Как сосредоточиться на домашнем задании. Внимательные родители помогают ребёнку учиться

21.09.2019

Рождаясь, ребенок часто попадает сразу в университет. И этот университет – его родители, которые с пеленок начинают растить гения. Вспомним хотя бы методику обучения чтению Глена Домана, которую можно тестировать на годовалом малыше. Стараясь обогнать время и воплотить в детях свои несбывшиеся надежды и амбиции, родители создают условия вечной гонки для ребенка, который часто совсем к этому не готов. И часто, как следствие, к школьному возрасту семилетке становится в лучшем случае неинтересно учиться, в худшем - нервные расстройства из-за умственной нагрузки просто не дают ему это делать. А ведь из школы ребенок приносит домой не просто знания, но и много домашних заданий для закрепления пройденного материала, моральных сил на выполнение которых уже не хватает. Ведь решение математических примеров или заучивание исторических дат не может сравниться с игрой в футбол во дворе или катанию на велосипеде. Когда родители не знают, как мотивировать ребенка в выполнении домашней работы, борьба за знания становится мучительной для обеих сторон. Предлагаем 10 способов мотивации школьника, который с трудом приступает к выполнению домашнего задания.

Способ № 1: Позитивный настрой

Если говорить ребенку примерно следующие слова: «Я знаю, что "домашка" это не совсем то, что тебе охотно хочется делать, но придется, потому что НАДО», то это будет самый верный путь демотивировать ребенка.

Наоборот, мыслите позитивно, основываясь на трех главных китах - целях домашнего задания:

    «Закрепи то, что вы прошли в школе. К тому же, ты узнаешь еще что-то новое и интересное. Это легко и полезно»;

    «Как хорошо, что, делая домашнее задание, ты учишься заниматься самостоятельно, отдельно от класса. Это поможет тебе в жизни»;

    «Как хорошо, что ты учишься планировать свое время, это пригодится тебе в дальнейшей жизни».

Известно, что дети копируют взрослых. Отличный вариант мотивировать ребенка делать домашнее задание, это делать в это время свое. Например, читать литературу, необходимую вам в работе, заполнять счета, убираться в доме, мыть посуду. Дайте ребенку понять, что в каждом возрасте есть своя ответственность и свои обязанности. Если мама/папа не выполняли бы свои обязанности, то не получали бы деньги за работу, в квартире отключили бы свет, воду, газ, дом поглотила бы грязь и мусор, а горы немытой посуды заполонили бы кухню. Чтобы двигаться вперед и жить в социуме достойно, нужно трудиться. Помните, как говорила Мэри Поппинс: «Только тот, кто делает, свершает».

Удобным с точки зрения правильной посадки и наличия необходимых для учебы принадлежностей. Место расположения ребенка зависит от рода занятий, которые он выполняет. Так, для письменных работ самым подходящим местом является специальная парта или письменный стол. Профессор С. М. Громбах, внесший огромный вклад в теоретические основы гигиены и здоровья детей и подростков, указывает, что «наличие достаточного числа точек опоры и есть первое условие правильной посадки».

Правильная посадка включает в себя:

  • постановку ступней на пол или подножку, ноги при этом образуют в коленных и тазобедренных суставах прямые углы или углы в 100-110 градусов;
  • расположение 2/3 - 3/4 длины бедра на посадочном месте;
  • опору поясницы на спинку стула;
  • нахождение обеих рук с опорой на локти на столе, плечи при этом находятся на одинаковом уровне;
  • наклон туловища и головы строго вперед (не в бок) не более, чем на 15-20 градусов;
  • расстояние от глаз до рабочего места примерно 30 см;
  • наличие свободного расстояния между грудью и рабочим столом. Для чтения книг дети могут выбрать более удобные места: кресло, диван, ковер на полу. Но это зона вашего повышенного внимания за осанкой ребенка и расстоянием от его глаз до книги. В любом случае обеспечьте ребенку достаточно света над рабочей поверхностью. Лучше всего, если письменный стол стоит у окна. Дневной или искусственный свет должен падать либо прямо, либо со стороны, противоположной от пишущей руки. Если общее искусственное освещение в комнате имеет желтый или белый свет, то и настольная лампа должна ему вторить.

На время работы выключите музыку, телевизор, не отвлекайте его своими телефонными разговорами. Некоторые дети и взрослые уверяют, что музыка помогает им выполнять задания. Может быть, в некоторых случаях и для некоторых школьников это уместно, но чаще всего шумовой фон позволяет правильно выполнять простые задания. Более сложные упражнения требуют значительной концентрации в отсутствии «бэк вокала».

Не играйте роль учителя, ее уже выполнил настоящий учитель в школе. Ваша задача – лишь помочь ребенку самому сделать упражнения. Подруга моей мамы прошла вместе с сыном не только школу, но и институт, делая вместе с ним (а может, вместо него) рефераты, доклады, курсовую. Я удивилась, что на работу сын пошел без нее и неплохо, надо сказать, справлялся с задачами, но вот к бытовой жизни он оказался не приспособленным: взрослый молодой человек не может сам пойти в продуктовый магазин, купить себе одежду, не хочет обзавестись автомобилем. Если на работе он выполняет поручения, находясь под руководством начальника, то в личной бытовой жизни не может принимать решения самостоятельно, потому что не знает, как ей управлять без чьего-либо руководства, как сделать правильный выбор.

Поэтому не только цените, но и воспитывайте в детях стремление к здоровой самостоятельности даже с дошкольного возраста. Каждый день интересуйтесь домашними заданиями, полученными ребенком в школе, говорите с ним о них, узнавая, как он собирается их выполнять и когда. Направляйте ребенка в правильное русло и лишь слегка подталкивайте, задав нужный курс. Достигнув точки назначения, ребенок должен получить похвалу и одобрение с вашей стороны, ведь это подтолкнет его к новым победам.

Роль домашнего задания заключается не только в том, чтобы помочь ребенку лучше запомнить пройденное, но и в том, чтобы научить планировать свое время и научить самоорганизации. Распланируйте и составьте с ребенком расписание на день и на неделю, в которое будут включены временные отрезки на выполнение как быстрых, так и долгосрочных домашних заданий, а также мероприятия досуга, свободного от школьных дел (см. Таблица 1). Полезно (если это возможно) чередовать выполнение простых и сложных заданий.

Таблица 1

Примерный распорядок на день и на неделю

| план на сегодняшний день | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | | 8.00-13.00 - школа
14.30- обед
15.00-16.00 -отдых
16.00-18.00 -домашнее задание

  • выучить стихотворение; - решить 3 задачи по математике;
  • повторить параграф по английскому языку.
    18.00-18.30 Ужин
    19.30 Музыкальное занятие: гитара
    | 1. Подготовка реферата
  1. Подготовка к тесту по истории
  2. Бассейн | 1. тест по истории!
  3. Подготовка реферата | 1. Реферат по географии
  4. Подготовка к контрольной по математике
  5. Баскетбол | 1. Подготовка к контрольной по математике
    | 1. Контрольная по математике
  6. Поход в кино
    |

Если составленного расписания занятий не достаточно для активации процесса самоорганизации, то попробуйте составить вместе с ребенком целевую таблицу (см. Таблица 2). Эта стратегия может оказаться очень полезной для улучшения успеваемости и развития навыков самостоятельности. Выполняя домашнее задание и отмечая результаты достижений в таблице, ребенок видит немедленные результаты своей деятельности, а значит, может самостоятельно оценить свои труды. Повышение самооценки и улучшение результативности труда станет для него сильным стимулом в дальнейшей работе.

Для этого вам понадобится:

    разделить домашнее задание на части. Каждая часть не должна иметь совсем простую, но вполне достижимую цель. Определите время, требующееся для ее выполнения и допустимое количество ошибок. Например, 10 примеров должны быть решены за 10 минут с 2-мя допустимыми ошибками;

    кухонный таймер или будильник для контроля временного периода, отведенного для каждой части. Главное, чтобы ребенок сам мог контролировать оставшееся время на решение задачи (для младших школьников достаточно будет вашего контроля над временем);

    для приучения ребенка к самостоятельности определить количество допустимых обращений ребенка за вашей помощью;

    заносить результаты в таблицу не только ежедневно, но и выводить общий показатель в конце недели. Таким образом, вы сможете вместе с ребенком устанавливать новые цели на следующую неделю, направленные на улучшение показателей. Главное изначально поставить достижимую для ребенка цель, постепенно усложняя задачу, иначе, не достигнув цели в начале пути, ребенок потеряет интерес к игре.

Таблица 2

|
| цель

| желаемое время | реальное время | допустимое кол-во ошибок | реальное кол-во ошибок | возможное кол-во обращений | реальное кол-во обращений | цель достигнута | | 1. | решить 10 математических примеров | 10 мин | 15 мин | 2 | 4 | 1 | 1 | нет | | 2. | написать диктант по русскому языку | 15 мин | 15 мин | 1 | 0 | 1 | 0 | да | | 3. | прочитать две главы в учебнике истории | 25 мин | 15 мин | - | - | - | - | да | | 4. | выучить стихотворение на английском языке | 30 мин | 25 мин | - | - | - | - | да |

Общее количество поставленных целей: 4
Количество достигнутых целей: 3
Кол-во достигнутых целей в процентах (достигнутые цели, поделенные на поставленные): 75%.

К числу удобных или даже необходимых для работы принадлежностей, помимо стандартного набора (ручки, карандаши, линейки и т.п.) можно добавить такие как:

  • мягкая накладка на письменную зону рабочего стола;
  • подставка для учебника или книги;
  • стикеры для пометок в учебнике;
  • степлер;
  • дырокол;
  • магнитная баночка со скрепками;
  • точилка;
  • закладка.

Имея удобную во всех отношения рабочую зону, ребенку будет не только приятно выполнять домашнее задание, но и делать это без вреда для своего здоровья.

Для младших школьников процесс проверки превратиться в ожидаемое и интересное представление, где их любимый плюшевый мишка найдет ошибки и попросит их исправить. Для школьников постарше можно лишь обозначить количество ошибок и предложить их найти самим.

Опять же вспомним Мэри Поппинс, которая говорила, что «Ложка сахара делает пилюлю слаще». Проверив домашнее задание, первым делом не акцентируйте внимание на сделанных ошибках. Скажите, с какой хорошей интонацией ребенок прочитал стих, как быстро он запомнил столицы стран, как аккуратно он написал диктант, и лишь затем обозначьте ошибки. Простую словесную похвалу за правильно (вовремя, самостоятельно, без принуждения…) выполненное домашнее задание (или за достижение дневных/недельных целей) чередуйте с обещаниями (и обязательным выполнением с вашей стороны) вместе поиграть, сходить в кино или устроить мастер-класс по выпечке воздушного печенья. Но не перебарщивайте, ребенок должен не только знать и чувствовать, что вы цените его труд, но и понять, что он трудится, прежде всего, для своего будущего благополучия, а значит, ради себя.

Дайте ребенку понять, что домашнее задание – это его задание. Импульсивные родители, борющиеся с ребенком за выполнение домашнего задания, часто ведут себя назидательно. При этом сильно расстраиваются и паникуют, если ребенок неверно выполнил задание или не хочет его выполнять, и часто выполняют задание вместо ребенка. Помните пункт №5? Так вот, в дополнение к воспитанию самостоятельности, донесите до ребенка мысль о том, что вы не расстроитесь, если он не выучит стих. Доля расстройства и разочарования в себе самом коснется именно ребенка, если он окажется единственным в классе с несделанным домашним заданием. Младшие школьники более восприимчивы к такому роду ситуации, чем старшеклассники. Но, если соблюдать правильный подход к организации учебной деятельности ребенка с раннего возраста, то в старших классах такая ситуация вряд ли возникнет.

Источники:

www.huffingtonpost.com
www.parenting-ed.org
www.redingroe.com

форма самостоят. работы учащихся, организуются учителем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового уч. материала, а иногда и для самостоят. решения посильной познават. задачи; составная часть процесса обучения.

Уже в 16 в. Д. з. становятся обязательным компонентом уч. работы. Но будучи частью уч. процесса, Д. з. в практике работы школы наряду с положит. эффектом вызывали такие негативные явления, как перегрузку учащихся, механич. заучивание и пр. Д. з. на протяжении 19-20 вв. были предметом пед. дискуссий. Л. Н. Толстой, считая, что Д. з. - это испорченный вечер ученика, отменил их в своей Яснополянской школе. К. Д. Ушинский доказывал целесообразность применения Д. з. лишь после спец. подготовки школьников к их выполнению. В нек-рых уч. заведениях, в частности в гимназии К. И. Мая, велась работа по совершенствованию Д. з., преодолению перегрузки уч-ся.

После 1917 в условиях единой школы не было обязат. Д. з., они стали рассматриваться как необходимый компонент работы школы лишь с нач. 30-х гг. В 60-х гг. в связи с критикой «традиционного обучения», направленного лишь на формирование знаний, умений и навыков, и акцентированием внимания на развитие творческих возможностей личности, умений самостоят. познания, сложившаяся в 30-х гг. методика Д. з. была пересмотрена. Д. з. рассматриваются как средство подготовки к самообразованию, стимулирования развития самостоят., творческих форм познания.

Выполнение Д. з. без непосредств. наблюдения учителя - своеобразный вчд самостоят. деятельности учащихся. Работа школьника дома всецело зависит от его внутр. побудит, сил, отношения к уч. труду. Систематичность и высокое качество выполнения Д. з. обеспечиваются, как правило, познават. интересом к уч. предмету, чувством долга и ответственности за работу перед школой, родителями, обществом. Формируя стойкую положит. мотивацию к выполнению Д. з., учитель обеспечивает и воспитание у учащихся стремления самостоятельно совершенствовать свои знания, в т. ч. и для самообразования.

Домашняя работа учащихся отличается от классной и содержательной стороной деятельности. Дома учащиеся сталкиваются с необходимостью самостоят. познания с использованием разнообразных источников; при этом они должны уметь отобрать нужную информацию, выделить и записать главное, выбрать наиб. рациональные приемы закрепления материала, самостоятельно определить степень своей готовности к уроку; уметь рационально планировать работу, поскольку им приходится ежедневно работать над 3-4 уч. предметами.

В домашних условиях можно провести такие виды работ, к-рые организовать в классе сложно: длительные наблюдения, опыты, моделирование, конструирование и т. д.

Особенность домашней работы состоит и в том, что она может быть более гибкой и вариативной, чем фронтальная работа школьников в классе, рассчитана на развитие индивидуальных способностей и склонностей школьника, на познание учеником своих возможностей. При решении этой задачи учитель может не регламентировать задание жестко, оставляя за учеником право свободного выбора содержания работы, способов выполнения, объема.

Особую значимость приобретают т. н. опережающие задания, к-рые подготавливают учащихся к восприятию нового уч. материала, возбуждают интерес. Материал Д. з. в этом случае органически входит в объяснение учителя. Виды опережающих заданий разнообразны: сбор фактов для их анализа на уроке, проведение наблюдений, поиск ответов на поставленные учителем вопросы и др. Особые возможности имеют опережающие задания, даваемые учителем на длит. срок и, как правило, рассчитанные на свободный выбор учащихся. Работа над ними перерастает в систематич. самостоят. деятельность ученика по углубленному изучению избранной темы.

Задания по усвоению и закреплению нового материала могут включать ответы на вопросы учебника, составление рассказа по данному плану и др. Их цель - включить школьника в более глубокое осмысление изученного. Среди заданий на применение знаний особую роль играют комплексные, ориентирующие учащихся на использование материала из разных уч. предметов и являющиеся одним из средств реализации межпредметных связей в обучении.

Во всех видах Д. з. наряду с репродуктивной большое место занимает творческая работа школьника. Особенно эффективны Д. з., сформулированные учителем как познават. задачи (см. Задача познавательная). Мн. учителя строят систему Д. з. на заданиях-минимум и заданиях-максимум. При этом первые из них являются обязательными для всех, вторые - добровольными. На совр. этапе развития школы распространены коллективные формы Д. з.

В условиях большей свободы и большей самостоятельности у учащихся при выполнении Д. з. особенно актуализируются проблемы, связанные с перегрузкой школьника.

Характер, объем, сложность Д. з. должны быть научно обоснованы. Необходимо также специально формировать у школьников навыки самостоятельной работы, знакомить их с научной организацией труда, предусматривать смену деятельности (см. также Гигиена учебных занятий).

В 4-8-х кл. проводится развернутый инструктаж к каждому виду заданий. На первых этапах, при репродуктивных заданиях, учитель на уроке обращает внимание учащихся на приемы выполнения работы, анализирует их, корректирует и рекомендует использовать дома. Если Д. з. отличаются от работы, выполняемой в классе, учитель на отд. примере разбирает способы его выполнения; целесообразен разбор и наиб. сложных элементов отд. Д. з. Родители контролируют регулярность и тщательность выполнения Д. з., создают детям благоприятные условия для подготовки к урокам, оказывают необходимую помощь.

Для учащихся ст. возраста, обладающих опытом самостоят. работы, рекомендуется общий инструктаж перед изучением каждой темы с указанием возможных вариантов работы, анализом трудностей уч. материала, характеристикой обязат. и доп. лит-ры, определением границ минимума и максимума работы над темой. Привлекая учащихся к планированию работы над темой, учитель стимулирует формирование умений науч. организации труда школьника.

Такая система руководства домашней работой дает возможность школьнику выступать в роли организатора своей познават. деятельности (уч. и самообразоват., обязат. и добровольной), объединяя обучение и самообразование в единый процесс.

Отличит, черта контроля за выполнением Д. з. - органичное соединение объяснения нового с результатами проверки домашней работы, что способствует экономии времени, активизирует процесс обучения. В ст. классах вводятся новые виды контроля - конкурсные уроки, проводимые учителем совместно с учащимися на основе работы над опережающими заданиями. Осуществляется также косвенный контроль, когда учащимся для самостоят. выполнения на уроке предлагаются задания, аналогичные домашним.

Для развития методов самостоят. работы учащихся учителю необходимо интересоваться, какими приемами пользовался ученик при выполнении Д. з., и обсуждать наиб. рациональные способы работы. Однако контроль за домашней работой ученика предполагает не только проверку правильности выполнения Д. з., но и является одним из эффективных средств формирования ответственного отношения к учению, особенно если в проверке Д. з. участвует весь класс. При этом важно применять формы взаимоконтроля, поручая старшеклассникам проверять работу учащихся мл. классов или друг друга.

При выполнении Д. з. в школах и классах продленного дня и школах-интернатах учащиеся могут пользоваться уч. кабинетами, пособиями, провести лабораторную работу, поставить опыты и т. д. На самоподготовку здесь отводятся наиб. продуктивные для самостоят. работы часы. Воспитатель (учитель) может помочь школьнику: проконсультировать, определить готовность его к выполнению Д. з., провести хронометраж времени, затраченного учеником на подготовку задания, организовать взаимопомощь и взаимоконтроль учащихся. Но возникают и определенные трудности: ученики, как правило, готовят уроки в одном помещении, что облегчает списывание и подсказку; усложняется процесс подготовки устных заданий, т. к. затруднен их пересказ и т. д. В этих условиях особенно важно индивидуализировать задания, учитывая интересы и склонности учащихся.

Лит.: Рабунский Е. С. Индивидуализация домашних заданий - необходимое условие успешного обучения, Калининград, 1962; Водейко Р. И., Домашнее задание старшеклассника, Минск, 1974; Поспелов H. H., Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий, М., 1979; Шабалина 3. П., Домашняя уч. работа школьников, М., 1982; Г p о м ц с в а А. К., Домашняя уч. работа как средство сближения обучения и самообразования, в ее кн.: Формирование у школьников готовности к самообразованию, М., 1983. А. К. Громцева.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Следите за тем, чтобы школьник не откладывал учёбу до поздней ночи. Пусть он приступает к работе сразу после того, как вернётся домой, поест и немного передохнет после школы. И конечно, нельзя надеяться на то, что можно сделать все задания утром — скорее всего, дитя будет сонным и в спешке наделает ошибок.

Если знаешь, как быстро сделать уроки, останется много свободного времени на любимые дела.

Пусть ребёнок удобно устроится за учебным столом. Помогите ему создать рабочую атмосферу: проветрите комнату, включите яркий свет. Как бы ни был велик соблазн залезть с учебниками в кровать или лечь на диван, не разрешайте ему – так он точно не сможет сконцентрироваться и его потянет в сон.

Уберите всё, что мешает выполнять уроки, включая телефон, планшет и телевизор. Они будут только мешать. Если ученик будет делать уроки под музыку или звуки любимых мультфильмов, он не сможет сосредоточиться.

Если есть возможность, закройте дверь в комнату ребёнка, чтобы его никто не беспокоил. Так он сможет создать рабочее настроение, не отвлекаться на посторонние звуки и в итоге быстро справится с заданиями.

Как быстро сделать уроки с помощью планирования

Посмотрите вместе с ребенком, что задано на дом: по каким предметам и какие задания. Расставьте их в порядке важности или в зависимости от объёма работы. Нельзя хвататься за всё подряд: определите, на какие задания нужно больше времени, а на какие - считаные минуты.

Начинать лучше с самых простых заданий. Малыш быстро с ними справится, и ему будет легче делать остальные с мыслью о том, что осталось совсем немного.

Определите срок, в течение которого дите готово выполнить все задания, и установите на часах таймер. Этот нехитрый приём позволит следить за временем и поможет понять, на каком упражнении он застрял и нуждается в помощи.

Каждые полчаса делайте перерыв на пару минут. Для этого достаточно отойти от рабочего места, сделать несколько простых упражнений, чтобы тело и глаза отдохнули. Можно попить воды или чая, перекусить фруктами - это повысит работоспособность.

Используя эти советы, вы научите детей быстро справляться с заданиями на дом. По итогам работы обязательно похвалите ваше чадо за старания и разрешите ему заняться чем-то интересным и приятным. Такое вознаграждение за труд станет отличной мотивацией. Ученик будет получать высокие отметки, и проблема с выполнением уроков перестанет существовать для вас обоих.

Памятка для родителей

    Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.

    Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

    Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.

    Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. При подготовке домашнего задания ученику помогут специальные памятки.

На заметку родителям

    Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.

    Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.

    Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.

    Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

    Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.

    Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.

    Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.

    Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Памятка «Как педагоги могут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями»

Каждый вечер в миллионах домов по всей стране разыгрывается одна и та же старая пьеса о детях и их домашнем задании. В ней могу участвовать разные действующие лица, но сценарий всегда один и тот же. Родители на протяжении всей истории всегда пытались помочь детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания родителем вместо ребенка. В любом случае существует масса проблем. В попытках справиться с этими проблемами родители используют метод проб и ошибок, подкуп, подарки, рассуждения, и все, что может, по их мнению, сработать в этом случае.

Нет никакого сомнения в том, что мотивы родителей самые естественные. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? На самом деле, беспокойство и напряженность и для детей, и для родителей, вызывает не сама причина, а приемы, используемые для достижения цели.

Для некоторых детей школа является источником постоянного стресса. Если принять во внимание, какие требования предъявляются в школе к выполнению заданий, беспокойство относительно того, одобрят ли тебя родители, страх неудачи и так далее, становится ясно, что дети могут рассматривать дом как что-то вроде рая, где они могут спокойно отдохнуть.

Если же они испытывают стресс и дома, когда родители «стоят у них над душой» во время выполнения домашних заданий, то где тогда то место, где они могут «повесить шляпу на гвоздь»? Для работающих родителей это можно сравнить с такой ситуацией, когда вы работаете целый день и получаете свою долю стресса, и возвращаетесь домой в такую же напряженную обстановку. Прикиньте, сколько вы будете в состоянии выдержать подобную ситуацию.

Помните при этом, что у взрослых всегда есть возможности выхода из ситуации, когда давление становится непереносимым, а дети такой возможности лишены.

Ниже приведен список приемов, призванных помочь процессу выполнения домашних заданий и предотвратить фрустрацию, гнев и разочарование.

1. Расписание для домашней работы.

Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Для некоторых из них слишком велико бремя ответственности, если им приходится самим решать, когда приниматься за домашнюю работу. Такие дети могут принять решение, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или после ужина. Это их личное дело, которое зависит от их стиля учебы.

Однако, после того, как время определено, нужно придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно. Это поможет, в частности, справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное расписанием на домашнюю работу, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное могут подождать, пока работа не будет завершена.

Вечером обязательно проверьте выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, что могут принести в школу работу с ошибками, и поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу.

Это действие родителей дает ребенку чувство завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также чувство безопасности и уверенности, что работа выполнена без ошибок. Эту уверенность ребенок принесет с собой в класс, и, соответственно, будет более уверен в себе, когда будет выполнять классную работу. Однако, если вам очевидно, что ребенок не понял какой-то определенный материал, вам нужно дать знать об этом учителю.

2. Распределите задания по важности.

Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор, и они могут очень долго мучаться этой проблемой.

Есть дети, которые пользуются горизонтальной перспективой. Так происходит, когда они считают все задания одинаково значимыми, и не устанавливают никаких приоритетов. Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое – вторым, и так далее.

Многие дети имеют тенденцию использовать количественный подход (сколько заданий осталось сделать) вместо качественного (учитывающего относительную трудоемкость заданий). Это означает, что если им задано пять различных заданий, то они в первую очередь выполнят четыре наиболее легких. С их точки зрения, таким образом у них остается несделанным всего одно задание, даже если оно на самом деле самое трудное.

3. Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки.

Для многих родителей это большая и постоянная проблема. Единственное, что можно сказать по этому поводу, это то, что родители, использующие такой способ контроля, не только подвергают себя огромной фрустрации и гневу, но и создают «выученную беспомощность».

Многие родители скажут вам на это, что их дети просто не умеют работать, если родители не сидят рядом с ними. На самом деле, не верно, что дети не могут работать, они сознательно решают не работать. Часть детей перестает работать, когда родитель решает отойти от ребенка, и не посвящает ему полностью все свое внимание.

Это – очень нездоровая «зависимость», потому что ничего подобного ребенок не может воспроизвести в классе. Вследствие этого, ребенок может решить вообще не делать работу в классе, и приносить недоделанные задания домой.

Таким образом, они могут полностью завладеть вниманием мамы или папы. Проведя целый день на работе, родители очень устали, и одна мысль о том, что им придется три часа подряд провести, сидя около ребенка, может привести к проблемам.

Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно.

4.Сначала проверьте то, что выполнено правильно.

Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т.п.

Относительно тех заданий, где допущена ошибка, скажите: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться несколько другой ответ».

Теперь ребенок может вернуться к этим примерам без отвращения и без чувства «несоответствия». Если же вы начнете с разбора ошибочных заданий, да еще и рассердитесь, то ребенок, вместо того, чтобы исправлять задание, будет переживать, что он вызвал ваше неудовольствие.

Может оказаться удобным проверять маленькие порции заданий. Для многих детей лучше, если они немедленно могут получить подтверждение, что все сделано правильно.

Попросите ребенка, чтобы он сделал сначала только пять примеров и дал их вам проверить.

Отметьте те, которые сделаны правильно, и предложите ребенку перейти к следующей группе примеров.

Таким образом, ребенок получает немедленную обратную связь и одобрение, и у него появляется положительная мотивация для того, чтобы выполнять следующее задание.

Кроме того, если ребенок начал что-то делать неправильно, есть возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку, так что ребенку не придется потом переделывать все задание целиком.

5. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет.

Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд, пока не закончит. Это нормально, если ребенок все это время действительно работает, и если задание действительно требует столько времени на выполнение.

Однако если вы видите, что через час или два после начала работы ребенок находится в том же положении, как и через 10 минут после начала работы, надо прекратить эту деятельность.

Единственное, чего вы достигните в противном случае, это добьетесь возросшего чувства «несоответствия» у ребенка. Возможно, вы примите решение завершить работу ребенка после определенного времени и напишите учителю записку, объясняющую все обстоятельства. Скорее всего, такого типа проблемы могут быть разрешены на встрече с учителем.

Для такого поведения ребенка может быть несколько причин.

Во-первых, он мог просто не понять новый материал в классе, и поэтому не быть в состоянии выполнить домашнее задание.

Во-вторых, возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями.

В-третьих, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом заданий.

6. Стратегии успеха для заданий, выполняемых по учебнику.

В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов. Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

У некоторых детей существует тенденция запоминать абсолютно все.

Возможно, стоит дать такому ребенку карандаш и попросить отметить слово или предложение, которое, возможно, является ответом на один из вопросов. Тогда ребенку будет легче ориентироваться в тексте, когда он будет искать ответы на вопросы в книжке.

Рассмотрите возможность записать главу из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что, чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность, что информация будет усвоена.

Так что, имеет смысл записать на магнитофон главы из учебников по истории или естествознанию, чтобы ребенок слушал эти записи одновременно с чтением. Таким образом, будут задействованы как визуальные, так и аудио каналы приема информации.

Время от времени добавьте шутку, или песню, или какое-то обращение к ребенку, чтобы поддержать его интерес.

7. Обращайте внимание на невербальные сигналы.

Родители часто говорят, что никогда не впадают в фрустрацию и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки.

Все было бы хорошо, если бы все общение происходило на вербальном уровне.

Но мы знаем, что невербальные способы передачи информации являются очень существенной частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы очень просто, даже если вы сами об этом не подозреваете.

Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» - все это является невербальными ответами. Если дети достаточно чутки, то они примут эти сигналы, что только добавит напряженности в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.

Все это особенно важно в отношении маленьких детей, которые не делают различия между неодобрением родителями их деятельности и потерей родительской любви.

Такое состояние только добавит стресс и ухудшит их возможность работать продуктивно.

8. Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка.

Некоторые родители готовы сделать за ребенка всю его домашнюю работу. Хотя исходно мотивом родителей может быть желание помочь ребенку справиться с особо трудным заданием, конечный результат может быть разрушителен.

Дети чувствуют себя «неадекватными», когда родители доделывают за них их работу.

Во-первых, они это воспринимают как свой провал.

Во-вторых, они чувствуют, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали мама или папа.

Встречаются родители, которые выполняют за своих детей полностью годовой проект (аналог курсовой работы, по объему и значимости в итоговой оценке, но они бывают не только в ВУЗе, но и в школе- Прим. переводчика) Такая практика увеличивает зависимость детей и их чувство беспомощности.

Если ребенок не может доделать задание, хотя честно старался, напишите записку учителю, в которой объясните все обстоятельства. Большинство учителей среагируют адекватно.

Подытоживая все сказанное, прежде чем сесть помогать ребенку в его домашней работе, убедитесь, что вы не видите никаких симптомов более серьезных проблем. Когда родители пытаются работать с детьми, имеющими серьезные проблемы с обучаемостью и пониманием материала, или очень сильно напряженными, они могут получить в результате фрустрацию, гнев и растерянность.

Если же вы будете следовать правилам, о которых было рассказано выше, результат и для детей, и для родителей будет более благоприятным.

Памятка для учащегося

Как готовить домашние задания

    Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы.

    Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос.

    Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету.

    Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений.

    Научись находить интересующую нужную информацию с помощью ком­пьютера.

    Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу закрепить его и запомнить.

    Выполняя домашнее задание, не просто думай над тем, что надо сделать, а еще и решай, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.

    Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.

    Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике записаны все задания.

    Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.

    На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения убери со стола уже использованные материалы и выложи те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

    В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие перерывы.

    Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом – запомнить.

    Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться.

    Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту.

    Узнавая новые понятия и явления, связывай их по смыслу с уже известными ранее.

    Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.

    Готовиться к сочинениям и докладам следует заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставляя такую ответственную работу на последний день.

    Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.

    Составляй план устного ответа и проверяй себя.

Метод ключевых слов

(для изучения большого по объему текста)

Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.

При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее необходимо записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод «5П»

(для подготовки устных ответов)

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, он позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить.

– просмотри текст (бегло);

– придумай к нему вопросы;

– пометь карандашом самые важные места;

– перескажи текст (используя ключевые слова);

– просмотри текст повторно.

В младших классах уроки делайте с таймером и установите правило «трех вопросов», в пятом — «домашка» должна быть сделана, пока родители на работе, а старшеклассникам дайте возможность научиться выкручиваться.

1-2 классы

Сейчас, по стандартам НУШ, домашнюю работу не задают до третьего класса. Но ситуации бывают разные, и кто-то из детей может не успеть в школе дописать рядок палочек, а чьи-то родители решили заниматься со своими детьми дополнительно, например, английским. Но не важно, какие внеклассные уроки у вас запланированы, главное — они должны проходить в игровой форме и с перерывами на отдых, когда малыш этого захочет.

Отдых не менее двух часов и так, как хочет ребенок

Из-за ранних подъемов, изматывающей дороги и стресса, вызванного сменой учителя, коллектива и вида деятельности, дети в возрасте 6-7 лет сильно устают. Кроме того, в этом возрасте у них игровая деятельность в приоритете. Потому после того как вы с ребенком пришли из школы, дайте ему отдохнуть. Причем время он должен проводить так, как сам хочет. Некоторые дети могут поспать, другие — посмотреть мультики, третьи — пособирать конструктор, полепить или поиграть с куклами/машинками. Личное время после школы должно быть не менее 1,5-2 часов.

Проговорите задания заранее

После того как ребенок отдохнул, скажите ему, что пришло время садиться за уроки. Вместе откройте задания и обговорите, что и как надо сделать. Спросите, все ли он понял, и займитесь своими делами, но не выходя из комнаты. Пусть младший школьник чувствует ваше присутствие и знает, что если вдруг он что-то забудет или ему станет что-то непонятно, он всегда сможет обратиться к вам за помощью. Но и вы не лежите у телевизора, а займитесь своей работой, чтобы ребенок не чувствовал, что его «загружают».

Поставьте таймер

Чтобы ребенок не уставал и у него не пропало желание делать уроки на следующий день, установите на своем телефоне таймер на 20 минут. Если малыш за это время не успеет сделать домашнее задание, все равно пусть встанет и отдохнет 10-15 минут. Если успел раньше, переменка должна наступить до сигнала таймера.

3-4 классы

С третьего класса детям начинают задавать домашнее задание и ставить за него оценки. К этому возрасту ребенок уже интеллектуально созрел, чтобы осознавать свою зону ответственности и то, что его труды будут оценены. В этом случае главная задача родителей правильно организовать рабочее место и выучить с ребенком схему выполнения задания. Так, в этой схеме первоочередным должно быть правило «чистого стола». На нем не должно быть ничего, кроме учебника и тетради по предмету, по которым он будет заниматься, и канцелярских принадлежностей. Все остальное станет отвлекать.

Во время «домашки» уйдите в другую комнату

Пусть ребенок самостоятельно сделает уроки, а вы их потом проверите, и если что-то будет неверно — объясните, в чем заключалась ошибка. Но не заставляйте ребенка делать уроки, когда вы на работе, а ребенок дома. Не умея себя организовать, ребенок будет постоянно отвлекаться, в результате у него сложится ощущение, что за уроками он проводит все свое свободное время после школы и у него наступит апатия и страх опять «застрять» над книжками на полдня. Идеально, когда ребенок знает, что вы находитесь в другой комнате, и он с вами встретится, как только закончит работу.

Не переживайте, что, пока вы будете в отдельной комнате, ребенок наделает ошибок — это его право. Когда все будет сделано, проверьте домашнее задание и, заметив ошибку, скажите, что вы ее нашли, но не исправляйте, а выделите район, в котором ребенок должен будет сам ее обнаружить. Так, во-первых, ребенок будет чувствовать себя значимым, когда сам найдет ошибку, во-вторых, занимаясь ее поисками, он лучше запомнит правило, и в следующий раз будет меньше вероятность, что он ее допустит.

Установите правило «трех подсказок»

В восемь-девять лет ребенку все еще важно чувствовать поддержку взрослых и знать, что, когда ему понадобится помощь, он сможет ее получить. Но чтобы предотвратить ежеминутное «мамканье» и «папканье», оговорите, что на каждый предмет у него есть право воспользоваться всего тремя подсказками, и пусть он их экономит, ведь если они у него закончатся, то помогать в сложных задачах ему будет некому.

То, что нравится, — в первую очередь

В этом возрасте детям еще не задают много домашних заданий. Немного почитать, упражнение по украинскому и пару задач по математике — это обычно то, из чего состоит «домашка». Но, чтобы у ребенка хватило сил все это выполнить, пусть он начинает с того, что ему больше по душе. Например, ваш школьник больше любит математику — пусть с нее и начинает. Когда он будет видеть, что примеры получились быстро и остались задания всего по одному-двум предметам, у него будет вдохновение и больше энтузиазма работать дальше.

5-8 классы

Как правило, после окончания начальной школы у ребенка мотивация к учебе снижается точно так же, как и оценки в дневнике, ведь любимой и единственной учительницы уже нет, а в каждом кабинете ждет новый, еще малознакомый педагог, который может показаться ребенку «чужим». Кроме того, предметов становится больше — до семи в день, уроки задают по каждому. На загруженность накладывается и переходной возраст, а это максимализм и протест всему, что говорят взрослые. Поэтому заметив нежелание ребенка делать уроки, родители должны в первую очередь снизить планку. Не стоит в пик возрастного кризиса требовать от ребенка идеально знать все предметы.

Все уроки — пока вас нет

Окончив начальную школу, ребенок уже должен сам понимать, что его обязанность — сделать уроки. Здесь единственная задача родителей может заключаться в том, чтобы организовать время занятий. А вот то, какие уроки, в какой последовательности и сколько времени на них выделять, ребенок должен определять сам. Требуйте от школьника, чтобы все уроки были сделаны до того, как вы придете с работы. Он, конечно же, может позвонить и спросить вас, если ему что-то будет непонятно, но учите ребенка самостоятельности, ведь он может спросить совета у одноклассника или поискать информацию в интернете.

Установите график работ по темпераменту

В 10-12 лет ребенку свойственна сильная утомляемость из-за того, что он только входит в переходной возраст. Его тело растет, он становится «новым», вследствие чего у него возникает масса комплексов, которые выматывают его эмоционально. В этот период формируется и индивидуальный, но уже подростковый темперамент. Именно он и поможет вычислить родителям идеальное время для домашних занятий. Например, если ваш ребенок флегматик, то он никогда не сможет делать продуктивно домашку, если хорошенько не отдохнет от школы. Потому не ругайте, если за уроки он садится в пять вечера.

Холерикам очень важна смена деятельности. Потому позвольте ребенку переключаться с математики на английский или с истории на опыты по природоведению, даже если он не закончил предыдущий урок.

Проще всего делать уроки с сангвиниками. Они достаточно активные, чтобы сесть за уроки, как придя со школы, так и после прогулки на улице. Но чтобы усадить их делать, нужен контроль со стороны взрослых, ведь сангвиникам всегда некогда заниматься этими «мелочами».

На то, как успешно будут сделаны уроки меланхоликом, повлияет ваше умение мотивировать. Для того чтобы что-то сделать детям с этим типом темперамента, нужна «морковка впереди ослика». Потому пообещайте ребенку вознаграждение за домашку без напоминаний. Например, в конце недели — семейный поход в парк или прибавка к карманным деньгам.

Если не знаете - не помогайте

Если ребенок что-то не знает и спрашивает у вас, вы можете ему ответить, если уверены в этом сами. Если же вы не знаете ответ, не следует начинать искать его в интернете, вызванивать учителя или подругу с кафедры физики. Поиск информации — одна из главных компетенций в современном мире, которой должен обязательно обладать успешный человек. Именно поэтому учите ребенка данному навыку, пока провалы не будут такими болезненными, как во взрослой жизни. Кроме того, занимаясь поисками правильного решения домашнего задания, вы непременно сами начнете нервничать, ведь почувствуете свою несостоятельность, и ваша нервозность непременно передастся на ребенка. А фразочки вроде «Что за дурацкие задания!», «Зачем это вообще учить в школе?» дадут понять ребенку: все, что он сейчас делает, бессмысленно. Соответственно, его мотивация учиться утратится.

9-11 классы

Это период, когда дети уже готовы покинуть стены родной школы, потому в восприятии многих из них падает авторитет учителя. Соответственно, они уже не боятся прийти на уроки неподготовленными, и, тем более, им не страшно получить замечание по предмету, который, по их мнению, для поступления в вуз им не нужен. Вместе с тем, у школьников в старших классах постоянно возникают стрессовые ситуации: это и мысли о скорых экзаменах, и неизвестность перед будущим, и просто период психологической сепарации от родителей. Потому криками, наставлениями и нотациями хороших оценок в данном случае не добьешься.

Не устанавливайте свои правила

В этом возрасте ученик уже точно понимает, какие из дисциплин даются ему легче всего и как ему удобнее делать уроки. Потому родителям не стоит вообще влезать в процесс «домашки». Если вашего ребенка от выполнения алгебры не отвлекает тяжелый рок — пусть врубает его на полную катушку. Если читать повесть удобнее, улегшись на полу, — это его право. А если изучать параграф по истории проще со смартфона в маршрутке по дороге домой — пусть так и делает. Родителям в старших классах нельзя навязывать ребенку свои правила и «с высоты прожитого опыта» рассказывать, как лучше учиться. В этом возрасте у подростка уже сформировались свои внутренние часы, свои фазы активности и особенности психики. А ломая и подстраивая его под свое понимание правильности, родители рискуют не только отбить желание учиться, но и вызвать агрессию в свой адрес.

Позволяйте увиливать

В старших классах школьник уже четко уяснил, на каких уроках он может увильнуть, а на каких ему придется отвечать, потому и строит свои домашние занятия, исходя из их приоритетности. Кроме того, в этих классах у них появляются дополнительные занятия, курсы и репетиторы по предметам, которые им понадобятся для поступления в вуз. Потому не требуйте от ребенка, чтобы он был круглым отличником во всем, если ему это не дано. И если недоученные уроки не мешают получать хорошие оценки, не старайтесь контролировать их полное выполнение. Пусть школьник сам решит, что ему делать, а что может подождать. В конце концов умение выкручиваться из ситуации ему пригодится и во взрослой жизни.

Выходные без домашних заданий

У старшеклассников в недельном расписании появляются неравномерно загруженные дни, когда приходится делать домашние задания по нескольким важным предметам или когда к ним добавляются кружки и курсы. Поэтому учите ребенка равномерно распределять заданное на дом и не откладывать все на последний день. Особенно это касается выходных, ведь, обрадовавшись пятнице, ученик откладывает домашнюю работу на воскресенье. Но этого делать не стоит, ведь тогда вместо двух законных выходных получится один, потому как половина пятницы уйдет на уроки в школе, а половина воскресенья — на то, чтобы подготовиться к понедельнику. В итоге отдохнуть полноценно перед новой учебной неделей не выйдет.

Уроки по цветам: какую тактику выбрать

Понять, как мотивировать ребенка учиться и что ему поможет полюбить этот процесс, можно при помощи цветов. Часто проблемой становится неправильно выбранная тактика занятий, ведь дети не всегда могут передать словами свои чувства и объяснить, почему они не хотят заниматься теми или иными уроками. Потому психологи советуют искать подходящую методику выполнения домашней работы при помощи коробки с карандашами. «По тому, какой цвет ребенок выбрал, можно судить не только о его темпераменте, но и о его страхах, интересах и талантах в той или иной сфере, — считает детский психолог Марта Юдина. — Тест на цвета можно провести в домашних условиях. Для этого просто предложите ребенку выбрать из коробки с карандашами три цвета: где первый будет — самый любимый, второй — который нравится, но меньше, а третий — не нравится больше всего. После того как ребенок выбрал карандаши, сравните их с обозначением цветов, предложенным ниже, и сделайте выводы. Первый цвет карандаша будет означать, чем можно мотивировать ребенка делать уроки и как правильно поступать родителям, чтобы школьник поверил в свои силы; второй цвет — это те способы, которые тоже могут прийти вам в помощь, а третий цвет карандаша — это то, как не стоит вести себя с ребенком, дабы не отбить у него желание учиться вовсе».

Значение цветов

Красный то дети очень активные, и усадить их хотя бы на 15 минут за домашнее задание — настоящая проблема. И чтобы не отбить желание ребенка делать уроки, договоритесь с ним заранее, что он может сделать паузу, когда сам того захочет, но должен будет потом сесть и продолжить занятия тогда, когда вы его об этом попросите. Чтобы такой ребенок делал домашку с удовольствием — не уставайте его постоянно хвалить. Только без вранья. Если палочка получилась недостаточно ровной, не говорите, что она идеальна. Перефразируйте похвалу: «У тебя получается уже лучше. А если ты постараешься, будет еще прекраснее».

Оранжевый У таких детей энергия бьет ключом, и шустрого непоседу легче усадить за уроки после активных занятий. Поэтому после школы зайдите на футбольное поле, дайте ребенку выбегаться на детской площадке и только потом сообщайте, что пора бы сделать домашнюю работу.

Желтый Такие дети очень солнечные и жизнерадостные. Но для того чтобы им было интересно заниматься, необходимо «присутствие» в уроках сказки. Дело в том, что у таких детей неуемная фантазия. Потому проводите уроки всегда с ассоциациями. Например, если вам нужно написать ряд цифры «2», предложите ему нарисовать «лебедя», а если надо прочитать какой-то стишок, попросите потом додумать его продолжение самостоятельно.

Зеленый Дети, выбравшие этот цвет, остро чувствуют нехватку родительской любви. Поэтому для того чтобы с удовольствием выполнять домашнее задание, им надо присутствие рядом мамы/папы. Если вы будете находиться у такого ребенка «за спиной», то и уроки будут делаться быстрее, и ребенок будет чувствовать себя нужным.

Голубой Дети, выбравшие этот цвет, — юные Цезари. Для того чтобы им нравилось то, чем они сейчас занимаются, необходима постоянная смена вида деятельности. Помогите организовать выполнение домашней работы следующим образом: чередуйте предметы, даже если они сделаны не до конца. Пару примеров по математике могут сменить две выученных строчки из стихотворения, потом — раскрашивание картинки и опять можно вернуться к математике.

Синий Если ребенок раньше предпочитал другой цвет, а сейчас выбрал синий в качестве любимого, — это тревожный сигнал. Дело в том, что синий цвет показывает замкнутость ребенка. Поэтому, если ребенок резко сменил предпочтения на синий, это говорит о том, что он переутомляется в школе, а из-за того, что вы много от него требуете, он боится не оправдать ваших ожиданий и находится постоянно в состоянии стресса. Сбавьте давление. Поговорите с ребенком, что оценки — это не главное. Позвольте ему несколько раз вместо уроков поиграть. Пусть знает, что неидеально выполненные уроки — это не конец света. Так вы снизите градус стресса, и ребенок, отдохнув, сам будет садиться за уроки.

Фиолетовый Выбор этого цвета выдает в ребенке артистичную и чувствительную натуру, которую легко ранить даже повышенным тоном голоса. Потому не начинайте домашнюю работу с указаний — пусть школьник сам выберет, когда и как ему делать задания. А для того чтобы уроки все-таки были выполнены, пусть ребенок перед началом сам расскажет вам алгоритм. Если нужно его поправить, задайте ему вопросы вроде: «Ты думаешь, правильно делать уроки во время того, как включен мультфильм?». Ребенок, конечно же, ответит: «Нет» и воспримет это решение как свое собственное.

Черный Дети редко его выбирают, но если все-таки ваш школьник указал на карандаш этого цвета — задумайтесь. Возможно, у него появилось желание отгородиться от внешнего мира, и ребенка следует немедленно социализировать. Сделать это можно, пригласив его одноклассников вместе делать уроки. Также черный цвет говорит о том, что ребенок боится становиться взрослым. Потому во время выполнения домашних задний задача родителей — показать все прелести взросления и возможность уже сейчас применять полученные знания. Например, введите за правило, что после сделанной домашки вы идете всей семье в какое-то веселое место или в качестве награды ребенок получает любимую сладость. Дети, у которых есть смарт-часы, обрадуется, если вы за оконченную домашку поставите им «лайк».

Похожие статьи