Развивающие игры в детском саду. Веселые игры в детском саду

29.09.2019

Интересные развивающие игры для детей от 3 до 5 лет. Все игры сопровождаются подробным описанием. Игры для улицы и для игры в помещении. Развивающие игры для дошкольников.

Заинька

Игру лучше всего проводить в летнее время на улице. Для начала выбирается водящий — заинька. Все участники становятся в круг и берутся за руки, заинька оказывается в центре. Затем дети начинают петь песенку, кружась в хороводе то в одну, то в другую сторону.

Заинька выполняет движения под песню.

Заинька, попляши, Пляшет и скачет.

Серенький, поскачи.

Кружком, бочком повернись, Вертится.

Кружком, бочком повернись!

Заинька, в ладоши, Хлопает в ладоши. Демонстрирует

Серенький, в ладоши! на себе «кафтан».

Впору зайке сей кафтан,

Впору зайке сей кафтан...

Туфли с пряжкой ременной, Показывает на «туфли с пряжкой».

Туфли с пряжкой ременной... Двигается внутри хоровода,

Здесь города все немецкие, приближаясь к его участникам.

Закрепочки железные. Дотрагивается до рук играющих,

Есть зайцу куда выскочить, а дети поднимают вверх сомкнутые

Есть серому куда выпрыгнуть... руки, чтобы выпустить его из круга и затем впустить обратно.

Вариант 1 . Пока хор поет, заинька, свободно передвигаясь по кругу, выбирает из участников хоровода себе замену: мальчик — девочку, а девочка — мальчика. Иногда заинька подходит к выбранному игроку и начинает с ним плясать, а по окончании пляски занимает его место. Новый заинька становится в центр хоровода, и игра повторяется.

Вариант 2 . Заинька предпринимает активные попытки вырваться из круга, а дети в хороводе не выпускают его. Дети во время хороводного танца и пения должны двигаться так, чтобы расстояние до стоящего в центре не изменялось. В процессе игры заинька пытается приблизиться к ним. Участники хоровода не подпускают его к себе взмахами рук. Когда заиньке удается приблизиться, он пытается вырваться из круга.

Вариант 3. Постепенно ритм песни и танца должен ускоряться и переходить в пляску. К концу песни, когда все участники пляшут, заинька должен выбрать момент и попробовать выскочить из круга. Если ему это удается, все бросаются его ловить. Поймавший игрока становится следующим заинькой, и игра продолжается.

Мишка по лесу гулял

Дети сидят на стульчиках. Один ребенок изображает мишку.

Мишка по лесу гулял, Ребенок-мишка ходит, собирает

Мишка шишки собирал. шишки, а затем садится на стул

Долго мишка наш гулял. и засыпает.

Сел Мишутка, задремал. Воспитатель и дети тихо подходят к мишке.

Стали дети подходить,

Сами Мишеньку будить:

«Миша, Мишенька, вставай

И ребяток догоняй». Дети убегают на свои места, а мишка догоняет их.

Лиса и куры

Дети изображают кур. Один из играющих — петух, другой — лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию воспитателя (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!» Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит кур, не успевших быстро подняться на насест и удержаться на нем. После 2—3 игр выбирают других детей на роль петуха и лисы.

Курочка-хохлатка

Воспитатель изображает курицу, дети — цыплят. Один ребенок сидит на скамейке вдали от остальных. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять.

Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-ко,

Не ходите далеко».

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка...

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают.

У медведя во бору

Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают медведем. На площадке для игры очерчивают два круга. Круг первый — это берлога медведя, второй — дом для всех остальных участников игры.

Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит.

После того как дети произносят эти слова, медведь выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из детей. Кто не успевает убежать в дом, становится медведем и идет в берлогу.

Мышеловка

Дети становятся в круг, взявшись за руки, — это мышеловка. Один или двое детей — мышки, они вне круга. Дети, подняв руки вверх, двигаются по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели!

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас!

Вот захлопнем мышеловку

И поймаем сразу вас!

Во время произнесения текста мыши вбегают и выбегают из круга. С последним словом «мышеловка захлопывается» — дети опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга мышки считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие мышки.

Шла коза по лесу

Игроки встают в круг, коза — в центре. Все идут по кругу в правую сторону, а коза — влево. Коза выбирает кого-то из ребят, выводит в середину круга. Они исполняют движения в соответствии со словами. Все стоящие в кругу повторяют движения за ними.

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Головкой покачаем, качаем, качаем.

И снова начинаем, начинаем, начинаем...

Теперь в кругу выбирают себе пару уже два человека. Игра продолжается до тех пор, пока почти все дети не встанут в круг.

Лохматый пес

Один ребенок изображает пса, он ложится на травку, голову кладет на вытянутые вперед руки. Дети с воспитателем тихо идут к псу и при этом произносят:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Пес вскакивает, начинает лаять и бежит за детьми, они убегают и прячутся.

Лягушки в болоте

С двух сторон очерчивают берега, в середине — болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой), лягушки располагаются на кочках (обручи на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

«Ква-ке-ке, ква-ке-ке,

Будет дождик на реке».

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

Лошадка

Игроки разбегаются по всей площадке и на сигнал воспитателя «Лошадки!» бегут, высоко поднимая колени, на сигнал «Кучер!» — ходят. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.

Бубен-бубен

Водящий «бубен» ловит игроков. Кого поймали, тот становится «бубном».

Бубен-бубен,

Долгий нос,

Сколько в городе овес?

Две копейки с пятаком.

Ехал Ваня с колпаком.

Овса Ваня не купил,

Только лошадь утопил,

Бубен бегать научил.

Бубен-бубен,

Беги за нами,

Хватай руками.

Я Ксюшу поймала,

Ксюша бубном будет.

Солнышко

По считалочке выбирают водящего — солнышко. Остальные дети встают в круг. Солнышко стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

На первые две строчки дети водят хоровод, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к солнышку. Оно говорит: «Горячо!» — и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребенок замирает и выбывает из игры.

Волк и дети

Один игрок изображает волка. Он, подперши лицо руками, сгорбленный, сидит в стороне и молчит. Дети разбегаются в разные стороны, делая вид, будто собирают ягоды в лесу, и поют:

Щипали, щипали по ягодку,

По черную смородинку.

Батюшке на вставчик,

Матушке на рукавчик,

Серому волку

Травки на лопату.

Дай Бог умыться,

Дай Бог убежать

И дай Бог убраться.

С последними словами дети бросают в волка травку и бегут от него врассыпную, а волк ловит их. Пойманный игрок становится волком; если волку не удалось никого поймать, он возвращается на свое место и снова изображает волка, остальные игроки вновь начинают собирать около него ягоды.

Море волнуется

Вариант 1 . По числу играющих ставятся стулья в два ряда так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. После того как все игроки усядутся, выбранный водящий кричит: «Море волнуется!» Все игроки вскакивают и бегают вокруг стульев до тех пор, пока водящий, улучив минуту, когда каждый отбежит подальше от своего стула, вдруг закричит: «Море утихло!» После этого каждый игрок должен занять свое место, а так, как водящий тоже занимает чье-либо место, то играющие стараются захватить первое попавшееся. Оставшийся без места становится водящим.

Вариант 2. Перед началом игры выбирается водящий. Он отворачивается от остальных участников и громко говорит:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура, на месте замри!

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, становится на место водящего либо выбывает из игры, в этом случае победителем становится дольше всех продержавшийся игрок.

Запрещается использовать дополнительные предметы для устойчивости (деревья, лавочки, стулья и т.д.). Водящий не имеет права смешить игроков, чтобы расшевелить их. Также ему не разрешено прикасаться к играющим. Количество участников не ограничено. Можно использовать другой вариант игры, когда водящий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший фантазию.

Селезень и утка

Играющие берутся за руки и образуют круг. Двое игроков изображают селезня и утку. Они выходят на середину круга. Утке поют:

Поди, утушка, домой,

Поди, серая, домой.

У тя семеро детей,

Восьмой — селезень,

Девятая — утка.

Утка — Марфутка,

Селезень — Васютка,

Курочка — Машка,

Петушок — Игнашка!

Селезню кричат:

Селезень, догони утку!

Молодой, догони утку!

Селезень гонится за уткой и старается ее поймать. Утка может выбегать из круга, селезня же не выпускают. Игроки, стоящие в кругу, то опускают, то поднимают руки и поют:

Утушка ныряет,

По полю летает.

Кич-кич, поспевай!

Кря-кря, догоняй!

Твои детки пищат,

Они есть хотят!

Когда селезень поймает утку, выбирается другая пара.

Пирог

Выбирается водящий по считал очке. Игроки становятся в две шеренги друг против друга. Водящий приседает в центре, он — пирог. Играющие поют и показывают движения.

Экий он высоконький, Руки поднимают вверх.

Экий он широконький, Руки в стороны .

Экий он мягонький. Руками гладят живот.

Первый в каждой шеренге бежит и дотрагивается до пирога. Кто первый коснулся — уводит его к себе в шеренгу, кто опоздал — становится пирогом.

Игра продолжается, пока интересно играть. По окончании можно взяться за руки в шеренге и устроить перетягивание.

В силу данных обстоятельств всегда остаются востребованными педагогами-практиками различные игры, которыми можно разнообразить, активизировать и делать максимально интересным для детей воспитательно-образовательный процесс в детском саду.

Развивающие игры в последние годы пользуются популярностью в педагогической среде. В отличие от дидактических, подвижных, строительных и других игр смысл развивающих состоит в том, чтобы развивать психические процессы.

Однако четко разделить - это дидактическая игра, развивающая или подвижная игра - невозможно, так как в традиционно воспринимаемых как дидактические играх, например, «Чудесный мешочек», также идет развитие психических процессов (в названной игре - ощущения, представления, мышления).

Очень многие подвижные игры тоже можно отнести к развивающим (особенно те, в которых работают внимание, память, речь). Безусловно, существуют игры, которые определенно являются развивающими, например, игра «Мы в лес ходили», пальчиковые игры.

Так, развивающие игры игры активно вносятся в жизнедеятельность дошкольников, так как имеют ряд следующих преимуществ:

  • одну и ту же игру можно упрощать и усложнять, используя ее в работе с детьми разного возраста и разного уровня развития;
  • в таких играх можно использовать в качестве «материала» и картинки, и игрушки, и самих детей, не меняя содержания игры;
  • эти игры можно проводить не только в процессе занятий, но и на прогулке, во время проведения других режимных моментов;
  • почти во всех данных играх идет развитие не одного, а нескольких психических процессов (внимания, памяти, мышления и других), а также речи.

Сегодня повсеместно в дошкольных учреждениях педагогами используются не только развивающие игры, но и развивающие занятия. Воспитатели по-разному подходят к составлению структуры развивающих занятий. Смысл одного из алгоритмов в том, что подбирается несколько развивающих игр на различные психические процессы, затем вносятся обучающая и воспитательная задачи.

Другой вариант: в обычное занятие включаются развивающие игры, которые соответствуют его идее.

Существует несколько моделей составления развивающих занятий:

  • игры на развитие разных психических процессов;
  • игры по сюжету;
  • игры на развитие определенных психических процессов.
  • игры по раздаточному материалу;

Все перечисленные модели в одинаковой степени интересны, одни более применимы для одних видов занятий, а другие –– для других. Например, для занятий по разделу «Я и мир вокруг меня» больше подходит модель «по сюжету», для занятий по математике, изобразительной деятельности - модель «по раздаточному материалу».

В старшем дошкольном возрасте при подготовке детей к школе целесообразно использование модели «по психическим процессам», так как необходимо готовить руку к письму, развивать произвольность поведения и волю, память, внимание.

Развивающие занятия предполагается проводить один-два раза в неделю вместо соответствующего по теме.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современном образовании немаловажная роль принадлежит развивающим играм.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Ребенок, приобретая опыт, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится и сталкивается с затруднениями. Развивающие игры позволяют перенести полученные знания в свою личную деятельность, в которой он сам мыслит, раскрепощается, творит. Развивающие игры открывают широкие возможности для развития познавательных способностей: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи.

В своей работе с детьми я активно использую развивающие игры в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности.

И ставлю перед собой следующие задачи:

Развивать восприятие и мышление детей, внимание и память;

Развивать воображение и творческие способности детей;

Активизировать познавательную деятельность детей, научить их мыслить нестандартно;

Развить у них упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения;

Закрепить полученные знания и умения, упражнять в применении их к другим видам деятельности, новой обстановке;

Развивать такие качества, как самостоятельность и инициативность.

Свою работу по теме «Развивающие игры, роль в умственном развитии для детей дошкольного возраста» провожу с детьми старшего дошкольного возраста.

Изучив методическую литературу по данной теме, я отобрала игры и упражнения для проведения организованной образовательной деятельности, в свободной игровой деятельности, и в индивидуальной работе с детьми. В группе выбрала удобное место для размещения игр. Из всего многообразия развивающих игр я включила в свою работу с детьми:

1. Развивающие игры Никитиных (« Сложи узор», « Уголки», «Кубики для всех», «Уникуб», «Внимание», «Сложи Квадрат», «Внимание угадай –ка», «Кубики для всех» и др.)

2. Геометрические конструкторы на воссоздание силуэтов фигур, разработанные З.А.Михайловой («Танграм», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Листик», «Гексамино» и др.);

3. Игры В.В.Воскобовича («Геоконт», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат» и др.);

4. Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

5. Разнообразный природный материал, коллекции семян, камней, песок.

6. Материал для проектной деятельности.

7. Конструкторы различных форм и конфигураций.

При всем своем разнообразии развивающие игры объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, деталей конструктора и т.д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип «от простого к сложному».

4. В игровые задания входят задачи разной сложности: от доступных малышу до непосильных для иного взрослого, поэтому игры могут быть интересны в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, иначе, если ему все объясняется, у ребенка формируются только исполнительские качества.

6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач, нельзя подсказывать ему. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно.

7. Не надо требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать какое-то время.

8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверить точность выполнения задачи.

9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.

10. Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности , постепенно расширяя их пределы.

В развивающих играх удается объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать все самостоятельно. Эти игры развивают у детей следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. При этом главное, на что обращается внимание, - творчество: ребенок, проходя через систему заданий, делает множество открытий и приучается к самостоятельному творческому активному мышлению.

Развивающие игры интересны детям разного возраста и даже взрослым.

О.А. Матвеева

воспитатель логопедической группы МБДОУ детский сад комбинированного вида №39 г. Апшеронск

Для ребенка игра является не только приятным способом выплеснуть свою энергию, но и основным способом познания мира. Развивающие игры в детском саду с различными предметами оказывают значительное влияние на развитие ребенка как полноценной личности. Для таких игр используются разнообразные предметы: палочки, веточки, молоточки, ложки, сачки и т.д. Они направлены на развития у ребенка памяти, логики, пространственного мышления, воображения.

Виды развивающих игр в детском саду:

  • дидактические игры для младшей и средней группы;
  • подвижные игры для дошкольников всех возрастов;
  • сюжетно-ролевые игры.

Примеры занятий

1. Что за предмет

Ребенку дается мешок, наполненный различными предметами. Затем малышу предлагается достать из него одну игрушку и назвать ее. Воспитатель должен помочь ребенку правильно описать данный предмет.

2. Пальчиковые игры

Суть пальчиковых игр чаще заключается в поочередном сгибании пальцев. Воспитатель произносит считалку, а малыши сгибают пальчики. Таким образом, очень хорошо развивается мелкая моторика пальчиков рук малышей.

3. Буквы вокруг меня

Воспитатель просит детей внимательно осмотреть глазами помещение, в котором они находятся. Потом дети поочередно должны назвать предметы, находящиеся в комнате, в алфавитном порядке. Данная игра может проводиться в старших группах, где дети уже знают .


4. Картины

Воспитатель показывает детям картину и называет ее автора. Затем малыши должны найти на полотне предметы на определенную букву. Далее изображение нужно убрать и попросить каждого ребенка вспомнить названные ранее предметы.

5. Какого растения не стало?

На столе размещаются несколько горшков с комнатными цветами. Дети должны внимательно на них посмотреть и запомнить. Педагог говорит ребятам закрыть глазки и убирает со стола одно растение. Когда дети откроют глаза, они должны вспомнить, какое растение стояло ранее на столе.

Подвижные занятия

1. «Бегите ко мне!»

Для игры требуются флажки четырех цветов. Ребенок берет флажок понравившегося ему цвета. У воспитателя в руках все четыре флажка. Затем педагог показывает первый флажок и говорит фразу «Бегите ко мне!». К руководителю игры должны подбежать те дети, которые в руках держат флажок этого же цвета.

2. «Зайцы и волк».

Среди ребят выбирается один, который будет «волком». Воспитатель произносит стихотворение, а дети изображают зайцев:
Скачут зайцы по лужку,
Травку щиплют, слушают
Не идёт ли волк?
После окончания слов педагога «волк» пытается поймать «зайцев», а те должны убежать в свои «норки».

Сюжетно-ролевые развивающие игры

«Рак-отшельник и роза»

С помощью декораций создается иллюзия солнечного морского побережья. Главное действующее лицо – рак-отшельник. Он совсем одинок, поэтому море и солнце его не радуют. Он случайно встречается с дельфинами, которые советуют ему завести лучшего друга. Рак-отшельник сначала пытается подружиться с медузой, но она оказывается равнодушной к его потребности в дружбе. Другие морские обитатели (краб и мурена) тоже не хотят видеть в его лице друга. Совсем отчаявшись, рак подплывает к водорослям и встречается там с красивой морской розой. Он предлагает розе стать его другом, а она ему не может отказать. В конце рак и роза танцуют прекрасный танец вместе в знак дружбы.

Видео по теме

Плюсы

  1. Развивающие игры позволяют максимально активизировать работу каждого малыша в коллективе.
  2. Такие игры прививают интерес и уважение к специалистам различных профессиональных областей.
  3. Они знакомят с правилами поведения интеллигентного человека в обществе.
  4. Помогают детям самостоятельно выстраивать игровую деятельность (развивать игровой сюжет, распределять роли для игры и т.д.).
  5. Формируют нормальные взаимоотношения Вашего сына или дочки с коллективом, развивают в нем коммуникативные качества характера.
  6. Развивают умение выполнять определенный набор действий с различными по форме и размеру предметами.
  7. Тренируют мелкую моторику рук.
  8. Учат детей отличать предметы друг от друга по определенным характерным признакам.
  9. Способствуют скорейшему запоминанию названий предметов.
  10. Учат выполнять простой набор арифметических действий.
  11. Закрепляют знания о и их свойствах.
  12. Помогают изучить алфавит.
  13. Развивают зрительную , слуховую память, образное мышление и наблюдательность.
  14. Расширяют словарный запас.
  15. Учат сосредотачиваться и концентрировать внимание на одном предмете.

Развивающие игры в детском саду очень эмоциональны, интересны и увлекательны. Они способствуют развитию пространственного мышления, творческих способностей, логики. Данные развлечения с малышами помогают разрушить коммуникативные барьеры, делают детей раскрепощенными и независимыми. Развивающие занятия для малышей являются отображение реального мира. С их помощью дети учатся жить.

Игры на развитие восприятия формы у детей 3-4 лет

Восприятие формы

Малыши непременно пытаются взять привлекательный предмет в руки. Однако типичные действия детей с предметами (перетаскивание с места на место, постукивание о другие предметы, зажимание в руке, манипулирование) не приводят к восприятию формы и тем более выделению ее качественных особенностей. Эти действия, лишенные игровой и познавательной цели, говорят о низком уровне познавательного и сенсорного развития ребенка. При отсутствии своевременных учебно-воспитательных воздействий может возникнуть серьезное препятствие для успешного формирования познавательной, игровой, изобразительной, творческой и конструктивной деятельности. Активное участие в совместных играх позволяет малышам легко и успешно овладевать рациональными приемами осязательного обследования формы объемных и плоскостных предметов, если соблюдаются следующие условия.

1. Ребенок обследует предмет обеими руками и ощупывает его пальцами, поворачивая во все стороны.

2. В процессе обследования обе руки действуют согласованно и активно. Одной рукой (левой) малыш придерживает и поворачивает предмет, а пальцами другой руки ощупывает его с каждой стороны, останавливаясь на дополнительных частях, которые характеризуют строение его формы (например, на ручке у чашки, на колесах и кузове у игрушечного грузовика и т.п.).

3. Исключается участие зрения в этом процессе. Однако ребенок должен иметь возможность предварительно рассмотреть предмет, который попадет в его руки. Это будет способствовать успешному различению на ощупь особенностей формы и узнаванию предмета в процессе осязательного обследования. Предварительное зрительное знакомство с формой послужит вспомогательной опорой для формирования у ребенка более четких представлений о том, как устроен предмет. Для постепенного повышения уровня восприятия формы как отличительного признака предмета не менее важно, чтобы после осязательного обследования малыши могли снова рассмотреть предметы.

Игра для детей 3-4 лет «Что нам привез Мишутка?»

Цель: выявить, могут ли дети самостоятельно на ощупь узнавать предмет, как привык ребенок обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения, — одной или двумя руками.

Оборудование : небольшие игрушки контрастной формы. Они должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы. Это могут быть кубики, шарики, игрушечная посуда, зайчики, цыплята, машинки, куколки-голыши, лошадки, плюшевый мишка, машина, велосипед или санки и т.д. Количество игрушек должно соответствовать числу детей. Желательно иметь по два-три экземпляра каждой игрушки. Для игры нужен также мешок из плотной ткани, вмещающий все предметы. В мешок продергивается резинка, чтобы ребенок не мог заглянуть в него, когда ищет игрушку.

Перед играющим ставится задача: узнать на ощупь, какой предмет попал ему в руки. Решить задачу для ребенка очень важно и интересно, ведь эту вещь Мишутка привез лично ему. Однако несмотря на сильное желание поскорее узнать, что ему достанется, приходится дожидаться своей очереди искать подарок и считаться с другими детьми. В этом и состоит воспитательное значение предлагаемой игры.

Воспитатель предлагает детям сесть поудобнее на стульчики.

Воспитатель. Хотите, ребята, сегодня поиграть все вместе?

В это время раздается стук в дверь и в комнату въезжает игрушечный мишка на большой машине (или на велосипеде), которого подталкивает помощник воспитателя. В лапах у Мишки большой мешок с игрушками. Воспитатель сообщает, что в этом большом мешке много-много игрушек и что Мишка для каждого привез какую-нибудь игрушку.

Хотите узнать, что нам привез Мишка? Тогда давайте послушаем, что он нам скажет.

Взрослый наклоняется к Мишке, делает вид, что слушает его, а потом передает его слова детям.

Мишка просит вас подходить по очереди к мешку, но не заглядывать туда, а только руками выбрать себе подарок, потом сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем.

Мишка по очереди вызывает детей и предлагает поискать игрушку. Таким образом, все получают подарки и возвращаются на свои места.

Заметив, что малыши, получившие подарки, начинают отвлекаться от общей игры, можно предложить детям с одинаковыми игрушками встать и показать мишке, как они играют. Нужно показать детям какое-либо движение, и они должны повторить его: например, катают машинку, прыгают с зайчиком, кружатся с куколкой и пр. Выполнив действие со своей игрушкой, ребенок кладет ее на столик.

Воспитатель. Игрушки снова вернутся в мешок, а мы начнем игру сначала, и вы выберете себе то, что каждый захочет.

После того как заканчивается первая «раздача подарков», игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются в мешок, и дети опять ищут себе подарки. Но теперь уже каждый ребенок знает, какую игрушку ему хочется найти, и благодаря этому узнавание предметов по форме становится успешнее.

Игра заканчивайся проводами Мишки. Дети встают, благодарят его за подарки, а Мишка обещает снова приехать к ним в гости поиграть и привезти им что-нибудь еще.

Игра для младшей группы «Не ошибись, Петрушка!»

Цели : развивать осязательное восприятие формы предметов; научить целенаправленно обследовать форму, обеими руками поворачивая предмет и ощупывая его пальцами со всех сторон; способствовать также воспитанию познавательной активности детей и повышению у них интереса к решению умственной задачи.

Данная коллективная игра приучает малышей к самостоятельности, соблюдению правил, а также к выполнению действий, требующих активности воображения. Создается игровая ситуация, в которой дети по очереди выполняют роль Петрушки, показывающего фокусы: Петрушка умеет, не видя, угадывать, какой предмет у него в руках.

Выполнение этой игровой роли имеет важное воспитательное значение. Робким и неуверенным в себе малышам она помогает преодолевать эти недостатки. В то же время для возбудимых детей, склонных к повышенной двигательной активности, соблюдение очередности служит условием формирования умения вести себя в коллективе, считаться с другими.

Используются только те игрушки, которые хорошо знакомы малышам. Они должны быть средних размеров и контрастной формы, т.е. заметно отличаться друг от друга. Этим требованиям удовлетворяет примерно следующий набор: деревянный шарик, кубик, грибок, матрешка, ведерко, чашечка, тарелочка, голыш, куколка, уточка, рыбка, легковая машинка и пр.

Чтобы ознакомление с предметами осуществлялось только путем осязательного обследования формы, необходимо исключить участие в этом процессе зрения. Для этого можно надеть ребенку повязку на глаза, а лучше — нарядный колпачок Петрушки. Он изготавливается из непрозрачной плотной бумаги или ткани, которая держится на проволочном каркасе. Колпачок должен сидеть на голове ребенка свободно и глубоко (но не касаться глаз), доходить почти до кончика носа, чтобы он не сполз. Нужен также нарядный мешок для хранения игрушек.

В игре могут участвовать все дети. Ребята сидят на стульях напротив стола с игровым материалом. Воспитатель достает мешок, вынимает из него каждую игрушку, показывает малышам и ставит ее на стол, дав детям возможность рассмотреть игрушки.

Воспитатель. Давайте вместе поиграем в новую игру. (Достает колпачок Петрушки, примеряет его себе.) Тот, кто наденет колпачок, будет показывать фокусы, как в цирке. (Подзывает к себе ребенка, надевает ему колпачок.) Петрушка, здравствуй, сними колпачок, поклонись ребятам и скажи им: «Здравствуйте, ребята!», а они тебе похлопают в ладоши и скажут: «Здравствуй, Петрушка!»

Воспитатель усаживает Петрушку за отдельный столик, чтобы остальным детям было хорошо видно, что он делает.

Затем подзывает еще одного ребенка и дает ему важное поручение: как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к игрушкам, выбрать любую из них, поднять ее повыше и спросить: «Петрушка, Петрушка, что это?», подойти к нему и положить игрушку прямо ему в руки и сказать вместе со всеми: «Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какую игрушку мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!»

Надевает колпачок Петрушке, и игра начинается. Напоминает детям правило: соблюдать тишину и не называть предмет, который дают Петрушке в руки.

Учитывая импульсивность малышей, следует на всякий случай слегка придерживать колпачок на голове Петрушки, чтобы он не сбросил его в тот момент, когда обнаружит, что колпачок мешает ему видеть. Когда Петрушка возьмет в руки игрушку, надо посоветовать ему поворачивать ее в руках, ощупывая пальцами со всех сторон. Так воспитатель направляет процесс осязательного обследования. Если у ребенка ничего не получается, можно взять его руки в свои и показать, как действовать, чтобы он мускульно ощутил этот прием.

Ребенок должен сам назвать игрушку, но если этого не происходит, его спрашивают все дети.

Дети . Ты скажи, Петрушка, какую взял игрушку?

Звучат аплодисменты за правильный ответ. Петрушка снимает колпачок и раскланивается перед зрителями, как артист. Затем садится на место, выбирается новый Петрушка и ребенок, который будет передавать ему игрушку.

Так игра повторяется неоднократно.

Игры на восприятие величины у детей 3-4 лет

В три года многие дети еще не осознают величину предметов и не выделяют ее как важный отличительный признак. Такие характеристики величины, как длина, ширина, высота, либо совсем не различаются малышами, либо воспринимаются смутно и безотчетно. А если кто-то и учитывает эти особенности, то все они обозначаются одинаковыми словами — «большой» и «маленький», что, конечно, не отражает специфичности этих пространственных признаков.

Между тем четкое восприятие и оценка соотносимых качеств величины имеют исключительно важное жизненно-практическое и познавательное значение. Без специальной тренировки зрения на восприятие величины и выделение ее различных пространственных параметров не может успешно формироваться правильное представление о предметах, а следовательно, затрудняются практические действия с ними. Без четкого представления величины предмета невозможно его изобразить или использовать в конструктивной деятельности.

Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение воспринимать величину предметов путем сравнения их подлине, ширине, высоте. Ведь именно в эти годы у ребенка пробуждается интерес к предметному окружению, стремление активно действовать с предметами и управлять ими.

В педагогической практике знакомство с качествами величины, как правило, осуществляется на занятиях с использованием распространенных игровых приемов. В дополнение к этим приемам мы предлагаем игры, направленные на развитие четкого и осознанного восприятия величины и ее признаков.

В большинстве предлагаемых игр используются народные игрушки: пирамидки, матрешки, мисочки-вкладыши и другие деревянные игрушки, отдельные детали и части которых отличаются только размером. Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно. С помощью взрослого в предлагаемых играх ребенок осваивает рациональные приемы сравнительной оценки величины (накладывание и прикладывание предметов).

Цель проведения этих игр в младшей группе — выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать ярко выраженные различия по высоте, длине и ширине.

Большинство игр проводится небольшими группами или индивидуально. Но некоторые из них можно проводить всей группой при участии и под наблюдением взрослого.

Игра для младших дошкольников «Что делают матрешки?»

Цели: познакомить с таким качеством, как величина; способствовать формированию доброжелательных отношений.

Оборудование : полный комплект матрешек (сувенирный), включающий 10—12 предметов. При его отсутствии можно использовать два-три набора обычных пятиместных матрешек, которые имеются во всех детских садах. Нужно иметь также брусок или полоску для отделения одной группы матрешек от другой.

Детям предлагается русская народная игрушка — матрешка. Ее устройство предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.

Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Важно также и то, что в этой игре дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов. Успех благодаря знакомым действиям вселяет уверенность в себе, что, в свою очередь, способствует познавательной активности в решении новой задачи.

Игра носит сюжетный характер. В ней воспроизводятся близкие опыту малышей жизненные ситуации.

Воспитатель с помощью малышей расставляет стульчики и напротив них на небольшом расстоянии ставит большой стол. Дети рассаживаются, а взрослый ставит на стол большую матрешку.

Воспитатель. Посмотрите, какая красавица к нам пришла! (Все любуются матрешкой, рассматривают ее.) Во что одета матрешка? Какого цвета ее сарафан, платочек и т.д. (Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит.) Что-то она тяжелая. Может быть, внутри что-нибудь есть? Давайте посмотрим! (Придерживая нижнюю часть матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку.)

Воспитатель и дети (вместе). Матрешка, матрешка, откройся немножко!

Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей. Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая.

Воспитатель. Матрешки разного роста. Какая из них выше? Какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже? (Затем берет в руки новую матрешку.) Давайте узнаем, не спрятано ли в ней еще что-нибудь.

Дети . Матрешка, матрешка, откройся немножко! (Появляется следующая матрешка.)

Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

Воспитатель (выстраивает матрешек в ряд по росту). Каждая матрешка одета по-своему, и каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. (Разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы.) Все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие — в младшую.

На столе выделяется место для младшей и старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.). Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение — отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог.

Воспитатель . Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу. А теперь пусть наши матрешки немножко поводят хоровод, а мы им споем песенку!

Воспитатель подзывает нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, стоящие рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки друг за другом. Все дети вместе с воспитателем поют песенку.

Стоп! Давайте теперь поиграем в каравай.

Вызванные дети ставят матрешек в кружки (в обеих группах), и на столе образуются два хоровода.

Давайте и мы поиграем с вами в каравай и поучим матрешек.

Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру. Затем все занимают свои места, а воспитатель вызывает новых детей, которые, взяв в руки матрешек, под пение остальных («Вот такой ширины, вот такой ужины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай!») показывают, как матрешки играют в каравай, т.е. расширяют и сужают круг, подпрыгивают вверх, наклоняются и пр.

А теперь наши матрешки пойдут гулять. Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. Сначала давайте соберем на прогулку матрешек из старшей группы.

Поручает одному ребенку построить больших матрешек по росту друг за другом. Потом, вызывая малышей по одному, дает новое задание: для каждой большой матрешки найти, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Вызвав одного ребенка, воспитатель предлагает ему взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ее сестричку, т.е. самую большую среди матрешек младшей группы. Выбрав пару для большой матрешки, ребенок отводит обеих матрешек на другой край стола. Первая пара готова на прогулку. Таким же образом выбираются остальные пары матрешек.

Затем вызывает других детей, которые водят матрешек (гуляют с ними) по столу. Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают и т.д. В конце прогулки их опять выстраивают по росту. Это делают уже другие дети, а все остальные следят за ними и, если потребуется, исправляют ошибки.

Теперь поиграем по-другому. Матрешки будут друг друга прятать. (Берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от ее имени просит.) Сестричка, сестричка, спрячь меня! (Отвечает от имени большей матрешки.) А ты скажи, какого цвета на мне платочек, тогда спрячу! (Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.)

Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают их диалог. Со следующей парой действуют другие дети, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую.

Вот она, наша самая большая красавица.

Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается.

Мы описали здесь самый простой, первоначальный вариант игры. При повторении ее обучающая задача и игровые действия усложняются. Например, матрешки могут разбегаться, некоторые из них прячутся, и дети должны узнать, какой из них не хватает. Можно подбирать домики для матрешек, используя кружки разного диаметра, и т.п.

Игрушка не дается детям для свободного пользования, пока не будет освоена основная обучающая задача игры и ее правила.

Игра для детей 3-4 лет «Разберем и соберем»

Цель : научить различать и сравнивать предметы по величине, т.е. по их протяженности в пространстве.

Оборудование: одноцветная пирамидка. Число ее колечек должно соответствовать числу участников игры.

В игре участвуют 6—8 детей. Все они действуют с одним предметом и объединены общей целью: разобрать и собрать пирамидку.

Эта очень простая игра-забава доставляет радость малышам. Поэтому все усилия, которые им приходится прикладывать (ожидание своей очереди, сравнение колечек по величине, выполнение правил игры), совершаются легко, без напряжения.

Воспитатель приглашает детей сесть за общий стол и занимает за ним свое место. Привлекает внимание к новой пирамидке. Проводит руками по ней сверху вниз, показывая, как постепенно раздвигаются руки по мере приближения к основанию игрушки.

Воспитатель. Это потому, что колечки наверху совсем маленькие, потом — побольше, а внизу — самые большие. Попробуйте потрогать и посмотреть. (Передвигает пирамидку от ребенка к ребенку, чтобы каждый мог провести руками сверху вниз, ощутить и увидеть различие в величине колечек. Пирамидка возвращается к воспитателю.) Смотрите, что это? (Показывает на колпачок и снимает его.) Это колпачок, а это что? Правильно, колечко. (Снимает верхнее колечко.) Какое оно — большое или маленькое? Правильно, это колечко самое маленькое. (Придвигает колечко вплотную к колпачку и снимает следующее.) Это тоже колечко. Какое оно, такое же, как первое, или чуть побольше? (Накладывает одно колечко на другое так, чтобы все видели.) Одно колечко поменьше, а другое побольше.

Так по очереди снимаются все колечки с палочки и сравниваются путем накладывания друг на друга. Все колечки должны быть выложены по порядку на столе.

У пирамидки есть палочка, а внизу подставка. Это тоже колечко, но оно самое большое и не снимается. Все колечки знают свое место на палочке.

Воспитатель собирает пирамидку и начинает игру снова.

Воспитатель (придвигает пирамидку к одному из сидящих детей и обращается к нему от имени игрушки). Сережа, сними мой колпачок и поставь его на середину стола.

Затем предлагает малышу подвинуть пирамидку к кому-либо из сверстников и сказать те же слова, т.е. назвать имя ребенка и сказать: «Сними мое самое маленькое колечко». Далее следующий ребенок передвигает пирамидку сверстнику. Так постепенно игрушка разбирается, а пустая палочка возвращается к воспитателю.

Начинается вторая часть игры.

Перед каждым ребенком на столе лежат колечки, а у воспитателя — палочка.

Воспитатель. Надоело палочке одной стоять, и позвала она все колечки домой. У кого мое самое большое колечко?

Кто-то из ребят. У меня!

Все участники игры проверяют, правильно ли он ответил, и, если правильно, воспитатель придвигает к малышу палочку.

Воспитатель (говорит от имени палочки). Отдай мое самое большое колечко!

Ребенок надевает кольцо на палочку.

Ребята (говорят от имени палочки вместе). У кого теперь есть самое большое мое колечко?

Таким образом постепенно собираются и надеваются на палочку все кольца и колпачок. Игру можно начинать заново.

Игра для детей 3-4 лет «Веселые матрешки»

Цели: научить различать и сравнивать предметы по разным показателям величины; сравнивать предметы по высоте, сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур и т.п.

Оборудование : два комплекта пятиместных матрешек и разных по величине кружочков (тарелочек для матрешек), башенка из полых кубов. Кроме перечисленных предметов, используется самодельный ростомер. Его можно изготовить из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут становиться матрешки, а одно из колечек — фиксировать высоту. На вертикальном планшете, который устанавливается сзади, можно карандашом делать пометку.

Сюжетный характер игры имеет важное значение для развития творческой инициативы в самостоятельных играх и подготавливает малышей к ролевой игре. Игра способствует развитию восприятия величины, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. Все это очень важно для умственного развития дошкольников. Проводится она с небольшой группой детей (5 - 6 человек).

Воспитатель. Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (Смотрит вокруг, потом берет в руки матрешку и покачивает ее.) Что- то там в середине гремит. Посмотрим, что там есть. (Снимает верхнюю половину матрешки.) Вот, оказывается, где они все спрятались! (Все матрешки выстраиваются в ряд.) Давайте познакомимся с ними! (Называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом.) Я — Матреша, я — Наташа, я — Даша, я — Маша...

Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет воспитатель). Сначала матрешки гуляют (ходят по столу). Потом их зовут к медсестре измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер, а воспитатель опускает колечко и вместе с детьми отмечает, какого роста каждая из матрешек.

Какая матрешка самая высокая? Какая из матрешек чуть пониже? Какая — самая низкая? Какая чуть повыше?

Потом все матрешки идут обедать.

Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки.

Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста.

Пора домой, становитесь в пары!

Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой - то пары не хватает. Детям предлагается позвать матрешку по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе воспитателя дети показывают, в каком месте не хватает пары. Матрешки появляются, малыши ставят их па место, и игрушки отправляются домой.

Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) — это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки.

Игрушки кланяются, прощаются и уходят в домики.

Постарайтесь предоставить детям больше свободы, не торопитесь говорить за них то, что они могут сказать сами. Если кто-то из детей допускает ошибку, поправьте его вместе с другими. А можно на фоне ошибок менять сюжет (например, матрешка встала не на свое место или захотела поесть не из своей тарелки). Уместны шутки, веселый смех, которые не позволят превращать игру в формальные упражнения на различение величины.

Похожие статьи