В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.
Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.
1. Постановка вопроса.
Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.
У обоих претендентов (у кого? – Р. п.).
Что произошло в 1812 году? (в чём? – П. п.).
После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? – Р. п.) остались в зале (в чём? – П. п.).
Через десять минут (через что? – В. п.) он (И. п.) вернулся.
Она довольна новым автомобилем (чем? – Т. п.).
2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:
Падеж |
Вспомогательное слово |
Падежный вопрос |
Именительный |
||
Родительный |
кого? чего? |
|
Дательный |
кому? чему? |
|
Винительный |
кого? чего? |
|
Творительный |
||
Предложный |
говорить |
о ком? о чём? |
Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.
3. Замена единственного числа на множественное.
Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).
Идти по дорогам (по чему? – Д. п., в П. п. – о дорогах).
4. Замена мужского рода на женский.
Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).
Встретил подругу (кого? – В. п., в Р. п. – подруги).
5. Волшебное слово мама.
Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА – именительный, мамЫ – родительный падеж; мамУ – винительный падеж.
Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.
Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .
6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.
Падеж |
Предлоги |
Именительный |
|
Родительный |
без, у, от, до, с, из, возле |
Дательный |
|
Винительный |
на, за, под, через, в, про, |
Творительный |
над, за, под, с, перед, между |
Предложный |
в, о, об, на, при |
Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без – для родительного падежа (без задоринки) ; по, к – для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при – для предложного падежа (о трех головах, при тебе).
Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.
Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым – Т. п.
Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Падеж имён прилагательных, числительных, местоимений-прилагательных, причастий зависит от падежа существительного, с которым они согласуются.
Существует несколько способов определения падежа:
· по 2-м падежным (грамматическим) вопросам;
· по окончанию в определённом склонении;
· по предлогу;
· метод подстановки;
· по синтаксической роли в предложении
Подробнее об этом.
1. Самым простым способом является способ определения падежа по 2-м падежным вопросам «что?», «кого?».
Как показывают вопросы, этим способом нельзя определить им., родит. и вин. падежи, так как вопрос «что?» у неодушевлённых существительных задаётся к именит. и винит. падежам, а вопрос «кого?» у одушевлённых существительных - к родит. и винит. падежам.
2. По окончанию существительного падеж можно определить только в том случае, если оно в данном склонении не совпадает с другими окончаниями.
Так, в 1-ом склонении по окончанию можно определить все падежи, кроме дат. и предл., у которых одинаковое окончание Е. Это единственное склонение, в котором окончание вин. пад. – У, Ю – не совпадает ни с им. (А, Я), ни с родит.(И, Ы). Сравним: СОСНА (им.) – СОСНЫ (родит.) – СОСНУ (винит).
Во 2-ом склонении этим способом нельзя определить им., родит. и вин. падеж, так как у неодуш. сущ. нулевое окончание в вин. падеже совпадают с имен. пад – стоит СТОЛ – вижу стол; окончание А у одуш. сущ. в вин. падеже совпадает с родит. пад. – нет КОНЯ – вижу КОНЯ.
Остальные падежи в этом склонении имеют разные окончания, по которым можно определить падеж. Сравним: дат.- У, Ю (коню); твор.- ОМ, ЁМ (конём); предл. – Е (о коне).
В 3-ем склонении по окончанию возможно определить только твор. пад. – Ю (печью). Другие падежи определить нельзя, т.к. окончание вин. падежа совпадает с именит. (Пришла ДОЧЬ – вижу ДОЧЬ); в род., дат. и пред. падежах – окончание - И.
3. По предлогу можно определить падеж, если предлог употребляется только с одним падежом.
Перечислим некоторые из этих предлогов. Род. пад .: У, БЕЗ, ОКОЛО; дат .: К; вин .: ЧЕРЕЗ, ПРО; твор : НАД; предложн.: ПРО.
Если предлог употребляется с 2-мя или 3-мя падежами, падеж по нему определить нельзя. Назовём некоторые из таких предлогов. ПОД – вин. (под стол), твор. (под столом); НА – вин. (на стол) – предл. (на столе); ЗА – вин. (за слол) – твор. (за столом).
2 предлога употребляются с тремя падежами: С – родит . (съехать с горы), вин . (величиной с гору), твор .(поравняться с горой); ПО – дат . (идти по дороге); вин . (Море по колено); предлож . (Скучаю по ВАС).
4. Метод подстановки удобен тем, что позволяет различить им. и вин. падежи у одушевлённых существит. 2-го склонения, когда падежные вопросы и окончания этих падежей совпадают. Например: остановить (кого?) коня. Чтобы не ошибиться в определении падежа, нужно подставить сущ. 1 склонения, в котором вин. падеж не совпадает с другими падежами. Например: остановить машину. Окончание У в 1-ом склонении указывает на вин. падеж. Следовательно, у сущ. КОНЯ в словосочетании ОСТАНОВИТЬ КОНЯ тоже винит. падеж.
5. По синтаксической роли в предложении можно отличить вин.падеж от именительного у неодушевлённых существит. 2 склонения и существит. 3 склонения. Сравним: Рабочие строят (что?) дом. Слово ДОМ – дополнение. Следовательно, падеж винительный.
Можно определять падежи, используя слова-подсказчики. Например: родит. – НЕТ (кого? чего?) дат.: ДАТЬ (кому? чему?); винит.: ВИДЕТЬ (кого? что?).
Существительное способно видоизменяться благодаря окончаниям, которые добавляются к основе слова. В структуре предложения существительное обязательно имеет зависимое слово.
Алгоритм определения падежа существительного в предложении
Во-первых, найдите в предложении зависимое слово и задайте подходящий вопрос к имени существительному. Не забывайте, что в данном случае вы используете падежный вопрос.
Во-вторых, обратите внимание на окончание существительного и сверьте с таблицей падежей. На этом этапе можно предварительно узнать падеж. Однако, как правило, сложности возникают в разграничении винительного и родительного падежей в силу наличия одинакового вопроса «кого?».
В-третьих, подберите вспомогательное слово к существительному. Например, «нет (кого?)», «дать (кому?)» или «вижу (кого?)». Так вы сможете более точно определить падеж. При этом вам помогут предлоги, стоящие перед существительным в предложении. За каждым падежом закреплены определенные предлоги места, времени, цели, пространства и т.д. Если вы сомневаетесь в правильности ответа, то рекомендуется дополнительно обратиться к таблице падежей и найти нужный предлог.
Падеж существительного – грамматическая категория, которая обозначает отношение этого существительного к остальным словам в словосочетании, предложении. Падежей в русском языке выделяют шесть, но их определение вызывает затруднения не только в начальной школе. Определить падежи существительных можно по характерным вопросам и значению, то есть по тому, для чего обычно применяется тот или иной падеж.
Рассмотрим вкратце все падежи.
- Именительный падеж.
Вопросы: «кто?», «что?». Может употребляться только без предлога и обычно служит для выражения подлежащего в предложении. Просыпается (что?) природа.
- Родительный падеж.
Вопросы: «кого?», «чего?». У меня нет (чего?) книги.
- Дательный падеж.
Вопросы: «кому?», «чему?». Я дал яблоко (кому?) сестре.
- Винительный падеж.
Вопросы: «кого?», «что?». Он смотрел (что?) фильм.
- Творительный падеж.
Вопросы: «кем?», «чем?». Мать любовалась (кем?) дочерью.
- Предложный падеж.
Вопросы: «о ком?», «о чем?». Этот падеж мы употребляем только с предлогами. Мы говорили (о ком?) о моем отце.
- найти то слово, к которому существительное относится;
- задать от найденного слова вопрос к существительному.
- Родительный падеж.
Данный падеж употребляется и при именах, и при глаголах. Примеры приглагольного употребления:
- для обозначения какого-либо объекта, на который действие распространяется только частично: принести хлеба («не весь хлеб, а немного, какую-то его часть»);
- для обозначения прямого объекта действия, когда у глагола есть частица «не»: не читал книги (книга – объект действия);
- для обозначения объекта – при глаголах, выражающих желание, достижение, удаление: просить решения, требовать ответа, лишиться покоя.
- для выражения отношений принадлежности: музыка Чайковского, комната брата;
- для обозначения субъекта, обладающего каким-нибудь признаком (ясность мысли – «мысль, которая ясна») или действующего (шум волн – «волны шумят»);
- для обозначения объекта действия; действие при этом выражено существительным, образованным от глагола: отправка посылки. Глагол, от которого образуется существительное, должен быть переходным (т.е. действие переходит на объект): отправлять (что?) посылку – отправка посылки;
- для обозначения некоторого количества: стадо овец, стакан воды.
- для обозначения какого-либо объекта, на который действие распространяется только частично: принести хлеба («не весь хлеб, а немного, какую-то его часть»);
- Дательный падеж.
Обычно этот падеж используется при глаголах (написать бабушке, помочь другу), но встречается и приименное употребление. Здесь дательный падеж выражает:
- объект действия: помощь друзьям;
- назначение: корм коровам («предназначен для коров»).
- объект действия: помощь друзьям;
- Винительный падеж.
Данный падеж в основном используется при глаголах. Он обозначает некий объект действия: любить (что?) осень. Однако он может употребляться и с некоторыми существительными:
- для обозначения времени: ждать (что?) неделю;
- для обозначения пространства: пройти (что?) километр.
- для обозначения времени: ждать (что?) неделю;
- Творительный падеж.
Чаще всего встречается при глаголах и обозначает:
- предмет, с помощью которого можно совершить действие: писать карандашом;
- того, кто действует: текст написан школьником;
- объект, на который направляется действие: руководить отделом;
- признак: казаться красавцем;
- пространство: пройти стороной;
- способ действия: говорить басом;
- сравнение: ходить петухом.
- предмет, с помощью которого можно совершить действие: писать карандашом;
- Предложный падеж.
Данный падеж существует только с предлогами: о (об / обо), в (во), на, по, при. Если попробовать отбросить предлог, самостоятельной падежной формы не получится: брате. Слову явно чего-то недостает – это предлог «о». В других падежах слово «брат» вполне самостоятельно: приехал брат, слова брата, сказал брату, вижу брата, сделано братом.
Предложный падеж в сочетании с глаголами выражает:- объект мыслей, чувств, действия, речи, состояния: думать о прошлом, заботиться о дедушке, говорить о каникулах;
- место действия: бродить по полю;
- время действия: приехать в ноябре;
- предмет, позволяющий совершить действие: играть на скрипке;
- способ действия: передавать на словах;
- образ действия: закричать в ярости.
- объект мыслей, чувств, действия, речи, состояния: думать о прошлом, заботиться о дедушке, говорить о каникулах;
Падеж имён существительных - это грамматическая форма слова. Что это означает? То, что при постановке слова в тот или другой падеж, мы наладим его связь с другими словами в предложении. Увидим, действительно ли это существительное, или слово поведёт себя, как другая часть речи. Поэтому уметь определять падежи очень важно.
Делается это так :
- Внимательно присмотритесь к слову. Приставка, корень и суффикс нам сейчас совершенно не нужны. Интересует только окончание. Это и есть падеж, условно говоря. Специалисты легко определяют падеж по окончанию, если даже не видят всего предложения. Например: мама (именительный), мамой (творительный) и так далее.
- Но мы должны взглянуть на всё предложение целиком. Не на отдельные слова, не на какую-то часть предложения, а охватить его своим сознанием всё, полностью. И задать к нужному слову вопрос. Не спешите. Продумайте, как это сделать, от какого слова задать, чтобы получилось грамотно и звучало не смешно. А дальше мы будем действовать по такой вспомогательной табличке, используя самое лучшее слово на свете - "мама":
- Мама ("Мама пошла в магазин"). Кто (пошёл в магазин)? - Мама. Это именительный падеж. Запоминалка : "имя её - мама". Мы не сможем задать другого вопроса, кроме "кто?", не сможем подставить к форме "мама" никакого предлога. В предложении слово является подлежащим. Всё это характерные признаки именительного падежа.
- Мамы ("Мамы в комнате не было"). Кого (не было в комнате)? - Мамы. Родительный падеж. Запоминалка : "родитель мамы".
- Маме ("Я подарю маме цветы"). Кому (подарю цветы)? - Маме. Дательный падеж. Запоминалка: "даю маме".
- Маму ("Я люблю свою маму"). Кого (я люблю)? - маму. Винительный. Запоминалка : "виню маму".
- Мамой ("Я горжусь своей мамой"). Кем (я горжусь)? - мамой. Творительный. Запоминалка : "сотворённый мамой".
- О маме ("Я рассказываю о маме"). О ком (я рассказываю)? - о маме. Предложный. Запоминалка : "предложение о маме". Характерно, что предложный падеж совершенно невозможно использовать без предлога. Не получится.
- Затруднения могут возникнуть, когда совпадают именительный и винительный падежи или родительный и винительный падежи. В этом случае нам может помочь только внимательный анализ предложения.
- Существительные, находящиеся в форме множественного числа, находятся в предложениях под теми же предложными вопросами, что и единственное число. Но слова будут звучать совсем по-другому, конечно. Мамы, мам, мамам, мам, мамами, о (в) мамах.
- В русском языке есть огромное множество несклоняемых существительных. Какой бы вопрос в предложении мы к ним не задали, они всё равно будут находиться в неизменном виде, как будто в именительном падеже. Например: Я вешаю пальто (винительный). Я любуюсь шимпанзе (творительный).