд, в корпусе которого размещены миниатюрные телефон и микрофон.

Стимулами служат широкополостные акустические щелчки с частотой повторения 20-50 с. Отражаемый микрофоном ответный сигнал усиливается и направляется в компьютер через аналого-цифровой преобразователь. Исследования проводятся во время сна ребенка. Степень тугоухости и топика поражения обследованных детей определяются методом регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов. Данные методы являются высокоинформативными при проведении аудиологического скрининга новорожденных.

Излечение дефекта слуха у ребенка зависит, во-первых, от причин тугоухости или глухоты и, во-вторых, от того, насколько рано этот дефект удалось диагностировать. Нарушение слуха у новорожденных детей может быть стойкого или транзиторного характера.

Окончательное заключение о наличии или отсутствии врожденной (или ранней) тугоухости (даже при использовании в диагностике объективных методов исследования слуха) рекомендуется делать не ранее двух, но не позднее трех месяцев жизни ребенка.

кондуктивный тугоухость наследственный глухота

хромосомы. Американские учёные К. Грейдер и Э. Блэкберн проводили исследование с целью выяснить, не участвует ли в формировании ДНК теломер какой-то неизвестный до этого времени фермент. В Рождественский день 1984 г. К. Грейдер обнаружила признаки ферментативной активности в клеточном экстракте. Обнаруженный энзим Э. Блэкберн и К. Грейдер назвали теломера-зой. После его выделения и очистки ученые установили, что он состоит не только из протеина, но и РНК, которая содержит ту же последовательность, что и теломера. Таким образом, РНК служит шаблоном для построения теломеры, в то время как белковый компонент фермента необходим непосредственно для ферментативной деятельности. Теломераза удлиняет ДНК теломеры, обеспечивая платформу, которая в свою очередь позволяет ДНК-полимеразам скопировать хромосому по всей длине без потери генетической информации. Таким образом, хромосома при копировании не укорачивается.

Е. А. Чистякова

Наследственные аномалии зрения и слуха -генетические основы, лечение и профилактика

Проблема здоровья людей и генетика тесно взаимосвязаны. Ученые-генетики пытаются ответить на вопрос, почему одни люди подвержены различным заболеваниям, в то время как другие в тех же условиях остаются здоровы. В основном это связано с наследственностью каждого человека, т. е. свойствами его генов, которые находятся в хромосомах.

Наследственность всегда представляла собой одно из наиболее труднообъяснимых явлений в истории человечества. Ёще в древности люди бессознательно пользовались генетическими методами в разведении растений и животных, а в отношении человека имелись жизненные наблюдения, относящиеся к наследованию разнообразных признаков: цвета волос, глаз, формы уха, носа, губ, роста, телосложения, наследование уродств, наблюдаемых у представителей одной семьи.

Многие ученые выдвигали свои гипотезы о возникновении наследственных патологий. Однако их предположения не были основаны на научных наблюдениях. В XX в. с развитием науки «генетика» было выяснено и научно подтверждено, что такие патологии имеют наследственную природу. Изучением наследственных болезней занимается наука, получившая название «медицинская генетика».

Актуальность данной темы обусловлена недостаточной изученностью этиологии (причин и условия возникновения заболеваний) и патогенеза (механизма возникновения и развития болезней) врождённых аномалий зрения и слуха. Данные заболевания имеют различные формы. Вкратце рассмотрим каждую из них.

1. Наследственные аномалии с одновременным нарушением зрения и слуха или слепоглухота - врождённые или приобретённые в раннем возрасте (до овладения речью) слепота и глухота, а также связанная с отсутствием слуха немота. Без специального обучения слепоглухонемой ребёнок умственно не развивается, не приобретает элементарных навыков самообслуживания. Поэтому для слепоглухих возможность развития реализуется в процессе специального обучения.

Наиболее распространённые синдромы наследственных сочетанных аномалий зрения и слуха: синдромы Ушера, Маршалла, Тричера Коллиза, Крузона, Альпорта.

2. Наследственные аномалии слуха без нарушения зрения.

Врожденные пороки развития наружного и среднего уха в детском возрасте встречаются довольно часто. В среднем в нашей стране ежегодно рождается до 400-500 детей с такой патологией. Среди различных видов детской ЛОР-патологии врожденные пороки развития уха составляют примерно 5-6 %.

Психическое развитие глухого ребенка различно в зависимости от того, является ли его глухота врожденной, потерял ли он слух на ранних этапах онтогенеза. Систематика нарушений сенсорной сферы учитывает критерии времени и степени поражения. Среди детей с недостаточностью слуха выделяются:

1) глухие: а) рано оглохшие; б) поздно оглохшие;

2) слабослышащие: а) с относительно сохранной речью; б) с глубоким недоразвитием речи.

Заболевания, при которых наблюдаются аномалии в развитии слуха: макротия с атрезией наружного слухового прохода, синдромы Пендреда, Ричардса-Рандаля, Джервелла и Ланге-Нильсена, Ваа-денбурга.

3. Аномалии зрения без нарушения слуха.

Некоторые закономерности нарушения зрения сходны с нарушениями слуха. При наследственном заболевании ребенок не получает некоего запаса зрительных представлений. Возникают затруднения в «возникновении» вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов, могут вести к задержке в освоении пространства и некоторой деятельности. Первые манипуляции и отдельные действия с предметом появляются у слепых детей только после двух лет.

Нарушение зрения в раннем возрасте, даже на уровне слабо-видения, вызывает и недоразвитие психомоторной сферы: отмечается слабость акта хватания, запаздывает дифференциация движений, наблюдают застывание либо, наоборот, ненужные стереотипные движения головы и рук.

Однако совсем по-иному складывается развитие ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте. Имеющийся прошлый опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий.

Среди детей с недостаточностью зрения выделяют:

а) тотально слепых;

б) частично видящих;

в) слабовидящих.

Частота выявляемой врождённой патологии органа зрения составляет 2-4 %. Генетические изменения являются причиной слепоты у детей в 50 % случаев.

Наиболее часто встречаемые наследственные заболевания, ведущие к слабовидению или слепоте: синдромы Ригера, Альстре-ма, Ленца, Аперта, Марфана.

Таким образом, мы видим, что болезни с наследственной предрасположенностью - это большая разнообразная группа заболеваний, развитие которых обусловлено взаимодействием определенных наследственных факторов (например, мутаций). В основе наследственной предрасположенности лежит широкий полиморфизм человеческой популяции по ферментам, структурным и транспортным белкам, антигенам, обеспечивающий генетическую уникальность каждого человека.

Благодаря прогрессу медицинской генетики и расширению представлений о характере наследования всевозможных заболеваний, проявления мутантных генов, стали намного яснее пути лечения, а самое главное - профилактика наследственных заболеваний - наиболее важная задача медицинской генетики. Она позволяет своевременно предупреждать появления на свет больных детей. Профилактика наследственных заболеваний осуществляется в основном через медико-генетические консультации и диагностические центры.

Общие подходы к лечению наследственных болезней сходны с подходами к лечению болезней любой другой этиологии. При лечении наследственной патологии сохраняется принцип индивидуализированного лечения. Этот принцип особенно важен, поскольку наследственные болезни обладают гетерогенностью, и с одной и той же клинической картиной могут протекать разные наследственные заболевания с разным патогенезом. В зависимости от генотипа, условий пре- и постнатального онтогенеза проявления мутаций у

конкретного индивида могут модифицироваться. В лечении наследственных болезней и болезней с наследственной предрасположенностью выделяют следующие направления:

Симптоматическое (действие на симптомы);

Хирургическое (коррекция, удаление или трансплантация органов и тканей);

Патогенетическое (действие на процессы, протекающие в организме при заболеваниях);

Этиологическое (или этиотропное - лечение, направленное на устранение причины возникновения заболевания).

Различают некоторые виды профилактики наследственной патологии.

1. Первичная профилактика подразумевает действия, которые предупреждают рождение больного ребенка. Это реализуется через планирование деторождения путем выбора оптимального репродуктивного возраста, отказа от деторождения в случаях высокого риска наследственной и врожденной патологии. Около 20 % всех наследственных болезней в каждом поколении - болезни, обусловленные новыми мутациями.

2. Вторичная профилактика осуществляется путем прерывания беременности в случае высокой вероятности заболевания плода или пренатально диагностированной болезни. Прерывание беременности в настоящее время является единственным практически пригодным методом профилактики при большинстве тяжелых и смертельных генетических дефектов.

3. Под третичной профилактикой наследственной патологии подразумевают коррекцию проявления патологических генотипов. С ее помощью можно добиться полной нормализации или снижения выраженности патологического процесса. Предотвращение развития наследственного заболевания включает в себя комплекс лечебных мероприятий, которые можно осуществлять внутриутробно или после рождения. В данном случае профилактические мероприятия тесно связаны с лечением наследственных болезней, и четкой границы между ними нет.

Органы слуха у человека имеют сложное строение, они позволяют не только воспринимать звуки, но и отвечают за равновесие. Болезни уха сопровождаются различными неприятными симптомами, если не начать своевременно лечение, можно полностью или частично лишиться слуха.

Боль в ухе — первый признак развития заболевания

Виды ушных заболеваний

Ухо состоит из наружного слухового прохода, ушной раковины и внутреннего уха, болезни могут начаться по разным причинам, иногда затрагивают сразу несколько отделов.

Основные виды ушных болезней:

  1. Патологии невоспалительного характера – отосклероз, болезнь Меньера, вестибулярный неврит, чаще всего имеют генетическое происхождение, хронический характер.
  2. Инфекционные заболевания – эти болезни лидируют среди ушных патологий, чаще всего их диагностируют у детей, поскольку у них слуховой проход короче, нежели у взрослых, инфекции распространяется быстро. В эту группу входят все виды отита.
  3. Грибковые инфекции (отомикозы) – условно-патогенные грибы могут поразить любой отдел органов слуха, болезнь чаще всего развивается на фоне травм, снижения иммунитета, онкологических болезней, после оперативного вмешательства, при нарушении обмена веществ.
  4. Ушные травмы – чаще всего встречаются у детей и спортсменов. В эту группу относят повреждение раковин во время удара, ушиба, укуса, наличие инородных тел в ушном проходе, ожоги, баротравмы. Отдельное место занимает отгематома – кровоизлияние между надкостницей и хрящом, при котором начинается процесс нагноения тканей.
Заболевания могут протекать как самостоятельная болезнь, или в виде осложнений после других патологий, не связанных с ушами.

Названия болезней ушей

Большинство ушных заболеваний имеют схожую клиническую картину, проявляются в виде болевого синдрома, зуда, жжения, покраснения кожи, выделений, ухудшении слуха. При сильном воспалительном процессе наблюдается ухудшение работы вестибулярного аппарата – нарушается координация, головокружение, тошнота, рвота.

Инфекционная патология, при которой происходит поражение слухового канала, нарушается процесс вентиляции в барабанной полости, развивается средний катаральный отит. Причина болезни – проникновение патогенных микроорганизмов из носоглотки и верхних дыхательных путей.

Евстахиит — поражение слухового канала

Симптомы:

  • боль, ощущение присутствия воды внутри уха, при движении дискомфорт усиливается;
  • снижение слухового восприятия;
  • повышение температуры свидетельствует о развитии гнойного процесса.

Наиболее опасная ушная патология – глухонемота. Врождённая форма возникает ещё в утробе из-за вирусных инфекций у матери, приобретённая развивается у детей до трёх лет, как осложнение других заболеваний, при воздействии некоторых лекарств.

Инфекционная патология, характеризуется воспалением сосцевидного отростка височной кости, наличием гнойного процесса, возникает при распространении инфекции из среднего уха. Основные возбудители – палочка инфлюэнцы, пневмококки, стафилококки, стрептококки.

Мастоидит это инфекционное заболевание

Признаки заболевания:

  • высокая температура;
  • признаки сильной интоксикации;
  • ухудшение слухового восприятия;
  • боль пульсирующего характера;
  • ушная раковина отекает, слегка оттопыривается;
  • появляются гнойные выделения из уха.

Внезапный приступ головокружения часто свидетельствует о начале воспалительного процесса во внутреннем ухе.

На фоне заболевания происходит сужение и поражение кровеносных сосудов, нарушается кровоснабжение, у полости уха скапливается жидкость. Точные причины развития патологии пока не выявлены, некоторые специалисты считают, что болезнь имеет вирусное происхождение, другие врачи придерживаются наследственной теории. Триггерные факторы – нарушения в работе сосудов, низкий уровень эстрогенов, изменение водно-солевого баланса.

Болезнь Меньера — накопление жидкости в ушном лабиринте

Клиническая картина:

  • шум в ушах, заложенность;
  • головокружение, тошнота;
  • ухудшается равновесие;
  • громкие звуки вызывают раздражение.

Болезнь Миньера считается неизлечимой, терапия направлена на продление стадии ремиссии. Пациентам следует придерживаться бессолевой диеты, отказаться от пагубных привычек, избегать воздействия ультрафиолета.

Неврит слухового нерва (кохлеарный неврит)

Болезнь относится к патологиям неврологического характера, причины болезни – воспалительные процессы в носоглотке, травмы, шейный остеохондроз, сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, атеросклероз, травмы головного мозга.

Кохлеарный неврит — воспаление слухового нерва

Симптомы:

  • ухудшение слуха;
  • мелькание чёрных пятен перед глазами;
  • тупые головные боли;
  • шум в ушах;
  • приступы головокружения.

Если запустить заболевание, начнётся некроз тканей слухового нерва, что приведёт к полной необратимой потере слуха.

Отиты и тимпаниты

Воспалительный процесс в различных отделах органов слуха, наиболее распростраёенное заболевание ушей, развивается как осложнение гриппа, простуды, ангины, синусита, травм ушей. Чаще всего диагностируют у детей и людей преклонного возраста.

Виды и симптомы отитов:

  1. При органической форме на внешней части слухового прохода появляются фурункулы, которые развиваются в сальных железах, волосяных фолликулах, заболевание сопровождается резкой болью, увеличением околоушных лимфатических узлов, на месте лопнувших гнойников образуются язвы. Диффузный отит развивается при поражении уха вирусами, бактериями, грибками, появляются гнойные выделения, ухо краснеет, чешется, прикосновение сопровождается болью, неприятные ощущения усиливаются при открывании рта.
  2. Средний отит – развивается при проникновении в ушную полость патогенных микроорганизмов, которые раздражают евстахиеву трубу. На начальной стадии заболевания , которая отдаёт в голову, повышается температура, ухудшается слуховое восприятие. Вторая стадия сопровождается гнойными выделениями, при этом боль исчезает, температура снижается. Исчезновение гноетечения на фоне сильного снижения слуха свидетельствует о начале третьей стадии болезни.
  3. Лабиринт – воспаление внутреннего уха, сопровождается приступами головокружения, ухудшением равновесия, тошнотой, рвотой, шумом в ушах. По мере развития патологии меняется цвет кожных покровов, возникает дискомфорт в области сердца.
  4. Мезотимпанит – разновидность гнойного отита, симптомы схожи с воспалением среднего уха, гной выделяется периодически.
  5. Эпитимпанит – тяжёлая форма отита, при которой кость гниёт, разрушаются стенки среднего уха, гнойные выделения имеют резкий неприятный запах, боли сильные и продолжительные.

Прогревание уха при отите можно проводить только при отсутствии температуры и гнойных выделений.

При наружном отите увеличиваются околоушные лимфоузлы

Грибковая инфекция, поражает перепонки и слуховой проход, возбудители болезни – дрожжеподобные и плесневые грибы.

Отомикоз — грибковое поражение уха

Отосклероз — наследственное заболевание

Основные симптомы:

  • головокружение;
  • шум и звон в ушах;
  • снижение слуха.

Отосклероз передаётся по наследству только по женской линии, эффективный метод лечения – протезирование.

Болезнь начинается, когда воспалительный процесс из среднего уха распространяется на сосуды и синусы, расположенные в височной кости, диагностируют её чаще у молодых людей. При патологии проявляются симптомы, которые несвойственны ушным заболеваниям.

При отогенном сепсисе воспаляется среднее ухо

Признаки отогенного сепсиса:

  • лихорадочные состояния, озноб;
  • тахикардия;
  • одышка;
  • повышенная утомляемость;
  • ухудшение аппетита и сна.

Перед началом медикаментозной терапии проводят дренаж для удаления гнойных масс.

Излишнее скопление серы наблюдается при неправильном проведении гигиенических процедур, чрезмерном синтезе ушного секрета – пробка закупоривает слуховой проход, постепенно отвердевает.

Ушная пробка закупоривает слуховой канал

Симптомы:

  • аутомия;
  • ухудшение слуха;
  • заложенность уха и ;
  • кашель и головокружение появляются, если сгусток раздражает стенки ушного прохода.

Часто признаки ушной пробки проявляются после водных процедур – сгусток серы набухает, заслоняет весь просвет.

Травмы уха

Чаще всего повреждение происходит на фоне механических повреждений, может пострадать один или несколько отделов органов слуха, при нарушении целостности перепонки человека беспокоит тошнота, сильно кружится голова.

При травмах ушей часто кружится голова

Баротравма возникает при перепадах давления, болезнь проявляется у взрывников, высотников, людей, которые работают на большой глубине. Сначала человек ощущает удар, затем возникает болевой синдром, при разрыве перепонки идёт кровь.

Ушные новообразования доброкачественного характера образуются на месте рубцов, ожогов, дерматитов, локализуются на наружном или среднем ухе. Злокачественные опухоли могут появиться после гнойного отита, при метаплазии.

Новообразования возле ушей

К какому врачу обратиться?

Диагностикой и лечением ушных заболеваний занимается . При необходимости может потребоваться консультация , .

Отиатр занимается проведением операций на органах слуха, сурдолог устраняет проблемы со слухом.

Методы диагностики

Большинство ушных заболеваний опытный специалист может диагностировать при осмотре и опросе пациента. Но если клиническая картина врачу не до конца ясна, он назначит другие методы диагностики. Приборы для исследования органов слуха можно рассмотреть на фото.

Специальная трубка для осмотра слухового канала

Методы выявления ушных заболеваний:

  • отоскопия – изучение слухового прохода и барабанной перепонки при помощи специальной трубки;
  • аудиометрия – измерение остроты слуха, определение слуховой чувствительности к волнам различной частоты;
  • тимпанометрия – в ушной проход вводят зонд, после чего специалист измеряет объём слухового прохода, периодически изменяя давление внутри уха;
  • рентген – позволяет оценить состояние структуры всех отделов органа слуха;
  • КТ – метод позволяет увидеть травмы, смещение костей, выявить воспалительные и инфекционные патологии, опухоли, абсцессы;
  • УЗИ – проводят для выявления новообразований, очаги инфекции, размеры и характеристики слухового прохода;
  • бактериальный посев для определения эффективных антибактериальных препаратов;
  • клинические, биохимические и серологические исследования крови на предмет выявления инфекционных заболеваний.

Все методы исследования безболезненны, специальная подготовка требуется только для анализов крови – сдавать их нужно на голодный желудок, последний приём пищи должен быть за 10–12 часов до исследования.

Возможные осложнения

Основное последствие ушных заболеваний – полная или частичная потеря слуха, которая может иметь обратимый и необратимый характер. Если не начать лечение своевременно, инфекция начнёт распространяться в лимфатические узлы, ткани головного мозга.

Последствия болезней уха:

  • сепсис головного мозга, менингит;
  • нарушение целостности барабанной перепонки;
  • абсцесс уха и головного мозга;
  • злокачественные и доброкачественные новообразования;
  • паралич лицевого нерва;
  • тугоухость.

Запущенные формы заболеваний практически всегда приводят к инвалидности, в некоторых случаях возможен летальный исход.

Если вовремя не лечить заболевания уха, то может развиться паралич лицевого нерва

Лечение болезней уха

Список ушных патологий и симптомов их проявления очень велик, поэтому правильно диагностировать болезнь и составить схему лечения сможет только врач. Всегда проводят комплексную терапию, которая направлена на устранение воспалительного процесса, болевого синдрома и других неприятных симптомов, предотвращение развития осложнений, продление стадии ремиссии при хронических формах заболевания.

Основные группы лекарственных препаратов:

  • обезболивающие – Нурофен;
  • антибактериальные капли и таблетки – Нормакс, Отофа, Флемоксин Солютаб;
  • антисептические средства – Мирамистин, Фурацилин, Диоксидин;
  • системные препараты для лечения отомикоза – Нистатин, Леворин;
  • гормональные препараты – Гидрокортизон;
  • ферменты – Лидаза, Химотрипсин;
  • обезболивающие и противовоспалительные ушные капли – Отизол, Отипакс;
  • сосудосуживающие капли для устранения отёка носоглотки – Пиносол, Синуфорте, Виброцил;
  • средства для размягчения серы – Ремо-вакс.

Отипакс — противовоспалительные капли для ушей

При лечении перфоративных и гнойных отитов нельзя использовать стероидные противовоспалительные препараты, в терапии применяют антибактериальные средства из группы фторхинолонов – Нормакс, Ципромед. Дополнительно назначают муколитики для скорейшего устранения гноя – Синупрет, Эреспал.

В лечении заболеваний невоспалительного характера медикаментозная терапия малоэффективна, для устранения дисфункции используют лазер, радиоволны, ультразвук, эндоскопию, криохирургию.

Профилактика

Чтобы избежать ушных заболеваний, необходимо соблюдать правила гигиены, беречь органы слуха от негативного воздействия внешних факторов, особенно во время терапии и после болезни, своевременно лечить заболевания носа, горла, грибковые патологии.

Как предотвратить заболевания уха:

  • не чистить уши твёрдыми, посторонними предметами;
  • ватными палочками очищать только внешний край уха – органы слуха способны самоочищаться, поэтому не нужно пытаться удалить серу внутри слухового прохода;
  • защищать уши от холода, ветра;
  • во время плаванья и ныряния надевать защитную шапочку, чтобы предотвратить проникновение воды в ухо;
  • чаше всего осложнения на уши даёт грипп, ангина, синусит, поэтому лечить эти болезни следует незамедлительно;
  • стараться реже пользоваться наушниками;
  • посещать ЛОР врача 1–2 раза в год для профилактического осмотра.

Быстро избавиться от ушной пробки поможет простое упражнение – нужно несколько минут пожевать жевательную резинку, потом аккуратно несколько раз потянуть мочку уха вниз. Такой метод подходит для небольших пробок, в противном случае потребуются специальные лекарственные средства, или помощь ЛОРа.

Лучшая профилактика воспалительных заболеваний – крепкий иммунитет, закаливание, сбалансированное питание, активный и здоровый образ жизни помогут избежать не только ушных инфекций, но и других серьёзных заболеваний.

Самсонов Ф. А., Крапухин А. В.

Речь как одна из важнейших функций головного мозга не является врожденной, как некоторые элементарные формы нервной деятельности, а развивается по законам условных рефлексов. Ее развитие связано с развитием и усовершенствованием мозга. На основе сигналов первой системы и врожденных безусловных рефлексов в коре головного мозга создаются условные связи между различными отделами мозга и голосовым аппаратом. Нервные импульсы из области речедвигательного анализатора через черепномозговые нервы приводят в движение органы речи. Обратная связь от периферии к центру осуществляется по кинестетическому и слуховому пути. На основе такой системы обратных связей формируется вторая сигнальная система, которая поддерживается функцией первой сигнальной системы (особенно функцией слухового и зрительного анализаторов).

Итак, для нормальной речи и ее развития у ребенка необходимо:

а) нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров;

в) нормальный слух, который необходим не только для восприятия и подражания речи окружающих, но и для контроля собственной речи.

Анатомические и функциональные особенности нервной системы, дыхательного аппарата, губ, языка, неба и других органов, их специфическое развитие находится под контролем наследственных факторов, которые образуют полигенную систему. Таким образом, можно утверждать, что голос и речь как признаки индивидуума определяются полигенной наследственной системой.

Для изучения генетической детерминированности и социального влияния на развитие речи обычно используется близнецовый метод.

По данным Н. А. Крышовой и К. М. Штейнгарт (1969) временные характеристики речи при многократном повторении одного и того же слова совпадают у однояйцевых близнецов. При усложненных речевых заданиях, требующих приобретенный индивидуальный опыт, эти временные характеристики у близнецов отличаются, но в меньшей степени, чем в контрольной группе неродственных людей, то есть, как элементарная, так и более сложная речевая деятельность имеет врожденную обусловленность у близнецов. При значительном генотипическом сходстве сроков развития речи определяется сходство и в характеристиках функциональной деятельности речедвигательного анализатора.

Крайние варианты становления речи у детей также в большей степени зависят от наследственных факторов. Известно, что раннее становление речи, как и позднее (в 2-2,5 года), прослеживается в отдельных семьях на протяжении нескольких поколений, для которых средовые условия были одинаковыми. Это подтверждается и при изучении времени становления речи у близнецов.

С определенной вероятностью, можно говорить о наследственной обусловленности легкости и трудности у детей в овладении чтением и письмом. О влиянии наследственного фактора в понимании природы некоторых форм дислексии и дисграфий говорит Reinhold в работе «Врожденная дислексия» (1964). Он отмечает, что детям по наследству от родителей передается незрелость мозга в отдельных его областях, которая проявляется в специфических функциональных расстройствах. В таких случаях несколько членов семьи страдают дислексией и дисграфией.

Наследственная задержка речи, то есть отсутствие нормальной речи у ребенка в возрасте 3-х лет, по данным М. Зеемана наблюдается в 20,6% всех случаев позднего развития речи. Автор наблюдал семьи, в которых задержку речевого развития можно было проследить в трех поколениях, чаще всего по линии отца. А. Митринович-Моджеевская (1965) указывает, что лица с запоздалым развитием речи, как правило, бывают левшами; это наблюдается чаще у мужчин, а им дефект передается от отца. По данным некоторых авторов, причиной запоздалого развития речи является задержка процесса миэлинизации двигательных и ассоциативных нервных волокон в центральной нервной системе. Этот процесс обычно начинается раньше у девочек, чем у мальчиков. Факт наследственного характера задержки речевого развития подтверждается и наблюдениями над однояйцевыми близнецами.

С помощью клинико-генеалогического метода нами обследованы дети из приготовительного и первых классов в школе-интернате № 96 Москворецкого района г. Москвы (старший логопед школы - А. В. Крапухин; в работе принимали участие студенты-логопеды дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина Заикина В. П. и Дубовик И. Э.). Среди обследованных около 18% детей с задержкой речевого развития имели наследственную отягощенность по этому речевому дефекту. Часто запоздалое развитие речи прослеживалось в родословной в сочетании с другими дефектами речи (дислалия, брадилалия и др.). Приводим родословную семьи Р., в которой задержка речевого развития отмечалась у нескольких членов семьи (см. рис. 1).

Отсутствие речи (немота) как следствие наследственной глухоты, то есть глухонемота, как правило, не сопровождается органическими поражениями речевого аппарата (периферический и центральный отделы). Поэтому отсутствие речи в этом случае полностью обусловлено наследственной (врожденной) патологией органа слуха.

Заикание.

Все многообразие этиологических факторов, с которыми авторы связывают возникновение заикания, можно разделить на два вида: предрасполагающие и вызывающие. К первым относят: патологическое протекание беременности и родов, наследственность в плане передачи слабого типа высшей нервной деятельности; соматическую ослабленность ребенка, особенно в первые три года жизни; неблагоприятную, нервозную обстановку в семье, а также речевое недоразвитие и дислалии, хотя последние также являются результатом действия патогенных факторов. Все предрасполагающие факторы сводятся к одному - изменение в работе нервной системы, возникшее на ранних стадиях ее формирования.

Среди вызывающих факторов бесспорно первое место занимает психическая травма, чаще проявляющаяся в форме испуга. Из других причин следует отметить неблагоприятное речевое окружение (контакт с заикающимися) и черепно-мозговые травмы. Известно, что только определенное сочетание предрасполагающих и вызывающего факторов играет роль в экологии каждой болезни. Можно предполагать, что в этиологии некоторых форм заикания любой вызывающий фактор (или сочетание факторов) внешней среды может оказаться решающим, если он воздействует на организм с определенным генотипом.

На роль наследственной предрасположенности в возникновении заикания указывают многие авторы. Так, М. Зееман считает, что заикание в 1/3 случаев передается по наследству, и приводит статистические сведения других авторов: Гуцман - в 28,8% случаев определил наследственность заикания; Тром-нер - в 34 %; Малдер и Надолечный в 40 %; Мигинд - в 42%; Седлачкова - в 30,9 % случаев. Автор отмечает, что выявление заикания в родословной при опросе родственников затруднительно, т. к. многие часто стесняются признаться, что они заикались сами или заикание наблюдалось у их родных.

При обследовании 100 заикающихся учеников той же школы № 98 г. Москвы (в работе принимала участие студентка Благова Е. В.) нами установлено, что большую часть составляют мальчики (69%). Наследственный фактор в этиологии заикания обследуемых можно было отметить в 17% случаев, причем передача дефекта прослеживалась по линии отца. В качестве примера приводим родословную Сергея С.

В развитии семейного заикания нельзя не учитывать влияние одинаковых неблагоприятно действующих факторов, но следует думать и о значении специфической предрасположенности, которая может проявляться не только в виде заикания, но и другими дефектами речи (тахилалия, задержка речевого развития, дислалия), вегетативной и эмоциональной неустойчивостью и т. д.

Простые статистические вычисления наследственности при заикании дополняются данными, полученными при обследовании близнецов. Оказалось, что проявление наследственности у однояйцевых близнецов отличается от проявления ее у двуяйцевых. Из общего числа 31 пары однояйцевых близнецов М. Зееман (11 собственных наблюдений) отмечает заикание одного близнеца только в одной паре, в других случаях заикались оба близнеца. Другие соотношения были обнаружены у двуяйцевых близнецов: из 8 пар обследованных близнецов заикался только 1 близнец, хотя у 4 пар страдал заиканием один из родителей.

Дислалия.

Произношение звуков речи, освоенное путем подражания, зависит от свойств раздражителя - объекта подражания, от полноценности воспринимающих его аппаратов (слуха, кинестезического чувства), от способности к воспроизводству такого же акта (М. А. Пискунов, 1962). Мышечная система органов артикуляции участвует в акте произношения вместе с другими мышцами тела, то есть речевая артикуляция связана с общей моторикой организма. Моторная одаренность как биологический фактор предрасполагающего характера определяет точность и четкость нервно-мышечной деятельности (артикуляпии), которая развивается и совершенствуется в процессе индивидуального развития под воздействием внешней среды.

Артикуляторные расстройства у детей после 5-летнего возраста чаще наблюдаются у мальчиков, чем у девочек, и также чаще наследуются по мужской линии. Известны случаи, когда в трех поколениях одной семьи были лица с идентичной особенностью произношения звука «Р». Наследственный характер дислалий подтверждается случаями одинакового дефекта звукопроизношения у обоих однояйцевых близнецов.

Л. Н. Ильина (1971) обследовала 123 семьи с семейными формами речевых расстройств (заикание, дислалия, недоразвитие речи) и установила при клинико-генеалогическом исследовании, что в семьях, где имеются дети с нарушениями речи, идентичные речевые расстройства наблюдаются и у родителей. Интересно, что заикание по линии матери передавалось чаще мальчикам, а по линии отца - с одинаковой частотой и мальчикам и девочкам. У сибсов отмечены одинаковые дефекты речи в виде нарушения темпа, ритма, фонетики, лексики, контекстного изложения. Однояйцевые близнецы (11 пар) имели подобные нарушения речи, а также изменения в психическом, неврологическом и соматическом состоянии. Конкордантность по речевым нарушениям, по автору, равна 80%. При анализе родословных установлено, что речевые расстройства начинаются в определенном возрасте и передаются по доминантному типу.

Особенности слуха.

Краткая характеристика

Виды слуха

Релативный слух - способность улавливать различие между звуками различной высоты и интервалов.

Музыкальный слух - с пособность оценивать длительность звука (чувство ритма), определять интенсивность и тембр звука.

Абсолютный слух - способность безошибочно определять высоту отдельного звука.

Принцип аудиометрии

Аудиометрическое исследование слуха заключается в определении кривой порога слухового восприятия в зависимости от высоты и интенсивности сигнала. Аудиометрия дает возможность:

    определить остроту слуха в пределах полного диапазона слухового восприятия человеческого уха;

    иметь представление о соотношении между костной и воздушной звукопроводимостью;

    оценить пункт физиологической повышенной чувствительности к звукам, который находится на высоте 2048 Гц.

Что такое скотоматы?

Скотоматы - потеря слуха в виде островков глухоты.

В чем суть феномена выравнивания громкости?

Феномен выравнивания громкости заключается в следующем: если нормальное ухо воспринимает определенный слуховой раздражитель, интенсивность которого постепенно увеличивается, то степень слышимости равномерно возрастает; если сигнал усиливать, то слышимость его улучшается пропорционально усилению Феномен выравнивания громкости является патогномоничным для повреждения волосковых клеток кортиева органа и никогда не наблюдается при заболеваниях проводящего отдела.

Возрастные изменения в наружном ухе.

Наружный слуховой проход короткий и узкий, и в первое время расположен вертикально. У детей одного года наружный слуховой проход состоит их хрящевой ткани, и только в последующие годы основа наружного слухового прохода окостеневает. Барабанная перепонка толще, чем у взрослых, и расположена почти горизонтально.

Возрастные изменения в среднем ухе.

Полость среднего уха заполнена амниотической жидкостью, что затрудняет колебания слуховых косточек. Постепенно эта жидкость рассасывается и вместо нее из носоглотки через слуховую (евстахиеву) трубу проникает воздух. Слуховая труба у детей шире и короче, чем у взрослых, что создает особые условия для попадания микробов, слизи и жидкости при срыгивании, рвоте, насморке в полость среднего уха. Этим объясняется довольно частое воспаление у детей среднего уха – отит.

Возрастные изменения восприятия высоты звука.

У новорожденных низкая слуховая чувствительность, которая к 7 – 8 дням жизни увеличивается настолько, что образуются условные рефлексы на звуковые раздражители. К концу 2-го и началу 3-го месяцев слух становится отчетливым. В первые 3 месяца дети реагируют миганием на громкий звук, старше 3 месяцев – миганием на речь. С 6 месяцев дети прислушиваются к звукам. Однако при рождении органы слуха еще не полностью сформированы. Стенки слухового канала окостеневают к 10 годам, а развитие органов слуха в целом заканчивается полностью только к 12 годам.

Возрастные изменения остроты слуха.

Различение звуков, при разнице между ними на 17 музыкальных тонов, обнаруживается у детей в 3,5 месяца; на 13 – 14 тонов – в 4,5 месяца; на 7 – 10 тонов – в конце 5-го месяца. Далее точность анализа звуков быстро возрастает. На 6-м месяце образуются дифференцировки в 3 – 5 тонов, на 6 – 7-м – в 1 – 2 тона. К 6 – 7 месяцам тонкость слуха ребенка почти соответствует норме взрослого человека. Верхняя граница слуха у детей выше, чем у взрослых, и доходит до 22 тыс. Гц, а иногда да-же до 32 тыс. Гц. Максимальная острота слуха в 14 – 19 лет определяется по наименьшей величине порогов слышимости; у детей 7 – 13 лет и у молодых людей старше 20 лет она ниже. Временной порог слухового анализатора с возрастом уменьшается. В 8 – 10 лет он равен 12 – 15 мсек, в возрасте 25 лет – 3 – 5 мсек, т.е. в 3 – 5 раз меньше.

Слух на слова у детей ниже, чем на тоны, и ниже, чем у взрослых. В 6,5 – 9,5 лет порог слышимости для высокочастотных слов 17 – 24 дБ, а низкочастотных 19 – 24 дБ, у взрослых для низкочастотных слов – 7 – 10 дБ. При костном проведении звуков порог слышимости частот 10 – 12 тыс. Гц почти не изменяется с 7 до 39 лет. Верхняя граница костной проводимости наибольшая от 11 до 15 лет (больше 25 тыс. Гц), а у детей 6 – 10 лет она меньше (19 тыс. Гц).

Патология органа слуха.

Краткая характеристика

Классификация глухоты

Глухота – полная утрата (полная глухота) или наиболее резкая степень поражения слуха, при которой сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие неречевые звуки (свисток, гудок и т. д.) или хорошо знакомые слова, произнесенные громким голосом около уха (неполная глухота).

Глухота бывает двусторонней или односторонней.

Различают врожденную и приобретенную глухоту.

Нарушения слуха могут возникать в связи с патологическими изменениями: звукопроводящего и звуковоспринимающего отделов. В зависимости от локализации патологического процесса в слуховом аппарате, существует еще и третий тип нарушений, а именно заболевания, связанные с нарушением функции как звукопроводящего, так и звуковоспринимающего отделов. Таким образом, принято различать глухоту (или тугоухость):

1) проводимости;

2) восприятия;

3) смешанную.

Характеристика глухоты проводимости

Глухота проводимости возникает, когда акустические колебания задерживаются, если на их пути возникает препятствие или увеличивается акустическое сопротивление среды. Такое

явление можно наблюдать при наличии инородного тела или серной пробки в наружном слуховом проходе, при врожденном его заращении, при остром воспалении среднего уха, при неподвижности слуховых косточек (отосклероз), при повышении давления внутри лабиринта и т.д.

В случаях глухоты проводимости понижается низкий регистр аудиометрической шкалы. Пороговая слышимость среднего и высокого регистра может быть на уровне физиологической нормы.

Костная проводимость при этом лучше, чем воздушная.

Поражение звукопроводящего отдела слухового аппарата проявляется в нарушении слухового восприятия низких частот и улучшении слухового восприятия высоких частот. Низкие гласные ы, у, о больные слышат хуже, чем высокие и, е, а. Согласные, в состав которых входят низкие составляющие частоты: б, м, в, д, г и т.д., больные слышат хуже, чем согласные, характеризующиеся высокими составляющими частотами: с, ж, ш, ч, щ.

Слуховое восприятие низких тонов нарушено и составляет для 128 Гц – 40 дБ, для 256 Гц – 50 дБ, для 512 Гц – 65 дБ.

Характеристика глухоты восприятия

Глухота восприятия возникает при повреждении кортиева органа и окончаний волокон улитковой ветви слухового нерва. Обычно отмечается значительная потеря слуха, а нередко и полная глухота. Слуховое восприятие высоких тонов очень ограничено или же полностью отсутствует, а так как составляющие частоты артикулированных звуков относятся к высокому регистру тональной шкалы, то слуховое восприятие звуков речи резко ухудшается или же вообще отсутствует. Это в основном относится к маленьким детям, у которых ассоциационные процессы артикулированной речи в высших центрах нервной системы еще не закреплены.

В случаях врожденной глухоты сифилитического происхождения или связанной с дегенеративными процессами во внутреннем ухе поражение слухового аппарата часто бывает двухсторонним, хотя имеются, как правило, количественные различия между правой и левой стороной. Болезненный процесс часто бывает необратимым. Слуховое восприятие обычно ограничивается до трѐх или четырѐх тонов: 128, 256, 512 и иногда 1024 цикл/сек. Костная проводимость нарушается. Кривая костной проводимости лежит ниже кривой воздушной проводимости («положительный Ринне»), феномен выравнивания громкости является положительным и патогномоничным для поражения кортиева органа.

При исследовании воздушной проводимости, а чаще костной, обнаруживаются островки глухоты (скотоматы). Этот симптом является патогномоничным для поражений кортиева орга

на. У детей иногда приходится наблюдать понижение слуха функционального характера при заболеваниях, локализирующихся в звукопроводящем отделе слухового аппарата. Такого рода нарушения слуха поддаются специальному лечению. Низкие гласные: ы, у, о, больные слышат лучше, чем высокие – и, э. Больные плохо слышат или же вообще не слышат согласных, характеризующихся высокими составляющими частотами (с, з, ц, ш, ж, ч и т.д.). Согласная р является лучше всего слышимой, по всей вероятности, благодаря ощущению вибрации, хуже всего больные слышат, кроме перечисленных выше, звук – л.

Паталогия преддверно-улиткового нерва

Нарушения слуха, обусловленные патологическими изменениями в стволе преддверно-улиткового нерва. Чрезвычайно трудно проанализировать нарушения слуха, обусловленные патологическими изменениями в преддверно-улитковом нерве, особенно в тех случаях, когда они связаны с патологическими изменениями в кортиевом органе или же заболеваниями, локализирующимися в области основания черепа.

Воспаление преддверно-улиткового нерва наблюдается довольно-таки часто при различного рода инфекционных заболеваниях, и прежде всего при гриппе. Возникающая при этом глухота по своему характеру напоминает глухоту, связанную с заболеванием звукопроводящего отдела, однако симптом выравнивания громкости при этом отсутствует, не наблюдается также островковое нарушение слуха, аудиограмма порогового слухового восприятия характеризуется падением кривой в области высоких частот, кривая костной проводимости лежит ниже кривой воздушной проводимости. В случаях патологических изменений в преддверно-улитковом нерве благодаря лечению можно добиться значительного улучшения состояния, в то время как поражение кортиева органа является причиной стойких и необратимых изменений слуха.

Глухота центрального происхождения

Глухота центрального происхождения. Эта форма глухоты развивается при заболеваниях центральной нервной системы. Нарушения слуха при этом характеризуются следующими общими чертами:

1)они всегда двухсторонние;

2)снижение слышимости касается как низких, так и высоких тонов;

3)отсутствует феномен выравнивания громкости;

4)не удается обнаружить островковой потери слуха;

5)утрачивается способность различать высоту акустических раздражителей, их интенсивность, а также продолжительность (ритм), в связи с этим возникают речевые расстройства: мелодические, динамические и ритмические;

6)при довольно-таки большом остаточном слухе по отношению к простым тонам, а также звукам и шумам музыкальных инструментов отмечается значительное понижение слышимости артикулированных звуков, и в связи с этим становится трудным понимание разговорной речи; это относится, прежде всего, к нарушениям слуха коркового происхождения.

Характеристика глухоты смешанной

Этот тип глухоты встречается особенно часто. Смешанная глухота наблюдается чаще у детей, чем у взрослых. Заболевания звукопроводящего отдела приводят к дегенеративным изменениям в кортиевом органе. Нарушения слуха вначале имеют функциональный характер, однако с течением времени они закрепляются, приводя в конечном итоге к глухоте смешанного типа. Ухудшается воздушная проводимость всех тонов, причём более резко выражено понижение пороговой слышимости высоких тонов. Может улучшаться костная проводимость низких тонов,

однако по отношению к высоким тонам она резко снижена, а в некоторых случаях больные во-все не слышат высоких тонов через кость.

Одной из наиболее часто встречающихся форм смешанной глухоты, лучше всего изученной отологами и сравнительно легкой для диагностики, является та, при которой заболевание локализируется в кортиевом органе. Феномен выравнивания громкости при этом – положительный, а наличие стойких островков глухоты подтверждает диагноз.

Двухсторонняя смешанная глухота представляет собой самую тяжелую форму увечья слухового аппарата. Нарушается слышимость артикулированных звуков, состоящих как из высоких, так и из низких формантов. В далеко зашедших случаях больные утрачивают способность понимать разговорную речь.

Глухота, обусловленная паталогическими изменениями в наружном ухе

Патологические изменения в наружном ухе (воспалительные состояния, костные опухоли, серные пробки, инородные тела) вызывают глухоту проводимости. Врожденному заращению наружного слухового прохода при врожденных деформациях ушной раковины часто сопутствует не только деформация барабанной полости, но и недоразвитие внутреннего уха. В этих случаях глухота относится к смешанному типу.

Глухота, обусловленная паталогическими изменениями в среднем ухе

Значительную роль в патологии слуха играет воспаление межкосточковых суставов, которое может привести к ограничению подвижности слуховых косточек и часто сопровождается нарушением функции внутреннего уха. Неподвижность цепи слуховых косточек отрицательно сказывается на проводимости низких тонов; осложнения со стороны внутреннего уха, которые могут иметь функциональный характер, обуславливают нарушение восприятия высоких тонов. Возникает чрезвычайно сложная картина смешанной глухоты, которую не всегда легко проанализировать.

Патологические процессы, протекающие в верхней части барабанной полости, особенно в заднем отделе, являются самым большим препятствием для акустических раздражителей и обуславливают гораздо большую потерю слуха, чем процессы, локализирующиеся в средней, а также нижней части барабанной полости. Вследствие хронического воспаления среднего уха, сопровождающегося некрозом и деструкцией костной стенки барабанной полости и слуховых косточек, возникают очень глубокие нарушения слуха. Длительные поверхностные воспалительные процессы могут привести к развитию гипертрофических изменений в слизистой оболочке, что проявляется в образовании полипов, которые заполняют иногда весь просвет барабанной полости и даже наружный слуховой проход, что обуславливает дальнейшее углубление глухоты проводимости. Каждая форма воспаления среднего уха может осложняться заболеваниями внутреннего уха. Глухота в таких случаях, имеет смешанный характер, проводяще-воспринимающий.

Причинами перехода болезненного процесса на внутреннее ухо является:

    деструкция кости и в особенности образование холестеатомы;

2. распространение инфекции по кровеносным сосудам;

3. поражение слуховых клеток кортиева органа, вызванное понижением проводимости слуховых раздражителей в среднем ухе.

Нарушение проходимости Евстахиевой трубы

Нарушение проходимости Евстахиевой трубы является первопричиной изменений в среднем ухе. Оно может возникнуть вследствие:

1)отека на аллергической почве. В связи с этим нарушается регуляция давления воздуха в барабанной полости, что в свою очередь ограничивает подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек;

2)закупорки просвета жидкой пищей. Это происходит в случаях врожденных пороков развития неба, а также нарушения функции замыкающего глоточного кольца;

3)распространения воспалительного процесса из верхнего отдела глотки, что обуславливает сужение просвета Евстахиевых труб. Это, в свою очередь, препятствует нормальной регуляции воздуха в среднем ухе, а также оттоку отделяемого слизистой оболочки.

Степень поражения среднего уха в таких случаях бывает различной. Однако до кортиева органа доходят ослабленные звуковые сигналы, что в свою очередь оказывает тормозящее влияние на кору головного мозга. Задерживается умственное развитие ребенка и развитие речи. Отмечается также отрицательное влияние на психику.

Характеристика отосклероза

Отосклероз характеризуется двухсторонним поражением внутреннего уха, причём интенсивность болезненного процесса обычно бывает различной. Шум в ушах является чрезвычайно неприятным для больного и раздражающим его моментом, способствующим более глубокому нарушению слуха. В условиях тишины степень нарушения слуха увеличивается, в шуме – уменьшается. Периоды ремиссии могут продолжаться очень долго, иногда и несколько лет. Причиной неожиданного ухудшения состояния может быть целый ряд моментов: утомление, тяжелое и длительное заболевание и т.д., а у женщин – беременность, роды, кормление ребенка и климактерический период. Наивысшая стадия развития заболевания отмечается между 35 и 45 годами.

Симптомы нарушения равновесия наблюдаются чрезвычайно редко.

При отоскопии не удается отметить значительных отклонений от нормы. Подвижность барабанной перепонки может быть нарушена в тех случаях, когда отосклеротический процесс распространяется на слуховые косточки. Проходимость Евстахиевой трубы сохраняется, продувание не сопровождается улучшением состояния. На рентгеновском снимке височной кости костная структура сосцевидного отростка выглядит совершенно нормально; его пневматизация не нарушена. Результаты исследования слуха зависят от локализации отосклеротического процесса. Одинаково часто встречается как глухота проводимости, так и глухота смешанного типа, в то время как никогда не приходится наблюдать глухоты восприятия и феномена выравнивания громкости. Воздушная звукопроводимость обычно равномерно понижена, хотя более нарушена слышимость низких тонов. Очень характерным для отосклероза является улучшение слышимости через кость.

Профилактика отосклероза

Целью профилактики отосклероза является задержка развития заболевания, которое при современном состоянии медицинской науки является неизлечимым. Следует избегать простуды, переутомления, а женщины должны избегать повторной беременности, особенно в тех случаях, когда после родов наступило понижение слуха, или же отосклероз проявился в каких-нибудь иных симптомах. Отосклероз является показанием для аборта. Лечение является исключительно лишь хирургическим.

Травматическая глухота

Вопрос глухоты, вызванной травмой, касается механического повреждения слухового аппарата при травмах черепа, поражения слухового аппарата вследствие акустических травм и повреждения слухового аппарата при резких изменениях атмосферного давления.

Переломы пирамиды височной кости имеют место гораздо чаще, чем это можно предполагать. Они могут явиться причиной глухоты, которая часто появляется спустя длительное время после травмы.

Переломы черепа могут быть продольными и поперечными. При первых – повреждается главным образом барабанная полость, при вторых – внутреннее ухо. Нередко возникают кровоизлияния в барабанную полость и внутреннее ухо, приводящие к нарушениям слуха.

Классификация глухоты детского возраста

С точки зрения этиологии глухота детского возраста подразделяется на три группы:

1) наследственную,

2) врожденную,

3) приобретенную.

Характеристика наследственной глухоты

Случаи наследственной глухоты встречаются гораздо реже, чем врожденной и приобретенной. О наследственной глухоте мы говорим тогда, когда она наблюдается у нескольких представителей одной и той же семьи или же как патологический признак передается из поколения в поколение. При подробном исследовании слуха очень часто у членов такой семьи обнаруживается глухота, правда, в некоторых случаях очень незначительной степени. Нередко имеют место островковые дефекты слуха, характерные для дегенеративных процессов в улитке. При наследственной глухоте, сопровождающейся недоразвитием костного лабиринта, отмечается нарушение функции кортиева органа.

Наследственная глухота может быть как доминирующим, так и рецессивным признаком.

В первом случае глухота сопровождается иными наследственными заболеваниями, как, например, поли- и синдактимией, и т.д., что никогда не наблюдается в тех случаях, когда глухота является рецессивным признаком.

Глухота рецессивного типа может проявляться не в каждом поколении, что является причиной диагностических трудностей. При этом типе глухоты величина остаточного слуха обычно бывает настолько мала, что практически человека можно считать полностью глухим. В исключительных случаях лица с наследственной глухотой могут слышать обычную разговорную речь на расстоянии 1 метра.

Характеристика врожденной глухоты

Врожденная глухота обуславливается:

1)недоразвитием слухового аппарата в период внутриутробной жизни. Задержка в развитии слухового аппарата возникает в тех случаях, когда отрицательный фактор начинает действовать уже в первой половине беременности, т.е. приблизительно на 4 – 5 неделе.

2)повреждением слухового аппарата плода в утробе матери.

Повреждение слухового аппарата может наступить во второй половине беременности, т.е. начиная с 5 или 6 месяца внутриутробного развития.

Врожденная глухота чаще всего относится к типу глухоты восприятия, глухота проводимости наблюдается лишь в 7 % случаев и обуславливается врожденным заращением наружного слухового прохода и деформацией ушной раковины.

Причины врожденной глухоты

Причинами врожденной глухоты могут быть:

1)болезнь матери в период беременности,

Инфекционное и особенно вирусное заболевание, которое переносит женщина в период беременности, может привести к повреждению плода, которое иногда проявляется в поражении

слухового аппарата. Если мать болеет инфекционной болезнью между 6 и 12 неделями беременности, то поражение слухового аппарата может выразиться в недоразвитии улитки и ее нервных элементов. Краснуха приводит к развитию двухсторонней глухоты, обусловленной патологическими изменениями в улитке, а также в мешочке преддверья. Другие инфекционные болезни, которые переносит мать, такие как ангина, тиф, паратиф, а также инфекционная желтуха, оказывают отрицательное влияние на развитие лабиринта плода. В тех случаях, когда мать болеет туберкулезом, может развиться туберкулёзный процесс в среднем ухе плода, приводящий к глухоте.

В случаях сифилиса матери у плода отмечаются дегенеративные изменения в клетках кортиева органа, а также разрывы рейснеровой и основной мембраны. Если не наступит самопроизвольный аборт, то ребенок рождается с пороком развития слухового аппарата. Наблюдающаяся при этом глухота относится к воспринимающему типу. Феномен выравнивания громкости всегда бывает положительным, и отмечается нарушение костной проводимости. В последнее время токсоплазмоз считают одной из ведущих причин врожденной глухоты. Диабет у матери бывает причиной самопроизвольных абортов в первые месяцы беременности, особенно у первобеременных.

2)Токсические факторы, повреждающие плод и оказывающие отрицательное влияние на его слуховой аппарат, находятся в тесной связи с условиями работы и питанием матери. Лекарственные вещества, которые женщина принимает в период беременности, вредные для организма газы, соли тяжелых металлов, с которыми беременная женщина сталкивается по характеру своей работы, могут быть вредными для развивающегося плода. Неправильное питание, авитаминоз, недоедание беременной женщины отражаются на развитии плода. Хинин, принимаемый, как средство против малярии, а также в абортивных целях, может вызвать глухоту.

3)гормональные расстройства, также относят к факторам, вредно действующим на слуховой аппарат. Характерным примером может быть глухота у кретинов, связанная с нарушением функции щитовидной железы. У кретинов часто обнаруживается утолщение слизистой оболочки среднего уха, а также деформация слуховых косточек. В ряде случаев подножная пластинка стремени также бывает утолщенной. Связь между косточками отсутствует. В органе равновесия, как правило, не удается обнаружить отклонений от нормы, в то время как в кортиевом органе неоднократно отмечаются дегенеративные изменения. Описанные выше изменения были обнаружены у новорожденных, умерших спустя несколько дней после рождения.

4)При несовместимости резус-факторов матери и ребёнка часто наблюдается врожденная глухота, этиологию которой в целом ряде случаев невозможно объяснить никакой другой

причиной. В физиологических условиях у 85 % людей белой расы резус-фактор положительный, а у 15 % – отрицательный. Серологический конфликт, заключающийся в несовместимости ре-зус-факторов, может обусловить развитие тяжелой формы желтухи, а также гемолитической анемии у новорожденного. Конфликт резус-

факторов является причиной увеличенного содержания в крови билирубина, что оказывает отрицательное влияние на состояние нервной системы. Болезненные симптомы со стороны нервной системы появляются в связи с токсическим воздействием желчных пигментов на основные ядра мозга. Желтуха ядер преддверно-

улиткового нерва может объяснить возникновение врожденной глухоты.

Классификация приобретенной глухоты

Приобретенная глухота подразделяется на:

1)глухоту, возникшую вследствие родовой травмы,

2)Глухота, развившаяся после рождения,

Диагностика глухоты в первые 2 года жизни ребенка часто представляет значительную трудность. О нарушениях функции слухового аппарата свидетельствуют следующие моменты:

1)ребенок утрачивает способность определять, откуда доносится звук,

3)совершенно не реагирует на высокие звуки, например, звонок у дверей, звонок телефона и т.п.

3)Глухота, появившуюся в более позднем периоде.

Аллергические заболевания в 2-х первых годах жизни ребенка почти всегда сопровождаются изменениями аллергического характера слизистой оболочки носа, носоглотки и Евстахиевых труб. Хотя Евстахиева труба является относительно широкой, отѐк ее слизистой оболочки часто приводит к закрытию ее просвета, следствием чего может быть воспаление среднего уха, которое часто характеризуется хроническим течением, без перфорации барабанной перепонки

и выделения гноя. Развивается, так называемая, скрытая форма воспаления, приводящая к стойкому поражению слухового аппарата. Нарушения слуха, возникающие в приведенных выше случаях, имеют прогрессирующий характер.

Возникшая вначале глухота проводимости переходит в смешанный тип глухоты, которая обнаруживается чаще всего лишь после 2 года жизни, т.е. в возрасте, когда слух у ребенка уже можно исследовать. Во внутреннем ухе обычно отмечаются нарушения функционального характера, т.к. доходящие до него раздражители являются слишком слабыми, чтобы вызвать возбуждение в кортиевом органе. Потеря слуха, связанная с процессом, протекающим в Евстахиевой трубе и в среднем ухе, составляет от 30 до 60 дБ, превышение этой границы отмечается лишь тогда, когда присоединяется поражение внутреннего уха.

Глухота как следствие родовой травмы

Глухота, возникшая вследствие родовой травмы.

Родовая травма может явиться причиной глухоты в случае:

1)кровотечения и недостатка кислорода,

2)диспропорции между размерами родовых путей и величиной головки ребенка, когда плод, с силой выталкиваемый сокращающимися мышцами матки повреждается, проходя через узкие родовые пути.

3)вмешательств, которые необходимо было произвести во время родов, например, применение щипцов и т.д.

1. Если к новорожденному дольше, чем в течение 5 минут не поступает кислород, то развиваются необратимые изменения в ядрах преддверно-улиткового нерва и глухота центрального происхождения. Имеется также опасность поражения кортиева органа, т.к. экспериментально установлено, что кратковременный

перерыв в поступлении кислорода сопровождается понижением электрического потенциала улитки.

2. Родовая травма возникает в тех случаях, когда имеется диспропорция между размерами родовых путей и величиной головки ребёнка, а также при неправильном положении плода. В таких случаях без соответствующей врачебной помощи погибает и мать, и ребёнок. Если же ребёнок выживет, то в будущем у него могут проявиться последствия родовой травмы. Вследствие диспропорции между родовыми путями и величиной плода могут возникнуть очаги кровоизлияния между надкостницей и костями черепа. Если, такая гематома инфицируется, то как осложнение может развиться воспаление мозговых оболочек, а также лабиринта.

Нарушения функции после перенесения воспаления лабиринта обнаруживаются гораздо позднее, когда мать, обеспокоенная тем, что ребенок не говорит, обращается к врачу.

Глухота в таких случаях характеризуется следующими признаками: поражением воспринимающего отдела, положительным феноменом

выравнивания громкости, наличием островков потери слуха. Воспаление лабиринта в большинстве случаев развивается вследствие распространения гематогенным путѐм инфекции, проникшей в кровь во время родов, если они происходили в нестерильных условиях.

Осложнением воспаления мозговых оболочек является глухота центрального происхождения, при которой отсутствует симптом выравнивания громкости, и не обнаруживаются островки потери слуха.

3. При ручной помощи во время родов, когда имеются сужения или неправильности встроении родового канала, можно сдавить мозг. Ребёнок рождается в состоянии асфиксии, дыхание при этом поверхностное, пульс замедленный. Если появляются судороги, то причиной их является субдуральное кровоизлияние. Переломы и трещины черепа наблюдаются чрезвычайно редко. Причиной кровоизлияний являются перемещения костей черепа, которые накладываются друг на друга, что приводит к развитию застойных явлений в кровеносных сосудах и разрывам их.

Особенности глухоты, возникающей в первые 2 года жизни

Воспаление мозговых оболочек в первые 2 года жизни ребенка является одной из наиболее частых причин приобретенной глухоты. Нарушение слуха, как правило, бывает двухсторонним, хотя слух понижается в различной степени с каждой стороны. После прекращения воспалительного процесса мозговых оболочек нарушение слуха продолжает прогрессировать, так что в конце концов исчезают и остатки слуха.

Результаты аудиометрических исследований, произведенных у детей между 2 и 3 годами жизни, свидетельствуют о полной глухоте на все частоты приблизительно в 10 % случаев. Остаточный слух, ограничивающийся способностью воспринимать тоны с частотой 256 и 512 цикл/сек, отмечался в 75 % случаев. В оставшихся 15 % случаев остаточный слух обеспечивал возможность слухового восприятия и тона с частотой 1024 цикл/сек. Слышимость гласных обычно бывает очень слабой. Ребенок слышит голос, но не различает отдельных гласных. Среди согласных ребенок лучше всего слышит р, г, б, хуже всего л.

Литература:

Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001.

Похожие статьи