Этапы эволюции человека. Движущие силы эволюции человека

22.12.2020

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Усвоив материал этой темы, вы должны:

    Характеризовать термины и понятия, объяснять взаимосвязь между ними:

    вымершие гоминиды австралопитековые, Человек умелый;

    вымершие группы рода Homo – архантропы и палеоантропы;

    ископаемые формы неоантропов – кроманьонцы;

    биологические и социальные факторы антропогенеза;

    человеческие расы (евразийская, азиатско-американская, экваториальная).

2. Знать:

    систематическое положение человека как биологического вида;

    отличительные черты человека и животных;

    палеонтологические данные, свидетельствующие о последовательных этапах формирования физических и социальных черт вида Человек разумный;

    этапы антропогенеза.

ПЛАН:

    Место человека в животном мире.

    Антропогенез.

    Человеческие расы.

1. Место человека в животном мире

Систематическое положение современного человека

Царство животные подцарство многоклеточные -> тип хордовые -> подтип позвоночные (черепные) класс млекопитающие подкласс звери -> инфракласс высшие звери, или плацентарные -> отряд приматы -» подотряд человекоподобные ^ надсемейство высшие узконосые семейство люди (го- миниды) род Человек (гомо) -> вид разумный (сапиенс) подвид сапиенс (полное название человека - Человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens)).

Признаки, определяющие положение человека в системе отряда приматов

Классификация

Признаки

Отряд приматы

Конечности хватательного типа; на пальцах ногти;

зубная система неспециализированна, с присутствием всех типов зубов (резцы, клыки, коренные); молочные зубы в процессе онтогенеза сменяются постоянными;

глазницы отделены от височной ямы (глаза направлены вперед);

конечным продуктом выделения является мочевая кислота; отсутствует сезонность в половой жизни; низкая плодовитость (обычно один детеныш)

Подотряд человекоподобные

Ногти плоские;

значительное развитие головного мозга, особенно больших полушарий;

заметное уменьшение обонятельных долей мозга; присутствие двух верхних и нижних вертикально расположенных резцов;

наличие трех и более бугров на жевательной поверхности коренных зубов;

незамкнутость хрящевых колец трахеи;

хорошее развитие мимической мускулатуры; одна пара сосков млечных желез; длителен период детства у детенышей

Надсемейство

узконосые

Присутствие дуг, петель и замкнутых фигур в пальцевых узорах;

редукция хвостового отдела позвоночника (3-5 копчиковых костей);

укрепление таза за счет уменьшения числа грудных позвонков и увеличения числа крестцовых; бочкообразная грудная клетка: наличие изгибов в позвоночном столбе; V-образная борозда между пятью бугорками на жевательной поверхности коренных зубов («узор дриопитека»); присутствие червеобразного отростка слепой кишки (аппендикс);

наличие большого числа извилин на полушариях головного мозга;

присутствие четырех основных групп крови (А, В, АВ, 0); сравнительно крупные общие размеры тела; значительное поредение волосяного покрова на теле

Род Человек

Объем мозга превышает 900 см 3 ;

развитие комплекса признаков, связанных с прямохожде- нием (S-образная форма позвоночного столба, развитие икроножных и седалищных мышц, уплощение грудной клетки в переднезаднем направлении, перемещение затылочного отверстия черепа к центру его основания и др.); относительно длинный и очень толстый первый палец на руках;

изменения в строении гортани, связанные с речью; резкое сокращение лицевого отдела черепа и увеличение мозгового;

малый размер клыков;

специфическое распределение волос на теле; сильное развитие эрогенных зон на теле (губы, грудь, ягодицы)

Антропогенез

Антропогенез - процесс историко-эволюционного становления человека как вида, развитие его трудовой деятельности и речи в процессе формирования общества - социогенеза.

Движущие силы антропогенеза:

    биологические факторы антропогенеза:

    естественный отбор;

    генотипическая изменчивость;

    социальные факторы антропогенеза:

    групповое сотрудничество;

    общение и речь;

    изготовление орудий;

    наличие постоянных жилищ.

Задания:

    Используя материал учебника, заполните таблицу:

Основные стадии эволюции человека

Дриопитек

Представители

Австралопи-тековые

(австрало-питек)

Человек умелый

Древнейшие люди (питекантроп, синантроп)

древние люди (неандерта- лец)

Новые люди (кроманьонец, современный человек)

18 млн. лет

Внешний вид

Небольшие животные с округлым черепом, бинокулярным зрением, хорошо развитым головным мозгом и плечевым поясом

Объем мозга, см 3

Человекоподобные черты в строении нижней челюсти

Орудия труда

Манипулирование с окружающими предметами

Образ жизни

Стадный образ жизни

2.1. Укажите признаки сходства человека и человекообразных обезьян:

    площадь коры больших полушарий около 1250 см 2 , лобные доли сильно развиты;

    полное перекрытие мозжечка полушариями головного мозга;

    большой палец нижних конечностей выполняет опорную функцию;

    группы крови по системе АВ0;

    наличие резус-фактора.

Основные этапы антропогенеза

Стадии развития человека

Описание

Дриопитеки - предки человека и человекообразных обезьян

Ближайшим общим предком человека и человекообразных обезьян были дриопитеки (древесные обезьяны), обитавшие 25-30 млн лет назад. Раньше предками человека считались азиатские представители дриопитеков ра- мапитек и сивапитек, найденные на холмах Сивалик (Индия). Сейчас более вероятным предком считается африканский дриопитек - кениапитек , существовавший около 12-14 млн лет назад. Объем головного мозга у ке- ниапитека составлял 350-380 см 3

Протоантроп - предшественник человека

Предшественниками человека были - австралопитеки (южные обезьяны), существовавшие 1,8-5,5 млн лет назад. От них позднее произошел африканский австралопитек - презинджантроп , считающийся непосредственным предком человека, принадлежащий к виду Человек умелый (Homo habilis ).

Человек умелый (Homo habilis ) существовал около 2 млн лет назад в Восточной Африке. Объем головного мозга достигал 680-800 см 3 . Изготавливал орудия - камни- гальки с отбитыми краями - чопперы. Верхние конечности были приспособлены к хватательной функции, а нижние - к прямохождению. Занимался собирательством семян и плодов, охотой на мелких животных и поеданием падали. Кривизна нижней челюсти свидетельствует о возможном овладении зачатками речи

Архантроп - древнейший человек

Стадии древнейшего человека соответствуют: питекантроп , или обезьяночеловек, синантроп , или китайский человек, гейдельбергский человек. Все эти формы древнейшего человека принадлежат к виду Человек прямоходящий (Homo erectus ).

Стадии развития человека

Описание

Человек прямоходящий (Homo erectus ) существовал около 500 тыс.-1,9 млн лет назад в Европе, Азии и Африке. Объем головного мозга достигал 800-1200 см 3 . Изготавливал более сложные орудия - заостренные с двух сторон рубила и скребла из камня - бифасы. Охотился на разную дичь, в том числе и крупную. Начал использовать огонь. Увеличение головного мозга свидетельствует о совершенствовании речи

Палеоантроп -

древний человек

Стадии древнего человека соответствует неандерталец. Неандерталец принадлежит к виду Человек разумный (Homo sapiens ) и является его ископаемым подвидом - неандертальским (Homo sapiens neanderthalensis ). Человек разумный неандертальский (Homo sapiens neanderthalensis ) существовал около 40-150 тыс. лет назад всесветно. Объем головного мозга достигал 1200-1400 см 3 . Изготавливал более совершенные орудия - отщепы от целых камней: наконечники и скребла. Жил в пещерах либо в жилищах из ветвей, костей и шкур убитых на охоте зверей. Вел коллективную облавную охоту на мамонтов, крупных копытных и др. Добывал и широко использовал огонь. Шил одежду из меха. На этой стадии зарождается религия и искусство. Начинается формирование человеческих рас и их расселение по планете

Неоантроп - человек современного типа

Стадии человека современного типа соответствует кроманьонец и все люди, составляющие население земного шара, - сапиенсы. Вымершие кроманьонцы и ныне существующее человечество принадлежит к виду Человек разумный (Homo sapiens ), но являются разными подвидами - ископаемым (Homo sapiens fossilis ) и современным (Homo sapiens sapiens ).

Человек разумный кроманьонский (Homo sapiens fossilis ) существовал 35-40 тыс. лет назад всесветно. Объем головного мозга достигал 1400-1600 см 3 . Жил в пещерах и жилищах j из костей мамонтов, стволов деревьев, каменных плит и j шкур убитых зверей. Орудия становятся более совершенными - ножи, скребла, наконечники, гарпуны из камня, рога и кости. Занимался охотой, собирательством и трудом.! Окультуривал растения и одомашнивал животных. На этой стадии происходит быстрый рост культуры. Завершается формирование устойчивого морфологического типа лю- j дей. Биологическая эволюция человека как вида замедляется и уступает место социальной эволюции - социогенезу

Домашнее задание:

      Приведите доказательства происхождения человека от животных.

      Укажите отличия человека от животных (человекообразных обезьян).

Представьте основные положения

4. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ

Расы - исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственных физических особенностей (цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, строение век, очертание головы и т.п.).

Расогенез – процесс возникновения и становления человеческих рас.

Причины возникновения рас

Человеческие расы возникли в результате действия естественного отбора и других факторов эволюции (мутационная изменчивость, дрейф генов, миграция и т.д.).

Естественный отбор сохранял и распространял в популяции адаптивные признаки, повышающие жизнеспособность особей.

Дрейф генов в популяциях людей, малых по численности, закреплял нейтральные признаки, не повышающие и не понижающие в данных условиях выживаемость потомства.

Миграция, или поток генов, приводила к появлению новой изолированной популяции, характеризующейся значительным однообразием (эффект основателя). Случайные признаки в такой популяции, принесенные немногими членами – основателями расы, сохранились в результате близкородственного скрещивания и стали признаками всей расы (не имеют адаптивного значения).

Доказательства единства рас:

    Все основные «человеческие» признаки были приобретены человеком задолго до его расхождения на отдельные расы (различия между расами носят приспособительный характер и касаются второстепенных признаков);

    Отсутствие генетической изоляции между расами, т.е. возможность плодовитых браков между представителями разных рас при их смешении (метисации);

    Сходные изменения, наблюдаемые в настоящее время у представителей разных рас, проявляющиеся в снижении общей массивности скелета (грацилизация) и ускорении развития всего организма (акселерация).

Основные человеческие расы

Современное человечество подразделяют на три основные группы рас, в пределах которых насчитывают около 30 малых рас и несколько сотен этнических групп. Между тремя основными группами рас существуют переходные расы.

Наименование расы

Признаки

Австрало-негроидная (экваториальная)

    кожа сильно пигментирована (защитный фильтр от тропического солнца);

    волосы курчавые или волнистые (воздушный теплоизолирующий шлем для головы);

    широкий нос (охлаждение горячего воздуха);

    выступающая нижняя часть лица (прогнатный череп);

    толстые мясистые губы и др.

Классические негроиды живут в Африке

Европеоидная (евразийская)

    светлая, реже смуглая кожа (не является препятствием для проникновения ультрафиолета, синтезирующего в коже противорахитичный витамин D);

    как правило, светлые прямые или волнистые волосы и голубые глаза;

    неширокий крупный нос (нагревательная камера для холодного воздуха);

    хорошее развитие волосяного покрова на лице у мужчин (борода и усы);

    не выступающая нижняя часть лица (ортогнальный череп);

    тонкие губы и др.

Сейчас европеоиды живут на всех материках, но сформировались они в Европе и Передней Азии)

Монголоидная (азиатско-американская)

    смуглая, реже светлая кожа;

    как правило, темные жесткие прямые волосы;

    широкое уплощенное лицо с сильно развитыми скулами и отложениями подкожной клетчатки (защита против обмерзания в условиях суровых континентальных зим);

    широкий нос с ноздрями, расположенными под углом друг к другу;

    наличие складки на верхнем веке и во внутреннем крае глаза – эпикантуса (приспособление к защите от пыльных и песчаных бурь, частых в азиатских степях и пустынях);

    средние по толщине губы и др.

Эта раса преобладает в Азии

Самостоятельная работа

Человеческие расы.

Критика расизма и социального дарвинизма

    На рисунке представлены разные расовые типы людей. Определите каждый их них.

Человеческие расы

    Используя рисунок и материал учебника, заполните таблицу:

Характеристика больших человеческих рас

    Перечислите доказательства биологической равноценности разных рас и их единой видовой принадлежности к Homo sapiens .

    В чем идеологическая сущность расизма и социал-дарвинизма?

    Что такое расоведение? В чем его принципиальное отличие от расизма?

    Какие причины привели к возникновению внутри вида Homo sapiens разных человеческих рас? Докажите, что только в прошлом расовые признаки имели адаптивный характер.

    Почему противоположные по содержанию расизм (попытка оценить биологические особенности людей, исходя из уровня их культурного развития) и социал-дарвинизм (попытка применить биологические закономерности для объяснения социальных явлений) одинаково реакционны по своей сути?

    Объясните, почему расовые предрассудки реакционны и являются тормозом для дальнейшего прогресса человечества.

Самостоятельная работа дома: подтвердите фактическим материалом каждый из приведенных ниже выводов:

Расовые различия людей возникли значительно позже окончательного выделения человека из мира животных. По отношению к признакам, которые качественно отличают человека от животных (мышление, речь, способность к трудовой деятельности), все человеческие расы сходны между собой. Различия в уровне культуры не связаны с биологическими особенностями людей разных рас.

Тест

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ

Вариант 1

Часть А.

    Присутствие на теле человека рудиментарного волосяного покрова свидетельствует о:

    наземном образе жизни

    родстве человека с млекопитающими

    приспособлении к холоду

    нарушении кровообращения кожи

2. Общими предками человека и человекообразных обезьян были:

2. австралопитеки

3. дриопитеки

3. Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян?

1. человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков

2. человек - потомок современных человекообразных обезьян

3. человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков

4. обезьяны произошли от древних людей

4. Череп человека отличается от черепа обезьян:

1. массивными, вытянутыми вперед челюстными костями

2. преобладанием мозговой части черепа над лицевой

3. преобладанием лицевой части черепа над мозговой

4. развитием гребня, к которому прикрепляются шейные мышцы

5. Человек, в отличие от млекопитающих животных:

1. обладает возбудимостью

2. имеет кору больших полушарий

3. мыслит абстрактно

4. обладает раздражимостью

6. Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовало:

1. прямохождение

2. лазание по деревьям

3. собирание пищи

4. копание

7. Трудовая деятельность предков человека способствовала формированию у них:

1. сводчатой стопы

2. развитой руки

3. S-образного позвоночника

4. объемного зрения

8. К социальным факторам, играющим существенную роль в эволюции предков современного человека, относится:

1. наследственная изменчивость

2. борьба за существование

3. естественный отбор

4. членораздельная речь

9. Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека?

1. только биологических

2. только социальных

3. социальных и биологических

4. абиотических и биотических

10. Социальные факторы эволюции способствовали формированию у человека:

1. сложных инстинктов

2. прямохождения

3. второй сигнальной системы

4. S-образных изгибов позвоночника

11. К древнейшим людям относят:

1. австралопитеков

3. неандертальцев

4. кроманьонцев

12. Человеком современного типа был:

1. неандерталец

2. кроманьонец

3. питекантроп

4. синантроп

13. Человек в отличие от животных воспринимает слово как:

1. сочетание отдельных звуков

2. выражение определенной мысли

3. набор звуков, не связанных друг с другом

4. звуковой сигнал

14. Человек в отличие от человекообразных обезьян обладает:

1. способностью к трудовой деятельности

2. четырёхкамерным сердцем

3. заботой о потомстве

4. объемным зрением

С 1. Почему расы не являются отдельными биологическими видами?

С 2. Перечислите основные человеческие расы.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ

Вариант 2

Часть А. Выберите один правильный ответ

    Исчезновение густого шёрстного покрова на теле человека, характерного для древних людей, является примером:

    ароморфоза

    дегенерации

    идиоадаптации

    конвергенции

2. Наиболее древними человекообразными обезьянами были:

2. австралопитеки

3. дриопитеки

4. гориллы

3. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об их

1. родстве и общем плане строения

2. одинаковом уровне организации

3. конвергентном сходстве

4. происхождении от разных предков

4. Увеличение размеров мозгового отдела черепа у человека, по сравнению с лицевым способствовало:

1. наземному образу жизни

2. развитию мышления

3. редукции волосяного покрова

4. использованию животной пищи

5. Человек отличается от человекообразных обезьян:

1. наличием волосяного покрова

2. развитым большим пальцем, противопоставленным остальным

3. наличием ногтей

4. формой ушей

6. Появление прямохождения у предков человека способствовало:

1. освобождению руки

2. появлению речи

3. развитию многокамерного сердца

4. усилению обмена веществ

7. Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факторам эволюции:

1. социальным

2. биологическим

3. антропогенным

4. биотическим

8. К социальным факторам эволюции человека не относится:

2. трудовая деятельность

3. общественный образ жизни

4. борьба с природными явлениями

9. Движущими силами антропогенеза являются факторы:

1. только биологические

2. только социальные

3. социальные и биологические

4. абиотические и биотические

10. Под влиянием каких социальных факторов происходила эволюция человека:

1. наследственности и изменчивости

2. письменности и искусства

3. борьбы за существование

4. способности к самовоспроизведению

11. К древним людям относят:

1. австралопитеков

2. питекантропов и синантропов

3. неандертальцев

4. кроманьонцев

12. Синантроп и питекантроп – это названия представителей одного вида:

1. человек умелый

2. человек прямоходящий

3. человек неандертальский

4. человек разумный современный

13. В головном мозге человека в процессе эволюции появились центры:

1. речевые

2. обоняния и вкуса

3. слуха и зрения

4. координации движения

14. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:

1. наличием только одной подвижной кости – нижней челюсти

2. наличием швов между костями мозговой части

3. более развитой мозговой частью

4. строением костной ткани

С 1. В процессе антропогенеза в борьбе за существование получили преимущества те группы древних людей, которые поддерживали стариков. Объясните причины этого явления.

С 2. Перечислите основные социальные факторы антропогенеза.


Тема «Расы и их происхождение»

Сформировать знания о человеческих расах и их единстве, определить единство физиологического и генетического типа современного человека, принадлежность всех людей к одному виду - Человек разумный;

Познакомить учащихся с гипотезами и факторами расогенеза;

Сформировать умение доказывать несостоятельность расизма на основе научных данных;

Способствовать формированию навыка работы с учебником, умение делать выводы, развития устной речи.

Оборудование: рисунки с изображением людей различных рас, коллекция моделей «Расы человека», презентация, компьютер, проектор, экран.

Ход урока


  1. Организационный момент.
Сегодняшний наш урок я хочу начать статьей главного закона России-Конституции РФ “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождении. Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежностям” (статья 19.2 из конституции РФ). Мы ответим на проблемный вопрос: относятся ли к одному виду двухметровый чернокожий баскетболист, миниатюрная вьетнамка, краснокожий индеец? Что такое расы?

Как они формировались и стоит ли делить людей по цвету кожи?

Но сначала проверим домашнее задание (Приложение 1.)

2.Проверка домашнего задания.

А) Тестирование.

^ 1) Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовали:

А) прямохождение В) собирание пищи

Б) лазание по деревьям Г) копание

2) Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека?

А) только биологических В) социальных и биологических

Б) только социальных Г) абиотических и биотических

^ 3) Изготовление орудий есть результат :

А) биологической эволюции В) биологической и социальной эволюции

Б) социальной эволюции Г) мутаций

4) На ранних этапах эволюции решающее значение имели:

А) биологическая эволюция В) биологическая и социальная эволюция

Б) социальная эволюция Г) способность к речи

^ 5)Преимущества среди всех живых существ Человек разумный приобрел в результате:

А) социального развития В) социального и биологического развития

Б) биологического развития Г) борьбы за существование

Б) Вспомните определение понятия вид

В) закончите фразу: «Эволюционные процессы, в результате которых появился вид Человек разумный, называется …..»

Г) назовите социальные факторы антропогенеза.

Проверьте свои ответы (слайды 3,4.)

3. Изучение нового материала.

1) Наше поколение живет в очень непростое время. На пороге 21 века исчезло рабство, конституция любой страны запрещает дискриминацию по расовым признакам. Даже в США слово негр считается оскорбительным и применяется исключительно выражение американец африканского происхождения.

Но мы каждый день слышим анекдоты, то про один народ, то про другой. Ищут хорошие и плохие нации. В массовой печати поднимается вопрос: “Какая нация мешает благоденствию России?” Нам пора уже определиться- с кем мы. У нас должна быть четкая гражданская позиция. А она должна опираться на прочные знания.

Уже в 1684 году Ф. Бернье сделал попытку классифицировать народы Земли по местам их расселения: европеоиды, негроиды, монголоиды, лапоноиды(северные). А термин «раса» ввел Ж.Бюффон. Из 8 класса вы должны помнить, что

Раса - это исторически сложившаяся в определенных географических условиях группа людей, обладающих некоторыми общими наследственными морфологическими и физиологическими признаками (слайд 7)

Выделяют 3 большие и около 30 малых рас (слайды7,8,9) Есть много сравнительно небольших расовых групп промежуточного, переходного или смешанного характера, поэтому между большими расами нет четких границ. Смешение рас сопровождается появлением здорового потомства, что усиливает единство человечества. Схема расовой классификации изображается в виде круга. Само существование переходных рас свидетельствует с одной стороны об изменчивости расовых признаков, а с другой стороны об условности деления человечества даже на большие расы. Малые расы возникли в результате смешанных браков, либо сохранили более древние черты.

2) Самостоятельная работа с учебником.

Используя фотографии и материал учебника (стр.286) заполните таблицу 2 в свих индивидуальных листках.

3) Расы человека начали формироваться около 30-40 тысяч лет тому назад в процессе заселения человеком Земного шара (Слайд 11). Формирование рас началось в Африке. Человек разумный – вид уникальный по широте ареала обитания существования. Он заселил самые разнообразные природные зоны и ландшафты и постоянно расширял среду своего обитания. По мере заселения новых территорий предкам человека пришлось сталкиваться большим разнообразием среды, в том числе и мало пригодной для существования. Выживали и давали потомство лишь наиболее приспособленные индивиды. Поэтому отобранные эволюцией морфологические различия в пределах одного вида Homo sapiens объясняются характером окружающей среды - климатом, пищевыми ресурсами и т. д. Такие физические признаки, как высокий и низкий рост, темная и светлая кожа, прямые и курчавые волосы, складывались на протяжении тысячелетий, когда человеческий организм приспосабливался к жаре или холоду, к определенному количеству солнечного света. Изменения морфологии человека проявлялись и вследствие появления дополнительных естественных барьеров (горные хребты, водоемы), препятствующих смешению отдельных групп, а также благодаря увеличению расстояний между расселившимися группами

Расогенез- процесс возникновения и становления рас. Существуют различные гипотезы происхождения рас (слайды 12,13) Полицентристы считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков в разных местах. Моноцентристы признают

общность происхождения, социально-психического развития, одинаковый уровень физического и умственного развития всех рас, возникших от одного предка.

Расизм - реакционная теория о разделении человечества на высшие и низшие расы. (слайд 14)

Поводом к подобному утверждению явились существенные различия в уровне социального, и культурного развития отдельных народов в эпоху географических открытий. Хотя коренные народы Азии, Африки, Америки и Австралии подарили миру немало выдающихся личностей. Однако и сегодня расисты продолжают использовать факт неодинакового уровня развития культуры как доказательство неполноценности некоторых рас. Расистские теории поддерживаются идеями социал-дарвинизма. Сторонники социал-дарвинизма объясняют причины исторического развития общества биологическими законами борьбы за существование и естественного отбора, то есть они биологизируют общественные процессы и социальное неравенство и деление общества на классы объявляют следствием биологического неравенства людей.

Расы возникли после того, как человек выделился из мира животных, поэтому невозможно установить существенные различия между расами в сознании, мышлении, физиологических и анатомических особенностях, речи, трудовой деятельности. Причинами образования рас являются изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор и изоляция (слайд 15)

В 19 веке расисты утверждали превосходство белой расы, во второй половине 20 века пропагандировали превосходство черной или желтой расы. Таким образом, расизм не связан с наукой и оправдывает политические и идеологические догмы.

4) Закрепление.(работа в индивидуальных листах):

Вставить пропущенные слова

Дать определение.

5) Обобщение и итог урока. Оценивание.

В наше время люди разных рас борются за свободу, равенство и братство. Мы хотим, чтобы каждый человек, независимо от цвета кожи, чувствовал себя равноправным в великом содружестве племен нашей планеты. Сегодняшний наш урок я хочу закончить отрывком из стихотворения Р.Рождественского:

Для всех угнетенных,

Трудом обожженных,

Разница в цвете кожи-

Не в счет.

В людях – черных, белых, желтых-

Красная кровь течет.

(Р. Рождественский) (слайд 16)

Разделы: Биология

Класс: 11

Учебное занятие рассчитано на сдвоенный урок (90 минут), в рамках которого повторяются и обобщаются знания, полученные по теме. А также повторяется учебный материал, изученный ранее в курсе “Биология–8. Человек”. Главная цель учебного занятия вывести учащихся через содержание учебного материала на цефализацию, как основное направление антропогенеза. Это понятие в дальнейшем будет опорным при изучении темы “Ноосфера”. Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга.

Цели урока.

Образовательные: систематизировать и обобщить знания учащихся об антропогенезе, биологических и социальных факторах эволюции человека, выявить качество их усвоения школьниками.

Раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению; содействовать формированию знаний о далеких предках человека, их развитии в связи с изменяющимися условиями обитания.

Повторить и обобщить знания о строении основных отделов головного мозга: продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего мозга, и выполняемых данными отделами мозга функциях.

Развивающие: продолжить формирование навыков самостоятельного анализа источников информации, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: cформировать убеждённость в том, что в основе процесса происхождения и исторического развития человека лежат естественные природные закономерности.

Закрепить материалистическое понимание работы головного мозга; понимание необходимости освоения наук о человеке как уникальном живом организме на нашей планете.

Показать значимость возникновения социальной среды, ее роль на этапах эволюции человека.

Тип урока: комбинированный.

Учебное пособие: Биология. Общая биология. 10-11 классы. П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая, Г. М. Дымшиц и др. – уч. для общеобр. учреждений, профильн. уровень. Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2009.

Список литературы.

1. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (Дарвинизм): Учеб. для биол. спец. Вузов. - 4-е изд., стер.- М.: Высш. шк., 1998. -336 с.: ил.

2. Журналы “Биология в школе” № 3 за 1986 г. № 6 за 1990 г. № 3 за 2002 г.

3. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Биология 3 том, Москва, “Мир”, 1990 г.

4. Н.Н.Воронцов, А.Н.Сухорукова. Эволюция органического мира. Москва, “Просвещение”, 1991 г.

6. М.Ф.Ивахненко, В.А.Корабельников. Живое прошлое земли. Москва, “Просвещение”, 2004 г.

7. Ч. Дарвин. Происхождение человека и половой отбор.

Материалы образовательного видеопортала "Interneturok.ru"

1 этап урока – организационный

Мотивационный этап. (Учитель обращается к классу):

Зачем мы изучаем данную тему?

Высказывания учащихся суммируются по направлениям:

Чтобы знать своё происхождение и не терять связи с живой природой.

Чтобы знать, как наука объясняет вопрос о происхождении человека, поскольку в обычной жизни мы порой сталкиваемся с научно необоснованными взглядами.

2 этап урока работа с учебником: п.84. Происхождение человека. Обсуждение основных этапов эволюции приматов.

Просмотр фрагментов видеоурока “Эволюция человекообразных приматов”, “От обезьян к архантропам” и фрагментов видеопрезентации “Филогенетическое дерево рода Homo”

П. 85. Первые представители рода Homo. Обсуждение влияния социальных факторов на развитие представителей рода Homo. Олдовайская культура.

Просмотр фрагмента видеоурока “Появление палеоантропов” и фрагментов презентации “Биологические и социальные факторы антропогенеза”.

П. 86. Появление человека разумного. Работа со схемой эволюции гоминид, картой расселения человека.

Просмотр фрагмента видеоурока “Становление человека разумного”.

Аналитическая работа со схемой и ответы на вопросы:

  1. Назовите основные этапы эволюции приматов.
  2. Почему вымерли австралопитеки?
  3. Почему человека умелого относят не к австралопитекам, а к роду человек?
  4. Что позволяет считать, что человек прямоходящий мог владеть речью?
  5. Чем принципиальное отличие человека неандертальского от его предшественников?
  6. Почему кроманьонец более развит в социальном плане, чем неандерталец? В чем причина такого различия?
  7. Если между человеком и приматами много общего, то почему нельзя человека отнести к обезьянам с научной точки зрения?
  8. Назовите основные факторы антропогенеза.
  9. Какой континент можно считать прародиной человека и почему?
  10. Какие научные данные генетики подтверждают этот вывод?

3 этап урока – Проверка знаний по теме “Антропогенез”. В форме тестового опроса.

1. В каком порядке появились на Земле люди?

А) неандерталец, человек умелый, человек прямоходящий, кроманьонец;

Б) человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец;

В) человек прямоходящий, человек умелый, кроманьонец, неандерталец.

2. Общими предками человека и человекообразных обезьян были:

А) лемуры;

Б) австралопитеки;

В) дриопитеки;

Г) гориллы.

3. Череп человека отличается от черепа обезьян:

А) массивными, вытянутыми вперед челюстными костями;

Б) преобладанием мозговой части черепа над лицевой;

В) преобладанием лицевой части черепа над мозговой;

Г) развитием гребня, к которому прикрепляются шейные мышцы.

4. Человек отличается от человекообразных обезьян:

А) наличием волосяного покрова;

Б) развитым большим пальцем, противопоставленным остальным;

В) наличием ногтей;

Г) формой ушей.

5. Освобождение руки в процессе эволюции человека способствовало:

А) прямохождению; Б) лазанию по деревьям; В) собиранию пищи; Г) копанию

6. Установите порядок последовательности, согласно которой появлялись люди на Земле.

а) неандерталец; б) питекантроп; в) австралопитек; г) кроманьонец; д) дриопитек.

7. Результатом эволюции является:

а) дрейф генов; б) многообразие видов; в) мутационная изменчивость;

г) приспособленность организмов к условиям внешней среды;

д) повышение организации живых существ; е) борьба за существование.

8. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о

а) возникших мутациях; б) о проявлении атавизма;

в) нарушении развития плода в организме; г) происхождении человека от животных.

9. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к

а) использованию различной пищи; б) наземному образу жизни;

в) жизни в различных природных условиях;

г) невосприимчивости к различным заболеваниям.

10. В отличие от человекообразных обезьян у человека

а) имеется резус – фактор; б) появилась рассудочная деятельность;

в) имеется четырёхкамерное сердце; г) развито абстрактное мышление;

4 этап урока – Решение открытой задачи методом учебного мозгового штурма (проблемная работа с текстом): учащимся предлагается ознакомиться с содержанием стихотворного текста.

Первый мост

И вот он вырвался из чащи
По следу зверя. Но поток,
В глубокой трещине урчащий,
Ему дорогу пересек.

На берегу другом - добыча, -
Для всей семьи его - еда:
Нетронутые гнезда птичьи,
Косуль непуганых стада...

Себе представив на мгновенье
Закрытый для него простор,
Затылок он в недоуменье
Косматой лапою потер.

И брови на глаза нависли,
И молча сел на камень он,
Весь напряженьем первой мысли,
Как судорогою, сведен.

И вдруг - голодный, низколобый -
Он встал, упорен и высок.
Уже с осмысленною злобой
В ревущий заглянул поток.

И, подойдя к сосне, что криво
Росла у самого обрыва,
И корни оглядев - гнилье! -
Он стал раскачивать ее.

И долго та работа длилась,
И камни падали в обрыв,
И с хрустом дерево свалилось,
Два берега соединив.

И он тропою небывалой
На берег перешел другой,
И пот со лба отер усталой -
Уже не лапой, а рукой.

Вадим Шефнер. Годы и миги.
Москва: Современник, 1983.

В ходе критического анализа идей используется презентация “Мозг”, в которой рассматривается строение головного мозга, структура, роль и значение его отделов. Учащиеся повторяют материал, изученный в курсе биологии человека, и углубляют полученные ранее знания. В процессе обсуждения учитель подводит учащихся к выводу: Эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга.

Домашнее задание: повторить материал § 84-86. Подготовить сообщение о роли ретикулярной формации и отделов головного мозга в формировании условных рефлексов, памяти, воображения, критического мышления.

1. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции: а) - Млекопитающие б) - Пресмыкающиеся в)

г) - Птицы

д) - Бесчерпеные хордовые

2. Установите последовательность появления групп животных в процессе эволюции:

а) - Плоские черви

б) - Круглые черви

в) - Простейшие

г) - Кишечнополостные

д) - Плоские черви

Спасибо большое!!

Араморфоз А)Появление двух кругов кровообращения у земноводных в процессе эволюции. Б)Отсуствие пищеварительной системы у

В)Появление тканей и органов у наземных ратстений в процессе эволюции.

Г)Разнообразие в строении конечностей у млекопитающих.

Д)Различные жизненные формы(граны,деревья,кустарники)у растений.

Идиодаптация

Общая дигенирация.

Установите соответствия.

1)Г,Д,2А,В,3Б

2)1А,Г,2В,Д,3Б.

3)1А,В,2Г,Д,3Б

4)1А,Д,2В,Г,3Б

1. Не имеет наследственного аппарата: 1) нейрон 3) чумная бацилла 2) вирус гриппа 4) тромбоцит человека 2. Запасное вещество животной клетки -

это: 1) крахмал 3) гликоген 2) глюкоза 4) белки

3. Размножение, при котором потомство получает точную копию генетического набора родителя, называется: 1) вегетативным 3) половым 2) семенным 4) гермафродитизмом

4. К пищеварительным железам относятся: 1) почки 3) щитовидная железа 2) печень 4) желудок

5. Мышцы руки сокращаются благодаря импульсам, поступаю¬щим в: 1) поперечно-полосатую мускулатуру 2) гладкую мускулатуру 3) мускулатуру обоих видов 4) сухджилия и связки

6. Игра на фортепьяно управляется: 4 1) промежуточным мозгом 3) корой мозга 2) продолговатым мозгом 4) средним мозгом

7. Грибы выделяются в: 1) отдел растений 2) Группу симбиотических организмов 3) отдельное царство 4) подгруппу животных

8. Зачаточный побег - это: 1) почка 3) клубень 2) луковица 4) столон

9,Цитоплазмы может не быть в клетках: 1,камбия 2,основной ткани 3,механической ткани 4,образующих устьица

10..Признаком класса двудольных растений считается: 1,мочковатый корень 2,сетчатое жилкование листьев " 3,отсутствие запаса питательных веществ в семядоле 4,видоизмененный побег-луковица

11.Признаком цветкового растения может служить: 1,образование спор 2,образование семян 3,образование укороченных побегов 4.двойное оплодотворение

12.Фотосинтезирующими органеллами могут быть: 1.лейкопласты и хромопласты 2.митохондрии и рибосомы 3.хлоропласты и хроматофоры 4.лизосомы и центриоли

14..Одноклеточные животные, имеющие ресничный покров, клеточный рот и два вида вакуолей, относятся к: 1.жгутиковым 2.колониальны 3.инфузориям 4.радиоляриям

15..В процессе эволюции впервые нервная система появилась у: 1.насекомых 3) червей 2.рыб 4) кишечнополостных

16. Такие заболевания, как кретинизм, микседема, б; лезнь, связаны с нарушениями функций: 1) щитовидной железы 3) поджелудочной желе 2) надпочечников 4) половых желез

17. Человеку в качестве лекарства нельзя вводить непос в кровь: 1) физиологический раствор 3) раствор белков пищи 2) анальгетики 4) антибиотики

18. Мантия и мантийная полость - это признаки: 1) моллюсков 3) плоских червей 2) насекомых 4) кольчатых червей

19. Стадию куколки в своем развитии проходит: 1) стрекоза 3) саранча 2) павлиний глаз 4) постельный клоп

20. В результате мейоза из одной клетки у мужчины обрг 1) две клетки 3) четыре клетки 2) восемь клеток 4) шесть клеток

21. Антибиотиками не лечится: 1) холера 3) полиомиелит 2) сифилис 4) дифтерия

22. Участниками всех биохимических реакций являются: 1) гормоны 3) углеводы 2) витамины 4) ферменты

23. Основоположником генетики был: 1) Ч. Дарвин 3) Т. Морган 2) Г. Мендель 4) Н. Кольцов

24. Выпускники медицинских институтов приносят клятву: 1) Галена 3) Везалия 2) Авиценны 4) Гиппократа

Часть 1.

Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос:

1А. Укажите признак, характерный только для царства животных.
1) дышат, питаются, размножаются
2) состоят из разнообразных тканей
3) Имеют механическую ткань
4) имеют нервную ткань
2А. Животные какого типа имеют наиболее высокий уро­вень организации?
1) Кишечнополостные 3) Кольчатые черви
2) Плоские черви 4) Круглые черви
3А.Какое животное обладает способностью восстанавли­вать утраченные части тела?
1) пресноводная гидра
2) большой прудовик
3) рыжий таракан
4) человеческая аскарида
4А.Внутренний скелет - главный признак
1) позвоночных 3) ракообразных
2) насекомых 4) паукообразных
5А. Чем отличаются земноводные от других наземных по­звоночных?
1) расчлененными конечностями и разделенным на отделы позво­ночником
2) наличием сердца с неполной перегородкой в желудочке
3) голой слизистой кожей и наружным оплодотворением
4) двухкамерным сердцем с венозной кровью
6А. К какому классу относят позвоночных животных имеющих трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке?
1) пресмыкающихся 3) земноводных
2) млекопитающих 4) хрящевых рыб
7А. Повышению уровня обмена веществ у позвоночных животных способствует снабжение клеток тела кровью
1) смешанной
2) венозной
3) насыщенной кислородом
4) насыщенной углекислым газом
8А. Заражение человека аскаридой может произойти при употреблении
1) немытых овощей
2) воды из стоячего водоема
3) плохо прожаренной говядины
4)консервированных продуктов

Часть 2.
Выберите (обведите) три правильных ответа из шести:

В1. У насекомых с полным превращением
1) три стадии развития
2) четыре стадии развития
3) личинка похожа на взрослое насекомое
4) личинка отличается от взрослого насекомого
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) во взрослое насекомое превращается личинка

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В2. Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца.
ВИД ЖИВОТНОГО ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ СЕРДЦА

A) прыткая ящерица 1) трехкамерное без перегород­ки в желудочке
Б) жаба
B) озёрная лягушка
Г) синий кит 2) трехкамерное с неполной перегородкой
Д) серая крыса
Е) сокол сапсан 3) четырехкамерное

А
Б
В
Г
д
Е
Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений и т.п.. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
В3. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции:
А)Млекопитающие
Б)Пресмыкающиеся
В)Рыбы
Г) Птицы
Д) Бесчерепные хордовые
Часть 3.
Дайте полный свободный ответ на вопрос:
С1.Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Пресмыкающихся и Млекопитающих.


Главной движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного тина, была трудовая деятельность. На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме того, древнейший человек постепенно стал использовать руку для изготовления орудий труда. В процессе изготовления и употребления орудий труда рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Результатом трудовой деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука. Кроме того, труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т. е. созданию общества взамен стада.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.

Сейчас мы перейдем к основным органам человека, сыгравшим важнейшую роль в его эволюции. К ним относятся: мозг, развившийся под влиянием труда и членораздельной речи; рука, преобразовавшаяся в орган труда; стопа, которая сформировалась под влиянием прямо хождения.

По Энгельсу, основным фактором, обусловившим развитие обезьяны в современного человека, был труд: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, - который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству».

Можно утверждать, что мозг всех человеческих рас равно приспособлен к трудовой деятельности, что в нем на одинаково высоком уровне развития стоят те участки в лобной, височной и теменной долях, от которых зависит осуществление членораздельной речи.

По учению акад. И.П. Павлова, слова членораздельной речи входят в состав второй сигнальной системы, свойственной только человеку. Унаследованная же от далеких предков первая сигнальная система действительности является у человека общей с высшими животными, хотя и видоизменена в связи с развитием речи и сознания, свойственных всем человеческим расам.

Очень важным является, далее, участок коры, от которого зависит моторика пальцев рук. Он находится в нижней части передней центральной извилины, недалеко от двигательной речевой зоны. У всех человеческих рас этот участок занимает одинаково большое место, очень сильно развит, дифференцирован на отдельные «центры» для каждого пальца.

Шимпанзе имеет меньшую дифференциацию коры в участке, который связан с движением пальцев. Отдельные пальцы кисти шимпанзе и других обезьян не могут действовать так независимо друг от друга и исключительно точно, как у человека. Чтобы лучше понять это функциональное различие, обратимся к строению кисти шимпанзе и человека.

Будучи специализированным хватательным органом, кисть шимпанзе отличается сильным развитием в длину пальцев - от второго до пятого: с их помощью обезьяна, как крюком, прочно цепляется за ветки во время быстрого передвижения по деревьям. Вся поверхность ладони и нижней стороны фаланг пальцев снабжена массой чувствительных нервных окончаний и сплошь покрыта узорами из папиллярных, или сосочковых, линий, препятствующих скольжению при охватывании веток.

Однако первый, или большой, палец очень мал, почти рудиментарен и слабо участвует в охватывании ветвей. Таким образом, кисть, специализированная как орган «руколетания», или брахиации, по ветвям деревьев, похожа на крюк.

Несмотря на резко выраженные особенности строения кисти шимпанзе, как ловкого брахиатора, легко подметить сильное сходство между ней и кистью человеческой руки, которая в своей основе тоже является хватательным органом. Как и шимпанзе, человек обладает плоскими ногтями. На его ладонях имеется сложный узор кожных папиллярных и флексорных линий, очень похожий на узор у шимпанзе.

Большой палец в составе кисти человека относительно и абсолютно очень сильно развит. Он хорошо противопоставляется остальным. Эта особенность вместе с тонкой дифференциацией движений пальцев характеризует кисть человека как орган труда. Кисть антропоидного предка человека, не успевшая еще чрезмерно специализироваться, позволила ему обратиться к трудовой деятельности, при которой обхватывание и удерживание предметов играют большую роль.

Рука человека, как указал Энгельс, есть не только орган труда, но и продукт его. В процессе эволюции она постоянно изменялась под влиянием все совершенствовавшегося труда. Анатомо-физиологические особенности, характеризующие ее приспособление к трудовой деятельности, передавались по наследству, развиваясь и накапливаясь от поколения к поколению.

Овладев новой, трудовой функцией, кисть человека сохранила первоначальные приспособления к обхватыванию предметов и лазанию, которые унаследованы от предков - обезьян.

По строению кисти, - важнейшему органу, отличающему человека от животных, - ни одна современная раса не ниже и не выше других.

Рука и мозг развивались под могущественным влиянием социального фактора - общественного труда. Но это развитие было бы невозможным, и путь к нему, а, следовательно, и к очеловечению, был бы закрыт, если бы рука у ближайшего предка человека не освободилась от функций поддерживания тела при передвижении по земле.

У шимпанзе кисти рук служат прежде всего как органы лазания по деревьям; стопы несут очень важную служебную роль, в особенности при медленном передвижении по деревьям и земле. В связи с этим стопы сохранили приспособления к обхватыванию ветвей с противопоставлением большого пальца остальным, а также к энергичному продвижению тела по земле при четвероногом способе ходьбы и бега (здесь отметим сильное развитие и крепость второго-пятого пальцев).

На первый взгляд, стопа шимпанзе очень похожа на кисть, так как большой палец далеко отстоит от остальных и способен им противопоставляться. Но уже наличие пятки указывает на то, что это не кисть, а стопа, хотя и приспособленная в первую очередь к обхватыванию ветвей.

Сходство между стопами шимпанзе и человека выражено и в наличии плоских ногтей на пальцах и в сильном развитии большого пальца, поскольку тяжесть тола этой обезьяны по большей части падает на задние конечности.

Относительная величина пальцев шимпанзе и человека различна. У шимпанзе на стопе, как и на кисти, самым длинным является третий палец (затем идут четвертый, второй, пятый и первый). У человека на стопе самый длинный палец либо первый (формула пальцев: 1> 2> 3> 4> 5) либо, реже, второй (2 > 1 > 3 > 4 > 5). На кисти человека пальцы по их длине идут в следующем порядке: 3 > 4 > 2 > 5 > 1, как и у обезьян, либо 3> 2> 4> 5> 1. Развитие большого пальца па стопе шимпанзе несравненно сильнее, чем на его кисти.

Еще больше сходство между стопами шимпанзе и человека проявляется во внутреннем строении, например в наличии у человека рудимента мышцы, которая у антропоидов приводит большой палец к остальным. Эта мышца состоит из двух головок - поперечной и косой. Особенно редуцировалась у человека первая из них, имеющая у обезьян большее функциональное значение.

Одним из самых резких отличий стопы человека является присутствие продольного свода, служащего опорой при стоянии и передвижении. Будучи одинаково хорошо развитым у всех человеческих рас, этот свод отсутствует у шимпанзе.

Стопа у представителей очень многих племен и народов, особенно в тропических и подтропических областях, нередко обладает хватательной способностью. Привыкнув с младенческого возраста передвигаться без обуви и захватывать пальцами стопы с земли камешки и прочие мелкие предметы, они ко взрослому состоянию приобретают особую ловкость, которая позволяет им пользоваться пальцами стопы при шитье, гребле на лодках и при многих других движениях. В результате такого длительного упражнения большой палец приобретает способность заметно отодвигаться в сторону от соседнего и крепче прижиматься к нему, а также начинает лучше сгибаться. Развивается заметная самостоятельность и ловкость также у остальных пальцев стопы.

Интересно в этой связи описание ловкости папуасов, которое дал Н. Н. Миклухо-Маклай: «Я видел, например, как они держали ногами самые различные предметы, поднимали их с земли, ловили в воде маленьких рыб, снимали более крупных с остроги и даже чистили бананы». У европейских и других народов, постоянно носящих обувь, при этом нередко тесную, стопа функционально и морфологически несколько отличается от стопы людей, живущих в условиях теплого климата, где ходьба босиком обычна. Однако строение и функции стопы у различных человеческих рас очень сходны, и вариации расового характера невелики по крайней мере в отношении прирожденного строения.

У неандертальцев стопа была меньше приспособлена к прямохождению, чем у любой современной расы. Это вполне согласуется с тем, что у них и позвоночный столб не имел столь ясно выраженных поясничного и шейного изгибов, которые характерны для всех современных человеческих рас. Позвоночник неандертальцев во многих отношениях был больше похож на позвоночник шимпанзе или другой человекообразной обезьяны, чем современного человека.

Подведем краткие итоги по данным, свидетельствующим о единстве и биологической равноценности рас современного человечества.

Головной мозг современных людей велик и обладает сильно развитыми лобными долями. По этим особенностям все современные расы одинаково отличаются не только от шимпанзе, но и от неандертальцев с их заметно слабее развитыми лобными долями.

Кисть шимпанзе отличается тем, что большой палец очень мал. У всех представителей европеоидной, негроидно-австралоидной и монголоидной больших рас он сильно развит и в равной мере способен к противопоставлению остальным пальцам.

Стопа людей всех рас с ее упругим сводом является опорным органом, а не хватательным, как у предков человека - ископаемых обезьян, у которых большой палец хорошо противопоставлялся прочим, а стопа захватывала предметы, вероятно, почти с такой же ловкостью, как и кисть.

Следовательно, по строению таких важных органов, как мозг, кисть, стопа, прогрессивное развитие которых особенно характерно для эволюции человеческого тела, расы находятся на одинаково высоком уровне. В этом отношении, так же как и по другим существенным особенностям строения тела, современные человеческие расы равно удалены от типа своего ближайшего предка-неандертальца, а тем более от типа антропоида.

Единство современных рас в еще большей мере сказывается в сходстве многих биохимических признаков. Особенно ярко это проявляется в составе крови, которая у людей самых различных рас до сих пор практически неразличима, несмотря на применение наиболее тонких методов исследования.

Признание биологической равноценности человеческих рас делает недопустимым утверждение зарубежных расистов о том, что якобы негроидно-австралоидная, а по мнению других, монголоидная раса, является стадией в развитии европеоидной расы.

После рассмотрения вопросов, связанных с антропогенезом, будет вполне уместно перейти к рассмотрению процесса происхождения и развития человеческих рас.


Похожие статьи