Обещанное восстановление. Святитель мартин милостивый Мартин милостивый епископ турский

05.05.2022


План:

    Введение
  • 1 Жизнеописание
  • 2 Покровительство
  • 3 В поп-культуре
  • Примечания
    Источники

Введение

Статуя в Хёхстском замке, изображающая св. Мартина отдающим свой плащ нищему

Святитель Мартин Турский или Мартин Милостивый (лат. Martinus , 317 или 337 римская провинция Паннония - 11 ноября 397, Турень, Франция) - епископ Тура, один из самых почитаемых во Франции святых.

Память святого отмечают 11 ноября (католики и некоторые православные церкви) и 12 октября (православные) .


1. Жизнеописание

Святитель Мартин родился в начале IV в. в Паннонии. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нес свою службу в качестве офицера. Еще будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Благочестивая традиция отождествляет этого нищего со Христом.

Когда представилась возможность оставить армию, Мартин удалился в пустынь Лигуже (Ligugé), что вблизи Пуатье, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь, ставший, по слову автора жития, рассадником монашеского делания в Галлии. Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всем следуя преподобному Антонию.

Вскоре обманом (для того чтобы помолиться об одной больной) святой был вызван в город Тур и провозглашен епископом. Сам он до этого избегал рукоположения даже в диаконы, предпочтя более скромную должность заклинателя - чтеца особых молитв над бесноватыми. Мартину были присущи редкостная доброта и заботливость. В сочетании с мужественным и величавым обликом бывшего военного это особенно располагало к нему людей. Мартин постоянно заботился о больных, нищих, голодных, получив за это прозвание Милостивого. Вместе с тем святой не оставил мечты о монашестве.

Заняв святительскую кафедру в Туре, Мартин почти одновременно основал обитель в Мармутье (Marmoutier), где были установлены обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, единократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание в своем монастыре, где он сам часто уединялся для молитвы, святитель Мартин уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания. Из Мармутье вышло немало епископов, потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди кельтов-язычников. О размахе деятельности св. Мартина говорит то, что на его похороны в 397 году собралось около 2 тысяч монахов (в то время как в самом Мармутье число братии не превышало 80 человек).

«Святой Мартин делится плащом с нищим» , картина Эль Греко

Мигель Хименес. «Святой Мартин делит плащ с нищим». Сарагоса, 1498

Святитель Мартин почил о Господе во время молитвы в Канде (Candes), в храме, расположенном по-над местом слияния рек Вьенны (Vienne) и Луары (Loire). Местные жители хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело, выставив окно храма, и отправились с ним восвояси вверх по течению на лодках. По местному преданию, несмотря на осеннюю пору, по пути их следования расцветали цветы и пели птицы.

Восточные традиции были органичны для тогдашней Галлии: ведь христианское просвещение она приняла от Иринея Лионского, бывшего учеником Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был непосредственно связан с апостолом Иоанном Богословом, главой Малоазийской церкви.

Ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский. Никто из древних мучеников не может в этом отношении сравниться с ним. О почитании его свидетельствуют тысячи храмов и поселений, носящих его имя. Для средневековой Франции (и для Германии) он был святым национальным. Его базилика в Type была величайшим религиозным центром меровингской и каролингской Франции, его мантия (сарра) - государственной святыней франкских королей. Еще более значительно то, что житие его, составленное современником, Сульпицием Севером, послужило образцом для всей агиографической литературы Запада. Первое житие западного подвижника - оно вдохновило на аскетический подвиг множество поколений христиан. Оно было для них, после Евангелия, а может быть, и раньше Евангелия, первой духовной пищей, важнейшей школой аскезы. Почти в каждом святом меровингской эпохи, которую Мабильон называет «золотым веком агиографии», мы узнаем фамильные черты детей Турского отца. Перед этим влиянием на ряд столетий - во всяком случае, до «Каролингского Возрождения» - бледнеют и полу-восточная школа Иоанна Кассиана и родственные ему традиции Лерина и Бенедикта Нурсийского. Все три последние подвижнические школы построены на началах духовной «рассудительности», умеряющей крайности аскезы во имя деятельного, братского общежития. Школа св. Мартина резко отличается от них героическою суровостью аскезы, ставящей выше всего идеал уединенного подвига. Аскетическая идея в век Григория Турского (VI в.) выражена с величайшей силой и величайшей односторонностью. И поиски истоков этой идеи неизменно возвращают нас к Турскому подвижнику IV столетия.

Монастырь в Лигуже существует по сей день.


2. Покровительство

Святой Мартин Турский считается одним из пяти католических покровителей Франции:

  • Святой Ремигий Реймский
  • Святой Мартин Турский
  • Святой Дионисий Парижский
  • Святая Жанна д’Арк
  • Святая Тереза из Лизье

3. В поп-культуре

  • Образ Святого Мартина имеет большое значние в фильме Пола Верхувена «Плоть и кровь», действие которого происходит в средневековье.

Примечания

  1. Православный календарь - days.pravoslavie.ru/Days/oktqbr"12.htm

Источники

  • Григорий Турский, «История Франков»
  • Житие святого Мартина Милостивого, епископа Турского. // Жития святых, изложенные по руководству Четьих-миней свт. *Димитрия Ростовского. Октябрь. День двенадцатый. - Оптина Пустынь, 1993.
  • Федотов Г. П. Святой Мартин Турский - подвижник аскезы. // Православная мысль. 1928, № 1.
  • http://www.nsad.ru/index.php?issue=11§ion=4&article=130 - www.nsad.ru/index.php?issue=11§ion=4&article=130
  • http://la-france-orthodoxe.net/ru/sviat/martin2 - la-france-orthodoxe.net/ru/sviat/martin2
  • http://www.orthodoxengland.btinternet.co.uk/saintsm.htm - www.orthodoxengland.btinternet.co.uk/saintsm.htm
  • http://www.abbaye-liguge.com/ - www.abbaye-liguge.com/
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 18:04:04
Похожие рефераты:

Мартин Милостивый — святой Мартин Турский

25 октября – день памяти святого Мартина Милостивого, епископа Турского (316-397 гг.).

Святой Мартин родился в Паннонии, римской провинции в Центральной Европе. С детства его вдохновляли мысли о монашестве и поражал пример святого Антония Великого, жизнь которого была известна и в тогдашней Европе. Но семья Мартина была нехристианской, и его родители не желали и слышать о каком-то странном для них монашестве. Они настояли на том, чтобы будущий святой стал воином, что, по их мнению, могло обеспечить его жизнь до старости. Мартин дослужился до военачальника, но всё так же продолжал думать об уединённой жизни отшельника.

Ещё Николай Сербский замечал, что в мире множество людей находится не на своём месте. Король часто выглядит как слуга, слуга — как король. Мартин, например, был военачальником, походившим на монаха. Святой Николай говорил, что Господь намеренно делает так, чтобы каждый смог возрасти в лучших для него условиях и потрудиться ради того, чтобы умножать красоту соприродным ему способом.

Так и святой Мартин в конце концов оставляет армию и уходит в ближайший монастырь Лигуже (Ligugé), близ Пуатье, где всем сразу становится видна высота его жизни. К его советам начинают прислушиваться. Мартин принёс в обитель традиции восточного монашества, которое тогда расцветало в Египетской пустыне и славилось десятками имён удивительных старцев и подвижников.

Как и многие другие подвижники, святой Мартин всеми силами избегал священного сана, но его обманным путём вызвали в город Тур, якобы помолиться там о некой больной, и там рукоположили в епископа. Нужно представлять себе средневековые пути сообщения, когда по пересечённой местности человек проходил не больше 15 километров в день, чтобы оценить самоотверженность святого, который тотчас отправился в путь, чтобы помолиться о неизвестной ему девушке. Но таковы сердца святых – в них восстанавливается родственность по отношению к человечеству, и они не могут чувствовать себя спокойно, пока другому больно.

Люди спрашивают – что такое любовь? А она всегда выражается в действии, когда кто-то светлый все силы отдаёт на то, чтобы радость пришла в жизнь другого, даже незнакомого ему человека…

Став епископом в городе Туре, Мартин почти тотчас же основывает знаменитую обитель в Мармутье (Marmoutier), куда снова приносит идею и правила восточного аскетизма, примером чего ему послужили Антоний Великий и египетские подвижники. В Мармутье правилами были стремление к безмолвию, простая одежда, общность имущества и послушание, которое понималось не как дисциплинарное подчинение (что будет характерно для более позднего европейскому устава Венедикта Нурсийского), но как вслушивание в красоту Духа Святого в наставнике, и подражание этой увиденной красоте неба на лице другого человека. Особое внимание в Мармутье уделялось молитве и изучению Писания.

Количество братии в Мармутье не превышало 80 человек, но когда святой Мартин умер во время молитвы, на его похороны пришло около 2000 монахов, такую удивительную славу подлинного наставника имел этот человек, открывавший Европе традицию восточного наставничества-старчества.

О посмертной славе святого говорит множество храмов и поселений, носящих его имя. Его жизнь вдохновляла людей стремиться к свету, даже когда на твоём пути немало препятствий. Хотя восточная традиция не была новостью для тогдашней Галлии, где прежде трудился святой Ириней Лионский (ученик Поликарпа Смирнского, ученика апостола Иоанна Богослова), но, как говорил старец Софроний Сахаров, – каждое новое поколение людей нуждается в примерах подлинности, красоты и святости своего времени, чтобы прежние подвиги ушедших веков не казались людям похожими на сказку. В этом и была миссия Мартина Турского – возвращать людей, даже слышавших о христианстве, к глубине и красоте предания и настоящести, когда основанием духовной жизни становится встреча с Богом.

Кто-то из древних аскетов Египта говорил, что Богу каждый угождает тем даром, который имеет. Давид писал псалмы, Авраам принимал странников, Моисей заботился о народе - но каждый равно угодил одному Богу, Который смотрит на склонности душ человеческих. В Его мире есть место и уединённому молитвеннику и социальному служителю, и всем людям, только бы они стремились к добру и свету.

Прозвище святого Мартина, которое сохранила история, было — «Милостивый». Однажды, ещё будучи не монахом, но воином, он увидел обнаженного бедняка и, мечом разделив свой плащ на две половины, отдал несчастному. В то время половина экипировки воина осуществлялась за счёт его личных средств, а половина — за счёт казны. И он отдал свою половину. Ночью ему приснился Христос, окутанный половиной его плаща. Как тут не вспомнить слова Христа «что вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне» (Мф 25:40).

Мартин и в епископстве продолжал заботиться о всех нищих и больных, увечных и голодных, за что народ и звал его Милостивым. Святой желал деятельного служения и умело совмещал это служение с высоким аскетизмом. Впрочем, аскетика и должна служить возрастанию любви, а без этого она не имеет цели. Ведь в истории церкви и святые аскеты славны не аскетикой, а любовью. Как говорит об этом святой Макарий Великий, все дары и способности подвижника – только внешнее проявление его сути. А глубина его открывается в подлинной любви, выражающейся в заботе о людях.

И, быть может, для нас, жителей других веков, обстоятельства такой древности кажутся чуть ли ни сказкой, но, как мудро замечал Честертон, «сказки больше, чем правда: не потому, что они рассказывают нам о том, что драконы существуют, а потому, что они говорят, что драконов можно победить». И жизнь святого Мартина Милостивого — ещё одно подтверждение того, что, даже когда посреди своей, уже вовсе не сказочной жизни, добрый человек встречает дракона, – то несмотря на всю мощь зла дракон всё же будет повержен в конце. Просто радость счастливого окончания всегда приходит именно в конце, а не в середине истории. Но это никак не влияет на то умение, с которым милосердный Бог ведёт всех добрых к добру.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram , чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Святитель Мартин Милостивый, епископ Турский, (316-397) родился в начале IV века в Паннонии. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нес свою службу в качестве офицера. Еще будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Благочестивая традиция отождествляет этого нищего со Христом.

Когда представилась возможность оставить армию, Мартин удалился в пустынь Лигуже (Ligugé), что вблизи Пуатье, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь, ставший, по слову автора жития, рассадником монашеского делания в Галлии. Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всем следуя преподобному Антонию Великому.

Вскоре обманом (для того чтобы помолиться об одной больной) святой был вызван в город Тур и провозглашен епископом. Сам он до этого избегал рукоположения даже в диаконы, предпочтя более скромную должность заклинателя - чтеца особых молитв над бесноватыми. Мартину были присущи редкостная доброта и заботливость. В сочетании с мужественным и величавым обликом бывшего военного это особенно располагало к нему людей. Мартин постоянно заботился о больных, нищих, голодных, получив за это прозвание Милостивого. Вместе с тем святой не оставил мечты о монашестве.

Заняв святительскую кафедру в Туре, Мартин почти одновременно основал обитель в Мармутье (Marmoutier), где были установлены обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, единократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание в своем монастыре, где он сам часто уединялся для молитвы, святитель Мартин уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания. Из Мармутье вышло немало епископов, потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди кельтов-язычников. О размахе деятельности св. Мартина говорит то, что на его похороны в 397 году собралось около 2 тысяч монахов (в то время как в самом Мармутье число братии не превышало 80 человек).

Святитель Мартин почил о Господе во время молитвы в Канде (Candes), в храме, расположенном над местом слияния рек Вьенны (Vienne) и Луары (Loire). Местные жители хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело, выставив окно храма, и отправились с ним восвояси вверх по течению на лодках. По местному преданию, несмотря на осеннюю пору, по пути их следования расцветали цветы и пели птицы.

Восточные традиции были органичны для тогдашней Галлии: ведь христианское просвещение она приняла от Иринея Лионского, бывшего учеником Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был непосредственно связан с апостолом Иоанном Богословом, главой Малоазийской церкви.

Ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский. О почитании его свидетельствуют тысячи храмов и поселений, носящих его имя. Для средневековой Франции (и для Германии) он был святым национальным. Его базилика в Type была величайшим религиозным центром меровингской и каролингской Франции, его мантия (сарра) - государственной святыней франкских королей. Еще более значительно то, что житие его, составленное современником, Сульпицием Севером, послужило образцом для всей агиографической литературы Запада. Первое житие западного подвижника - оно вдохновило на аскетический подвиг множество поколений христиан. Оно было для них, после Евангелия, а может быть, и раньше Евангелия, первой духовной пищей, важнейшей школой аскезы. Перед этим влиянием на ряд столетий - во всяком случае, до “Каролингского Возрождения” - бледнеют и полу-восточная школа Иоанна Кассиана и родственные ему традиции Лерина и Венедикта Нурсийского. Все три последние подвижнические школы построены на началах духовной “рассудительности”, умеряющей крайности аскезы во имя деятельного, братского общежития. Школа св. Мартина резко отличается от них героическою суровостью аскезы, ставящей выше всего идеал уединенного подвига. Аскетическая идея в век Григория Турского (VI в.) выражена с величайшей силой и величайшей односторонностью. И поиски истоков этой идеи неизменно возвращают нас к Турскому подвижнику IV столетия.

Монастырь в Лигуже существует по сей день. В 2005 году в нем было 28 насельников в возрасте от 25 до 87 лет. Монастырь остается местом паломничества, принимая в год до 12000 посетителей. Братия сохраняет традиции григорианского пения.

Святой Мартин, Мартин Милостивый или Мартин Турский - когда-то он был одним из самых почитаемых святых Западной Европы. В одной только Франции времен Средневековья его имя носило 3667 храмов. Не меньшим уважением этот римский воин, ставший монахом, пользовался в соседней Германии. В одном только Кельнском архиепископстве в конце XII века Святому Мартину было посвящено больше храмов, чем Деве Марии и апостолу Петру. Одним из них является построенная в романском стиле церковь Большой Санкт-Мартин (Groß Sankt Martin) - самый известный и узнаваемый храм города после Кельнского собора.

День Мартина (Martinstag) приходится на 11 ноября. В современной Германии его отмечают не только католики, но и протестанты. Вторые, правда, празднуют днем раньше и чествуют другого Мартина - родившегося накануне. 10 ноября они вспоминают отца немецкой Реформации (Martin Luther), а 11 числа - его крещение в День Святого Мартина, что, как понятно, повлияло на выбор имени будущего теолога и основоположника протестантского вероучения.

Вне зависимости от конфессий День Мартина 11 ноября издавна весело встречают по всей Германии, так как на него традиционно приходилось окончание сельского года - день оплаты батраков, выплаты налогов, смены хозяев, заключения арендных договоров на землю, гуляний перед началом тогдашнего предрождественского поста. Не случайно именно в этот день в 1810 году в Пруссии было отменено крепостное право.

В память о Святом Мартине в немецких детских садах и школах в начале ноября устраивают вечерние шествия с самодельными бумажными фонарями и всадником в форме римского воина, после чего жгут костры и отправляются по домам собирать сладости, а к столу в эти дни подают жирных мартинских гусей.

Фоторепортаж: Праздничное шествие в Линдларе под Кельном

  • День Святого Мартина

    Всадник в красном плаще

    Ноябрь. С деревьев облетают последние листья, все уже привыкли к тому, что стрелки часов переведены на зимнее время. Приближается 11 число. В эти дни повсюду в Германии можно наблюдать красочные детские шествия - с фонариками, песнями, музыкой и римским легионером на коне. Такие шествия организуют школы, детские сады - и, например, Музей под открытым небом в Линдларе около Кельна.

  • День Святого Мартина

    Перед шествием

    Готовятся к этим шествиям серьезно и задолго. Фонарики дети, как правило, делают сами: в школах или дома с родителями. Фантазия при этом не знает границ. Процессии посвящены памяти Мартина Турского - католического святого, особо почитаемого не только в Германии, но также во многих других европейских странах. Наиболее широко - во Франции.

    День Святого Мартина

    Воин и епископ

    Святой Мартин считается покровителем солдат, бедняков и сукноделов. Легенда гласит, что он, римский офицер, увидев однажды нищего, замерзавшего на улице, отрезал для него половину своего форменного плаща. Позже Мартин стал служителем церкви, был избран епископом Тура. Правда, не желая занимать этот пост из скромности, он даже прятался поначалу, и прихожане искали его с фонарями...

    День Святого Мартина

    Крестьянский календарь

    Так можно кратко изложить факты, необходимые для того, чтобы понять смысл происходящего на улицах Германии 11 ноября и за несколько дней до этой даты. Начинаются шествия вечером. В путь процессии обычно отправляются от приходских церквей, детских садов и школ и проходят по соседним кварталам, растягиваясь на сотни метров. Полиция на это время перекрывает проезжую часть.

    День Святого Мартина

    Приятное с полезным

    Одними шествиями дело, конечно, не ограничивается. В эти дни дети небольшими группами, вооружившись фонариками, ходят по домам, к знакомым, заглядывают в магазины, распевая песни о Святом Мартине и ожидая сладостей. Главным же праздничным блюдом является мартинский гусь. Эта традиция связана с деревенским календарем. День памяти Святого Мартина считался датой завершения сельского года.

    День Святого Мартина

    Крестьянский календарь

    …Урожай был собран и уже частично продан, поэтому в этот день крестьяне платили налоги и подати, рассчитывались с батраками, а те получали возможность наняться в другое место. Отличный повод попраздновать. Тем более что на календаре приближается начало строгого предрождественского поста. Чтобы не тратить лишний корм зимой, в это время как раз забивали нагулявших жир гусей.

    День Святого Мартина

    Гуси и овцы

    Кроме того, согласно легенде, именно гуси своим гоготом выдали верующим место, где прятался их только что избранный епископ. Он укрывался в одном из амбаров. Исходя из этих фактов, идея проводить Sankt-Martins-Umzug в музее, посвященном деревенской жизни, более чем уместна. Музейные гуси сейчас, правда, предусмотрительно попрятались, но овцы с неподдельным интересом следят за происходящим.

    День Святого Мартина

    "Иду с моим фонариком, а мой фонарик - со мной"

    В музее процессия стартует у главного входа. Взрослые следуют с факелами, дети несут фонарики. Музыканты играют, остальные - поют, точно описывая то, что сейчас делают: "Ich gehe mit meiner Laterne und meine Laterne mit mir" - "Иду с моим фонариком, а мой фонарик - со мной"... Вскоре среди деревьев стали заметны отблески мартинского костра.

    День Святого Мартина

    Святой Мартин и нищий

    Рядом с костром на лугу с фруктовыми деревьями своего часа, то есть выхода на импровизированную сцену, уже давно поджидал изрядно замерзший нищий. Конечно, он мог бы погреться у огромного костра, только что зажженного под присмотром пожарных, но сценарий праздника этого не предусматривал. Далее главные герои легенды о Святом Мартине разыграли перед детьми сцену, нами уже описанную.

    День Святого Мартина

    Благодарные зрители

    Юная публика, познакомившаяся на специальных занятиях с историческими фактами и их религиозной подоплекой, со знанием дела давала самодеятельным артистам верные советы и с нетерпением ожидала момента, когда Святой Мартин поделится с нищим частью своего красного плаща. Что он и сделал, спешившись.

    День Святого Мартина

    Мартинский костер

    Все это время костер разгорался сильней и сильней, а пожарные следили за тем, чтобы зрители не приближались к нему с подветренной стороны, куда летели искры. Традиция разводить костер на День Святого Мартина, по всей видимости, также связана с крестьянской жизнью. В таких кострах сжигали пришедшие в негодность корзины, использовавшиеся во время сбора урожая.

    День Святого Мартина

    Сдобные человечки

    Неподалеку от костра своего часа на деревянном столе ожидали так называемые сдобные человечки (Weckmänner) с глазами-изюминками и чем-то похожим на курительную трубку в руках, но на самом деле - епископским посохом. Правда, эта традиционная выпечка связана с традицией почитания другого епископа - Святого Николая, день которого отмечается 6 декабря, но….

    День Святого Мартина

    Немного филологии

    … в Рейнской и Рурской областях их начинают выпекать и продавать уже ко Дню Святого Мартина. В разных немецкоязычных регионах Европы насчитывается, в общей сложности, более двух десятков разных названий сдобного человечка. Наиболее распространенное и понятное почти всем название Weckmann происходит от слова Weck (булочка), а не от глагола wecken (будить), как можно было бы ошибочно предположить.

    День Святого Мартина

    Песни праздника

    С наступлением темноты фонарики зажили какой-то своей, отдельной и особенной жизнью. Отовсюду вразнобой, перебивая друг друга, доносились голоса детей, распевавших песни, посвященные Святому Мартину, небу, звездам и фонарикам.

    День Святого Мартина

    Ах вы, гуси, мои гуси!..

    После начала шествия прошло больше часа. Кто-то из взрослых уже отправился с детьми к стоянке машин, но большинство любовалось пылающим среди музейной поляны костром. Осталось только попробовать мартинского гуся, но это уже совсем другая история.


Если в биографии отца немецкого протестантизма Мартина Лютера даты (1483-1546) сомнений не вызывают, то со Святым Мартином Милостивым дела обстоят сложнее. Даже годы его рождения в разных источниках расходятся (от 310 до 336), что влечет за собой нестыковки в биографии, которые, однако, не ставят под вопрос основные вехи его подвижнического пути. Время смерти также вызывает споры. В любом случае, жизнь он прожил долгую.

Солдат, мечтавший стать монахом

Сцену с Мартином Турским, увидев ее в церкви, трудно перепутать с какими-то другими сюжетами из жизнеописаний католических святых. Изображаемые события датируются серединой IV века. Восседающий на коне или спешившийся молодой гвардеец римского легиона, Святой Мартин разрезает мечом свой форменный плащ, чтобы отдать его половину нищему - почти голому человеку, замерзавшему около ворот, по всей вероятности, французского города Амьена в Галлии. Он был тогда важным стратегическим пунктом на карте Римской империи.

В жизнеописании святого повествуется о насмешках, которые вызвал его поступок у других воинов. Кроме того, за преднамеренную порчу военного имущества Святому Мартину грозил трехдневный арест, а если бы он отдал весь плащ - еще более строгое наказание. Согласно легенде, уже следующей ночью этот нищий, вернее - Иисус с половиной того самого плаща, явился воину во сне, сказав, что таким образом испытал его веру.

Поняв знак свыше, Святой Мартин принял христианство и заявил о желании оставить военную службу, чтобы целиком посвятить себя новой вере, которая лишь в начале IV века при Константине Великом (272-337) начала становиться официальной религией Римской империи, уравненной в правах с другими.

Уже в армии Святой Мартин вел скромную и благонравную жизнь, почти монашескую, пользуясь особым почтением. Большую часть своего жалования жертвовал бедным. Будучи офицером, имел лишь одного слугу, однако сам часто выполнял за него работу.

На службу в элитную конную лейб-гвардию он попал против собственной воли в 15-летнем возрасте по настоянию отца - римского трибуна, а также в соответствии с действовавшим тогда эдиктом, предусматривавшим военную карьеру для детей римских офицеров. Даже имя Martinus говорило о предстоящей военной службе, означало "посвященный Марсу" - богу войны.

Первое знакомство Мартина с христианством произошло еще в детстве. Хотя родители были язычниками, в Павии, куда был переведен служить отец мальчика, Мартин, не спросив разрешения старших, получил наставления в основах веры и готовился принять таинство крещения. Уже тогда у него впервые появилось желание удалиться от мира, податься в отшельники.

Из Галлии - в Галлию

Жизнь Святого Мартина пришлась на переходный период между Античностью и Средневековьем. Важно отметить, что его церковные наставники принадлежали к числу противников арианства - еретического учения, утверждавшего, что Христос не единосущен Богу, сотворен им, то есть не равен ему.

В самом начале своего миссионерского пути Святой Мартин посетит родину - римскую провинцию Паннония на территории нынешней Венгрии. Его мать, жившая там, приняла от него христианство. Паннонию он покинет под давлением сторонников арианства, взявших верх в этой части империи. Через некоторое время по этим же причинам Святой Мартин будет вынужден оставить Милан и отправиться на остров близ Генуи, чтобы стать там отшельником.

Уже тогда будущий епископ Тура, получивший к тому времени низший клерикальный чин экзорциста, приобрел известность среди христиан, поэтому вскоре к нему на остров потянулись последователи, что вынудило его отказаться от затворнических планов.

К 360 году изменение расклада сил в противостоянии с арианами позволило Святому Мартину отбыть из Италии к месту прежней своей военной службы в Галлию, но уже в качестве миссионера. В местечке Лигуже неподалеку от города Пуатье он заложил монастырь, который считается первым аббатством Западной Европы и существует до сих пор, хотя и пустовал некоторое время. Еще большей известностью в этом регионе пользуется созданное им аббатство Мармутье. Несколько десятков учеников Святого Мартина из этой обители стали позже епископами по всей Европе.

Биографы указывают, что сильное влияние на Святого Мартина оказали труды Афанасия Великого - одного из греческих отцов церкви, а также жизнь Преподобного Антония - основателя отшельнического монашества. Католический святой Мартин Милостивый почитается не только католиками и протестантами, но и в православных церквях - как в Греции, так и в России.

Святой исповедник

Мартин Милостивый не закончит свой земной путь в результате насильственной смерти, хотя многократно подвергался этой опасности во время миссионерских поездок по языческим землям. Дожив до глубокой старости, он умрет своей смертью во время очередного пасторского путешествия. Уже скоро его назовут апостолом Галлии и признают в народе святым, причем не за героическую мученическую смерть, как это происходило до него, а за праведную подвижническую жизнь христианского исповедника и чудотворца. В этой категории святых он станет первым в истории католической церкви.

11 ноября 397 года (некоторые историки называют 400 год) на похороны Святого Мартина соберутся две тысячи монахов и огромная толпа жителей Тура, пришедших проводить своего высокочтимого епископа. Согласно легенде, берега Луары, по которой везли его тело, несмотря на осень, покрывались цветами, природа оживала. Это стало одной из причин того, что днем памяти Святого Мартина выбрали не дату его смерти, а день погребения.

Еще при жизни он был широко известен далеко за пределами собственной епархии. Это подтверждает, например, легенда о том, что в момент смерти Святого Мартина тогдашнему епископу Кельна Святому Северину (Severin von Köln) явился ангел, возвестивший об этом событии. Он поделился видением с другими священниками, о чем был сделана запись. Через несколько дней она подтвердилась, весть дошла до этих мест своим обычным ходом...

Аскет на кафедре епископа

Епископом Тура Святой Мартин стал против своей воли, а по настоятельному желанию верующих в начале 370-х годов. Точная дата неизвестна. Для выборов и введения в сан из монастыря его вызвали обманом, якобы к больной женщине. Многие другие церковные иерархи относились к Мартину Турскому с неприятием, главным образом из-за строго аскетического образа жизни, простой одежды, а также, по их мнению, неподобающего этому высокому положению неухоженного облика. Даже во время служб он сидел не на епископской кафедре, а рядом - на простой крестьянской скамейке. Резиденцией епископа была монашеская келья.

Святой Мартин участвовал в христианизации кельтских племен, основывал новые приходы, являл собой пример скромности, милосердия, заступничества, доброты и заботливости, творил чудеса… Его первый биограф Сульпиций Север (363-410) повествуют о нескольких случаях воскрешения мертвых, исцеления проказы, не говоря уже об изгнании бесов. В его облике, манере держать себя и говорить было что-то от библейских пророков, что имело влияние как на простых людей, так и на римских императоров. Он добивался их расположения, не проявляя никакого подобострастия.

Национальный святой

Покровитель бедных, нищих, беженцев, пастухов, домашних животных, виноградарей, мельников… Национальным святым французов и немцев он сделался после того, как меровингский правитель Хлодвиг I (466-511) выбрал его патроном франкских королей. На протяжении долгих столетий одной из важнейших реликвий Франкского государства считалась мантия Святого Мартина. Ее хранили в королевском дворце и брали в военные походы. Помещения, в которых ее оставляли, называли капеллами, от латинского "саppa" - плащ, монашеская ряса. Так произошло немецкое слово Kapelle - общее обозначение придворных часовен. От Меровингов мантия перешла Каролингам. В 1562 году швейцарские сторонники идей кальвинизма осквернили его могилу, а мощи почти полностью сожгли. Уцелело лишь несколько костей.

По Европе традиция почитания Святого Мартина распространялась, в частности, с ростом Франкского государства между V и IX веками. Сначала - на территориях справа от Рейна, затем - в Гарце, Тюрингии и вплоть до побережья Северного моря, то есть тогдашней Фрисландии. В VI веке первые церкви, посвященные этому святому, появились также в Испании и Италии. Особую роль в этом играли монахи бенедиктинского ордена.

Куда, в то время как он был еще ребенком, отец его, по обстоятельствам службы, должен был переселиться. Еще в самом раннем возрасте, святой своею кротостью, милосердием и чистотою душевною благоугодил Богу, являя в себе признаки призвания свыше. В то время христианская вера повсюду быстро и открыто распространялась в пределах Римской империи, и Мартин, познакомившись с верующими, услыхал от них истины веры Христовой и стал всею душою стремиться к ней, постигая истину своим чистым, неиспорченным сердцем. Воспламененный любовью к добродетелям и святой жизни христиан, отрок, на десятом году жизни, против желания своих родителей, сделался оглашенным. Он не обучался наукам, довольствуясь лишь одним учением Христовым. Будучи двенадцати лет, он возымел благочестивое желание сделаться отшельником, подражая уединенной подвижнической жизни святого Антония. Но Бог судил иначе, дабы тем очевиднее явлено было его благочестие еще до просвещения в купели крещения. Отец Мартина был крайне недоволен дружественными отношениями своего сына с христианами и его благочестивыми наклонностями, тем более что, охваченный честолюбивыми стремлениями, он желал сделать из этого сильного и деятельного мальчика видного воина, который бы прославил его имя на полях битвы. И вот, когда Мартин достиг пятнадцатилетнего возраста, согласно с императорским указом, по которому сыновья ветеранов должны были поступать в войско, отец схватил его, заключил в цепи и силою принудил принять военную присягу. Как сын трибуна и как видный и крепкий юноша, Мартин сделался конным офицером и приобрел большую доверенность со стороны начальников.

Новое видное положение Мартина не изменило его смиренного и благочестивого образа жизни. Его средства давали ему возможность иметь при себе двух и более служителей из солдат; но он довольствовался только одним, к которому относился не как к рабу, а как к другу и брату, и более сам служил ему, нежели принимал от него услуги. Сослуживцам своим он оказывал великую любовь и возбуждал в них к себе не только искреннее расположение, но и почтительное удивление своею строго-благонравною жизнью среди постоянных примеров соблазна. Даже будучи солдатом, Мартин всецело отдавался делам милосердия христианского. Оставляя у себя из своего жалованья лишь столько, сколько требовалось для пропитания, и во всем себе отказывая, он на остальные средства помогал несчастным, одевал нагих, кормил бедных и творил другие дела милости.

Службу свою Мартин нес в Галлии . Вместе с войском ему пришлось стоять на зимних квартирах в Амьене . Зима была чрезвычайно сурова, и Мартин, всегда отличавшийся милосердием, тем более щедро уделял в это время из своего имения для прокормления и содержания бедных. Однажды, проходя через ворота города, он встретил полуобнаженного нищего, почти совсем закоченевшего от жестокой стужи. Мимо проходившие не обращали на него никакого внимания и оставляли без всякой помощи, вероятно потому, что и сами нуждались и не имели ничего лишнего. У Мартина также ничего не было; он не мог дать нищему никакой милостыни, ибо пред тем раздал все свои деньги. Но сердце его сжималось скорбью и состраданием при виде сего несчастного бедняка. Тогда Мартин, не раздумывая долго и желая лишь оказать несчастному скорейшую помощь, быстро снял с себя воинский пояс, скинул с себя плащ и, разделив его на две половины, одну отдал страдающему от холода бедняку, а сам закутался в остальную половину. Сей поступок видели некоторые из прохожих и стали смеяться над ним, при виде его странного одеяния. Но сердце милосердного воина исполнилось радости; он не пришел в смущение от насмешек, памятуя слова Божественного Спасителя: «был наг, и вы одели Меня... так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ().

И Господь укрепил сию веру Мартина и утешил его за его великое милосердие небесным видением. Ночью, во время сна, Мартин увидел Господа Иисуса Христа, Который, явившись ему одетым частью плаща того, велел ему взглянуть, не та ли самая эта половина, которую он отдал нищему у ворот, Мартин стоял в благоговейном безмолвии; Христос же обратился от него к сонму предстоящих ангелов и громко сказал:

– Сим плащом одел Меня Мартин, хотя он еще только оглашенный.

Обрадованный столь дивным, утешительным видением, юноша проснулся. Это было спустя три года после поступления его в военную службу. После сего, Мартин не колебался далее, и немедленно принял святое крещение, имея восемнадцать лет от роду. После крещения он стал еще ревностнее стремиться оставить военную службу, которая была совершенно чужда его благочестивым наклонностям и не согласовалась с его заветным желанием уединенной, подвижнической жизни. Однако ему пришлось отказаться от немедленного исполнения своего желания. Его трибуну, бывшему христианином, крайне не хотелось расставаться с ним. Когда Мартин сообщил ему о своем намерении оставить воинскую службу и стать иноком, трибун обещал, что если он подождет до окончания своей службы, то и он также вместе с ним выйдет из службы и оставит мир. Мартин принужден был уступить желанию трибуна и еще в течение двух лет оставался в войске, принимая участие в трудных походах царя Констанция против диких алеманнов .

Во время этих походов, предпринятых для отражения непрестанных набегов многочисленных варваров на пограничные области Римской империи, начальство над частью войск, где служил и Мартин, было поручено царем двоюродному брату его Юлиану, назначенному кесарем . Отряд войск был недостаточно велик, и Юлиан, в поощрение своим войскам, решил раздать им подарки из добычи, захваченной у алеманнов. Чтобы сильнее воодушевить воинов в виду предстоявшей битвы, Юлиан повелел выкликать каждого воина по имени и сам лично раздавал им подарки. Когда вызван был Мартин, он выступил вперед и смело сказал своему военачальнику:

– Кесарь! Доселе я служил у тебя в коннице, но теперь позволь мне вступить на служение Богу. Пусть же твоим подарком воспользуется другой, кто будет продолжать твою службу! А я – воин Христов и посему не должен более сражаться за тебя.

– Ты – трус, Мартин, – с упреком отвечал разгневанный Юлиан. – Завтра состоится битва. И вот, страх битвы, а не страх Божий заставляет тебя уклоняться от службы.

Но Мартин смело продолжал:

– Если ты принимаешь мое отречение за трусость, а не за верность, то поставь меня завтра одного, без всякого оружия, в самом опасном месте битвы. Тогда ты увидишь, что без всякого оружия, с одним только именем Христа и знамением Его святого Креста, я безбоязненно буду наступать на ряды неприятеля.

– Пусть будет так, – сказал Юлиан, и приказал отдать Мартина до следующего дня под стражу.

Но на другой день алеманны, при виде прекрасно устроенного войска Юлиана, отправили к нему для мирных переговоров послов с предложением полной покорности. Мир был заключен. После сего, Мартин был освобожден от своей военной присяги и поспешил немедленно оставить войско. Он отправился к знаменитому святостью жизни и христианскою православною образованностью Иларию, епископу города Пуатье , чтобы отдать себя под духовное руководство сего святого мужа. Иларий принял юношу с сердечною любовью и, после непродолжительного испытания его характера, хотел посвятить его во диакона; но Мартин, по глубокому смирению своему, отказался от этого сана, и его можно было уговорить только принять более скромную, хотя и более тяжелую, должность заклинателя . Пробыв недолго в своей новой должности, Мартин стал беспокоиться при мысли, что родители его еще язычники, и, вследствие видения во сне, он, немного времени спустя, отправился на родину для обращения их ко Христу. Ему приходилось переправляться через Альпы , часто заблуждаться в бездорожных горных пустынях и подвергаться опасностям от разбойников. Однажды он попал им в руки. Один из разбойников поднял свой меч, чтобы отсечь Мартину голову, но его товарищ, сжалившись над юношей, остановил нападавшего. Мартин был связан и отдан под стражу разбойника, спасшего ему жизнь:

– Кто ты такой? – спросил разбойник.

– Я – христианин, – кротко отвечал юноша.

После сего между ними началась продолжительная беседа, во время коей Мартин произвел такое впечатление на разбойника, что тот устыдился своей злодейской, позорной жизни. Он тотчас же освободил Мартина и со слезами стал просить его молитвы за себя. После сего бывший разбойник стал вести благочестивую жизнь и впоследствии подвизался в иноческом образе в Галльском монастыре святого Мартина.

Вступив, наконец, в пределы Италии и продолжая далее путь свой, среди многих испытаний и трудностей, Мартин встретил крайне отвратительного и страшного по виду человека, который набросился на него со множеством любопытствующих вопросов, причем особенно старался добиться ответа на вопрос, куда он идет.

– Я намереваюсь идти, – отвечал Мартин, – куда призывает меня Господь.

– Хорошо, – с гневом сказал его совопросник, – но помни, что куда бы ты ни пошел и что бы ни предпринимал, я всегда буду твоим противником.

Эта встреча и беседа произвела на Мартина глубокое впечатление; однако он не устрашился, но лишь кротко и с твердым упованием на всеблагий Промысел Божий заметил:

– Господь со мною; я не боюсь того, что может человек сделать мне.

При сих словах собеседник мгновенно исчез. Тогда Мартину ясно стало, что то был исконный враг человеческий – диавол, принявший на себя образ человеческий.

Достигнув родного дома, Мартин застал родителей живыми. Отец его отнесся к нему весьма недружелюбно и остался непреклонным к его проповеди. Но мать его склонилась на его убеждения и была просвещена светом Евангелия, равно как и многие другие жители его родного города. Но успех Евангельской проповеди святого в Сабарии был непродолжителен. В то время, вследствие покровительства нечестивого царя Констанция арианам, ересь их распространилась по всей Паннонии, Мартин вооружился против сего злочестивого учения и за то подвергся преследованиям и, после телесных истязаний, изгнан был из города. Он отправился в Италию и, остановившись в Медиолане , построил там себе отшельническую келлию, но и отсюда, после всевозможных гонений и оскорблений, был изгнан арианским епископом Авксентием. Тогда святой решил сделаться отшельником на уединенном скалистом острове Галлинарии, откуда потом переселился на Капрарию , которая была совершенно безлюдной, так как была вся переполнена ядовитыми змеями. Там он жил в подвигах Богомыслия и молитвы с одним лишь сотоварищем, питаясь одними пустынными растениями. Промысел Божий чудесным образом охранял святого подвижника, и он не терпел от змей никакого вреда.

Услыхав, что его учитель, Иларий, изгнанный было арианами из Пуатье, получил позволение возвратиться, Мартин отправился к нему в Пуатье, и они, после пятилетней разлуки, с радостью обняли друг друга. Иларий снова убеждал его принять пресвитерский или, по меньшей мере, дьяконский сан, но Мартин упорно отказывался, желая до конца дней своих оставаться простым иноком. Иларий дозволил ему основать иноческую обитель и отвел для сего место недалеко от Пуатье, в деревне Локоциаг, или Лигуже . Около благочестивого юноши быстро собрались друзья и ученики, чтобы научиться от него совершенной иноческой жизни. Мартин всех с любовью принимал и служил для всех лучшим образцом подвижнической, Богоугодной жизни. Не получив почти никакого образования, он, тем не менее, силою благодати Христовой в нем обитавшей, умудряемый Богомыслием и подвигами добродетельной, иноческой жизни, вразумлял и наставлял на путь истинной христианской жизни и людей многознающих и глубоко просвещенных лиц, из коих некоторые, под его влияниям, отреклись от суетного мира, посвятив себя всецело служению Богу и пустынным подвигам. Обитель святого Мартина в короткое время процвела и прославилась, явившись первым монастырем в Галлии и сделавшись знаменитым рассадником в сей стране иночества.

В то время один из оглашенных, поступивший в монастырь святого Мартина для получения душеполезных наставлений в святой вере и благочестивой жизни, но еще не успевший принять крещение, внезапно заболел лихорадкою и умер. Преподобного в это время в обители не было. Возвратившись, он нашел одно бездыханное тело оглашенного среди плачущих братий. Преподобный выслал всех из келлии и, простершись в молитве, через два часа, по благодати Христовой воззвал умершего к жизни. Возвращенный к жизни немедленно принял святое крещение и после того жил Богоугодно еще долгое время. Впоследствии он рассказывал, что когда душа его разлучилась от тела, то он был поставлен пред некоторым грозным Судией, который произнес над ним обвинительный приговор; но два ангела сказали Судье, что он – тот, за которого молится Мартин, после чего Судия повелел возвратить его к Мартину.

С того времени о Мартине разнеслась слава, как о святом и дивном апостольском муже, облеченном силою свыше.

Привлекая к себе многочисленных учеников из лиц различного звания и состояния и влияя на них примером своей добродетельной и строго подвижнической жизни, святой Мартин имел на них большое влияние и своим учением. Он сам ясно видел истину Христову и твердо был убежден в ней, и с тою же ясностью, живостью, простотою и убедительностью умел сообщать и разъяснять ее верующим и неверующим. Он любил поучать притчами, которые производили сильное впечатление на слушателей.

Видя великие подвиги святого Мартина и не терпя его святой, Богоугодной жизни, исконный враг рода человеческого – диавол воздвиг на него злокозненную брань, являясь ему и всячески искушая его. Но хотя святой постоянно видел вокруг себя демонов и самого князя бесовского, однако никогда не обнаруживал ни малейшего страха пред ними. Он даже открыто вызывал диавола на борьбу.

– Если ты имеешь какую-либо долю во мне, – говорил он, – то покажи это на деле.

Тогда сатана попытался обмануть и прельстить святого принятием вида ангела светлого, ибо, как говорит Апостол, иногда и «сам сатана принимает вид Ангела света» (). И вот в один день, он предстал Мартину во время молитвы, предшествуемый и окруженный пурпуровым светом, облаченный в царскую одежду, украшенный короною из жемчуга и золота, в сандалиях, покрытых золотом, с веселым и радостным лицом. При виде сего необыкновенного, дивного явления, Мартин пришел сначала в сильное смущение, и оба они долго хранили молчание. Наконец диавол сказал:

– Узнаешь ли, Мартин, кого ты ныне видишь? Я – Христос. Прежде, нежели снова явиться для своего второго пришествия, я восхотел открыться тебе.

Святой помедлил и не дал никакого ответа.

– Почему же сомневаешься веровать в видение? – сказал лукавый. – Я – Христос.

Тогда Мартин, по внушению Духа Святого, познал, что это – диавол, и сказал:

– Господь мой Иисус Христос не обещал, что Он явится в пурпуре и блистательной короне. Я не хочу верить, что вижу возвращение Христа, пока Он не придет в том же самом виде, в каком Он пострадал и прежде всего – не покажет видимо тех ран, которые Он претерпел на кресте.

Тогда диавол исчез, как дым, и наполнил келлию таким страшным смрадом, что не оставалось никакого сомнения, что то был диавол.

Но, вместе с сими обольстительными видениями, святому были и утешительные и благодатные явления ангелов и святых Божиих из загробного мира; так, ему неоднократно являлись святые апостолы Петр и Павел и утешали его Боговдохновенною беседою. благодать Божия явно почивала на святом Мартине, являя свое сопребывание с ним видимо, воочию всех его учеников, особенно при умилительном совершении им Божественной службы и в то время, когда он благословлял народ. Так, однажды они видели, что когда он поднимал свою правую руку для благословения, от нее исходил какой-то необыкновенный блеск. В другое время они видели, как вокруг его чела явилось сияние.

«Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (). Так о святом Мартине всем становилось ясным, что Бог предъизбрал его не для безмолвных лишь подвигов в уединении и тишине монастырской келлии, но для того, чтобы поставить его высоко на свещнице Церкви, дабы он своими благодатными дарованиями, добрыми делами и святою жизнью осиявал верующих, как пастырь многочисленного стада Христова. Великая и все более возраставшая слава его делала несомненным, что народ какой-нибудь церкви рано или поздно обратится к нему с призывом в сан епископа. И вот, когда епископская кафедра в городе Туре сделалась свободною, народ пожелал иметь своим святителем святого Мартина. Но в то же время все знали глубокое смирение Мартина, которое раньше побуждало его настойчиво отказываться от принятия пресвитерского или даже диаконского сана. Тогда решили прибегнуть к хитрости и силе. Один гражданин, по имени Руриций, пришел к святому в его монастырь и, припавши к его ногам, просил прийти и помолиться за его больную жену. Святой пошел; но тут его окружил многочисленный народ и силою привел в город и хором и провозгласил его епископом.

Возведенный на святительскую кафедру, святой Мартин нисколько не переменился, по-прежнему был для всех образцом глубокого смирения, довольствовался простою одеждою и самою скудною пищею и большую часть времени посвящал иноческим подвигам, удаляясь от мира и стремясь к безмолвию. Недалеко от города он избрал себе дикое, уединенное место для своих иноческих подвигов; место это было закрыто скалами и с одной стороны рекой Луарой, и. доступ к нему возможен был только по одной тропинке. Здесь святой Мартин построил деревянную келлию. Возле него стали селиться также и другие подвижники благочестия, искавшие пустынной жизни. Одни строили себе такие же хижины, другие выдалбливали себе пещеры в горной скале. И таким образом собралось около святого Мартина до 80 братий и образовалась новая иноческая обитель. Она называлась монастырем Мартина, а также большим монастырем и впоследствии Мармутье . Иноки сей обители приняли устав Мартина и подвизались в подвигах поста и молитвы, под его опытным руководством, пользуясь его душеполезными и в то же время общедоступными, простыми наставлениями и примером его собственной высоко подвижнической жизни. Братия ничего не имели собственного; все у них было общее. Не позволялось ничего ни покупать, ни продавать, и из рукоделий предоставлялось лишь молодым инокам переписывание рукописей Божественных и душеполезных книг; старшие же исключительно упражнялись в молитве. Из келлий редко когда выходили, кроме как для общего служения; вина никто не вкушал, кроме разве больных; пища их, которую они вкушали только раз в день, состояла лишь из хлеба, овощей и маслин; одежда их состояла из грубого верблюжьего волоса, хотя многие из иноков, были знатного происхождения. Братия жили в безусловном послушании и по большей части в безмолвии. Из сей обители вышло немало епископов, много потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди язычников.

Сам святой Мартин ревностно трудился над обращением язычников и ниспроверг идолопоклонство в большей части Галлии. В сем апостольском служении он являлся мужественным, бестрепетным и самоотверженным проповедником истины Христовой. Для сего Мартин нередко оставлял свой излюбленный монастырь и ходил по окрестным странам, уничтожая языческие капища и вырубая священные деревья идолопоклонников, строил церкви и наставлял язычников вере Христовой. Евангельская проповедь святого Мартина имела тем больший успех, что сопровождалась нередко знамениями и чудесами, которые совершал святой силою Христовою воочию всех неверных. Первым местом обращения язычников был Амбуаз . Основав здесь своею проповедью церковь, он вверил ее управлению и попечению некоторых из учеников своих. Но язычество там было еще сильно, и христианам угрожала большая опасность со стороны неверных; ибо там еще оставался языческий храм с большим идолом, который был чтим народом. Ученики святого Мартина не решались разрушить сие убежище идолопоклонства, несмотря на повеление святого. Мартин сам снова пришел в Амбуаз, но убедился, что действительно храм тот разрушить трудно. Тогда он, избрав себе уединенное место, всю ночь провел в пламенной молитве к Богу. И Господь услышал сию молитву угодника Своего: поутру поднялся страшный ураган, который разрушил языческий храм до основания и сокрушил находившегося в нем идола.

Проходя с словом благовестия страною Эдуанскою , святой Мартин достиг города Августодона и остановился здесь, чтобы помолиться при гробе святого мученика Симфориана и помочь епископу Симплицию в истреблении язычества. Близ часовни, в коей почивали мощи святого Симфориана возвышался языческий храм в честь Сарона , где жили наиболее уважаемые среди язычников жрецы – так называемые друиды Саронские . Безбоязненно вошел святой Мартин в сей храм языческий и ниспроверг статую и жертвенник Сарона. Тогда на него напала толпа озлобленных этим вооруженных язычников. Один, более смелый, занес было уже над ним меч, но невидимая сила повергла его у ног святителя, и, пораженный страхом, дерзкий язычник смиренно со слезами стал просить святого о прощении и помиловании. При виде сего чуда, и все другие бывшие там язычники уверовали во Христа, и языческое капище обращено было в святилище истинного Бога.

Не менее поразительное чудо произошло по молитве святого в селении Лепрозе . Движимый апостольскою ревностью, он также хотел и здесь разрушить весьма чтимый язычниками храм; но жители прогнали его. Тогда он удалился в ближайшее к селению безопасное место, где пробыл в посте и молитве трое суток, моля Бога об уничтожении языческого капища. В ответ на его горячую молитву, ему явились два светлых ангела, как бы в вооружении, которые объявили, что они посланы Богом на помощь ему против язычников.

Услыхав сие, Мартин поспешил немедленно возвратиться в селение и, силою благодати Христовой, чудесно обратил в прах жертвенники и идолов в виду народа, связанного невидимо Божественною силою. Увидев такое чудо и дивное разорение храма, жители того селения познали тщету идолов и обратились ко Христу.

Однажды святой Мартин с некоторыми из своих учеников, по пути к городу Карноту , проходил около одного многолюдного селения. Навстречу им вышла огромная толпа, вся состоявшая из язычников, ибо никто в той местности не знал Христа и не слышал истин веры Христовой. Так велика была слава сего святого мужа, что привлекла к нему множество даже языческого народа, который на далекое пространство покрыл поля. Мартин увидел, что надобно действовать и пользоваться сим случаем для обращения неверных ко Христу. И вот, по внушению Святого Духа, он громко начал свою пламенную проповедь, возвещая Божие слово язычникам и часто вздыхая из глубины души, что такое множество народа не знает Господа Спасителя.

В это время одна женщина, у которой недавно пред тем умер сын, принесла его бездушное тело и, положивши его у ног святителя, простирая к нему руки, говорила:

– Мы знаем, что ты – друг Божий. Возврати же мне моего сына, ибо он у меня один.

Толпа народная присоединилась к несчастной матери и совосклицала ее просьбам.

Святой Мартин взял тело умершего в свои руки, преклонил колена вместе со всем народом и, сотворив молитву, встал и возвратил отрока матери уже живым. При виде сего, все бывшие там начали единодушно исповедовать Христа Богом и, повергаясь к ногам святого, усердно просили, чтобы он сделал их христианами. Святитель, немедля, тут же, на поле, возложив на них руки, огласил их словом истины. Слух о сем чуде быстро прошел по всей стране . С таким же успехом святой Мартин распространял свет Евангелия и в других областях Галлии.

Однажды некий мирянин, по имени Еванфий, пораженный жестоким недугом и уже близкий к смерти, пригласил к себе Мартина. Святой немедленно отправился к нему; но еще не прошел он половины пути, как больной, почувствовав силу идущего и внезапно получив исцеление, сам вышел навстречу к святому Мартину и сопровождавшим его ученикам. На другой день Мартин собрался в обратный путь, но остался, вследствие усиленной мольбы исцеленного. Между тем змей смертельно ужалил одного отрока из семейства Еванфия. Последний принес умирающего отрока на своих плечах к ногам святого мужа, веруя в его великую чудотворную силу и убежденный в том, что для него нет ничего невозможного. Змеиный яд разлился уже по всем членам отрока, жилы его поднялись, внутренности вздулись, как мех. Мартин, простерши руку, провел ею по всем членам отрока, и вдавил палец около самой раны, причиненной смертельным жалом змея. И тогда все бывшие с изумлением увидели, что яд со всего тела стал стекать к пальцу Мартина и выходить вместе с кровью из отверстия раны. После сего отрок встал совершенно здоровым, и все свидетели чуда прославили Бога, дивного во святых Своих.

Не менее поразительное чудо совершил святой Мартин в городе Карноте над немою девицей. К Мартину была приведена двенадцатилетняя девица, немая от рождения. Отец ее умолял, чтобы святой развязал своею молитвою язык ее. Святой предоставил это бывшим с ним епископам Валентину и Виктрицию, утверждая, что сие – не по его силам, и что для них, как более совершенных в добродетелях, все возможно. Но те, соединив свои просьбы с мольбами несчастного отца, убеждали Мартина сотворить ожидаемое от него. Тогда Мартин приказал предстоящему народу удалиться и, в присутствии только епископов и отца отроковицы, простерся ниц с усердною молитвою, потом благословил немного елея и влил его в уста отроковицы, держа и язык ее своими перстами. И дивное чудо оправдало веру святого. Когда святитель спросил у девицы имя ее отца, она тотчас же внятно отвечала ему, – и отец, обнимая колена святителя, с радостью и слезами восклицал и засвидетельствовал пред всеми собравшимися, что это было первое слово его дочери.

Однажды Мартин, входя в Париж, сопровождаемый множеством народа, встретил в самом жалком виде прокаженного, которым все гнушались. Но святой, милосердствуя над ним, облобызал его и благословил, – и вот страдавший вдруг очистился от проказы и на другой день пришел в церковь, воздав благодарение за свое исцеление.

Насколько было неотразимо и сильно влияние святого Мартина на самых надменных и жестокосердых людей, даже на сильных мира сего, показывают следующие примеры. Еще в начале святительства его, Тур был приведен в ужас посещением жестокого областеначальника Авициана, ярость которого не уступала ярости диких зверей. За его свитою следовали длинные ряды узников, казнью коих жестокий правитель хотел навести ужас на город. Человеколюбивый Мартин, не убоявшись ярости правителя, решился заступиться, как за его узников, так и за свой епископский город, и в полночь отправился к дверям дворца Авициана. В эту ночь беспокойный сон областеначальника был внезапно прерван, как ему показалось, сильным толчком, причем какой-то неизвестный голос сказал ему:

– Ты спишь здесь, между тем как раб Божий лежит за дверями у твоего порога.

Авициан приказал своим слугам посмотреть за дверями, но они, сделав небрежный осмотр, уверили его, что это – простое воображение, и он, успокоившись, снова заснул, но вскоре же вторично разбужен был громким голосом: «У дверей стоит Мартин». Тогда служители нашли, что это – действительно так. Областеначальник велел привести к себе святителя и спросил его:

– Зачем ты поступил так?

– Я знаю твое намерение, – дерзновенно отвечал святой Мартин, – прежде чем ты высказал его. Иди и не допускай, чтобы гнев неба погубил тебя.

Устрашенный вдохновенным, пророческим голосом святителя и обличаемый своею совестью, Авициан поспешил исполнить его повеление: он отпустил узников на волю и оставил город. Укоры святого Мартина и впоследствии оказывали доброе влияние на характер сего жестокого областеначальника. Однажды, когда Авициан снова посетил город Тур, святой вошел к нему в комнату и, молча, упорно смотрел на него.

– Зачем ты так упорно смотришь на меня, святой человек? – спросил Авициан.

– Я смотрю не на тебя, – отвечал Мартин, – а на омерзительного демона, который сидит у тебя на шее.

И слово святителя снова оказало доброе действие и остановило жестокого областеначальника от исполнения злых его намерений.

Император Валентиниан I , слыша со всех сторон о славе святого Мартина, выражал желание войти с ним в дружественные отношения; но супруга его Иустина, которая была ревностной арианкой, не допускала его к этому. Посему, когда однажды Мартин, по важным делам, прибыл в Трир , где тогда находился двор императора, тот, предубежденный против него супругою, не велел допускать его к себе. После напрасных усилий представиться государю, святитель предался молитве и посту. На седьмой день ему явился ангел и повелел идти во дворец к императору. Получив сие Божественное внушение, Мартин поспешил ко дворцу и, нашедши двери отворенными, явился пред императором без всякого доклада. Валентиниан пришел в сильный гнев, но внезапно почувствовал, что кресло под ним как бы все объято внизу огнем. Вынужденный встать, он вдруг переменился и принял святого с горячим объятием, долго беседовал с ним, удержал его у себя, как дорогого гостя, еще на несколько дней, обещал ему исполнить все, чего только он ни попросит, и, при прощании, предложил ему богатые дары, от коих святитель, однако, отказался, чем возбудил к себе еще большее уважение.

В 383 году римские войска провозгласили императором Максима, а сын и преемник Валентиниана I – Грациан , вследствие измены солдат, потерпел поражение и был убит; брат же его Валентиниан II принужден был бежать и лишен престола, оставив за собою лишь часть своих владений. Тогда святой Мартин отправился в Трир к императору Максиму ходатайствовать за тех, которые были на стороне Грациана, и коим угрожала смерть. Максиму было в высшей степени важно обеспечить себе преданность духовенства и, прежде всего, если возможно, столь любимого и знаменитого епископа, каким был святой Мартин. Поэтому он весьма благосклонно отнесся к его прибытию и пригласил святого во дворец к царскому обеду. Но Мартин отказался и с необычайною смелостью отвечал.

Похожие статьи