Вера николаевна тиц и павел дервиз. Дервиз, павел григорьевич фон

04.02.2022

Фон Дервиз Павел Павлович (1870-1943)

Младший сын П.Г. фон Дервиза. До 1881 года жил вместе с родителями в Ницце (Франция). Первоначальное образование получил дома, куда приглашались лучшие учителя. После смерти отца и сестры вместе с матерью переехал в Россию. До 6-го класса учился в Петербургской гимназии, затем перешел в Николаевский кадетский корпус, который готовил кандидатов в кавалерию. После окончания корпуса с 1889 года поступил в Николаевское кавалерийское училище.

В 1890 г. был произведен в корнеты лейбгвардии Гусарского императорского полка, в 1891 году причислен к Офицерской кавалерийской школе, где он вскоре стал командиром взвода эскадрона школы. В 1892 году П.П. фон Дервиз переведен в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк. Именно в полку впервые в молодом офицере проявился интерес к преподаванию. Это случилось, когда ему предложили заняться с новобранцами арифметикой. Тогда же появилось и увлечение лошадьми. П.П. фон Дервиза назначили ремонтером, и он занимался покупкой лошадей. С этой целью объездил множество конных заводов и стал тонким знатоком пород. В 1894 г. ему присвоили чин поручика. Военная служба никогда не прельщала П.П. фон Дервиза, в 1902 г. он вышел в отставку в звании ротмистра по домашним обстоятельствам.

После раздела имущества с братом Сергеем, Павел Павлович стал владельцем Пронских имений в Рязанской губернии, включая Старожилово. Кроме недвижимости П.П. фон Дервиз владел крупными пакетами акций многих компаний. Он был крупнейшим акционером Русского Торгово-Промышленного банка и привлекал его средства для финансирования своих коммерческих предприятий и игры на бирже.

П.П. фон Дервиз широко занимался благотворительностью и меценатской деятельностью. В Пронске он открыл женскую прогимназию, построив для нее каменное здание (1904). Кроме того, им были открыты в уезде сельскохозяйственная школа, больница для крестьян.

В Пронской гимназии Павел Павлович преподавал математику во всех классах. Чтобы иметь на это официальное право, он экстерном окончил Московский императорский университет по курсу математики, имел ученую степень магистра.

П.П. фон Дервиз отличался музыкальностью и хорошо играл на пианино, сам сочинял музыку, главным образом романсы и фортепьянные пьесы. Известно, что его балладу на стихи А.К. Толстого исполнял Ф.И. Шаляпин. На сцене выстроенного им деревянного театра в Старожилове и в Пронске, в здании прогимназии, он поставил оперы “Евгений Онегин” и “Кармен”.

К 1910 г. П.П. фон Дервиз оставался владельцем лишь Старожиловского имения в 250 десятин земли, да здания прогимназии в Пронске.

Во время 1 мировой войны П.П. фон Дервиз с высочайшего разрешения меняет фамилию на Луговой (“дервиз” по-немецки “луг”).

В 1918 г. имение Лугового (Дервиза) в Старожилове было национализировано. Самого его Пронская ЧК приговорила к расстрелу, но нашлись люди, которые, рискуя жизнью, предупредили его об этом. Он успел уехать в Петроград, где добывал средства к существованию уроками. Был арестован, доставлен в Москву и посажен в Бутырки. Там Павел Павлович заболел тифом в тяжелой форме, но выжил и был освобожден по ходатайству своих бывших учениц. После освобождения в 1919 г. явился в Пронск и поступил в распоряжение уездного комиссариата просвещения. Ему поручили вести занятия по математике на кавалерийских курсах красных командиров в Старожилове. В числе курсантов военную выучку здесь проходил Г.К. Жуков.


П.П. Дервиз-Луговой
с Ольгой Николаевной и детьми. Фото 1939 г.

В Старожилове Павел Павлович получил надел земли наравне с крестьянами, что было чрезвычайной редкостью для бывших помещиков. Однако происхождение не позволило ему закрепиться на одном месте. Его преследовали, не давали работать. В конце концов, после нескольких лет скитаний П. П. Луговой (Дервиз) вместе со своей последней женой Ольгой Николаевной обосновался в селе Максатиха Тверской (Калининской) области, где и жил до самой своей смерти, преподавал математику в школе, писал учебник.

В 1943 году П.П. Луговой (Дервиз) умирает. Похоронен он в Максатихе вместе с женой. На могиле по решению жителей были высечены слова: «Павел Павлович и Ольга Николаевна Луговые. Народные учителя».

, Российская империя

Павел Григорьевич фон Дервиз (31 января (1826-01-31 ) Лебедянь , Тамбовская губерния - 2 июня ) - русский предприниматель и меценат , известный как концессионер и строитель железных дорог в Российской империи . Действительный статский советник .

Биография

Павел Григорьевич происходил из дворянского рода Дервиз . Начальное образование получил в английском пансионе Гирста в Петербурге. Затем поступил в училище правоведения , откуда был выпущен с золотой медалью в 1847 году. Вскоре фон Дервиз поступил на службу в сенат в департамент герольдии; во время Крымской кампании служил в военном ведомстве в провиантском департаменте.

Около 1857 года он оставил службу и переехал на жительство в Москву. Здесь он был приглашён председателем Общества Московско-Саратовской железной дороги Н. Н. Аненковым в качестве секретаря этого общества, в котором он впоследствии был членом правления. Вступив в компанию с инженером К. Ф. фон Мекком , фон Дервиз, пользуясь покровительством Чевкина , получил концессию на постройку Рязанско-Козловской железной дороги , строительство которой было закончено 5 сентября 1866 года. Впоследствии, в той же компании, им была построена Курско-Киевская железная дорога .

Деятельность фон Дервиза была первым в России примером твердой и широкой постановки предприятия частной инициативы в железнодорожном деле. Эта деятельность очень быстро обогатила Дервиза; свой необычный успех он объяснял удачным размещением акций компании, высокой доходностью дорог и пр. Современники называли Дервиза «русским Монте-Кристо». Впоследствии он сам признавался, что вращался в кругах воротил-казнокрадов, «только потому не попадающих на скамью подсудимых, что кому-то нужна их воровская деятельность» .

Вилла Дервиза в Ницце (Вальроз )

В 1872 году в Москве фон Дервиз написал прошение московскому генерал-губернатору В. А. Долгорукову о разрешении построить детскую клиническую больницу в память всех старших детей, умерших у него в России. К этому времени у него умерло два сына - Владимир (1854-1855) и Андрей (1868-1869). В память о них он построил свою детскую больницу. В конце жизни фон Дервиз жил отдельно от своей жены и детей. В это время он занимался только своей личной жизнью, у него было большое количество романов и любовниц.

Отец Дервиза, Григорий Иванович (1797-1855), сам Павел Григорьевич, его жена, их дочь Варвара (1865-1881) и сын Владимир (1854-1855) похоронены вместе в семейном склепе Владимирской детской больницы в Москве. Сегодня над склепом семьи фон Дервиз в церкви действующая часовня.

Меценат

Фон Дервиз обладал значительным состоянием и отличался широкой благотворительностью, как общественной, так и частной. На пожертвованные и предоставленные им в распоряжение московского городского головы князя А. А. Щербатова средства в Москве в 1876 году была учреждена Владимирская детская больница (названная по имени умершего сына фон Дервиза).

В 1869 году он пожертвовал значительную сумму при основании лицея в память Цесаревича Николая .

Любитель музыки и сам музыкант , фон Дервиз имел в Ницце и Лугано свой частный оркестр, составленный из набранных в Германии и Франции музыкантов (в нём в 1875-1877 годы играл юный Сезар Томсон , дирижёрами были Жозеф Ассельман , Карл Мюллер , а с 1878 года Карл Бендль , концертмейстером - Г. Виндерштайн); концерты этого оркестра пользовались большой известностью.

Семья

Жена - Вера Николаевна Тиц (1832-1903), дочь эконома гатчинского сиротского института. По словам современницы, жена Дервиза никакой роли в семье не играла; её вполне заменяла графиня М. И. Келлер , которая учила хозяйку дома светским приемам, занимала и принимала гостей в «дни» Варвары Николаевны. Но на этих «днях» почти никого не было: русская колония в Ницце избегала знакомства с ними, потому что чета Дервиз была совершенно лишена такта, они старались давить своим богатством, пускать пыль в глаза. С 1874 года Вера Николаевна с детьми жила отдельно от мужа. Фон Дервиз оставил им 1 миллион рублей и на имя жены приобрел имение Старожилово , где было развёрнуто обширное строительство. Дети :

Статьи о московско-рязанской железной дороге

  • Биржевые Ведомости . - 1864 - № 95.
  • Московские Ведомости . - 1864 - № 276.

Примечания

  1. Умер на вокзале, встречая гроб с телом дочери Варвары, скончавшейся в возрасте 16 лет от болезни спинного мозга. В источниках указывается две версии места смерти: Бонн и Санкт-Петербург. В письме к П. И. Чайковскому Н. фон Мекк писала: «Когда я уезжала из Москвы, Иван Григорьевич (Дервиз, мл. брат) получил известие, что у Павла Григорьевича умерла дочь (единственная) шестнадцати лет и что везут её в Москву хоронить, и Иван Григорьевич поехал встречать тело, и всё семейство при нём, в Вержболово , а вчера Володя мне телеграфирует, что и сам Павел Григорьевич скончался».
  2. В 1863 году общество изменило свои обязательства и стало называться обществом Московско-Рязанской железной дороги.
  3. Одна из предсмертных записок фон Дервиза // Русская старина . - 1885. - № 6. - С. 594.
  4. В 1889 году Сергей Павлович продал её генерал-майору Александру Константиновичу Гейнцу, а через два года она с аукциона продана итальянцами Квадри, которые устроили здесь санаторий. Вилла и в дальнейшем меняла хозяев, здесь бывали Р. Леонкавалло , П. Масканьи , Г. Форе . В 1961 году была снесена по решению местных властей (Антонов В. В. Вилла Дервизов в Лугано // Московский журнал. - 2011. - № 7 (247) . - С. 79-85 . -
На расположенном между речкой Кирицей и рекой Проней высоком плато, покрытом громадным лесопарком, раскинулась усадьба барона фон-Дервиза. Когда-то здесь была зеркальная фабрика, но в 1885 году фабрику, просуществовавшую 112 лет и пришедшую в упадок и прилегающие земли купил барон Сергей Павлович фон Дервиз, сын известного строителя Московско-Казанской железной дороги Павла Григорьевича фон Дервиза, (его называли «Русским Монте-Кристо»).


1898. Портрет барона Сергея Павловича фон Дервиз. Портрет работы К.Маковского, 1898 (из Википедии)

Сергей Павлович распорядился корпуса фабрики снести, а кирпичом вымостить дорогу, ведущую через парк к железнодорожной станции «Проня». Красный цвет дороги позапрошлого века теперь превратился в темно-красно-бурый цвет.

Дворцово-парковый ансамбль сложился за 1892 - 1907 годы. На месте фабричных корпусов был разбит верхний сад, барский дом перестроен по проекту тогда ещё начинающего архитектора Ф.О. Шехтеля. Роскошный замок-дворец напоминал виллу эпохи Возрождения, во внешнем облике которой присутствовали черты различных стилей - псевдоготического, мавританского, классицизма, барокко, модерна.


Общий вид усадьбы. Конец XIX века. Фотография из семейного альбома С. П. фон Дервиза (Рязанский краеведческий музей)

Кроме дворца в усадьбу входили домовая церковь, конный двор, въездные ворота, висячие парковые мосты через овраги, гроты, беседки, розарий, целая система прудов, огромный парк… Полного описания усадьбы не удалось найти ни в дореволюционной, ни в советской литературе. Однако, используя имеющиеся источники, можно представить, как выглядели Кирицы в конце XIX - начале XX века при С. П. фон Дервизе.


Схема из книги: Чижков А.Б., Графова Е.А. Рязанские усадьбы, 2013 г.
1. Главный дом. 2. Хозяйственный флигель. 3. Конюшня с каретным сараем. 4. Конный завод. 5. Постройка при конном заводе. 6. Место оранжереи. 7. Место теплицы. 8. Место парника. 9. Хозяйственные постройки и дома служащих в усадьбе. 10. Колодец. 11. Беседка. 12. Комлпекс парковых сооружений (лестницы, пандус, подпорные стенки, бассйен с фонтаном, верхний грот). 13. Нижний грот. 14. Бассейны. 15. Въезд на территорию. 16. Ограда усадьбы. 17. Арочный мост. 18. Место подвесного чугунного моста. 19. Хозяйственный двор. 20. Нижний парк (пейзажный). 21. Верхний парк (регулярный). 22. Липовые аллеи. 23. Аллея из голубых елей. 24. Сосновая аллея.

Архитектурный ансамбль усадьбы Кирицы стал первой крупной самостоятельной работой известного впоследствии зодчего стиля модерн Ф. О. Шехтеля. Он возвел дворец, или, как его еще называют, «театральный дом» на основе старого двухэтажного здания. Немногочисленные материалы из архива Ф. О. Шехтеля позволяют считать годом окончания первого этапа строительства 1889-й, а годом завершения - 1898-й1.

Усадебный дом выдержан в ренессансно-барочном стиле с применением деталей ложной готики и расположен на верхней террасе пологого склона. На первом этапе Ф. О. Шехтель украсил фасад крупным фронтоном, образованным двумя готическими декоративными башенками.

Здание соединили крытым переходом с флигелем, внутри которого была церковь. Флигель по фасаду декорировали ризолитом в псевдовосточном стиле, зубчатым парапетом и двумя угловыми башенками. Между переходом и домом поставили двухэтажную башню.



Башня со стороны двора

Для равновесия пристроили с востока крыло с башней, увенчанной четырьмя угловыми декоративными башенками и высоким шатром. Облик здания стал откровенно эклектичным.

Аркада фронтона опиралась на колонны с пышными капителями.


Восточное крыло обработали рустом, что имитировало готический замок.

На втором этапе строительства зодчий пристроил с востока еще один корпус Г-образной формы.

Центральную часть здания нарастили двухэтажным объемом аналогично восточному крылу. Северо-западная башня смотрела узкими проемами второго этажа и круглыми окнами третьего этажа.

Открытый каменный балкон флигеля покоился на двух колоннах, а противоположный полукруглый балкон поддерживался чугунным орлом с раскинутыми крыльями.

Тогда же к парадному входу пристроили балкон на четырех колоннах, повторяющий рисунок фасада.

Дворовый же фасад был прост, скромен и практически лишен убранства. В доме неоднократно проводились перепланировки, фотографии интерьеров сохранились только в фамильном альбоме Сергея Павловича, хранящемся в Рязанском краеведческом музее.


После волнений 1905 - 1907 годов Сергей Павлович продает имение и уезжает в Италию. Его владельцем до 1917 года становится князь К.А. Горчаков. 1905 год в Кирицах не прошел спокойно: если дело не дошло до погрома имения, то повреждения были значительные, и после этого фон Дервиз предоставил помещение в своем имении для станового пристава со сторожами, имея в виду охрану своего имения.


Общий вид усадьбы. Конец XIX в

В 1918 году в стенах Кирицкого замка открывается сельскохозяйственное училище, реорганизованное в 1922 году в техникум с лесным и лугово-мелиоративным отделениями. Техникум просуществовал до 1934г., сделав 15 выпусков специалистов сельского хозяйства.


В 1934 все строения и земли усадьбы Фон Дервиза передаются Наркомздраву. Во дворце открывается сначала дом отдыха, а потом - санаторий для детей, больных внелегочными формами туберкулеза. Мистическое совпадение - от этого страшного недуга умерли младший сын и дочка Павла Григорьевича Фон Дервиза...

В 1941г. санаторий эвакуировали на Алтай в Белокуриху. В 1944г. санаторий вернулся. После Великой Отечественной войны начались капитальные достройки и перестройки. Были перестроены манеж и конюшня. На левой стороне вырос 4 корпус для взрослых больных - санаторий «Лесной». Одноэтажный корпус, ныне здание 2 отделения, а в бывшее здание конторы, переделано в 2-х этажное здание с красивым портиком, арками и балконами. Пристроены веранды с пандусами, выполненные в стиле русской классики. Был разбит прекрасный цветник - розарий.

Среди деревьев парка построены павильоны для летнего размещения детей. В 1964г. детский санаторий «Кирицы» и взрослый «Лесной» объединились. В настоящее время в санатории лечатся около 500 человек.


В 1980-х годах в Кирицах были проведены ремонтно-восстановительные работы, но за 90-е годы состояние дома ухудшилось. В третьем квартале 2003 года Владимир Путин выделил из резервного фонда президента России более 56 млн рублей на ремонт и реставрацию памятников истории и культуры, в т.ч. на Усадьбу фон Дервиза /здание конюшни/ в селе Кирицы Спасского района Рязанской области.

УСАДЬБА С. П. ФОН ДЕРВИЗА В КИРИЦАХ moscowhite wrote in April 22nd, 2009

Друзья! Я принял решение в случае с усадьбами расширить, если можно так выразиться, географические рамки Москвы. Во-первых, псевдоготические памятники почти никогда не несли характерных черт архитектуры той местности, где они строились. Во-вторых, многие архитекторы, строившие эти усадьбы, внесли огромный вклад в московскую архитектуру. Ф. О. Шехтель - безусловно, из их числа. С него-то я и начну наше путешествие по "Готической России".

Фон Дервизы появились в России очень давно. Их предки – дворяне, рязанские помещики из обрусевшей немецкой семьи, которая переехала в Россию из Гамбурга в далеком XVIII столетии. В Германии они носили фамилию Визе – так, например, Генрих-Дитрих Визе когда-то был старшим бургомистром Гамбурга. Приставка «Фон Дер» появилась позднее, уже в России, во времена российского императора Петра III, который присвоил дворянское звание главе этого семейства Иоганну-Адольфу Визе за его «прилежные труды» в Юстиц-коллегии.

Известный российский предприниматель Павел Григорьевич Фон Дервиз родился, как и его предки, на юге Рязанской губернии – в городе Лебедяни, в семье директора Гатчинского сиротского института. Сначала он пошел по привычной стезе государственной службы, как и его родитель, но в 1857 году Павел Григорьевич оставляет интендантство и начинает новое для себя дело – строительство железных дорог. В 1859 году он получил от правительства лицензию на строительство железной дороги от Москвы до Рязани, став председателем правления Общества Московско-Рязанской железной дороги. Позднее, в 1866 году Фон Дервизом была построена Рязанско-Козловская ветка, которая за счет большого грузооборота начала приносить хорошую прибыль. Павел Григорьевич стал одним из богатейших людей России – он владел недвижимостью в Москве и Петербурге, во Франции и Швейцарии, имениями в Рязанской губернии, пароходами на Волге.

Павел Григорьевич Фон Дервиз.

Но в личной жизни удача его оставила – его детей поразила тогда еще малоизученная, практически неизлечимая и потому страшная болезнь – костный туберкулез. Он пытался спасти их, бросил все, увез детей во Францию, на Лазурный берег, построил там, в Ницце, свою знаменитую виллу Вальрозе. Сделал все возможное и невозможное, чтобы вылечить своих детей. Не забыл при этом и местных ребятишек – открыл в Ницце школу, которой впоследствии было присвоено его имя. Когда его сын Владимир скончался, Павел Григорьевич пожертвовал 400 тысяч рублей на строительство детской больницы в Москве. Сооруженная по проекту архитектора Р. А. Гедике при участии петербургского педиатра К. А. Раухфуса, она была открыта в Сокольниках в 1879 году. Великолепно оснащенная и спланированная, больница эта стала новым словом в медицине (сейчас она известна как Русаковская). Но в 1881 году, не в силах вынести кончину любимой дочери Вари, Павел Григорьевич Фон Дервиз умер от сердечного приступа.

Его старший сын, Сергей Павлович, выпускник Московской консерватории, продолжил дело отца: строил железную дорогу от Москвы до Рязани, вместе с бароном Фон Мекк сооружал пути от Петербурга до Москвы. Часть огромного наследства он потратил на строительство усадьбы в селе Кирицы в Ярославской губернии. Новый хозяин имения замостил кирпичом дорогу, ведущую к станции Проня, и в 1887 году поручил молодому, тогда еще мало известному архитектору Шехтелю перестроить барский дом. К тому моменту Федор Осипович еще не построил ни знаменитого дома Рябушинского, ни Ярославского вокзала, ни особняка Морозова. По сути дела, и стиля модерн как такового еще не существовало, но Шехтель, как человек невероятно талантливый, в своей без сомнения выдающейся работе переосмыслил каноны европейской средневековой архитектуры, и на основе псевдоготики создал удивительный, легкий и воздушный романтический стиль, который позднее стали называть «стилем Шехтеля».

Центральную часть двухэтажного здания украсил портик, увенчанный декоративными башенками со шпилями. Изящно выглядел угловой особняк, его балкончик поддерживали крылья могучего орла. С центральной частью особняк соединила стеклянная галерея, соседствующая с крепостной башней с зубцами. Дом поставлен фасадом к оврагу, к которому сбегают две монументальные лестницы и пандусы. Расходясь в стороны, лестницы снова сходятся и вливаются в широкую террасу с верхним гротом. Отсюда уже общая широкая лестница спускается в партер, замыкаемый нижним гротом, сложенным из диких камней. Ниже грота шли пруды, а за прудами раскинулся фруктовый сад. Перед гротом, у начала сбегающих вниз лестниц, когда-то на высоких пьедесталах находились мощные бронзовые кентавры. Через глубокий овраг пролег каменный «мост любви», украшенный светильниками. Пройдя тенистые аллеи, гости Спасского уездного предводителя дворянства Сергея Павловича Фон Дервиза попадали к «Красным воротам» - двум стрельчатым башням, связанным арочным мостиком.

Но вскоре выяснилось, что Сергей Павлович не унаследовал от отца главное – его коммерческий талант. Дела у него шли все хуже и хуже, вышло даже так, что в конце 80-х годов XIX века его имущество находилось под опекой. Для того чтобы смыть это постыдное пятно с репутации фамилии Фон Дервиз, хлопотали такие фигуры, как Константин Победоносцев и Сергей Витте. Но Сергей Павлович все равно оставил фамильное дело. После смерти матери он продал свою недвижимость и перебрался с дочерью и женой в Париж, где и окончил свои дни. В 1908 году владельцем усадьбы Кирицы становится князь Горчаков, который, однако, ни разу там не появился, доверив хозяйство своим управляющим. После революции в дворянском поместье размещались сельскохозяйственное училище им. Карла Либкнехта, затем техникум, позднее - дом отдыха. С 1938 года в бывшем дворце барона Фон Дервиза открыли санаторий для детей, больных костно-суставным туберкулезом. Это весьма нетипично для беспамятного советского времени, но таким образом свершилась подлинная историческая преемственность. Не так давно в усадьбе началась реставрация, и обветшавшему за десятилетия советской власти дворцу постепенно возвращается первозданный величественный вид.

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: 4044415

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: 4044415

ДЕРВИЗЫ фон, фон дер Визе, русский дворянский род немецкого происхождения. Родоначальник российской ветви - Иоганн Адольф Визе (? - после 1762), учился в Йенском, Лейпцигском и Гиссенском университетах, с 1738 служил в Швеции, с 1740-х годы - в России. В 1759 возведён в дворянское достоинство Священной Римской империи (с прибавлением частицы «фон дер»). Его внук - Иван Иванович (Иоганн Георг) (? - 1806), генерал-майор (1798), командир Астраханского драгунского полка (1798), шеф Ростовского драгунского полка (1798-99). Среди внуков последнего наиболее известен Павел Григорьевич , действительный статский советник (1866). Окончил Училище правоведения в Санкт-Петербурге (1847). В 1850-х годах служил в Сенате, во время Крымской войны 1853-56 - в Провиантском департаменте Военного министерства. Один из первых в России крупных деятелей в области железнодорожного строительства. Генеральный секретарь Общества Московско-Саратовской железной дороги (1859-63), председатель правления Общества Московско-Рязанской железной дороги (1863-68; 1-я очередь открыта в 1864). На льготных условиях при поддержке великого князя Константина Николаевича и М. Х. Рейтерна получил концессии на постройку Рязано-Козловской железной дороги (1865; открыта в 1866) и Курско-Киевской железной дорога (1866/67; частично открыта в 1868, полностью в 1870). Председатель правления Общества Рязано-Козловской железной дороги (1865-68). Директором этой дороги и председателем правления Общества Курско-Киевской железной дороги до 1887 был брат П. Г. фон Дервиза - Иван Григорьевич . При строительстве всех дорог Дервизов подрядчиком работ выступал К. Ф. фон Мекк (из рода Мекков).

Деятельность П. Г. фон Дервиза стала примером извлечения высоких доходов из государственных железнодорожных концессий, что вызвало «учредительскую горячку» в России. В 1860-х годы П. Г. фон Дервиз выступал как публицист в «Биржевых ведомостях» и «Московских новостях». Крупный землевладелец (основные владения в Рязанской губернии), владел также домами в Санкт-Петербурге, Москве, во Франции и Швейцарии. В 1868 году отошёл от дел, вскоре уехал за границу, жил главным образом в Ницце, где в 1868-70 выстроил виллу «Вальроз» (проект архитектора Д. И. Гримма; ныне в ней располагается факультет наук университета Ниццы). Основал там театр и создал собственный симфонический оркестр из французских и немецких музыкантов. Автор инструментальных пьес и романсов «Не спрашивай меня, зачем унылой думой» (на стихи А. С. Пушкина), «В минуту жизни трудную» (на стихи М. Ю. Лермонтова), «Вечерний звон» (на стихи И. И. Козлова). Занимался благотворительностью: на его пожертвования в 1874-76 учреждена и построена детская городская клинической больница Святого Владимира (в 1922-91 Московская детская городская клиническая больница № 2 имени И. В. Русакова, в 1991 возвращено прежнее название). Попечитель Охтинского механико-технического училища в Санкт-Петербурге и Рязанской мужской гимназии. Его именем названы улица и начальная школа в Ницце. После смерти П. Г. фон Дервиза его вдова - Вера Николаевна (урождённая Тиц; 1832 - 10.3.1903) основала ряд благотворительных учреждений: в Санкт-Петербурге - приют для девочек-сирот (1881), дом дешёвых квартир и столовую для бедных, дачу для беднейших гимназисток, народный дом (на 12-й линии Васильевского острова), в Москве - женскую гимназию имени рано умершей дочери В. П. фон Дервиз (1888, ныне средняя общеобразовательная школа № 325).

Брат П. Г. фон Дервиза - Дмитрий Григорьевич , действительный тайный советник (1902), в 1850-1866 (с кратким перерывом) служил в Министерстве юстиции, старший юрисконсульт (1860-64, до 1861 - исполняющий должность). В 1864 занимался общей редакцией замечаний в области гражданского судопроизводства по проекту судебной реформы 1864. В 1865-1866 член от Министерства юстиции во Временного комитете при Синоде для рассмотрения записки об изменении подсудности некоторых дел в связи с судебной реформой 1864 (благодаря позиции Д. Г. фон Дервиза проект комитета, предусматривавший, в частности, лишение гражданских прав в случае отлучения от Церкви, остался нереализованным). Первый обер-прокурор Гражданского кассационного департамента Сената (1866-70). В результате конфликта с К. И. Паленом ушёл в отставку (до 1881). Сенатор (1881), член Государственного совета (1884), являлся членом многих его комиссий. Член Особого совещания для пересмотра действующего учреждения Правительствующего Сената и выработки законоположений о местных административных судах (1905-06) и др. Увлекался живописью, собрал коллекцию работ русских и итальянских мастеров. Его брат - Николай Григорьевич , певец (тенор) (сценический псевдоним Эндэ). Учился у Ф. Ронкони (Санкт-Петербург), Д. Ронкони (Милан). С 1871 выступал в Киевском оперном театре в составе частных трупп Ф. Г. Бергера и И. Я. Сетова. С 1876 солист Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Среди партий - Финн, Собинин («Руслан и Людмила», «Жизнь за царя» М. И. Глинки), Фауст (одноименная опера Ш. Гуно). Особый успех имел в комических ролях и как исполнитель романсов. Автор романсов и других музыкальных произведений.

Сыновья П. Г. фон Дервиза: Сергей Павлович , действительный статский советник (1905), камергер (1904). Учился в Московской консерватории, по классу фортепиано В. И. Сафонова. Директор Общества Рязано-Козловской железной дороги (с 1887), один из учредителей Русского торгово-промышленного банка (1889). По его заказу выстроен усадебный комплекс в село Кирицы Спасского уезда Рязанской губернии (архитектор Ф. О. Шехтель), владел также особняком в Санкт-Петербурге (ныне его занимает государственный камерный музыкальный театр «Санкт-Петербургъ опера»). Спасский уездный предводитель дворянства (1900-07, до 1901 - исполняющий должность). Занимался благотворительностью и меценатством, внёс крупный денежный вклад на приобретение Московской консерваторией большого концертного органа (изготовлен французской фирмой «Кавайе-Колль» в Париже, установлен в 1901, имя С. П. фон Дервиза выгравировано на фасаде органа). В 1908 году продал свои владения и уехал с семьёй в Канн, где прожил до конца жизни; Павел Павлович (16.4.1870 - 1943), надворный советник, один из учредителей Русского торгово-промышленного банка. В имении Старожилово в Пронском уезде Рязанской губернии построил усадебный комплекс (1890-96, архитектор Ф. О. Шехтель), включавший один из крупнейших в России конных заводов (выращивалось свыше 2,5 тысяч лошадей). В 1899 П. П. фон Дервиз обанкротился. Пронский уездный предводитель дворянства (1902-17). В 1904 основал в Пронске женскую начальную школу, вскоре преобразованную в гимназию, где преподавал математику. В 1916 сменил фамилию на Луговой. В 1919 году в Старожилово преподавал математику в школе и на курсах командиров РККА, среди слушателей которых был Г. К. Жуков.

С. П. фон Дервиз с женой М. С. фон Дервиз (урождённой Шёниг). Фото. Кон. 19 в. Из коллекции М. В. Золотарёва (Москва).

Из сыновей Д. Г. фон Дервиза наиболее известен Владимир Дмитриевич , живописец-акварелист, деятель земского движения. Занимался акварельной живописью под руководством А. И. Морозова и Л. О. Премацци. В 1880-85 учился в петербургской Академии Художеств у П. П. Чистякова, близко сдружился с В. А. Серовым и М. А. Врубелем, работал в устроенной ими мастерской в 1883-84. В 1886 году приобрёл имение Домотканово в Тверской губернии. Занимался просветительской работой среди крестьян, организовал сельскую школу, участвовал в работе училищного совета уезда. В имении В. Д. фон Дервиза регулярно в течение всей своей жизни гостил, а в 1895-96 постоянно жил Серов, создав здесь более 30 крупных произведений, среди которых «Девушка, освещённая солнцем» (1888), портреты В. Д. фон Дервиза и его супруги Н. Я. фон Дервиз (оба 1890). Председатель тверской уездной (1897-1900) и губернской (1900-04, 1905-06) земских управ, тверской уездный предводитель дворянства (1898-1900). В 1903 году подготовил записку о необходимости улучшения быта сельского населения и изменения условий сельскохозяйственного труда, вызвавшую резко негативную реакцию в МВД. После Октябрьской революции 1917 продолжал жить в Домотканово, в 1921 переехал в г. Сергиев, где назначен заведующим выставочным отделом и музейным запасом (фондом). С весны 1922 года председатель Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры, в 1924-28 заведующий Сергиевским историко-художественным музеем. С конца 1920-х годов жил в Москве. Автор акварелей: «Банька в лесу» (1881), «Девушка под деревом» (1884), «Финляндия. Озеро Юстила» (1889), «Шамони в Савойе» (1900), «Орлиная скала. Крым» (1923). Автор воспоминаний о Серове (1934). Его дочь - Мария Владимировна , художница, график и акварелист. Жена В. А. Фаворского. Окончила МУЖВЗ (1913). Создатель монументальных панно «Владения феодала» для Музея народов СССР в Москве (1930), «Играющие дети» для Музея игрушки в Загорске (1938), акварелей «Весна» (1920-е годы), «Сергиев Посад» (1932), графических работ «Сосновый бор» (1940), «Ива» (1947) и др. Автор воспоминаний (частично опубликованы).

Племянник В. Д. фон Дервиза - Георгий Валерианович , врач, биохимик, профессор (1951). Окончил медицинский факультет Московского университета (1921), после чего до 1928 работал там же. Организатор (1928) и заведующий (1928-31) кафедрой биохимии в Минском медицинском институте. В 1931-38 работал в Институте по изучению профессиональных болезней имени В. А. Обуха в Москве, в 1938-74 - в Центральном институте гематологии и переливания крови (в 1938-1968 руководитель, в 1968-74 научный консультант биохимической лаборатории). Одновременно в 1936-48 консультант терапевтической клиники 1-го Московского медицинского института. Внёс значительный вклад в развитие гематологии и трансфузиологии. Занимался проблемами биохимических изменений крови при некоторых профессиональных заболеваниях, газов крови, газообменом организма и дыхательной функцией крови при острой кровопотере и травматическом шоке, биохимией консервирования крови и др. Автор ряда широко применяемых лабораторных методик.

Правнучка И. И. фон Дервиза - Вера Михайловна , одна из первых женщин-геологов в России. Окончила физико-математическое отделение Бестужевских курсов в Санкт-Петербурге (1900), с 1904 училась на физическом факультете Женевского университета, где в 1910 защитила диссертацию на степень доктора физики. В 1910-31 работала в Геологическом комитете, а затем в других организациях. Автор ряда работ по рудным месторождениям, геологии и петрографии. В 1945 году арестована по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Умерла в исправительно-трудовом лагере на ст. Новолисино Ленинградской области. Реабилитирована в 1989.

Род Дервизов внесён во 2-ю часть дворянской родословной книги Костромской губернии и 3-ю часть дворянской родословной книги Московской, Рязанской, Санкт-Петербургской и Тверской губерний.

Лит.: Ададуров И. Е. К истории Рязанско-Козловской железной дороги. 1865-1884. М., 1887; Коровай И. М. Фаворская-Дервиз // Советская графика. М., 1986. Вып. 10; Соловьева Т. А. Фон Дервизы и их дома. СПб., 1996; Любартович В. А. Гимназия на Старой Басманной // Москва. 1997. № 5; Соловьева А. М. Железнодорожные «короли» России. П. Г. фон Дервиз и С. С. Поляков // Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX в. М., 1997; Баскина В. А. Первая женщина в Геологическом комитете России // Природа. 2000. № 7; Смирнова Т. В. В. Д. Дервиз - один из первых создателей Сергиевского музея // Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщения, 2000. М., 2000; Андрющенко В. «Бабушка московской педиатрии» // Московский журнал. 2006. № 6; Говоров А. Ф. Бароны. Рязань, 2006.

Похожие статьи